мусульманские миры в россии история и культура
Мусульманские миры в России
В 2020 году в Институте классического Востока и античности проводится первый набор на магистерскую программу «Мусульманские миры в России (история и культура)».
Программа рассчитана на студентов, желающих получить профессиональную подготовку в области истории (как отдаленной от нас во времени, так и современной) и культуры мусульманских народов бывшей Российской империи во взаимосвязи с общей историей мусульманских миров, с одной стороны, и России – с другой. Полученные в ходе обучения знания и навыки и сформированные исследовательские подходы позволят выпускникам заниматься как научными исследованиями и преподаванием, так и осуществлять экспертную и консультационную деятельность в государственных и частных организациях, работать в СМИ, культурно‑просветительных и издательских учреждениях, заниматься научно‑популяризаторской работой.
Актуальность программы определяется важностью связанной с исламом повестки дня — ведь значение ислама в современном мире куда шире, чем проблемы исламского фундаментализма и терроризма. История мусульман в России и современные культурные и идеологические процессы, с нею связанные, являются важной исследовательской темой в разных аспектах: от проблем сосуществования, контактов и взаимодействия представителей разных культур и цивилизаций в современном мире и проблем (пост-)колониализма, определявших историю отношений Российской империи (как и ее исторических наследников) с ее азиатскими колониями и территориями до историко‑культурных проблем мигрантов. В этой связи имеется острая и постоянная необходимость в специалистах, обладающих высокой степенью подготовки и понимающими как разностороннюю межкультурную и исламскую проблематику, так и региональную специфику.
Сайт магистратуры «Мусульманские миры в России»
Три вопроса об изучении мусульманских культур в России
В соответствии с этими задачами в структуре программы предусмотрены следующие направления:
Теоретические курсы, знакомящие студентов с профессией историка;
Общие курсы, знакомящие студентов с историей и критикой востоковедения, основами ислама как религии, проблемами новой имперской истории, и истории Российской империи и ее исторических наследников в частности, и ключевой проблематикой исследований мусульманских обществ;
Масштабный курс «Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР», нацеленный на последовательное изучение истории и культуры мусульманских регионов России (Урало‑Поволжье и Сибирь, Крым, Кавказ, Туркестан и Центральная Азия) и путей взаимодействия разных слоев их населения с центральной и локальной властью, зарубежными мусульманскими ареалами и между собой;
Проблемные курсы, посвященные историографии, истории знания, интеллектуальной, социальной и институциональной истории мусульманских сообществ в России и способов их взаимодействия с российской властью;
Специальные дисциплины, изучающие современные трансформации ислама, миграционные процессы и их последствия;
Научно‑исследовательские семинары, как аналитического характера, ориентированные на историко‑культурологическую и историографическую проблематику и анализ источников, так и практического характера, фокусирующиеся на изучении языков мусульманских миров (арабский, персидский, турецкий) и изучаемых регионов (татарский, узбекский и др., по выбору студента).
Мусульманские миры в России (История и культура)
Программа готовит специалистов по истории (как отдаленной от нас во времени, так и современной) и культуре мусульманских народов, живущих или живших в России, СССР и в Российской империи, во взаимосвязи с общей историей мусульманских миров, с одной стороны, и России – с другой.
Выпускники программы смогут заниматься как преподавательской деятельностью и научными исследованиями, так и выступать в качестве экспертов и консультантов в государственных и частных организациях. работать в СМИ, культурно-просветительных и издательских учреждениях.
Кого и зачем здесь учат
Изучение истории мусульман в России во всем разнообразии их культур в пространстве и времени, политических, социальных, культурных, религиозных, идейных трансформаций этих обществ на протяжении нескольких веков, способов их взаимодействия с иноверной властью, соседями и западным миром — всё это представляет собой совокупность важных и сложных исследовательских тем. Сюда относятся и вопросы сосуществования и взаимодействия представителей разных культур и цивилизаций, и проблемы (пост-) колониализма в истории отношений Российской империи с ее азиатскими колониями, и историко-культурные аспекты миграций, и формы политической активности мусульман, и проблемы индивидуальных судеб и поведенческих стратегий мусульман и имперских агентов, и многое другое.
Необходимость в профессионально подготовленных специалистах, ориентирующихся как в межкультурной и исламской проблематике, так и в региональной специфике постоянно растет. В связи с этим на гуманитарном факультете основана программа «Мусульманские миры в России (История и культура)».
