мультфильм про шамаханскую царицу советский
«Сказка о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина. Читать онлайн, краткое содержание и полный текст. Слушать аудиокнигу, смотреть советский мультфильм 1967 года. Суть и скрытый смысл сказки Пушкина. Откуда этот сюжет?
«Сказка о золотом петушке» – последняя из стихотворных сказок Александра Сергеевича Пушкина, написана в 1834 году.
При первой публикации царская цензура вычеркнула из произведения слова «Царствуй, лежа на боку» и финальное двустишие: «Сказка ложь, да в ней намек! / Добрым молодцам урок» (вероятно, цензор счел их опасным вольнодумством). Пушкин посчитал это глупостью.
Содержание
Аудиокнига и мультфильм
В 1967 году на студии «Союзмультфильм» режиссером Александрой Снежко-Блоцкой был снят мультфильм «Сказка о золотом петушке».
Краткое содержание «Сказки о золотом петушке»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь Дадон. В молодости он воевал с соседями, а под старость присмирел. И тут уже соседи стали нападать на его владения: то с юга, то с востока, то с моря.
Тогда царь призвал на помощь мудреца, «звездочета и скопца», и тот подарил Дадону волшебного золотого петушка. Петушок мог заранее предупреждать о нападении, поворачиваясь в нужную сторону:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
Обрадованный царь пообещал мудрецу любую награду: «Волю первую твою / Я исполню, как мою».
Иллюстрация Ивана Билибина
Благодаря волшебному петушку следующие два года проходят мирно. Но вот однажды петушок начинает кричать – опасность с востока. Царь посылает на восток войско старшего сына. Проходит восемь дней, тот не возвращается. Дадон посылает еще одно войско, уже с младшим сыном. Тот тоже исчезает. Тогда царь едет на восток сам.
В горах Дадон находит белый шатер; рядом – уничтоженное войско и два его мертвых сына.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына;
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Но тут из шатра выходит прекрасная Шамаханская царица.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Иллюстрация Ивана Билибина
Околдованный красавицей, Дадон целую неделю пирует у нее в шатре, а затем привозит царицу к себе домой. Но в городе их встречает старик-звездочет и требует себе в награду Шамаханскую царицу:
«Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.»
Царь отказывается выполнить обещание: «Я конечно обещал, / Но всему же есть граница!» Он предлагает мудрецу деньги или даже полцарства, но тот не соглашается. Тогда царь убивает его ударом жезла по голове:
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась; а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится знать греха.
Но тут оживает золотой петушок. Слетев со спицы, он клюет Дадона в голову, и тот погибает:
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон!
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Откуда Пушкин взял сюжет о петушке?
Александр Сергеевич часто вдохновлялся сказками своей няни Арины Родионовны, но не в этом случае. В основе «Сказки о золотом петушке» лежит сюжет старинной сказки из фольклора коптов – египетских христиан. В ней египетская жрица Борса создала каменного барана и бронзового петуха, в случае опасности предупреждавших, с какой стороны на страну надвигаются враги.
В XIX веке данный сюжет обыграл американский писатель-романтик Вашингтон Ирвинг в «Легенде об арабском звездочете» из книги «Альгамбра». Этот сборник вышел в Париже в 1832 году. У Пушкина была эта книга, и он явно вдохновлялся произведением Ирвинга, обратила внимание Анна Ахматова в статье «Последняя сказка Пушкина».
Сюжет «Легенды об арабском звездочете» запутан, но в упрощенном виде выглядит так:
Престарелому мавританскому королю Абен-Габузу, в прошлом завоевателю, докучают враги. Тогда старик-звездочет Ибрагим рассказывает повелителю о талисмане в виде медных петуха и барана, предупреждающих о нападении неприятеля. Он делает аналогичную медную фигурку всадника, которая предупреждает о приближении вражеских войск.
Позже люди короля находят в горах готскую принцессу, в которую Абен-Габуз влюбляется.
Женолюбивый звездочет требует отдать девушку ему в награду. Король отказывает, они с мудрецом ссорятся. В итоге звездочет и принцесса проваливаются в подземное жилище Ибрагима, где остаются навсегда.
Всадник-талисман перестает работать, превращается в обычный флюгер. Враги вновь нападают на Абен-Габуза.
Насмешка над царями? Скрытый смысл «Золотого петушка»
Как видно, Александр Сергеевич изменил целый ряд моментов для своей «простонародной» сказки: что-то убрал, а что-то добавил. «Пушкин как бы сплющил фабулу, заимствованную у Ирвинга, некоторые звенья выпали, и отсюда — фабульные невязки, та “неясность” сюжета, которая отмечена исследователями, – писала Ахматова. – Так, например, у Пушкина не перенесены “биографии” звездочета и принцессы, что создает некоторую таинственность».
И, конечно же, в пушкинской сказке совсем другой стиль, не восточный «гарун-аль-рашидовский», а русский псевдонародный. Поэт использует фольклорный зачин и эпитеты. Пафос намеренно снижен: царь изображается комичным лентяем на троне. «Царствуй, лежа на боку!» – обращается к нему петушок.
По версии Ахматовой, Пушкин в своей сказке завуалированно высмеивал сразу двух русских царей: покойного Александра I и своего современника Николая I.
Отношения поэта с императором Николаем действительно были сложными, «под знаком ссоры с царем прошло все лето 1834 года». Болдинская осень того года «была для Пушкина самой бесплодной», отмечала Анна Ахматова: кроме «Сказки о золотом петушке» он ничего не написал.
В то же время образ ленивого «бывшего завоевателя» Дадона напоминает о критике Пушкина в адрес Александра Павловича:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Пушкин вообще признавал, что со всеми императорами ладил плохо: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!»
Таким образом, цензор мог быть не так уж и неправ, заподозрив в сочинении Пушкина скрытую насмешку над венценосными особами.
Сказка о золотом петушке
Состарившийся царь Дадон обращается к мудрецу за советом, чтобы сохранить целостность царства. Мудрец предлагает царю золотого петуха на спице, который будет сидеть спокойно в мирное время или предвещать беду. В благодарность царь обещает старцу исполнить первую его волю. Спустя два года петушок кричит, повернувшись на восток: Дадон посылает туда сыновей, но вскоре находит их мертвыми. На том месте он знакомится с шамаханской царицей, которую привозит к себе в царство. Вот только все не так просто, и мудрец сообщает царю, что хочет красную девицу себе в жены. Окажется ли Дадон готовым выполнить волю старика или бросит ему вызов?
Озвучка царя Дадона считается одной из лучших ролей Алексей Грибова. Советский актер знаменит по фильмам Алешкина любовь, Полосатый рейс и Верные друзья. В 1948 году Грибов признан народным артистом СССР. Степан Бубнов одержал признание за озвучку Балу в серии мультфильмов Маугли. Алексей Консовский, исполнивший роль принца в мультфильме Золушка, также принял участие в озвучке экранизации сказки. Голос мудреца принадлежит Георгию Вицину, получившему популярность за роль Труса в кинофильме Операция Ы.
Создательница мультфильма Сказка о золотом петушке Александра Снежко-Блоцкая является режиссером популярных экранизаций одноименных сказок Снегурочка и Конек-Горбунек. Текст, озвучиваемый актерами, написан Владимиром Лифшицом и практически полностью отличается от оригинала. Так, например, в оригинале у Дадона отсутствует прислуга, а в мультфильме у него появляется ключница. Режиссеры использовали персонажа из либретто оперы, появляющегося в финале. Видеоряд мультфильма выполнен в стиле рисунков древнерусских летописей.
Сказка о золотом петушке — Пушкин А.С.
Сказка о царе Дадоне, который долго правил, совсем состарился. Стали его враги беспокоить, на царство посягать. Обратился он за помощью к мудрецу, который подарил царю золотого петушка. Птица сидела на спице смирно. Но при приближении врага поворачивалась в сторону опасности и поднимала гребешок. Однажды петух забеспокоился и Дадон послал на восток войско со старшим сыном, потом и с младшим. В третий раз поехал сам. Увидел побитые войска и своих мертвых сыновей возле шатра. А в шатре встретил прекрасную Шамаханскую царицу, которая тут же околдовала его, и он забыл обо всем. Увез Дадон ее в свое царство, позвал замуж. Встретился им по дороге мудрец и попросил дань за петуха – Шамаханскую царицу. Дадон отказал и ударил звездочета. А петух слетел со спицы, клюнул царя в темечко и улетел…
Сказка о золотом петушке читать
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря… Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
Шлёт за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, —
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
“За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою”.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
“Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода. —
Государь! проснись! беда!” —
“Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая, —
А. Кто там. беда какая?”
Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток
Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять;
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлёт на выручку большого.
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять;
Царь скликает третью рать
И ведёт её к востоку, —
Сам, не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
“А! здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?” —
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтёмся наконец,
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. —
Шамаханскую царицу… —
Крайне царь был изумлён.
“Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего”.
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: “Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась; а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Здоровье. Человек. Природа.
Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.
10 апреля 2016 г.
Где было Шамаханское царство?
Собственно говоря, это название встречается только в русской мифопоэтической традиции. В реальности там существовало Ширванское ханство. С запада на восток оно простиралось на 150 километров, а на севере на 100 километров (упиралось в Куру на юге). К востоку располагалось Бакинское ханство, к западу Шекинское ханство, а на севере была граница с Кубинским ханством (это не шутка и не опечатка!)
Возникновение этого государственного образования относится к первой половине 18 века и обусловлено ослаблением Персии, которая не могла более эффективно контролировать свои северо-западные территории.
В ходе длительного противостояния в 1785 г. установилась зависимость Шемахи от Кубинского и Шекинского ханств. В 1789 г., пользуясь смертью кубинского хана, шекинцы захватили Шемаху, а в 1805 г. их правительство отдалось Петербургу.
Шемахинцы занимались, как и все тогда, земледелием и ремёслами (были, в частности, одним из важнейших центров шелкоделия).
Так поэтесса А.А. Ахматова в своей работе «Последняя сказка Пушкина» увязала имя восточной красавицы с селением Шамаха, славившимся далеко за пределами Азербайджана производством шелка.
Шамаханская царица убивает красотой. Всего за семь дней она очаровала, околдовала, покорила и влюбила в себя старшего и младшего сыновей царя, самого царя Дадона. Колдовские чары девицы вначале приводят к братоубийственной войне:
. без шеломов и без лат
оба мертвые лежат,
меч вонзивши друг во друга.
Экранизации и постановки
Текст сказки сохранён в опере с минимальной правкой, но со значительными дополнениями, которые, в свою очередь, также написаны в стиле оригинала.
Помимо четырёх главных персонажей сказки (царь, звездочёт, царица и петушок) в опере появились ещё двое: воевода и ключница, а два царевича обрели имена: Гвидон (из другого произведения Пушкина) и Афрон. Опера делится на три акта, действие которых разворачивается в палатах Додона, в стане Шемаханской царицы и в предместье Додоновой столицы соответственно. Также в опере есть пролог и эпилог, единственное действующее лицо которых — звездочёт.
В 2010 году вышла новая компьютерная игра «Три богатыря и Шамаханская царица» по мотивам одноименного мультфильма. Эта захватывающая игра таит в себе множество загадок, придется логически связывать разные события оригинального фильма. Не каждый игрок сможет разгадать их, подойдет она и для дeтeй, и для иx родитeлeй.
Мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица»: На распутье
Шамаханская царица (озвучивает Анна Геллер) в трактовке авторов мультфильма – это уродливая лицом, но стройная телом восточная дама, в слугах у которой черный ворон (Константин Бронзит). Вместе они разгадывают секрет вечной молодости, старательно нанесенный много веков назад пиктограммами на камень. Чтобы снова стать красивой, Шамаханской царице нужны слезы юных девушек, которых она решает взять в Киевской Руси. Для этого ей надо женить на себе киевского недотепу-князя (Сергей Маковецкий): царица зловеще сверкает глазами, и он тут же влюбляется, снаряжает поход вместе с говорящим конем Юлием (Дмитрий Высоцкий). Спасать князя и всю Русь должны старые знакомые – Илья на коне (Дмитрий Быковский), Добрыня на верблюде (Валерий Соловьев) и Алеша на гипертрофированном миниатюрном осле (Олег Куликович).
И всё это на экране происходит легко и непринужденно, с песнями, афоризмами, заметной долей иронии, цитатами из других фильмов и мультфильмов. Кроме классических интернациональных шуток (вроде падения с высоты пятой точкой в кактусы), есть в «Трех богатырях» и актуальный для нынешней России юмор. Например, мельком упоминается Осколково, в котором учат, как правильно готовить сани летом, а телегу – зимой.
Стилистически мультфильм про Шамаханскую царицу ничем не отличается от трех других «богатырских» историй. Вся эта тетралогия построена на ностальгии по старым советским мультфильмам, особенно по тем из них, что сделаны по сюжетам русских сказок. При этом в питерской анимации есть действительно самобытный сюжет: все-таки былины про трех богатырей – именно из древнерусской истории. Но сами герои, их характеры, мимика, шутки, сюжетные повороты, даже конь Юлий – всё это даже самый неискушенный зритель узнал, так как уже много раз видел в мультфильмах из Голливуда.
Тем не менее, это нисколько не умаляет заслуг авторов «Трех богатырей и Шамаханской царицы». Эта рисованная история станет идеальным выбором для похода с детьми в кинотеатр длинными зимними выходными, хотя бы потому, что конкурентов у «Трех богатырей» в это время практически не будет.