музей истории сибирского тракта дебесы
Дорога судеб и памятник скорби: история Сибирского тракта в Дебесах
Расположенный в селе Дебесы Музей истории Сибирского тракта — далеко не единственный, который рассказывает об этой важной для России дороге.
Подобные учреждения есть в Игре, в деревне Бакчеево Игринского района, в селе Кестым Балезинского района. Однако дебесский музей рассматривает Сибирский тракт более глобально и помещает жизнь села и тракта в контекст отечественной истории. Корреспондент ИА «Удмуртия» встретилась с сотрудником музея, дебесским краеведом Павлом Роготневым.
Инфраструктурный проект
Сибирский тракт — главная транспортная магистраль для России веков, дорога, которая от обеих столиц — Москвы и Петербурга, протянулась на восток. Дебесы — один из ключевых пунктов этого большого пути, потому что именно здесь, прямо в центре удмуртской деревни, соединялись воедино московская (южная) и петербургская (северная) ветки этого пути. Именно отсюда начинается так называемый Большой Сибирский тракт. Он стал не только судьбой для тысяч каторжан, но и ключевой темой, занявшей особое место в искусстве, в особенности в русском фольклоре и романсах.
«Это не просто дорога, это огромный инфраструктурный проект Российской империи, который объединил не только территории, но и разные народы, языки, культуры, религии. Благодаря Сибирскому тракту удмурты, русские, татары, башкиры, марийцы объединились в одно целое, которое мы называем россияне», — рассказывает Роготнев.
До Петра I сообщение Европы с Азией осуществлялось преимущественно по рекам. Однако подписанные в годах соглашения о торговле с Китаем обнажили проблему отсутствия дорог. А после пугачевского восстания стало ясно: дорога на «русский Восток» необходима, чтобы оперативно перебрасывать войска для подавления бунтов. Екатерина II провела ряд реформ, после которых и началось активное обустройство этого пути.
На стене в дебесском музее висит подборка портретов выдающихся личностей, связанных с Сибирским трактом. Вот лишь некоторые из них: писатели Федор Достоевский, Иван Гончаров, Петр Ершов, химик Дмитрий Менделеев, революционер Петр Кропоткин.
Особые села
«В 1997 году, к двухсотлетию соединения южной и северной веток дороги, я ходил по Сибирскому тракту от Дебес до Кирова и сделал для себя очень важное открытие. Все села, которые стоят на Сибирском тракте, имеют трехчастную структуру. В XVII веке возникала чисто удмуртская деревня. С середины XVIII века происходило крещение, в деревне появлялась церковь, вокруг нее — небольшое селение священнослужителей, которое называлось сельцом. В XIX веке, когда на тракте укрепилась этапная система, солдаты, служившие здесь по 25 лет, теряли связь с родными и, выйдя в отставку, женились и формировали солдатскую слободку. К началу XX века три части соединялись в одно большое село. В Дебесах, как раз за счет слияния двух дорог, эта структура проявила себя наиболее рельефно», — делится краевед.
Дорога формировала 2 поведенческих стереотипа: поскольку русские переселялись все дальше и дальше на восток, положение удмуртов в «центре» Сибирского тракта — селе Дебесы — становилось все более шатким. Некоторые из них бежали подальше от места скопления русских каторжников, основали деревни и сохранили самобытность. Другие оставались и мимикрировали, отрекались от удмуртского, пытались показать себя даже «более русскими», чем есть сами русские.
Печальный путь
Здание, в котором сейчас располагается музей, историческое, построено в 1822 году как казарма нижних чинов Дебесского пункта. В годы оно перестало выполнять свою функцию, и его передали Сарапульскому уездному земству. В разные годы на этом месте располагались больница, крестьянская школа, общежитие Дебесского педучилища, районная амбулатория, художественная мастерская… В 1991 году здесь открылся музей, часть которого посвящена Сибирскому тракту как дороге каторжников.
«От одной пересыльной тюрьмы до другой (они находились в губернских городах) каторжники шли две недели. В нашем случае — от Казани до Перми. Также на дороге были этапные и полуэтапные пункты. Из этапной тюрьмы в Бакчеево выдвигались арестанты, навстречу им из Дебес выходили солдаты. Две группы встречались на полуэтапном пункте в Зуре, там и происходила передача каторжников», — говорит Роготнев.
Дневной переход в среднем не превышал 40 км. В полуэтапных пунктах осужденные ночевали одну ночь, в этапных — две, на пересыльных проводили две недели. Государство, заключая людей под арест, брало на себя обязанность обеспечить человека всем необходимым: едой, крышей над головой и одеждой. Например, на одного человека в сутки полагалось ни много ни мало около 200 гр мяса!
Зато с бытовыми условиями дело обстояло хуже. В одном из уголков музея воссозданы нары, на которых спали каторжники. На нарах — тюфяки, набитые сеном, внутри нередко водились клопы, блохи и тараканы — главное развлечение пересыльных. Они устраивали тараканьи бега и соревновались, чья блоха выше прыгнет. Спали арестанты тоже в закованном состоянии. Самые ловкие, бывало, ночью сбегали: разбирали часть печи и выходили через чердак.
По пути люди погибали, и их трупы до следующего пункта назначения тащили с собой — была строгая отчетность. Количество арестованных от одного этапа до другого не должно было изменяться. Если по пути удавалось сбежать, на его место брали первого встречного.
Близ Дебес сохранился фрагмент Сибирского тракта. Там растут огромные столетние березы. Они уже не помнят Радищева и Достоевского, каторжных песен и скорбных лиц. Сибирский тракт — старая дорога, и по ней, к счастью, уже никого не ведут…
Если вы хотите подробнее узнать о других туристических объектах Удмуртии, добро пожаловать в наш спецпроект «Куда съездить в Удмуртии?».
Дорога судеб и памятник скорби: история Сибирского тракта в Дебесах
Афиша
Всероссийская акция «Ночь в музее-2021»
В этом году акция состоится на общественной территории «Сибирский тракт» в с.Дебёсы
Подробнее
Кукольная комедия «Театр Петрушки» в Музее.
Кукольная сказка по мотивам знаменитого кукольного Театра Петрушки, который показывали в былые времена в разных уголках нашей страны.
Подробнее
ЛымыПог на Сибирском тракте
30 января на общественной территории «Сибирский тракт» состоится районный Фестиваль «ЛымыПог на Сибирском тракте»
Подробнее
График работы в январские праздники
Подробнее
Фотоконкурс «Фото на Сибирском тракте»
Объявляем о старте фотоконкурса «Фото на Сибирском тракте» в рамках проекта «Сибирский тракт: интеграция в современность».
Подробнее
Ночь искусств 2020
Историческая видеопрогулка по селу Дебесы, посвященная 100-летию Государственности Удмуртской Республики
Подробнее
12 Мая 2020
Музей истории сибирского тракта дебесы
В удмуртском селе Дебесы в XVIII–XIX веках начинался Большой Сибирский тракт — главная транспортная магистраль России.
Однако расположенный в селе Дебесы Музей истории Сибирского тракта — далеко не единственный, который рассказывает об этой важной для России дороге.
Подобные учреждения есть в Игре, в деревне Бакчеево Игринского района, в селе Кестым Балезинского района. Однако дебесский музей рассматривает Сибирский тракт более глобально и помещает жизнь села и тракта в контекст отечественной истории.
Инфраструктурный проект
Сибирский тракт — главная транспортная магистраль для России XVIII–XIX веков, дорога, которая от обеих столиц — Москвы и Петербурга, протянулась далеко-далеко на восток.
Дебесы — один из ключевых пунктов этого большого пути, потому что именно здесь, прямо в центре удмуртской деревни, соединялись воедино московская (южная) и петербургская (северная) ветки этого пути.
Именно отсюда начинается так называемый Большой Сибирский тракт. Он стал не только судьбой для тысяч каторжан, но и ключевой темой, занявшей особое место в искусстве, в особенности в русском фольклоре и романсах.
До Петра I сообщение Европы с Азией осуществлялось преимущественно по рекам. Однако подписанные в 1720-х годах соглашения о торговле с Китаем обнажили проблему отсутствия дорог. А после пугачевского восстания стало ясно: дорога на «русский Восток» необходима, чтобы оперативно перебрасывать войска для подавления бунтов. Екатерина II провела ряд реформ, после которых и началось активное обустройство этого пути.
На стене в дебесском музее висит подборка портретов выдающихся личностей, связанных с Сибирским трактом. Вот лишь некоторые из них: писатели Федор Достоевский, Иван Гончаров, Петр Ершов, химик Дмитрий Менделеев, революционер Петр Кропоткин.
«Мы собрали здесь портреты людей, в жизни которых Сибирский тракт сыграл важную роль. Например, Петр Ершов, уроженец Тобольска, по этой дороге уехал учиться в Санкт-Петербург, затем вернулся в свой город и стал директором гимназии, в которой учился Менделеев, его будущий зять. Сказка „Конек-горбунок“ тоже связана с дорогой — это не что иное, как попытка создать транспортное средство, которое всего за 7 дней сможет доставить человека из столицы до моря-океана», — улыбается Павел Васильевич.
Особые села
В Удмуртии Сибирский тракт прошел через такие населенные пункты, как Яр, Глазов, Полом, Кез — так называемый «северный» путь дороги, и Сюмси, Селты, Якшур-Бодья, Игра — «южный» путь. А сливались обе ветки в Дебесах. Протяженность каждого из путей — чуть более 200 км. И во многом именно «государева дорога» повлияла на становление и развитие сел и поселков.
«В 1997 году, к двухсотлетию соединения южной и северной веток дороги, я ходил по Сибирскому тракту от Дебес до Кирова и сделал для себя очень важное открытие. Все села, которые стоят на Сибирском тракте, имеют трехчастную структуру. В XVII веке возникала чисто удмуртская деревня. С середины XVIII века происходило добровольно-принудительное крещение, в деревне появлялась церковь, вокруг нее — небольшое селение священнослужителей, которое называлось сельцом. В XIX веке, когда на тракте укрепилась этапная система, солдаты, служившие здесь по 25 лет, теряли связь с родными и, выйдя в отставку, женились и формировали солдатскую слободку. К началу XX века три части соединялись в одно большое село. В Дебесах, как раз за счет слияния двух дорог, эта структура проявила себя наиболее рельефно», — делится краевед.
Дорога формировала 2 поведенческих стереотипа: поскольку русские переселялись все дальше и дальше на восток, положение удмуртов в «центре» Сибирского тракта — селе Дебесы — становилось все более шатким. Некоторые из них бежали подальше от места скопления русских каторжников, основали деревни и сохранили самобытность. Другие оставались и мимикрировали, отрекались от удмуртского, пытались показать себя даже «более русскими», чем есть сами русские.
Печальный путь
Здание, в котором сейчас располагается музей, историческое, построено в 1822 году как казарма нижних чинов Дебесского конно-этапного пункта. В 1890-е годы оно перестало выполнять свою функцию, и его передали Сарапульскому уездному земству. В разные годы на этом месте располагались больница, крестьянская школа, общежитие Дебесского педучилища, районная амбулатория, художественная мастерская… В 1991 году здесь открылся музей, часть которого посвящена Сибирскому тракту как дороге каторжников.
«От одной пересыльной тюрьмы до другой (они находились в губернских городах) каторжники шли две недели. В нашем случае — от Казани до Перми. Также на дороге были этапные и полуэтапные пункты. Из этапной тюрьмы в Бакчеево выдвигались арестанты, навстречу им из Дебес выходили солдаты. Две группы встречались на полуэтапном пункте в Зуре, там и происходила передача каторжников», — говорит Роготнев.
Дневной переход в среднем не превышал 40 км. В полуэтапных пунктах осужденные ночевали одну ночь, в этапных — две, на пересыльных проводили две недели. Государство, заключая людей под арест, брало на себя обязанность обеспечить человека всем необходимым: едой, крышей над головой и одеждой. Например, на одного человека в сутки полагалось ни много ни мало около 200 гр мяса!
Зато с бытовыми условиями дело обстояло хуже. В одном из уголков музея воссозданы нары, на которых спали каторжники. На нарах — тюфяки, набитые сеном, внутри нередко водились клопы, блохи и тараканы — главное развлечение пересыльных. Они устраивали тараканьи бега и соревновались, чья блоха выше прыгнет. Спали арестанты тоже в закованном состоянии. Самые ловкие, бывало, ночью сбегали: разбирали часть печи и выходили через чердак.
По пути люди погибали, и их трупы до следующего пункта назначения тащили с собой — была строгая отчетность. Количество арестованных от одного этапа до другого не должно было изменяться. Если по пути кому-то удавалось сбежать, на его место брали первого встречного.
Близ Дебес сохранился фрагмент Сибирского тракта. Там растут огромные столетние березы. Они уже не помнят Радищева и Достоевского, каторжных песен и скорбных лиц. Сибирский тракт — старая дорога, и по ней, к счастью, уже никого не ведут…
СНТ «Лада»
Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить на сегодня
Сведения о видах деятельности отсутствуют.
Информации об участии СНТ «Лада» в тендерах не найдено. Данных об участии организации в арбитражных делах нет.
Ликвидация
Организация ликвидирована: 20 ноября 2009 г.
Способ прекращения: ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИЗ ЕГРЮЛ НА ОСНОВАНИИ П.2 СТ.21.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.08.2001 №129-ФЗ
Надёжность
Выявлено 12 фактов об организации:
Связи
Выявлены 2 ликвидированные связанные организации
Госзакупки
Сведения об участии СНТ «Лада» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Судебные дела
Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.
Проверки
Данных о проведении в отношении СНТ «Лада» плановых и внеплановых проверок нет.
Филиалы и представительства
Сведения о филиалах и представительствах СНТ «Лада» отсутствуют.
Последние изменения
Внесение изменений в сведения о юридическом лице, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных другими органами документов, в связи ошибками допущенными регистрирующим органом
ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧЕТЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
ВНЕСЕНИЕ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СВЕДЕНИЙ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ОСНОВАНИИ П.2 СТ.21.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.08.2001 №129-ФЗ
Похожие организации
Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:
Учредители
Данные об учредителях СНТ «Лада» отсутствуют в ЕГРЮЛ.
Финансы
Сведения о финансовых показателях организации отсутствуют.
Долги
Информация об исполнительных производствах в отношении СНТ «Лада» не найдена.
Лицензии
Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.
Краткая справка
Виды деятельности организации не указаны. Организации САДОВОДЧЕСКОЕ, ОГОРОДНИЧЕСКОЕ ИЛИ ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО «ЛАДА» присвоены ИНН 6788053947, ОГРН 2727345920109.
Организация САДОВОДЧЕСКОЕ, ОГОРОДНИЧЕСКОЕ ИЛИ ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО «ЛАДА» ликвидирована 20 ноября 2009 г. Причина: ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИЗ ЕГРЮЛ НА ОСНОВАНИИ П.2 СТ.21.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.08.2001 №129-ФЗ.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные СНТ «Лада» отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Музей истории сибирского тракта дебесы
Телефон: (34151) 4-13-04
Адрес: 427060, Удмуртская Республика, с. Дебесы, ул. Советская, 27
Проезд: Автобусы «Ижевск-Дебессы», автобусы междугородного сообщения
афиша, события и экскурсии |
В настоящее время в музее открыты три экспозиции: «Государева дорога», «Лесные встречи», «Село, где бесы уже не живут».
Основные экскурсии: Государева дорога Лесные встречи Село, где бесы уже не живут |
Дополнительные услуги:
лекторий или кинозал
Образовательные услуги:
Тематические занятия: «В гостях у лесовика», «Что такое толерантность и ее границы»
Квест-игра «Путешествие сквозь века»
Поблизости имеются:
места группового питания
профессионалу |
Основные должностные лица:*
Директор: Тронина Евгения Юрьевна, тел. (34151) 4-13-04
Хранитель: Шкляева Лидия Николаевна, тел. (34151) 4-13-04
Методист: Строганова Анастасия Владимировна, тел. (34151) 4-13-04
Тел. дирекции:
(34151) 4-13-04
Адрес дирекции:
427060, Удмуртская Республика, с. Дебесы, ул. Советская, 27
Даты открытия и основания:
открыт: 1991г.
Бюджетный статус:
Муниципальный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 310м 2
фондохранилищ 25м 2
Количество сотрудников:
4
В структуре организации имеются:
архив
Единиц хранения:
3762, из них 2965 предметов основного фонда
Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дебёсский районный музей истории Сибирского тракта».
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна
- музей истории сибирского военного округа
- музей истории симбирского водопровода