музей это место где история оживает
Музей, в котором оживает история
«визитная карточка» земли за… Байкалом, Агинское, Забайкальский край
Шойжит
Музей, в котором оживает история
«визитная карточка» земли за… Байкалом)
Агинский Бурятский округ, что находится в Забайкалье, земля, овеянная легендами. Здесь воедино сплелись национальный колорит коренных жителей бурят и традиции русских земледельцев. На территории округа находятся жемчужина Забайкалья – священная гора Алханай, красивейшее место, куда едут многочисленные паломники и туристы со всего мира, а также местность Дэлюун – Болдог на берегу Онона, где родился основатель самой крупной в истории человечества Монгольской Империи великий полководец Чингисхан.
Путешествие по Агинскому Бурятскому округу, станет незабываемым, если начнете вы его с визита Агинского национального музея им.Г.Цыбикова, где экскурсоводы покажут и расскажут, чем же агинская степь притягивает каждого, кто его посетит.
1938 год является годом основания современного Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Ж.Д.Доржиев стал первым бурятом-студентом, поступившим в Читинский педагогический институт. Так молодой Жигжитжаб Доржиев стал примером для многих земляков-последователей, решивших учиться в этом вузе. Учиться было трудно. Студент Жигжитжаб Доржиев с большим интересом начинает знакомиться с историей. По окончании института, он вернулся в родное село Таптанай, но поработать в родном селе ему пришлось недолго. Началась Великая Отечественная война.
Осенью 1941 года Жигжитжаб Доржиев был призван на службу в ряды Красной Армии. После демобилизации в 1946 году он работает учителем истории в Агинской средней школе. Все свое свободное время Ж.Доржиев посвящает научно-исследовательской работе.
С 1949 по 1952 годы Ж.Доржиев едет учиться в аспирантуру Уральского государственного университета в г.Свердловск, после окончания которой он возвращается на родину. Его назначают заведующим Агинским окружным отделом культуры, и он полностью посвящает себя развитию культуры округа.
В 1969 году Жигжитжаб Доржиев был назначен директором Агинского окружного краеведческого музея. С этого времени более 30-ти лет он руководил музеем, стал инициатором развития всего музейного дела Аги.
Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова хранит много тайн, которые позволят почувствовать магию бурятского этноса, и потому никого не оставляет равнодушным. Каждый музейный экспонат − это наша гордость. Агинский народ гордится своими земляками. Отдельные стенды посвящены им, среди них Петр Бадмаев- врач тибетской медицины, лекарь царской династии Романовых, подвигам героев – земляков Великой Отечественной войны: легендарному снайперу Семену Намоконову, командиру партизанского отряда на Брянщине Бадме Жабону, Герою Советского Союза Базару Ринчино и многим другим. Отдельная витрина рассказывает о Герое России Алдаре Цыденжапове, который, не раздумывая вошел в горящий машинный отсек корабля, ценой своей жизни спас экипаж эскадренного эсминца «Быстрый». Этим поступком он поставил себя в один ряд с героями прошлых лет. Алдар навечно зачислен в члены экипажа эсминца «Быстрый».
Паломник особого назначения
В научно-исследовательской работе Ж.Доржиев большое внимание уделял изучению жизни и деятельности знаменитого путешественника – исследователя Тибета, этнографа, востоковеда, профессора Гомбожаб Цыбикова. Жигжитжаб Доржиевич безустанно пропагандировал научное наследие Г.Цыбикова. Им опубликованы ряд брошюр, статей, книг. И как следствие его научной деятельности стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук в 1978 году.
Надо отметить, что именно Гомбожаб Цыбиков стал первым исследователем Центрального Тибета, им впервые сделаны уникальные фотографии г.Лхасы, культовых буддийских предметов и окрестностей Тибета, а также он является единственным автором монографии «Буддист паломник у святынь Тибета», где он описывает свое путешествие в Тибет (1899—1902). Монография была переведена на ряд языков мира. Бесценными музейными реликвиями являются вещи Г.Цыбикова, собранные Жигжитжаб Доржиевым: дорожный сундук, портфель, одежда паломника, бинокль, фотографии и многие документы, которые экспонируются в музее.
В 1984 году Агинскому национальному музею было присвоено имя Гомбожаб Цыбикова.
Юрта – магия бурятского быта
В Агинском национальном музее им.Г.Цыбикова огромный интерес у многих туристов и гостей округа вызывает юрта со всем убранством.
Юрта – переносное компактное жилище бурят, приспособленное для кочевого образа жизни. В ней можно жить круглый год, так как в ней не бывает сырости и духоты. Летом в юрте прохладно, зимой огонь очага обогревает юрту. В юрте посетители могут узнать об обычаях, народных промыслах и культуре бурятского народа. Обычаи, быт и добрые традиции народа – это те звенья, которые связывают нас, современников с прошедшего с настоящим, настоящее с будущим. Юрта, предметы утвари, бурятская национальная одежда служат ярким примером таланта, трудолюбия и сообразительности наших предков.
Бессменный директор музея Жигжитжаб Доржиев со своей малой родиной был связан на всю жизнь. Он был настоящим патриотом малой родины, безгранично любил свой край, неповторимую природу Аги, бескрайние степи и ее талантливый народ.
Преданность и любовь Жигжитжаб Доржиевича к родной земле, его наследие в музейных экспонатах, письменных трудах, делах достойны памяти земляков.
От г. Чита Забайкальского края до пгт.Агинское можно доехать на маршрутном такси с железнодорожного вокзала, расстояние которого составляет 156 км.
Продолжительность поездки: 2 ч.15 мин.
Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова находится в самом центре поселка по адресу: ул Комсомольская, 11.
Вас рады встретить в музее каждый день без выходных.
Музей это место где история оживает
Старинный город Рязань богат на историческое наследие, в нем много тайн и загадок. А где как не в музеях города можно найти подсказки и разгадать хоть несколько тайн города, прикоснуться к его истории, очутиться в исторических декорациях.
Свое название дворец получил в 18 веке после того, как на западном фасаде был размещен герб Рязани с изображением князя Олега.
В настоящее время здесь расположены экспозиции и выставки музея-заповедника, хранятся фондовые коллекции.
Первая экспозиция носит название «От Руси к России». На примере истории Рязанского края экспозиция рассказывает о становлении и развитии российской государственности.
В первых залах можно познакомиться со становлением Рязанского края в период с 11 по 16 век.
Макет городища старая Рязань может познакомить нас с весьма интересным и необычным местом. Древняя Рязань располагалась совсем в другом месте нежели современный областной центр.
Очень интересно рассматривать его после посещения городища. В 1237 году столица Рязанского княжества была разрушена войсками хана Батыя и сегодня от некогда великого города осталось лишь поле да развалины Борисоглебской церкви.
Ученые смогли реконструировать гончарную мастерскую, чтобы каждый из нас смог представить как жили и трудились в то время.
Рядом с парусником возвышается макет Успенского собора, стоявшего в Рязани до ее разорения. Видно, что в основе макета лежат подлинные фрагменты колонн, украшенных резьбой. Они были найдены на городище Старая Рязань у основания Борисоглебского собора.
Рязань была очень богатым и процветающим городом. Неудивительно, что на месте раскопок на городище ныне были обнаружены ювелирные изделия.
В продолжении экспозиции мы можем видеть развитие Переяславля Рязанского, переименованного в Рязань в 1778 году. К 19 веку город-крепость Рязань стала большим губернским городом.
В витринах можно увидеть чем и как жила Рязань в 19 веке. Роскошные дамские наряды, воспроизведение интерьеров, кухонная утварь и многое другое рассказывает о тех временах.
В настоящее время в здании находится экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.
Залы первого этажа экспозиции знакомят с городским бытом XVII — начала XVIII века.
Перед нами открываются двери нарядных и красочных палат допетровской Руси. Вот, к примеру, палаты воеводы 17 века.
На втором этаже можно познакомиться с традиционным укладом жизни русских крестьян 19 — начала 20 века. Интерьер крестьянской избы и сцена крестьянской свадьбы, предметы быта и орудия труда, рассказывающие о народных занятиях и ремеслах.
Здесь расположилась большая выставка, посвященная народному костюму и декоративно-прикладному творчеству того времени.
С 19 века данное строение использовалось как гостиница для монахов-чернецов.
Сегодня здесь располагаются две экспозиции.
Экспозиция «Российское воинство» рассказывает о ярких героических моментах в жизни нашей Родины.
Открыта эта экспозиция была в 2005 году к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Здесь же различные грамоты и награды.
Вторая Экспозиция в гостинице Черни носит название «Переяславль Рязанский. Археология открывает тайны».
Переяславль-Рязанский имеет богатую и древнюю историю. Еще до основания города здесь селились люди.
Археологические находки, сделанные на территории Старой Рязани многое рассказывают о жизни людей в те далекие времена.
Консисторский корпус, построенный в 17 веке, ранее использовался для хранения архива. Сегодня он используется как административное помещение музея. Также здесь располагается экспозиция «Человек и природа».
На входе можно увидеть диораму «Охота на мамонта», измерить свой рост с помощью интересной шкалы и узнать размах крыльев многих птиц.
В небольшом зале в виде диорам и биогрупп представлены наиболее выдающиеся обитатели водоемов, лесов и полей Рязанской земли.
Адрес: 390000, г. Рязань, Кремль, 15
Заказ экскурсий: +7 (4912) 27-60-66, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Как добраться:
Из Москвы:
По городу:
Статья «Музей – хранилище памяти прошлого»
Музей – хранилище памяти прошлого
Как известно, жизнь без прошлого невозможна. Ведь без прошлого нет настоящего и будущего. Для того чтобы строить будущее нужно знать свои корни, обычаи и традиции своего народа. Не у всех есть бабушки и дедушки, которые могут рассказать о своей жизни и о жизни своего народа много лет назад. А если и рассказывают, то нет возможности наглядно изобразить все. Так как мало что сохранилось.
В настоящее время существует очень много разных музеев, такие как исторические, этнографические музеи и т.д., в которых хранятся много подлинных экспонатов.
Для того чтобы люди интересовались своей историей, ходили в музеи нужно привить им такие чувства уже с детства. Я в свою очередь, уже с дошкольного возраста знакомлю детей с музеем. Детям это очень интересно. На свои занятия я приношу предметы старины, знакомлю детей с разными национальными обрядами и праздниками, готовлю разные проекты. В процессе таких занятий, дети могут взять экспонаты в руки, поиграть, ознакомиться с предназначением данного предмета. Что позволяет детям наглядно увидеть и прикоснуться к предметам старины. Так в детях я воспитываю любознательность и интерес к культуре, истории своего народа.
Например, во время чтения сказки о колобке, чтобы детям стало понятно, что такое сусеки и амбар я показываю им картинки и рассказываю об этих предметах. Дети с интересом смотрят и слушают.
Самым интересным занятием для детей, конечно же, остаются экскурсии, здесь дети всегда открывают для себя много нового и интересного. Например, во время экскурсии по достопримечательностям Москвы, дети всегда задают вопросы и интересуются историческим прошлым города.
Таким образом, уже с дошкольного возраста я делаю всё, чтобы прививать детям интерес к культуре, истории и традициям своего народа. А также помогаю расширять кругозор детей, открывать возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Если дети хоть немного узнали о жизни, об обычаях и традициях своего народа, заинтересовались музеями и почувствовали гордость и уважение к своей нации, значит, моя задача выполнена.
История в конюшне
Не знаю, как вам, любезные читатели «Российской газеты», а вот мне очень нравятся те люди, которым все время что-то надо.
Есть такие люди, которые просто делают свое дело (даже, например, честно). Они знают рамки своей деятельности и в этих рамках и трудятся. Им достаточно.
А есть другие, которым постоянно что-то надо. В рамки они не помещаются категорически. Просят их не ограничивать. Придумывают нечто такое, что вроде как не принято, но что сделать очень хочется.
Что для них делать? Лекции? Отлично. И они проходят. И собирается множество людей. Все чудесно.
Но недостаточно для тех, кому все время что-то надо. И тогда в Юсуповском дворце решили попробовать новый формат: историческая дискуссия в присутствии зрителей. Вашему покорному слуге доверили первую дискуссию вести.
Тема первой дискуссии: Великая Октябрьская революция. Почему произошла? Почему именно в России? Можно ли было избежать? В чем ошибка царя? В чем оказалась слаба элита? В чем была сила большевиков и почему именно они взяли власть?
Да мало ли вопросов!
Специалисты слушают. Отвечают на вопросы. Яростно спорят. Люди интеллигентные: до обливания друг друга из стаканов дело не доходит. Но страсти накаляются нешуточные.
И оба называют цифры, факты, рассказывают поразительные истории.
Истина в этом споре вряд ли родится. Да и цели такой, пожалуй, нет.
Может быть, в этом есть своеобразие нашего русского характера: мы не можем относиться к истории как к чему-то бывшему и прошедшему. Поскольку любой российский человек каждый день готов к потрясениям, то потрясения прошедших лет воспринимаются как нечто глубоко личное.
В какой-то момент дискуссии я увидел ее как бы со стороны. Знаменитый Юсуповский дворец. Отреставрированный конюшенный флигель. Множество людей, которые с горящими глазами спорят о прошлом.
Знаете, что я вам хочу сказать? А история ведь на самом деле может оживать. В Питере я понял, что это ни какая не метафора, а данность.
А когда это происходит? Когда есть люди, которым постоянно что-то надо. Как в Юсуповском дворце.
Проект «Музей, в котором история оживает»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
ЗАТО город Заозерск
Муниципальный этап Всероссийской акции
«Я – гражданин России!»
Проект: «Музей, в котором история оживает»
педагог-организатор Соболева Т.А.
1.Идея проекта «Музей, в котором история оживает». Актуальность, цель и задачи…………………………………………………………………………………3
Этапы реализации проекта:
2.Оформление экспозиции «Эхо войны в Заполярье» в музее «Память сердца» (создание макетов оборонительных укреплений – ДОТов, ДЗОТов, и партизанской землянки)
3.Оформление экспозиции «Мой город» (создание карты-пазла города, моделей достопримечательностей, карточек-заданий, оформление куба «Мой город»)
4.Оформление передвижной экспозиции для проведения акции «Музей идет к Вам», проведение Акции ……………………. ….10
Приложение № 1: Краткая история создания и основные экспозиции музея «Память сердца»……………………………………………………………………..13
Приложение № 2: Статья «Как искали могилу Ивченко М.Л.»……………………15
Приложение № 3: Письма (о Л.Рябинине, АПЛ «К-3», Ю.В.Чумаченко, ходатайство в администрацию о переносе мемориальной таблички)……………16
Приложение № 4: Справка из городского Архива о переименовании улиц. 21
Приложение № 5: Справка из МКУ «Служба заказчика» о времени постройки домов в Заозерске…………………………………………………………………..24
Приложение № 6: Бланк анкеты и опросного листа………………………. …….26
Приложение № 7: Объявление в газету «Западная Лица»…………………………27
Приложение № 8: Книга отзывов…………………………………………….……28
Приложение № 9: Конспект занятия «Мой город»………………………………..29
Идея проекта «Музей, в котором история оживает». Актуальность, цель и задачи
Мы, ученики клуба «Юный экскурсовод», проходим обучение в музее «Память сердца». Память – это история. Нет памяти – нет истории. Нет истории – нет народа. Историю нашего народа, нашего края необходимо сохранять и передавать будущим поколениям. В этом цель нашего клуба и музея. Ведь герои живы, пока мы помним о них.
Никто не спорит, что историю надо знать, но этими знаниями еще и нужно делиться. Экскурсоводы – это как раз те люди, которые изучают историю, документы, и рассказывают о ней другим. Несмотря на то, что музей «Память сердца» хорошо и уютно оформлен, собрано много интересной и увлекательной информации, школьники идут в музей очень неохотно, считая, что на экскурсии будет скучно (Приложение №1). В наши дни школьники поглощены социальными сетями, компьютерными играми, в которых зачастую искажается историческое прошлое, а также пропагандируется лень, жестокость, лицемерие.
А ведь мы юные экскурсоводы и нам нужны посетители! Так перед нами возникла проблема: Как привлечь детей в музей? Как сделать так, чтобы музей был интересен и дошколятам и старшим школьникам. Как сделать так, чтобы в музее ребята могли развиваться, играя, и чтобы ребята знали, что есть в музее предметы, которые не только можно, но и нужно трогать руками.
Затем мы принялись оформлять экспозицию «Мой город». Мы решили создать карту города, где каждый сможет найти свой дом и любую достопримечательность. Но чтобы рассмотреть эту карту, экскурсанту придется немного потрудиться и собрать ее из пазлов. А таблички с фотографиями героев гости будут выставлять на эту карту, слушая историю о его подвиге. Затем из папер-клея выполнили модели достопримечательностей города. Оформили и раскрасили куб «Мой город», на сторонах которого изобразили картины из жизни Заозерска.
Гипотеза проекта – создание экспонатов научно-вспомогательного фонда музея «Память сердца» (макетов оборонительных укреплений, карты города в виде пазла, достопримечательностей города, которые можно будет трогать и двигать на занятии в музее повысит интерес к изучению истории родного края.
Повышение интереса школьников к музею «Память сердца» и как следствие к истории своего родного края.
— исследовать оборонительные укрепления в окрестностях города;
— изучить литературу об истории фортификационных сооружений;
— изучить литературу о подвиге М.Л. Ивченко;
— изготовить макеты из природного материала;
-составить обучающие задания по макетам для посетителей;
— провести музейные занятия «Эхо войны в Заполярье»;
— изучить литературу об истории г. Заозерска;
-написать письма, запросы в соответствующие организации для получения недостающей информации в биографиях людей, чьими именами названы улицы города;
-оформить специальный куб для проведения интерактивных занятий-экскурсий (выбрать иллюстрации, покрасить, оклеить)
-нарисовать карту города;
-оформить таблички с фотографиями героев;
-создать модели достопримечательностей;
-пригласить гостей, дать объявление в газету, на радио;
-провести анкетирование до занятия и после;
-проанализировать и обобщить полученные результаты.
Этапы работы над проектом:
Оформление зала природы и этнографии
2.Оформление экспозиции «Эхо войны в Заполярье» в музее «Память сердца».
Оформление экспозиции (или интерактивной зоны) «Эхо войны в Заполярье» (создание макетов оборонительных укреплений – ДОТов, ДЗОТов, и партизанской землянки) стало первым этапом в реализации нашего проекта.
За три года боев в этих местах было построено немало оборонительных укреплений, окопов, блиндажей. И вы наверняка встречаете их в сопках, когда гуляете летом или ходите за грибами.
В прошлом году мы начали исследовать эти укрепления. Сначала мы осмотрели круглое каменное укрепление на реке Малой Лице возле сопки Бегемот. Затем, закрытое с двумя окошками на сопке на ул. Мира.
Это отзвуки той далекой, но страшной войны. Поэтому мы и назвали нашу интерактивную зону «Эхо войны в Заполярье».
Во время войны нашего города не было, но по этим сопочным высотам в районе реки Западная Лица с сентября 1941 года по октябрь 1944 года проходила линия фронта между бойцами Красной армии и гитлеровскими захватчиками.
Все эти факты нам интересны и мы подумали, что другим ребятам будет также интересно об этом узнать.
Мы совершили несколько походов-экскурсий. В Долине Славы мы нашли ДЗОТ и восстановленный блиндаж. Совершили поход под названием «Форпост 314,9». Возложили цветы к Обелиску героическим защитникам этой высоты. Возле обелиска – следы боевых действий – окопы, дзоты. Эта сопка имела господствующее положение на Мурманском направлении.
Затем мы побывали в немецких пещерах в районе озера Дикого. До этой сопки мы ехали 4 км на велосипедах.
Затем мы приступили к сооружению макетов. Во время похода мы собрали камни, мох, ветки, глину, развели немного цемента и вылепили дзот. А вот для дота мы развели настоящий строительный пескобетон.
На экскурсии «Эхо войны в Заполярье» мы не только рассказывали о том, что такое ДОТ, ДЗОТ. Но еще давали ребятам различные задания – сначала, например, расставить солдатиков возле макетов.
Затем раздавали модели военной техники и просили расставить ее в определенном порядке, например, поставить пулемет возле ДОТа, а танк возле ДЗОТа. Наши гости с удовольствием выполняли эти задания, а мы могли убедиться, что они усвоили различия между ДОТом и ДЗОТом.
Самыми дорогими нашими гостями стали ветераны войны. Мы с удовольствием рассказали о своих макетах Волковой Глафире Васильевне. Надеемся, что и другие наши ветераны поправятся и смогу прийти в музей.