мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения

Понятие и распространение мусульманского права

мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения

мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения

мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения

Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи.

Шариат – своего рода квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Впрочем, по мнению некоторых авторитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.

Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.

Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией. Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом.

Спустя столетие после смерти Пророка Мухаммеда (632 г.) в Арабском халифате к власти пришла династия Омейядов, проводившая агрессивную, завоевательную политику, в результате которой ислам пересек Северное побережье Африки и проник в Испанию. На востоке он перешел границы Персии и достиг Инда. В XV в. Последовала вторая волна исламского нашествия. Завоеватели, ведомые султанами Османской империи, разбили Византийскую империю, взяли Константинополь (1453 г.) и установили господство ислама в Юго-Восточной Европе. Ислам получил признание и в Азии.

После Второй мировой войны некоторые арабские государства (а нередко не только арабские) стали официально называться исламскими. Конституция Ирана 1979 г. также восприняла термин «ислам-‘ екая республика». В Республике Индия более 10% населения, т.е. приблизительно 100 млн. человек, исповедуют ислам. Некитайское население Малайзии и Индонезии – преимущественно мусульмане. В Африке миссионеры и торговцы завоевали для ислама долину реки Нил и территорию современного Судана. Оттуда он распространился по торговым путям Сахары на запад. В результате население не только Северной Нигерии, но и большинства государств, входивших ранее во Французскую Западную Африку, преимущественно мусульмане. Ислам широко распространен также на Восточном побережье Африки: Сомали почти полностью населено мусульманами, а в Танзании и Кении имеются значительные мусульманские меньшинства. Таким образом, в настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах – от Марокко на северо-западе Африки до Фиджи в Океании. По разным подсчетам, в мире проживает от 800 млн. до миллиарда человек, исповедующих ислам, т.е. 1/6 населения земного шара. Однако пространственное действие мусульманского права не идентично географическим границам стран с мусульманским населением. Существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринявшие мусульманское право.

мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Смотреть картинку мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Картинка про мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения. Фото мусульманское исламское право понятие история его возникновения развития и распространения

Основу мусульманской юридической науки составляет казуистический метод. За ним закрепилось название «ильм аль фуру» или «маса ил» (разбирательство дел).

У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы – школа Meдины и иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры.

В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре суннитские – ханифитская, маликитекая, шафиитская, ханбалитская – школы мусульманского права и три шиитские – джафаритская, исмаилитская, зейдитская. Каждая школа имеет свою юридическую методику и концепцию, и каждая претендует на то, чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права.

Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание.

Все психологические элементы сознательно исключаются из рассмотрения.

Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным источником мусульманского права являются труды ученых-юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.

Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами.

В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания.

В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению.

Источник

Мусульманское право: источники, субъекты

Возникновение шариата

История возникновения и развития шариата насчитывает более десяти столетий и занимает очень важное место в исламской религии. Мусульманское государство росло, расширяя свои границы одновременно с этим распространялось и правовое влияние.

Система мусульманского права носит целостный и тотальный характер, охватывая и регулирую все сферы жизни, как общественной так и церковной. Как говорилось выше шариат является основной составляющей религии, где единым Богом и Судьей выступает Аллах, устанавливающий единый правовой порядок.

Но, несмотря на это шариат нельзя назвать однозначным в полной мере. Во времена становления ислама образовались три его главных направления:

С течением времени приверженцы всех трех направлений начали создавать специальные школы – мазхабы, которые занимались не только богословским, но и юридическим толкованием. Таким образом мазхабы суннитов деляться на ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. А у шиитов школы делились на исмаилитов, джафаритов, зейдитов и др.

Во времена своего становления, три течения исламской религии распространились далеко за пределы халифата. Таким образом, невзирая на конкуренцию, они сосуществовали как на границах провинций, так и крупных городов.

Источники и субъекты мусульманского права

Рассматривая источники мусульманского права, стоит отметить основной из них, которым является Коран. Именно он определяет направление шариата и является божьим откровением.

В него входят проповеди, молитвы, рассказы и притчи, а также обрядовые и юридические установления. История Корана берет свое начало со времен Мухаммеда, когда текст священного писания передавался по памяти. После смерти пророка, его последователями были сделаны первые записи Корана. Но только через несколько десятилетий, по приказу халифа Османа был составлен текст, соответствующий канонам.

Из 6219 стихов, включенных в Коран, только в 500 из них говорится о правилах поведения мусульман, где 80 стихов посвящены правовому регулированию.

Еще одним источником права является Сунна, которая включает в себя предписания семейно-наследственного и судебного права. Если рассматривать ее конкретней, то Сунна представляет собой собрание изречений Мухаммеда и предания о его поступках.

Существуют определенные вопросы, которые не затрагивает ни Коран, ни Сунна. Их решения отражены в иджме мусульманскими правоведами.

Также к источникам мусульманского права относится фетва, в которой представлены решения по отдельным вопросам общественной жизни. Помимо этого существуют установленные обычаи, которые соответствуют нормам исламской религии. В то время как Кияс решает вопросы по аналогичным ситуациям Корана и Сунны. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что источники мусульманского права действуют на основе аналогии. Государство росло и развивалось, вместе с чем укреплялись и законы шариата.

В отличие от других государств правовое регулирование мусульманского делает большой акцент на обязанности граждан перед Богом. Таким образом Аллах является единственным субъектом мусульманского права, а человека в этом случае можно назвать объектом, который пользуясь правами, исполняя перед Богом свои обязанности. В эти обязанности входит непосредственное выполнение норм ислама.

Самое низкое положение в исламе занимали приверженцы другой религии, их называли зимми. Поэтому людям другой веры запрещался брак с мусульманами, а также на них накладывался высокий налог.

Понятие вещного права

Существуют вещи которыми мусульманин не может владеть. Это пустыни, моря, воздух, а также то, что запрещает исламская религия (свинина, вино и книги которые противоречат исламу). Чтобы иметь твердое представление об этих вещах и о право обладание, было образовано вещное право.

Как любое развитое государство, шариат разделял недвижимое имущество и движимое. Это относится и к земельным правам, где земельные участки разделяют на отдельные группы, первой из которых идёт хиджаз. На этих землях запрещалась охота и вырубка деревьев, а жить могли только мусульмане. Дело в том, что им был присвоен особый статус, ведь по преданию на них жил Мухаммед.

К разным видам также относятся земли находящиеся в частной собственности (мульк) и выделяемые на службу (икта).

Земельные участки, которые передают собственники религиозным или благотворительным организациям называются вакф.

Собственник переданной земли в праве управлять имуществом и получать определённую часть прибыли, хоть и право собственности за ним не сохраняется.

Имущество может быть приобретено всего тремя способами – наследство, договор и находка. Что касается военных трофеев, то они делились на три равные части между государством, мечетью и добытчиком.

Мусульманские правоведы также разделяют обязательства на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные.

В Арабском халифате понятие договора носило формальный характер, поэтому он не имел определенной формы, а заключался как письменно так и устно. Но несмотря на это мусульмане очень серьезно подходили к выполнению обязательств по заключенному договору, так как обязанность его соблюдения была священной. Это относилось ко всем договорным обязательствам, за исключением двух случаев.В первом случае договор считался недействительным если речь шла о «нечистых» вещах или о безнравственных целях. А во втором его могли расторгнуть если у предмета договора обнаруживали скрытые недостатки.

Шариат дает детальное описание разного рода договорам, таким как договор хранения, найма, союза и товарищества, имущества, займа и купли-продажи. Самое широкое распространение получил договор купли-продажи. По установленным правилам договор применялся исключительно к реально существующим вещам. Однако во всех правилах есть исключение, таким образом ханифиты считали возможным продавать вещи, которую получат в будущем.

Коран запрещает обращать должника по договору займа в рабство, но позволяет отработать свой долг перед кредитором.

Что касается договора товарищества, то он получил свое распространение после популяризации караванной торговли и оросительного земледелия.

Источник

Мусульманское право

В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право не является самостоятельной отраслью или областью науки.

Сложившись в своей основе еще в VII-X вв., в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, оно неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама.

Происхождение мусульманской правовой системы

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг.

Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме-да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой.

Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романс-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман.

Особенности норм мусульманского права

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться.. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

Структура мусульманского права

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи.

Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими и несуннитскими. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится судебное (процессуальное) и международное право. Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами; к числу важных процессуальных доказательств в гражданском и уголовном процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении решения предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.

Международное право, базирующееся на идее существования двух миров — «мира ислама» и «мира войны», определяет внешнюю политику государства с позиции «мира ислама» — осуществления политики защиты интересов всех мусульман, в том числе проживающих в других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Источники права

Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.

Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Коран выступает все же в первую очередь как фундаментальный богословский труд. Он является моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, исходным моментом в процессе их возникновения и развития. Однако Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник, как чисто или даже преимущественно юридический акт.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться «в убытке», лишиться покровительства Аллаха.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — •кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *