музей изобразительных искусств им пушкина история создания
История
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней.
В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений Античности, Средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
В залах первого этажа Главного здания представлены: произведения искусства Древнего Египта, Античности, собрание европейской живописи VIII– XVIII веков; два зала – Итальянский и Греческий дворики – занимают слепки. На втором этаже Главного здания в залах размещены слепки произведений искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения.
В начале 2017 года музей определил новое направление своей деятельности – Пушкинский XXI, – ориентированное на современное российское и западное искусство во всех аспектах – выставочном, образовательном и исследовательском. Таким образом, ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет собой открытую, интерактивную сцену, демонстрирующую развитие мировой культуры с древности до наших дней, живое, знакомое с детства пространство для получения знаний и общения.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Гордость Галереи — живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века: Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека, членов группы «Наби», Анри Матисса, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Руссо.
Камерные залы позволяют публике по-новому увидеть хорошо знакомые картины Эжена Делакруа и Доменика Энгра.
В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также произведения американского искусства.
В специально отведенном зале экспонируется немецкая школа живописи начала XIX века, представленная произведениями Каспара Давида Фридриха и художников-«назарейцев».
Испанскую школу представляет творчество Франсиско Гойи. Отдельный зал получили работы участников парижского Салона Жана Жерома, Поля Делароша, Эжена Луи Изабе.
Произведения французских пейзажистов Камиля Коро и художников барбизонской школы Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Вирджила Диаза де ла Пенья, Шарля Добиньи как будто специально предназначены для интерьеров Галереи. Полотна Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Оноре Домье дополняют панораму искусства французского реализма.
Интересная информация для посетителей ГМИИ им. Пушкина
История создания Музея изобразительных искусств им. Пушкина
Идея создания общественной выставки искусств возникла в аристократических кругах еще во времена царской России. Однако вспомнили о ней лишь к концу XIX в. Николай II, будучи лицом Российской империи, лично одобрил строительство музейного объекта.
Окончательный проект здания был разработан архитектором Р. И. Клейном.
Макет был подготовлен Цветаевым. Демонстрация музейных набросков была произведена в 1898 г. на личном приеме у императора. Основание музея искусств состоялось в 1912 г. в историческом центре Москвы на Волхонке.
За более чем вековую историю руководство заведения приобрело столько музейных экспонатов, что современники могут изучать историю мировых искусств в стенах одного здания.
По числу хранящихся в выставочных залах (архивах) произведений живописи и скульптуры музейный комплекс уступает лишь Эрмитажу.
Художественный замысел
В 1894 г. состоялся Первый съезд русских художников, на котором профессор Цветаев выступил с инициативой организовать музейный центр искусств. Опыт у Цветаева уже имелся. В 1848 г. при Московском университете он открыл выставку «Кабинет изящных искусств».
Не дождавшись помощи из окружения, Цветаев обращается к Николаю II. Демонстрация проекта проводится в императорской бильярдной, на столах которой размещаются макеты будущего здания и его отдельных архитектурных элементов. Одобрение строительства самим императором вносит коррективы в планы профессора. Помимо финансовой помощи из казны, Цветаев получает поддержку крупных меценатов. Формируется команда идейных сподвижников, которые соглашаются выкупать картины и скульптуры у частных коллекционеров.
По замыслу выставочный музей искусств должен был сформировать у посетителя чувство художественного вкуса.
Неспроста для коллекции изначально были выбраны работы античных мастеров — то, на чем строилось европейское искусство.
Возведение здания
Первый камень будущего музея был заложен в 1898 г. при личном присутствии императора. Спонсорами экспозиции стали князья Юсуповы, купчиха Алексеева, приближенные императора. Основной вклад в строительство музейного комплекса внес предприниматель Ю. Нечаев-Мальцов, потративший на выставку более 2,6 млн руб.
Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники (фото 1905 года).
Архитектор и инженер музейного комплекса были выбраны посредством всероссийского конкурса, условия которого разрабатывал лично Цветаев. Первые пять лет работы прошли впустую из-за пожара, уничтожившего большую часть выставочных построек и находящихся в них предметов искусств. Дальнейшая реконструкция музейного объекта в основном финансировалась Нечаевым. Другие меценаты отказывались браться за безнадежный проект.
Залы музейного здания строились с учетом размещения скульптур в полную высоту. Планировка второго этажа выставки представляла собой анфиладу комнат, последовательно примыкающих друг к другу. На верхних этажах размещалась музейная экспозиция Античности и Средневековья. Для лучшего обзора шедевров искусства в конструкции здания был предусмотрен арочный свод со стеклянными перекрытиями. Он служил естественным источником света, позволяющим разглядеть все тонкости работ мастеров.
Первый этаж музейной выставки искусств был задуман под экспозицию предметов из стран Европы эпохи Возрождения, древнего Египта и Ассирии. Залы оформлялись росписями и панно художника И. Нивинского.
Внешний дизайн музея искусств разрабатывался под руководством Нечаева-Мальцова. Морозостойкие колонны из мрамора были заказаны в Норвегии, парадная лестница из разноцветного камня — в Венгрии. Фриз, фрески, настенные панно полностью скопированы с работ Собора Святого Марка. Музейное здание строилось в античном стиле эпохи неоклассицизма с элементами греческого декора.
Открытие
Торжественное открытие музея искусств прошло спустя 14 лет после закладки фундамента — 31 мая 1912 г. В качестве главных гостей на официальное мероприятие были приглашены члены императорской семьи и Нечаев-Мальцов.
Так выглядело здание в день открытия — 31 мая 1912 года.
Первые выставочные экспозиции состояли из слепков со скульптур. Все они заказывались за границей. Копии музейных экспонатов выполнялись по технике гипсового литья. Такой метод позволяет восстанавливать точные копии скульптур. Так появилась первая музейная выставка изваяний, скульптурных композиций Античности, Средневековья и Ренессанса. Выставочный зал музея искусств был дополнен принятыми в дар коллекциями аристократов.
Заведение с первых дней работы стало популярным среди просвещенной молодежи, профессоров и художников.
В нерабочие дни число гостей музея превышало 2 тыс. человек — неслыханная по тем временам посещаемость.
Формирование коллекции
Первоначально выставочная коллекция состояла из экспонатов, находящихся в распоряжении Московского университета. Перед открытием Цветаеву удалось выкупить собрание египетских древностей у частного коллекционера В. Голенищева.
Коллекция Голенищева вошла в число первых экспонатов Пушкинского музея.
После революции музейные залы пополняются живописью. В дар принимались картины частных коллекционеров, меценатов (Юсуповых, Бобринского, Брокар, Хомякова, Шуваловой, Щукина и др.). Часть полотен выкупалась у ученых (Н. Лихачева, В. Шилейко, А. Живаго и Б. Фармаковского). Художественная коллекция быстро пополнялась за счет копий полотен, написанных в XIX-XX вв.
Советское время
После революции заведение было закрыто. Первая музейная выставка, посвященная освобождению труда, прошла только в 1920 г. На ней лично присутствовал В.И. Ленин. После этого главный музейный объект Москвы решили переделать под галерею мировой живописи. Проектом занялись ученые Н. Романов, А. Эфрос, В. Лазарев. Выставочные залы постепенно пополнялись картинами зарубежных романистов, импрессионистов, авангардистов, классицистов.
После Великой отечественной войны музею искусств имени Пушкина достаются работы Пикассо, Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Дега, Матисса, а также живопись американских художников. Музейные выставки проводятся все реже. К концу 1949 г. руководством было принято решение оформить одну постоянную экспозицию, посвященную Сталину (в честь 70-летия). Пять лет подряд музей экспонировал коллекцию подарков вождя от народов республик и зарубежных стран.
Основную массу подарков составляли предметы с изображениями Сталина – ковры, панно, вазы, около 1000 статуй и бюстов вождя и его соратников.
Во второй половине XX в. работники заведения занимаются преимущественно экспедиционно-разведывательной деятельностью с целью пополнения музейного фонда археологическими находками. Музей начинает функционировать как площадка для временных выставок.
Список директоров
За годы работы заведения пост директора принимали различные деятели науки, культуры и искусства.
Должность действующего директора музея искусств им. Пушкина занимает Марина Лошак.
Названия
Название заведения менялось несколько раз.
Последнее название дано в честь годовщины гибели писателя. Оно сохранилось за объектом по настоянию чиновников того времени. Культурная и политическая элиты активно отстаивали «Пушкинский» статус музейного объекта. С тех пор заведение не переименовывают по идеологическим соображениям.
Пушкинский художественный музей в Москве в наши дни
Сейчас музей располагает несколькими локациями (филиалами), доступными для посещения. Постоянные экспозиции дополняются временными выставками коллекций, в стенах здания проводятся тематические вечера и торжества. В 2018 г. заведение вошло в ТОП-50 самых посещаемых музеев мира.
Пушкинский художественный музей пользуется заслуженной популярностью и у молодежной аудитории.
Локации ГМИИ
Большинство локаций музея расположены в пешей доступности друг от друга.
Главное здание
В главном здании основана постоянная музейная выставка экспонатов с античных времен до начала XIX в., в т. ч. коллекция слепков Цветаева, древнеегипетские саркофаги и реликвии, подлинники живописи русских и зарубежных художников. Заведение находится на Волхонке, 12.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков
В выставочном зале экспонируются коллекции работ импрессионистов, авангардистов, реалистов, абстракционистов и др. Здание расположено на Волхонке, 14.
Отдел личных коллекций
Выставочный отдел экспонирует полные собрания картин частных коллекционеров, которые передали их в распоряжение музея на общественных началах. Заведение музея находится на Волхонке, 10.
Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева
Музей демонстрирует слепки произведений искусства, найденных в древней Греции, Италии, Египте, Азии. Здание музея расположено на Чаянова, 15.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
В стенах музея рассказывают о жизни советского пианиста Рихтера, основоположника музыкальных «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее искусств. Заведение музея находится на Большой Бронной, 2/6.
Мемориальную квартиру Святослава Рихтера называют местом концентрации творческих сил и переплетений судеб.
Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»
В школе проводятся уроки эстетики на основе выставок художественного музея имени Пушкина. Центр расположен на Колымажном переулке, 6/2.
Усадьба Вяземских-Долгоруковых
В здании ведется реконструкция после передачи усадьбы во владение музейного городка. Заведение музея находится на Малом Знаменском переулке, 3/5.
Дом текста
В музейном здании находится открытая библиотека ГМИИ имени Пушкина, кафе, книжный магазин, медиатека и выставочные площади для читателей. Здание музея расположено на Малом Знаменском переулке, 8/1.
Музейные экспозиции
Музейные выставки разделены по жанрам.
Слепки
Коллекция слепков из гипса в натуральную величину копирует мировые шедевры искусства. В музее находится небольшая часть коллекции, воссозданная Цветаевым. В залах «Пушкинского» размещены ассирийские рельефные плиты, статуи древнегреческих богов, портреты деятелей античной науки, гипсовые объемные картины.
Скульптуры
Выставка скульптур насчитывает около 6 тыс. экспонатов. Среди них — «Давид» Микеланджело, «Скорбящая Богоматерь» Пилона, «Греческий» и «Римский» дворики, конная статуя Бартоломео Коллеони. В музее экспонируются коллекции полихромной скульптуры из дерева, статуй, выполненных в технике бронзовой пластики.
Итальянский дворик в Музее им. Пушкина — это культовое место и для москвичей, и для приезжих ценителей искусства.
Художественная коллекция
Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.
Египетское собрание
Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.
Графика
Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).
Нумизматика
Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.
Виртуальная площадка
Музей организует виртуальные экскурсии на базе официальной платформы «Виртуальный Пушкинский». Онлайн-лекции проводятся индивидуально и для групп. Каждый желающий может посмотреть любую музейную экспозицию (коллекцию) при помощи виртуального медиагида с элементами дополненной реальности.
Виртуальные туры дают возможность побродить по Пушкинскому музею не выходя из дома.
Интересные факты
Музей ежегодно посещает более 1 млн человек. Однако прибыль, полученная от продажи билетов, не может покрыть всех затрат. Стоимость подготовки одной музейной выставки редко обходится дешевле 1 млн евро. При этом в год может экспонироваться до 40 коллекций с предметами искусств.
Самая массовая по посещаемости музейная экспозиция была открыта в 1981 г. под названием «Париж — Москва. 1900-1930». Зрителями коллекции стали более 650 тыс. человек.
Пушкинский музей стоит в одной ряду с Лувром и Метрополитен-музеем. В 1974 г. сюда привозили «Джоконду» Леонардо да Винчи. На картину пришли посмотреть более 300 тыс. посетителей.
Практическая информация
Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.
Адрес: как добраться
На метро до станции Кропоткинская. Далее по указателю на Волхонку, 12.
Режим работы
Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.
Стоимость билетов
Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.
Льготные билеты в музей предполагают скидку 50% (пенсионеры, инвалиды).
Контакты
Справочная информация предоставляется по телефону музея +7(495) 697-95-78. По вопросам музейных экскурсий обращаются по номеру +7 (495) 697-74-12.
Отзывы посетителей
Нина, 31 год, Екатеринбург
Красивая архитектура здания и впечатляющие музейные коллекции предметов искусства, бесплатный вход для детей.
Светлана, 38 лет, Москва
Уникальные музейные коллекции картин и скульптур! Античное искусство! Приятно удивлена музейными онлайн-гидами.
Интересная коллекция древностей, необычная выставка монет! Низкая цена билета.
Художественный музей имени Пушкина всего за сто с небольшим лет своего существования стал знаменитым на весь мир. Его коллекции сравниваются с экспозициями Эрмитажа, Лувра и Метрополитен-музея. Именно за мировой уровень заведения и многогранность представленных коллекций произведений искусства туристы называют его лучшим.
paul_kartashev
Блог Павла Карташева
• Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного. (Преподобный Амвросий Оптинский)
ГМИИ им. А. С. Пушкина: история создания.
Портрет кисти Ивана Николаевича Крамского (1885) великого русского мецената, фабриканта, дипломата, тайного советника, владельца стекольных заводов, почётного гражданина города Владимира (1901), почётного члена Московского археологического общества, почётного члена Императорской Академии художеств (1902) Юрия Cтепановича Нечаева-Мальцова (1834-1913), подарившего России Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве).
Музей изящных искусств имени императора Александра III перед открытием 31 мая (13 июня) 1912 года.
Фотопортрет Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), русского учёного-историка, археолога, филолога и искусствоведа, член-корреспондента Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессора Московского университета (с 1877), тайного советника, создателя и первого директора Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Автор фото: Карл Андреевич Фишер. Снимок 1913-го года.
В 1895 году поступило первое пожертвование на его создание (150 тыс. рублей). 1896–1897 годах Академия художеств по инициативе И.В. Цветаева провела архитектурный конкурс на здание Музея, который выиграл проект московского архитектора Романа Ивановича Клейна, который выработал окончательный проект здания, использовав, при этом, проект архитектора-самоучки П.С. Бойцова.
Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) — русский и советский архитектор, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры — строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И.И. Рерберг, Г.Б. Бархин и других.
Фото неизвестного автора 1890-х годов.
Правление Императорского Московского университета организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И. Рерберг — первый заместитель руководителя проекта и В.Г. Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г.Б. Бархин, А.Д. Чичагов, М.М. Перетяткович и др.), инженеров, художников.
В 1897 году состоялось знакомство И.В. Цветаева с миллионером Ю.С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея, и что предрешило успех начинания.
29 (17) августа 1898 года состоялась церемония торжественной закладки здания в присутствии императора и членов царской семьи.
Торжественная церемония закладки Музея. Москва, Российская империя, 1898 год.
«… Одно из первых моих впечатлений о музее — закладка. Слово — закладка, вошедшее в нашу жизнь, как многие другие слова, и утвердившееся в ней самостоятельно, вне смыслового наполнения, либо с иносмысловым. Мама и Лёра шьют платья к закладке. Дедушка приедет на закладку из Карлсбада. Дай Бог, чтобы в день закладки была хорошая погода. На закладке будет государь и обе государыни… Музей был заложен. Отец же три дня подряд напевал свой единственный за жизнь мотив: три первых такта какой-то арии Верди…»
(с) М.И. Цветаева, очерк «Отец и его музей»
Марина Цветаева с отцом, 1906 год.
А полгода ранее (28 февраля) было Высочайше утверждено «Положение о Комитете по устройству Музея изящных искусств» под председательством Великого князя Сергея Александровича.
Великий князь Сергей Александрович (1857-1905), пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор (1891-1905), член Государственного совета (1894-1905), член-учредитель и первый Председатель Императорского Православного Палестинского общества (1882-1905). Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Во время его руководства городом был открыт Художественно-общедоступный театр (1898). Также, будучи московским генерал-губернатором, обвинялся общественностью в катастрофе на Ходынском поле 18 (30) мая 1896 года, за что получил в народе прозвище «князь Ходынский». Погиб от бомбы революционера Каляева, не оставив потомства. Снимок 1898-го года.
Секретарем Комитета стал И.В. Цветаев, а заместителем Председателя – промышленник и придворный Ю.С. Нечаев-Мальцов. Его взнос, около 2 млн рублей (огромная по тем временам сумма), составил 2/3 стоимости строительства здания и заказа слепков и копий.
«…Слово „музей“ мы, дети, неизменно слышали в окружении имен: великий князь Сергей Александрович, Нечаев-Мальцев, Роман Иванович Клейн и еще Гусев-Хрустальный. Первое понятно, ибо великий князь был покровителем искусств, архитектор Клейн понятно тоже (он же строил Драгомиловский мост через Москва-реку), но Нечаева-Мальцева и Гусева-Хрустального нужно объяснить. Нечаев-Мальцев был крупнейший хрусталезаводчик в городе Гусеве, потому и ставшем Хрустальным. Не знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто „для души“ и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо), — во всяком случае, под неустанным и страстным воздействием моего отца (можно сказать, что отец Мальцева обрабатывал, как те итальянцы — мрамор) Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным. (Даже такая шутка по Москве ходила: „Цветаев-Мальцев“.)…»
(с) М.И. Цветаева, очерк «Отец и его музей»
Строительство Музея. Установка колонн центрального портика. 1905 год.
Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года. «Наш гигантский младший брат», — отметила Марина Цветаева.
Фотография открытия музея, вырезанная из кинохроники. На ступенях — император Николай II с семьёй и основатель музея Иван Владимирович Цветаев в парадном мундире. Москва, Российская империя, 31 мая (13 июня) 1912 года.
Торжественное открытие музея. Николай II c семьёй и И.В. Цветаев. Москва, Российская империя, 1912 год.
Торжественное открытие музея имени императора Александра III в Москве, Российская империя, 1912 год.
ГМИИ им. А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, современный вид.