мультфильмы про крестовые походы

Воины Христа в большом кино

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Художественные фильмы о крестоносцах и крестовых походах по многим причинам не лучший источник для знакомства с темой. Тем не менее зачастую люди формируют своё представление о тех далёких временах через киноленты, пестрящие колдунами, четвертованиями и благородными рыцарями. С другой стороны, многие профессионалы и любители заинтересовались эпохой (и вообще историей) именно благодаря кинокартинам, и в этом смысле фильмы сыграли и ещё сыграют свою благотворную роль. Посмотрим, чем картины о крестоносцах могут порадовать киногурмана, и остановимся на десятке самых достойных, по мнению автора, образцов жанра.

Краткая история крестоносных фильмов

Крестоносная тема поднимается в кинематографе настолько давно, что сама уже стала историей и предметом исследований. Например, в 1970–1980-х годах возникли концепции историофотии и медиевализма. Историофотия — это восприятие истории через визуальный образ. Термин предложил Хайден Уайт в 1988 году. Медиевализм, в отличие от изучения истории Средних веков (медиевистики), изучает представления о Средневековье в позднейшие времена. Как оно менялось от возвышенных рыцарских идеалов до нечистот и мракобесия, можно проследить по литературе, живописи и фильмам. Не вдаваясь в детали исследований, назовём учёных, заложивших основы этих концепций: Марк Ферро, Пьер Сорлен, Роберт Розенстоун. В сфере кино важны имена Дэвида Уильямса, который авторитетно обосновал кинематографические предпочтения режиссёров в пользу баснословных сюжетов или крепко скроенных романов, а не исторических источников, и Кевина Гарти, который в 1999 году издал подробную энциклопедию фильмов о Средних веках. В XXI столетии число исследований возросло многократно.

Таким образом, мы можем рассматривать исторические фильмы на научной основе. Но наши задачи скромнее — дать сжатый обзор вопроса.

Итак, современные учёные относят к крестоносным те фильмы, где показаны события крестовых походов, в том числе Реконкисты, или судьбы крестоносцев по возвращении из них. Под эти критерии подпадают, например, фильмы о Робин Гуде — воине Ричарда Львиное Сердце в Святой земле, который, правда, в основном орудовал в Шервудском лесу. С другой стороны, исключаются, например, выдающийся «Лев зимой», в котором Ричард ещё не крестоносец, или картины о великом императоре Фридрихе Барбароссе до его рокового похода 1190 года. Таковы установленные на сегодня границы.

Что касается классификации картин по темам, сюжетам и жанрам, то их множество. Мы предпочтём простую схему:

На сегодняшний день можно насчитать до сотни фильмов о крестоносцах. В этот перечень не входят документальные картины, мультфильмы или сериалы.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Начало было положено ещё на заре кинематографа. Мы можем назвать не менее дюжины выпущенных до Первой мировой войны фильмов, в которых главными героями выступали крестоносцы, в том числе Робин Гуд и Айвенго. Лучшим «взявшим крест» немым фильмом критики считают американский «Робин Гуд» Аллана Двана (1922). В первое десятилетие звукового кино внимание привлекают сразу три картины: «Крестоносцы» Сесиля Демилля (1935), «Приключения Робин Гуда» Майкла Кёртиса и Вильяма Кейли (1938) и «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938). Особенно стоит выделить две последние картины. «Робин Гуд» Кёртиса стал образцом, по которому оценивали все дальнейшие версии робингудиады (до 70 картин на сегодняшний день в разных жанрах), а «Александр Невский» предложил взгляд на крестоносцев с другой стороны, вскоре подхваченный в разных странах.

Распространение социализма и антиколониального движения после Второй мировой войны породило целый пласт «антикрестоносных» лент. Некоторые из них достойны внимания и смотрятся до сих пор, другие остались приметой своего времени. Например, в 1950-х годах чехословацкий режиссёр Отакар Вавра снял трилогию о гуситских войнах. В 1960-х годах болгары создали киноэпопею о сокрушившем крестоносцев царе Калояне, поляки — о повергнутых при Грюнвальде тевтонцах, египтяне — о великом Саладине, победившем западных империалистов далёкого прошлого. Главными же картинами эпохи стали монументальный пеплум «Эль Сид» Энтони Манна (1961), глубокая философская притча «Седьмая печать» Ингмара Бергмана (1957) и уморительная «Армия Бранкалеоне» Марио Моничелли (1966).

1970–1980-е годы уступали двум предыдущим десятилетиям. Можно сказать, что за это время было снято в два раза меньше и в три раза хуже. Интерес представляют разве что «Айвенго» Дугласа Кэмфилда (1982) и «Робин и Мариан» Джеймса Голдмана (1976). Франклин Шаффнер, известный по «Планете обезьян» и «Паттону», снял провальный фильм «Львиное Сердце», которому досталось и от зрителей, и от критиков. Остальное вряд ли достойно упоминания, разве что «Сердца и доспехи» Джакомо Баттьято могут привлечь искушённого киногурмана.

1990-е годы запомнились двумя «Робин Гудами»: «Принцем воров» (1991) и пародийными «Мужчинами в трико» (1993). В XXI веке поворотным пунктом стал фильм Ридли Скотта «Царство Небесное» (2005), возродивший интерес к «реальному» Средневековью — если считать за «вымышленное» «Властелина колец» и «Игру престолов». Среди последовавших за ним двух десятков фильмов о крестоносцах стоит упомянуть шведский (самый дорогой в истории страны) проект о тамплиере Арне, снятый Петером Флинтом (2007–2008), мрачный арт-хаус «Вальгалла: Сага о викинге» датчанина Николаса Рефна (2009) и бюджетный кровопуск «Железный рыцарь» Джонатана Инглиша (2011). Фильмов Стефано Миллы о короле Ричарде 2013 и 2015 годов лучше избегать, чтобы не перенести впечатление от чудовищных съёмок на образ одного из знаменитейших крестоносцев.

Несколько слов скажем об отечественном (СССР и Россия) кино о крестоносцах. Конечно, оно не ограничивается «Александром Невским», однако другие картины, коих насчитывается одиннадцать, уступают шедевру Эйзенштейна. Бо́льшая их часть снята при участии или под влиянием Сергея Тарасова: он выступал в роли или режиссёра, или сценариста, или учителя. Лучшие из них — «Стрелы Робин Гуда» (1975) и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1983). В последнем особенно хороши песни Владимира Высоцкого. Фильмы Евгения Герасимова начала 1990-х годов о рыцаре Кеннете, в которых Ричарда играл Александр Балуев, Саладина — Армен Джигарханян, а Кеннета — Сергей Жигунов, выглядят слабее.

В 1972 году в Литве вышел двухсерийный фильм о вожде восставших пруссов Геркусе Мантасе, а в конце 1980-х годов в Казахстане была снята неплохая дилогия о султане Бейбарсе, хотя и не без технических погрешностей, что обусловлено скудостью бюджета. В 2008 году на экраны вышел «Александр. Невская битва» Игоря Каленова. О фильме стоит упомянуть лишь потому, потому что он есть. Лучше остановимся на десяти этапных лентах о крестоносцах, на которые имеет смысл обратить внимание.

«Александр Невский» (СССР, 1938)

Режиссёр Сергей Эйзенштейн. В главной роли: Николай Черкасов. IMDB: 7,6

События фильма разворачиваются в 1242 году, но через него проглядывает предвоенный 1938 год. Параллели между далёким прошлым и современностью для зрителей того времени были очевидны. Впервые крестоносцы были показаны не как благородные рыцари, жертвующие жизнями ради славы Христовой, а как алчные захватчики, которые не гнушаются жечь детей живьём. Во время работы над сценарием Эйзенштейн читал русские летописи и «Майн Кампф», чтобы полнее воплотить на экране настоящее в облике былого.

Прекрасно подобранные типажи рыцарей, запоминающийся костюмированный ряд, великолепная музыка Сергея Прокофьева, героический спор за красавицу между Гаврилой Алексичем и Василием Буслаевым, цельный динамичный сценарий, прекрасная операторская работа (как панорамная, так и батальная), вертикальный монтаж и сквозная идея, проходящая через весь фильм: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» — сделали «Александра Невского» шедевром на все времена. Кино настолько правдоподобно, что до сих пор иногда воспринимается как документальное. И это при том, что сам Эйзенштейн считал картину неудачной, ведь он не смог перемонтировать звук, а некоторые ключевые сцены пришлось вырезать.

«Седьмая печать» (Швеция, 1957)

Режиссёр Ингмар Бергман. В главных ролях: Макс фон Зюдов, Биби Андерссон. IMDB: 8,2

Глубокая философская притча о жизни и смерти. Вернувшийся после десятилетнего отсутствия крестоносец попадает в страну, объятую чумой. Пока он невозмутимо играет со смертью в шахматы, жизнь идёт свои чередом: скоморохи пляшут, кающиеся грешники бичуют себя, проходимцы ищут гешефт, жёнушки изменяют мужьям, ведьмы идут на костёр, а вокруг царит шведское лето и чувствуется привкус Апокалипсиса. Но даже здесь можно найти настоящее счастье: например, парное молоко и россыпь земляники. Можно совершить нечто стоящее, смахнув фигуры с доски, и спасти молодую влюблённую пару с младенцем. Боязнь смерти отвлекает от важных вещей, а преодоление страха позволяет осуществить своё предназначение на Земле — такова мораль фильма. Конечно, это не совсем о крестоносцах — скорее о том, о чём думали крестоносцы, отправляясь на выполнение своей миссии.

Картина имела большой успех среди киноманов и быстро приобрела статус культовой. Именно «Седьмой печатью» вдохновлялся Ридли Скотт, когда создавал своё «Царство Небесное».

«Крестоносцы» (Польша, 1960)

Режиссёр Александр Форд. В главных ролях: Урсула Моджиньская, Гражина Станишевская, Анджей Шалявский. IMDB: 6,8

Фильм, снятый по мотивам одноимённого романа Генрика Сенкевича, был хорошо известен и горячо любим в СССР. События фильма развиваются во время войны Тевтонского ордена с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским в 1409–1411 годах, апогеем которой стала Грюнвальдская битва. Польская киношкола того времени изобиловала талантами, и даже не самые прославленные актёры смотрелись очень убедительно. В фильме удалось не только достоверно воссоздать персонажей, но и передать антураж времени, включая доспехи, замки и сельские усадьбы.

Фильм Форда часто сравнивают с легендарной трилогией Ежи Гофмана о Польше XVII века, в котором за основу также взяты произведения Сенкевича. На наш взгляд, «Крестоносцы» если и уступают ей, то совсем немного. Логичный сценарий, яркие характеры, национальный колорит — разве что нет неподражаемого Даниеля Ольбрыхского. Что касается тевтонцев, в лучших фильмах, где они фигурируют, в том числе и в этом, их нещадно бьют, и поэтому репутация рыцарей, сформированная на просмотрах кинолент, весьма незавидна.

«Эль Сид» (США, 1961)

Режиссёр Энтони Манн. В главных ролях: Чарлтон Хестон, Софи Лорен. IMDB: 7,3

Один из самых последних голливудских пеплумов с огромной массовкой, внушительными декорациями и звёздами первой величины в главных ролях. По данным сайта Ultimate Movie Rankings, картина собрала в прокате 424 млн долларов (по курсу 2020 года), что является рекордом среди лент о крестоносцах. Фильм повествует — достаточно вольно, но весьма красочно — о жизни великого испанского героя Эль Сида. Показаны все сложные перипетии судьбы героя (предательство, клевета, сражения), из которых он, даже погибая, выходит победителем.

Во время съёмок Хестон и Лорен повздорили друг с другом, и поэтому сцены ненависти удались итальянской кинодиве особенно хорошо. В целом же фильм отличается театральностью, некоторой шаблонностью характеров, в нём преобладает не личное, а архетипичное, воплощённое в образах рыцаря без страха и упрёка и его прекрасной дамы. И всё же фильм получился. Музыкальные интерлюдии хорошо передают настрой, а снятая без всяких компьютерных эффектов многолюдность впечатляет. Как было сказано в одной рецензии,

«если представить себя на месте поклонников жанра, которые наблюдали «Сида» в начале шестидесятых, нетрудно поддаться обаянию героя, на чьей стороне и Бог, и народ, и миллионы долларов, и, кажется, все силы мироздания».

«Победитель Саладин» (Египет, 1963)

Режиссёр Юссеф Шахин. В главной роли: Ахмад Мазар. IMDB: 7,8

Подобно многим другим историческим фильмам, «Саладин» неотделим от политического контекста своего времени. Гамаль Абдель Насер, две проигранные Израилю войны, подготовка к третьей — эта подоплёка ощущается в картине о великом «египтянине» Саладине, сокрушившем крестоносцев в их осином гнезде — Иерусалиме. Средневековые империалисты получили отпор от восставших арабов, на чьей стороне Бог и правда. В фильме неоднократно обыгрываются благородство, мудрость и мужество Саладина. Он казнит дьявольского Рене Шатильона, но спасает его жену. Он объединяет арабов и объясняет им значение единства («панарабизма»).

Фильм стал событием, был весьма популярен на Ближнем Востоке и, по сути, заложил основы кинематографического образа Саладина-освободителя. Что касается качества ленты, то мнения разнятся. Некоторые критики фильм хвалят, другие находят его излишне политизированным. Можно согласиться с тем, что Юссеф Шахин — лучший египетский режиссёр, но «Саладин» не лучший его фильм, пусть и самый известный. Именно его считают эталоном среди расплодившихся кинобиографий прославленного полководца.

«Долина пчёл» (Чехословакия, 1968)

Режиссёр Франтишек Влачил. В главных ролях: Пётр Чепек, Ян Качер. IMDB: 7,8

Подросток из Чехии, влюблённый в юную жену своего отца, отослан на перевоспитание к морю, в Тевтонский орден. Там он обретает немецкого друга и наставника, искренне преданного делу Господа. Однако тяга к родной земле перевешивает, и спустя десять лет молодой тевтонец-чех тайно возвращается домой и вновь проникается чувством к своей бывшей пассии, ставшей к тому времени вдовой. Немец следует за ним в надежде переубедить побратима. Итог: зарезанная невеста, затравленный собаками немец и возвращение отступника в лоно ордена.

Эту ленту, как и другие ранние работы Влачила, отличают совершенная поэтика кадра и глубина замысла. Вопросы о велениях долга, пагубных страстях, столкновении любви и дружбы делают этот фильм наряду с «Седьмой печатью» главной притчей «крестоносного кино». Вероятно, фильм будет скучен для любителей экшенов, но для тех, кто ценит авторское кино, «Долина пчёл» станет настоящим погружением в кинематографическую эстетику.

«Бранкалеоне в крестовых походах» (Италия, 1970)

Режиссёр Марио Моничелли. В главной роли: Витторио Гассман. IMDB: 7,3

Продолжение приключений рыцаря Бранкалеоне де Норча. На этот раз он собирает армию для похода в Святую землю. Армия невелика, но живописна: калека, нищий и попрошайка. В пути к ним присоединяются новые воины: младенец, оказавшийся сыном короля; немецкий ландскнехт с замашками трусливого эсэсовца; карлик, думавший, что он заколдованный двухметровый блондин; смазливая ведьмочка, влюбившаяся в предводителя; прокажённая, которая оказалась принцессой; грешник, требовавший ежесекундного истязания за его немыслимые провинности перед Богом. Преодолев все преграды и трудности, поредевшая в походе армия добирается до Святой земли, где Бранкалеоне спасает честь христиан в рыцарском поединке с пятью знатными сарацинами. Кульминацией становится битва Бранкалеоне со Смертью, завершившаяся изящной романтической жертвой.

Этот фильм — образец прекрасной пародийной комедии, затронувшей все стереотипы средневекового рыцарства, но при этом он глубже простой буффонады. Хороша актёрская игра. Витторио Гассман превосходно справился с ролью потешного рыцаря, а Стефания Сандрелли неотразима в роли колдуньи.

«Робин Гуд: Принц воров» (США, 1991)

Режиссёр Кевин Рейнольдс. В главной роли: Кевин Костнер. IMDB: 6,9

Среди многочисленных фильмов о Робин Гуде можно выделить пять: картины Аллана Двана (1922), Майкла Кёртиса (1938), Кевина Рейнольдса (1991), Мела Брукса (1993) и Ридли Скотта (2010). Мы остановимся на фильме 1991 года как самом популярном в жанре робингудиады. Так как его видели почти все, не будем описывать сюжет. Успех картине принесли яркая актёрская игра Алана Рикмана и обаяние Кевина Костнера. Вполне органичен бежавший с Робином из сарацинского плена мавр в исполнении Моргана Фримена. Захватывающий голливудский финал, в котором в схватке сошлись сатанинский шериф и отважный разбойник — один из лучших в приключенческом кино.

Однако в целом фильм не без изъянов. Любовная линия достаточно плоская, некоторые ходы слишком тривиальны и читаются заранее. Тем не менее, несмотря на общеизвестность истории и энную по счёту экранизацию, фильм смотрится с интересом.

«Царство Небесное» (США, 2005)

Режиссёр Ридли Скотт. В главных ролях: Орландо Блум, Ева Грин. IMDB: 7,2

Безусловно, это самый заметный фильм о крестоносцах за последние полвека, вдохнувший новую жизнь в затухающий жанр «реального» крестоносного эпоса. Режиссёр «Гладиатора» подошёл к истории с голливудским размахом и ошеломил разнообразием батальных сцен (от драки в кузне до огненного обстрела Иерусалима), заинтриговал маской прокажённого короля и очаровал любовной интригой несравненной королевы Сибиллы (Ева Грин) и простого кузнеца (Орландо Блум), стремительно сделавшего военную карьеру в Святой земле. Перемешав по заветам Дюма правду и вымысел, факты и фантазии, Скотт создал добротное кино, привлёк внимание к теме и дал историкам возможность продемонстрировать свою эрудицию в лекциях о том, как было на самом деле. Не будем объяснять, что Балиан не тот Балиан, а Сибилла не предпочла рай в шалаше королевской короне — любопытствующие легко найдут информацию. Отметим только, что после «Царства Небесного» интерес к крестовым походам заметно вырос — и этого довольно.

«Арн: рыцарь-тамплиер» (Швеция, 2007)

Режиссёр Петер Флинт. В главных ролях: Йоаким Наттерквист, София Хелин. IMDB: 6,6

Амбициозная попытка Скандинавии (по крайней мере, бюджет был рекордным для Швеции) ответить «Царству Небесному». Арн, сын крупного феодала из рода Фолькунгов, отправляется в Святую землю в наказание за связь с девушкой из враждующего клана и приверженность претенденту на престол, скрывающемуся в Норвегии. С детства обученный фехтованию на мечах с любой руки, Арн добивается в Палестине больших успехов как воин-тамплиер. Он спасает путешествующего инкогнито Саладина, а затем разбивает его в битве при Монжизаре (1177). Всё это время насильно разлучённая с ним Сесилия ждёт своего избранника в северном монастыре.

Фильм немного затянут, но вряд ли его это сильно портит. Европейцы ответственно подошли к подбору костюмов и демонстрации средневекового быта, украсили картину прекрасными пейзажами фьордов, лесов и пустынь. Актёры играют хорошо и не вызывают каких-то нареканий. Отдельно хочется отметить игру наставника Арна (Венсан Перез) и улыбку Сесилии (София Хелин). Через год было снято продолжение «Арн: Объединённое королевство» о возвращении героя на родину после битвы при Хаттине и долгожданном воссоединении влюблённых.

Источник

Крестовые походы детей

Начало XIII века – не самое спокойное время в истории Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.

В интересующем нас 1212 году Чехия получила «Золотую Сицилийскую буллу» и стала королевством, на Руси умер Всеволод Большое Гнездо, короли Кастилии, Арагона и Наварры разгромили войско халифа Кордовы у Лас-Навас-де-Толоса. И одновременно с этим происходят какие-то уже совершенно невероятные события, поверить в которые трудно, но все же придется. Речь идет о так называемых Крестовых походах детей, о которых упоминается в 50 вполне серьезных источниках (из них 20 – сообщения хронистов-современников). Все описания чрезвычайно короткие: то ли этим странным авантюрам не придавалось большого значения, то ли они уже тогда воспринимались, как нелепое происшествие, которого следует стыдиться.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Явление «героя»

Началось все в мае 1212 года, когда ничем не примечательный до того времени пастушок по имени то ли Этьен, то ли Стефан встретился с монахом, возвращавшимся из Палестины. В обмен на кусок хлеба, незнакомец подал мальчику какой-то непонятный свиток, назвал себя Христом, и приказал ему, собрав армию из невинных детей, идти с ней в Палестину, дабы освободить Гроб Господень. По крайней мере, именно так рассказывал о тех событиях сам Этьен-Стефан – вначале путался и противоречил сам себе, но потом вошел в роль и говорил уже без запинки. Спустя 30 лет один их хронистов написал, что Стефан был «рано возмужавшим негодяем и гнездилищем всех пороков». Но данное свидетельство нельзя признать объективным – ведь в то время уже известны были плачевные результаты организованной этим подростком авантюры. И вряд ли деятельность Этьена-Стефана имела бы такой успех, если бы в окрестностях у него была настолько сомнительная репутация. А успех его проповеди был просто оглушительным – причем не только среди детей, но и у взрослых. Ко двору французского короля Филиппа Августа в аббатство Сен-Дени 12-летний Стефан пришел не один, а во главе многочисленной религиозной процессии.

– заявил Стефан королю.

Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.

Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Скоро он раскается в этом, но будет поздно, и моральная ответственность за гибель и искалеченные судьбы десятков тысяч детей навсегда останется с ним. А вот Филипп II колебался.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Человек своего времени, он тоже был склонен верить во всевозможные знамения и божьи чудеса. Но Филипп был королем не самого маленького государства и прожженным прагматиком, его здравый смысл противился участию в этой, более чем сомнительной, авантюре. Он хорошо знал о власти денег и мощи профессиональных армий, но сила любви Иисуса. Эти слова привычно было слышать на проповеди в церкви, однако всерьез рассчитывать на то, что неоднократно разбивавшие рыцарские армии Европы сарацины вдруг капитулируют перед безоружными детьми, было, мягко говоря, наивно. В итоге он обратился за советом в Парижский университет. Профессора этого учебного заведения проявили редкостное по тем временам благоразумие, постановив: детей нужно отправить по домам, ибо весь этот поход – затея Сатаны. И тут случилось то, чего не ожидал никто: пастушок из Клуа отказался подчиниться своему королю, объявив о сборе новых крестоносцев в Вандоме. И популярность Стефана была уже такова, что король не посмел препятствовать ему, опасаясь бунта.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Мэтью Пэрис, английский хронист, писал о Стефане-Этьене:

Мало того, истерия оказалась заразной: в разных городах и деревнях стали появляться другие «пророки» от 8 до 12 лет, которые утверждали, что посланы Стефаном. На фоне всеобщего помешательства, сам Стефан и некоторые из его последователей даже «излечивали бесноватых». Под их руководством устраивались шествия с пением псалмов. Участники похода одевались в простые серые рубахи и короткие штаны, в качестве головного убора – берет. На груди нашивали крест из материи разного цвета – красного, зеленого или черного цвета. Выступали они под стягом святого Дионисия (Орифламмой). Среди этих детей были и переодетые в мальчиков девочки.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Крестовые походы 1212 года: «детские» лишь по названию?

Однако сразу следует сказать, что «детские крестовые походы» были не совсем и не полностью детскими. Джованни Миколли ещё в 1961 г. обратил внимание, что латинское слово pueri («мальчики») в те времена использовалось для обозначения простолюдинов – независимо от их возраста. А Питер Рэдс в 1971 г. разделил все источники, где повествуется о событиях похода 1212 г. на три группы. В первую вошли тексты, написанные около 1220 г., их авторы были современниками событий и потому данные свидетельства представляют особую ценность. Во вторую – написанные между 1220 и 1250 г.г.: их авторы также могли быть современниками, либо – пользоваться рассказами очевидцев. И, наконец, тексты, написанные после 1250 г. И сразу же выяснилось, что «детскими» походы называются лишь в трудах авторов третьей группы.

Таким образом, можно утверждать, что данный поход стал неким повторением Крестового похода бедноты 1095 года, а мальчик Стефан – «реинкарнацией» Петра Амьенского.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Тем временем в Германии

Схожие события разворачивались в это время и в Германии. Когда слухи о «чудесном пастушке» Стефане достигли берегов Рейна, некий, оставшийся безымянным, сапожник из Трира (монах-современник прямо назвал его «пройдошливым дурнем») послал своего 10-летнего сына Николаса проповедовать у Гробницы трех волхвов в Кельне. Некоторые авторы утверждают, что Николас был умственно неполноценным, чуть ли не юродивым, слепо выполнявшим волю своего алчного родителя. В отличие от бескорыстного (по-крайней мере, на первых порах) мальчика Стефана, прагматичный взрослый немец сразу же организовал сбор пожертвований, большую часть которых без стеснения отправлял в свой карман. Возможно, он намеревался тем и ограничиться, но ситуация быстро вышла из-под контроля: не успели Николас и его папа оглянуться, как за их плечами оказалось от 20 до 40 тысяч «крестоносцев», которых все-таки пришлось вести в Иерусалим. Более того, в поход они выступили даже раньше своих французских сверстников – в конце июня 1212 года. В отличие от колебавшегося французского короля Филиппа, император Священной Римской империи Фридрих II к этой затее сразу же отнесся резко отрицательно, запретив пропаганду нового Крестового похода, и тем спас немало детей – участие в этой авантюре приняли только уроженцы ближайших к Кельну прирейнских областей. Но и их оказалось более чем достаточно. Любопытно, что мотивы организаторов французского и германского походов оказались совершенно разными. Стефан говорил о необходимости освободить Гроб Господень и обещал своим последователям помощь ангелов с огненными мечами, Николас – взывал к мести за погибших крестоносцев Германии.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Огромная «армия», выступившая из Кельна, в дальнейшем разделилась на две колонны. Первую возглавил сам Николас, она двинулась на юг вдоль Рейна через Западную Швабию и Бургундию. Вторая колонна, во главе которой встал другой, оставшийся безымянным, юный проповедник, пошла к Средиземному морю через Франконию и Швабию. Разумеется, поход был чрезвычайно скверно подготовлен, многие из его участников не подумали о теплой одежде, а запасы продовольствия скоро закончились. Жители земель, через которые проходили «крестоносцы», страшась за своих детей, которых звали с собой эти странные пилигримы, были недружелюбны и агрессивны.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Главные трудности ожидали «крестоносцев» во время перехода через Альпы: выжившие утверждали, что ежедневно умирали десятки, если не сотни их товарищей, и не было сил даже похоронить их. И только теперь, когда немецкие пилигримы устилали своими телами горные дороги в Альпах, в путь отправились французские «крестоносцы».

Судьба французских «крестоносцев»

Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.

мультфильмы про крестовые походы. Смотреть фото мультфильмы про крестовые походы. Смотреть картинку мультфильмы про крестовые походы. Картинка про мультфильмы про крестовые походы. Фото мультфильмы про крестовые походы

Помощь предложили два купца – Гуго Ферреус («Железный») и Вильям Поркус («Свинья»), которые предоставили 7 кораблей для дальнейшего путешествия. Два корабля разбились о скалы острова Святого Петра близ Сардинии – рыбаки нашли в этом месте сотни трупов. Эти останки захоронили лишь спустя 20 лет, на общей могиле была построена церковь Новых Непорочных Младенцев, которая простояла почти три века, но потом была заброшена, и сейчас даже неизвестно ее местоположение. Пять других кораблей благополучно достигли другого берега, но пришли не в Палестину, а в Алжир: оказалось, что «сердобольные» марсельские купцы заранее продали пилигримов – европейские девочки высоко ценились в гаремах, мальчики должны были стать рабами. Но предложение превысило спрос, и потому часть детей и взрослых, непроданных на местном базаре, отправили на рынки Александрии. Там султан Малек Камель, известный также как Сафадин, купил четыреста монахов и священников: 399 из них остаток жизни провели за переводами латинских текстов на арабский язык. Но один в 1230 году смог вернуться в Европу и рассказал о печальном финале этой авантюры. По его словам, в то время в Каире находилось около 700 французов, отплывшими из Марселя ещё детьми. Там они и закончили свою жизнь, никто не проявил интереса к их судьбе, выкупить их даже не попытались.

Но и в Египте купили не всех, и потому несколько сотен французских «крестоносцев» все-таки увидели Палестину – по пути в Багдад, где были проданы последние из них. Согласно одному из источников, местный калиф предложил им свободу в обмен на обращение в Ислам, отказались лишь 18 из них, которые и были проданы в рабство и закончили свою жизнь рабами на полях.

Германские «крестоносцы» в Италии

А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. В Италии они были встречены крайне враждебно, перед ними закрывали ворота городов, отказывали в милостыне, мальчиков избивали, девочек насиловали. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.

Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.

Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта. Судьба остальных была страшной. Оставшиеся в живых девочки вынуждены были, как и многие их сверстницы из первой колонны, стать проститутками – ещё через 20 лет приезжие удивлялись огромному количеству блондинок в публичных домах Италии. Мальчикам повезло еще меньше – многие умерли от голода, другие фактически стали бесправными рабами, вынужденными работать за кусок хлеба.

Бесславный конец вождей походов

Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это — в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое «войско» и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.

Послесловие

Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *