музей истории сахалинской железной дороги

Музей истории Сахалинской железной дороги

Площадка натурных образцов железнодорожной техники в районе станции Южно-Сахалинск-Пассажирский открылась для посетителей в августе 2005 года.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Паровоз «4-78» постройки Новочеркасского локомотивостроительного завода им. С.М.Будённого 1937 года. Паровоз «4-78» колеи 750 мм работал с 1940 по 1945 годы на вывозке угля с шахты, был обнаружен участниками туристско-краеведческого клуба «Пилигрим» в Александровск-Сахалинском (Широкопадском) районе у заброшенного поселения Агнево-Рудник. После реставрации в Южно-Сахалинском тепловозовагоноремонтном заводе паровоз установлен на музейной площадке в 2008 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Тепловоз «ТУ7-015» постройки Камбарского машиностроительного завода 1988 года. Грузопассажирский тепловоз «ТУ7-015» колеи 750 мм эксплуатировался на железнодорожной линии Ноглики-Оха. Передан в музей трестом «Сахалинморнефтегаз» в 2007 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Цистерна четырехосная для перевозки нефтепродуктов постройки Демиховского машиностроительного завода 1988 года. Цистерна «№ 2956» колеи 750 мм эксплуатировалась на железнодорожной линии Ноглики-Оха. Передана в музей трестом «Сахалинморнефтегаз» в 2007 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Вагон дизель-поезда «Киха-58» построен в Японии в 1963 году. Вагон колеи 1067 мм с 1963 по 1978 годы эксплуатировался в Японии, затем был законсервирован. В 1993 году подарен Сахалинской железной дороге, где был использован по прямому назначению до 2000 года. Передан в музей в 2006 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Снегоочиститель «Паровой ротор», построенный в Японии в 1936 году, является гордостью музея. Снегоочиститель «Паровой ротор» колеи 1067 мм работал на Сахалине до конца 1995 года. Высота очищаемого снега – более 2 м; дальность отброса снега – до 20 м. Передан в музей в 2006 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Экскаватор паровой на гусеничном ходу «ПП-1,5» постройки Ковровского машиностроительного завода 1935 года. Экскаватор паровой «ПП-1,5» работал на Сахалине в карьере «317 км» на погрузке песчано-гравийной смеси для нужд железной дороги с 1952 года до конца 1980-х годов. Передан в музей в 2006 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Мощный отвальный плуг (МОП-10) постройки завода «LOWA Lokomotivbau Windau VEB» (Германия) 1949 года. МОП-10 колеи 1067 мм работал на Сахалине в Холмской дистанции пути на перевальных участках с тоннелями. Передан в музей в 2008 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Машина путевая ремонтная подбивочная (МПРП-С) постройки Истьинского машиностроительного завода 1996 года. Машина МПРП-С колеи 1067 мм для одиночной смены шпал передана в музей ПМС-188 ст. Ново-Александровка Сахалинской железной дороги в 2007 году.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Горнопроходческий щит (ГПЩ) для реконструкции тоннелей под движением поездов 1993 года постройки. Спроектирован Институтом «Ленгипротрансмост» (Санкт-Петербург). С 1994 по 2007 годы Тоннельно-мостовым отрядом № 30 с помощью горнопроходческого щита реконструированы под габарит «С» тоннели № 24 и № 21 японской постройки.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Посещение площадки натурных образцов железнодорожной техники в г. Южно-Сахалинске делегацией железнодорожников. 2006 год.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Использованы фотографии Сергея Дащинского.

Источник

От костыля до паровоза: музей сахалинской железной дороги

В Южно-Сахалинске, если проявить достаточную смекалку, можно найти довольно много музеев. Не только известные всем и каждому художественный, краеведческий или книги Чехова, но и куда более специфичные и специализированные. Один из них — музей сахалинской железной дороги, притаившийся в одноэтажном маленьком здании на улице Вокзальной. Куда внушительней самого домика, кстати, выглядят расположенные за ним железнодорожная техника и вагоны: от первых островных локомотивов и паровых экскаваторов до почти современных пригородных поездов.

Корреспондент Sakh.com побывал в музее и убедился, что для интересующегося железной дорогой в нем есть практически все — от японских карт до советских костылей.

История с историей

Официально история музея истории сахалинской железной дороги начинается четверть века назад — 23 апреля 1997-го было выпущено указание Министерства путей сообщений молодой России о создании подобных организаций по всей стране. Фактически же музей начал работать только спустя семь лет — в июле 2004 года он открыл свои двери в ДК железнодорожников в Южно-Сахалинске. Первым смотрителем и фактически создателем этого храма истории РЖД стал Юрий Проселков, несколько лет собиравший экспонаты и готовивший учреждение к открытию.

— Система музеев в разных подразделениях РЖД была создана по инициативе президента компании Владимира Якунина в 1997 году. А идея о создании собственного музея на Сахалине витала еще раньше — где-то с 70-х годов об этом говорили, все-таки регион уникальный, больше таких, кажется и нет. Обсуждали, но так ничего и не сделали. В 2003-м тогдашний начальник дороги Михаил Михайлович Заиченко решил это дело активно проработать. Для этого он пригласил к себе Юрия Аркадьевича Проселкова, пенсионера, который прошел путь от кочегара паровоза до начальника локомотивной службы дороги. Переговорил с ним и решили вместе, что Юрий Аркадьевич станет создателем и первым директором музея. Работа закипела — выбрали место на втором этаже дома культуры, где до этого были магазин и фитнес, с ними пришлось попрощаться. И 30 июля 2004-го, в канун Дня железнодорожника, состоялось торжественное открытие, — рассказывает действующий руководитель и смотритель музея (официально — старший научный сотрудник) Андрей Чиликин.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Даже после официального открытия музей продолжал пополняться и дополняться. Юрий Проселков был добытчиком — искал, собирал, приносил, выбивал новые экспонаты, а прикомандированный к учреждению профессиональный музейный работник занимался их систематизацией и расстановкой. В ход шло все — от обнаруженных на складах или в закрытых подсобках старых фонарей или телеграфных аппаратов до списанных семафоров и целых пассажирских составов.

— Еще когда обсуждали музей, Заиченко обещал, что вскоре у него появится открытая площадка — в конце концов, самое интересное, что есть на железной дороге — это техника, благо, у нас, благодаря насыщенной истории, ее сконцентрировано много и разной — Германия, Япония, СССР, все что хочешь. В здание локомотив или вагон не засунешь. Поэтому, конечно, появление в 2005 году еще одной площадки стало большим событием. А первыми экспонатами под открытым небом оказались японский снегоочиститель «Вадзима» и советский снегоочиститель «Сахалинец», которые обнаружили в «запасниках» на севере острова. Дальше больше — под открытым небом после списания заняли вахту паровоз D-51, дизель-поезд «Киха-58». Это была целая серия пригородных дизельных поездов, которые Япония подарила Сахалину в 90-е. А больше всего у нас снегоочистителей разных видов и габаритов — все-таки зимы на острове славятся именно осадками. Так что на такую технику не скупились, — вспоминает Чиликин.

Следующей страничкой в исторической хронике музея стал 2020-й год — для историков реконструировали здание на улице Вокзальной. Небольшое строение на улице Вокзальной вместило все экспонаты, которые до этого были выставлены в ДК и дополнились новыми. Переезд растянулся приблизительно на год — осенью 2020-го все реликвии наконец заняли положенные им места.

Музей, впрочем, в таком виде замыкаться не собирается — работа продолжается, а железнодорожники, да и сами посетители, охотно добавляют в экспозицию все новые и новые экспонаты.

Музей начинается с Невельского

— Рассказчик я так себе, образование инженерное, а не гуманитарное, но вот, осваиваю профессию, — начинает экскурсию со скромной саморекомендации Андрей Чиликин. Отсутствие укорененной в музейное дело подготовки, впрочем, не слишком мешает ему сыпать миллионом дат, припомнить подробности о том или ином экспонате, рассказывать об исторических деятелях и просто, кажется, получать искреннее удовольствие от возможности поделиться всем, что пережила железная дорога на островах.

Свое начало экспозиция берет с рассказа о временах Невельского — человека и теплохода, доказавшего, что остров является островом. Первые железные дороги на Сахалине, напоминает Андрей Чиликин, появились еще в XIX веке даже до появления и бурного расцвета каторги. Они были небольшими, локальными и вели от шахт, где добывали уголь, к пирсам, с которых его грузили на теплоходы или баржи.

— Понятно, что бурное развитие железнодорожной индустрии на Сахалине началось уже в XX веке. Во времена губернаторства Карафуто Япония столкнулись с проблемой заселения и освоения острова. Был необходим надежный и дешевый транспорт, который связал бы шахты, города, порты. Ставка была сделана на железную дорогу: в 1906 году построили первую ветку из разбитого после десанта поста Корсаков в село Владимировка. То есть связаны оказались будущие города Тойохара и Отомари. Над этим проектом работал железнодорожный батальон — 103 офицера и 500 разнорабочих. Благодаря упорному труду и дисциплине, они сумели построить 42,5 километра за 2 месяца, — показывает схему на стене Андрей Чиликин.

К 1942 году железные дороги опутали весь юг Сахалина, строились они и на севере острова — отдельная маленькая экспозиция посвящена трассе из Охи в Москальво — 35-километровой ветке, построенной нефтяниками. Она, кстати, стала первой дорогой на острове, построенной по российским стандартам — с колеей в 1524 миллиметра.

Закатное солнце выхватывает из заполненной документами стены большой бумажный прямоугольник — нарисованную от руки карту дорог периода Карафуто, на которой запечатлены основные дороги острова. Это подарок от неравнодушного сотрудника РЖД — карту нарисовал работник холмской дистанции сигнализации. Объект приковывает внимание практически каждого, пришедшего в музей — люди смотрят, прикидывают, где они были и что еще предстоит посетить. Под картой в стеклянной витрине лежит целая россыпь билетов — современные японские проездные-карточки и чуть более возрастные в виде маленьких бумажных прямоугольников. Билетов периода Карафуто, грустно вздыхает смотритель, отыскать не удалось.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

— Это музею туристы подарили. Приезжала делегация железнодорожников и метростроевцев с Хоккайдо. Долго тут у нас ходили, изучали, знакомились. Судя по всему — понравилось. Вот на память современные артефакты оставили, — вспоминает Андрей Чиликин.

От японского Карафуто экспозиция переходит к советской и российской истории единственной в стране островной железной дороги такого масштаба. В стеклянных витринах пестрят документы, фото, символические сувениры — вроде ключа от нового вокзала в Южно-Сахалинске и даже вполне реальные образчики железнодорожного быта. Костыли для рельс, фонари, средства связи, фуражки дежурного по станции, машиниста-инструктора и целая галерея кусочков образцов рельс разного калибра — от миниатюрных узкоколейных, использовавшихся на шахтах, до внушительных магистральных, способных выдержать вес груженого состава с десятком вагонов.

— Многое здесь уникально, нигде больше такого нет. Вот, например, полная форма начальника Сахалинской железной дороги — ее музею передал Михаил Михайлович (Заиченко). Или первый билет, проданный на новом вокзале в областном центре. Многие экспонаты сделали сами работники — модели составов, например, — не без гордости рассказывает Чиликин.

Еще более внушительно (исключительно с точки зрения автора) выглядят экспонаты, расположенные под открытым небом. Здесь на кусочках путей, вырванных из контекста дорожной сети, стоят целые фрагменты истории — узкоколейный паровоз, обнаруженный клубом «Пилигрим» на заброшенном руднике в Агнево, пригородный дизель-поезд D2, на котором сахалинцы ездили в 1980-е, миниатюрные маневровые и внушительные магистральные локомотивы, снегоотчистители и даже целый горнопроходческий щит, использовавшийся для расширения тоннелей во время подготовки к перешивке колеи в конце 1990-х и начале 2000-х. Многие экспонаты проработали на железной дороге вплоть до XXI века и отправились в экспозицию сразу после списания со службы. Есть среди них и уникальные образцы.

— Все тут знаковое, я не смог бы как-то выделить. А ведь некоторых экспонатов, посвященных Карафуто, нет даже в Японии. Вот, например, снегоочиститель «Вадзима» — их делали в Саппоро в середине XX века и активно использовали и на Хонсю, и на Сахалине, там где были снежные зимы. В Японии их не осталось просто, все распилили на металлолом — это же спустя годы история, а сразу никто старую технику с пиететом не воспринимает. Списал — порезал — продал и слава богу. И этот наш снегоочиститель тоже случайно спасся: в 2005 году во время осмотра станции Заозерное на него обратил внимание начальник дороги Сергей Тишкин. «Вадзиму» тоже хотели порезать на металл, но, к счастью, он был, фактически, спасен. Или вот этот советский самодельный снегоочиститель на базе тепловоза ТГ16: у локомотива сгорела одна секция, но вместо того, чтобы списать и забыть, ему решили дать вторую жизнь. По заданию от руководства наши инженеры разработали такой проект — на базе половины локомотива ТГ16 сконструировали роторный снегоочиститель. Назвали «Сахалинец» — все-таки он тут родился. То есть это вообще уникальное изделие — больше в России таких просто нет, — признался Чиликин.

Всего в фондах музея РЖД сегодня находится около 1,4 тысячи экспонатов: это 29 единиц техники и средств сигнализации на уличной площадке, около 400 артефактов меньшего калибра и почти 1000 снимков и копий документов.

Машинист сахалинского тепловоза

— Паровоз — это совсем другое, понимаете? Он живой, теплый, дым от него. Ну это не дизельная гарь. Одним словом — классно работать на паровозе. Интересно: смотришь давление, воду, оцениваешь вес состава. Исходя из этого топишь столько, сколько нужно. Думать надо, решать задачки. Классно после обычного тепловоза на таком погонять, — с любовью гладит шершавый бок японского D-51 машинист Евгений Николаевич Грицкевич. На сахалинскую железную дорогу он пришел после обучения на детской железной дороге и «фазанки» в 1966 году, когда бал здесь еще правили паровозы японских серий. Работал помощником машиниста, а через год пересел на танки. Из армии вернулся, шутит, уже в другой мир — место старых-добрых манометров и заправки воды на станциях занял советский индустриальный дизельпанк. Современные локомотивы вытесняли паровозы довольно долго, но неуклонно. В основном, признался Грицкевич, с этих пор приходилось работать только на них. — Гоняли на таких в Холмск по старой дороге. Помню, приходилось в Ожидаево останавливаться — топку чистили и воду заливали. Но особенно разницу между тепловозом и паровозом в туннеле ощущаешь — когда он под нагрузкой километр идет, пыхтит, парит, все это вокруг тебя вьется. Ой, здорово, какое-то прям единство с машиной ощущаешь. Сейчас никто не понимает, что такое паровоз. Да и нет уже у нас таких тоннелей, как раньше.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Евгений Николаевич — частый гость в музее и даже своего рода соучастник всех происходящих в нем процессов. Реставрация, покраска — это про него. Особенно, в силу пережитого опыта, переживает железнодорожник за локомотивы — вместе с Андреем Чиликиным по крупицам восстанавливает и внешний облик, и убранство кабин.

— Вот тут все — как должно быть в рабочем тепловозе. Даже провода в щитке — один в один, — Евгений Грицкевич ловко забирается в кабину старенького маневрового ТГМ7 и уверенно опускается в кресло машиниста. А спустя пару минут уже крутит регуляторы в кабине D-51 и с гордостью демонстрирует налаженный и смазанный механизм открывания топки. — Да чего этой машине будет — котел есть, топка есть, надо только шланги заменить и в путь. Мы, помню, последний раз на нем году в 2000-м ездили — в Яблочное, цистерны отпаривать. А что, очень удобно — раскочегарил, давление поднял, шланг вывел и моешь. Потом мазут этот собирали буквально лопатами. Было время.

Этим летом, деловито потирает руки машинист, работы предстоит много — в прошлом году планы поломал коронавирус. Надо подкрасить, загрунтовать, придумать, как элегантно восстановить японские иероглифы, выбитые на одном из стрелочных переводов. Да и разобраться, что на нем написано, шутит он, не помешает.

— Это же не просто железки для всех нас. Дорога — это жизнь, кабина локомотива или купе в вагоне — это второй дом. Поэтому и сердце болит, и хочется, чтобы люди все это тоже видели и знали. Да, им может не повезло так, как нашему поколению — современные поезда они какие? Сел, включил фильм и покатил до станции назначения. Никакого приключения и дыма коромыслом. А мы все это переживали. И хочется, чтобы и вам осталось, — улыбается Евгений Грицкевич.

От нахлынувших вдруг чувств он даже решает вдруг, как 60 лет назад, вылезти на котел локомотива через узкую дверку из кабины. Отговорить его от этого смелого эксперимента едва удается — остаться в кабине он согласился лишь под предлогом памятного фото.

Источник

Музей истории Сахалинской железной дороги

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Строительство железных дорог на Сахалине началось в 1905 г., продолжалось в период Карафуто — времена японской оккупации северного Сахалина, не останавливалось и в эпоху советской власти. За годы развития Сахалинской железной дороги накопилось множество интересных фактов, документов, фотографий, которые были тщательно собраны, отсортированы и легли в основу коллекции Музея истории Сахалинской железной дороги.

В 2004 г. в здании Дома культуры железнодорожников Музей истории Сахалинской железной дороги распахнул свои двери для посетителей. Кроме сбора материала, непосредственно относящегося к тематике музея, проводились колоссальные работы по обработке документов из других источников, архивов, музеев. В формировании коллекции принимали активное участие и родственники ветеранов-железнодорожников.

В полном соответствии с названием, Музей истории Сахалинской железной дороги посвящен истории железнодорожного строительства на острове и освещает различные его этапы, начиная от первых шагов и введения в эксплуатацию и заканчивая участием в жизни общероссийских железных дорог.

В экспозиции музея собрано множество интересных и редких экспонатов. Здесь, например, можно увидеть представленные в разрезе рельсы, первые компостеры, арифмометр «Феликс» и других прародителей современных вычислительных аппаратов, устройства для контроля за состоянием путей, фуражку дежурного, форму машиниста.

Сложно себе представить железнодорожную станцию без колокола — раньше его звонкий голос выполнял роль современной системы оповещения и уведомлял пассажиров об отправлении и прибытии поездов, обо всех задержках и начале посадки. Представленный в коллекции Музея истории Сахалинской железной дороги колокол доставили сюда со станции Буюклы.

Что ещё вы увидите в Музее истории Сахалинской железной дороги? Здесь имеется самый первый жезловой аппарат, с помощью которого осуществляется связь между поездами в однопутных зонах. Кстати сказать, такой способ связи успешно применяется и по сей день. Многочисленные наградные дипломы и кубки свидетельствуют об успехах спортсменов профессионального клуба «Локомотив», а экспозиция, посвященная тайфуну «Филлис», который обрушился на Сахалин в 1981 г., рассказывает о том, сколько усилий было положено на ликвидацию его последствий. Своё место в экспозиции заняли материалы, рассказывающие о бывшем начальнике Дальневосточной железной дороги В. Пономаренко, который руководил ею более 20 лет и принимал активное участие в объединении железных дорог Сахалина с общероссийской сетью.

Отдельного упоминания достойна открытая площадка музея, где размещается сахалинская железнодорожная техника, часть которой находится в рабочем состоянии. Здесь можно увидеть снегоочистители различных моделей, ремонтную технику, паровой экскаватор, отвальный плуг 1949 г, семафор и прожекторный светофор.

Адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 55. Веб-сайт. Телефон: +7 (4242) 71-41-97.

Время работы: понедельник — пятница: 8:30 — 17:30, обед: 12:00 — 13:00, суббота, воскресенье: выходной.

Источник

Музей истории сахалинской железной дороги

Музей открыт 30 июля 2004 года.

Он является уникальным как для ОАО «РЖД», так и для всей России. Ведь именно железнодорожная техника Сахалина является абсолютно уникальной и неповторимой, из-за особой истории развития дороги, специфичной узкой колеи, отличной от всей железнодорожной колеи Российской Федерации.

В музее представлены уникальные экспонаты: двухосная японская платформа, старый двухосный крытый вагон, японский снегоочиститель «Вадзима» 1939 года постройки, вагон замечательного дизель-поезда «Киха». После восстановительного ремонта на Южно-Сахалинском тепловозо-вагоноремонтном заводе эти единицы подвижного состава стали первыми экспонатами в Музее железнодорожной техники.

В ноябре 2005 года были установлены еще два экспоната: шнекороторный снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ16 Людиновского завода (он был реконструирован местными умельцами в 1983 году и не раз выручал во время метелей и буранов) и 25-тонная отечественная цистерна 1954 года постройки.

Процесс развития музея на этом не закончился. В январе 2006 года на площадку был поставлен японский снегоочиститель «Паровой ротор» 1936 года.

Ждут очереди на восстановительный ремонт грузоподъемный кран «Сумитомо», отработавший долгие годы в восстановительном поезде; секция тепловоза ТГ16 и т. д.

Поиск старой железнодорожной техники не прекращается ни на один день. Работники музея для выполнения этой важной цели привлекают областных коллекционеров, любителей старины, пенсионеров, знакомых с железнодорожной техникой.

Директор музея: Проселков Юрий Аркадьевич.

Время работы: по будням с 8-30 до 17-30.

Источник

Чем заняться на юге Сахалина: древности айнов, свежие морепродукты, маяк «Анива» и бич-комбинг

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Сахалин — самый большой остров Сахалинской области, где есть еще Уш, Зенковича, Монерон, Тюлений и две гряды Курил: Большая и Малая. Остров, протянувшийся на 948 километров, получил свое название от маньчжурского имени реки Амур — «Сахалян-улла», что в переводе означает «Черная река». Этот топоним, напечатанный на карте, ошибочно отнесли к острову.

Кажется, что, пролетев девять часов на самолете (или целые сутки, если с пересадкой), окажешься где-то в дальних странах. Но это все еще Россия, здесь можно перемещаться с российским паспортом, несмотря на то что с одной стороны уже Япония, а с другой — Охотское море. Здесь стоит оказаться и ради особенной дальневосточной природы, и ради специфического исторического прошлого.

Какое-то время островом совместно владели русские и японцы, поэтому на нем сохранились памятники обеих культур, например традиционные японские ворота тории во Взморье и старые японские железные дороги, на которых, впрочем, уже разобрали узкоколейное полотно. От русских же остались многочисленные места каторги и ссылки, начало которой на Сахалине положил указ Александра II.

Главное, ради чего стоит приехать на Сахалин — это, конечно, неповторимая дальневосточная природа. Чтобы ее увидеть и почувствовать, отправляйтесь в тур по острову или в самостоятельный поход. К тому же кругом море, и серфинг с сап-досками тоже будут к вашим услугам. Вот чем можно заняться в южной, более населенной и обустроенной части острова.

В подготовке материала нам помогали:

Сахалинский туристско-информационный центр

Адрес: Южно-Сахалинск, пр-т Мира, 172, 1-й этаж («Пасифик Плаза»)
Сайт: gosakhalin.ru

Обращайтесь туда, если хотите подыскать тур по Сахалину и Курилам, узнать о событиях на острове и подготовиться к путешествию.

Фотограф и знаток Сахалина Юлия Гуслякова
Инстаграм: @yuliaguslyakova

Посетить Южно-Сахалинск

Административный центр Сахалинской области и крупнейший город региона находится на юго-востоке Сахалина, в окружении живописных сопок. Здесь живет около 200 тысяч человек. До Москвы 9400 километров и девять часов на самолете. Из Южно-Сахалинска удобно добираться до более мелких населенных пунктов: Холмска, Невельска, Корсакова, Новикова и Охотского. Город компактный, большинство интересных мест расположены в центре, и на их осмотр достаточно выделить один-два дня.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Музеи и культурные центры

Из музеев рекомендуем посетить Областной краеведческий. Во-первых, он находится в красивом сооружении, похожем на пагоду. Это неспроста: здание музея построили японцы под резиденцию губернатора префектуры Карафуто — так южная часть Сахалина называлась в 1905–1945 годах, когда находилась под властью Японии. Получается, что музей остается единственным зданием в России, которое построили японцы.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Второе достоинство краеведческого музея в том, что здесь хранится уникальная этнографическая коллекция: 1785 предметов быта айнов и нивхов. Это одежда, посуда, домашняя утварь, музыкальные инструменты и многое другое. В них заметны то чукотские и корякские мотивы, то японские, то — внезапно — индейские и даже полинезийские, но ни с одной из этих культур айны и нивхи полностью не совпадают.

музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть фото музей истории сахалинской железной дороги. Смотреть картинку музей истории сахалинской железной дороги. Картинка про музей истории сахалинской железной дороги. Фото музей истории сахалинской железной дороги

Айны и нивхи были первыми поселенцами острова, их следы датируются каменным веком. Это удивительные народы, возможно, родственные жителям Индонезии и Полинезии, но говорившие на языках, которым нигде в мире не удалось найти аналогов. Практически не меняясь культурно и ни с кем не контактируя, они прожили на Сахалине до середины XIX века, пока туда почти одновременно не пришли русские и японцы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *