музей истории скжд ростов на дону
:: Музей железнодорожной техники СКЖД
Экспозиционная площадка исторического подвижного состава на станции Гниловская Музея Северо-Кавказской железной дороги (Музей железнодорожной техники СКЖД, Музей Паровозов) — удивительное атмосферное место, посещение которого порадует как людей, увлечённых железнодорожным транспортом, так и любого любознательного человека, стремящегося к познанию нового и интересного. А красота собранных экспонатов не оставит равнодушным никого из ценителей прекрасного.
Попасть в музей довольно просто. Добравшись до пересечения улицы Портовой и переулка Строительный (проезд: автобус № 4, маршрутное такси № 4 и 8 от Центрального рынка) спускаемся в проход за школой №77 (красная линия на карте) и выходим к музею. Альтернативный вариант — доехать электричкой с Пригородного ж.д. вокзала в направлении на Таганрог (через Гниловскую) до Гниловской.
Касса расположена в административном здании в восточной части музея. Цены на билеты гуманные, фотосъёмка дороже, но оно того стоит.
Работает экспозиция с 10 до 18. Вход прекращается в пять. Выходной — понедельник.
Музей железнодорожной техники СКЖД был открыт 1 августа 2003 года, в канун Дня железнодорожника. Железнодорожная техника размещается на четырех экспозиционных путях общей длиной 1900 метров. Коллекция музейного подвижного состава постоянно пополняется и насчитывает на конец 2017 года 82 единицы, 65 из которых представлены в экспозиции. Здесь можно увидеть паровозы серий Э, ФД, Л, П36, ТЭ, СО, Су тепловозы ТЭ3, ТЭП60, ТЭП10, ТЭМ1М, электровозы ВЛ8, ВЛ22М, ВЛ41, ВЛ61, ВЛ80, ВЛ82, ВЛ84, ЧС4, два головных вагона и один прицепной электропоезда ЭР22, тендеры Лп-138, ИС20-286, ИС20-320, вагоны, мотовоз 1935 года, дрезины, танковый и артиллерийский тягачи, двухосный вагон-ледник постройки начала XX века, путевую технику, цистерны, в том числе трехосную цистерну 1901 года постройки. К чести музея следует отметить, что более пятидесяти экспонатов находятся в рабочем состоянии. Так, в рабочее состояние приведена мотодрезина 1935 года, восстановлен вагон-теплушка периода Великой Отечественной войны с внутренним интерьером, а один из паровозов с вагонами несколько раз в год используется как ретро-поезд в экскурсиях вокруг Ростова.
Однако, следует отметить, что экспозиция меняется. Некоторые экспонаты исчезают (надеемся, что не навсегда) и появляются новые. Повод ходить с какой-то регулярностью.
Подразделения по сохранению исторического наследия Северо-Кавказской железной дороги
Подразделение по сохранению исторического наследия Северо-Кавказской железной дороги
Начальник подразделения – Бураков Владимир Владимирович.
Адрес: 344001 г. Ростов-на-Дону, ул. Гусева, 2а/5.
Дом культуры железнодорожников.
Телефон: +7 (863) 238-28-95
Электронная почта: steam-p36@mail.ru
Режим работы:
понедельник – пятница с 9:00 до 18:00,
выходной: суббота, воскресенье.
Стоимость входного билета составляет:
для школьников – 50 руб.
для студентов – 65 руб.
для взрослых – 100 руб.
Экскурсионное обслуживание:
для школьников и студентов – 255 руб.
для взрослых – 360 руб.
Экспозиционная площадка исторического подвижного состава подразделения по сохранению исторического наследия Северо-Кавказской железной дороги на станции Гниловская
Главный хранитель фондов – Вылупко Виталий Васильевич.
Адрес: 344033 г. Ростов-на-Дону, пер. Казачий, 44а.
Проезд: автобус № 4, троллейбус № 12 от Центрального рынка до остановки «Больница» или электропоездом с Пригородного ж.д. вокзала в направлении на Таганрог (через Гниловскую), остановка «О.п. Гниловская».
Телефон: +7 (863) 238-28-95
Стоимость входного билета составляет:
для школьников – 50 руб.
для студентов – 65 руб.
для взрослых – 100 руб.
Экскурсионное обслуживание:
для школьников и студентов – 255 руб.
для взрослых – 360 руб.
Региональные подразделения
Региональное подразделение по сохранению исторического наследия Краснодарского региона Северо-Кавказской железной дороги
Хранитель фондов – Шевченко Елена Алексеевна.
Адрес: 350033, г. Краснодар, Привокзальная пл., 1,
Дворец культуры железнодорожников.
Телефон: +7 (861) 214-47-92, +7 (988) 240-08-43
Режим работы:
понедельник – пятница с 9:00 до 16:00.
выходной: суббота, воскресенье
Региональное подразделение по сохранению исторического наследия Минераловодского района Северо-Кавказской железной дороги
Хранитель фондов – Гува Павел Сергеевич.
Адрес: 357200, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, Привокзальная пл., 1, в здании ж.д. вокзала
Телефон: +7 (918) 800-44-79
Режим работы:
понедельник – пятница с 9:00 до 16:00.
Посещение музея и экскурсионное обслуживание – с 10:00 до 15:00.
выходной: суббота, воскресенье
Железнодорожный музей в Ростове-на-Дону
Музей Северо-Кавказкой железной дороги состоит из двух площадок. Первая — находится во Дворце культуры железнодорожников возле станции Ростов-Главный. Вторая — это филиал Дорожного музея истории. Он особенно примечателен и является одной из интереснейших достопримечательностей в Ростове-на Дону. Его выставка располагается под открытым небом на остановочном пункте Гниловская в юго-западной части города.
Музей железнодорожной техники СКЖД под открытым небом не похож на привычный всем с закрытыми витринами. Его выставка полностью интерактивная. К любому экспонату можно подойти, потрогать руками, подергать за различные рычаги. Даже попасть внутрь и поседеть на месте машиниста или кочегара. От такой возможности мало кто отказывается. Как следствие, Музей пользуется большой популярностью среди детей и взрослых, горожан и гостей Ростова-на-Дону. В это место вложен колоссальный труд людей, бережно хранящих историю. Большая часть музейной коллекции восстановлена и находится на ходу. Помимо всего организовываются ретро-поездки на составе 40-х годов с остановкой на станции Гниловская, где находится музей под открытым небом.
История Музея железнодорожной техники СКЖД
История Музея железнодорожной техники Северо-Кавказкой железной дороги под открытым небом началась 1 августа 2003 года. Состоялось открытие филиала с «живыми» экспонатами на закрытой станции Гниловская. Огромную роль в его создании сыграли энтузиасты из Всесоюзного Общества Любителей Железных Дорог, руководство железной дороги, работники магистрали, студенты Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта и Ростовского техникума железнодорожного транспорта. Всем этим людям удалось не только собрать, но и восстановить большинство экспонатов. По началу, коллекция насчитывала около 40 единиц старинной техники. Год за годом экспозиция пополнялась. Сейчас в ней представлены более 60-ти разнообразных железнодорожных составов.
Экспозиция
Музейные составы поставлены на рельсы, чтобы максимально приблизить ощущение реальности обстановки. На станции даже установлены светофор и механический семафор, гидроколонка.
В музее представлены: старинные паровозы довоенного выпуска, пассажирские и грузовые электропоезда, одни из первых советских электровозов и другая путевая техника. Некоторые паровозы принимали участия в съемках документального кино и реконструкциях исторических событий.
Один из самых уникальных экспонатов коллекции проработал больше века на железной дороге. Трехосная румынская цистерна 19-го века из трофейного состава времен Первой мировой войны. В таком виде это единственный экземпляр в стране. Качество внутреннего покрытия позволило использовать ее для перевозки химических веществ, вплоть до определения цистерны в музей. Ее возраст более 120 лет.
Гордостью музейной коллекции являются экспонаты:
Сегодня ожидает своей очереди на реставрацию самый старинный вагон в России. В 1869 году его изготовили на заводе «Глоссер» в Англии. Помимо передвижных составов в здании находятся исторические документы, фотокопии, карты, связанные с железной дорогой.
Ретро-тур
Ежедневно от Пригородного вокзала отходит туристический ретро-поезд Су 250–64. В его составе всего несколько вагонов. Поездка длится два часа с остановкой в пункте Гниловская. Там для пассажиров проводят экскурсию по Музею железнодорожной техники СКЖД. В течение всего времени можно послушать интересную информацию о железной дороге. Перевозки осуществляет компания «Дельта-Копия». У них на официальном сайте можно найти подробную информацию о ретро-турах.
Как добраться до Музея железнодорожной техники в Ростове-на-Дону
Ближайшая остановка возле Музея железнодорожной техники СКЖД — «Строительная», всего 380 метров пешком. На ней останавливаются все виды общественного транспорта. Если вы направляетесь из центра города, то придется перейти улицу и двигаться по Казачьему переулку к железнодорожным путям до забора.
Автобус № 4 (маршрут ГПЗ-10 → Центральный рынок)
Троллейбус № 12 (маршрут Центральный рынок → ГПЗ-10)
Маршрутное такси № 4 и № 8 (маршрут Центральный рынок → ГПЗ-10)
В музее паровозов
Ростовский музей железнодорожной техники открылся 1 августа 2003 г. В его коллекции представлено более 60 единиц подвижного состава: паровозы, тепловозы, электровозы, дрезины, вагоны, цистерны, военная техника.
Самые впечатляющие экспонаты — это, конечно, паровозы.
Они похожи на исполинов, скованных зачарованным сном.
Многие из этих гигантов были созданы еще до ВОВ
Есть даже парочка клепанных экземпляров
Однако, самым старинным экспонатом музея является не паровоз, а трехосная цистерна, пригнанная как трофей из Австро-Венгрии после Первой мировой войны.
Хотите — верьте, хотите — нет, но ее внутреннее покрытие было изготовленно настолько качественно, что цистерна служила для перевозки едких химических веществ аж до 2003 г.! Более 100 лет!
Возле паровозов и цистерн пристроились салон-вагон:
и «теплушка» времен Великой отечественной войны
Ростовский музей паровозов
История развития музея
Выставка паровозов — это филиал музея истории Северо-Кавказской железной дороги, расположенный на железнодорожной станции «Ростов». Музей был организован в августе 2003 г. в канун Дня железнодорожника силами руководства СКЖД, ее работников, любителей-энтузиастов из общественных организаций и студентов.
Сначала посетителям было представлено только 40 моделей старинной техники. Постепенно ростовский музей приобретал новые экземпляры, и сейчас в нем 82 экспоната. Многие из них отреставрированы, а некоторые будут восстановлены позже. Сейчас 21 единица подвижного состава находится в запасных фондах и ожидает обновления.
Постоянная экспозиция
Музей железнодорожной техники СКЖД под открытым небом находится на станции Гниловской (в сторону Таганрога). Для большей схожести с фактической обстановкой паровозы располагаются на рельсах общей протяженностью 1900 м. Весь представленный транспорт работоспособен и может передвигаться. Он участвует в съемках исторических фильмов и различных мероприятиях с реконструкцией событий прошлых лет. Площадь экспозиции составляет 2 Га.
Наиболее впечатляющие экспонаты музея перечислены ниже:
Для приближения к подлинной обстановке того времени в начале железнодорожных путей установлены семафор и светофор, а также гидроколонка. В представленные экземпляры разрешается забраться, ощутив себя машинистом паровоза, пассажиром теплушки или отделанного деревом роскошного салона. На дрезине можно немного покататься. Есть старинные приборы.
Работа сотрудников заключается не только в обслуживании техники, но и в ее реставрации. Экспозиция постоянно обновляется, пополняясь новыми восстановленными экземплярами.
Стоимость билета для россиян с учетом экскурсионного обслуживания составляет 100 руб. для взрослого и 50 руб. для ребенка.
Режим работы музея следующий:
Экскурсионные услуги
Для ознакомления с музеем СКЖД организован ретротур. Поезд отправляется ежедневно с Ростовского пригородного вокзала в 10.38 по будним дням и в 13.50 в субботу и воскресенье. Поездка длится 2 часа 40 минут. Ее стоимость составляет 250 руб. для взрослого и 200 руб. для ребенка старше 6 лет. Дети более младшего возраста участвуют в путешествии бесплатно.
На официальном сайте компании «Дельта-Копия», осуществляющей экскурсии, можно получить подробную информацию.
Как добраться до музея паровозов
Есть и другой вариант: ехать на поезде с пригородного вокзала в сторону Таганрога до остановочного пункта «Гниловская».