музей истории трактора в чебоксарах
Музей истории трактора в чебоксарах
Музей истории трактора, расположенный в городе Чебоксары, является единственным в России научно-техническим и просветительским центром, нацеленным на изучение эволюции мирового тракторостроения и прошедшем государственную регистрацию. Создан по инициативе Концерна «Тракторные заводы» и при всемерной поддержке ГК «Ростех» и Союза машиностроителей России. Официальное открытие состоялось 29 октября 2011 года.
Экспозиции музея размещаются на площади более 1,5 тыс. кв. м. Они дают полное представление об истории становления и развития отечественного и мирового тракторостроения. В музее представлены следующие разделы: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора: от паровых двигателей до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего», «Легенды тракторостроения». В отдельном зале музея демонстрируется огромная коллекция из 700 моделей тракторной техники в масштабе 1:43.
Коллекция раритетных тракторов насчитывает более 50 раритетных колесных, гусеничных, промышленных и сельскохозяйственных машин, многие из которых «на ходу». Всего в фондах музея сегодня насчитывается более 5000 единиц хранения.
При музее организован учебно-консультационный центр для специалистов, занятых в производстве и промышленной эксплуатации тракторной техники. Вместе с вузамии и колледжами машиностроительного профиля на музейной базе разрабатываются инновационные образовательные программы. Также музеем ежегодно проводятся конкурсы самодельной тракторной техники «Кулибин XXI века» и научно-технического творчества «Робот и техника». Кроме того на базе учреждения действует «Мастерская изобретателя» – учебно-производственная лаборатория для учащихся ПУ, студентов вузов и ссузов, рационализаторов и изобретателей-самоучек.
Музеем регулярно организуются стационарные и передвижные тематические выставки, экскурсии, лекции, конференции и семинары; ведется поисковая работа и реставрация раритетной тракторной техники; реализуется различная сувенирно-подарочная продукция на тракторную тематику; проводятся детские праздники и утренники; предоставлятся экспозиции с раритетными тракторами для оригинальных фото- и видеосессий, в том числе свадебного и рекламного характера.
НУК «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТРАКТОРА»:
428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, д. 1, корпус 1 (близ ДК «Агрегатный»),
Музей истории трактора
в Чебоксарах
Музей истории трактора в Чебоксарах — единственная на территории России экспозиция, полностью посвящённая сельскохозяйственной, промышленной и строительной технике. В отличие от других схожих по формату площадок, здесь нет дидактических лекций и однообразных описаний — каждый зал подаёт тему в яркой, интерактивной и запоминающейся манере. На базе главного музейного здания проводятся фестивали, шоу и международные конкурсы, не имеющие аналогов.
Цены и часы работы музея трактора в Чебоксарах
На 2021 год стоимость билетов и других платных услуг составляет:
Правом на бесплатное посещение музея могут воспользоваться:
Тракторный музей работает ежедневно, по будням с 8:00 до 18:00, в субботу и воскресенье — с 10:00 до 17:00. Кассы закрываются на 1 час раньше.
История
Появление экспозиции напрямую связано с промышленной историей Чебоксар, где в 1975-м году с конвейера тракторного завода сошла первая тяжёлая гусеничная машина. Предприятие дало тысячи рабочих мест и стало новой вехой в советском машиностроении. На тот момент образцы техники редко отдавали даже на постаменты «в память трудового подвига» — всё работало «до отказа», и в плоть до распада СССР будущие экспонаты не доживали выставок, превращаясь в износившуюся груду металла.
Инициатива о спасении исторических моделей озвучивалась не единожды, но только в 2011-м нашлось достаточно средств, чтобы запустить проект. Первые трактора выкупались буквально за бесценок в бывших колхозах, у частных фермеров и даже привозились со свалок и заброшенных долгостроев. Реконструкция шла непросто, в большей степени — силами инженеров-энтузиастов, вынужденных заново собирать ретро двигатели с ходовой частью, и вручную выправлять перекорёженные детали кузовов.
За 5 лет упорного труда удалось «реанимировать» более 40 моделей — от поздней советской до редчайшей тракторной техники из США и Европы. Практически все они приводились к состоянию «на ходу», и после заправки дизелем готовы отправиться в поля, работая в несколько смен не хуже новых моделей. Это была принципиальная позиция руководства музея — никаких современных технологий, только родные запчасти, даже если цена на них кому-то покажется «неподъёмной».
Осенью 2019-го года часть экспозиции успешно выступила на международной московской выставке близ Манежной площади. На несколько дней чебоксарский павильон посетило почти 300 тысяч человек со всего мира, и неподдельный интерес вызывал каждый из тракторов. По словам дирекции, поездка в Москву стала первым опытом в череде больших побед, и впереди у яркого и самобытного музея гораздо больше сюрпризов, как для жителей родного города, так и для всей России.
Экспозиция музея трактора в Чебоксарах
Выставочные залы рассредоточены по принципу историзма, и гости начинают осмотр с коллекции предметов, посвящённых переходу человека от ручного труда к технике и примитивным механизмам. Здесь собраны аутентичные находки археологов и реконструированные орудия, каждая витрина оформлена поясняющими схемами и рисунками, которые специально для музея создавались местными художниками. Есть и эксклюзивные макеты, собранные по чертежам Леонардо да Винчи.
Кроме технических изобретений, большое пространство посвящено и процессу их появления. Так, перед посетителями предстаёт уменьшенный вариант доменной печи, настоящие кузнечные меха с наковальней, и даже слесарная мастерская XX века в предвоенном антураже. Любители старины оценят интерьерный уголок «Кабинет изобретателя» в оформлении которого использовалась антикварная мебель. Рядом — тематические инсталляции о возделывании земли тягловой силой, плугом и сохой.
Основная часть экспозиции расположена в просторном ангаре-галерее, где представлены действующие образцы тракторной техники и масштабные модели старинных машин эпохи парового двигателя. Фамилии Кулибина, Блинова, Мамина и Дизеля — не просто перечисление заслуг, каждый «зверь» на колёсах или гусеницах отражает многолетний труд инженеров, положивших начало современному машиностроению. В дополнение — архивные фото и исторические справки.
Визуальные лекции не ограничиваются описанием российских заслуг на ниве тракторостроения. В одной из витрин можно увидеть макет первого завода Генри Форда по производству гусеничных систем, и познавательные истории о том, как к изобретательству подходили по ту сторону Атлантики. Отдельный стенд напомнит о рекордах советской промышленности — сегодня мало кто знает, что к 1940-му году мировая доля СССР в производстве техники составляла 40%, а через 20 лет — почти две трети.
Для самых маленьких посетителей музей приготовил интерактивную площадку. Уменьшенные и безопасные модели можно не только трогать, но и поиграть в них с помощью пульта радиоуправления. На улице — отдельная экспозиция с крупногабаритной техникой, которой будет тесно в залах. Рядом стоят кандидаты на пополнение — каждый трактор вручную реставрируется, покрывается краской оригинального оттенка и проверяется на работоспособность, чтобы радовать многочисленных гостей.
Перспективы будущего отражены в последнем зале. Здесь расскажут о том, какое влияние оказал обыкновенный колхозный трактор на проектировку первого лунохода, что используется сейчас для освоения поверхности Марса, и чем Роскосмос собирается ответить на американские успехи. Амбициозные зоны подчёркивают диорамы с моделями экспериментальных образцов техники, которые в будущем могут запускаться на космических кораблях. При желании — заказывается отдельная экскурсия.
Экспозиция музея истории трактора на Google-панорамах:
Интересные факты
Образовательные проекты музея трактора посвящены популяризации точных наук и изобретательства. Например, несколько лет подряд проходит фестиваль-смотр «Кулибин XXI века», где любой желающий может собрать транспортное средство из подручных материалов и похвастаться им на широкую публику. Условие участия — наличие водительских прав категории D или E и соответствие регламенту — машина должна быть полностью исправна и безопасна для окружающих.
Интерактивная составляющая есть не только для детей, но и для взрослых. Так, каждому гостю на входе даётся ключик от «волшебного сундука», стоящего в центре экспозиционного ангара. К нему нужно подойти и попытаться открыть висящий на крышке замок. Тот, кто окажется достойным, уйдёт домой не с пустыми руками — внутри ждёт секретный сувенир. Кому повезёт меньше, тем предложат отчеканить на память «юбилейную» тракторную монету, правда, уже за отдельные деньги.
Долгожитель и ценнейший раритет всей экспозиции — рабочая модель легендарного американского трактора Fordson. В Советский Союз их поставляли вплоть до середины 1930-х годов, как из штата Мичиган, так и из Ирландии, где находился второй завод концерна. Для своего времени это было революционное изобретение — электрическое зажигание, 20 лошадиных сил и четырёхцилиндровый двигатель. На ходу осталось не больше десятка единиц, и в Чебоксарах хранится одна из них.
Музейная программа для детей не ограничивается арендой радиоуправляемых игрушек. Если набирается достаточная группа маленьких посетителей, и позволяет погода, их прокатят по прилегающей территории на вагончике, прицепленном к одному из старинных тракторов. Но не только школьники пользуются такой привилегией — во время официальных визитов почётных гостей тоже катают на ярком прицепе, среди счастливчиков замечены были и первые лица государства.
В центре уличной экспозиции — знаменитая гусеничная машина Т-330. Именно с неё началась история Чебоксарского тракторного завода, а модель стала официальным символом нескольких промышленных отраслей. По сути, это конструкторская база для расширения, установки дополнительных ковшей и инструментов. Детище советских инженеров оказалось настолько универсальным, что его использовали, как для рыхления земли, так и для добычи ископаемых на крайнем севере.
Как добраться
Достопримечательность находится в Калининском районе Чебоксар, напротив остановки общественного транспорта «ОАО ОЖДХ», которую по громкой связи объявляют, как «Железнодорожное хозяйство». Сюда идёт половина городских автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов в течение рабочего дня, дефицита нет, долго ждать не приходится. От остановочного павильона до входа — около 400 метров пешком по ухоженному тротуару.
С такси проблем тоже не будет — в чувашской столице давно работает мобильное приложение Uber, аналоги от Maxim и Яндекса в наличии. Тарифы по сравнению с московскими ценами максимально демократичные, если не связываться с уличными водителями — у них гарантированно не будет счётчиков, а состояние машин оставляет желать лучшего.
А вот тем, кто путешествует на своём автомобиле, будет сложнее, у музея и рядом с ним останавливаться строго запрещено. Ближайшая легальная и бесплатная парковка — через две улицы около Олимпийского стадиона (56.122333, 47.270161). идти оттуда пешком почти километр, но альтернатив нет, если не рисковать внушительными штрафами и эвакуатором.
Музей трактора на Google-панорамах:
Видео о музее истории трактора в Чебоксарах:
Научно-технический музей истории трактора
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Людмила Квасникова
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
Яркая фотосессия «Radical Chic» в Музее истории трактора.
Российский бренд аксессуаров и одежды «Radical Chic» в коллекциях делает акцент на принтованных платках из натурального шелка, шерсти, кашемира и хлопка.
Среди известных арт-проектов бренда коллаборации с Музеем Фаберже и Всероссийским музеем декоративно-приикладного искусства, а также с Третьяковской галереей по работам Бакста, Кандинского и Лентулова.
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
В МУЗЕЕ ТРАКТОРА СОСТОЯЛСЯ ПРЕМЬЕРНЫЙ ПОКАЗ ФИЛЬМА
В Музее истории трактора состоялся премьерный показ социальной драмы «МНЕ ОЧЕНЬ БОЛЬНО» режиссера Владимира Синяева.
Поведение и образ жизни родителей часто отражается на их детях. Только любовью, трепетным отношением, добротой можно изменить этот мир для себя и своих близких.
Главные роли в картине сыграли Аркадий Давыдов, Анастасия Костина, Жанна Калашникова, Александр Романов.
Фильм снят с детьми ОВЗ, при поддержке ПНК «Чувашфильм», Юрия Спиридонова, Ольги Ласточкиной, семьи Хубер и других неравнодушных людей.
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
ТРАКТОРЫ – ЗВЕЗДЫ ФЕРМЕРСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «СВОЕ»
Более 100 фермерских хозяйств из Чувашии и других регионов России прибыли в Чебоксары на День Республики на Всероссийский фермерский фестиваль Россельхозбанка «СВОЁ», проходящий на площади Речников. В фестивале принимает участие и Музей истории трактора.
В программе праздника – ярмарка различных фермерских продуктов, выступления музыкальных коллективов, мастер-классы и розыгрыши призов. Здесь же проходит презентация лучших сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики «Клуб «Агро-100». Музей истории трактора, созданный Концерном «Тракторные заводы», экспонирует на фестивале старинные тракторы «Универсал» и «John Deere».
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
ТРАКТОРЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАЗДНИКЕ
В традиционном многонационального и многоконфессиональном празднике «Акатуй-Сабантуй», проводившемся в 69 раз в Батыревском районе Чувашии, принял участие Музея истории трактора, который в этом году посвящен Году науки и технологий в России и Году. Основные торжественные мероприятия развернулись на поляне «Солнечная».
Показать полностью. В этом году на них был приглашен с динамической выставкой Научно-технический музей истории трактора, представивший различные машины в ходе ретро-трактор-шоу.
В торжествах приняли участие глава Батыревского района Николай Тинюков, глава администрации Батыревского района Рудольф Селиванов, заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр сельского хозяйства Сергей Артамонов, министр здравоохранения Чувашской Республики Владимир Степанов, исполняющий обязанности министра культуры Чувашской Республики Татьяна Казакова, депутаты Государственной Думы Анатолий Аксаков, Николай Малов, Леонид Черкесов, Марат Бариев, Герой Российской Федерации летчик Николай Гаврилов, депутаты Государственного Совета Чувашии Олег Мешков, Валерий Павлов и др. официальные гости. Среди почетных гостей также – делегации районов республики и Бахчисарайского района Республики Крым.
В ходе праздника был определен «Меценат года Батыревского района». В этом году это званием получил Генеральный директор Чебоксарского ЛВЗД, депутат Государственного Совета Чувашской Республики Олег Мешков признан «Меценатом года-2020». В торжественной обстановке ему было вручено свидетельство и статуэтка «Меценат года-2020». Именно благодаря приглашению батыревцы получили замечательный подарок в виде выставки Музея истории трактора.
Научно-технический музей истории трактора запись закреплена
Альберт Сергеев
В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? В ТРАКТОРЕ!
03.06.2021
Автор: Валерий ЧУМАКОВ
В конце мая в столице Беларуси прошла выставка чебоксарского Научно-технического музея истории трактора «Эволюция тяговой силы». Таким необычным способом российские музейщики и тракторостроители поздравили с 75-й годовщиной Минский тракторный завод.
Показать полностью.
Фото: Альберт Сергеев
Бренд «BELARUS» известен практически во всём мире. Белорусские трактора работают не только в постсоветских странах, они популярны и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, и в Африке, и в Латинской Америке. История завода, конечно же, представлена в экспозициях Научно-технического музея истории трактора в Чебоксарах, столице тяжелого промышленного тракторостроения России. О минском предприятии довольно подробно рассказывают несколько стендов музея, а в специальном музейном издании «Трактор: прошлое, настоящее, будущее» МТЗ посвящены отдельные страницы. Мы попросили директора Музея Альберта СЕРГЕЕВА рассказать о том, что такое современный трактор и как минские тракторостроители сотрудничают с чебоксарскими.
Не бульдозерист, а оператор
– Альберт Николаевич, в представлении большинства обывателей трактор – что-то древнее, замшелое, а тракторист – перспективная профессия для двоечников и второгодников…
– Так думает, наверное, тот, кто трактор видел в последний раз в советском фильме «Дело было в Пенькове». Кстати, спешу сообщить – для тех времен показанный в ленте трактор был супер-агрегатом, да и профессия у героя Вячеслава Тихонова была очень престижная. Современные тракторы, бульдозеры – это высокотехнологичные, дорогостоящие машины, решающие серьезные производственные задачи. Такую технику не отдают в руки двоечника или второгодника. Чтобы эффективно эксплуатировать трактор XXI века, требуется обладать солидным багажом компетенций. В противном случае агрегат стоимостью в несколько десятков, а иногда – и сотен тысяч долларов, превратится в металлолом.
– Управлять им надо долго учиться?
– Управление машинами становится все проще. Например, даже самые тяжелые в своем классе, многотонные чебоксарские бульдозеры ЧЕТРА для горнодобывающей отрасли – и те управляются джойстиками. Прямо как в компьютерной игре!
– То есть и я смогу на нём работать?
– И это будет уже не бульдозерист, а оператор бульдозера. Но это дело будущего. А сегодняшние тракторы что умеют?
– Современные тракторы, как самодвижущиеся высокоэнергетические механические средства, в зависимости от своего тягового класса и предназначения, выполняют тысячи самых разнообразных операций, дополняя друг друга, как краски в палитре. Пахотные – обрабатывают землю, вносят в нее семена. Универсально-пропашные выполняют культивацию земель, вносят удобрения, перевозят грузы. Лесозаготовительные харвестеры валят лес, а форвардеры транспортируют хлысты на лесозаготовительные склады. Промышленные тракторы строят дороги, каналы, трубопроводы, добывают вскрышным способом полезные ископаемые. Так что, как видите, тракторы делают сегодня практически все, окончательно заменив живую тяговую силу.
У каждого своя ниша
– Только откровенно, какие тракторы по-вашему лучше, чебоксарские или минские?
– Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. В Советском Союзе каждому тракторному заводу предписывалось выпускать строго определенный тип машин. Конструкции разных марок разнились по типу ходовой части, трансмиссии, моторам, тяговым классам тракторов, по своему предназначению. Понятно, что при таком разделении о конкуренции речи не шло. МТЗ традиционно выпускал сельскохозяйственную технику – колесные и полугусеничные универсально-пропашные машины тягового класса 1,4 тонна-сил.
– Грубо говоря, эти трактора могли не просто катить, а таскать по земле почти полторы тонны нагрузки?
– Поскольку тяговый класс устанавливается по нижней эффективной планке, а следующий класс – 2, то до двух тонн. В то же время ЧЗПТ изначально специализировался на выпуске промышленных бульдозеров тягового класса 25 и выше, а также собирал трубоукладчики на базе своих платформ. ЧЕТРА «заточены» под добычу газа, нефти, угля, железа и алмазов. Эта специализация сохранилась и расширилась: для ЧЕТРА «Промтрактор» теперь выпускает полный модельный ряд промышленных гусеничных бульдозеров, добавив средние и легкие классы техники для использования во всех сферах строительства. Так что сравнивать ЧЕТРА и BELARUS между собой не нужно, у каждого своя ниша. Но то, что оба бренда конструктивно надежны, пользуются уверенным спросом во всем мире – это факт.
EOSR5223.JPG
– Если взять мировой рейтинг, на каких местах они находятся?
– И BELARUS и ЧЕТРА известны сегодня во всем мире. Чебоксарские тракторы поставляются в страны СНГ, на Кубу, Филиппины, в Пакистан. Среди новых партнёров — компании Анголы, Вьетнама, Венесуэлы, Ганы, Замбии, Зимбабве, Камеруна, Нигерии, Перу, Сенегала, Танзании, ЮАР. Насколько мне известно, в свою очередь, техника BELARUS успешно реализуется в странах СНГ, Африке, Европе, Юго-Восточной Азии. Если говорить о местах в рейтинге – ЧЕТРА в числе мировых лидеров. Судя по объемам производства, в сегменте сельхозтракторов BELARUS также занимает лидирующие позиции.
– Китайцы сильно поджимают?
– Да, в сфере производства бульдозеров китайские бренды сделали мощный качественный рывок. Достаточно вспомнить, что под натиском китайской фирмы LiuGong Machinery пал даже такой известный бренд, как польская марка бульдозеров Dressta. Тем не менее и BELARUS, и ЧЕТРА продолжают удерживать свои позиции, в том числе путем защиты собственных рынков в интересах сохранения рабочих мест Союзного государства.
– Есть ли у нас реальный шанс догнать, скажем, Caterpillar?
– BELARUS догонять Caterpillar незачем, это разные виды машин. Ну, а про ЧЕТРА могу сказать, что чебоксарские машины по конструктиву ни в чем не уступают Caterpillar. А по соотношению такого параметра, как цена-качество, даже и превосходят именитый американский бренд.
– Какой из минских тракторов вам больше нравится?
– МТЗ-50. Это один из наиболее значимых экспонатов нашего Музея. И это первый трактор в моей жизни, которым я научился управлять!
– А какой из ЧЕТРА для вас идеал?
– Пожалуй, ЧЕТРА Т40 – настоящий монстр мощностью в 660 лошадиных сил.
Наши девушки трактористки.JPG
От Чебоксар до Минска
– Кроме того, что оба города являются союзными флагманами тракторостроения, что ещё связывает столицу Чувашии со столицей Беларуси?
– Тысячи экономических нитей. Почти 100% тракторов в сфере ЖКХ в Чебоксарах именно марки BELARUS. На городских маршрутах ходят автобусы МАЗ. В Чувашской сельскохозяйственной академии компании МТЗ и Гомсельмаш создали два великолепных учебных класса по изучению белорусской техники. С другой стороны, за последние 20 лет из Чебоксар в Беларусь было поставлено немало бульдозеров ЧЕТРА для добычи калийной руды, гранита, дорожного строительства. Наши бульдозеры на территории республики обслуживают в непрерывном режиме две крупные сервисно-дилерские компании. Поковки и отливки Концерна «Тракторные заводы» под брендом ЧАЗ поставляются из Чебоксар в адрес Минского моторного завода, Борисовского завода агрегатов, компании «АМКОДОР».
– Для БелАЗов что-нибудь делаете?
– Чебоксарские комплектующие идут и на БелАЗ, и на Гомсельмаш, и на МАЗ. Из Чебоксар в Беларусь направляется электротехническая продукция для Белорусской АЭС, для МЭТЗ имени В.И. Козлова, для Белорусской железной дороги.
– А в тракторах ЧЕТРА есть что-то белорусское?
– Есть. ЧЕТРА более чем на 90% состоит из компонентов российского производства, но изделия белорусских компаний «Белгидромаш» и «Белшина» используются в нашей бульдозерной линейке и во фронтальных погрузчиках. Экономикой наши связи не исчерпываются. Чебоксары с 2009 года являются побратимом города Гродно. И, конечно, нельзя забывать факт, что дочь белорусского народа, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова (кстати, её отец работал именно трактористом) была связана брачными узами с прославленным сыном Чувашии, летчиком-космонавтом Андрияном Николаевым.
– Чебоксарский завод промышленных тракторов значительно моложе Минского тракторного. Вам ещё и 50 лет нет, а МТЗ уже 75. Когда в начале 1970-х строился ЧЗПТ, белорусский опыт учитывался?
– Еще как! Достаточно вспомнить, что куратором строительства ЧЗПТ от Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР являлся заместитель министра Борис Гордеевич Сивак, в 1950-е годы занимавший пост директора МТЗ. Разумеется, Борис Гордеевич, развивавший Минский тракторный, многие наработки применил и при строительстве ЧЗПТ.
– А сегодня, кроме культурного обмена выставками и поздравлений с юбилеями, какое-то сотрудничество осталось?
– Конечно, наши предприятия связаны крепкими экономическими связями. Относительно недавно, 17 января этого года, на нашем заводе с официальным визитом побывал директор МТЗ Виталий Михайлович Вовк.
– О чём договорились?
– К сожалению, о деталях я говорить не могу, так как существует определенного рода вето коммерческого характера. Но поверьте, деловое сотрудничество между двумя предприятиями активно развивается, есть вполне определенные перспективы.
– Если пофантазировать, каким будет трактор лет через 10?
– В ближайшие годы, я уверен, будет наращиваться объем поставок автопилотируемых тракторов.
– Тогда будет повсеместная эксплуатация тракторов под управлением искусственного интеллекта. Машин, на которых уже не будет кабины для человека. Сказать, что и на карьерах появятся полностью роботизированный машины, трудно – все-таки алгоритмы работы бульдозеров на рудниках несравненно более сложные.