можно ли у бога просить благословения
Благословение
Что значит – взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.
На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил – всё сбылось, не получил – прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.
– Батюшка, благослови дачу продать!
– А? Что? Бог благословит! – пронесся пастырь, шурша рясой.
А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.
«Как это?» – спросите вы. А вот как:
– Благословите, батюшка, со свекровью помириться!
А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа – вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.
А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.
Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь – будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.
– Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет – заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.
А благотворитель и отвечает:
– Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.
Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.
– А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?
– В смысле, вы хотите сказать, – изумляюсь я, – что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?
Женщина мнется, уловив мое недовольство.
– Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?
Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику – чтобы снять с себя ответственность
А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят – вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.
– Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?
«О, горе мне!» – думаю я, а вслух вопрошаю:
– А что на это говорит апостол Павел?
Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.
– Он говорит: молитесь друг за друга, – отвечает она.
– А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?
– А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?
И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.
– Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!
– Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!
– Благословите на предстоящий день!
И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»
Благословение
Благословение
Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие — «благословит тебя, Господь», представляем родителям избранницу — «мы решили пожениться, благословите нас». Для христианина слово «благословение» имеет особый смысл — это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?
У понятия «благословение» несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:
Если мы внимательно прочитаем слово «благословение», то увидим, что оно составлено из частей «благо» и «слово». Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим «благослови тебя Господь», желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.
Формы благословения
Благословение от священника
Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника — не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:
Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме «Остров» есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.
Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.
Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.
Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».
Благословение родителей
Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.
Просить благословения можно не только в такие важные моменты жизни, как венчание, но и в обычных житейских делах. Можно попросить родителей благословить:
Во всех благих начинаниях.
Родительская любовь вместе с благословением от Господа хранит нас от бед. Но как быть, если родители не дают благословения на венчание? Здесь каждый принимает решение сам. Иногда мы понимаем, что родители несправедливы к будущему супругу или супруге. Если мы осознаем, что согрешим против невиновного человека, отменив процесс бракосочетания из-за отсутствия родительского благословения, не стоит идти на этот шаг.
Ведь сам Господь Иисус Христос сказал: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).
И все же лучше поговорить и попробовать найти общий язык с родителями, чтобы получить от них доброе напутствие в будущую семейную жизнь.
Благословение
Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.
Фото: Православие.Ru/Иером. Игнатий (Шестаков) Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.
Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)
Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.
Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:
«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.
Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.
Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.
Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.
Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.
Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.
Как принято просить благословения у батюшки
Здравствуйте, уважаемые друзья! Многие люди стесняются беспокоить священника своей просьбой о благословении. Правильно ли это, как просить благословения у батюшки при неожиданной встрече, перед операцией, перед родами, вступлением в брак, при устройстве на работу, как складывать руки?
Что такое благословение
Священнослужители — это люди, которые получили благодать Святого Духа через Таинство Священства служить Христовой Церкви. Они получили особое разрешение благословлять христиан по их просьбе.
Благословение – это действия священника направленные на пожелание добра и счастливого исполнения просьбы человеку, который пришёл просить Божьей помощи.
Когда батюшка благословляет просившего, то он складывает пальцы так, что они означают Иисус Христос. Это означает, что через священнослужителя нам посылает помощь наш Иисус Христос.
У этого церковного ритуала есть свои каноны, которые надо соблюдать. Если рукоположение происходит в церкви при большом скоплении народа, то священник осеняет всех крестом, Евангелием или Чашей. В этом случае все крестятся и кланяются в пояс.
А когда осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, говорит «Мир всем», то необходимо просто поклониться, не складывая руки как при личном обращении за помощью. Руки надо опустить вниз и стоять с поклоном в пояс.
Как правильно вести себя, если хотите получить благословение себе лично? Подходя к батюшке, надо сложить руки крестом: правую на левую, повернув ладони вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или владыка)».
Получив благословение, верующий должен взять руку священника и легко приложиться к ней губами, словно к невидимой руке Самого Спасителя.
Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом действии так: «не человек благословляет, а Бог его рукою и языком». Поэтому священник говорит – «Бог благословит!»
Как принять личное благословение
Многие старушки, завидев батюшку, устремляются к нему, сложив руки. Если батюшка не облачён в одежды и вы его лично не знаете, то подходить к нему не надо. Если же он находится на улице или в транспорте в облачении священнослужителя, то можно к нему подойти, сложив руки.
На что можно просить благословения? Просить благое напутствие можно на любое хорошее, доброе дело, а также перед дорогой, перед началом трудного дела, в любых жизненных затруднениях.
Если видите, что иерей причащает, слушает исповедь прихожанина, то отвлекать его не надо. Не стоит несколько раз в день подходить к священнику. Особенно к одному и тому же. Даже одного благого напутствия уже достаточно, чтобы ваше прошение получило доброе начало.
Слова «благословите, батюшка» не превращайте в скороговорку. Пусть они звучат светло и торжественно. Вы же хотите, чтобы ваша просьба увенчалась успехом. Наши предки никогда не начинали благое дело без молитвы и доброго напутствия от священника.
Читайте также
Как подготовиться к таинству исповеди и причастию
Как подготовиться к исповеди и причастию и как исповедаться первый раз. Основные грехи…
Можно ли приглашать священника домой
Для исполнения многих треб батюшку приглашают домой. Если он вам знаком, то можно пригласить по телефону. Сейчас принято приглашать по телефону. Как попросить священника прийти домой? Начало разговора такое: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка». А потом надо кратко изложить цель звонка. Заканчивая разговор, поблагодарите и снова произнесите: «Благословите».
Чтобы священник выполнил вашу требу, спросите его, как подготовиться, например, к соборованию больного или к его причастию. А сами миряне должны знать, что надо прибраться в комнате, вывести собаку из комнаты, выключить телевизор. Приготовить свечи, святую воду и все, что потребуется для церковного обряда.
По окончании обряда священнику разрешается предложить чашку чая. За столом можно расспросить духовника о том, что вас волнует. При таком разговоре вы можете узнать для себя много полезного.
Благословение — единение со всевышним
Получая напутствие через рукоприложение, мы уже знаем, что все, о чём просили, разрешится для нас наилучшим образом.
Благословляющие молитвы — это не магическое воздействие, поэтому не обращайтесь к священнику в таких случаях:
Сначала надо много молиться, просить Господа, чтобы все это произошло, а потом подходить за рукоприложением.
Читайте также
Как правильно ставить свечи в храме
Как правильно ставить свечи в церкви. Ответы на часто задаваемые вопросы прихожан о правилах поведения в храме, каким иконам и как нужно зажигать…
Когда можно не получить Божественного разрешения
Может ли батюшка не дать Божественного разрешения или помазания? Если он расспросит вас о предстоящем событии и ощутит, что будут большие проблемы, то может побеседовать с вами, направляя на путь истинный. Поблагодарите его за предостережение. Не раздражайтесь, не идите наперекор. Порой Сам Господь бережет Своих детей от ошибочных действий.
Помните, что благословляющая молитва – это сильнейшая защита, которая действует в любом месте, да и в любое время.
На многие рукоприложения батюшки есть свои церковные каноны. Например, если собираетесь просить разрешающую молитву на брак, то сначала спросите благословения у родителей.
Перед тем, как обращаться к батюшке за благословением на службу в армии, поиски работы или начинание нового дела, вначале также обратитесь к родителям.
Как складывать руки мирянам? Открытые ладони надо наложить одну на другую и протянуть к батюшке. Открытые ладони олицетворяют верность, ваше смирение, а также честность и безопасные намерения. В знак уважения к сану священника при этом надо сделать лёгкий полупоклон.
После получения молитвы христианин открытыми ладонями берет руку батюшки и слегка прикладывается к ней губами. Целование руки священника — это только символ смирения и благодарения Всевышнему через Его служителя.
Многие считают это действие непривычным для них. Если не желаете прикладываться к руке священника, то это в вас говорит гордыня. В гордыня, как известно — большой грех.
Иногда священники не дают руку для целования. Тогда они обязательно накладывают свою ладонь на голову просящего. Это тоже символ схождения на человека Божьей благодати.
Молитвы перед операцией
Если вам предстоит операция, то обязательно молитесь, обращаясь к Богу. Молитва нередко творит настоящие чудеса, наполняет душу спокойствием и надеждой. Знайте, что это испытание, за которое надо благодарить Господа, а не сетовать на него.
Помогают молитвы перед операцией к Святому Луке Крымскому, Матроне Московской, к Святому Пантелеймону-Целителю. Молятся перед операцией и Святому Николаю Чудотворцу. Он помогает в самых трудных жизненных ситуациях. Не забывайте молиться своему Ангелу-хранителю.
Вы сами и все родственники должны молится и за здравие врача, который будет делать операцию.
В больницу возьмите маленькую иконку, положите её под подушку или на тумбочку, можно на подоконник. Готовясь к операции, чаще произносите слова:
Перед хирургическим вмешательством следует исповедоваться, причаститься, взять благословение на операцию. После этого обряда вы обретете защиту от Всевышнего.
Многие женщины стараются перед родами обязательно получить молитву от батюшки.
Как просить благословляющую молитву на роды? Есть женщины, которые очень страшатся предстоящего таинства появления ребенка. Нервничать в такой ситуации очень опасно. Чтобы получить Божью помощь, необходимо обратиться к служителю Церкви.
Читайте также
Какие православные молитвы нужно обязательно знать наизусть
Здравствуйте! Какие молитвы нужно знать христианину и почему этот вопрос волнует каждого человека, начинающего посещать церковь. Этот же вопрос возникает тогда, когда у нас появляются проблемы в…
Когда обращаетесь с просьбой, то он отвечает специальной молитвой на благополучное разрешение при родах. Женщина чувствует, что она не одна. О ней заботится Господь. Ребенок внутри тоже не будет беспокоиться и быстро выйдет на белый свет.
Уважаемые друзья, вы теперь знаете, как просить благословение у батюшки. Не надо стесняться. Ваша просьба никому не навредит, а будет только во благо.
«Надо всегда соизмерять свое желание с волей Божией»
Зачем брать благословение на операцию или лечение. Часть 2
Сегодня, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, врачевавшего недуги людские именем Христовым, мы возвращаемся к разговору о том, зачем брать благословение на операцию или лечение.
«Иисус Христос Ника – вот наше благословение!»
– Благословение Божие всегда необходимо. Одно дело: я хочу быть исцеленным и для этого иду к врачу ‒ он лучше разберется в моих проблемах со здоровьем. Но совсем другое: принимаю исцеление как дар Божий. В последнем случае исцеляется не только тело, но и душа.
Вот сегодня ‒ не успел зайти в храм, как женщина подбегает:
– Батюшка! Завтра операция. Благословите!
И за день, стоит только не отлучаться из храма, таких обращений множество. Люди идут и идут. Иногда это даже и не прихожане. Спросишь у иного:
– А вы исповедуетесь, причащаетесь? Когда в последний раз были на исповеди?
– Да нет, никогда на исповеди не был. Но вот сейчас, чувствую, такой момент. Надо Богу помолиться. Поставить свечку. Заказать молебен. И получить благословение священника на операцию.
– Благословит тебя Господь, да поможет тебе, – так и говоришь, благословляя.
Это простые слова, но они сказаны от сердца. Потом люди возвращаются, благодарят.
– Батюшка, спаси Бог. Просила благословения, молитв, – сразу стало легче, все прошло хорошо!
Господь поставил священников для того, чтобы они именем Божиим преподавали благословение Господне тем, кто к Спасителю обращается.
Мы же, священники, не своим именем благословляем, а именем Христовым!
Иисус Христос Ника – вот наше благословение!
Как отцу Леонтию желчный пузырь удаляли
– Мой дедушка, митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров, часто рассказывал историю, как ему удаляли камни из желчного пузыря.
Это были 1990-е годы. Со всеми серьезными вопросами: как правильно поступить, так или так? – батюшка тогда обращался к тогда еще схиигумену Илию (Ноздрину). Или сам к нему ехал, или батюшка Илий к нам приезжал.
– Надо всегда соизмерять свое желание с волей Божией, – говорил отец Леонтий.
И вот он приезжает в Оптину. А батюшки Илия нет. «Ну, что же делать, пойду к отцу Антонию», – решает отец Леонтий. Приходит к отцу Антонию:
– Вот мне надо операцию делать.
– Ни в коем случае не делай, ты там умрешь!
«Как же так, – думает, – врачи же настаивают. ». Еще у одного монаха спросил. Тот то же самое ответил. Еще у одного – опять тот же самый ответ!
Потом, кстати, когда батюшка Илий уже переехал в Переделкино, у отца Леонтия спрашивали:
– У кого же теперь спрашивать?
– Да у любого: помолись и иди задавай вопрос! – отвечал он.
Так сам врачам и отказал с операцией. Как они его только ни уговаривали:
– Не благословляют и – всё!
Прошло полгода, у него уже сильные болевые приступы начались. Врачи предупреждают:
– Если не сделаешь операцию, умрешь.
«Как же так?» – думает. Отправляется опять в Оптину. Снова батюшки Илия нет, а ему попадаются те же самые монахи, но теперь они все в один голос твердят:
– Да ты что?! Срочно делай операцию!
Батюшка в недоумении едет в больницу. Делают ему операцию. Он, выходя из наркоза, рассказывает хирургу:
– Странно, полгода назад все в Оптиной говорили, что нельзя делать операцию, а теперь можно.
А врач смотрит на него ошарашенно и отвечает:
– Если бы ты тогда к нам пришел, мы бы тебе полостную операцию делали, а сейчас просто три дырочки прокололи. За эти полгода как раз процедуру оперирования и усовершенствовали.
Батюшка поехал снова в Оптину. К одному монаху подошел, ко второму, к третьему:
– Ты знал? Ты знал? Ты знал?
– Да откуда я мог знать? – каждый из них машет головой.
Будешь Господа просить, Он тебе и без старца все откроет
Он эту историю потом приводил в пример: будешь Господа просить, Он тебе и без старца все откроет.
Причем батюшка пояснял, что вместе с ним к монахам поехал тогда один генерал, живший в Козельске не пенсии. Ему предстояла какая-то пустяковая операция, и монахи его тогда точно так же не благословили ее делать. Он их не послушался и, будучи, в общем-то, вполне еще крепким, умер на операционном столе.
А батюшка даже при тяжелейших инфарктах неоднократно выживал.
Один раз привезли его в больницу, а нам говорят:
– Еще бы день дома продержали, он бы умер.
В следующий раз уже сразу собрались везти его в больницу, как вдруг ни с того ни с сего приезжает схиархимандрит Илий и говорит:
– Ни в коем случае! Ему надо дома находиться.
Врачи потом приехали к нам с оборудованием и подтвердили:
– Да-да, его нельзя было бы тревожить, он должен оставаться дома.
«Врачует благодать, а ее принятие зависит от того, насколько ты очистил душу»
Митрофорный протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, что в селе Акулово Одинцовского района:
– Благословение, говорят, как стена. Однако есть такой момент: не всегда получается так, как вы сами того хотели. Бойтесь ограничивать Промысл Божий. Потому что если есть благословение, то Господь, что бы ни произошло, все выправит во благо.
Бойтесь ограничивать Промысл Божий
В Евангелии читаем: «. и весь народ искаше прикасатеся Ему: яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся» (Лк. 6, 19). Народ идет к Господу за исцелением телесным, а Спаситель, обращаясь к собравшимся, говорит о душе: «блажени нищие духом: яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущие ныне: яко насытитеся. Блажени плачущие ныне: яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо, мзда ваша многа на небеси» (Лк. 6, 20‒23).
Все чудеса, которые творил Господь и доныне совершает через Своих святых, относятся к душе. Помните, что предваряет исцеления в Евангелии, какие слова Господни? «Человече, оставляют ти ся греси твои» (Лк. 5, 20), и только затем: «восстани и ходи» (Лк. 5, 23). Почему так? Врачует благодать, а ее принятие зависит от того, насколько ты очистил душу.
Но, даже очистившись и получив исцеление, человек может вернуться к тому, чтобы продолжать грешить. Потому Господь часто и не являет чудес, что иначе вся эта милость Божия будет тут же брошена в грязь. От того-то Христос и говорит, восставив того, кто 30 с лишним лет лежал в расслаблении: «се, здрав еси: к тому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14).
Когда Небо молчит, ничего предпринимать не нужно
Прежде всего надо думать о душе. Поэтому лучше, конечно, и благословение брать не так, как сейчас, бывает, подойдут:
– Благословите, батюшка, поехать туда-то, билеты уже куплены! (Иначе говоря: благословите то-то, всё уже решено!)
Перед тем как на что-либо взять благословение, а священнику его преподать, – надо помолиться, чтобы Господь открыл Свою волю.
Есть такое выражение: «Когда Небо молчит, ничего предпринимать не нужно».
«Кому какое лекарство надо, то каждому Господь и дает»
– Помню, когда я еще несла послушание в Патриархии, там одна из монахинь чувствовала себя плохо, температура у нее держалась, врачи ей посоветовали удалить гланды, о чем она и сказала при встрече Святейшему Патриарху Алексию II.
– Ну, хорошо, врачи советуют. А тебе-то это зачем? – ответил Святейший. – Что тебе это даст?
Она отошла в сторонку с недоумением:
– Значит, тебе не надо делать операцию! – говорим ей. – Иначе бы Святейший благословил. Он тебе что сказал: «Тебе-то это зачем. »
А она все равно пошла на операцию. Гланды ей удалили, да только температура осталась. Без гландов начались проблемы с дыхательными путями, так как гланды – это своего рода затвор в организме, сначала они болят, а потом уже жизненно важные органы. Если же гланды удалены, то все воспалительные процессы спускаются сразу на бронхи.
Нас, своих чад, наш духовный отец схиигумен Савва (Остапенко) наставлял:
– Выполняй все предписания врачей. Делай только то и ровно столько, сколько скажут врачи.
– Хорошо, благословите, – отозвалась однажды одна женщина.
Ей удаляли вены на ногах. Операция прошла хорошо. Врач ей сказал:
– Вам нельзя вставать.
Она не послушалась и очень скоро умерла из-за образования тромбов.
Помню еще как-то пришла к батюшке Савве наша соседка, а он ей с порога:
– Ты что, врачей боишься?!
Отец Савва мог каждого пришедшего к нему, как рентген, просветить. Ты еще рта открыть не успеешь, а он тебе уже скажет: что у тебя и телесно и духовно болит. Причем иногда обличал при всем народе.
– Кому какое лекарство надо, то каждому Господь и дает, – приговаривал.
Сделала она операцию на глазах ‒ и еще долго жила и, зрячая, славила Бога
Так вот, соседке и пришлось сознаться, что она действительно врачей побаивается.
– Пойдешь, сделаешь операцию, – благословил ее он. – Все будет слава Богу.
Так и есть: сделала она операцию на глазах ‒ и еще долго жила и, зрячая, славила Бога.
А другая наша знакомая, тетя Катя, расторопная была, да как-то возится на огороде: «Ой! Что это у меня вода в галошах хлюпает?» А это язвы на ногах открылись, и кровь натекла.
Побежала в больницу, а врач ей там говорит:
– Знаете, надо делать операцию, надрезы делать, а как все это потом будет заживать, неизвестно. Готовьтесь к тому, что язвы лечить придется очень долго и трудно.
Кожа у нее на ногах была, как у многих пожилых людей, очень тоненькая, как пленочка. И вот ее уже подготовили к операции, положили на каталку везти в операционную, а она вдруг спохватилась:
– Я не буду делать операцию!
Хирург, с которым я сама договаривалась, звонит мне:
– Матушка Екатерина, что делать? У нас операционная готова. Весь персонал собран. Поговорите с ней. Она ни в какую не соглашается.
– Матушка, я не буду делать эту операцию, – упирается тетя Катя и вдруг добавляет, – Если вы меня не благословите, не буду.
«А я откуда, – думаю, – знаю, как у нее пройдет эта операция?! Какие будут последствия. ».
– Значит так, – говорю, – тетя Катя, будете делать так, как решит жребий.
Нас отец Савва учил в трудных случаях молиться и тянуть жребий.
– Господи, вразуми, как нам поступить, – беру паузу на молитву, пишу и тяну жребий.
Телефон у меня просто разрывается от звонков. Но я спокойно помолилась, вытянула бумажку, читаю: «Делать операцию».
– Да-да-да, матушка, – слышу голос тети Кати, – только за ваше благословение!
А саму ее все равно колотит, она начинает кашлять, а при этих судорогах операцию делать невозможно.
– Без фотографии батюшки Саввы на операцию не лягу, – вдруг тогда заявляет она.
– Конечно-конечно, – разрешили ей. – Фотокарточка бумажная, не помешает.
Она взяла с собой в операционную фотографию.
Операция прошла замечательно.
На следующий день, когда она уже пришла в себя, приходит врач, берет жгут, объясняет:
– Надо прокатать шов, чтобы изнутри вышла сукровица.
Прокатывает раз, – ничего не выходит; два, три – никакой жидкости.
– Такого не может быть, – разводит он руками, – чтобы так беспроблемно сразу зажил шов!
Врачи признали это за чудо. Хирург даже попросил:
– Отдайте нам этого вашего святого.
И тетя Катя, которая все так же, как и прежде, возится с огородами, так что весь день может пробыть на ногах, подарила врачам фотографию батюшки Саввы.
Присмотритесь к деснице благословляющего
– Надо помнить, что благословение ты берешь у священника как служителя Церкви Христовой, тогда через него Сам Господь преподаст тебе в конкретной твоей нужде благодать.
Это не человеческое благословение, это благословение Божие
Вы же знаете, как священник благословляет, присмотритесь к деснице: пальцы сложены так, что прочитывается имя Божие – Иисус Христос.
То есть священник благословляет не сам от себя, а именем Господним – это не человеческое благословение, это благословение Божие.
Сказано: «Господь, кого любит, того наказует, биет же Бог всякаго сына, его же приемлет» (ср. Притч. 3, 12; Евр. 12, 6). «Подобно тому как мать, собирая дитя, умывает, одевает и утешает его, так и Господь, собирая нас в храм вечный, небесный, омывает наши души покаянием, – увещевает один из подвижников благочестия, – снимает темную одежду пороков и страстей с наших душ и, наконец, утешает нас Своею благодатною радостью». Далее он пишет: «Мать омывает свое дитя, а Господь омывает нашу душу. Он может так стеснить нашу душу, что мы заплачем и этими жаркими слезами омоем душу, погрязшую в грехах». Но обратите внимание за обетование за этой крестной скорбью благодатной радости.
Так, и святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Священники Господни! Сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека – человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что, вмале быв наказан, он будет великими облагодетельствован по смерти: и вы будете друзьями человечества, Ангелами Утешителями, органами Духа Утешителя».
А ты выполнил свою работу?!
Иеромонах Мефодий (Зинковский), клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Вырице, кандидат технических наук и кандидат богословия:
– Благословение – это совместная молитва преподающего благодать священника и человека, приемлющего ее. Во исполнение слов Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).
То есть благословение – это всегда маленькое соборное деяние. Оно может быть выражено в краткой формуле: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков», – отзывается на просьбу о благословении священник, а тот, кого благословляют, отвечает: «Аминь». Это уже, можно сказать, микромолебен. Образовалась такая малая клеточка церковного организма, она уже живет, связана со всем Телом Христовым и питаема именно молитвой.
В плане осуществления Домостроительства Божия молитва важна не только и не столько единоличная, а по крайней мере двух-трех, а то и большего количества единодушных людей сообща, со священником или просто с братьями, сестрами по вере, о той или иной ситуации.
Хотя, конечно, идеально, если это молитва вместе со священником, так как он еще и по хиротонии имеет дар Духа Святаго и обязанность молиться за паству Христову. Поэтому естественно, что люди прежде всего у священников испрашивают благословения и молитв.
Хотя благословить могут и отец и мать свое чадо, может и просто кто-то из более крепких в вере, духовно опытных мирян.
Правда, ко всему надо относиться с рассуждением. Бывает, что и старец кого-то благословит, допустим, на операцию, а она пройдет не так, как ожидалось. Или просто на лечение, а потом возвращается человек к старцу и предъявляет «претензию»:
– Почему не получилось?
– Ты не проделал внутренней работы над собой, не подготовил почву своей души для принятия благодати, – объясняют ему.
Этот христианин ‒ как крестьянин, который раздобыл самые лучшие, отборные зерна сортовой пшеницы (взял благословение аж у старца!), но не подготовил пашню как следует, и семена не дали всходов!
– Меня же благословили сеять! – упирается такой обрядовер.
– Да, но ты не прополол своей души, и те ростки, что и пытались пробиться, заглушило терние.
Каждый должен исполнить свою составляющую в этой синергии общего духовного труда, и никто за другого его часть работы сделать не может. Благословение не работает как некое механическое действо, – нет, это живое общение душ человеческих с Богом и во Христе друг с другом.
«Чаще в Печоры приезжай»
– Благословение – это помощь Божия, подается она свыше тем, кто сам ее ищет, жаждет получить. Через священнослужителя, который является носителем благодати, Господь подает этот Свой дар тем, кто его испрашивает. Испрашивая благословения у священника, ты испрашиваешь на самом деле благословения Божия.
Знаю такой случай. Приехала однажды к нам из Порхова одна девушка, Ольга, ей 22 года было, до этого два с половиной года она лежала в расслаблении из-за болезни сердца. Ночью во сне она увидела старца, он сидел в полном схимническом облачении, а рядом с ним стоял иеромонах.
– Кто этот старец? – спрашивает она у стоящего.
– Это отец Симеон (Желнин), про которого ты читала, – отвечает тот.
Я, говорит, тогда подхожу к святому:
Он благословляет и говорит:
– Чаще в Печоры приезжай.
Она после этого благословения поднялась и приехала в Печоры благодарить Бога
Она после этого явления ей преподобного во сне и его благословения поднялась и приехала в Печоры благодарить Бога.
В самом начале своей церковной жизни я тоже пережил, что это такое: благословение Божие. Меня благословил даже не старец, не епископ, а простой иеромонах.
– Ты умеешь принимать благословение? – спросил он у меня.
– Нет, – признался тогда я.
– Ну, ручки сложи, – сказал он и показал как.
Я сложил. Он благословил меня. Я тогда пережил необыкновенную, ни с чем из тогдашнего моего опыта не сравнимую покаянную радость! Никогда до этого не помню, чтобы я плакал, а тут слезы как полились! «Господи, неужели это Ты?!» – взмолился, помню, я. Батюшка остался в келлии, а я пошел один. Сначала глубокое покаянное чувство охватило душу, а потом – такая тишина, такая радость, такой покой. И любовь ко всем! Кто бы они ни были, чем бы ни занимались, как бы ни согрешили. Ты вдруг ощутил, что всех любишь!
Так может исцелить душу, показать ей образ здравия одно только благословение простого священника.