Что нужно на старте
На магистерскую программу «Мусульманские миры в России (История и культура)» приглашаются бакалавры и специалисты в области гуманитарных и социальных наук (история, литературоведение, лингвистика, востоковедение, философия, религиоведение, социология, культурология и др.) со знанием русского и английского языков.
Для поступления на программу не требуется предварительное востоковедное образование. Его отсутствие компенсируется, в частности, изучением основ языков изучаемых обществ (арабского, персидского, турецкого и региональных).
Условия поступления
В 2021 году на программе предусмотрено 13 бюджетных и 5 платных мест.
Зачисление осуществляется по итогам конкурса портфолио — Портфолио_Мусульманские миры_2021, включающего собеседование, или по итогам олимпиады.
Прием документов с 21 июня по 26 июля 2021 года включительно осуществляется в электронной форме, доступной в личном кабинете абитуриента на сайте ВШЭ или по адресам, указанным на странице Приемной комиссии. Портфолио подается отдельно от основного пакета документов посредством размещения его в электронном виде в личном кабинете абитуриента.
Подробнее узнать о подготовке к собеседованию и получить советы по формированию портфолио можно на странице Подготовка.
Дополнительную информацию о поступлении можно найти на странице Траектория поступления.
В процессе обучения
Магистерская программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» является секулярной, комплексной, междисциплинарной, ориентированной на антропологические подходы в гуманитарных и социальных науках и характеризуется сочетанием:
Во время обучения студенты осваивают цикл взаимосвязанных курсов:
Теоретические курсы, знакомящие с профессией историка;
Масштабный курс «Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР», нацеленный на последовательное изучение истории и культуры мусульманских регионов в России, СССР и Российской империи (Урало‑Поволжье и Сибирь, Крым, Кавказ, Туркестан и Центральная Азия) и путей взаимодействия разных слоев их населения с центральной и локальной властью, зарубежными мусульманскими ареалами и между собой;
Проблемные курсы, посвященные историографии, истории знания, интеллектуальной, социальной и институциональной истории мусульманских сообществ в России и способов их взаимодействия с российской властью;
Специальные дисциплины, изучающие современные трансформации ислама, миграционные процессы и их последствия;
Научно‑исследовательские семинары, как аналитического характера, ориентированные на историко‑культурологическую и историографическую проблематику и анализ источников, так и практического характера, фокусирующиеся на изучении языков мусульманских миров (арабский, персидский, турецкий) и изучаемых регионов (татарский, узбекский и др., по выбору студента).
В программе поставлен акцент на исследовательской составляющей. Студенты активно вовлекаются в исследования преподавателей.
На факультете есть возможность зарубежных стажировок.
Где работать после
Магистратура в Москве «Мусульманские миры в России (История и культура)» дает качественную подготовку и открывает новую специальность для бакалавров и специалистов, получивших образование в области гуманитарных и социальных наук.
Выпускники, получив комплексные знания об истории мусульманских обществ в России и о современных процессах и конфликтах межкультурной коммуникации, будут иметь возможность выбирать сферу развития в профессии:
продолжить изучение темы в научных исследованиях или преподавать;
выступать в качестве эксперта и консультанта в государственных и частных организациях;
работать в СМИ, культурно-просветительских и издательских учреждениях;
заниматься научно-популяризаторской работой.
Если вы интересуетесь историей неоднородных обществ, кросскультурных и межконфессиональных взаимодействий, новой имперской историей, хотите изучать вопросы востоковедения, ищите магистратуру по исламоведению или вузы, осуществляющие подготовку специалистов по такой комплексной тематике, стоит обратить внимание на новую магистерскую программу «Мусульманские миры в России (История и культура)» в НИУ ВШЭ.
Мусульманские миры в россии история и культура
Актуальность проблем ислама в современном мире не вызывает вопросов и не сводится к проблемам исламского терроризма, хотя последний представляет вершину одного из айсбергов этой проблематики. История мусульман в России и современные культурные и идеологические процессы, с ними связанные, представляют один из наиболее выпуклых «кейсов» длительных межконфессиональных, межкультурных и политических взаимодействий, отношений между «Западом» и «Востоком» (или «Севером» и «Югом»). В частности, поэтому изучение проблем ислама в России оказывается востребованным как в России, так и за рубежом (особенно, на Западе, но также, например, в Японии, Турции и др.), причем в разных аспектах: от истории отношений Российской империи с ее азиатскими колониями и территориями до историко-культурных проблем мигрантов.
Магистерская программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» является междисциплинарной и характеризуется сочетанием: 1) базового теоретического гуманитарного образования (совместно с МП «Медиевистика» и «История современного мира»); 2) базового исламоведческого образования; 3) образования в области истории и историографии России и мусульманских сообществ в ее составе с XVI в. по сегодняшний день (с участием профессоров и преподавателей ШИН, ИГИТИ и Исторического департамента филиала ВШЭ в Питере); 4) изучения современных подходов к проблемам межконфессиональных и межкультурных (межцивилизационных) отношений; 5) ориентации в проблемах положения ислама и мусульман в современном мире.
Цель программы – подготовка специалистов в области истории (отдаленной и современной) и культуры мусульманских обществ на бывших территориях Российской империи преимущественно с XVI в. по сегодняшний день и механизмов их взаимодействия во времени и пространстве как с другими мусульманскими регионами за пределами этих территорий, так и, особенно, с иноконфессиональными, инокультурными обществами, институтами и властью. Эта междисциплинарная проблематика связана как с теоретическими областями знания, так и с практическими сферами деятельности, и принадлежит к одной из ключевых сфер вопросов современности.
Программа ориентирована на подготовку специалиста, способного выбирать сферу деятельности для приложения полученных знаний и навыков (научную или практическую) сообразно индивидуальным предпочтениям. Задачи программы – подготовить студента к работе в науке, преподавании, масс-медиа, в органах власти, социальной сфере, в культурном менеджменте, международных институциях в качестве научного сотрудника, преподавателя, эксперта, способного консультировать и принимать решения в области межкультурной и межконфессиональной коммуникации, по вопросам социальной адаптации эмигрантов и т.п. с акцентом на проблемах, связанных со странами и регионами с преобладающим мусульманским населением и выходцами из них. Программа является академической, ориентированной на научный стиль познания и аналитический подход, что позволит выпускникам использовать полученные знания в самых широких сферах.
Предлагаемая комплексность программы позволит, в частности, преодолеть нередко отмечаемый специалистами «разрыв» между т.н. «русистами» и «востоковедами», занимающимися проблемами центральной Евразии как в научных, так и в педагогических и практических областях, и действительно далеко не всегда даже знакомых с результатами друг друга. И шире: она позволит преодолеть прямолинейные подходы в анализе и «менеджменте» межкультурных (межцивилизационных) и межконфессиональных отношений, преобладающие в настоящее время в практиках такого «менеджмента», особенно, связанных с исламом и мусульманами.
Название программы «Мусульманские миры в России» призвано отразить и еще один компонент в ее специфике. Он заключен в том, что мы принципиально исходим из культурного, языкового, политического и социального многообразия мусульманских сообществ (отсюда множественное число в названии «мусульманские миры»), включая и те, что существовали или существуют на территории России и ее исторических предшественников, Российской империи и Советского союза. Этот принцип – один из аспектов современных подходов к изучению проблем ислама и мусульманских обществ.
Тогда как актуальность исламоведческих проблем в современном мире, и в России тем более, специально обосновывать не приходится, сами подходы к их изучению являются предметом широких дискуссий. Одна из целей программы – не ограничивая магистрантов в самостоятельном выборе методов собственной работы, широко познакомить их с критикой классического востоковедения (и исламоведения в особенности), обратить их внимание на динамику и историческую изменчивость изучаемых культур и обществ, их включенность в сети отношений не только с другими мусульманскими сообществами, но и в широкое российское (и мировое) культурное, социальное и политическое пространство, на переплетенность этих пространств.
Таким образом, оба элемента названия программы содержательны: не только «мусульманские миры», но и «Россия» служит здесь не просто обозначением территории, но и предметом изучения. Тем важнее связать изучение проблем таких «переплетенных», культурно многообразных пространств и «классическую» историю христиано-мусульманских отношений. Используя современные «критические» подходы, мы, разумеется, стремимся одновременно сохранить присущую «классике» фундаментальность образования, а сами критические теории поместить в контекст истории исторического знания (и, шире, наук о человеке) в целом.
В рамках освоения программы выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
• научно-исследовательский:
− сбор и первичная обработка эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий
− анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями современной исторической науки;
− проведение теоретических и прикладных исследований в области гуманитарных наук;
− представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам исследования;
• педагогический:
− преподавание исторических дисциплин на всех уровнях общего образования;
− подготовка и редактирование учебно-методических и научно-методических материалов;
− организация внеаудиторной работы слушателей и студентов, стимулирование их самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности;
• экспертно-аналитический:
− работа с базами данных и информационными системами по гуманитарным и социальным наукам;
− организация сбора и подготовки аналитической информации ретроспективного характера;
− создание научно-обоснованной исторической экспертизы;
• культурно-просветительский:
− разработка просветительских, общедоступных материалов для привития в обществе понимания значимости прошлого и ценности научного отношения к историческому наследию;
• редакционно-издательский:
− обработка текста источника и подготовка его к публикации;
− научное редактирование профессиональных текстов.
Как и другие магистерские программы ФГН ВШЭ, программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» имеет целью не столько сообщить студентам определенный набор сведений, сколько привить навыки самостоятельного профессионального мышления, основывается на проблемном (а не описательном) подходе и компетентностной модели высшего образования. Она включает базовую, общую, вариативную и научно-практическую части (научно-исследовательские семинары и практики) и предполагает освоение 120 кредитов за 2 года очного обучения. Вместе с тем, в силу специфики программы, в ней меньше курсов по выбору, чем в некоторых других МП. Базовые курсы – История исторической науки и Историческая текстология – относятся к образовательному стандарту НИУ ВШЭ «История» и обеспечивают магистранту знакомство с основами профессии историка. «Общие» курсы программы знакомят студентов с историей и критикой востоковедения, основами ислама как религии и ключевой проблематикой исследований мусульманских обществ. Центральный курс программы в ее вариативной части – «Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР» (9 з.е.) – нацелен на последовательное изучение истории и культуры мусульманских регионов России (Урало-Поволжье и Сибирь, Крым, Кавказ, Туркестан и Центральная Азия) и путей взаимодействия разных слоев их населения с центральной и локальной властью, зарубежными мусульманскими ареалами и между собой; он читается коллективом ведущих российских специалистов по истории мусульманских сообществ в России. Ряд более коротких проблемных курсов вариативной части посвящен наиболее значимым специальным областям истории знания, интеллектуальной, социальной и институциональной истории мусульманских сообществ в России: такие области знания, институтов и практик как исламские теология, философия, право, суфизм рассматриваются в связи с их общеисламской историей, их функционированием в условиях инорелигиозной среды и власти в России и постколониальной проблематикой. Специально изучаются проблемы современных (модерных) трансформаций: формы исламского реформизма (известного в истории мусульман в России как джадидизм), современные миграционные процессы и их последствия.
Большое внимание в программе в соответствии с ее академическим харакером уделено научно-исследовательским семинарам (НИСам).
НИСы – важнейшая составляющая гуманитарного образования в НИУ ВШЭ. Именно здесь студент получает навыки самостоятельной работы с источниками. Их ведут признанные специалисты в своей области. Как и в концепции этой МП в целом, мы совмещаем «классику» и региональную специфику, поэтому в отличие от обычной практики, здесь может быть несколько руководителей у одного НИСА (что и позволит осуществить переход от классических образцов изучаемых текстов к региональным особенностям).
Программа включает два типа НИСов: 1) научно-аналитические НИСы ориентированы на историко-культурологическую и историографическую проблематику анализа источников; 2) научно-практические НИСы по практической текстологии ориентированы на развитие лингвистических навыков работы с источниками на языках изучаемых регионов.
I. Научно-аналитические НИСы. Их четыре и все они являются обязательными на протяжении 2 лет обучения.
НИС – пространство тесной совместной работы студентов и преподавателя. Одной из основных форм работы в НИС является формирование у студентов навыков историко-культурной интерпретации источников. Это предполагает, с одной стороны, анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, анализ и сопоставление их имеющихся переводов (что позволит студентам также познакомиться с проблемами научного перевода источников с «восточных» языков). С другой – чтение и обсуждение исследовательской литературы, участие в дискуссиях по ней; доклады по проблемам историографии. Одной из форм работ являются самостоятельные микро-исследования студентов того или иного источника (или их группы) по проблематике семинара. Отдельно обсуждаются доклады студентов по индивидуальным темам их курсовых и выпускных квалификационных (диссертационных) работ и ход работы над ними.
Четыре научно-аналитических НИСа начинаются с (1) семинара по проблемам историографии мусульманских обществ в России, продолжаются (2) обсуждением конкретной проблематики представлений об индивиде, отражаемых в разных текстах, созданных в домодерных мусульманских обществах, и методов их изучения, а на 2м году обучения переходят к (3) развернутому обсуждению оригинальных исламских «традиционных» и (4) суфийских текстов на арабском и других языках.
НИС 1 (1й курс, 1-2 модули) «Дискуссионные вопросы истории мусульман в Российской империи и СССР» носит историографический характер. С опорой на параллельно читающиеся историографические курсы студенты обсудят основные труды (преимущественно зарубежные), определившие современное состояние исследований «мусульманских миров» в России.
НИС 2 (1й курс, 3-4 модули) «Индивидуальное (биографическое) измерение мусульманской истории в Центральной Азии» знакомит студентов с проблемой определения понятия «личность» применительно к Средним векам и Новому времени, с понятиями «эго-документы», «рассказ о себе», «автобиографический нарратив» и методологией их изучения, с историей и методологией изучения автобиографических свидетельств и средневековых исторических хроник в арабо- и персо-язычной мусульманских культурах.
НИС 3 (2й курс, 1-2 модули) «Классические тексты ислама и арабографичные письменные традиции в России» посвящен изучению основных жанров «классической» арабо-мусульманской письменной культуры и ее трансформациям и новациям в сосуществовавших в Российской империи четырех ареалах исламской письменной традиции – Среднеазиатского, Поволжского, Крымского и Дагестанского (Северокавказского).
НИС 4 (2 курс, 3-4 модули) «Суфизм, агиография, исламизация: интерпретации письменных и визуальных текстов (иранская «классика» и мусульманские ареалы России)» имеет целью дать студентам опыт самостоятельного чтения и анализа суфийских текстов (отличающихся сложной образностью и своеобразной символикой), обсудить проблемы, связанные с суфийской агиографической литературой, основные агиографические своды «классического» и «пост-классического» периодов, важные индивидуальные агиографии; рассмотреть визуальные образы, используемые в современных трансформациях суфийских практик,
Прохождение всех 4х научно-аналитических НИСов, таким образом, будет наиболее интенсивно способствовать получению студентами навыков самостоятельной работы и выработки суждений в изучаемом профессиональном поле.
II. Научно-практические НИСы имеют целью разработку у студентов навыков практической текстологии источников на языках изучаемых регионов. Профессиональная специфика программы и необходимость сохранить ее открытость для абитуриентов без предварительного востоковедного образования требует создания у выпускников хотя бы первоначальных навыков чтения, лингвистического понимания, перевода и реферирования источников на основных и региональных языках мусульманских обществ. Таким образом, в НИСах по практической текстологии акцент ставится на лингвистические аспекты и практику понимания иноязычного текста (что, однако, рассматривается в тесной связи с культурологическими аспектами). Эти НИСы распределены на три группы сообразно языку изучаемых источников: 1) арабский (обязательный), 2) персидский или турецкий (по выбору), 3) региональный язык (таджикский или татарский или узбекский, по выбору).
Чтобы обеспечить открытость магистратуры абитуриентам разных уровней подготовки (включая и тех, кто приходит без какого-либо владения этими языками), мы предлагаем изучение источников на «основных» языках мусульманских обществ (т.е. на арабском, персидском и турецком) на двух уровнях – элементарном (начальном) или продвинутом. Семинар по практической текстологии элементарного уровня не ставит целью привить студенту совершенное владение анализом текстов на соответствующем языке (это невозможно в рамках двухгодичной магистерской программы), но предназначен дать студенту те первоначальные языковые навыки и ориентацию, которые позволят ему в дальнейшем самостоятельно развивать свои знания. Семинар продвинутого уровня имеет целью развить и совершенствовать уже имеющиеся у студента знания.
Таким образом, выбор предлагается внутри каждой из трех групп научно-практических НИСов по следующим критериям:
1) Практическая текстология: источники на арабском языке, элементарный или продвинутый уровень (1й курс, 1 из 2х);
2) Практическая текстология: источники на турецком или персидском языках, элементарный или продвинутый уровень (2й курс, один из 4х);
3) Практическая текстология: источники на региональном (таджикском или татарском или узбекском или др.) языке (2й курс, один из 3х).
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.