музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Набережные Челны – территория развития: Музей истории КАМАЗа

Следующий пункт назначения Музей истории КАМАЗа

Музей КАМАЗа был создан в 1981 году, когда интерес к автогиганту был велик. Располагался он в ДК КаМАЗА, занимал площадь более 300 кв м. Часть экспозиции была отведена под выставку машиносторительной отрасли, на которой представлены образцы новой техники, новинки производства. Посещаемость музея доходила до 40 тыс. человек в год. Экскурсии шли одна за другой. Музей получил звание «Народный». Потом пошли годы спада. Музей стал никому не нужен. Несколько раз поменяв «место жительства», он обосновался на площадке Завода двигателей. С развитием промышленного туризма интерес к предприятиям и их подведомственным музеям вновь возрос. На заводах КАМАЗа есть свои музеи: большой музей (свыше 300 кв. м.) на Литейном заводе; музей Завода двигателей объединился с музеем технического колледжа; «Музей у станка» размещен на заводе; музей завода; музей Челныводоканала.

Музей истории КАМАЗа сейчас небольшой. Планируется его расширение. В экспозиции музея представлено большое количество архивных материалов. Коллекция значков, связанных с КАМАЗом. Вымпелы, которым награждалась социалистического соревнования. Кубки, сувениры к памятным датам. Фотографии, удостоверения, грамоты, спецодежда. Знамёна предприятия.

Уникальным (многострадальным) экспонатом музея стал переходящий приз журнала «Огонёк». В течение 10 лет (с 1978 по 1988) хрустальная ваза переходила от одной к другой, с формулировкой «за достижение наивысших показателей по качеству выпускаемых изделий и ритмичности в соревновании бригад основного производства «. Во время одного из переездов ваза разбилась, разлетевшись на осколков. Директор музея Надежда Николаевна Петрова осколки собрала в коробочку и 14 лет хранила. Почему? Ваза считалась атрибутом соцсоревнования. К ней относились с большим пиететом. Надежда Николаевна очень огорчалась по поводу утраты вазы. И однажды нашла решение проблемы, заказав одной из рекламных фирм Набережных Челнов склейку «камазовского сокровища». Дважды ваза осыпалась, склеить удалось с третьего раза. Теперь ваза занимает почетное место в экспозиции выставки.

Музей в настоящее время принимает по 1–2 группы (20–40 человек) в день. Во время посещения музея в программу экскурсии входит просмотр двух фильмов о КАМАЗе.

После посещения музея вновь продолжается автобусная экскурсия.

Источник

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайтbmpd

Нашему блогу удалось попасть в музей ПАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах. Хотя он небольшой, но очень уютный и домашний, и, что самое главное, содержит ценные экспонаты, имеющме отношение к истории как «КАМАЗа», так и истории нашей страны. Ниже представляем небольшой фоторепортаж из музея. Отметим, что грузовые автомобили хранятся на другой площадке.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Кто в СССР не имел хотя бы одну «Элеконовскую» модельку КАМАЗа? (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Как все начиналось. (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Плеяда главных конструкторов завода (Владимир Барун, Рамиль Азматов и Данис Валеев) (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Завод построен! (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Будни предприятия и его тружеников (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Символический ключ от 600-тысячного выпущенного «КАМАЗа» (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Символический ключ от миллионного автомобиля (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Подарок от руководства Набережных Челнов (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Оригинальная фирменная спецодежда (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Плеяда юбилейных грузовиков (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Отдельный стенд посвящен победам на ралли «Париж-Дакар» (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Заслуженные знаки отличия (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Символические ключи от сданных квадратных метров жилья, подаренные строительными организациями Набережных Челнов (с) bmpd

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Журнал «Fortune» от ноября 1974 года с интервью первого генерального директора завода Льва Борисовича Васильева (с) bmpd

дбл блд

Смотрится, на самом деле, достаточно убого. Стеллажи «трёхстенки» убогие, куклы в кузове — чудовищная аляповатая безвкусица.

Видно, насколько всё тесно, поэтому «экспонаты» стоят на голове друг у друга. Может быть всё это делалось одним энтузиастом на свои в выделенном крошечном помещении, тогда человеку честь и хвала, но убогость есть убогость — сейчас всё это нагромождение выглядит как блошиный рынок.

Выгодно на всём этом фоне выделяется только знамёна. Только они должны занимать центральное место и быть расправленными, чтобы слова на них читались. Кстати, в знамёнах так или иначе есть «сила», в отличии от убогоньких «дипломчиков».

