мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Мусоргский биография и творчество картинки с выставки

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Фортепианное творчество Модеста Мусоргского невозможно представить без знаменитого цикла «Картинки с выставки». Смелые, по-настоящему новаторские музыкальные решения были реализованы композитором в данном сочинении. Яркие сатирические образы, театральность – вот, что характерно для данного цикла.

Историю создания «Картинок с выставки» Мусоргского, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Интересные факты

Содержание «Картинок с выставки»

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Гном. Смешной и одновременно трогательный номер. Фантастическое немного нелепое существо, которое характеризуют постоянные скачки, угловатости в мелодии, также умеет чувствовать мир. Жалобные интонации показывают, что гном грустит. Этот психологический портрет раскрывает многогранность образа. Развитие образа стремительное. После достижения кульминации, композитор вновь возвращает тему «Прогулки», существенно сокращенную по сравнению с первым вариантом, она соединяет два номера.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Тюильрийский сад. Роскошный сад недалеко от парижского дворца Тюильри наполнен светом и радостью. Маленькие дети резвятся и радуются жизни в компании нянюшек. Ритм полностью соответствует детским дразнилкам и считалкам. Произведение полифонично, две темы проводятся одновременно, одна из них изображение детей, а другая нянек.

Быдло. Резким фортиссимо начинается пьеса, это сильный контраст. Едет тяжелая повозка. Двухдольный метр подчеркивает простоту и неотёсанность мелодии. Слышны скрипы колес тяжелых повозок, мычание волов и безрадостная песня крестьянина. Постепенно музыка затихает, телега уехала далеко-далеко. Вступает тема первого номера, но она звучит в миноре. Это передает настроение лирического героя, он погружен в собственные мысли.

Балет невылупившихся птенцов . Герой не сразу обратил внимание на следующий экспонат. Яркие эскизы к балету «Трильби». Лёгкое и безмятежное скерцо написано в трехчастной форме da capo. Это танец маленьких канареек. Комичность и наивность буквально пронизывают номер.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный. Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Последнее слово оказывается за богачом. Для данного номера характерна политональность.

Первая часть цикла завершается прогулкой, которая практически полностью повторяет музыкальный материал первого номера.

Лимож. В маленьком городке во Франции на рынке собрались самые отъявленные сплетницы. Гул разговоров не останавливается ни на секунду. Вокруг царит дух суеты и веселья. Один из самых веселых и жизнерадостных номеров сюиты. Но взор лирического героя попадает на другую картину, музыка обрывается и начинается другой номер.

Катакомбы. Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. Композитор словно хочет передать невосполнимое чувство утраты, которое возникло после смерти талантливого художника Гартмана. Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями. Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности. Постепенно происходит модуляция в мажор, что означает, что человек смерился с уготовленной ему участью.

Избушка на курьих ножках или Баба-Яга. Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер « Избушка на курьих ножках ». Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности. Зловещая атмосфера передается при помощи ломанных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое. Музыка написана в жанре русской народной песни, что определяет фольклорность и близость к национальной культуре. Динамичный номер завершается взлетом. Резко проявляются аккорды финала.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Богатырские ворота. Первая прозвучавшая тема во многом напоминает мелодию «Прогулки», теперь она звучит еще более гордо и величественно. Музыка наполняет пространство, набирает силу и мощь. Словно богатырь поднимается на защиту Родины. Тема чередуется со строгим церковным распевом, который звучит камерно, душевно и трогательно. Подобные контрасты позволяют выразить богатый эмоциональный спектр. Номер завершается праздничным колокольным звоном.

Музыка «Картинок с выставки» в кинематографе

Многие известные режиссеры активно используют отдельные номера из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Каждый музыкальный номер имеет ярко-выраженный образ. Точность музыкальной образной передачи позволяет точно изобразить атмосферу фильмов, приведенных в списке:

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Источник

Мусоргский Модест Петрович

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Модест Мусоргский. Биография

Он был желанным гостем на концертах Петербургского дворянства. После школы ему предстояло стать кадровым военным, учился он старательно. В то же время Мусоргский сочинил первое собственное музыкальное произведение — пьесу для фортепиано. Эту работу он посвятил своим товарищам по юнкерской школе, их дружбе.

Юность и творчество

Модест Мусоргский думал о том, как совместить военную службу со своим увлечением музыкой. Онслужил в Преображенском полку, где организовал кружок любителей музыки. Члены кружка вместе посещали театры слушали оперу и обсуждали услышанное. Он был знаком с А. Доргомыжским и Н. Римским-Корсаковым.

Музыка была его приоритетом. Тогда де появилось содружество, которое получило название «Могучая кучка». В 1858 году Мусоргский стал работать над оперой «Эдип в Афинах». Эта работа так и осталась незаконченной. В поисках своего стиля Мусоргский решался на музыкальные эксперименты. Его первые произведения не знали успеха, но он не обижался на критику. В 1861 году Мусоргский создал инструментальное произведение «Интермеццо». Его оценили высоко. Эту композицию Мусоргский написал под впечатлением от наблюдения за крестьянами и их жизнью, работой, бытом.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Первая опера, над которой работал Мусоргский «Саламбо» осталась незавершенной, однако, свои наработки композитор использовал для создания оперы «Борис Годунов». Однако её части композитор использовал оперы Борис Годунов. Когда этот масштабный труд был наконец окончен, его передали дирекции Императорских театров. Однако поставить её удалось лишь в 1874 году. Несмотря на неоднозначную реакцию прессы, опера былоа известна и любима народом. Члены «Могучей кучки» приняли ее не слишком тепло, но Мусоргский не сдавался и не оставил творчество.

Последние годы

Оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре стали показывать в усеченном виде, цензура не допустила финальную сцену. Для Муоргского это стало ударом. Он писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».

В 1880 году Мусоргский был уволен с официального места работы Ревизионной комиссии Государственного контроля. С тех пор он жил на подарки друзей, которые собирали ему ежемесячно небольшую сумму и давал частные уроки. В 1881 году его выселили из квартиры за неуплату, здоровье его становилось все хуже.

Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь, где он снова стал работать над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Закончить работу композитору не удалось. 28 марта 1801 года Мусоргский скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище. Там великий композитор, недооцененный при жизни, покоится и сейчас.

Произведения Мусоргского

для хора и оркестра:

для хора, солистов и фортепиано:

для голоса с фортепиано

Читайте также:

Источник

Картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.

Содержание

Автограф

История создания

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Мусоргский и Гартман

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный… Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат («пенсионер») Императорской Академии художеств. По возвращении в Россию, за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году он получил звание академика.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю — не быть забытыми. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Да чёрт с твоею мудростью! Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений — это дрябло.

Выставка

В феврале–марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий; Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана:

…бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni, рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть из них.

Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил цикл.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

История публикации

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись. И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов. В 1975 году увидело свет факсимильное издание рукописи Мусоргского.

С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии — такие пианисты, как Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази. Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести в фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля, причём даже пропуская вслед за ним последнюю «Прогулку».

Пьесы

«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

Promenade

Promenade (фр. Прогулка). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года».) У пьесы переменный размер — 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки — но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.

В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.

Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

№ 1. Gnomus

Gnomus (лат. Гном). Ми-бемоль минор. На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Выбранная тональность ми-бемоль минор — достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности.

В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец — гном так и не нашёл покоя — средняя часть переходит в громкую (фортиссимо) кульминацию — хроматически нисходящую линию, трагически звучащую и передающую страдание и отчаяние.

Затем возвращается (в некотором отдалении) тема первой части, и в конце она «сдувается» быстрым пассажем, уносящим с собой впечатления от гнома.

(Promenade), ля-бемоль мажор — интермедия звучит, уже в других регистрах и с новой гармонией, тихо и задумчиво, создавая переход к следующей картине.

№ 2. Il vecchio castello

Il vecchio castello (итал. Старый замок). Соль-диез минор. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). В каталоге выставки такое произведение не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте. В оркестровке Равеля мелодию играет альт-саксофон, появляясь здесь единственный раз на протяжении цикла.

Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

(Promenade), си мажор (тональность, параллельная предыдущей), очень короткий (8 тактов) переход ко следующей картине.

№ 3. Tuileries

Tuileries. Dispute d’enfants après jeux (фр. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры). Си мажор. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить.

Поскольку сам Мусоргский за границей не был, исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.

№ 4. Bydlo

Bydlo (польск. Быдло). Соль-диез минор. В письме Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом в размере 2/4 и довольно грубыми подчёркнутыми ударами клавиш нижнего регистра. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре, — портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.

В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо — по выражению автора, «прямо в лоб» (резкий контраст после «Тюильри»), — а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки, и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. В обоих вариантах музыка к концу затихает, изображая удаляющуюся телегу. В обработке В. Горовица аккорды, изображающие движение телеги, играются в виде арпеджио, что создаёт впечатление еле ковыляющих волов и скрипящих колёс.

(Promenade), ре минор. Тема интермедии впервые звучит в миноре, передавая настроение помрачневшего автора. Грусть прерывается следующей пьесой, первые звуки которой вплетаются прямо в конец интермедии, создавая впечатление, будто зритель увидел сначала картинку краем глаза и, погружённый в свои мысли, не сразу на неё среагировал.

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Смотреть картинку мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Картинка про мусоргский биография и творчество картинки с выставки. Фото мусоргский биография и творчество картинки с выставки

№ 5. Балет невылупившихся птенцов

Балет невылупившихся птенцов. Фа мажор. Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo…»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *