мусоргский детская история создания
Мусоргский детская история создания
Модест Петрович Мусоргский «Детская»
Историю создания «Детской» Мусоргского и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
История создания
Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат, вёл холостяцкую жизнь и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Однако у композитора были приятели и родственники, которые не были обделены семейным счастьем. Встречи с их детьми доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита дяди Моди.
Через полгода Даргомыжского не стало, а Модест Петрович, как дань памяти великому композитору, первую миниатюру своего цикла посвятил именно ему. Необходимо отметить, что Мусоргский в то время был занят ещё одним важным сочинением: именно в 1868 году он начал работать над оперой «Борис Годунов» . В связи с этим про вокальный цикл композитор на некоторое время забыл, а вернулся к нему лишь через два года. В 1970 году он написал ещё четыре миниатюры: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий», а композиции, завершающие сборник: «Кот Матрос» и «На палочке», были созданы только в 1872 году. Через год вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» в красивом художественном оформлении, к которому приложил руку сам Илья Репин, был напечатан в музыкальном издательстве Василия Бесселя и сразу был признан не только любителями музыки, но и критиками.
Интересные факты
Содержание
Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.
«С няней». В первой миниатюре композитор отразил свои детские впечатления от сказок когда-то рассказанных ему няней. Содержание пьесы таково: ребёнок поначалу хотел послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем всё-таки решил, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет гораздо интересней. Музыка композиции очень выразительна, её мелодическая линия, поддерживаемая красочным аккомпанементом, весьма пластична и с обаятельной реалистичностью передаёт речь ребенка.
«В углу». В композиции описывается сценка, в которой старенькая нянюшка ругает мальчика Мишеньку, напроказничавшего и испортившего её вязание. Прогневанная няня ставит проказника в угол и немного успокаивается. Далее начинается оправдательная речь малыша, обиженного как он считает несправедливыми упрёками: ведь во всём виноват котёнок. Однако няня неумолима и тогда Мишенька начинает капризничать: старую няню ругать и дразнить, а себя хвалить. Музыка пьесы весьма выразительно передаёт все интонации и рассерженной няни и обиженного ребёнка.
«Жук». В пьесе малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком. Мальчик строил домик из лучинок и вдруг появился огромный страшный жук. Испугавшийся ребёнок притаился, а жук взлетел и ударил его в височек. Малыш притаился и закрыл глазки, но когда открыл их, то увидел, что жук лежит на спинке и даже усами не шевелит. Что же с ним случилось? Эмоциональная музыка композиции правдиво передаёт взволнованный тон ребёнка, рассказывающего историю, поразившую его воображение.
«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название – «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове. В этой композиции, как и принято в колыбельных, мелодическая линия монотонно-усыпляющая, но здесь она иногда прерывается невыдержанным восклицанием о том, что кукле пора спать.
«На сон грядущий». Девочка перед сном с усердием читает молитву, поначалу старательно упоминая близких и дальних родственников, но когда она доходит до имён своих многочисленных друзей, перечисляет их торопясь, забывая, что молитву нужно читать не спеша.
«Кот Матрос». В данной композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря. Мелодическая линия пьесы очень выразительна, но на фоне пульсирующего ритма она звучит весьма взволнованно.
«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню. По дороге он встретил своего дружка Васю и пригласил его в гости. Вдруг малыш неожиданно споткнулся и ушиб ногу. На плач приходит мама и успокаивает своё любимое дитя.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Детская» Мусоргского
Модест Петрович Мусоргский «Детская»
В музыке Модеста Петровича Мусоргского, отразившего печальные страницы русской истории и трагические противоречия современной композитору эпохи, не так уж много светлых страниц. Очень часто они связаны с изображением детей – таков образ юного царевича Федора в опере «Борис Годунов», таков и вокальный цикл «Детская».
Собственных детей у Мусоргского не было, но в 1868 году он нередко бывал в гостях у Стасова, общался с его детьми. Одна из дочерей Владимира Васильевича вспоминала впоследствии, что Модест Петрович в общении с ними никогда не впадал в примитивный и фальшивый тон, как часто делают взрослые, разговаривая с детьми – и дети чувствовали себя с ним свободно, общаясь на равных. Тогда-то и зарождается у композитора замысел вокального цикла, посвященного детям, но речь шла не о детских песнях, которые могли бы петь маленькие исполнители, а о романсах достаточно сложных, рассчитанных на исполнение и восприятие взрослыми людьми, но раскрывающими мир мыслей и чувств ребенка. Тогда же был написан первый романс – «С няней», который Мусоргский посвятил Даргомыжскому. Тот одобрил произведение молодого композитора и порекомендовал продолжить работу. Однако Мусоргского тогда в большей степени занимала работа над «Борисом Годуновым», и к вокальному циклу, получившему заглавие «Детская», он возвращается лишь по прошествии двух лет, написав в 1870 г. еще четыре романса. Композитор снова вернулся к произведению в 1872 г., создав последние три миниатюры. Правда, он планировал еще две части – «Ссора двух детей» и «Сон ребенка», даже сочинил их и исполнил перед друзьями, но так и не записал.
Цикл «Детская» – это семь тонких вокальных сцен на собственные тексты Мусоргского, основным выразительным средством в которых является мелодизированный речитатив. Фортепианная партия сравнительно скупа, она занимает подчиненное положение.
Первый номер – «С няней» – мог бы показаться монотонным из-за многочисленных повторяющихся звуков, но этого не происходит из-за смены гармонии на повторяющихся звуках и мелодических скачков, приходящихся на ударные слоги. А некоторая монотонность оказывается весьма выразительным штрихом – ведь именно так говорят дети, когда о чем-то просят взрослых («Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая»).
Второй номер – «В углу» – начинается не с детской речи, а с гневных реплик другого персонажа – няни. Ее возгласы («Ах ты, проказник! Клубок размотал!») раздаются на фоне бурного движения восьмых. Малыш (видимо, первый раз в жизни столкнувшейся с несправедливостью) отвечает минорными нисходящими фразами – но только до тех пор, пока не почувствует себя оскорбленным, и тогда нисходящее движение сменяется восходящим («Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»).
Третий номер – «Жук» – с предельной правдивостью раскрывает мировосприятие ребенка: настроение очень легко переходит от страха к удивлению, а любое событие, кажущееся взрослым незначительным – такое, как неожиданное появление жука – становится значимым для ребенка. Резкий аккорд в кульминации напоминает приемы, которыми во «взрослых» произведениях сопровождаются драматические события.
В четвертом романсе – «С куклой» – маленькая героиня имитирует поведение взрослого человека, а именно – няни. Укладывая спать куклу по имени Тяпа, девочка напевает монотонную колыбельную. Типичный для этого жанра минор сочетается с мажором, а колыбельная время от времени прерывается речитативным возгласом: «Тяпа, спать надо!»
«На сон грядущий» – простодушная молитва ребенка. Малыш, молящийся – как научили взрослые – о здравии близких, понимает, что занят серьезным делом, и пытается придать своим интонациям степенность. Это ему почти удается, пока он называет родителей и других взрослых, но как только дело доходит до друзей («И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку»), серьезность сменяется «скороговоркой», которая прерывается вопросительной интонацией: «Как дальше?»
«Кот Матрос» – эмоциональный рассказ о маленьком домашнем происшествии, чрезвычайно взволновавшем ребенка: кот запустил лапу в клетку с птицей. Пульсация восьмых в аккомпанементе подчеркивает взволнованность речи маленькой героини. Фортепианная партия насыщена звукоизобразительными приемами, передающими и дрожание птички, и скрежет кошачьих когтей по клетке.
«Поехал на палочке» – настоящая «зарисовка с натуры»: острый ритм коротких фраз изображает движения мальчика, скачущего на палочке. «Скачка» дважды прерывается – разговором с приятелем Васей и досадным происшествием: мальчик упал и ушибся, его жалобным нисходящим фразам отвечают нежные интонации матери. В репризе возвращается прежнее ритмическое движение – боль забыта, игра продолжается.
Дата первого исполнения «Детской» неизвестна, но после издания вокального цикла в 1873 г. он быстро приобрел популярность. Издатель Бессель послал ноты Ференцу Листу. Мусоргский не предполагал, что его произведение понравится знаменитому композитору – ведь тот чаще всего отдавал предпочтение сюжетам грандиозным. Вопреки этим предположениям, «Детская» привела Листа в восторг.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
М.П.Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»
21 марта 1839 — 28марта 1881
В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.
« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
автор-Инна Астахова
По книге Г.Хубова «Мусоргский»
Фрагмент передачи «Абсолютный слух».
Рубрики: | Композиторы Вокальное искусство Классика для детей: Твой друг Музыка |
Метки: Мусоргский вокальный цикл
Процитировано 10 раз
Понравилось: 15 пользователям
Музыкальная литература
Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».
Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано — сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок. Мусоргский вложил в «Детскую» не только наблюдения над детьми своего брата и детьми брата Стасова, но и собственные впечатления детства. Вечером, когда спадёт полдневная жара, мать Модиньки, Юлия Ивановна садится за фортепиано. Маленький Модест слушает, затаив дыхание. Отец расхаживает по залу, слушая игру жены. Музыку он «любит до страсти», особенно романсы Алябьева и Варламова. Для его удовольствия Юлия Ивановна играет вариации на варламовский напев «На заре ты её не буди» или «Красный сарафан» и ещё алябьевского «Соловья». Эти пьесы слушает Пётр Алексеевич с особым удовольствием. «Главное, что своё, русское», – замечает он. Малыш слезает тихонько с кресла, подходит к фортепиано и трогает клавиши. Тихо и робко звучит жалобный напев. «Умник, Модинька, – радуется мать – хочешь, я буду тебя учить играть?»Занятия музыкой начались с пятилетнего возраста сначала с матерью, а позже – с гувернанткой-немкой. Занятия Модеста шли настолько хорошо, что в девятилетнем возрасте он на семейной вечеринке сыграл большой концерт Фильда. Позже, учась в Школе святого Петра в Петербурге, Модест занимался музыкой с Антоном Августовичем Герке и принимал участие в домашних концертах (Особенно запомнилось ему выступление на благотворительном вечере у статс-дамы Рюминой). О его таланте стало известно генералу Сутгофу – директору школы, который пригласил молодого пианиста к себе домой. У генерала была дочь, которая также училась у Герке. Юный Модест Мусоргский играл с ней в четыре руки. Поддержку и одобрение окружающих вызывали и произведения начинающего композитора, в которых часто появляются мотивы детства. Одно из первых завершённых сочинений – «Воспоминания детства», для фортепиано, которое включает в себя две пьесы: » Няня и я » и «Первое наказание».
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1968 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1970 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
Цикл «Детская» — одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, — писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».
Существенный интерес представляет музыкальный язык вокальных сценок «Детской». Следуя найденным приёмам создания «зримости» конкретного персонажа, Мусоргский смело обращается с метрической, гармонической и вокальной основой, создавая «мелодию, творимую говором», передавая мельчайшие нюансы эмоций и телодвижений персонажей своего камерного театра.
В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
«В углу» — вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.
«С куклой» — четвертая пьеса цикла «Детская» — посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.
«На сон грядущий» — пятая сценка цикла «Детская» — подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…
«Кот Матрос» — шестая сценка из цикла «Детская» — образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.
«Поехал на палочке» — седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».
В этой чудесной музыке мы почувствовали тёплое и нежное отношение композитора к миру детства. Как искренне и поэтично М.П.Мусоргский раскрыл мир детских чувств, радостей и огорчений. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов! Всё это потому, что автор: «понимал детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол…»
«Детская». МУСОРГСКИЙ
«Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского, в котором композитор смог мастерски передать интонации речи и особенности мышления маленьких детей.
Цикл писался на слова самого композитора (1868-1872 гг.). Литературные тексты Мусоргского рисуют разнообразные картины из жизни детей (встреча с жуком, поездка на игрушечной лошадке, молитва перед сном, ссора с няней), на которые малыши живо откликаются с присущей им непосредственностью и правдивостью.
«У Мусоргского …: программа самая точная, детские личности очерчены мастерски, автор стушевывается, дети сами высказываются».
Цит. по: Кюи, Ц. А. Русский романс: очерк его развития / Ц. А. Кюи. — СПб.: Н. Ф. Финдейзен, 1896. — С. 102.
Несмотря на образную сферу, цикл сложный технически, рассчитан на взрослых профессиональных исполнителей.
Изначально в цикл вошли 5 вокальных сценок, затем были дописаны еще несколько номеров, которые Мусоргский предполагал объединить в новом сборнике под названием «На даче» (см. параграф «Принципиальные отличия циклов «Детская» и «На даче» в диссертации И.А. Немировской (2011 г.).
Но этому замыслу не суждено было осуществиться, и дописанные чуть позже пьесы («Поехал на палочке» и «Кот Матрос») включаются обыкновенно в цикл «Детская».
По всей вероятности, стимулом к написанию цикла послужили встречи Мусоргского с детьми его близких друзей. По воспоминаниям современников композитор легко находил общий язык с детьми и любил проводить время, играя с ними.
Своим маленьким друзьям композитор посвящает отдельные номера «Детской»: номер «С куклой» — Танюшке и Гоге Мусоргским (племянники автора), «На сон грядущий» — Саше Кюи (крестник Мусоргского, сын Ц. Кюи ), другие вокальные сценки посвящены близким композитора, мастерам, которых он ценил и мнением которых дорожил: «С няней» — посвящен А. Даргомыжскому, «В углу» — В. Гартману, «Жук» — В. Стасову.
Главными героями цикла выступают дети и окружающие их взрослые (няня, мама). С помощью мелодизированного речитатива, чутко передающего интонации речи и эмоциональное состояние персонажей цикла, Мусоргский создает своеобразный «вокальный театр»*. (* См. Немировская, Иза Абрамовна. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX — первой половины ХХ веков. 2011 г.)