От «Камаза», тем более для себя, ожидаешь что-то большее, а не на уровне захудалого провинциального музейчика.

Источник

Музей КАМАЗа

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Доверить сборку грузовика школьнику? Сложно предста­вить. Сегодня, но не в 1970-е. Тог­да в один из дней в сборочный цех КАМАЗа пришли на экскурсию двенадцать восьмиклассников.

– Как ваш бригадир, очень стро­гий? – спрашивают шёпотом у мо­лодого оператора.

– Скорее мягкий, – улыбается тот.

– А можно и нам попробовать собирать валы? – осмелев, задают вопрос ребята бригадиру.

Отчего же нет? Растолковал им правила техники безопасно­сти, объяснил, что да как, и вот за обеденный перерыв в актив бригады было записано двенад­цать сверхплановых валов. Между прочим, хорошего качества.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

ДЛЯ ТЕХ, КТО СТРОИТ

Стоит только взять в руки эту бро­шюрку, как начинает казаться, что перелистываешь страницы истории. В 1974 году её раздавали всем новичкам, прибывшим на главную стройку IX пятилетки. На вы­цветших листах чётко и последовательно, а главное – вдохновля­юще рассказано о стро­ительстве, о том, каким должен стать новый автогигант, о новом го­роде и, конечно же, о главном девизе стро­ителей КАМАЗа: «Двое трудятся за троих». Всем этим грандиоз­ным планам суждено было сбыться. Во мно­гом благодаря девизу.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Историю эту вспомнил Николай Мальнев – тот самый «мягкий» бригадир наладчиков цеха кар­данных валов. К слову, лучший наставник молодёжи КАМАЗа. Таких «экспонатов-былин», про­иллюстрированных чёрно-белыми снимками, в музее осо­бенно много.

История КАМАЗа – это история страны. 1970‑е собрали тогда в ещё небольшом городке на Каме комсомольских романтиков со всего Со­ветского Союза. Гигант­ский автозавод был сдан в рекордные сроки. Ря­дом, тоже молниенос­но, вырос город. Такой ударной стройки не знал не только Советский Союз – весь мир.

Начало было положено 13 де­кабря 1969 года, когда в районе стройбазы был вынут первый ковш земли. Честь сделать это вы­пала экскаваторщику Михаилу Носкову. Он был лучшим из луч­ших машинистов Камгэсэнерго­строя, а тогда, говорят, были такие умельцы, что могли тяжеленным ковшом экскаватора спичечный коробок с земли поднять. В музее хранятся фотографии легендар­ного события. А также воспоми­нания самого Михаила Носкова.

«Было это в декабре 1969 года. Поздним вечером 12-го числа по­грузили мы с помощником экс­каватор на трайлер и тронулись на будущую строительную пло­щадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сто­рону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозе­ристы Данилов, Бухаров, Мини­гареев, скреперист Насыров. Чуть рассвело. Это уже 13-го числа. Прицепил я клин-бабу, взрых­лил мёрзлую землю. Подошли КрАЗы. Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

– Ну, Михаил Тимофеевич, на­чинай! – скомандовали мне.

Увеличил обороты дизеля. Завёл ковш в забой. Набрал грунт, под­нял его и ссыпал в самосвал. Раз­дались аплодисменты, защёлкали фотоаппараты…»

Темпы строительства – не толь­ко завода, но и города – поражали. «Уходишь утром из дома одним путём, а возвращаешься уже в об­ход – на этом месте новый объ­ект или котлован вырыт», – вспо­минал Рим Халитов, несколько лет возглавлявший штаб Всесо­юзной ударной комсомольской стройки. В пиковый период, при­шедшийся на 1975–1976 годы, на одной строительной площад­ке здесь работали около 95 тысяч человек!

Особая страничка в истории – знаменитая челнинская… грязь. Сколько воспоминаний сохра­нилось в музее о ней, сколько од написано резиновым сапогам! Вот они, герои ударной строй­ки, утопают в жиже по колено. На снимке 1972 года работники СМУ КАМАЗа: один упал, двое по-дружески тянут его из лужи. Улыбку вызывает газетная заметка: «В том месте, где сей­час находится кинотеатр «Батыр», был котлован, – вспоминает в ней Александр Никиткин, директор ЦКиД. – Через него проложили мостки. Идёт по этим мосткам женщина с ребёнком на руках. А навстречу ей большая свадебная компания – жених и его друзья. Все в нарядных праздничных ко­стюмах. И так эта шумная компа­ния трап тот дощатый расшатала, что женщина не удержалась и вы­ронила ребёнка из рук – прямо в эту грязь! Так вот из той компа­нии, не задумавшись ни на секун­ду, как по команде, сразу несколь­ко человек прыгнули за ребёнком прямо в костюмах своих парад­ных. Достали малыша, мамаше передали. А сами побежали об­ратно в своё общежитие. По всем комнатам носились, костюмы искали. Нашли, переоделись – и на свадьбу!»

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Проектные мощности автоги­ганта поражали – 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч силовых агрегатов и двигателей в год! Станки и оборудование для но­вого завода шли со всего мира. В музее хранятся документы, по которым можно составить ге­ографию этих поставок. Холодно­штамповочные прессы приехали в Челны из ГДР, электропогруз­чики из Болгарии. Чехословакия, Польша, Венгрия также приняли участие в укомплектовании заво­да… По словам директора музея Александра Чухонцева, бывали дни, когда на подъездных же­лезнодорожных путях в районе Круглого Поля, Сидоровки скапли­валось до тысячи вагонов! Поисти­не, КАМАЗ строила вся страна.

Занятное фото есть в музее ав­тогиганта. Казалось бы, ничего привлекательного: дерево, дом, пара прохожих даже не смотрит в объектив. Что в нём примеча­тельного? Но вглядитесь в лозунг, установленный на крыше подзем­ного перехода перед ДК «Энерге­тик»: «Юноши и девушки! Бори­тесь за почётное право подписать рапорт Ленинского комсомола ХХ съезда ВЛКСМ». Получается, что за право подписи рапорта нуж­но было изрядно попотеть! А вот и сам рапорт ударных дел. Из него узнаём, что в борьбу за право носить звание «Коллектив имени ХХ съезда ВЛКСМ» включились 320 комсомольско-молодёжных коллективов. А в соревнованиях за звание «Лучший молодой рабо­чий по своей профессии» 60 тысяч молодых тружеников объедине­ния совершенствовали своё ра­бочее мастерство, в 225 конкурсах профессионального мастерства приняли участие более 3 тысяч молодых рабочих, свыше 8 тысяч овладели смежны­ми профессиями. Чем не WorldSkills?

А вот этот артефакт – справочное пособие для заводчан – нынешние предприятия могут взять на заметку. Подготовлено специ­ально работниками отдела кадров КАМАЗа. Ещё бы, ведь ежедневно на автогигант прибывали десятки, а то и сотни работников. Из посо­бия новички узнавали об условиях труда, социальных льготах, о по­вышении квалификации и многом другом.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Из интересного: 1979‑й стал го­дом установления на заводе пя­тидневки – ранее суббота была рабочей, «малосемейку» можно было получить за полтора года, а в череде соцсоревнований было и такое – за звание «Цех высокой культуры и эстетики производ­ства», где победивших ждала не только грамота, но и денеж­ный приз.

10 июля 1979 года с главного сбо­рочного конвейера сошёл 100-ты­сячный грузовик. Более 83 тысяч человек участвовали в соцсоревно­вании на право его сборки! Узнаём об этом из «Камазовской молнии», что хранится в фондах музея. Предыду­щей вершиной был 50-ты­сячный большегруз, ключи от которого были вручёны Герою Соцтруда водителю Раису Загидуллину. В его выпуске участвовали более 80 передовиков производства.

К слову, юбилейный автомо­биль переходил в вечное пользо­вание тому, кому вручили ключи. До 1980 года такими счастливчи­ками становились прославлен­ные водители. А после машину мог выиграть каждый, кто уча­ствовал в конкурсе «Большой приз КАМАЗа». С собой победители за­бирали не только авто, но и сим­волические ключи от него. Один из них – от миллионного КАМАЗа– всё же остался в музее.

Как думаете, сколько стоил такой грузовик в далёкие 70-е? И на этот вопрос в музее найдётся ответ. Итак, листаем отчёт: в 1976 году себестоимость модели 5320 со­ставляла целых 29,2 тысячи рублей при оптовой цене на автомобиль всего 15,4 тысячи рублей. Спустя почти десять лет ситуация болееменее выровнялась: при ожидае­мой себестоимости в 12,5 тысячи рублей оптовая цена составляла 13,7 тысячи. Как известно, круг покупателей КАМАЗов был стро­го ограничен предприятиями и организациями необъятного СССР. Продажи частникам, да за наличные, были разрешены только в 1988 году.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Редкое фото 1972 года. Причал, куда прибывало самое тяжёлое оборудование с неразделимыми частями до 500 тонн. Оно приходило в Набережные Челны по Каме.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

8 июля 1979 года. Первый автокросс грузовых автомобилей в Набережных Челнах. Посвящён 60‑летию комсомольской организации Татарии

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

Трагический день в истории КАМАЗа – 14 апреля 1993 года. В считаные минуты пламя охва­тило завод двигателей, уничтожив производственный корпус и тех­нологическое оборудование.

музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Смотреть картинку музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Картинка про музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт. Фото музей истории камаза в набережных челнах официальный сайт

В музее хранится необычная кепка – негласный талисман КАМАЗа. Именно в ней на многих фото­графиях можно уви­деть первого генди­ректора предприятия Льва Васильева.

«Новые, недавно с конвейера, большегрузные машины стояли на площадке автомагазина. По­купатель выбрал себе КАМАЗ с яр­ко-красной кабиной и вместитель­ным кузовом под крышей-тентом, послушал двигатель и заявил: «Беру!» «Платите в кассу», – от­ветил продавец, и покупатель пошёл отсчитывать наличные…» Так начинается заметка в при­ложении к газете «Известия» от 21 августа 1988 года, что хранится в фондах музея. Из неё же узнаём, что первыми покупателями ста­ли казанские кооператоры. Дого­ворная цена на машину составила уже 70 тысяч рублей, что, впрчем, никак не расстроило новых вла­дельцев. Им это было вполне по карману.

Однажды на стол секретарю парткома ремонтно-инструмен­тального завода Рудольфа Шура­нова легла жалоба. Мол, как можно в наш прогрессивный век сверлить зубы старой бормашиной… Жало­бу накатала активная молодая со­трудница. Потом она же караулила рабочих возле столовой: «Согласен, что в зубном кабинете устаревшее оборудование? Подписывай!» Три­ста человек подписали. «Так не от­махнётесь!» – заявила она Шурано­ву. А тот разузнал, где такие борма­шины делают, да и послал её туда в командировку со словами: «И без новых бормашин не возвра­щайся!» Через некоторое время она приехала и привезла на РИЗ самую совершенную аппаратуру для зубного кабинета. С какими с тех пор улыбающимися лицами сидели в креслах стоматкабинета, можно увидеть на исторических снимках.

К слову, к бытовой части вопро­са на КАМАЗе относились со всей серьёзностью. «Такого размаха строительства и таких сжатых сро­ков создания города не знает практика мирового градостроительства» – эти слова принадлежат Борису Рубаненко, известному советскому архитектору-градо­строителю, разработчику проекта генплана города. Темпы строи­тельства подстраивались под тем­пы роста населения – порой в один день на КАМАЗ прибывало до 500 тружеников. Об этом – втором – подвиге строителей сегодня на­поминает символический дере­вянный ключ. На нем вырезана цифра 1 000 000 – именно столько квадратных метров жилья было сдано в Набережных Челнах к 7 августа 1976 года.

А что со снабжением? За четыре года, начиная с 1976-го, в городе было открыто почти 30 магазинов, включая 2 универсама. В фондах музея сохранились результаты маркетингового исследования покупательского спроса на товары УРСа, проведённого в болезнен­ном 1991 году. Забавные, надо ска­зать, результаты. Ну как вам такое нравится: в товары пониженного спроса записали не только пред­меты роскоши, но и всю бытовую технику! Исследователи пишут, что причиной отсутствия спро­са на технику является, прежде всего, низкая потребность в ней у населения и только потом её сто­имость. Ещё один занимательный аспект – выявление «характерных черт культуры, присущих имен­но челнинцам». Пункт первый: «Женщины наши не франтихи, потребность красиво одеваться у них не выше, чем у мужчин». Второй: «Тяга к престижным ве­щам, особенно у молодых. Не ин­дивидуальность, не вкус, а лишь бы модно и престижно».

Музей истории КАМАЗа очень похож на архив – здесь можно бесконечно копаться в докумен­тах, «рыть» факты, сопоставлять, удивляться, задаваться вопроса­ми и находить ответы на них. Да, история подвига на Каме – это, действительно, история нашей страны. И как хорошо, что она со­хранилась.

При подготовке материала также использовалась информация из блога директора Музея истории КАМАЗа А. Чухонцева.

Фото из блога директора Музея истории КАМАЗа А. Чухонцева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *