музей истории русского флота
Музей истории русского флота
Режим работы музея:
посещение по предварительной записи для организованных групп.
Заказ экскурсий, мастер-классы по тел.: +7 (495) 215-54-37 (доб. №2)
Стоимость:
экскурсия в музей флота — группа до 10 чел. — 5 500 руб.
Музей истории основания Российского флота открылся в 2009 году. Экспозиция рассказывает о достижениях Петра I в создании российского военно-морского флота, истории судостроения и знакомит с основными этапами научно-исследовательской работы русских моряков, ходом Первой камчатской экспедиции, историей Крымской и Второй мировой войн.
Музей истории основания Российского флота открывает перед глазами своих гостей мир приключений и исторических подвигов. Экскурсионная программа музея включает в себя рассказ о создании Российского военно-морского флота, историю судостроения от египетских парусников к европейским корветам.
В Музее можно ознакомиться с основными этапами научно-исследовательской работы русских моряков и историей Второй мировой войны. Особое место в экспозиции отведено подвигу крейсера «Варяг». Отдельный зал музея оформлен деталями интерьера барка «Крузенштерн», где проходила встреча Владимира Путина и Уго Чавеса.
Экспозиция носит интерактивный характер: каждый желающий может подать сигнал морской раковиной или научиться вязать морские узлы.
Коллекция шансовых инструментов, применяемых при обороне Севастополя в 1854-1856 гг. Коллекция пуговиц пехотных и морских полков, участвовавших в обороне Севастополя в 1854-1856 гг.
МАСТЕР-КЛАСС: ИСКУССТВО МОРСКИХ УЗЛОВ
Продолжительность мастер-класса: 1 час.
Музей истории основания Российского флота
«Морским судам быть!». История, в предметах и документах времён Петра I рассказывающая о том, как Россия стала морской державой.
Для владельцев заведений
Измайловский остров, Серебряно-Виноградский пруд — местность, входившая испокон веков в вотчину Романовых. Сейчас здесь, на территории культурно-развлекательного комплекса «Кремль в Измайлово», расположен Музей истории основания Российского флота.
Место для музея выбрано не случайно — именно отсюда, с борта ботика, своего первого судна, тогда ещё юный Пётр смотрел вдаль, мечтая увидеть эскадры боевых кораблей под Андреевским флагом на Балтике и в Чёрном море. Начиналось всё с принятия Думой, которую царь собрал здесь, Указа о строительстве военных кораблей. Он положил начало созданию Военно-морского флота России.
Музей необычен тем, что в нём можно всё потрогать, ощутить прикосновение прошлых веков, попробовать спеть старинную морскую песню или начертать настоящим гусиным пером царский указ.
В экспозиции представлены модели старинных боевых парусников, являющиеся точными масштабными копиями кораблей, одержавших не одну славную военную викторию. На стендах стоят копии кораблей, на борту которых российские моряки многократно обогнули земной шар и сделали великие географические открытия.
Перед гостями музея откроется мир удивительных историй и приключений. Экскурсовод расскажет много занимательного о судостроении: от египетских парусных лодок и римских галер до современных кораблей. Основное внимание уделено достижениям Петра I и российского военно-морского флота. Посетители познакомятся с Первой камчатской экспедицией и научно-исследовательской работой моряков, их подвигами во времена Крымской и Второй мировой войн.
Большое место в экспозиции уделено подвигу крейсера «Варяг». Отдельный зал отведён под рассказ о путешествиях барка «Крузенштерн» — при его оформлении были использованы подлинные детали интерьера кают-компании. Романтики морских просторов смогут увидеть настоящую офицерскую форму, коллекцию кортиков, модели судов, макет корабельной пушки, выполненный в натуральную величину, и дневники известных мореплавателей. Много внимания в экспозиции уделено значению флота в русско-японской войне 1905 года.
Прежде чем отправиться на экскурсию, нужно заранее организовать группу до 10 человек и сообщить о своём намерении администрации музея.
Музей истории основания Российского флота
Экспозиция рассказывает о достижениях Петра I в создании российского военно-морского флота
Музей истории основания Российского флота
Метро
Адрес
Время работы
Номер телефона
Как добраться
Возраст
Подробнее о музее «Музей истории основания Российского флота»
Музей истории основания Российского флота открылся в 2009 году. Экспозиция рассказывает о достижениях Петра I в создании российского военно-морского флота, истории судостроения и знакомит с основными этапами научно-исследовательской работы русских моряков, ходом Первой камчатской экспедиции, историей Крымской и Второй мировой войн.
Музей истории основания Российского флота открывает перед глазами своих гостей мир приключений и исторических подвигов. Экскурсионная программа музея включает в себя рассказ о создании Российского военно-морского флота, историю судостроения от египетских парусников к европейским корветам.
В Музее можно ознакомиться с основными этапами научно-исследовательской работы русских моряков и историей Второй мировой войны. Особое место в экспозиции отведено подвигу крейсера «Варяг». Отдельный зал музея оформлен деталями интерьера барка «Крузенштерн», где проходила встреча Владимира Путина и Уго Чавеса.
Экспозиция носит интерактивный характер: каждый желающий может подать сигнал морской раковиной или научиться вязать морские узлы.
Коллекция шансовых инструментов, применяемых при обороне Севастополя в 1854-1856 гг. Коллекция пуговиц пехотных и морских полков, участвовавших в обороне Севастополя в 1854-1856 гг.
Музей истории русского флота
Телефон: (499) 166-50-37 (экс. бюро)
Адрес: 105318, Москва, Измайловское шоссе, 73 ж
Проезд: Ст. м. «Партизанская», пешком 5 минут, выход из метро налево, вдоль корпусов гостиничного комплекса «Измайлово»
афиша, события и экскурсии |
Особое место отведено подвигу крейсера «Варяг», а отдельный зал оформлен деталями интерьера барка «Крузенштерн». В экспозиции музея представлены модели морских судов, форма морских офицеров разных времен, дневники мореплавателей и многое другое, что можно не только увидеть, но и взять в руки
Основные экскурсии: Обзорная экскурсия |
Дополнительные услуги:
киоск или магазин, кафе или бар
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
профессионалу |
Основные должностные лица:*
Заведующий: Жигалина Ирина Анатольевна, тел. (499) 166-50-37, 166-50-27
Тел. дирекции:
(499) 166-50-27
Адрес дирекции:
105318, Москва, Измайловское шоссе, 73 ж
Даты открытия и основания:
открыт: 23.09.2009
Бюджетный статус:
Частная
Организационно-правовая форма:
коммерческая организация
Тип организации:
культурно-массовая
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 230м 2
Количество сотрудников:
3
Среднее кол. посетителей в год:
50 000
Единиц хранения:
1320, из них 900 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекция предметов времен русско-японской войны 1905 года Коллекция шансовых инструментов, применяемых при обороне Севастополя в 1854-1856 гг. Коллекция пуговиц пехотных и морских полков, участвовавших в обороне Севастополя в 1854-1856 гг. |
Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
информация от: 07.11.2016
данные заверены
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна
От ботика до субмарин. История Военно-морского флота в музейных экспонатах
Ежегодно в последнее воскресенье июля в России отмечают День Военно-морского флота. Более чем за 300 лет его существования в отечественной истории осталось немало важных изобретений, решающих походов и, конечно, героических поступков. О некоторых из них рассказывают экспонаты музея-усадьбы «Измайлово», музея-заповедника «Коломенское», Биологического музея имени К.А. Тимирязева, Музея героев Советского Союза и России и Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского.
Измайловские истоки русского флота
Официальной датой основания регулярного Военно-морского флота России считается 30 октября (по старому стилю — 20 октября) 1696 года. В этот день Боярская дума обсудила рапорт Петра I о завоевании крепости Азов и решила: «Российскому флоту быть!».
К 300-летию этого события на Измайловском острове был установлен памятник Петру I работы известного скульптора-монументалиста Льва Кербеля. Место выбрано не случайно: территория нынешнего музея-усадьбы «Измайлово» с окружающими его старинными прудами по праву может считаться колыбелью отечественного флота.
Именно здесь, в бывшей отцовской загородной резиденции, юный Петр I, венчанный на царство в 10 лет, вместе со своим старшим братом Иваном обнаружил в 1688 году английский ботик, некогда принадлежавший его деду. Вот как он рассказывал позже в предисловии к Морскому уставу 1720 года:
«…Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил вышереченного (учителя арифметики) Франца (Тиммермана), что то за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
По распоряжению юного царя в Москве был найден плотник-голландец, который привел бот в порядок, сделал мачту и паруса. Он же показал, как нужно обращаться с иностранным судном, с ловкостью лавируя на Яузе. Попробовав сам встать под паруса, Петр столкнулся с трудностями — ботик вел себя неуклюже, упирался в берега. Голландец пояснил — узка вода.
«Тогда я перевез его на Просяной пруд, но и там немного авантажу (то есть успеха; от французского avantage — «преимущество, польза, выгода». — Прим. mos.ru) сыскал, а охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где бoлее воды; то мне объявили Переславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился; а потом уже стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать…»
Измайловский ботик «Святой Николай» позже был прозван «дедушкой русского флота». Он положил начало целой потешной флотилии, построенной в 1689–1692 годах на Плещеевом озере близ Переславля-Залесского, где разворачивались первые баталии молодого государя на воде. В собрании музея-усадьбы «Измайлово» о них напоминает макет ботика, а также сделанная в начале XX века фотография бота «Фортуна» переславской флотилии.
Первый поход Балтийского флота
О том, что замыслы царя-реформатора простирались куда дальше потешной флотилии, напоминает гравюра XVIII века «Распределение Петровского флота» из собрания музея-заповедника «Коломенское». На ней изображен первый выход в море в полном составе молодого Балтийского флота, который был рожден во время Северной войны (1700–1721).
Операция получила название Ледовый поход и стала частью осады Выборга в 1710 году. Восьмитысячный корпус адмирала Федора Апраксина в марте с суши блокировал эту шведскую крепость на Карельском перешейке, перейдя из Кронштадта по замерзшему Финскому заливу. Сил для самостоятельного штурма у Федора Апраксина было недостаточно. Подкрепления в виде гвардейских Семеновского и Преображенского полков с артиллерией и боеприпасами должны были прибыть по воде, как только растает лед.
Медлить было нельзя, потому что со своей стороны к осажденной крепости намеревалась пробиться шведская эскадра. Стараясь ее опередить, развертывание русского флота начали 25 апреля, как только вскрылся лед на Неве, и через четыре дня 250 судов собрались у Кронштадта.
По традиции того времени флот делился на корабельный и галерный, каждый имел отдельное командование. В Ледовом походе первым командовал норвежец на русской службе вице-адмирал Корнелиус Крюйс, вторым — контр-адмирал Иван Боцис, уроженец Далмации, который постигал азы морского дела в Венеции. Но поскольку при флоте находился сам император, под его началом был создан еще один отряд, основу которого составили шнявы — небольшие двухмачтовые суда, которые в то время были распространены в странах Северного моря. В походе Петр I находился под именем контр-адмирала Петра Михайлова, называть себя императором он запрещал.
Вся флотилия на гравюре пронумерована — основные суда под отдельными номерами, вспомогательные — группами. Благодаря этому на гравюре легко можно опознать императорский флагман — шняву «Лизет» — под номером 2 в середине пятого вертикального ряда слева.
Поход оказался удачным: где-то продираясь между льдин, где-то спеша по чистой воде, потеряв лишь несколько транспортных судов, русская эскадра опередила шведскую и прибыла к Выборгу 9 мая. Петр с частью кораблей затем вернулся в Петербург, оставшиеся приняли участие в осаде крепости, которая сдалась через месяц.
Тайна портрета адмирала
Встретиться лицом к лицу с одним из самых известных деятелей русского флота адмиралом Федором Ушаковым (1745–1817) можно в Биологическом музее имени К.А. Тимирязева. Здесь хранится копия антропологической реконструкции его внешнего облика, сделанной Михаилом Герасимовым — знаменитым советским антропологом, скульптором, автором именной методики пластической реконструкции лица, которая позволяет воссоздать лицо человека с помощью изучения рельефа и структуры костей черепа.
Реальный образ самого успешного русского флотоводца рубежа XVIII–XIX веков, который прославил свое имя в русско-турецких войнах и одержал победу в 43 сражениях, не потеряв при этом ни одного корабля, потребовался в последние годы Великой Отечественной войны. Фигура Ушакова подходила как нельзя лучше для создания ордена для героев флота. Дело осложнялось тем, что на тот момент не было известно ни одного достоверного портрета непобедимого адмирала. Было лишь несколько копий, сделанных с некоего прижизненного портрета, однако явные несостыковки в изображении адмиральского мундира ставили под сомнение тот факт, что он писался с натуры.
Восстановить исторический образ поручили Герасимову — действенность его метода реконструкции была научно обоснована и подтверждена на множестве примеров еще до войны. Для этого пришлось разыскать разрушенное захоронение Ушакова на территории закрытого в 1929 году Санаксарского монастыря. При первом же осмотре эксгумированного черепа Герасимов выявил несоответствие облика флотоводца его портретному изображению. Фотосовмещение черепа и портрета Ушакова из ленинградского Центрального Военно-морского музея имени Петра Великого подтвердило правоту антрополога. Выяснилось, что, хотя неизвестный портретист и сохранил некоторые индивидуальные черты адмирала, он излишне удлинил его лицо, очевидно пытаясь придать ему более аристократический вид, характерный для парадных портретов того времени.
Так Федор Ушаков оказался среди исторических деятелей прошлого, чей облик был возвращен Герасимовым. Кроме великого русского флотоводца, в этот список входят Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Андрей Боголюбский, Тамерлан и многие другие исторические лица.
Орден Ушакова двух степеней для награждения офицеров Военно-морского флота был учрежден 3 марта 1944 года, а в 1992 году официально сохранен в системе государственных наград Российской Федерации.
Подвиг старшины Куропятникова
В Государственном музее — культурном центре «Интеграция» имени Н.А. Островского хранится напечатанная в 1943 году листовка, посвященная моряку Черноморского флота старшине 2-й статьи Григорию Куропятникову.
В районе населенного пункта Дивноморское советских моряков атаковали несколько десятков фашистских бомбардировщиков. Куропятников встретил их заградительным огнем пулемета, сбил несколько вражеских самолетов, однако их было слишком много — экипаж СК-065 нес потери, сам катер лишился хода и получил пробоину в трюме. В ходе боя старшине осколком бомбы оторвало левую руку, ранило в голову и грудь, но, придя в себя, Куропятников снова встал к пулемету, продолжая вести огонь уцелевшей рукой.
21 июля 1943 году за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшине 2-й статьи Куропятникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Григорий Куропятников ушел из жизни в 1982 году. После войны он работал диспетчером. Листовку с его изображением сохранил и передал в музей сослуживец героя-черноморца, о чем говорит дарственная надпись.
Подлодка на Северном полюсе
С того момента, как СССР и США в 1950-х стали вводить в состав своих флотов атомные субмарины, в соперничестве двух сверхдержав появилось еще одно измерение — подводное. Главным мерилом успеха подводников стало покорение Северного полюса.
Арктическая гонка проходила с переменным успехом. Первым в августе 1958 года достиг северной макушки Земли под водой американский «Наутилус», однако всплыть среди толщи льдов не смог. В июле 1962 года советская подлодка К-3 «Ленинский комсомол» осуществила всплытие в районе полюса, но не в той самой точке, где стрелка компаса указывает только на юг. Советским подводникам также помешала толщина льда.
Историческая задача была решена год спустя атомной подводной лодкой К-181 под командованием капитана второго ранга Юрия Сысоева. Благодаря обнаруженной в нужном месте полынье 29 сентября 1963 года в 6 часов 45 минут утра она впервые в истории поднялась на поверхность точно в географической точке Северного полюса. А еще через шесть минут командир К-181 стал первым человеком, который оказался на вершине планеты, стоя на мостике субмарины.
Экипаж подводного атомохода водрузил на Северном полюсе Государственный и Военно-морской флаги СССР. К одному из флагштоков прикрепили герметичный пенал с запиской: «Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Военно-морского флота Союза Советских Социалистических Республик. 29 сентября 1963 года».
Рекордный арктический поход К-181 подо льдами длился с 25 сентября по 4 октября. В феврале 1964 года командиру К-181 указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
Главная сложность походов в арктических широтах была сопряжена с техническими трудностями работы навигационного оборудования — штатные гирокомпасы переставали действовать при приближении к полюсу. Основой решения повседневных штурманских задач на морской карте была и остается прокладка — совокупность всех графических работ, выполняемых специальным инструментом. В экспозиции Музея героев Советского Союза и России представлены инструменты, при помощи которых в том походе прокладывал маршрут к Северному полюсу капитан Сысоев, — его штурманский транспортир и параллельная линейка.
- музей истории русского платка и шали официальный сайт
- музей истории русского шоколада в москве