можно ли поздравлять мусульман с праздником

Разрешается ли поздравлять христиан с их праздниками?

можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть фото можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть картинку можно ли поздравлять мусульман с праздником. Картинка про можно ли поздравлять мусульман с праздником. Фото можно ли поздравлять мусульман с праздником

Христиане и представители иных религий являются нашими соседями, коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками детей мусульман. Мусульмане являются частью гражданского общества России, поэтому каждому из них важно сознавать, что его поведение должно соответствовать требованиям шариата и способствовать установлению гармоничных и добрососедских отношений со всеми членами современного общества.

Каковы нормы поведения, предписанные шариатом, которые должен соблюдать мусульманин при взаимодействии с христианами в различных ситуациях?

В вопросах взаимодействия для мусульман не все христиане находятся на одном уровне. То есть взаимодействие с ними различаетсяв зависимости от их отношения к мусульманам.

Мы здесь хотим разъяснить, что в этом вопросе христиане делятся на три категории:

1)«Аль-мукатилун»– те, кто находятся с мусульманами в состоянии войны;

2) «Аль-мусалимун»–это те христиане,с которымиу мусульман хорошие добрососедские отношения; они помогают друг другу в мирских делах, имеющих добро для обеих сторон, и их объединяют некоторые общие мирские цели.

3) «Аль-мухайидун» – те, кто не относятся к первой группе, но вместе с этим не имеют с мусульманами связей и общих дел, которые имеет вторая группа.

Ученые в вопросе поздравления христиан с их религиозными праздниками разделились на два мнения:

Первое – это мнение ученых, которые дозволяют поздравлять христиан с их праздниками и относят это действие ккатегории «мубах» (дозволенное). Согласно этому мнению, такие поздравления подходят под раздел поддержания добрых взаимоотношений с христианами.

Второе– это мнение ученых, которые относятся к этому вопросу очень строго и запрещают поздравлять христиан с их праздниками. Они ограничили всякое взаимодействие с христианами, включив его в вопросы акыды (исламского вероубеждения).

К большим ученым, которые подтверждают первое мнение, относятся:

علامة العصر بلا منازعة وفقيه الشام بلا مدافعة الشيخ مصطفى الزرقا – رحمه الله تعالى – حيث يقول :

( فتاوى مصطفى الزرقا: ص355- 357 )

«Поистине, поздравить знакомого христианина с праздником рождения пророка Иса (мир ему), по моему мнению, является одним из видов доброго отношения к ним. Ведь ислам нам не запрещает подобное отношение к ним…»

(Фатава Мустафа Аз-Зарка, 355)

Шейх Наср Фарид Мухаммад Васил– Муфтий Египта в прошлом:

«. وعلى ذلك فإن دار الإفتاء المصرية ترى أنه لا مانع شرعاً في مجاملة غير المسلمين وتهنئتهم أو مواساتهم في أي مناسبة تحل بهم. وأن هذا هو التطبيق الأمثل للإسلام وليس في ذلك خروجاً عن الدين أو فيه نوع من الحرمة

«. Согласно всему этому, Египетский Дом фетв (Даруль-Ифта) считает, что нет запрета в Шариате в проявлении учтивости к немусульманам и в поздравлении или в соболезновании их по разным поводам, которые постигают их. Поистине, это будет более подходящей для ислама практикой. И в этом нет выхода из религии, а также нет никакого запрета».

Аль-Фатава аль-исламийя»,482)

Мухаммад Саид Рамадан Аль-Бути –всемирно известный ученый-алим, автор книг по вероубеждению и сире Пророка (мир ему и благословение Аллаха), доктор шариатских наук:

«Решение Шариата относительно поздравления праздником Рождества:

не запрещается мусульманину поздравить своего соседа христианина с его праздником, при этом не признавая противоречащие исламской религии убеждения. Например, мусульманин может сказать ему: поздравляю тебя с праздником Рождества или с наступлением Нового года по григорианскому календарю».

Имам Ахмад сказал, что передается от Абдуллаха Ибн Зубайра (да будет доволен им обоими Аллах):

«Мать жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха)Катиля, будучи неверной, прибыла с подарками к своей дочери Асма (да будет доволен ею Аллах), а Асма отказалась от этих подарков и не впустила ее в дом. Тогда Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в это время Аллах ниспослал следующий аят:

(Смысл):«Аллах не запрещает вам поддерживать добрые отношения к неверным, не находящимся с вами в состоянии войны в религии и не выселяющими вас из ваших домов, делать им добро и проявлять к ним справедливость, ведь Аллах любит справедливых» (сура Аль-Мумтахина: 8)

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ей принять подарки и впустить ее в дом». (Имам Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатам)

Ибн Касир в толковании этого аята приводит хадис от Асмы, дочери Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах):

«В то время, когда с Курайшитами был мирный договор, моя мать, будучи неверной, прибыла в Медину. Я подошла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: «О посланник Аллаха, моя мать прибыла ко мне и желает возобновить со мною родственные связи. Как мне быть?» Он ответил: «Да, конечно, поддержи с ней родственные связи». (Бухари, Муслим, Имам Ахмад)

(МухтассарТафсир Ибн Касир)

Также имам Аль-Бухари приводит от Анаса (да будет доволен им Аллах):

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) служил мальчик иудей. Когда он заболел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посетил его. Он сел у головы этого мальчика и сказал ему: «Прими Ислам». Мальчик посмотрел на своего стоящего рядом отца, а отец сказал ему: «Подчиняйся Абулькасиму (мир ему и благословение аллаха)», и он принял Ислам. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел от него, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от огня Ада». (Бухари)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал:

В данном хадисе имеется разрешение для мусульман нанимать на работу неверных (мушриков), а также разрешение посещать их, когда они болеют. В нем также имеется проявление доброго взаимодействия с ними…

(Фатх аль-Бари, ибн Хаджар аль-Аскаляни)

Учитывая, что сегодня во всем Мире, в том числе и в России, тридцать миллионов мусульман живут бок о бок с христианами, Всевышний Аллах не запрещает им поддерживать с ними хорошие добрососедские отношения. Если сегодня мусульманин поздравит христиан с их религиозными праздниками, то, согласно решению вышеупомянутых ученых, в этом нет запрета. Но следует знать, что в число тех, кого разрешается поздравлять, входят только вторая и третья группы, о которых мы выше писали и обусловливается отсутствием в словах поздравления того, что противоречит основам шариата.

Нурмухаммад Изудинов

можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть фото можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть картинку можно ли поздравлять мусульман с праздником. Картинка про можно ли поздравлять мусульман с праздником. Фото можно ли поздравлять мусульман с праздником

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Как мусульманам реагировать на поздравления с праздниками

Праздники вносят разнообразие в привычный для человека быт. Особенно важные для мусульман, разумеется, религиозные празднества, в дни проведения которых происходит единение последователей ислама и усиливается понимание важности соблюдения религиозных предписаний.

Мусульманский календарь отличается минимализмом в определении праздничных дат, причём многие памятные события приходятся даже не на сутки как таковые, а на их часть – как правило, ночное время. Помимо всем известных праздников разговения и жертвоприношения, правоверные также празднуют Мавлид (День рождения Заключительного посланника Всевышнего, с.г.в.), ждут с нетерпением и пытаются определить ночь Всемогущества (Ляйлят уль-Кадр), с почтением относятся к ночи Бараат, проводят в молитвах Ляйлят ур-Рагаиб, почитают Ляйлят уль-Мирадж, постятся в день Арафа, отмечают день Ашура, стараются выполнить как можно больше добрых дел в день наступления нового года по Хиджре. Нельзя при этом забывать и о пятнице, которая приходится на каждую неделю.

Все эти праздничные даты сопровождаются не только молитвами и благими поступками, но и общением мусульман друг с другом.

Как поздравлять мусульман с религиозными праздниками?

В рамках такой коммуникации верующие говорят друг другу определённые выражения:

1. «Кул ам вэ энтэ би хайр» – буквально эта фраза переводится как «Будьте в здравом состоянии каждый год». Эти слова подходят не только для поздравления в честь Курбан- и Ураза-байрама, но и в другие памятные дни и события.

2. «Ид Саиид» – «Счастливого праздника». Эти слова носят более неформальный характер и, как правило, используются между друзьями или близкими.

3. «‘Ид Мубарак» – «Благословенного праздника». Такое поздравление мусульман с праздником является самым распространённым. Оно одинаково хорошо подходит как для праздника жертвоприношения (‘Ид аль-Адха), так и дня разговения (‘Ид аль-Фитр). Однако в другие памятные и важные дни эти слова обычно не используются.

4. «Такаббала Аллаху миннэ вэ минкум» – «Пусть Всевышний Аллах примет от нас и от вас [наши благие поступки и молитвы]». Данная фраза является общераспространённой, и мусульмане часто используют её в праздничные и памятные дни и ночи.

Эти выражения используются в общении между мусульманами. Если немусульманин хочет поздравить своих друзей или соседей, исповедующих ислам, то ему можно использовать слова приветствия «Ас-саляму галяйкум». Услышав это, мусульманин обязательно произнесёт ответное приветствие.

Что делать, когда поздравляют с немусульманским праздником?

Современный мир пестрит многообразием. Развитые и развивающиеся страны перестают быть этнически и религиозно монолитными. Миграция и информационная открытость, порождающая интерес к иным формам верования, привели к тому, что мусульмане живут в самых разных уголках планеты и, соответственно, должны взаимодействовать с представителями других религий. Резонно в таком случае поставить вопрос – как мусульманам реагировать на поздравления со светскими праздниками в многосоставном обществе?

В мусульманском богословском сообществе нет однозначного ответа на этот вопрос. В некоторых кругах в русскоязычном пространстве циркулирует мнение, что всё несвязанное с исламом однозначно достойно порицания. Такое радикальное мнение сформировано, как правило, под влиянием отдельных арабских богословских текстов, авторы которых никогда не сталкивались с необходимостью жить бок о бок с немусульманами. Это значительно обедняет кругозор авторов подобных теологических трудов и приводит к тому, что они своими прямолинейными суждениями вводят в заблуждение массу людей. Почему в заблуждение? Потому что в Священном Коране однозначно указано, как последователи ислама должны выстраивать общение с тем, кто не исповедует их религию (смысл):

«Всевышний Аллах не запретил вам быть добрыми, великодушными с теми, кто не напал на вас по причине вашей веры и не стремился изгнать вас из ваших домов, [разграбив и уничтожив всё ваше имущество]…» (58:8)

В другом кораническом аяте говорится следующее (смысл):

«В ситуации, когда вас кто-то приветствует, то ваша обязанность – ответить лучшим приветствием или, как минимум, поприветствовать так же» (4:86)

То есть если немусульмане поздравляют мусульман с их праздником, то последние должны поздравить своих соседей в ответ. Поэтому нет ничего плохого в том, что мусульманин ответит на поздравление с наступлением, к примеру, нового года по светскому календарю. В конце концов, ведь истинный верующий не будет принимать участия в застолье, распивая алкоголь.

В целом, памятные дни, имеющие под собой религиозное основание, и светские праздники не должны отвлекать мусульман от совершения праведных поступков и доброжелательного отношения к окружающим. Такой, казалось бы, несущественный момент, как выражение в словесной форме поздравления, не должен вгонять правоверных в бесконечные богословские споры. Перед глобальной миссией – пройти эту жизнь так, чтобы нашими качествами и делами был доволен Всевышний Творец в День Суда, и попасть в Райскую обитель – подобные диспуты не должны нас всех отвлекать.

Как видно из представленных выше коранических наставлений (причём ещё не всех по подобной тематике, что содержатся в Священном Писании), сама ситуация, когда мусульманину надо поздравить своего соседа или знакомого немусульманина с праздником, предоставляет возможность получить дополнительный саваб. Ведь именно так мы можем показать красоту ислама и его большой потенциал в построении гармоничных отношений в обществе, от которых выигрывают все.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Можно ли поздравлять мусульман с праздником

можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть фото можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть картинку можно ли поздравлять мусульман с праздником. Картинка про можно ли поздравлять мусульман с праздником. Фото можно ли поздравлять мусульман с праздником

Можно ли поздравлять с праздником до окончания праздничной молитвы?

1) Шейх Абдуррахман аль-Баррак: «Поздравление с праздником до праздничного намаза — это дело в котором есть свобода выбора. И не следует ужесточать в том, что касается этого. Поздравление — это хороший обычай, и не говорится, что это — сунна». См. https://twitter.com/sh_barrak/status/493331122835554305
Показать полностью.
الشيخ عبد الرحمن البراك: «التهنئة بالعيد قبل صلاة العيد، الأمر فيها واسع، فلا ينبغي التشديد في ذلك، والتهنئة عادة حسنة ولا يقال إنها سنة».

2) Написал Бадр ибн Мухаммад аль-Бадр аль-Анази: Я спросил нашего шейха (Салиха аль-Люхейдана): «Когда время для поздравления с праздником разговения (Ураза-байрам, Ид аль-Фитр)?»
Он ответил: «Поздравление с праздником осуществляется после окончания месяца рамадан. Когда завершится месяц, разрешается мусульманину поздравить своих братьев с тем, что их Господь облегчил им завершение поста месяца рамадан».
См. https://twishort.com/ygUfc
كتب بدر بن محمد البدر العنزي:
سألت شيخنا — أي صالح بن محمد اللحيدان — : «متى وقت التهنئة بعيد الفطر؟»
قال: «التهنئة بالعيد تكون بعد انقضاء شهر رمضان، فإذا انقضى الشهر جاز للمسلم أن يهنىء إخوانه على ما يسر لهم ربهم سبحانه وتعالى من اتمام صيام شهر رمضان».

3) Шейх Абдуллах аш-Шурейка (Кувейт): «Дорогой брат, поздравление с праздником — это обычай, а не поклонение, и нет довода на его запрет до праздничной молитвы. Да хранит тебя Аллах». См. https://twitter.com/DrAlshoreka/status/49344313677382..
الشيخ عبد الله الشريكة: «أخي الكريم التهنئة عادة وليست عبادة، ولا دليل على منعها قبل الصلاة حفظك الله»

4) Сказал имам Ибн Батта аль-Укбари в «Аль-Ибана аль-кубра» (1/871): «И так же встречаются люди друг с другом по окончанию месяца рамадан и говорят друг другу: «Да примет Аллах от нас и от вас». — Это продолжающийся обычай мусульман, так они себя обычно ведут, и переняли это последующие поколения от предшествующих»».
См. https://twitter.com/DrAlshoreka/status/49354493034249..
وفي التغريدة الأخرى:
«مشروعية التهنئة بالعيد من ليلة العيد.
التهنئة بالعيد قبل صلاة العيد.
قال الإمام ابن بطة العكبري رحمه الله في الإبانة الكبرى 1/871:
((وكذلك يتلاقى الناس بعض انقضاء شهر رمضان فيقول بعضهم لبعض: قبل الله منا ومنك.
بهذا مضت وعليه جرت عاداتهم وأخذه خلفهم من سلفهم))».

можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть фото можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть картинку можно ли поздравлять мусульман с праздником. Картинка про можно ли поздравлять мусульман с праздником. Фото можно ли поздравлять мусульман с праздником

Вопрос: можно ли поздравлять людей с праздником Ид аль-фитр (Ураза байрам) до совершения праздничного намаза?
Ответ: это дозволено, поскольку поздравление с праздником относится к бытовым обыденным вещам, а не к непосредственному поклонению. Сообщения от сподвижников о том, как они поздравляли друг друга после праздничного намаза, не указывают на запрет поздравления до его совершения.
Показать полностью.
Шейх Ибн Усаймин (да помилует его Аллах) говорит: «Поздравления с праздником имели место у некоторых сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Однако даже если бы они не поздравляли, то на сегодняшний день это относится к обыденным вещам, которые свойственны людям. Люди поздравляют друг друга с наступлением праздника, доведением до конца поста и выстаивания ночей».

Источник

Можно ли отмечать праздники немусульман и поздравлять с их наступлением?

можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть фото можно ли поздравлять мусульман с праздником. Смотреть картинку можно ли поздравлять мусульман с праздником. Картинка про можно ли поздравлять мусульман с праздником. Фото можно ли поздравлять мусульман с праздником

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامً

«Они не причастны к (любой) лжи, а проходя мимо недостойных (собраний), идут с достоинством». (Сура Аль-Фуркан, аят 72)

Хафиз Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки (701–774 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своём тафсире «Тафсир уль-Куран аль-Азым» (6/130), комментируя этот аят:

وقال أبو العالية ، وطاوس ، ومحمد بن سيرين ، والضحاك ، والربيع بن أنس ، وغيرهم : هي أعياد المشركين

«Абу Алийа, Тавус, Мухаммад ибн Сирин, ад-Даххак, ар-Раби’ ибн Анас и другие сказали – это праздники многобожников».

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة ولهم يومان يلعبون فيهما فقال ما هذان اليومان قالوا كنا نلعب فيهما في الجاهلية فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم إن الله قد أبدلكم بهما خيرا منهما يوم الأضحى ويوم الفطر

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, у её жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: “Что эти дни означают?” Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времён язычества”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: “Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения!”» (Абу Дауд)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот хадис:

واستُنْبِطَ منه كراهة الفرح في أعيادِ المشركين والتشبه بهم

«Из этого хадиса делается вывод о порицании проявления радости в праздники многобожников и уподобления им». («Фатхуль-Бари», 2/442)

Со слов Абу Саида аль-Худри сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لتتّبِعُن سَنَنَ من كان قبلَكم شِبراً بشِبرٍ وذِراعاً بذِراع، حتّى لو سَلَكوا جُحرَ ضَبٍّ لَسَلكتُموهُ. قلنا: يارسولَ الله، اليهودَ والنصارَى ؟ قال: فمَن

«“Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы залезете туда же”. Мы спросили: “О посланник Аллаха, ты говоришь об иудеях и христианах?” Пророк ответил: “А о ком же ещё?!”». (Аль-Бухари и Муслим)

Со слов Ибн ‘Умара передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

«Кто уподобился некоему народу, — тот из них». (Абу Дауд)

Хафиз Ибн Касир сказал, после того как упомянул эти хадисы в книге «Аль-Бидая ва ан-нихая» (3/74):

فليس للمسلم أن يتشبه بهم; لا في عباداتهم ولا مواسمهم ولا في أعيادهم; لأن الله تعالى شرف هذه الأمة بخاتم الأنبياء الذي شرع له الدين العظيم القويم الشامل الكامل

«Нельзя мусульманину уподобляться неверующим (немусульманам) ни в праздниках, ни в сезонных торжествах, ни в обрядах поклонения. Причина в том, что Аллах почтил эту общину Печатью пророков, он установил для нас великую правильную всеохватывающую совершенную религию».

Мнения учёных четырёх мазхабов

Имам Ибн Нуджейм аль-Мисри (умер в 970 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Бахр ур-Раик» (8/555):

وقال صاحب الجامع الأصغر إذا أهدى يوم النيروز إلى مسلم آخر ولم يرد به تعظيم اليوم ولكن على ما اعتاده بعض الناس لا يكفر ولكن ينبغي له أن لا يفعل ذلك في ذلك اليوم خاصة ويفعله قبله أو بعده لكي لا يكون تشبيها بأولئك القوم، وقد قال صلى الله عليه وسلم من تشبه بقوم فهو منهم

«Автор книги “Аль-Джами’ уль-Асгъар” сказал: “Если один мусульманин преподнёс в день Навруза подарок другому мусульманину, не преследуя при этом цели как-то возвеличить эту дату, а согласно лишь тому, что некоторые люди сделали обычаем, то он не впадает в неверие. Однако же ему не следует делать подобное именно в этот день. Ему надлежит вручить свой подарок либо до этого дня, либо после него, дабы избежать уподобления этим людям. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Кто уподобится некоему народу, тот из них! (Абу Дауд)”».

Имам Камалуддин ад-Дамири (742–808 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в своей книге «Наджм уль-Ваххадж» (9/244):

تتمة: يُعزّر من وافق الكفار في أعيادهم، ومن يمسك الحية، ومن يدخل النار، ومن قال لذمي: يا حاج، ومَـن هَـنّـأه بِـعِـيـدٍ,، ومن سمى زائر قبور الصالحين حاجاً، والساعي بالنميمة لكثرة إفسادها بين الناس، قال يحيى بن أبي كثير: يفسد النمام في ساعة ما لا يفسده الساحر في سنة

Яхья бну Аби Касир сказал[1]: “Сплетник за час наносит такой вред, который колдун не сумеет нанести и за год!”»

То же самое сказал имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) в книге «Мугни аль-Мухтадж» (5/526).

Имам Сулейман ибн Мухаммад аль-Буджайрами (умер в 1221 г. х.) сказал в книге «Тухфату-ль-Хабиб аля шарх аль-Хатыб» (4/179), комментируя слова имамов ад-Дамири и аш-Ширбини:

قَوْلُهُ: (مَنْ وَافَقَ الْكُفَّارَ فِي أَعْيَادِهِمْ) بِأَنْ يَفْعَلَ مَا يَفْعَلُونَهُ فِي يَوْمِ عِيدِهِمْ وَهَذَا حَرَامٌ.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Фатава аль-Кубра» (4/238):

«Затем я увидел одного из наших поздних имамов, упомянувшего то, что соответствует сказанному мною. Он говорил следующее: “Одно из самых мерзких нововведений — солидарность мусульман с христианами в их праздниках, выражаемая в подражании им в еде, в преподнесении тем подарков и в принятии подарков от них по случаю этих праздников. И большинство тех, кто печётся по этому поводу – египтяне. А ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто уподобился некоему народу, — тот из них!””».

Имам Ибн аль-Хадж (умер в 737 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Мадхаль» (2/46-48):

ومن مختصر الواضحة سئل ابن القاسم عن الركوب في السفن التي يركب فيها النصارى لأعيادهم فكره ذلك مخافة نزول السخط عليهم لكفرهم الذي اجتمعوا له. قال وكره ابن القاسم للمسلم أن يهدي إلى النصراني في عيده مكافأة له. ورآه من تعظيم عيده وعونا له على مصلحة كفره. ألا ترى أنه لا يحل للمسلمين أن يبيعوا للنصارى شيئا من مصلحة عيدهم لا لحما ولا إداما ولا ثوبا ولا يعارون دابة ولا يعانون على شيء من دينهم ; لأن ذلك من التعظيم لشركهم وعونهم على كفرهم وينبغي للسلاطين أن ينهوا المسلمين عن ذلك، وهو قول مالك وغيره لم أعلم أحدا اختلف في ذلك انتهى.

«Из книги “Мухтасар аль-Вадыха”: “Ибн аль-Касима[2] (умер в 191 г. х.) спросили о лодках, на которых христиане плавают в свои праздники, и он выразил порицание этого, опасаясь, что на тех снизойдёт гнев Аллаха за их неверие, ради которого они там и собрались!

Он считал это разновидностью возвеличивания праздника неверующих и формой пособничества им в интересах его неверия! Разве ты не видишь, что мусульманам не разрешается, и для них неприемлемо продавать христианам что-то, что послужило бы в интересах их праздников: ни мяса, ни приправы, ни одежды?! И не забивают для них скот, и не оказывают им содействия в чём-либо из их религии ввиду того, что подобное являет собой различные формы возвеличивания их многобожия и относится к пособничеству в их неверии. А правителям надлежит запрещать мусульманам совершать нечто подобное! И это мнение имама Малика, а также других учёных. Я не знаю ни одного учёного, который противоречил бы этому!”».

Далее Ибн аль-Хадж пишет:

ويمنع التشبه بهم كما تقدم لما ورد في الحديث <من تشبه بقوم فهو منهم>ومعنى ذلك تنفير المسلمين عن موافقة الكفار في كل ما اختصوا به. وقد كان – عليه الصلاة والسلام – يكره موافقة أهل الكتاب في كل أحوالهم حتى قالت اليهود إن محمدا يريد أن لا يدع من أمرنا شيئا إلا خالفنا فيه.

«Запрещается также уподобление или подражание неверующим, как уже ранее говорилось, в связи с тем, что в одном из хадисов передаётся: “Кто уподобился некоему народу, – тот из них! Смысл этого хадиса в отчуждении и отталкивании мусульман от солидарности с неверующими во всех отличительных чертах, которыми они наделены! Он (да благословит его Аллах и приветствует) имел обыкновение порицать проявления солидарности с Людьми Писания (Ахлю ль-Китаб) абсолютно во всех аспектах. Вплоть до того, что иудеи даже сказали: “Поистине, Мухаммад хочет вообще ничего не оставить из нашего дела и идёт нам в этом наперекор!”».

Имам Мансур аль-Бухути (1000–1051 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Кашшаф уль-Къина’» (3/131):

يحرم (كل ما فيه تخصيص كعيدهم وتمييز لهم وهو من التشبه بهم، والتشبه بهم منهي عنه إجماعا) للخبر (وتجب عقوبة فاعله)

«Запрещается всё, в чём есть характерная особенность, к примеру, их праздник или их отличительные черты, это относится к уподоблению неверующим, а уподобление им является запретным, по единогласному мнению учёных (иджма), в соответствии с хадисом. И в обязательном порядке требуется наказать совершившего нечто подобное!».

[1] Яхья ибн Салих бну аль-Мутавакиль ат-Таи, более известный как Яхья бну аби Касир – факих и мухаддис, считается одним из малых табиинов.

[2] Абдур-Рахман ибн аль-Касим аль-‘Утаки (умер в 191 г. х.) один из выдающихся учеников имама Малика, был богобоязненным учёным и аскетом, после смерти имама Малика его ученики начали обучаться у него, он составил книгу «Аль-Мудавана аль-Кубра», и она считается одной из лучших книг в маликитском мазхабе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *