мугреево святое озеро история
Прошлое и настоящее Святого озера
С 1 по 16 июля проходила экспедиция Высшей Школы Экономики «Фольклорная традиция Святого Озера». Преподаватели и студенты побывали в Южском и Пестяковском районах Ивановской области.
Маршрут экспедиции проходил через Холуй и Палех, села, известные таким народным промыслом, как лаковая миниатюра; через сёла, связанные с памятью о князе Дмитрии Пожарском, чьей вотчиной были эти края; через места организации народного ополчения 1612 г. В советские годы в этих краях добывали торф, заготавливали лес, а во время и после Великой отечественной войны здесь были лагеря для военнопленных из разных стран Европы. Таким образом, мы надеялись обнаружить не только фольклорную традицию, но и следы известных исторических событий.
В составе экспедиции были преподаватели Школы лингвистики и студенты разных образовательных программ – лингвистики, филологии, истории, культурологи, журналистики, медиакоммуникаций, востоковедения. Таким образом, наши интересы были разносторонни: от традиционной культуры и местного диалекта до истории народного ополчения 1612 г. и антифашистского движения времен второй мировой войны.
Основными задачами экспедиции были:
Остановка первая. Палех, Мугреевский, Мугреево-Никольское, Мугреево-Дмитровское,Лукино, Талицы
Экспедиция отправилась из Москвы в Иваново, затем на автобусе мы проехали через с. Палех, где познакомились в местном музее с историей Палехского иконописного промысла и его преобразованием в искусство лаковой миниатюры, полюбовались иконописью и деревянными скульптурами Крестовоздвиженского собора. Затем мы прибыли в с.Мугреевский.
В Мугреевском мы работали с местным населением в течение 8 дней, с выездами в села Талицы, Мугреево-Никольское, Мугреево-Дмитриевское, деревню Лукино.
Особенность с. Мугреевского заключается в том, что это «свозной» поселок.
Основным экономическим предприятием здесь долгие годы являлась ОАО «Мугреевскоеторфопредприятие», куда съехались на работу жители преимущественно окрестных деревень, но также и соседних регионов. Это не могло не отразиться на фольклорной традиции: обряды, связанные с сельскохозяйственным календарем, сохранились здесь меньше, чем в соседних селах, зато местные жители помнят сказки, охотно делятся легендами, поверьями, быличками, прибаутками, верят в колдунов, и в то же время любят песни и частушки. Интересно, что здесь, как и в соседних селах, сохранились древние элементы свадебного и похоронного обрядов.
Важное значение для с.Мугреевского имеет СвятоезерскаяИверская пустынь –действующий женский монастырь, который находится в центре села, на берегу озера.Монахини этого монастыря были чрезвычайно открыты к гостям, общительны и приветливы, рассказали немало интересного об истории Святого озера, самого монастыря, а также о традиционных народных обрядах, принятых в этих местах.
Каждое село, где мы работали, обладало богатой историей. Так, в селах Мугреево-Никольское и Мугреево-Дмитриевское, где, как полагают, когда-то лечился от ран князь Дмитрий Пожарский, куда пришли гонцы Кузьмы Минина просить князя возглавить ополчение, сохранились памятные места (бугры, поле, место дома) князя Пожарского, бытуют предания об ополчении, а также о кладах и разбойниках. В этих селах есть несколько храмов и местные жители с радостью расскажут современные легенды о чудесах, связанных с разрушением и воссозданием святынь. Экспедиционеры заходили в самый старый дом села Мугреево-Никольское, которому около 200 лет и который когда-то был дворницкой, общались со старожилами села.
Экспедиция побывала и в с. Талицы, где познакомилась с уникальным архивом и школьным музеем, собранным под руководством учителя В.Е. Сафронова. После Великой Отечественной в этом населенном пункте оказалось большое количество военнопленных. В архивах сохранились записи, согласно которым на кладбище в Талицах похоронено около 7 тысяч пленных: немцев, французов, австрийцев, румын и др.В послевоенное время в Талицах была открыта «Антифашистская школа», в которой пленные имели возможность переосмыслить события войны и изменить свои убеждения. Судя по сохранившимся в архиве многочисленным письмам, эта школа стала для большинства военнопленных не только источникам пропагандыантифашистских ценностей, но и возможностью общения с земляками, социального и морального восстановления. Некоторые пленные позже женились здесь на русских девушках и оставались жить в России.
Остановка вторая. Южа и Холуй
Затем экспедиция переместилась в административный центр Южского района Ивановской области, город Южу, где участники посетили Южский Дом ремесел и общались с жителями г. Южи. Стоит сразу отметить тот факт, что в городе информанты менее охотно вступали в общение, однако и здесь мы обнаружили богатую песенную традицию, актуальные (до сих пор соблюдаемые в городских условиях!) троицкие обряды наряжания березки, общей трапезы и плясок вокруг березки и купания с березой в озере Вазель.
В ходе экспедиции участники посетили Тихвинскую ярмарку в с. Холуй. Эта ярмарка в дореволюционные годы была одной из крупнейших в регионе. После перестройки она была возрождена, и вот уже 15 лет жители Южского района приезжают сюда закупать продукты, посуду, ткани, изделия различных промыслов, привозимые из соседних областей, а также послушать народные песни, принять участие в традиционных плясках с частушками, покататься на лодках по р.Тезе, попробовать разнообразные пироги, квасы, морсы. Участники экспедиции наблюдали, как проходит современный народный праздник, и посетили музей с.Холуя, где познакомились с традициями холуйской иконописи и живописи.
Остановка третья. Нижний Ландех
Последней остановкой экспедиции стало село Нижний Ландех. В нем мы провели 6 дней, изучая особенности местной традиции. Отличительной чертой архитектуры Нижнего Ландеха является монументальный храмовый комплекс из двух храмов (Св. Троицы и Рождества Богородицы, 18 в.) в центре села, с остатками великолепного резного позолоченного иконостаса в храме Святой Троицы. На данный момент комплекс заброшен. В 2005-2009 гг.в храмовом комплексе проводились работы по реконструкции, но были приостановлены за нехваткой финансирования. На окраине села есть кладбище и при нем небольшой храм Изнесения Честных Древ Животворящего Креста. С этим храмом связана жизнь и память двух местночтимых, пока не прославленных официальной церковью, недавно почивших святых– Анны, спасшей храм от разграбления в советские годы и почившей в 1958 г., и блаженного Андрея, ясновидца, почившего в 1908 г. В селе и окрестностях бытуют легенды об этих святых.
В Нижнем Ландехе местные жители смогли сохранить старинную песенную традицию. Хор при клубе, сложившийся 40 лет назад из пожилых доярок и их дочерей, до сих пор исполняет традиционные свадебные, частые лирические, плясовые, шуточные песни, которые были приняты в Нижнем Ландехе и окрестных селах и которые пели в свое время бабушки участниц. Экспедиции удалось записать многоголосое исполнение этих песен на видео- и аудиоаппаратуру.
Традиционная культура с. Нижний Ландех богата и разнообразна. Здесь сохранились и обрядовый фольклор, и песни, и легенды, и игры. Интересно, что в Нижнем Ландехе развита топонимика и ономастика: здесь бытует много местных топонимических названий и до сих пор принято давать односельчанам прозвища. Но наибольшее впечатление на студентов-участников экспедиции произвела демонологическая традиция. Нижний Ландех,как и село Мугреевский, стоит на болотистой местности, поэтому местные жители рассказывают о кикиморах на болотах и лешем в лесу, которые пугают и путают назадачливых путников. Здесь помнят о русалках в реке, а кроме того, верят в банника и домового.
Итоги
Экспедиция была очень интересна и плодотворна. Назовем ее основные итоги.
За время экспедиции мы, представители разных факультетов и школ, очень подружились. Атмосфера в группе была теплой и открытой, поэтому было очень приятно и легко работать. Полученный в экспедиции опыт и новые знания оказались действительно ценны и важны, и не только с точки зрения изучения фольклора, но и с точки зрения изучение истории нашей страны, понимания современных реалий ее жизни, преемственности опыта, мудрости, культуры.
На Святом озере. Мугреевский
В Мугреевском я уже была, лет 9-10 назад поздней осенью. Тогда мне показалось, что это грустное место, где-то на краю земли, доехать до которого сложно. Дороги нормальной нет, 80 км грунтовки через лес мимо исправительных колоний. И все, в посёлке дорога заканчивается, впереди только озеро и леса.
Но приехав в этом году, я удивилась, как поселок изменился за 10 лет. Он стал живым и жизнерадостным. Я сначала подумала, что это просто лето! Осенью обычно грустно, а летом ярко и солнечно! Но нет, даже люди сейчас ходят улыбаются и здороваются. В посёлке появился отель «На Святом Озере», ещё бы, рядом такое озеро и древний монастырь.
Долгое время Мугреевский жил за счёт торфопредприятия. Сейчас же, оно полузакрыто.
И в каждом дворе детские площадки. В каждом! Но мы любили только одну, старую советскую железную у озера с огромными оводами. Я таких оводов никогда не видела.
Отель, клуб, детские площадки, оборудованная купальная зона, древний монастырь. Это Мугреевский сегодня, уже совсем не край земли.
Но помимо природных красот, про озеро ходит много легенд. Одна из них рассказывает о происхождении. Когда-то в древние времена в лесной глуши жил старец Филарет. У подножия холма, где располагалось его жилище, расстилалась болотистая низменность, в которой старец выкопал себе колодец, давший необыкновенно чистую воду. С течением времени, края колодца обвалились, и на его месте образовалось небольшое озерко, которое и дало начало настоящему озеру.
Вторая легенда гласит, будто бы в годы становления Советской власти служителями Святоозерской пустыни в озере был затоплен клад с церковными реликвиями и драгоценностями. Естественно, клад искали и естественно ничего не нашли, но дали жизнь новой легенде. Якобы у озера двойное дно и что под толстым слоем ила находится второе озеро с чистейшей водой. Некоторые люди говорят, что до сих пор видят над озером очертания затопленного древнего монастыря, а в тишине слышится колокольный звон.
Третья легенда говорит о целебной силе озёрной воды, что искупавшись раз получишь силы на год вперёд. До прихода Советской власти в озере нельзя было ловить рыбу и стирать белье, а монахини ежедневно обходили озеро с молитвами. Но потом был Союз и торфопредприятие, многое изменилось, но в целебную силу верят до сих пор.
У озера находятся два объекта культурного наследия:
* У северного берега археологический памятник — Мугреевский курганный могильник.
* У южного берега архитектурный памятник — монастырь Святоезерская Иверская пустынь, где мы как раз и были.
Святоезерская Иверская пустынь.
Женский монастырь на берегу Святого озера. Старое намоленное место, называвшееся долгое время Филаретовским по имени того самого Старца, который вырыл колодец и образовалось озеро. Это самый ранний монастырь на территории современной ивановской области.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому, даже если ты не паломник, а просто гость, то обязан соблюдать принятые правила. Начиная от одежды и заканчивая едой.
Не все для меня конечно понятно и приемлемо, всё-таки я очень мирской человек, и вообще мое отношение к церкви «ну такое», но в Святоезерском монастыре реально все как-то по-другому.
Мугреево святое озеро история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Легенды и беды Святого озера
Я с детства люблю озёра. Само слово – озеро – для меня имеет магическую силу. Попробуйте произнести и вслушаться – о-зе-ро, о-зё-ра… Что-то неуловимо волшебное, связывающее нас с глубокой славянской древностью таится в этих звуках…
Озеро Святое – второе по величине в Ивановской области. Береговая линия достигает 7 км, средняя глубина 3,7 м, максимальная – 6. Но даже на максимальной глубине в середине озера вы долго еще будете провожать взглядом брошенную на счастье монетку – настолько чистая там вода!
Само озеро можно даже назвать волшебным, ощущение присутствия чего-то неуловимо-возвышенного не покидает на его берегах. С озером связано немало легенд. Одна из них рассказывает о происхождении этого чуда природы.
Когда-то в древние времена, когда озера не было и в помине, в лесной глуши жил старец Филарет. У подножия холма, где располагалось его жилище, расстилалась болотистая низменность, в которой старец выкопал себе колодец, давший необыкновенно чистую воду. С течением времени, края колодца обвалились, и на его месте образовалось небольшое озерко, которое и дало начало настоящему озеру. Ученые же склонны считать, что Святое озеро ледникового происхождения, как и большинство других озер этой местности.
История озера неразрывно связана с существованием монастыря, получившим свое название по местности – Святоозерский. Первый храм Преображения Господня на этих чудных берегах был возведен аж в 1385 году святителем Киприаном. В водовороте истории храмы исчезали и возводились снова, пока не был построен нынешний комплекс Святозерского женского монастыря, куда входят сразу три храма: Иверской иконы Божьей Матери, Афанасия Афонского и Казанский собор. Ослепительно белые стены храмов и монастыря так гармонично вписываются в Святоозерский пейзаж, что дух захватывает.
Существует еще одна легенда, будто бы в годы становления Советской власти служителями Святоозерской пустыни в озере был затоплен клад с церковными реликвиями и драгоценностями. Естественно, клад искали и не единожды! И естественно ничего не нашли, но дали жизнь новой легенде. Якобы у озера двойное дно и что под толстым слоем ила находится второе озеро с чистейшей водой. Некоторые люди говорят, что до сих пор видят над озером очертания затопленного древнего монастыря, а в тишине слышится колокольный звон. Мой муж вообще выдвинул довольно смелое предположение, что Святое – озеро, которое скрыло легендарный Китеж. Еще одной версией происхождения озера является образовавшийся карстовый провал, который мог в одночасье поглотить если не город, то село и на этом месте образовать озеро. Кроме того, именно по этой местности проходил один из отрядов Батыя. На мой вопрос, почему Китеж должен быть именно там, муж ответил просто: а почему бы и нет? Ведь сколько предположений было сделано, это просто еще одно… из многих.
Как я ни мечтала и ни пыталась услышать колокольный волшебный звон – ничего не вышло, хотя бы потому что тишины не было. Шум дискотек со всех берегов озера ее не нарушал, он ее душил. До сих пор не понимаю таких туристов: кой черт переться за тридевять земель на лоно природы, чтобы устроить там дискотеку? Но об этом чуть позже.
Во все времена озеро почитали как святыню, вода из него считалась целебной. Берега были ухожены, покрыты зеленой травой, люди ходили по натоптанным тропинкам. Монахини ежедневно обходили озеро с молитвами и умывались так, чтобы вода попадала на землю и в озеро возвращалась очищенной. О ловле рыбы, стирке белья не могло быть и речи.
Все изменилось, когда в 1939 году на болотах вокруг озера началась добыча торфа способом гидроторфа, сопровождающимся огромным использованием водных ресурсов. Соответственно, воду для этих целей стали брать из озера (а также и из реки Лух). В процессе торфоразработок почти вся святоозерская вода была заменена на речную, занесено много ила и торфяной массы. Из семи источников, когда-то питавших озеро, осталось только два, да и те находятся под угрозой заиления.
С развалом Союза торфоразработки закончились, но появилась другая напасть – нерадивые туристы. За сезон озеро посещают несколько тысяч человек, но какая часть из них уберет за собой мусор?
Уникальный памятник природы – озеро Святое сегодня находится на грани уничтожения. О каких целебных свойствах святоозерской воды сегодня можно говорить, если отдыхающие паркуют автомобили на прибрежной территории, а иногда и моют их в озере. Прибавьте сюда груды пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, как бы невзначай оставленных туристами, которые «ах, да! Хотели же мусор забрать, но забыли!»
Местная администрация и насельницы Святоозерского монастыря давно бьют тревогу, но формальных прав установить свои правила на данной территории у них нет. Озеро и земли вокруг него находятся в бессрочной аренде обанкротившегося предприятия, нужно переоформлять бумаги, но волокита с документами длится уже в течение многих лет.
Поэтому единственное, что остается – взывать к совести отдыхающих, если, конечно, таковая имеется…
Этим постом я тоже хочу привлечь внимание к проблемам Святого озера и обратиться к тем, кто когда-то на нем бывал, и для кого это место стало излюбленным местом отдыха, а может быть, кто-то только собирается посетить эти места.
Люди! Просто представьте! Озеро – оно ведь живое, оно дарит вам свою красоту, тихую благодать, воду, свою душу… Не плюйте в нее, пожалуйста!
Озеро Святое в Ивановской области
В 130 километрах от Иваново расположился второй по величине водоем области — озеро Святое. Крупнее только озеро Рубское, расположенное на юго-западе от регионального центра. Несмотря на то, что до Рубского добраться куда проще (оно находится в 2,5 километрах от трассы на Владимир), Святое испытывает столь же сильную туристическую нагрузку. В жаркий летний выходной можно долго бродить по берегу в поисках свободного места. Местные жители говорят, что еще десять лет назад все было иначе.
На берегу водоема неслучайно находится женский монастырь. Поселок Мугреевский, к которому примыкает обитель, издавна располагался в тупике длинной и сложной дороги. Сосновый лес, песчаные берега, питаемое родниками озеро — эти места славились своим уединением. В наши дни природа сохранила первозданную красоту, но вероятность насладиться ей невысока. Как отмечают отдыхающие в отзывах, на водоем часто приезжают компании с громкой музыкой, спиртным и мангалами, хотя костры здесь разводить запрещено. Так что любителям спокойного времяпрепровождения лучше приезжать в будни.
Отдых на озере Святом в Ивановской области
Главное, о чем пишут едва ли не в каждом отзыве — чистота воды. На Святом она действительно прозрачная, поскольку водоем питают родники. Правда, говорят, раньше была еще прозрачней, но, с тех пор как в 1939 году в его окрестностях начали добывать торф, ситуация ухудшилась. Для разработки использовали воду и из озера, и из реки Лух. В результате водоем загрязнили торфяными массами, появился ил, произошло заиливание большинства родников. Сейчас действуют только два источника.
Несмотря на ледниковое происхождение и снабжение холодными ключами, вода в Святом прогревается хорошо. Этому способствует и небольшая глубина, составляющая в среднем 3,7 метра, и большие прибрежные отмели.
Выбрать место на берегу для отдыха просто. Озеро вытянуто с запада на восток, его длина (максимум — 1,95 км) примерно в два раза превышает ширину (максимум — 0,84 км). Поселок Мугреевский стоит практически на середине южного берега. Если провести от него прямую линию к северу, то озеро окажется разделено на две части. Территории, оказавшиеся справа от границы, пригодны для размещения и купания. Все, что слева — западные части северного и южного берегов, а также западная сторона — болота, торфяники, ил, заросли камыша и осоки без удобных и безопасных подходов к воде.
Пляжей здесь два, и оба находятся на берегах левой части озера. Один расположен у выхода села к воде, и попасть на него можно, просто пройдя Мугреевский насквозь по улице Советской, которая является продолжением асфальтированной дороги, ведущей в населенный пункт. На пляже имеется вышка с 3 уровнями высоты, с которых можно нырять в озеро. Смонтированы два деревянных настила, уходящих в водоем примерно на 20 метров. Есть даже имитация волейбольной сетки с парой веревок, натянутых между колышками. В зоне отдыха дежурят спасатели.
Второй пляж располагается на северней стороне напротив сельского пляжа. Он не обустроен, но берег и дно там также песчаные и ровные. Чтобы добраться туда, нужно обогнуть озеро по грунтовой дороге с восточной стороны.
Необходимо помнить об особых правилах пребывания у озера Святого, появившихся с тех пор, как водоем в 1965 году признали памятником природы регионального значения. В частности, запрещается разводить костры, собирать и жечь ветви, сливать в воду отходы, оставлять мусор на берегу или в озере. Автомобили можно ставить не ближе, чем в 50 метрах от воды. На деле эти правила соблюдаются не всегда; патрули, имеющие право оштрафовать нарушителей, сюда заглядывают редко.
Некоторые приезжают в эти места на несколько дней и размещаются в палатках. Можно снять жилье и в селе. Кроме того в Мугреевском имеется большой гостевой дом с двухместными комнатами. Размещение в них стоит около 2 тысяч рублей в сутки; за небольшую доплату в стоимость проживания включат комплексные завтраки и обеды. Владельцы гостевого дома устраивают ягодные и грибные туры для гостей. Также можно покататься на лодке и на лошадях.
Рыбалка
В озере Святом обитают 13 видов рыбы, из которых вероятнее всего улов составят окуни, плотва, щуки, ерши, уклейки и язь. Также здесь водятся вьюн, налим, щиповка, толстолобик, белый амур, пелядь и снеток. Ажиотаж вокруг озера, по-видимому, не коснулся ихтиофауны: сюда едут именно отдыхать, рыбалка на Святом пока менее популярна. Рыба есть, и зимой администрация Южского района, на территории которого находится водоем, проводит здесь соревнования по подледному лову. Вытаскивают окуней, плотву, ершей.
Летом улов несколько разнообразнее. До 5–6 часов вечера хорошо ловится окунь. Для того, чтобы вытащить полосатого хищника, подойдет мормышка. С наступлением вечера можно поохотиться на язя, а с наступлением сумерек попробовать добыть плотву. В последнем случае рекомендуется ловить с лодки, поскольку рыба берется на глубине около 3 метров. Можно вытащить экземпляр весом до 500 граммов.
Достопримечательности
Над озером возвышаются купола и колокольни храмов женского монастыря, который называется Святоезерская Иверская пустынь. Много веков он был мужским, но в 1860 году его передали женской общине. И историю создания обители, и легенду о происхождении озера связывают с именем старца-отшельника Филарета, который жил в здешних местах в XIV веке.
Домом этому человеку служила пещера, выкопанная у подножия холма Грива, на котором сейчас стоит и поселок, и монастырь. Чтобы обеспечить себя водой, отшельник выкопал и колодец. Чистая, родниковая вода заполнила углубление. Согласно легенде, с течением лет вода поднялась до поверхности и разлилась вокруг, образовав озеро. Ученые, разумеется, эту историю опровергают, указывая на ледниковое происхождение водоема.
Однако народная молва приписывает Филарету не только эту заслугу. Считается, что его подвижничество привлекло внимание московского митрополита Киприана. По его распоряжению тут построили церковь Преображения Господня. Много раз в дальнейшем она горела и перестраивалась, но всякий раз строители стремились сохранить архитектуру и облик первого сооружения. Преображенский храм открыт в Святоезерской Иверской пустыни и сегодня, его можно посетить.
В начале XV века здесь появились новые храмы. Были построены корпуса для монахов, оборудованы трапезные. Начал действовать Святоезерский Спасский Сенегский монастырь, именуемый так по второму названию водоема — Сенга-озеро. Обитель пережила разграбление и пожары Смутного времени, угасание и практически полную ликвидацию в XVIII веке, возрождение за счет благотворителей в середине XIX века.
Советская власть подошла к вопросу использованию построек монастыря утилитарно: в стенах обители «квартировали» и клуб, и ветлечебница, и аптека, и различные магазины. Церковь вернула свое имущество только в 1994 году. С 1998 года повторно открылся женский монастырь Святоезерской пустыни.
Сегодня на его территории располагаются три храма: Преображения Господня, церковь в честь Афанасия Афонского и храм Казанской иконы Божьей Матери. Роспись в них не сохранилась. Постройки и быт монахинь выглядят более чем скромно. Дополняют картину корпуса, возраст которых перевалил за 100 лет: в них живут насельницы и настоятельница, иногда останавливаются редкие паломники, располагается трапезная и хозяйственные помещения.
Как доехать до озера Святого в Ивановской области
Приехать на водоем на общественном транспорте проблематично, но возможно: ежедневно в поселок Мугреевский из Иваново отправляется один автобус. Сесть на него можно на автовокзале. Время в пути составит немногим более 3 часов.
Если вы отправляетесь на автомобиле, нужно выехать из города в юго-восточном направлении по дороге на Шую. На развязке между Иваньково и Китово свернуть направо, чтобы не заезжать в Шую, а обойти город с юга. Двигаясь по объездной дороге, миновать мост через реку Тезу, повороты на Мелиоратор и Змеево и свернуть направо только у села Камешково. Далее следовать в южном направлении по маршруту «Клочково — Преображенское — Южа».
В последнем населенном пункте необходимо выехать к северо-восточной окраине. Сделать это можно по улицам Советской и Черняховского, ориентир — мост через озеро Вязаль, который надо будет проехать. Еще один признак того, что вы не сбились с маршрута — Смоленская церковь, которая останется справа от дороги на выезде из Южи. На развилке у последних домов надо будет взять севернее. От Южи надо следовать до Мугреево-Никольского и далее через несколько деревень и мост через реку Лух — до Мугреевского.
Маршрут движения из Иваново до озера Святого и поселка Мугреевского:
Третий способ путешествия — такси. Не самый экономный, зато наиболее комфортный. В Иваново работают такие перевозчики, как «Яндекс. Такси», «Максим», Uber и Gett. Заказать автомобиль можно, используя приложение для мобильного.
Видео об озере Святом в Ивановской области: