мультфильм сказка о царе салтане студия мосфильм 1984 год
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане – это история о подлости, обмане и победе правды и добра. Однажды царь подслушал разговор трех красавиц, мечтающих о статусе царицы. Каждая была готова сделать для правителя что-то особенное: устроить пир на весь мир, наткать огромное количество полотна, родить богатыря.
Царь принимает решение взять в жены младшую из сестер, которая хотела родить ему сына. После свадьбы две сестры царицы (повариха и ткачиха) и баба Бабариха, которая присматривала ранее за девицами, переезжают во дворец. Они завидуют своей младшей сестре и только и ждут повода, чтобы ей насолить.
Однажды царю сообщают сразу две новости. Первая – его супруга беременна и скоро родит ему обещанного наследника. Вторая – ему необходимо выдвигаться в длительный поход. Собрав свое войско, царь отправляется в длинную дорогу, оставив свою любимую жену.
Воспользовавшись моментом, завистливые ткачиха и повариха оговаривают молодую царицу. Они меняют письмо с новостью о родившемся царевиче. Так, правитель получает известие о том, что стал отцом не сыну, а неведомой зверушке. В гневе он дает страшный и жестокий приказ – посадить царицу с сыном в бочку и пустить по морю. Приговор тут же был приведен в исполнение.
Однако царица и ее сын, которому она дала имя Гвидон, спаслись. Они обосновались на небольшом острове посреди океана, где и создали свое государство. Мальчик вырос, и слава о мудром и богатом правителе Гвидоне разлетелась по всему миру. Царь решает познакомиться с государем, сказочные предания о котором приносят ему купцы и торговцы. Второй линией в мультфильме является влюбленность Гвидона в Царевну-Лебедь.
Это яркая экранизация одноименной сказки, написанной Александром Пушкиным.
Сказка о царе Салтане
Признание в любви, страшная ненависть обиды и волшебство — чего там только не было. Тридцать три богатыря, и все как на подбор. Князь Гвидон-то чего только стоит. Там чудеса происходят на каждом шагу. Но любая история должна завершатся по-доброму и волшебному, а куда ж без этого и в нашем фильме? А начиналось все очень завораживающе — три девицы под окном, пряли поздно вечерком…
Сказка о царе Салтане стала советским фильмом, снятым по мотивам одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Картина является второй экранизацией данного произведения, а первой стал мультфильм, снятый еще в 1943 году. В 1990 год фильм выпустили на видеокассетах кинообъединением Крупный план. В 2008 году появилась очередная редактированная, но уже полная версия на DVD. Сказка была восстановлена киноконцерном Мосфильм в 2001 году. Также в фильме можно услышать всеми известную и любимую песню Во саду ли, в огороде.
Картина была рождена сразу в Крыму и Московской области. Режиссер Александр Птушко, также является знаменитым сценаристом, художником и оператором. Родом Александр с Украины. За всю свою творческую карьеру завершил 29 проектов. В 1969 году был награжден звания Народного артиста Советского Союза. В 2004 снялся в фильме Легенды мирового кино.
Помимо Александра сценаристом стал еще один человек — Игорь Гелейн. Александра Пушкина так же можно смело записать в эти ряды. Игорь Гелей на протяжении своей работы бывал и оператором, и режиссером. Но это произведение стало для него дебютом в работе сценариста. На его счету числится 34 полноценных проектов.
Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984)
The Tale of Tsar Saltan
Лев Мильчин,
Иван Иванов-Вано
Иван Иванов-Вано,
Лев Мильчин
Николай Фёдоров, Виктор Лихачёв, Антонина Алёшина, Марина Рогова, Анатолий Абаренов, Александр Панов, Андрей Игнатенко, Владимир Зарубин, Юрий Мещеряков, Владимир Крумин, Марина Восканьянц, Сергей Аврамов
[www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=3213 ID 3213]
«Сказка о царе Салтане» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1984 года по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Последний фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано, созданный вместе со Львом Мильчиным. [1]
Содержание
Сюжет
Три девицы под окном пряли поздно вечерком… А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец…
Создатели
Создатели сверены по титрам мультфильма.
Технические данные
Видео
В начале 1990-х годов мультфильм был выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», а в середине того же десятилетия выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина (также там был другой фильм Ивана Иванова-Вано — «Двенадцать месяцев») и отдельно студией «Союз». В 2000-е годы он выпущен на DVD кинообъединением «Крупный план» и студией «Союз», а также в 2003 году — в одном из выпусков «Золотой коллекции любимых мультфильмов».
См. также
Отзывы
Напишите отзыв о статье «Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984)»
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984)
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.
Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
«Проклятие Билибина», или герои «понарошку»
В предыдущих постах рассказывалось, как Пушкин заимствовал имена для героев своих сказок из героической былины о Бове Королевиче и как в самом конце XIX и начале XX веков художники «Мира искусства», в первую очередь Иван Билибин, задавший каноны для изображения этих персонажей, превратили их в детский и нелепый, хоть и красочный, плодово-ягодный лубок.
В Советском Союзе былина о Бове Королевиче не могла существовать не только в качестве любимого чтива для населения, но и вообще ни в каком качестве. Мало того, что Бова был иностранец, он еще был и королевич, то есть принадлежал к классу угнетателей, которых революция снесла. Кроме того в былине о нем присутствовала еще и тема православного мученичества за веру, когда герой отказался жениться и веру менять, за что и пострадал.
Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956 г
Уже послевоенное поколение Бову Королевича не вспоминало, а часто и не знало вообще, кто это такой.
Для того, чтобы понять проблему и что это я не шучу, предлагаю ознакомиться с отрывком из стихотворения Маяковского, написанного в 1923 году «Ткачи и пряхи! Пора нам перестать верить заграничным баранам!»
Ну и как выйти из такого положения?
А отделить этику от эстетики как Билибин и прочие мирискустники делали. Убежать от реальности во что-нибудь плодово-ягодное и красочное, чтобы было красиво-красиво и нереально-нереально.
Гвидона обычно изображали субтильным юношей в рубашечке, причем часто или в каком-то берендеевом стиле, или в палехском-иконописном. Не от мира сего мальчик.
А вот на иллюстрации из фильмов и мультфильмов давайте посмотрим, благо их немного.
1943 год ч/б м/ф «Сказка о царе Салтане»
1966 год фильм «Сказка о царе Салтане»
Про костюмы в этой сказке Птушко бы пост Сказочные костюмы Ольги Кручининой в «Сказке о царе Салтане» (1966) с объяснениями, из каких византийских и древнерусских источников были взяты идеи для костюмов. То есть вроде в фильме создатели придерживаются некой хоть и сказочной, но историчности.
.
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год
И даже богатыри, которых в Крыму для съемок набрали из реальных военнослужащих, высоких и осанистых, так золотом блестят, что ощущения какого-то реального войска не вызывают совершенно. Потому что доспехи и мечи из золота не делают, не для сражений металл то.
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год
Кадр из фильма «Руслан и Людмила». 1972 г
Кадр из фильма «Руслан и Людмила». 1938 г
Но вернемся к «Проклятию Билибина» на две «лубочно» иллюстрированные сказки без корней и непонятками, откуда взялись герои
1967 год м/ф «Сказка о золотом петушке»
Воевода и царь Дадон из мультфильма «Сказка о золотом петушке» 1967 год
Кадры из мультфильма «Сказка о золотом петушке» 1967 год
А у воеводы (Полкана) абсолютно седая борода, старик стариком, хоть и без радикулита.
Кадры из мультфильма «Сказка о царе Салтане» 1984 год. Салтан с женой, Гвидон, Гвидон с матерью.
Вот так вот не повезло Салтану, Гвидону, Дадону и Полкану, были они когда-то давно рыцарями и воинами при Бове Королевиче, а стали прикольным детским лубком.
Надо еще добавить, что в русской сказке в конце существования СССР вообще возник очень серьезный кризис сказочного героя, который почти полностью исчез с поля брани, но зато все более демонстрировал слегка инфантильную сущность некоего «дурачка». Связано это было с кризисом идеологии.
И в этом же 1982 году выходит «Конан Варвар» с голым торсом в исполнении Шварценеггера.
Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984)
The Tale of Tsar Saltan
Лев Мильчин,
Иван Иванов-Вано
Иван Иванов-Вано,
Лев Мильчин
Николай Фёдоров, Виктор Лихачёв, Антонина Алёшина, Марина Рогова, Анатолий Абаренов, Александр Панов, Андрей Игнатенко, Владимир Зарубин, Юрий Мещеряков, Владимир Крумин, Марина Восканьянц, Сергей Аврамов
[www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=3213 ID 3213]
«Сказка о царе Салтане» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1984 года по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Последний фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано, созданный вместе со Львом Мильчиным. [1]
Содержание
Сюжет
Три девицы под окном пряли поздно вечерком… А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец…
Создатели
Создатели сверены по титрам мультфильма.
Технические данные
Видео
В начале 1990-х годов мультфильм был выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», а в середине того же десятилетия выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина (также там был другой фильм Ивана Иванова-Вано — «Двенадцать месяцев») и отдельно студией «Союз». В 2000-е годы он выпущен на DVD кинообъединением «Крупный план» и студией «Союз», а также в 2003 году — в одном из выпусков «Золотой коллекции любимых мультфильмов».
См. также
Отзывы
Напишите отзыв о статье «Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984)»
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984)
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.
Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!