мусульманский царь захвативший иерусалим
Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ричард родился в семье английского монарха и был третьим в очереди на престол, что делало его шансы получить корону весьма призрачными. Мать отправила его на свою родину, в Аквитанию. Там он воспитывался при дворе герцогини Элеоноры, где царила куртуазная поэзия. Возможно, своё легендарное рыцарское благородство Ричард впитал из романтичных песен популярных трубадуров. Рыцарскую доблесть же он тренировал в междоусобицах с местными баронами, в чём преуспел.
В 1183 году отец Ричарда, Генрих приказал ему принести ленную присягу старшему брату, тот должен был взойти на престол. Когда Ричард наотрез отказался, его брат пошёл на Аквитанию войной. Отец поддержал вторжение. Бесчинства длились недолго, Генрих младший умер, но от этого отношения между отцом и сыном лучше не стали. Король Генрих придумал новое унижение: он потребовал отдать Аквитанию младшему брату Ричарда, Иоанну. Тот напал на провинцию, но будущий король по прозвищу Львиное Сердце, действительно дрался как лев. В результате король Генрих отступил, но не успокоился. Открытая война между отцом и сыном началась в 1188 году. Завершилась она униженным прошением Генриха о мире. Вскоре монарх скончался и Ричард был коронован, как новый король Англии.
Народ любил Ричарда, ведь тот представлял собой воплощение всех рыцарских добродетелей и доблестей, был блестящим полководцем, сильным умным и к тому же невероятно красивым. Ричард был чрезвычайно высок — под два метра ростом, у него были яркие голубые глаза и белокурые кудри. Король, который выглядел, как мечта! Как его можно было не любить?
Увлечение крестовыми походами сделали правление Ричарда I номинальным. Он постоянно отсутствовал. С королём в этом контексте неразрывно связана другая не менее легендарная личность — султан Саладин. По всем историческим свидетельствам, эти два необыкновенных человека безмерно уважали друг друга. Можно даже сказать дружили. Некоторые историки утверждают, что два монарха даже хотели породниться.
Несмотря на симпатию, полководцы вели войну. Ричард мечтал занять Иерусалим, который удерживал Саладин. Везде по Ближнему Востоку Ричард успешно брал города, но вот Святой город ему не давался. Как же так: мусульмане оскверняют христианскую святыню, а Ричард ничего поделать не может?! Как же королю крестоносцев удалось победить султана во время знаменитой битвы при Арсуфе? Место ключевой битвы XII века во время Третьего крестового похода, было недавно точно идентифицировано благодаря одному предприимчивому археологу из Израиля.
Доктор Рафаэль Льюис знал о драматическом конфликте из исторических записей, но хотел продвинуться дальше в поисках реального места, где крестоносцы и мусульмане сошлись в решающем бою. Равнина Шарон в Израиле, является местом, где по его мнению, произошли эти исторические события. Конечно, доказательства в значительной степени скрыты, ведь прошли века. Доктору Льюису пришлось использовать комбинацию исследований и экологических работ, чтобы выяснить всё досконально. В этом ему помогло прекрасное археологическое чутье. Постепенно Льюис продвигался в своих изысканиях.
Доктор использовал различные исследования окружающей среды в весьма необычной манере. Он даже изучил такие факторы, как то, в какое время дня солнце было достаточно высоко в небе, чтобы быть вне поля зрения лучников. Льюис учитывал движения луны, температуру и влажность, а также направление ветра. В конце концов, он обратил своё внимание на местность в районе современных Арсуфа и Арсуф-Кедема. Место было не очень подходящим для раскопок, но несмотря ни на что доктор приступил к поискам.
Археологические изыскания увенчались успехом в виде различных интригующих находок, совпадающих по времени с искомым событием. Археологические артефакты включали в себя наконечники стрел и подкову. Историческое сражение состоялось 7 сентября 1191 года. До этого силы Ричарда взяли город Акко, а затем двинулись на юг вдоль побережья с намерением захватить портовый город Яффу.
Ричард опасался неудач Хаттина, где Саладин разбил до этого крестоносцев, отрезав от воды и раздробив их силы. Король продвигался медленно, но верно, часто давая войскам отдых. Справа армию защищало Средиземное море, давая возможность призвать на помощь флот.
Султан Саладин атаковал армию Ричарда неожиданно. Была потеряна определённая доля дисциплины. Некоторые воины Ричарда имели слишком горячие головы и атаковали вопреки приказам своего короля. Сражение застопорилось у леса, куда отступили люди Саладина. Считается, что если бы крестоносцы последовали за ними далее, то была бы одержана более решительная победа. Иерусалим был бы взят.
Ричард Львиное Сердце попросил у Саладина перемирие на три года, чтобы уладить за это время дела в Англии, откуда приходили весьма тревожные вести. После этого Ричард сказал, что вернётся и отвоюет у Саладина Святой город. Султан на это ответил, что король Англии очень честный, щедрый и прямой человек, что он безмерно его уважает. Если и должен достаться кому-либо Иерусалим, то только Ричарду и никому другому.
Тем временем, Саладин разрешал христианским паломникам беспрепятственно посещать Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Таков был благородный султан Саладин и нравы времён «мрачного и дикого» средневековья. Есть чему поучиться, не правда ли? Особенно во времена, когда мусульмане растеряли столь высокое достоинство Саладина, а христиане полностью позабыли все наставления Нового Завета.
Подробнее о святых воинах христианства прочтите в нашей статье почему рыцарей-тамплиеров считают самыми жестокими в истории.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сарацинский реванш.
Как Саладин взял Иерусалим
В 1099 году Иерусалим, город обетованный, был освобождён воинами креста. Сарацины жаждали отмщения. Но дождаться его было суждено лишь их правнукам, когда вызов крестоносцам бросил султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин, увековеченный в европейских хрониках под именем Саладина.
4 июля 1187 года мусульмане одержали безоговорочную победу над крестоносцами. У склонов Рогов Хаттин Саладин взирал на горы тел, павших в бою. Суровое восточное солнце пекло с небосклона, и от подожжённых сарацинами травы и кустарников шёл нестерпимый жар. В плен были захвачены король Ги Лузиньян и многие знатные бароны. Лишь немногим удалось спастись, укрывшись в городе Тире. Почти 200 тамплиеров и госпитальеров были убиты по приказу Саладина. Барону Рено Шатильонскому султан лично отрубил голову мечом. Вот как описывал произошедшее средневековый хронист Оттон:
«…Крест Господень, о, горе!, оказался захвачен, а христиане обращены в бегство. Король и светлейший князь Райнальд вместе с другими христианами попали в плен, и их угнали в Дамаск. Там короля и упомянутого князя обезглавили за приверженность истинной вере»
Препятствий к возвращению Святой земли более не было. Город за городом сдавались на милость Саладина. Единственной непокорной крепостью оказался Тир. Но султан решил не тратить времени и сил на его осаду, стремясь на Иерусалим. Оставшийся в тылу город стал пристанищем для беженцев из других селений, и креп день ото дня.
Обороной Иерусалима руководил рыцарь Балиан д’Ибелин. Выжив в побоище при Хаттине, он оказался, по сути, единовластным правителем королевства. Балиан прибыл в город к своей супруге – византийской принцессе Марии Комниной, находившейся там с детьми. Он сознавал, что защитить и удержать Иерусалим едва ли не удастся. Заполнившие город беженцы мало годились для сражений, запасы продовольствия таяли. Однако жители были готовы дать отпор сарацинам.
Балиан решительно взялся за дело. С благословения духовенства он пустил золотое убранство часовни Святого Гроба на переплавку и чеканку монет. Это не смущало и мирян: ведь деньги служили защите места, где умер и воскрес сам Господь.
Иерусалиму более всего недоставало опытных воинов. Балиан посвятил в рыцари 60 юношей из числа местной знати. Правда, титул не прибавил им навыков и опыта.
Саладин пошёл на хитрость. Очередной штурм начался с восходом Солнца, когда оно светило в лица христиан. Сами сарацины были экипированы лопатками, которыми подбрасывали пыль и песок в глаза врагов. Но и это не помогло – оборона Иерусалима держалась. Вдобавок христиане предпринимали ночные вылазки, срывая арабам инженерные работы.
29 сентября войскам Саладина удалось проделать брешь в стенах Иерусалима. Люди Балиана заделали её, но их уже постигло осознание неминуемого конца. В стенах города созрел заговор греческих и сирийских христиан. Они с трудом переносили своё подчинение католикам, выказывая недовольство их церковными ритуалами. Греки передали Саладину, что откроют ворота Иерусалима при условии, что султан будет милосерден и освободит их. Эти планы были вовремя раскрыты, но заговор оказался предан огласке. Это окончательно сломило дух жителей Иерусалима.
Христиане Иерусалима готовы были выйти из стен города на последний бой. Однако патриарх Ираклий увещевал отчаявшихся защитников: «На каждого человека в городе приходится до 50 женщин и детей; если же мы падём, то сарацины захватят их и не убьют, а обратят в веру Магомета, и они будут потеряны для Бога».
Балиан решил пойти на переговоры с Саладином. Однако сперва султан скептически отнёсся к предложению сдать ему город. Он уже не нуждался в капитуляции Иерусалима, будучи в состоянии взять его без каких-либо условий. К тому же, ранее он уже предлагал городу покориться и, получив отказ, дал страшную клятву: разрушить стены Иерусалима и истребить всех его жителей. Переговоры затянулись, в городе росло отчаяние. Наконец, султану было объявлено, что если нельзя сдаться ему на милость, то в противном случае он не получит ничего. Город обетованный и все мусульманские святыни в нём превратят в груду развалин и огромную могилу.
Решение Саладина исходило из планов на будущее этих земель. Он намеревался включить Палестину в состав своей державы, а, как известно, управлять благодарными подданными куда проще. Излишняя свирепость могла лишь навредить ему самому. И Саладин согласился — он даровал христианам жизнь и возможность выкупить свою свободу. Оставалось лишь договориться об умеренной плате. В итоге цена за свободу мужчины составила 10 золотых, за свободу женщины — 5 золотых, а за свободу ребенка — 1 золотой.
Саладину вручили ключи от города. Но ступить в пределы Иерусалима он решил именно 2 октября. Это число в 1187 году совпало с двадцать седьмым днём месяца Раджаб – годовщиной странствия Мухаммада, завершившегося восхождением по небесной лестнице к трону самого Аллаха.
Сарацины водрузили свои знамена на башне Давида и закрыли все врата, кроме одних. У них была выставлена стража, контролирующая выход выкупивших свою свободу. Саладин отвёл на это 40 дней, а для контроля за массовым оттоком беженцев он организовал перепись по улицам.
Но в Иерусалиме было много бедняков, и заплатить за свободу могли, конечно, не все. Балиан сумел сторговаться на тридцать тысяч золотых за свободу семи тысяч христиан. Людям было позволено взять с собой то имущество, которое они считали нужным.
Миниатюра XV века, изображающая преподнесение Саладину ключей от Иерусалима
В день исхода христиан за стены города Саладин восседал на главной площади и наблюдал за их печальным шествием. Женщины и дети рыдали, страшась неизвестности. Мужчины несли не только свои пожитки, но и раненых. Брат Саладина, Сальфедин, не выдержал этого зрелища. Он обратился с просьбой к султану подарить ему 1000 рабов за участие в битве с правом распорядиться с ними, как ему будет угодно. Саладин согласился, и новые рабы его брата получили свободу.
Следом взмолились патриарх и Балиан. После того как Ираклий освободил семь сотен бедных, а Балиан — 500, султан решил явить и свою милость. Он повелел открыть ворота и выпустить всех бедняков с условием предварительного осмотра их имущества. Обманщика, бывшего в состоянии купить себе свободу, но пожалевшего денег, ждала кара.
Табор освобождённых был огромен и неповоротлив, а потому разделился натрое. Особняком шли тамплиеры и госпитальеры, а третью группу возглавил Балиан. Обездоленные странники нуждались в защите. Однако что в Триполи, что в Тире их не приняли. Беженцев нарекли предателями, ограбили и изгнали. Некоторые нашли прибежище, вернувшись в земли мусульман, другим удалось добраться до Европы. С ними туда пришла и весть о падении Иерусалима.
Саладин не потерял голову от победы и не стал чинить грабежей и массовых убийств. Сарацины отнеслись к православным христианам Иерусалима весьма терпимо, и им было дозволено остаться. Дома тамплиеров же отмывали и орошали розовой водой, мечеть аль-Акса была освящена заново. Очевидец этих событий повествовал королю Генриху II Английскому о падении Иерусалима и о «низвержении креста Храма Господа Нашего». Крест пронесли по всему городу и били его дрекольем.
В ноябре, обосновавшись в городе, Саладин решил разделаться с Тиром. Разведчики сообщали о постоянном притоке туда сил и припасов. Опасаясь прибытия подкреплений из Европы, султан счёл дальнейшее промедление недопустимым.
Миниатюра XV века, изображающая осаду Тира
Однако Иерусалимское королевство пало. В руках крестоносцев остались лишь Тир, Триполи да крепость иоаннитов Крак де Шевалье в Сирии. В следующем, 1188 году величайшие европейские монархи эпохи, король Англии Ричард I Львиное Сердце и германский император Фридрих II Барбаросса, вновь занесли молот войны над Ближним Востоком. Так начался Третий, но не последний крестовый поход.
Источники и литература:
военная история · биохимия · история танкостроения
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
ABC (Испания): Саладин — великодушный мусульманский завоеватель
Саладин был единственным средневековым мусульманским лидером, которого уважали не только его сторонники, но и его враги-христиане. Образ жестокого, безжалостного и фанатичного человека, каким его иногда представляли, никак не соответствовал описаниям, которые оставили историки тех лет.
Ан-Насир Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб (Al-Nāsir Salah ad-Dīn Yūsuf ibn Ayyūb), более известный как Саладин, что означает «благочестие веры», родился примерно в 1138 году в Тикрите (нынешний Ирак) и вырос при дворе турецкого губернатора Северной Сирии. Он стал первым султаном династии Айюбидов, которая правила Египтом и Сирией, завоевал Иерусалим, выступив в качестве великого защитника ислама, и сумел объединить Ближний Восток с точки зрения политики и религии, воюя с крестоносцами. Прежде всего, он известен победой в битве при Хаттине и сражениями с крестоносцами во время Третьего крестового похода, возглавляемого Ричардом Львиное сердце.
Восточный лидер
Для мусульман Саладин был великим правителем, которому удалось объединить исламский мир, когда казалось, что это практически невозможно. Выступая за сохранение мусульманских традиций, он боролся с христианскими завоевателями.
Военная карьера и поддержка семьи позволили ему очень быстро взлететь до самых высоких ступеней власти и в 1169 году стать визирем Египта. Когда ему был всего 31 год, он начал объединение Сирии и Египта, которые тогда были раздроблены и находились под властью крестоносцев.
Султан думал только о том, чтобы освободить мусульманский мир от христианских захватчиков. Однако для осуществления его замыслов ему нужно было избавиться от противников, которые оспаривали его контроль над землями халифата.
Получив благословение халифа, Саладин стал привлекать всё новых сторонников и смог собрать многотысячное войско. Целью было взять священный город Иерусалим, захваченный крестоносцами.
Контекст
ABC: тайна пропавшей экспедиции, голодные медведи и проклятая картина
Саладин и ловушка для крестоносцев
ABC: диета средневековых рыцарей
Это была самая настоящая бойня, в результате которой Ги де Лузиньян был пленен, а Рено де Шатильон казнен. Пейн подтверждает, что победа Саладина была безоговорочной: «Крестоносцы так и не смогли полностью восстановиться после таких потерь». Взятие Иерусалима показало правоту тех, кто видел в нем лидера, в котором нуждался мусульманский мир.
Самый настоящий рыцарь для запада
Несмотря на то, что Саладин был мусульманином, христиане восхищались им за его благородство и доблесть. Когда он вошел в Иерусалим, он пообещал потерпевшим поражение христианам, что они смогут спокойно покинуть город. Весьма великодушный жест по отношению к врагу.
Однако войны не прекратились. Франки потеряли большую часть городов и крепостей в Сирии и Палестине. Папа Римский Урбан III был этим так потрясен и возмущен, что вновь приказал собрать сотни рыцарей, чтобы вернуть храм Гроба Господня.
Начался Третий крестовый поход, целью которого стало возвращение Святой земли. В походе участвовали император Священной Римской империи Фридрих I, французский король Филипп III и английский король Ричард I. Они собрали сильное войско и высадились в городе Акре. Во время осады города они казнили три тысячи мусульман, живших там. Это было полной противоположностью великодушного жеста султана по отношению к христианским пленникам при взятии Иерусалима.
К счастью для Саладина, который уже был слаб и стар, христиане приблизились к Иерусалиму не более, чем на двадцать километров. В итоге он одержал победу и сохранил большую часть завоеванных территорий, в том числе Святую землю.
Любопытно, что Ричард Львиное сердце и Саладин, будучи противниками, испытывали друг к другу глубокое уважение. Вот событие, которое демонстрирует дружественность и благородство султана по отношению к своему врагу: Саладин приказал перевезти снег с гор, окружавших Дамаск, к шатру английского короля, страдавшего от лихорадки.
Пейн утверждает, что франки, которые были с ним знакомы, отмечали «его благородство и великодушие; он вел себя как самый настоящий император, но это никоим образом не сказывалось на таких его качествах, как отзывчивость и добродетель. Был ли это миф?
Личность Саладина оставила заметный след в истории. Его считали одним из самых важных деятелей Средневековья как на западе, так и на востоке. Тем не менее Альфредо Креспо Боралья (Alfredo Crespo Borralla) считает, что образ «спасителя ислама и завоевателя арабских земель» является частью мифа.
В европейской культуре его даже сравнивали с Александром Великим. Во времена Средневековья не было ни одного государственного деятеля с такими же амбициями, которого можно было бы поставить на одну ступень с правителем Македонии. По словам Креспо, «в итоге появился человек, объединявший все эти качества. Однако он был выходцем с востока, и это был Саладин».
С другой стороны, толерантное отношение эмира к христианам попало под сомнение. Известно, что он не был жестоким правителем, как, например, Ричард I. Но некоторые авторы считают, что это не совсем так. Пейн, являясь сторонником этой теории, в своей работе пишет: «Все забывают, что из-за стремления соблюдать традиции он приказал казнить всех, кто, по его мнению, был виновен в ереси».
После битвы при Хаттине Рено де Шатильон был казнен, и это привело к спорам относительно благородства Саладина. Ибн Шаддад, рассказавший историю его жизни, подробно описал это событие: «Рено привели к Саладину […] От него потребовали принять ислам, но он отказался. Услышав это, правитель взял меч и отрубил ему руку по плечо».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Салах ад-Дин – великий завоеватель в истории мусульманского мира
История ислама формировалась за счёт вклада выдающихся личностей, которые оказали существенное влияние на развитие ряда Азиатских, Африканских и Европейских стран. В первую очередь – благодаря победам под флагом защиты ислама.
Одним из таких видных персонажей можно смело назвать великого полководца и правителя мусульманского Востока Юсуфа ибн Аюпа Салах ад-Дина. Человек, известный в западном мире как Саладин, стал знаменитым после победы, которую одержала его армия над крестоносцами в битве за Иерусалим. Именно ему удалось объединить территории современных Ирака, Сирии, Египта, Палестины, Ливии и Хиджаза, создав мощное исламское государство, с которым пришлось считаться европейцам.
Детство и юность Саладина
Салах ад-Дин появился на свет в 1137 г. (по Милади) в иракском городе Тикрит, преимущественно населённом курдами, в семье Аюпа ибн Шади, эмира этого города. Спустя пару лет тот стал эмиром Бальбека, а в 1146 г. отец Саладина переехал в Дамаск, где со временем стал одним из влиятельнейших людей столицы.
В детстве герой нашей публикации не проявлял особого интереса к военному искусству, а больше интересовался познанием ислама. Но по настоянию своих родных он всё же начинает военную карьеру. Первым учителем становится его дядя Ширкух, один из командующих армией правителя Сирии и Месопотамии – Нур ад-Дина.
Начало правления
В 1174 г. умирает сирийский правитель Нур ад-Дин. В результате Саладин становится независимым владыкой Египта.
Смерть главы государства привела к ослаблению Сирии и Месопотамии. Эти регионы рано или поздно могли завоевать крестоносцы. В такой ситуации молодой египетский правитель принимает решение захватить Сирию и тем самым расширить свои владения.
Вот так Юсуф ибн Аюп стал у руля мусульманской империи, включавшей в себя территории современных Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и Йемена.
Взятие Салах ад-Дином Иерусалима
С целью обезопасить своё государство от внешней агрессии Саладин решил захватить Иерусалим и изгнать крестоносцев со Святой земли. Однако он прекрасно понимал, что взять хорошо укреплённый город ему вряд ли удастся. Опытный полководец принимает решение выманить армию крестоносцев из крепости. Для этого ему пришлось прибегнуть к хитрости.
В 1187 г. его мусульманское войско осаждает крепость Тиверия, расположенную неподалёку от Иерусалима. Практически сразу же из осаждённого города был отправлен гонец, чтобы попросить крестоносцев о помощи. Без каких-либо раздумий король Иерусалима Ги де Лузиньян откликнулся на мольбу единоверцев и направил войска к стенам соседнего города. Уловка Салах ад-Дина удалась, и армия королевства выдвинулась в сторону Тиверии.
Крестоносцам предстояло преодолеть всего лишь 20 километров пути, но большое христианское войско растянулось на километры. Сухой и жаркий климат Палестины и отсутствие воды негативно сказывались на состоянии солдат из Иерусалима, которые с трудом передвигались по местности. Именно по этой причине крестоносцам не удалось дойти до источников воды до захода солнца, и они были вынуждены остановиться на ночлег в селении Хаттин, вблизи которого не было пресной воды.
Ночью подданные Саладина подожгли сухие кустарники вокруг вражеского лагеря. Едкий дым затруднял дыхание измученной от перехода и жажды иерусалимской армии. В таких условиях большая группа крестоносцев перебежала на сторону противника, передав все сведения о планах войска христиан и имеющихся ресурсах. Кроме того, королевская пехота, увидев наступающих арабов, отказалась сражаться с мусульманами.
В результате в местечке Хаттин состоялось ключевое сражение между армией Ги де Лузиньяна и мусульманским войском во главе с Салах ад-Дином, уверенную победу в котором одержали последние. В ходе сражения иерусалимский король погиб, а многие из его окружения попали в плен к арабам.
Победа в Хаттине открыла мусульманам дорогу на Иерусалим, ведь большая часть его гарнизона погибла в ходе того сражения. В сентябре 1187 г. 20-тысячная армия Саладина подошла к стенам «города трёх религий» и приступила к осаде. Обороной противника руководил Балиан Ивелин – один из представителей иерусалимской знати, которому удалось вырваться из-под окружения в битве при Хаттине и чудом спастись. Численность арабских войск в разы превышала гарнизон Иерусалима, что и предрешило исход кампании.
2 октября 1187 г, спустя 12 дней с момента начала осады, Балиан Ивелин согласился сдать город в обмен на гарантию безопасности его христианских жителей. Салах ад-Дин, войдя в крепость, сдержал своё обещание и позволил христианам, желающим уйти из города, свободно покинуть Святую землю.
Кроме того, христиане, оставшиеся в Иерусалиме, были наделены правом исповедовать свою религию и совершать паломничество к святым местам, в частности, посещать Храм Гроба Господня. Мусульманский правитель гарантировал личную безопасность всем христианским паломникам, прибывающим на Святую землю.
Взятие Иерусалима сделало Саладина известным и уважаемым человеком во всём мире. У него был большой авторитет в христианской Европе, хотя по сути он был главным врагом католиков. Великого воина, вставшего на защиту флага ислама, уважали за его рыцарские черты характера, такие как отвага, проявление уважения к противнику.
Смерть Саладина
После присоединения Иерусалима Юсуф ибн Аюп Салах ад-Дин намеревался восстановить прежние границы Арабского халифата. Такая задача подразумевала необходимость подчинить Багдад, остававшийся тогда ещё независимым. Но в процессе подготовки к новому походу Саладин подхватил жёлтую лихорадку, в результате чего он скончался в марте 1193 г.
После смерти великого полководца и правителя собранная с большим трудом империя распалась, а обломки мусульманского государства поделили между собой его сыновья.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!