можно ли православным спать днем
Православная Жизнь
Сколько должен спать христианин? Есть ли какие-то нормы, определяющие это? Насколько нужно ориентироваться на древние патерики, утверждающие необходимость бдения? Если хочется спать, как понять, мы потакаем себе — или устали.
Как надо?
Отвечу с уверенностью: спать днём — не грех. Сон — это такое же естественное состояние человека, как и бодрствование. Физиология сна циклична, и если человек спит, это ему необходимо. Сон вообще не греховен. Вспомним книгу Бытия, в которой говорится, что Господь, создавая Еву, ввёл в сон Адама. Бог не может делать ничего греховного. Если говорить о функции сна в физическом мире, то она очевидна: сон даёт отдых живому организму. Спят млекопитающие, птицы, рыбы, рептилии и даже насекомые.
Гигиена сна предполагает, что здоровый сон человека длится 8-10 часов в сутки. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что идеальное время для сна — с 22:00 до 06:00. В этот период организм человека восстанавливается наиболее полно. Но не всегда у людей получается соблюдать эти условия, да что там — мало у кого на планете есть возможность спать в таком режиме. Существует даже такое явление, как депривация сна — недостаток или полное отсутствие сна и всевозможные расстройства, связанные с этим.
Монашеская аскеза в жизни мирян
С другой стороны — недостаток сна может быть обусловлен жизнью человека, стать его осознанным выбором. Бывает, что верующий отказывается от сна добровольно — для того, чтобы посвятить это время молитве или другим духовным подвигам. Если говорить о православной традиции, то важно понимать: все святые отцы, рекомендующие ограничение сна, говорили прежде всего о монашеской жизни. Непонятно, почему человек, обременённый семьёй, имеющий работу, требующую, как правило, внимания и ответственности, решает ориентироваться на монашескую аскетику. Представим, что ограничивать себя во сне начнёт водитель транспортного средства, хирург, токарь. К чему это приведёт? — ответ очевиден. Как говорит апостол Павел, любая добродетель должна быть с рассуждением. Бдение, то есть сокращение сна, — это не цель жизни христианина, а лишь одно из средств духовного совершенствования — предназначенная, ещё раз подчеркну, не для мирского человека.
Более того: святые отцы утверждают, что новоначальный инок должен спать не менее семи часов в сутки. И не говорится, сколько времени человек может пребывать в этом статусе новоначального — год, два или десятилетия, ведь у каждого своя мера, свои возможности. Мне вспоминается в этой связи юноша Досифей, которого духовно окормлял преподобный авва Дорофей. По наблюдению братии, «они действительно не видели, чтобы Досифей особенно подвизался или вкушал пищу через день, как делали некоторые из бывших там, или чтобы он бодрствовал прежде обычного бдения, но и на самое бдение вставал не к началу; также не видели, чтобы он имел особенное воздержание, но, напротив, примечали, что если случайно оставалось от больных немного соку или рыбьих голов или чего-нибудь подобного, то он ел это», — и всё же за пять лет Досифей прошёл путь от неверующего человека до святого.
О пользе сна и сиесте
Современный человек прежде всего должен определить, какой образ жизни он ведёт. Если он имеет семью и работу, ему необходимо достаточно спать. Что касается дневного сна, то давайте вспомним южные народы, в жизни которых есть обязательная сиеста — время, когда они отдыхают днём. Испокон веков люди отдыхают в период после полудня, потому что в тех краях это самое жаркое время. Этой традиции — не год и не пять, а столетия, причём она распространена и среди христианских народов, при этом не мешает их духовному развитию.
Святой Иоанн Лествичник говорит о сне как и о пище и питье: они плохи тогда, когда мы позволяем себе излишества в них. Однако сон — это не та сфера, в которой легко излишествовать. Человеку сложно спать больше, чем нужно. Сон, как правило, цикличен, и запросто привычную меру сна изменить очень сложно. Это заметно по выходным дням, когда возможность поспать подольше есть, но воплотить её в жизнь не получается: человек просыпается в привычное время, проспав привычное количество часов.
Святой Иоанн Кронштадтский в своих дневниках писал о пользе сна, святой Феодорит Кирский призывал не только трудиться, но обратить внимание «на сон как на утешение от трудов». То есть даже у святых говорится о необходимости достаточно отдыхать, чтобы подкреплять силы. Всё должно быть соразмерно нашим силам и образу жизни. Если мы сокращаем время сна, надо понимать, для чего мы это делаем, и стараться придерживаться адекватного режима. Если человек чувствует необходимость днём отдохнуть, потому что вечером ему нужно заниматься семьёй, чистить, гладить и так далее, то как можно отказывать ему в желании подкрепить свои силы? Кто его осудит?
Лучше высыпаться
Люди все разные, у всех своя норма и свой режим сна. Дневной сон для многих — очень хорошая альтернатива в случае, если ночью спать достаточное время не получается. Если мы обратим внимание на жизнь сельских жителей, они всегда днём отдыхают, потому что встают очень рано. К полудню человек, вставший в четыре утра, потрудился уже семь часов! Без дневного отдыха при таком режиме не обойтись. Я считаю, что, если у вас есть возможность спать днём, это очень хорошо. Ведь мы же ни у кого ничего не отнимаем, наоборот: недосыпая, человек становится раздражительным, а это непременно негативно отражается на его жизни — как на работе, так и в семье. Выспавшийся же активен, хочет трудиться, вдохновлён, эмоционально располагает к себе.
Недосыпание — проблема тысяч людей
Надо знать свой организм, свою норму сна. Невозможно заставить себя спать по режиму, не свойственному организму. На количество сна влияет состояние психики, здоровья, возраст и многое другое. Сон физиологичен, он не может быть грехом. Невоздержание — может, сон — нет. А невоздержание может проявляться во всём. Наверное, нужно разделить сон и ленивое пребывание в постели. Одно дело, когда человек спит, и другое — когда он проснулся, полежал, кофе выпил в кровати, снова заснул, и так полдня. Заставить себя спать сложно. Сон может быть приятен, но мало кто способен превратить его в источник греховного наслаждения, потому что, чтобы много спать, надо иметь особое состояние психики. Наоборот, современные люди, как правило, спят очень мало, и недосыпание — это проблема тысяч людей.
Среди моих прихожан вопрос об излишнем времени сна ни у кого не вызывал беспокойства, наоборот, мне не раз жаловались на излишнюю сонливость по вечерам. Обычно после рассмотрения причин оказывается, что человек слишком загружен в течение дня и в целом мало отдыхает. Таким людям, конечно же, нужно не ограничивать сон, а увеличивать его длительность. Например, учителям, которые эмоционально выгорают на работе, после которой должны ещё и делать домашние дела, врачам, водителям транспортных средств и так далее. Небольшой отдых очень помог бы им восстановиться после работы. Словом, чаще всего современным людям нужно не ограничение сна, а чуть ли не принудительное увеличение его.
К слову, дневной сон может решить проблему усталости вечером, когда у христианина нет сил на вечерние молитвы. У большинства людей есть обязанности в семье и в обществе. Недосып может привести к трагедиям во всех сферах жизни. У человека должно быть чувство ответственности перед Богом и людьми. Монах может потратить силы на то, чтобы ночью помолиться, побдеть, это связано с древними монашескими традициями. Но мирянин должен пребывать в состоянии ясного ума, иметь силы и здоровье.
Подвиги могут быть разные
Все наши духовные упражнения должны приводить к тому, чтобы в нас рождалась любовь. Это главное. Если человек после ночного бдения раздражается, какая в нём польза? Может, ему лучше выспаться? А ведь у мирского человека от таких подвигов может и гордость развиться. Людям духовно неокрепшим лучше не пытаться повторять подвиги святых подвижников.
Подвиг семейного человека, как мне кажется, в другом. Смирение, покорность, служение другим членам семьи заменяет ночное бдение. Если мама выберет режим подвижницы, а утром её дети пойдут в школу неопрятными и нечёсаными, какая и кому в том польза? Если сама она выйдет утром к семье немытой и уставшей, разве это хорошо? Тем более в жизни каждой мамы есть периоды ночных бдений — когда она ухаживает за грудными детьми. А если детей несколько? А ведь есть ещё и муж, которому надо уделить внимание, да и самой тоже хочется хоть иногда вздохнуть и на мир взглянуть.
В жизни мирских людей достаточно духовных подвигов, которые Господь посылает им для смирения. Это смирение призывает к нам благодать Божию. В наше время сохранить семью — это величайший подвиг. Посмотрите, сколько сейчас разводов, сколько даже православных людей живёт вторыми, а то и третьими браками! Это происходит потому, что у нас нет жертвенности внутри семьи, каждый тянет одеяло на себя и хочет доминировать, потреблять, а не отдавать. Как знать, может быть, наш подвиг не в ночных бдениях, а в том, чтобы сохранить хорошие отношения с близкими на протяжении десятилетий? А потом, на Страшном суде, сказать: «Господи, вот я, вот мои жена и дети». Разве спросит нас тогда Господь, сколько мы спали?
Правда ли, что нельзя спать после причастия?
Существует множество заблуждений о сне после причастия. Что сказать? Хочется спать после причастия — спите. Во сне человек может максимально удержать себя от греха. Бодрствуя, мы можем много чего натворить. Подготовка к причастию обычно сопряжена с определёнными усилиями — нужно больше молиться, готовиться, правило читать. Что плохого, если человек потом отдохнёт и восстановит силы? Никаких особых правил здесь нет. Если бодр — заставлять себя спать не нужно, если же устал — почему не спать? Главное после причастия — прийти домой в мирном расположении духа, не осуждать домашних, если они в храм не ходили.
Бог не хочет, чтобы мы себя мучили
В заключение хотелось бы сказать: Господь нас любит! Больше, чем добрая мать любит своё дитя. Представьте: ваш ребёнок засыпает, а вы его бьёте по щекам: «Не спи! Не спи!» — разве это любовь? Нет, конечно. А Бог любит нас. Ему нужно наше сердце, наша любовь. Человек должен отдыхать, есть и пить столько, сколько нужно, чтобы жить, служить своим близким и людям вокруг. Лучше сосредоточиться на грехах раздражения, осуждения, гнева, зависти, лести, лицемерия — и с ними побороться. А уж со сном, я думаю, разобраться намного проще.
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1
|
Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).
Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).
Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.
Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.
|
Сон Иакова |
Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).
Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).
Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.
И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).
Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).
Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).
В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.
Состояние сна
Смысл сна
Состояние сна как метафора
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к процессу сна
Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.
[1] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.
[2] Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.
[3] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.
[4] Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.
[5] Григорий Богослов, святитель. Слово 37.
[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.
[7] Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.
[8] Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.
[9] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.
[10] Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.
[11] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3
[14] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[15] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.
[16] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.
[17] Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.
[18] Нил Сорский, преподобный. О спасении души.
[19] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.
[20] Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.
[21] Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.
[22] Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.
[23] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.
Грех ли спать днём?
Сколько должен спать христианин? Есть ли какие-то нормы, определяющие это? Насколько нужно ориентироваться на древние патерики, утверждающие необходимость бдения? Если хочется спать, как понять, мы потакаем себе — или устали? Разобраться во всех этих вопросах нам помог протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Как надо?
Отвечу с уверенностью: спать днём — не грех. Сон — это такое же естественное состояние человека, как и бодрствование. Физиология сна циклична, и если человек спит, это ему необходимо. Сон вообще не греховен. Вспомним книгу Бытия, в которой говорится, что Господь, создавая Еву, ввёл в сон Адама. Бог не может делать ничего греховного. Если говорить о функции сна в физическом мире, то она очевидна: сон даёт отдых живому организму. Спят млекопитающие, птицы, рыбы, рептилии и даже насекомые.
Гигиена сна предполагает, что здоровый сон человека длится 8-10 часов в сутки. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что идеальное время для сна — с 22:00 до 06:00. В этот период организм человека восстанавливается наиболее полно. Но не всегда у людей получается соблюдать эти условия, да что там — мало у кого на планете есть возможность спать в таком режиме. Существует даже такое явление, как депривация сна — недостаток или полное отсутствие сна и всевозможные расстройства, связанные с этим.
Монашеская аскеза в жизни мирян
С другой стороны — недостаток сна может быть обусловлен жизнью человека, стать его осознанным выбором. Бывает, что верующий отказывается от сна добровольно — для того, чтобы посвятить это время молитве или другим духовным подвигам. Если говорить о православной традиции, то важно понимать: все святые отцы, рекомендующие ограничение сна, говорили прежде всего о монашеской жизни. Непонятно, почему человек, обременённый семьёй, имеющий работу, требующую, как правило, внимания и ответственности, решает ориентироваться на монашескую аскетику. Представим, что ограничивать себя во сне начнёт водитель транспортного средства, хирург, токарь. К чему это приведёт? — ответ очевиден. Как говорит апостол Павел, любая добродетель должна быть с рассуждением. Бдение, то есть сокращение сна, — это не цель жизни христианина, а лишь одно из средств духовного совершенствования — предназначенная, ещё раз подчеркну, не для мирского человека.
Более того: святые отцы утверждают, что новоначальный инок должен спать не менее семи часов в сутки. И не говорится, сколько времени человек может пребывать в этом статусе новоначального — год, два или десятилетия, ведь у каждого своя мера, свои возможности. Мне вспоминается в этой связи юноша Досифей, которого духовно окормлял преподобный авва Дорофей. По наблюдению братии, «они действительно не видели, чтобы Досифей особенно подвизался или вкушал пищу через день, как делали некоторые из бывших там, или чтобы он бодрствовал прежде обычного бдения, но и на самое бдение вставал не к началу; также не видели, чтобы он имел особенное воздержание, но, напротив, примечали, что если случайно оставалось от больных немного соку или рыбьих голов или чего-нибудь подобного, то он ел это», — и всё же за пять лет Досифей прошёл путь от неверующего человека до святого.
О пользе сна и сиесте
Современный человек прежде всего должен определить, какой образ жизни он ведёт. Если он имеет семью и работу, ему необходимо достаточно спать. Что касается дневного сна, то давайте вспомним южные народы, в жизни которых есть обязательная сиеста — время, когда они отдыхают днём. Испокон веков люди отдыхают в период после полудня, потому что в тех краях это самое жаркое время. Этой традиции — не год и не пять, а столетия, причём она распространена и среди христианских народов, при этом не мешает их духовному развитию.
Святой Иоанн Лествичник говорит о сне как и о пище и питье: они плохи тогда, когда мы позволяем себе излишества в них. Однако сон — это не та сфера, в которой легко излишествовать. Человеку сложно спать больше, чем нужно. Сон, как правило, цикличен, и запросто привычную меру сна изменить очень сложно. Это заметно по выходным дням, когда возможность поспать подольше есть, но воплотить её в жизнь не получается: человек просыпается в привычное время, проспав привычное количество часов.
Святой Иоанн Кронштадтский в своих дневниках писал о пользе сна, святой Феодорит Кирский призывал не только трудиться, но обратить внимание «на сон как на утешение от трудов». То есть даже у святых говорится о необходимости достаточно отдыхать, чтобы подкреплять силы. Всё должно быть соразмерно нашим силам и образу жизни. Если мы сокращаем время сна, надо понимать, для чего мы это делаем, и стараться придерживаться адекватного режима. Если человек чувствует необходимость днём отдохнуть, потому что вечером ему нужно заниматься семьёй, чистить, гладить и так далее, то как можно отказывать ему в желании подкрепить свои силы? Кто его осудит?
Лучше высыпаться
Люди все разные, у всех своя норма и свой режим сна. Дневной сон для многих — очень хорошая альтернатива в случае, если ночью спать достаточное время не получается. Если мы обратим внимание на жизнь сельских жителей, они всегда днём отдыхают, потому что встают очень рано. К полудню человек, вставший в четыре утра, потрудился уже семь часов! Без дневного отдыха при таком режиме не обойтись. Я считаю, что, если у вас есть возможность спать днём, это очень хорошо. Ведь мы же ни у кого ничего не отнимаем, наоборот: недосыпая, человек становится раздражительным, а это непременно негативно отражается на его жизни — как на работе, так и в семье. Выспавшийся же активен, хочет трудиться, вдохновлён, эмоционально располагает к себе.
Недосыпание — проблема тысяч людей
Надо знать свой организм, свою норму сна. Невозможно заставить себя спать по режиму, не свойственному организму. На количество сна влияет состояние психики, здоровья, возраст и многое другое. Сон физиологичен, он не может быть грехом. Невоздержание — может, сон — нет. А невоздержание может проявляться во всём. Наверное, нужно разделить сон и ленивое пребывание в постели. Одно дело, когда человек спит, и другое — когда он проснулся, полежал, кофе выпил в кровати, снова заснул, и так полдня. Заставить себя спать сложно. Сон может быть приятен, но мало кто способен превратить его в источник греховного наслаждения, потому что, чтобы много спать, надо иметь особое состояние психики. Наоборот, современные люди, как правило, спят очень мало, и недосыпание — это проблема тысяч людей.
Среди моих прихожан вопрос об излишнем времени сна ни у кого не вызывал беспокойства, наоборот, мне не раз жаловались на излишнюю сонливость по вечерам. Обычно после рассмотрения причин оказывается, что человек слишком загружен в течение дня и в целом мало отдыхает. Таким людям, конечно же, нужно не ограничивать сон, а увеличивать его длительность. Например, учителям, которые эмоционально выгорают на работе, после которой должны ещё и делать домашние дела, врачам, водителям транспортных средств и так далее. Небольшой отдых очень помог бы им восстановиться после работы. Словом, чаще всего современным людям нужно не ограничение сна, а чуть ли не принудительное увеличение его.
К слову, дневной сон может решить проблему усталости вечером, когда у христианина нет сил на вечерние молитвы. У большинства людей есть обязанности в семье и в обществе. Недосып может привести к трагедиям во всех сферах жизни. У человека должно быть чувство ответственности перед Богом и людьми. Монах может потратить силы на то, чтобы ночью помолиться, побдеть, это связано с древними монашескими традициями. Но мирянин должен пребывать в состоянии ясного ума, иметь силы и здоровье.
Подвиги могут быть разные
Все наши духовные упражнения должны приводить к тому, чтобы в нас рождалась любовь. Это главное. Если человек после ночного бдения раздражается, какая в нём польза? Может, ему лучше выспаться? А ведь у мирского человека от таких подвигов может и гордость развиться. Людям духовно неокрепшим лучше не пытаться повторять подвиги святых подвижников.
Подвиг семейного человека, как мне кажется, в другом. Смирение, покорность, служение другим членам семьи заменяет ночное бдение. Если мама выберет режим подвижницы, а утром её дети пойдут в школу неопрятными и нечёсаными, какая и кому в том польза? Если сама она выйдет утром к семье немытой и уставшей, разве это хорошо? Тем более в жизни каждой мамы есть периоды ночных бдений — когда она ухаживает за грудными детьми. А если детей несколько? А ведь есть ещё и муж, которому надо уделить внимание, да и самой тоже хочется хоть иногда вздохнуть и на мир взглянуть.
В жизни мирских людей достаточно духовных подвигов, которые Господь посылает им для смирения. Это смирение призывает к нам благодать Божию. В наше время сохранить семью — это величайший подвиг. Посмотрите, сколько сейчас разводов, сколько даже православных людей живёт вторыми, а то и третьими браками! Это происходит потому, что у нас нет жертвенности внутри семьи, каждый тянет одеяло на себя и хочет доминировать, потреблять, а не отдавать. Как знать, может быть, наш подвиг не в ночных бдениях, а в том, чтобы сохранить хорошие отношения с близкими на протяжении десятилетий? А потом, на Страшном суде, сказать: «Господи, вот я, вот мои жена и дети». Разве спросит нас тогда Господь, сколько мы спали?
Правда ли, что нельзя спать после причастия?
Существует множество заблуждений о сне после причастия. Что сказать? Хочется спать после причастия — спите. Во сне человек может максимально удержать себя от греха. Бодрствуя, мы можем много чего натворить. Подготовка к причастию обычно сопряжена с определёнными усилиями — нужно больше молиться, готовиться, правило читать. Что плохого, если человек потом отдохнёт и восстановит силы? Никаких особых правил здесь нет. Если бодр — заставлять себя спать не нужно, если же устал — почему не спать? Главное после причастия — прийти домой в мирном расположении духа, не осуждать домашних, если они в храм не ходили.
Бог не хочет, чтобы мы себя мучили
В заключение хотелось бы сказать: Господь нас любит! Больше, чем добрая мать любит своё дитя. Представьте: ваш ребёнок засыпает, а вы его бьёте по щекам: «Не спи! Не спи!» — разве это любовь? Нет, конечно. А Бог любит нас. Ему нужно наше сердце, наша любовь. Человек должен отдыхать, есть и пить столько, сколько нужно, чтобы жить, служить своим близким и людям вокруг. Лучше сосредоточиться на грехах раздражения, осуждения, гнева, зависти, лести, лицемерия — и с ними побороться. А уж со сном, я думаю, разобраться намного проще.