можно ли заменить в тексте элементы сословного подхода если да то какие на какую группу
Можно ли заменить в тексте элементы сословного подхода если да то какие на какую группу
Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов 2016
Стр. 43, Ключевые вопросы перед параграфом
Что изменилось в культурной жизни России в Петровскую эпоху? Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?
В культурной жизни России в Петровскую эпоху изменилось многое: одежда, быт, жилище высших слоев общества, развивалось образование, наука, искусство, медицина. Современники воспринимали новшества царя-реформатора по разному: одни поддерживали, другие противились.
Стр. 46 Вопросы внутри параграфа
Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII веке.
В европейской архитектуре в XVIII веке господствовали стили: барокко, рококо и классицизм.
Стр. 50, вопросы к документу
1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?
Круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в этом сочинении:
Отношения с родителями, поведение за столом, поведение при разговоре, поведение за столом, поведение в гостях, поведение в компании. Эти заголовки можно включить в этот текст.
2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?
Благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи должен был обладать такими качествами: вежливость, учтивость, уважение старших, сдержанность, честность.
3.* Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?
Элементы сословного подхода заметить в тексте можно. Например, это проявляется в сравнении поучаемого с деревенским мужиком. Приводимые правила ориентированы на группу юношества дворянского происхождения.
4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.
Содержащиеся в данном сочинении советы полезны и актуальны для современных молодых людей. В XXI веке, так же как и в XVIII веке востребованы такие качества, как вежливость, уважение старших, сдержанность, честность. Наблюдая современных молодых людей, можно сделать вывод, что многие из них испытывают дефицит этих качеств.
Стр. 50 Вопросы после параграфа
1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I.
Таблица заполнена, см. выше
2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.
Петр I обучение дворянских детей за границей, открытие образовательных учреждений: Морская академия, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище, цифирные школы, гарнизонные школы, создание гражданской азбуки, развитие издательского дела, газетного дела, открытие библиотек, музеев, Академии наук.
3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.
Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Отличие музея от коллекции
4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?
5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи».
«Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи»
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.
Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Национальная специфика русской портретной живописи проявилась в следующем: русские мастера выработали 1) свои композиционные схемы, 2) тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:
— на портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир
— особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица
— цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной
— отсутствие группового (семейного) портрета.
6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времен Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?
7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения – письмо, отчет, зарисовки для альбома и др.
Сообщение (письмо) о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого
Герой путешествия – купец
Цель поездки – получить в Берг-привилегии разрешение на строительство завода
Матушка Ефросинья Федоровна!
Письмом этим спешу сообщить о поездке нашей в Санкт-Петербург. Добрались благополучно, хотя дорога была нелегкой. Погода нас встретила неласковая: дождь, ветер, улицы заливает. Город этот сильно удивил нас, по настоящему-то города еще нет, везде стройка. Строят дома, дороги, роют каналы и закрывают их дощатыми помостами. Проезжали мимо Адмиралтейской верфи, слыхали, что сам царь-батюшка руководит там строительством корабля. Но правду сказать своими глазами его не видали. Подсказали добрые люди, где искать Берг-коллегию. С Божьей помощью нашли. По решению нашему просить денег взаймы на обустройство завода по плавлению меди, которая отыскалась в землях наших, подали прошение офицеру Берг-коллегии. Нам ответ был, что прошение рассмотрят и нам сообщат через три дня.
Устроились на ночлег в гостином дворе, стол там хороший, не дорогой. Теперь будем ждать ответа и молиться, чтобы все задуманное нами сбылось.
А пока прощаюсь и желаю здравствовать. Твой супруг Петр Абросимович.
8*. Объясните, в чем заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.
«Обмирщение» культуры заключалось в следующем: развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Как видно из текста, особенно «обмирщение» проявилось в живописи, а также в архитектуре.
ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §6 Преобразования в области культуры и быта
Стр. 43. Вспомните
Что изменилось в культурной жизни России в Петровскую эпоху?
В этот период культурная жизнь России кардинально изменилась. Пётр І активно внедрял на родине многие достижения и особенности европейской культуры. Прежде всего это коснулось просвещения и науки (открытие большого количества учебных заведений, Академии наук, музеев, библиотек), искусства (светская живопись, архитектура в стиле барокко), а также быта дворян (отказ от традиционной одежды, бритье бород).
Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?
Большинство современников Петра I поддержало нововведения в области культуры и быта. Тем более немало дворян и так тянулись к европейской культуре. Тем не менее, далеко не всем был по душе отказ от русских обычаев и традиций. Многим не нравилось обязательное бритье бород (ношение бороды на Руси раньше было обязательно для взрослых мужчин) и ношения одежды иностранного образца. Но все же они были вынуждены подчиниться непреклонной воле государя.
Стр. 46. Вопросы в середине параграфа
Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII в.
В европейской архитектуре XVIII в. господствовали два стиля: барокко и классицизм. Но уже к концу столетия появились стили, которые были своеобразными продолжениями уже существующих – рококо и неоклассицизм
Каковы основные черты стиля барокко?
Сооружения выполненные в стиле барокко характеризовались излишней пышностью, богатством убранства, торжественностью и сложностью форм. Этот архитектурный стиль отображал такие идеи и ценности как изящество, этикет, вежливость и аристократичность.
Стр. 48. Вопросы к иллюстрации
Объясните, кто окружает Петра I на картине.
Пётр І изображен на картине в окружение придворных (мужчин и женщин). Одна из женщин, по всей видимости, вторая супруга государя, будущая императрица Екатерина І.
Какую атмосферу стремился передать художник?
Скорее всего, художник стремился передать атмосферу придворной жизни первой четверти XVIII в. Сделан акцент на том, что верхушка российского дворянства полностью приняла петровские реформы в области культуры и быта. Одежда практически у всех присутствующих европейского покроя, а обстановка очень напоминает светские балы, которые проводились в странах Западной Европы.
Стр. 50. Документ №1
1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?
В данном документе рассмотрены вопросы, которые касаются взаимоотношений между детьми и их родителями, нормы этикета во время приема пищи, а также нормы этикета во время разговора. Эти группы можно назвать такими заголовками «Родители и дети», «Правила поведения за столом», «Основные правила общения».
2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?
Благовоспитанный молодой человек в указанное время должен был почитать своих родителей, прилично вести себя за столом, учтиво говорить с людьми, не хвалить себя, и наряду с этим не позорить себя и свою семью.
3*. Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?
В тексте четко видно, что все указанные требования могут относиться только к детям из зажиточных семей. Соответственно, приводимые правила ориентированы только на юношей из числа дворян, и возможно – из богатых купцов. К посадским людям и крестьянам «Юности честное зерцало» применяться просто не могло.
4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.
В целом, практически все указанные в данном сочинении советы могут использоваться и в наши дни. С небольшими оговорками, конечно. Это объясняется тем, что советы молодежи являются универсальными, независимо от исторической эпохи. И сегодня молодым людям нужно уважать своих отца и мать, учтиво вести себя за столом, культурно общаться с другими людьми, не позорить себя и своих близких.
Стр. 50. Вопросы в конце параграфа
1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I (см. задание 1, параграф 4).
Государственное управление | Армия, военное дело | Сословная политика | Экономика | Духовная жизнь, культура |
---|---|---|---|---|