мультфильм царица мертвая и 7 богатырей
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Пока царь был в разъездах, родилась у него дочь. По его возвращению царица лежит и умирает. Долгое время батюшка не мог прийти всему, но через время во дворце объявляется новая царица. Такая прекрасная, но такая злая, жесткая и несправедливая. Но было у нее волшебное зеркальце, которое обладало невероятной силой. Оно считало, что дочь царя всех на свете краше, мачехе же это пришлось не по нраву. Тогда она и решила погубить девушку, благо появились маленькие друзья.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях является советским рисованным мультипликационным фильмом. Она разработана по мотивам одноименной сказки Александра Сергеевича Пушкина и выпущена студией Союзмультфильм. Начало картины снято на подобии диснеевского полнометражного мультфильма Белоснежка и семь гномов. В 1980 году мультфильм выпустили на видеокассетах в коллекции Видеопрограмма Госкино СССР. Роли озвучивали 7 советских актеров.
Сценаристы экранизации — Иван Иванов-Вано и Юрий Олеши. Иван — советский, российский режиссер, художник и сценарист мультипликационного кино. Он стал одним из основателей советской мультипликации и является народным артистом СССР. Юрий — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Музыкальное сопровождение фильма — творение Юрия Сергеевича Никольского, советского композитора и известного дирижера.
Главный художник проекта — Лев Исаакович Мильчин. Он — заслуженный художник РСФСР, который в 13 мультфильмах был художником-постановщиком и в 19 режиссером. Вторым художником считается Виктор Александрович Никитин, член Союза кинематографистов и Союза художников. Именно он первым применил в анимации люминесцентные краски.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя”.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица”.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх, во светлую светлицу,
И оставили одну
Отходящую ко сну.
День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: “Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?”
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась:
Наконец об нём хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём. ”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт, и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами;
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
И встаёт она из гроба.
Ах. и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: “Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, мультфильм (1951)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Отечественный вариант о Белоснежке и семи гномах получился у Александра Сергеевича Пушкина более серьёзным, с национальным колоритом и насыщенными образами. Всё это вы увидите в мультипликационном претворении этой замечательной сказки.
Юная царевна растёт среди любящего отца и грозной эгоистичной мачехи, которая желает быть самой прекрасной во всём мире. Но царевна вырастает, и волшебное зеркало мачехи говорит ей, однажды, горькую для неё новость – главная красавица на свете теперь не она, падчерица теперь «всех милее».
По приказу завистливой мачехи служанка заманивает бедную девушку в глушь лесную, на расправу волкам. Жених Елисей не верит в трагическую погибель невесты и пускается её искать. Блуждая по лесу, девица выходит на красивый терем, в котором поселились семь братьев-богатырей, и остаётся там вести хозяйство.
Но зеркальце говорит злой царице, что опять она не самая красивая, потому что падчерица жива. Переодевшись в старуху, мачеха травит нашу героиню яблоком. Горюющие богатыри не решаются похоронить красавицу, а прячут её в хрустальном гробу в каменной пещере, где и находит её после долгих скитаний Елисей. История заканчивается хорошо – злая царица погибает, юная царевна оживает и выходит замуж за верного жениха.
Режиссёр Иван Иванов-Вано; На основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Автор сценария Юрия Олеша, Иван Иванов-Вано; Композитор Юрий Никольский; Мультипликаторы Владимир Арбеков, Надежда Привалова, Борис Бутаков, Лидия Резцова, Фаина Епифанова, Иосиф Старюк, Григорий Козлов, Татьяна Фёдорова, Рената Миренкова, Николай Фёдоров, Фёдор Хитрук, Константин Чикин, Лев Попов, Константин Малышев; Оператор Николай Воинов; Звукооператор Николай Прилуцкий; Студия «Союзмультфильм», 1951 год. Смотреть детские мультфильмы, мультики в хорошем качестве видео онлайн, бесплатно и без регистрации.
Все отзывы о мультфильме Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Лучшие отзывы о мультфильме «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«100 лучших мультфильмов всех времён и народов».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (СССР, 1951).
Здравствуйте. Люблю я советские мультфильмы 50-х годов. Нарисованы так, будто картины в художественной галерее рассматриваешь. А музыкальное оформление – что-то из разряда фантастики! Столь душевный и красивый оркестр, ещё поискать надо!
Однако оставим все эти эпитеты, и обратимся к делу с серьёзным анализом, конструктивной критикой и объективным суждением…
«Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
Да… И придраться не к чему… Понятно, просто, плавно, лаконично…
Неудивительно, что режиссёр Иван Иванов-Вано, вместе со сценаристом Юрием Олеша смогли сделать красивую экранизацию. Пригласив композитора Юрия Никольского и, целую группу талантливых актёров они, на мой взгляд, смогли в полной мере охватить всю ту силу литературного стиля, что предоставил нам Александр Сергеевич, и воплотить это на экран. Злая царица, встреча девушки с семью богатырями (особо хочу отметить открытую душу и трудолюбие царевны), старушка и отравленное яблоко, поиск невесты королевича Елисея, гроб хрустальный и красочная концовка, в виде свадьбы.
Это очень сильное творение, и мне приятно, что его сняли. Рекомендую всем, кто ценит культуру, искусство и традиции русского народа посмотреть эту сказку. Ну, а также всем остальным, как наглядное пособие истинных ценностей жизни…
Сам ставлю: 10 баллов из 10 и, впечатлённый, закончу, пожалуй, это статью.
Пойду, отдохну. Возможно, мне приснится что-нибудь доброе, душевное, наподобие того, что я увидел в этом мультфильме. По крайней мере, хотелось бы в это верить…
«И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».