мурад кажлаев композитор биография
Мурад Кажлаев
биография
Кажлаев Мурад Магомедович
Родился 15 января 1931 года в Баку. Лакец по национальности.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.04.1960).
Народный артист РСФСР (17.01.1978)
Народный артист СССР (1981).
Народный артист Республики Дагестан (2016).
Депутат Верховного Совета Дагестанской АССР с 1963 года.
В 1993—1996 годах — депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ 1 созыва.
последнее обновление информации: 21.06.17
источники информации
публикации
В этом году исполнилось 80 лет выдающемуся композитору, народному артисту СССР, народному артисту РСФСР, лауреату Государственных премий РСФСР и Республики Дагестан, профессору Кажлаеву Мураду Магомедовичу.
Мурад Магомедович Кажлаев родился 15 января 1931 года в Баку (Азербайджанская ССР). Мурад Магомедович, лакец по национальности, родился в семье выдающегося врача, доктора медицинских наук, профессора-ларинголога. Музыкальные способности у мальчика проявились весьма рано. Мать Мурада, Елена Михайловна, страстная поклонница музыки, разглядела в сыне склонность к музыкальному сочинительству и определила сына в музыкальную школу для одаренных детей при Азербайджанской Государственной консерватории.
В 1949 году Кажлаев поступил на композиторское отделение консерватории в класс выдающегося педагога профессора Б.И. Зейдмана. Но Бориса Исааковича вскоре командировали в Узбекистан готовить композиторские кадры, и Кажлаева определили в класс ученика Д. Шостаковича Джевдета Гаджиева.
Настоящий фурор произвели в Баку гастроли Эдди Рознера и Леонида Утесова. Сердце Мурада покорил оркестр Гленна Миллера в фильме «Серенада Солнечной долины». Его очаровывала фантастически красивая музыка К. Дебюсси, М. Равеля, кружили голову неподражаемые песни И. Дунаевского из фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга». Огромный наплыв музыкальных впечатлений искал отражения в сочинениях молодого композитора.
Однако свобода музыкального творчества неожиданно попала под жесткий контроль партийного постановления 1948 г. «О формализме и музыке». Новаторские «Прелюдии для фортепиано» Кажлаева экзаменационная комиссия сочла произведением «абстрактным», «формалистичным», «джазированным». После чего Мурада Кажлаева исключили из консерватории.
Исключение Кажлаева из консерватории наделало в Баку много шума. Как музыкант он уже успел заявить о себе творческими успехами и игрой в оркестрах. Ректор консерватории, замечательный композитор Кара Караев, и вернувшийся к тому времени в Баку Б. Зейдман заступились за Мурада и содействовали его восстановлению в ВУЗе. Наверное, с тех тревожных дней и замысловатых «Прелюдий для фортепиано» и начался будущий именитый композитор.
Кажлаев искал, фантазировал, экспериментировал… И все больше чувствовал, что его композиторский путь лежит в сфере взаимопроникновения жанров, в сплаве джазовой «моторики» с симфоническим мышлением. Элементы этой жанровой диффузии были заметны уже в раннем сочинении Кажлаева «Романтической сонатине», выдержавшей затем несколько изданий. Со временем важное место в творчестве Кажлаева занял и третий элемент – фольклорный.
Свою дипломную работу, первую симфонию «Дагестан. Симфонические картины», молодой композитор посвятил земле предков, и в 1995 г., успешно окончив консерваторию, Мурад Кажлаев переехал в Дагестан.
В творческом багаже 24-летнего композитора помимо «Романтической сонатины», симфонических картин «Дагестан», было много новых произведений, в том числе – симфоническая поэма «Памяти 28 героев-панфиловцев», «Молодежный квартет», «Прелюдии для фортепиано».
После московского триумфа дагестанских композиторов Секретариат Союза композиторов СССР одобрил идею создания в Дагестане местного отделения Союза.
Дагестанские композиторы были полны решимости поднять музыкальную культуру республики на новую высоту, обогатить национальную мелодику симфоническим звучанием, показать безграничные возможности фольклора как источника вдохновения композитора.
Костяк Дагестанского отделения Союза Композиторов составили Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев и уже признанный композитор, лауреат Сталинской премии Готфрид Гасанов, которого младшие коллеги решили избрать своим председателем.
Открытие Союза композиторов Дагестана состоялось 29-го апреля 1955 г. в зале Дагестанской филармонии.
«Могучая кучка» развивала бурную концертную деятельность. На гастроли в Махачкалу приехал Азербайджанский Государственный симфонический оркестр под управлением Ниязи. Впервые в республике «живьем» зазвучали симфонические произведения Дагирова («Праздничная увертюра»), Агабабова «Дагестанская сюита»), Гасанова («Концерт») и Кажлаева («Дагестан»). Переполненный зал Русского драматического театра рукоплескал авторам и исполнителями.
В 1957 г. Кажлаеву было предложено стать художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, который ему же предстояло и создать.
Премьера оркестра состоялась на первом авторском концерте Мурада Кажлаева 21 марта 1957 г.
Успех был огромный. С программой «Дагестанская музыка» Кажлаев начал гастролировать и по стране, дирижируя разными оркестрами. Впервые зазвучала симфоническая музыка и в горах Дагестана.
Кажлаев продолжал активную творческую деятельность, писал новые произведения, в том числе – музыку к театральным спектаклям, выступал в прессе.
На Втором Всесоюзном съезде композиторов в Москве Т. Хренников в своем докладе назвал молодого композитора в числе представителей поколения, которое талантливо заявило о себе в симфонической музыке.
Музыка и песни Кажлаева с успехом звучали в концерте Первого фестиваля молодежи города Махачкалы. А летом он вновь отправился в Москву как член дагестанской делегации на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов. Представляя музыкальную культуру Дагестана, Кажлаев с интересом знакомился с музыкой всех континентов мира.
Тогда же состоялась и знаменательная встреча Мурада с французским композитором Мишелем Леграном. Он был так же молод, как и Кажлаев, но уже имел мировую славу и свой джазовый оркестр, с которым и приехал в Москву. Эта встреча помогла Кажлаеву, поддержав его творческие поиски в сфере джаза, который многие еще считали чужеродным жанром.
Наверное, больше всех достижениям Мурада Кажлаева радовалась его супруга Валида, с которой он в 1959 г. связал свою жизнь. Валида всячески способствовала работе Мурада. Кажлаев стал много писать для детей, создал музыку к первому дагестанскому художественному фильму «Тучи покидают небо».
На Международном конкурсе молодых композиторов к предстоящему VII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене Мураду Кажлаеву были присуждены Золотая медаль и Диплом Первой степени в жанре «Танцевальная музыка» за «Концертную лезгинку». В Вене – столице вальса – по достоинству оценили дагестанский танец!
В апреле 1960 г. на первом съезде композиторов РСФСР М. Кажлаев был избран членом правления Союза Композиторов, а в концерте, посвященном открытию съезда, вместе с музыкой А. Новикова, Н. Жиганова, А. Хачатуряна, Г. Свиридова и других выдающихся мастеров исполнялись его произведения «Шествие» и «Лезгинка» из Симфонических картин «Дагестан».
Не заставило себя ждать и официальное признание. 25 мая 1960 г. М. Кажлаеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР: «За большие заслуги в развитии советского искусства и в связи с декадой дагестанского искусства и литературы в Москве».
Музыка Кажлаева становилась все более исполняемой, и не только в стране, но и за ее пределами. Ю. Силантьев, руководитель знаменитого эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, включает ее в программы зарубежных гастролей своего оркестра.
На Пражском международном фестивале 1966 г. М. Кажлаев был удостоен Второй премии и стал лауреатом Государственного приза им. Ярослава Ежека, как самый популярный иностранный джазовый композитор. Этого же приза был удостоен великий «Сэчмо» Луи Армстронг, который незадолго до своей кончины посетил Прагу с концертами.
В 60-е годы талант М. Кажлаева раскрылся во всей полноте своего жанрового разнообразия. Творческий универсализм мастера находил выражение в симфонических произведениях, камерной инструментальной музыке, джазовых сочинениях, романсах, эстрадных песнях, музыке к кино и телефильмам, к театральным спектаклям. Массовыми тиражами издавались нотные сборники и грампластинки композитора.
Творчество композитора находило широкое признание, а его подвижничество на ниве культуры сделало М. Кажлаева влиятельным общественным деятелем. И уже никого не удивило, что в 1963 г. коллеги избрали его председателем Правления Союза композиторов Дагестана, а жители горных районов – своим депутатом в Верховном Совете Республики.
Став депутатом М. Кажлаев первым делом организовал фестиваль симфонической музыки «По горным дорогам». Во главе симфонического оркестра Дагестанского радио и телевидения, с лучшими певцами республики, он впервые в истории Дагестана отправился в горные районы.
В программу концертов входили произведения классиков русской музыки, а также дагестанских композиторов Г. Гасанова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, А. Цурмилова, С. Агабабова. Они, как и певцы М. Гасанова, А. Гаджиев, Б. Ибрагимова, З. Джафарова, певшие на родных языках, представляли разные народы Дагестана, но были близки и понятны всем.
Заканчивались концерты выступлением местных музыкантов и певцов, у которых тоже было чему поучиться. Горцы любят и тонко понимают музыку, и концерты превращались в грандиозные пиршества искусств.
Особенно волнительными были заключительные концерты в Кумухе – на родине М. Кажлаева. Мурад дирижировал с особым вдохновением, музыканты будто обрели второе дыхание, а певцы покоряли кумухцев лиричностью и проникновенностью. Это был триумф, и благодарные слушатели осыпали артистов букетами чудесной сирени и горных цветов.
Об этой незабываемой поездке М. Кажлаев с волнением рассказал всей стране в Москве, с трибуны III пленума ЦК ВЛКСМ.
Концерты симфонического оркестра в горах положили начало доброй традиции, еще раз подтвердившей правоту идеи о том, что искусство действительно должно принадлежать народу.
Особенно ярким событием для национальной культуры стал созданный М. Кажлаевым в 1965 г. вокально-инструментальный ансамбль «Гуниб» (позже известный как «Гая»), который многие годы пользовался необычайной популярностью. Ансамбль был немногочислен по составу – всего 13 участников, но это были универсалы эстрады. Каждый – и музыкант, и певец, и танцор.
Композитору представилась возможность попробовать себя в новом амплуа – автора эстрадных песен.
Вокальное произведение невозможно без творческого содружества композитора и поэта. В этом смысле Кажлаеву посчастливилось: его друг Расул Гамзатов был неисчерпаемой поэтической кладовой. Его мелодичные стихи прекрасно ложились на музыку.
Песни на стихи Гамзатова «Далалай», «У того окна», «Зов там-тамов», «Желтые листья», «Часто я вспоминаю» сразу вошли в репертуар «Гуниба» и стали своего рода визитной карточкой молодого эстрадного коллектива.
Ансамбль под руководством Кажлаева стал ярким культурным явлением, о чем свидетельствовали насыщенная гастрольная программа, записи на Всесоюзном радио. «Гуниб» получил признание у любителей эстрады и среди профессионалов, став лауреатом Всесоюзного конкурса мастеров эстрады.
В 1989 г. М. Кажлаев был избран руководителем и главным дирижером Академического Большого концертного оркестра им. Ю. Силантьева. На этом посту Кажлаев отдает много сил сохранению и развитию великих музыкальных традиций, активно пропагандирует отечественную музыку в стране и за рубежом.
В списках сочинений М. Кажлаева более 300 наименований, среди которых первая национальная симфония «Дагестан», первый национальный балет «Горянка», ревю «Миллион новобрачных», оперетта «Валида» (в честь супруги композитора), симфонические иллюстрации «Имам Шамиль» и др.
Наряду с многочисленными симфоническими, эстрадными и джазовыми произведениями, Кажлаев написал музыку к более чем 40 отечественным и зарубежным фильмам («Тучи покидают небо», «В горах мое сердце», «Иностранка», «Девочка на шаре», «Наш город у моря», «Тропа Гамзата», «Солнце над морем», «Кавказец родом из Цада», «Мой Дагестан», «Сестра музыканта», «Исполнение желаний», «Горянка», «Бархатный сезон», «Любовь моя, печаль моя», «Снежная свадьба», «Вы Петьку не видели?», «Чудак», «Кольцо старого шейха», «Пора красных яблок», «Загадка кубачинского браслета», «Расул Гамзатов. Четки лет», «Талисман любви» и др.) многочисленным балетным миниатюрам, музыку к театральным постановкам и цирку («Золушка», «Цовкра», «Коммунист», «Потерянное счастье», «Горская повесть», «Между ливнями», «Крепость в горах», «Чегири», «Леки» и др.).
Не однажды Мураду Кажлаеву доводилось представлять свою страну в жюри международных конкурсов «Золотой Орфей», «Сопот», «Братиславская лира», «Красная гвоздика».
С триумфальным успехом проходили авторские концерты Кажлаева во многих городах страны и за рубежом – от США до Японии. Особыми вехами в творчестве композитора и дирижера стало сотрудничество с великими Дюком Эллингтоном и Нино Рота. Последний писал: «Мурад Кажлаев – музыкант, которого я глубоко уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».
Во многих странах выпущены грампластинки, диски и кассеты с музыкой выдающегося мастера.
Престижные награды, среди которых звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1960), Народного артиста РСФСР (1978), Народного артиста СССР (1981), лауреата Республиканской премии Дагестанской АССР (1967), лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1970), лауреата Государственной премии Республики Дагестан (1997), Гран-При международных фестивалей, сопровождают всю его творческую жизнь.
«Мурад Кажлаев. Жизнь и музыка». Иллюстрированный альбом
Мурад Кажлаев
биография
Кажлаев Мурад Магомедович
Родился 15 января 1931 года в Баку. Лакец по национальности.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.04.1960).
Народный артист РСФСР (17.01.1978)
Народный артист СССР (1981).
Народный артист Республики Дагестан (2016).
Депутат Верховного Совета Дагестанской АССР с 1963 года.
В 1993—1996 годах — депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ 1 созыва.
последнее обновление информации: 21.06.17
источники информации
публикации
В этом году исполнилось 80 лет выдающемуся композитору, народному артисту СССР, народному артисту РСФСР, лауреату Государственных премий РСФСР и Республики Дагестан, профессору Кажлаеву Мураду Магомедовичу.
Мурад Магомедович Кажлаев родился 15 января 1931 года в Баку (Азербайджанская ССР). Мурад Магомедович, лакец по национальности, родился в семье выдающегося врача, доктора медицинских наук, профессора-ларинголога. Музыкальные способности у мальчика проявились весьма рано. Мать Мурада, Елена Михайловна, страстная поклонница музыки, разглядела в сыне склонность к музыкальному сочинительству и определила сына в музыкальную школу для одаренных детей при Азербайджанской Государственной консерватории.
В 1949 году Кажлаев поступил на композиторское отделение консерватории в класс выдающегося педагога профессора Б.И. Зейдмана. Но Бориса Исааковича вскоре командировали в Узбекистан готовить композиторские кадры, и Кажлаева определили в класс ученика Д. Шостаковича Джевдета Гаджиева.
Настоящий фурор произвели в Баку гастроли Эдди Рознера и Леонида Утесова. Сердце Мурада покорил оркестр Гленна Миллера в фильме «Серенада Солнечной долины». Его очаровывала фантастически красивая музыка К. Дебюсси, М. Равеля, кружили голову неподражаемые песни И. Дунаевского из фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга». Огромный наплыв музыкальных впечатлений искал отражения в сочинениях молодого композитора.
Однако свобода музыкального творчества неожиданно попала под жесткий контроль партийного постановления 1948 г. «О формализме и музыке». Новаторские «Прелюдии для фортепиано» Кажлаева экзаменационная комиссия сочла произведением «абстрактным», «формалистичным», «джазированным». После чего Мурада Кажлаева исключили из консерватории.
Исключение Кажлаева из консерватории наделало в Баку много шума. Как музыкант он уже успел заявить о себе творческими успехами и игрой в оркестрах. Ректор консерватории, замечательный композитор Кара Караев, и вернувшийся к тому времени в Баку Б. Зейдман заступились за Мурада и содействовали его восстановлению в ВУЗе. Наверное, с тех тревожных дней и замысловатых «Прелюдий для фортепиано» и начался будущий именитый композитор.
Кажлаев искал, фантазировал, экспериментировал… И все больше чувствовал, что его композиторский путь лежит в сфере взаимопроникновения жанров, в сплаве джазовой «моторики» с симфоническим мышлением. Элементы этой жанровой диффузии были заметны уже в раннем сочинении Кажлаева «Романтической сонатине», выдержавшей затем несколько изданий. Со временем важное место в творчестве Кажлаева занял и третий элемент – фольклорный.
Свою дипломную работу, первую симфонию «Дагестан. Симфонические картины», молодой композитор посвятил земле предков, и в 1995 г., успешно окончив консерваторию, Мурад Кажлаев переехал в Дагестан.
В творческом багаже 24-летнего композитора помимо «Романтической сонатины», симфонических картин «Дагестан», было много новых произведений, в том числе – симфоническая поэма «Памяти 28 героев-панфиловцев», «Молодежный квартет», «Прелюдии для фортепиано».
После московского триумфа дагестанских композиторов Секретариат Союза композиторов СССР одобрил идею создания в Дагестане местного отделения Союза.
Дагестанские композиторы были полны решимости поднять музыкальную культуру республики на новую высоту, обогатить национальную мелодику симфоническим звучанием, показать безграничные возможности фольклора как источника вдохновения композитора.
Костяк Дагестанского отделения Союза Композиторов составили Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев и уже признанный композитор, лауреат Сталинской премии Готфрид Гасанов, которого младшие коллеги решили избрать своим председателем.
Открытие Союза композиторов Дагестана состоялось 29-го апреля 1955 г. в зале Дагестанской филармонии.
«Могучая кучка» развивала бурную концертную деятельность. На гастроли в Махачкалу приехал Азербайджанский Государственный симфонический оркестр под управлением Ниязи. Впервые в республике «живьем» зазвучали симфонические произведения Дагирова («Праздничная увертюра»), Агабабова «Дагестанская сюита»), Гасанова («Концерт») и Кажлаева («Дагестан»). Переполненный зал Русского драматического театра рукоплескал авторам и исполнителями.
В 1957 г. Кажлаеву было предложено стать художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, который ему же предстояло и создать.
Премьера оркестра состоялась на первом авторском концерте Мурада Кажлаева 21 марта 1957 г.
Успех был огромный. С программой «Дагестанская музыка» Кажлаев начал гастролировать и по стране, дирижируя разными оркестрами. Впервые зазвучала симфоническая музыка и в горах Дагестана.
Кажлаев продолжал активную творческую деятельность, писал новые произведения, в том числе – музыку к театральным спектаклям, выступал в прессе.
На Втором Всесоюзном съезде композиторов в Москве Т. Хренников в своем докладе назвал молодого композитора в числе представителей поколения, которое талантливо заявило о себе в симфонической музыке.
Музыка и песни Кажлаева с успехом звучали в концерте Первого фестиваля молодежи города Махачкалы. А летом он вновь отправился в Москву как член дагестанской делегации на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов. Представляя музыкальную культуру Дагестана, Кажлаев с интересом знакомился с музыкой всех континентов мира.
Тогда же состоялась и знаменательная встреча Мурада с французским композитором Мишелем Леграном. Он был так же молод, как и Кажлаев, но уже имел мировую славу и свой джазовый оркестр, с которым и приехал в Москву. Эта встреча помогла Кажлаеву, поддержав его творческие поиски в сфере джаза, который многие еще считали чужеродным жанром.
Наверное, больше всех достижениям Мурада Кажлаева радовалась его супруга Валида, с которой он в 1959 г. связал свою жизнь. Валида всячески способствовала работе Мурада. Кажлаев стал много писать для детей, создал музыку к первому дагестанскому художественному фильму «Тучи покидают небо».
На Международном конкурсе молодых композиторов к предстоящему VII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене Мураду Кажлаеву были присуждены Золотая медаль и Диплом Первой степени в жанре «Танцевальная музыка» за «Концертную лезгинку». В Вене – столице вальса – по достоинству оценили дагестанский танец!
В апреле 1960 г. на первом съезде композиторов РСФСР М. Кажлаев был избран членом правления Союза Композиторов, а в концерте, посвященном открытию съезда, вместе с музыкой А. Новикова, Н. Жиганова, А. Хачатуряна, Г. Свиридова и других выдающихся мастеров исполнялись его произведения «Шествие» и «Лезгинка» из Симфонических картин «Дагестан».
Не заставило себя ждать и официальное признание. 25 мая 1960 г. М. Кажлаеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР: «За большие заслуги в развитии советского искусства и в связи с декадой дагестанского искусства и литературы в Москве».
Музыка Кажлаева становилась все более исполняемой, и не только в стране, но и за ее пределами. Ю. Силантьев, руководитель знаменитого эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, включает ее в программы зарубежных гастролей своего оркестра.
На Пражском международном фестивале 1966 г. М. Кажлаев был удостоен Второй премии и стал лауреатом Государственного приза им. Ярослава Ежека, как самый популярный иностранный джазовый композитор. Этого же приза был удостоен великий «Сэчмо» Луи Армстронг, который незадолго до своей кончины посетил Прагу с концертами.
В 60-е годы талант М. Кажлаева раскрылся во всей полноте своего жанрового разнообразия. Творческий универсализм мастера находил выражение в симфонических произведениях, камерной инструментальной музыке, джазовых сочинениях, романсах, эстрадных песнях, музыке к кино и телефильмам, к театральным спектаклям. Массовыми тиражами издавались нотные сборники и грампластинки композитора.
Творчество композитора находило широкое признание, а его подвижничество на ниве культуры сделало М. Кажлаева влиятельным общественным деятелем. И уже никого не удивило, что в 1963 г. коллеги избрали его председателем Правления Союза композиторов Дагестана, а жители горных районов – своим депутатом в Верховном Совете Республики.
Став депутатом М. Кажлаев первым делом организовал фестиваль симфонической музыки «По горным дорогам». Во главе симфонического оркестра Дагестанского радио и телевидения, с лучшими певцами республики, он впервые в истории Дагестана отправился в горные районы.
В программу концертов входили произведения классиков русской музыки, а также дагестанских композиторов Г. Гасанова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, А. Цурмилова, С. Агабабова. Они, как и певцы М. Гасанова, А. Гаджиев, Б. Ибрагимова, З. Джафарова, певшие на родных языках, представляли разные народы Дагестана, но были близки и понятны всем.
Заканчивались концерты выступлением местных музыкантов и певцов, у которых тоже было чему поучиться. Горцы любят и тонко понимают музыку, и концерты превращались в грандиозные пиршества искусств.
Особенно волнительными были заключительные концерты в Кумухе – на родине М. Кажлаева. Мурад дирижировал с особым вдохновением, музыканты будто обрели второе дыхание, а певцы покоряли кумухцев лиричностью и проникновенностью. Это был триумф, и благодарные слушатели осыпали артистов букетами чудесной сирени и горных цветов.
Об этой незабываемой поездке М. Кажлаев с волнением рассказал всей стране в Москве, с трибуны III пленума ЦК ВЛКСМ.
Концерты симфонического оркестра в горах положили начало доброй традиции, еще раз подтвердившей правоту идеи о том, что искусство действительно должно принадлежать народу.
Особенно ярким событием для национальной культуры стал созданный М. Кажлаевым в 1965 г. вокально-инструментальный ансамбль «Гуниб» (позже известный как «Гая»), который многие годы пользовался необычайной популярностью. Ансамбль был немногочислен по составу – всего 13 участников, но это были универсалы эстрады. Каждый – и музыкант, и певец, и танцор.
Композитору представилась возможность попробовать себя в новом амплуа – автора эстрадных песен.
Вокальное произведение невозможно без творческого содружества композитора и поэта. В этом смысле Кажлаеву посчастливилось: его друг Расул Гамзатов был неисчерпаемой поэтической кладовой. Его мелодичные стихи прекрасно ложились на музыку.
Песни на стихи Гамзатова «Далалай», «У того окна», «Зов там-тамов», «Желтые листья», «Часто я вспоминаю» сразу вошли в репертуар «Гуниба» и стали своего рода визитной карточкой молодого эстрадного коллектива.
Ансамбль под руководством Кажлаева стал ярким культурным явлением, о чем свидетельствовали насыщенная гастрольная программа, записи на Всесоюзном радио. «Гуниб» получил признание у любителей эстрады и среди профессионалов, став лауреатом Всесоюзного конкурса мастеров эстрады.
В 1989 г. М. Кажлаев был избран руководителем и главным дирижером Академического Большого концертного оркестра им. Ю. Силантьева. На этом посту Кажлаев отдает много сил сохранению и развитию великих музыкальных традиций, активно пропагандирует отечественную музыку в стране и за рубежом.
В списках сочинений М. Кажлаева более 300 наименований, среди которых первая национальная симфония «Дагестан», первый национальный балет «Горянка», ревю «Миллион новобрачных», оперетта «Валида» (в честь супруги композитора), симфонические иллюстрации «Имам Шамиль» и др.
Наряду с многочисленными симфоническими, эстрадными и джазовыми произведениями, Кажлаев написал музыку к более чем 40 отечественным и зарубежным фильмам («Тучи покидают небо», «В горах мое сердце», «Иностранка», «Девочка на шаре», «Наш город у моря», «Тропа Гамзата», «Солнце над морем», «Кавказец родом из Цада», «Мой Дагестан», «Сестра музыканта», «Исполнение желаний», «Горянка», «Бархатный сезон», «Любовь моя, печаль моя», «Снежная свадьба», «Вы Петьку не видели?», «Чудак», «Кольцо старого шейха», «Пора красных яблок», «Загадка кубачинского браслета», «Расул Гамзатов. Четки лет», «Талисман любви» и др.) многочисленным балетным миниатюрам, музыку к театральным постановкам и цирку («Золушка», «Цовкра», «Коммунист», «Потерянное счастье», «Горская повесть», «Между ливнями», «Крепость в горах», «Чегири», «Леки» и др.).
Не однажды Мураду Кажлаеву доводилось представлять свою страну в жюри международных конкурсов «Золотой Орфей», «Сопот», «Братиславская лира», «Красная гвоздика».
С триумфальным успехом проходили авторские концерты Кажлаева во многих городах страны и за рубежом – от США до Японии. Особыми вехами в творчестве композитора и дирижера стало сотрудничество с великими Дюком Эллингтоном и Нино Рота. Последний писал: «Мурад Кажлаев – музыкант, которого я глубоко уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».
Во многих странах выпущены грампластинки, диски и кассеты с музыкой выдающегося мастера.
Престижные награды, среди которых звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1960), Народного артиста РСФСР (1978), Народного артиста СССР (1981), лауреата Республиканской премии Дагестанской АССР (1967), лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1970), лауреата Государственной премии Республики Дагестан (1997), Гран-При международных фестивалей, сопровождают всю его творческую жизнь.
«Мурад Кажлаев. Жизнь и музыка». Иллюстрированный альбом