музей кубинка танки история
Танковый музей в Кубинке, история создания, как доехать
Музей танков в подмосковной Кубинке давно стал одним из самых крупных в мире. Причем там представлена неповторимая коллекция индивидуальных экспонатов, а общий фонд выставки – больше 300 машин. Танковый музей в Кубинке был создан для знакомства с иностранными и отечественными образцами на колесах и гусеницах.
Имеется даже мотоброневагон. Кроме самих машин, вывешены и их технические характеристики. В 2013 г. музею исполнилось 70 лет.
История «рождения» музея
Инициаторами создания исторического места стали маршал Бабаджанян А. Х. и генерал Якубчик Г. В. История музея начинается с 1.08.1938 г. Именно тогда вышло официальное распоряжение Комитета обороны СССР о создании исторического музея. Хотя коллекция начала собираться еще с 30-х гг., когда техника стояла на полигоне РККА под открытым небом.
Для строительства здания музея и размещения экспонатов была создана отдельная группа, в которую входили работники полигона и военчасти № 75221. Объем работ был просто огромный – планировалось выполнить всего за три месяца – построить боксы для машин, подготовить их (оттранспортировать, почистить, покрасить) и расставить в подготовленных для них местах, а потом еще и художественно оформить. Первыми экземплярами стал транспортер, самоход и 17 старых танков.
Сначала музей работал как «натуральное учебное пособие» для конструкторов, юных военнослужащих, инженеров и т.д. Для гражданских посещений это была запретная территория. Музей начал активно наполняться новыми экспонатами с 1944 г. Тогда в коллекцию вошло много зарубежных экземпляров. Потом началось строительство здания и парка. До 70-х гг. все машины красовались на улице и накрывались от непогоды брезентом.
Двери музея распахнулись 10.09.1972 г. Торжественное событие было приурочено ко Дню Танкиста. Этот день стал второй официальной датой открытия музея. Все машины перебазировались в огромные ангары. Однако в доступе гражданскому населению было отказано, так как в помещениях стояло много единиц экспериментальной техники, относящихся к гостайне.
Для общего посещения танковый музей открылся только в 1992 г., когда развалился СССР. Тогда предприятие еще входило в структуру НИИ. В отдельную единицу оно превратилось в 1995 г., а 31.1.2012 г. стало «Центральным музеем». Учредителем стало Минобороны России. В 1998 г. рядом со зданием была построена небольшая часовенка, как память о геройски погибших танкистов. С одной стороны здания установили памятник. Часовню освящал Московский Патриарх Алексий II.
Музей в наши дни
В музее находится свыше 300 экземпляров уникальной техники из 14 государств. Там стоят экспонаты из Франции, Китая и т.д. Примерно 60 экземпляров – уникальны и существуют только в единственном числе.
Многие экспонаты остались со времен Красной Армии, другие привезены с Б. и С. Востока. В здании музея постоянно осуществляются награждения, памятные дни, выставки и другие коммерческие мероприятия соответствующей тематики.
Как добраться до исторического места?
Он находится рядом с трассой М1 (Минским ш.). От МКАД это примерно в 47 км., на краю села «Кубинка 1». Добираться до музея лучше на машине. Нужно выехать на трассу М1 и ехать в направлении области. Затем повернуть обратно на Нарофоминской развязке и проехать назад на 1 км назад. Потом, ориентируясь по указателю, повернуть направо. До входа в здание останется проехать 800 м.
Если добираться до музея на городском транспорте, то нужно добраться до Белорусского вокзала, потом на электричке – до ст. «Кубинка». Оттуда едет маршрутка № 59. Она останавливается у поворота к музею. Дальше остается пройти пешком примерно 600 м. или взять такси до входа. Однако минус – неудобно ехать обратно. Остановки находятся далеко от поворота.
Время и особенности работы музея
Там имеется парковка, но свободные места там обычно бывают только по будням. В выходные оставить машину на стоянке практически невозможно. Стоимость парковки зависит от вида транспорта (от 200 до 500 руб.). Расписания свободных посещений, мероприятий можно посмотреть на портале mbtvt.ru/.
Музей работает на неделе со вторника по пятницу – с 10 утра до 17:00, причем вход разрешен только до 16:00. В суб. и воскр. – до 18:00, соответственно вход закрывается на час раньше. В это время прекращается и продажа билетов. Выходной день у музея –понедельник.
Музей запрещено посещать с собаками, в состоянии опьянения, на самокатах и велосипедах, скейтбордах, гироскутерах и роликах. В помещениях запрещается забираться на экспонаты, курить рядом с ними. Для этого есть специально отведенное место на улице. Бронирование экскурсий осуществляется заранее.
Стоимость билетов для взрослых – 400 рублей, для детей – в 2 раза меньше (цены могут меняться). До 6-ти летнего возраста малыши пускаются бесплатно. Также есть скидки на групповые посещения от 5 человек, льготные категории (учащиеся, пенсионеры, военнослужащие, инвалиды, именинники, члены патриотических организаций).
В музее реставрируют поврежденные экземпляры. Если есть возможность – их ставят на «колеса» и машины могут передвигаться. Часть экспонатов остается навеки обездвижена. Музей ежедневно посещают туристы из разных стран. Он прославился на всю Европу и считается наиболее крупным из подобных исторических заведений.
Танки для народа: как создавался танковый музей в Кубинке
В июле 1931 года в Подмосковной Кубинке официально начал свою работу автотракторотанкодром Управления мотомеханизации Рабоче-крестьянской Красной армии. О научной работе тогда речи не шло. Предполагалось лишь испытывать и, как говорится, доводить до ума автомобили, бронетранспортеры, трактора и танки, которые должны были поступить на вооружение РККА. А уже 1 августа 1938 года вышло Постановление № 180 Комитета обороны при СНК Союза ССР «Об использовании имеющихся в РККА старых несерийных типов танков». Этим постановлением и было положено начало созданию единственного в мире по своей коллекции бронетанкового Музея с большой буквы.
Прозорливость Комитета обороны Совета народных комиссаров СССР не просто удивляет, а потрясает. Принято считать, что в то время рушили все, что не укладывалось в некую государственную концепцию. И старые танки, не пошедшие в серию, должны были без сомнений отправиться на переплавку. Но нет, их решили сохранить для будущих поколений танкостроителей и всего советского народа.
Мы имеем возможность привести выписку из упомянутого Постановления:
Ведомость музейных машин на апрель 1941 года содержала перечень девятнадцати образцов бронетехники. Увы, далеко не все раритетные образцы сохранились до наших дней. Великая Отечественная не обошла стороной и Кубинку.
Была другая проблема. Парк музейной бронетехники насчитывал сотни образцов, а хранить танки было негде.
Лишь благодаря активному участию Главного маршала бронетанковых войск Аамзаспа Бабаджаняна и тогдашнего начальника «Полигона» генерал-майора инженерно-танковой службы Георгия Якубчика были построены ангары для хранения бронетехники, а также здание руководства Музея, в котором должны были работать научные сотрудники и храниться вся документация. Работа велась в основном силами специалистов самого «Полигона». Это была поистине народная стройка, от участия в которой никто не отказывался.
В музее собраны многие редкие, в том числе уникальные экземпляры бронетехники. В их числе один из мощнейших в мире танков ИС-7, не имеющий аналогов Т-80БВ со 152-мм орудием ЛП-83 («Объект 292»), подбитые и захваченные в ходе ближневосточных конфликтов израильские танки американского производства и многие другие уникальные машины.
Музей танков в Кубинке
Музей военной техники находится в городе Кубинка в 64 километрах от Москвы и является одним из крупнейших бронетанковых музеев во всем мире. Экспозиция музея располагается как на открытых, так и на закрытых площадках, а ее площадь составляет около 12 гектаров. Вся территория бронетанкового музея в Кубинке делится на несколько тематических экспозиций, каждая из которых идеально отражает военную мощь России и других стран. Благодаря трудам местных музейных работников, здесь собраны образцы танков и другого военного оборудования из разных уголков мира, а некоторые из них существуют в музее техники в Кубинке в единственном экземпляре.
Цены и график работы музея танков в Кубинке
Музей танков в Кубинке работает с 10:00 до 18:00 со вторника по пятницу и до 19:00 в субботу и воскресенье. В понедельник музейный комплекс не работает. В 2021 году в музее танков в Кубинке действует следующий прейскурант:
Приобретая билет в танковый музей в Кубинке, гость может посещать также и многие другие площадки парка «Патриот». Подробнее ознакомиться с условиями или купить билет в музей танков в Кубинке можно на официальном сайте.
Экспозиции в музее танков в Кубинке
Танковый музей в Кубинке был открыт в 1938 году. Главной миссией музея военной техники являлось обучение командиров и служащих. Все это время музей постепенно пополнялся новыми коллекциями. Стабильная работа экспозиций началась только в 1992 году, после распада Советского Союза.
Объекты музейного комплекса в Кубинке располагаются на 6 тематических локациях. Каждая из них посвящена военной культуре разных стран и эпох. Наиболее высокой популярностью среди гостей пользуется выставка отечественной военной техники, расположенная в первых четырех павильонах. Ниже будут приведены краткие описания каждой из экспозиций музея военной техники в Кубинке.
Экскурсии в музее бронетехники в Кубинке
Поскольку музей военной техники в парке «Патриот» выполняет, в первую очередь, образовательную цель, гости могут посетить в нем увлекательные экскурсии. Каждая из предложенных экскурсионных программ выстроена особым образом и затрагивает отдельные области военной истории России и мира. Например, экскурсия «Броня страны советов» рассказывает об истории отечественного танкостроения и проходит в соответствующих павильонах. К этой же тематике относится программа «Достойные наследники тридцатьчетверки».
К экскурсионным программам, связанными с европейской и американской военной историей можно отнести «Танки Второй мировой войны» и «Танковый Ленд-Лиз». Сообщается, что экскурсии могут быть интересны самым разным возрастным группам. С полным их перечнем можно ознакомиться на официальном сайте военно-патриотического комплекса «Патриот».
Что находится рядом
Поскольку бронетанковый музей в Кубинке располагается на территории масштабного патриотического парка, у посетителей есть отличная возможность продолжить ознакомление с мировыми военными достижениями. В шаговой доступности от музея военной техники в Кубинке располагается несколько интересных объектов:
Кроме того, в парке «Патриот» есть множество дополнительных удобств. Во-первых, на его территории работает множество магазинов и лавок, в которых гости могут приобрести презенты для друзей или небольшие сувениры на память о посещении парка и музея. Во-вторых, неподалеку от музейного комплекса располагается пункт полевой кухни и несколько комфортабельных кафе. Подробнее ознакомиться с расположением объектов военно-патриотического парка можно на карте:
Почему стоит посетить
Музей военной техники в Кубинке — это действительно масштабный объект, отражающий военное могущество России и других стран. Посетив павильоны бронетанкового музея, каждый посетитель может отследить стадии развития военной техники разных народов и узнать множество интересных фактов. Кроме того, посещение музея танков в Кубинке — это отличный повод познакомиться и с другими масштабными объектами военно-патриотического комплекса «Патриот». По словам посетителей, несмотря на отдаление от Москвы, музей действительно стоит посетить. Особенно полезным посещение может оказаться для подрастающего поколения — школьников и подростков.
Как добраться
Музей танков располагается в городе Кубинка Московской области на территории парка «Патриот». Добраться до этой точки можно на личном автомобиле, двигаясь по трассе М-1. Координаты для навигатора: 55.566552, 36.715715. Также можно воспользоваться общественным транспортом и доехать на маршрутке № 27 до первой остановки после пересечения Минского шоссе, далее пешком 20–25 минут.
Музей танков в Кубинке на видео:
Музей танков в Кубинке на google-панораме:
История создания танкового музея в Кубинке
Решением Советского правительства Музей создан в 1938 г.
Сохранились документы по истории формирования Музея. «Постановление № 180 Комитета обороны при СНК Союза ССР от 1 августа 1938 года» «Об использовании имеющихся в РККА старых несерийных типов танков».
Этим постановлением при автобронетанковом полигоне и создаётся Музей. Музей и Полигон неотделимы и на сегодняшний день.
Выписка из «Постановления № 180 Комитета обороны при СНК Союза ССР от 1 августа 1938 года «Об использовании имеющихся в РККА несерийных старых типов танков».
Пункт 2. Создать в научно-исследовательском АБТ Полигоне АБТУ РККА Музей боевых машин (танки, бронемашины и СУ).
Отпустить на организацию Музея 50 000 рублей из фонда НКО и передать Музею:
Рикардо – 1 шт. Т-24 – 2 шт.
Т–41 – 2 шт. Т-33 – 1 шт.
ПТ–1 –1 шт. Т-29 – 1 шт.
Т-43 – 1 шт. Т-34 – 1шт.
Виккерс 12 тн – 2 шт. Рено – 2 шт.
Карден-Лойд –2 шт. Т-18 – 2 шт.
Транспортер Т-26 – 1 шт. Зарядный ящик Т-26 – 1 шт.
Цистерна Т-26 – 1 шт. СУ-14 – 1шт.
Председатель Совета труда и обороны
В.Молотов
Ведомость Музейных машин на апрель 1941 г.
Т-29
Т-35
Т-28 № Д-820 – передать в в/ч
ПТ-1 (первый) № 2423
ПТ-2 № 5109
СУ-14 № 23803 – передать в Арт. Управление
Т-100 № 810
Т-100у № 1352 – передать в Арт. Управление
Т-46
Т-111
Рикардо № 15200
Виккерс 12 тн
Рено-Русский № 102424
БТ-ИС (опытный) № 0112-8 – сдать в ОФИ
БТ-штабной № 203364 (0334-9)
БТСВ-2 Черепаха
БТ прожекторная
Т-26 водомаслозаправщик
Т-26 плавающая
(Из Центрального Российского Государственного Военного Архива, Фонд 38, опись 113555, дело 12, лист 219)
Сбор коллекции был начат еще в первой половине 30-х годов, когда начались испытания танков и бронеавтомобилей на созданном в Кубинке автобронетанковом полигоне выделено место. Вся техника Музея размещалась на открытой площадке, укрытая брезентами. Через территорию площадки проходила единственная дорога со щебеночным покрытием (здесь сейчас главная аллея Музея). По ней выдвигалась на испытания техника на Кубинку и далее на пос. Агафоново к Москве-реке.
По этой дороге в годы Великой Отечественной войны ходили на испытания отечественные и трофейные танки, техника, поступавшая по ленд-лизу. В боксах корпуса «Е» находились секретные объекты. В этом же корпусе размещались две роты: рота по техническому обслуживанию иностранной техники и рота по техническому обслуживанию отечественной техники. Командиры рот капитаны Овсяников Ю.В. и Фролов И.П.
Музей перед началом строительства
Доступ в музей длительное время был весьма ограничен. Его могли посещать только члены правительства, высшее военное командование, конструкторы и ученые, работники оборонных отраслей промышленности, занимающиеся разработкой бронетанкового вооружения и техники.
Для показа командованию, ученым и конструкторам техника выводилась на площадку к корпусу «А».
В 1944-1945гг. были предприняты первые попытки строительства парка здания музея.
В 1951-1952гг. посажена березовая роща у входа в Музей (сейчас роща перед административным зданием).
В 1971-1972гг. высадили саженцы голубых елей вдоль центральной аллеи.
Инициатива создания Музея в широком понятии этого слова принадлежала Главному маршалу бронетанковых войск Бабаджаняну Амазаспу Хачатуровичу и генерал-майору-инженеру Якубчику Георгию Васильевичу. Для строительства и создания экспозиций Музея из числа сотрудников Полигона (Института), личного состава войсковой части 75221 и ремонтных заводов Начальника танковых войск (НТВ) была сформирована рабочая группа. Это была действительно народная стройка. За три месяца требовалось выполнить огромный объём работ, включающей:
— строительство базы для Музея;
— подготовку техники (транспортировка, очистка, окраска) и её расстановку в павильонах;
— отработку характеристик объектов, изготовление их в плакатном виде и размещение над каждым экспонатом;
— художественное оформление лектория и территории.
За короткий срок установили павильоны, разместили коллекцию. Над оформлением павильонов и территории Музея работала целая группа художников и дизайнеров Института.
Невозможно перечислить всех, кто принимал участие в создании Музея, но нельзя не назвать следующие фамилии:
ЛутовиновГ.С. Алексеева С.Г.
Кривенко А.И. Смирнова Л.И.
Санников Е.Н. Измайлова З.А.
Осухов Г.И. Дубинский З.И.
Скульков Е.В. Черняев В.Н.
Бажанов Г.В. Галкин В.И.
Слободяник В.Г. Шлемин В.И.
Богданов С.Н. Лисицын Б.Н.
Маркелов Б.М. Бобров И.П.
Алексеев Н.Т. Семижон И.Г.
Мороз А.А. Ненахов А.Е.
Маслов Е.П. Зуев и мн. др.
Сохранилась фотография с плакатом:
«До открытия Музея осталось 26 дней»!
Работы – непочатый край!
Ведь необходимо было размещенную в павильонах коллекцию заново привести в порядок, изготовить и навесить на фронтоны панно, развесить подготовленные таблички, разработать описания экспонатов коллекции по каждому павильону, подобрать и подготовить докладчиков – экскурсоводов, благоустроить территорию и т.д. и т.п.
Наконец все готово. И 10 сентября 1972 г. в День танкистов для гостей широко распахнулись ворота Музея бронетанковой техники. Было много гостей из Министерства обороны, Сухопутных войск, Управления Начальника танковых войск, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро.
Золотая осень. Ясный солнечный день. Блеск и музыка военного оркестра. Праздник. Празднично одетые толпы гостей. Все смешалось – строгая военная форма с золотом погон, нарядные штатские костюмы и разноцветье женских нарядов. Строгие шпалеры военного строя танкистов. Убеленные сединами ветераны, офицеры, прапорщики, рабочие и служащие, их семьи, цветы. Широко раскрытые створки фигурных решеток ворот, серые павильоны с красочно оформленными фронтонами и пилонами. Асфальтированные дорожки, нежная зелень газонов, саженцы голубых елей. В павильонах в строгом порядке с соответствующими табличками выстроены шедевры мирового танкостроения.
Среди гостей прибывших на открытие музея, известные конструкторы отечественных боевых машин.
Справа налево: Морозов А.Л.,
Котин Ж.Я., Астров Н.А.
Вот таким впервые увидели Музей гости. Каждый с волнением находил в Музее то, что его больше всего интересовало. Для большинства это было откровением, встреча с молодостью, с прошлым… Гости восторженно отзывались о проделанной работе. Один из них сказал: «Спасибо за совершенное чудо! Музей произвел на меня огромное впечатление. Сейчас, даже сложно представить его значимость для Родины и потомков. Пройдут годы, и они с благодарностью будут вас вспоминать».
Этот день стал фактически вторым рождением Музея.
Начальники Военно-исторического музея
Высокое и большое начальство иногда изъявляло желание лично проводить экскурсии по музею со своими друзьями или родственниками.
Начало этому положил Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Язов Д.Т.. В последствии с удовольствием проводили экскурсии по Музею генерал-полковник Маев С.А. генерал-лейтенант Ковалев Н.Г, преподаватели Академии бронетанковых войск.
В 1989 г. была произведена реконструкция Музея, изменены его экспозиции, более правильно и достоверно отражающие историю мирового танкостроения, был придан более эстетичный вид. Размещены новые экспонаты, переставлены имеющиеся в хронологической последовательности, построено административное здание и пристроен к нему павильон. Неоценимый вклад во все эти работы внесли Главное бронетанковое управление и лично генерал Маев С.А., Институт и его обеспечивающие подразделения, личный состав войсковой части 75221 в лице:
Брызгова В.Н. Ефремова А.А.
Дереглазова В.Г. Иванова В.М.
Валиева М.Ш. Шлемина В.И.
Агарева Н.Г. Паршина А.И.
Дубинской С.Я. Молчанова Л.И.
В 9-ом павильоне был художественно оформлен зал истории Отечественного танкостроения, в котором наглядно представлены связи Института с научно-исследовательскими учреждениями, конструкторскими бюро и заводами оборонных отраслей промышленности.
Изготовлена выставка танкового пушечного и пулеметного вооружения, боеприпасов, танковых систем стабилизации вооружения и управления огнем, средств связи.
В 1994 г. Музей преобразуется в Военно-исторический музей (бронетанкового вооружения и техники) и становится самостоятельной организационно-штатной единицей. Его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации в лице Главного Автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации.
Экскурсоводы музея
(данные на август 1997 года)
Выгодский С.Ю. Тухватулин А.А.
Кобраков И.К. Леонов Г.И.
Кузнецов Н.И. Степанов Н.Е.
Куц С.И. Мухин Ю.П.
Гусев А.И. Коротаев А.А.
Бачурин Н.П. Брязгунов С.В.
Ермолов Н.Г. Соколов В.Ф.
Подопросветов Н.С. Борин Н.А.
Туголуков Л. Разумов В.М.
В Музее сохранились описания павильонов. Коллекций и доклады, разработанные ими.
В 1998 г. построена часовня Благоверного Князя Дмитрия Донского в честь памяти погибших воинов-танкистов России.
С южной стороны часовни установлен памятник погибшим танкистам–участникам Смоленских боев. Автор памятника ученик известного скульптора Зураба Церетели. Снарядные гильзы, развешанные на пилоне памятника, в ветреную погоду разносят по округе поминальный звон, напоминая о безвременных утратах, о тех, кого уже никогда не будет рядом с нами ни в строю, ни за праздничным столом, ни в кругу семьи…
День Победы в музее. 2015 год
В 1999 г. часовню освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По рассказам очевидцев это было в солнечный безветренный день. И вдруг во время освящения часовни от легкого порыва ветра (откуда он взялся?) зазвенели снарядные гильзы памятника. От неожиданности Патриарх даже приостановил освящение и сказал: «Это знак божий». Теперь каждую субботу в часовне проводится служба.
Быстро летит время, и если раньше при оформлении павильонов и территории Музея можно было рассчитывать на помощь типографии и экспериментальных мастерских Института в разработке, изготовлении печатной продукции и установке конструкций, то теперь больше приходится делать своими силами. Необходимо было организовывать поддержание порядка на огромной территории, обновить стенды, таблички, все бумажные носители информации, которые в экстремальных климатических условиях хранения в павильонах пришли в негодность. С этим отлично справлялся начальник Музея подполковник Нильмайер В.А.
подполковник Нильмайер В.А
Раз в год, обычно весной перед майскими праздниками, Музей закрывался на несколько дней на приведение в порядок коллекции, её подкраску, обновление экспозиционных материалов и разработку новых, посадку цветов, кустарника, деревьев, наведение порядка на территории, в том числе и примыкающих к Музею. Приезжавших гостей поражала яркость свежей покраски экспонатов, чистота и ухоженность территории, газонов, цветников и алей. Были даже попытки развести в музее розарий, они успеха не имели. Через год-два все вымерзло, не взирая на укрытие их и лапником, и стружкой, и рубероидом…
Обновление выставок и экспозиций музея в условиях их размещения на открытом воздухе, в неотапливаемых павильонах, высокой влажности и большого перепада температур и влажности окружающей среды заставили искать новые материалы, краски, современные технологии.
Музей сегодня оснащен современной вычислительной техникой и отработка выставок и экспозиций проводится на персональных ЭВМ, что позволяет в электронном виде посмотреть, как та или иная выставка будет смотреться на отведенном месте. Подбором вычислительной и сервисной техники, её приобретением, содержанием, обслуживанием и ремонтом занят классный специалист Любогощинский Ю.С..
Разработкой концепций, подбором материалов, разработкой электронных версий экспозиций теперь занимаются новые люди.
Разработка концепций и архитектуры: Маркелов Б.М., Мухин Ю.П., Озеров Б.Н.
Подбор материалов, оформление выставок и экспозиций: Стабровская Е.Г., Томашевская А.М., Ягодкина Т.М.
Дизайн и верстка: Дюжева И.Е., Куранов С.П., Михайлова М.В., Пантелеева О.А.
Заказы на изготовление экспозиций и выставок с использованием новых материалов и современных технологий размещаются в специализированных фирмах Москвы и Одинцово.
8 мая 2000 г. с северной стороны часовенки в конце тенистой липовой аллеи проведено захоронение с соблюдением воинского и христианского ритуалов, установлена плита с надписью:
«Мир праху сему. Здесь покоятся останки механика-водителя танка Т-34 215 танкового полка, погибшего 7 декабря 1942 г. в озере Бор-Лазава Великолукского района Псковской области. Фамилия не известна. Вечная память солдатам, погибшим за свободу и независимость Отечества».
Механик водитель 58 лет пролежал за рычагами в стальной гробнице в своем танке. Вот его история. 7 ноября 1941 г. на Красной площади проходит военный парад, посвященный 24-й годовщине Октябрьской социалистической революции. Войска с парада направлялись на фронт на защиту столицы. Пионеры Москвы и Московской области проводят субботники, воскресники. Средства, которые они заработали, а также те деньги, что им давали родители на завтраки, были направлены на постройку танковой колонны (три танка) «Московский пионер». Один из этих танков в морозную метельную ночь 7 декабря при выдвижении к месту боев Великолукского района, попав на ослабленный родниками лед, утонул. Весь экипаж успел покинуть машину, кроме механика водителя. Сам танк нашел своё последнее пристанище в Музее. Он стоит первым в павильоне № 2 (средних и основных танков).
Подвели воду и оборудовали фонтан. Теперь появилась новая традиция – кто хотел снова вернуться и побывать в Музее, бросал монетку в фонтан. К осени дно бассейна было усыпано монетами. Теперь можно было, как в ГУМе объявлять: «Если Вы потеряли друг друга, встречайтесь у фонтана».
На центральной алее переделали бассейн и фонтан. Изготовили новые таблички для павильонов тяжелых танков (павильон № 1), средних и основных (павильон № 2), немецких танков (павильон № 6), танков Франции – Японии (павильон № 7). Коллекции и выставки Музея размещаются в необычных климатических условиях, где не все материалы могут длительное время сохранять пристойный вид.
Фонтан в танковом музее 2006 г.
На открытой площадке у северного входа напротив часовни размещена выставка наиболее представительных образцов бронетанкового вооружения Красной Армии времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Здесь и один из лучших в мире лёгких танков Т-50 с командирской башенкой, 45-и мм пушкой и дизелем.
Т-34 Кошкина, Т-34-85 Морозова с более мощной 85-мм пушкой из танковой колонны «Дмитрий Донской». В едином строю с ними прочно стоят тяжелые машины ИС-2 и СУ-152, которые одним выстрелом превращали тяжелый немецкий танк «Тигр» в груду металлолома.
Завершает ряд машины, поставляемые Советскому Союзу по ленд-лизу, типа «Стюарт» (США) и «Валентайн» (Англия)… Выставку сохраняем специально для иностранных туристов, в уверенности пребывающих, что вторую мировую войну выиграли США и Англия, а также для некоторых Московских школ, изучающих Историю Государства Российского по американским учебникам. Выставку обрамляет заново оформленная в 2005 г. цветная экспозиция основных сражений Великой Отечественной войны, разгрома Японии и боевых наград Советского Союза.
Это только незначительная часть самой крупной в мире коллекции бронированных боевых машин (более 300 образцов), собираемой с 1931 года.
Несмотря на большую загруженность при выполнении своих служебных обязанностей офицеры, прапорщики, рабочие и служащие, жертвуя своим личным временем, помогали выполнить работы по разработке, изготовлению, сборе конструкций, размещению, оформлению, совершенствованию и сохранению коллекции, собранной несколькими поколениями танкистов. Среди них можно выделить: Валиева М.Ш., Агарева Н.Г., Посадского А.Н., Сенникова В.Ф., Карпова С.М., Корейбу В.Л., Бекбулатова И.А., Аграфенина А.В., Барабаша А.И., Королева Г.Е., Щербакова В.Е., Филиппова В.В., Зинкина Н.Д., Маврина Н.Н., Устьянцева Ю.А., Колесника А.М.
Вся эта деятельность нескольких поколений людей по сбору коллекции, ее сохранению, созданию и совершенствованию Музея и сегодня приносит свои плоды. Интерес к нему неуклонно растет со стороны российских и иностранных граждан. За сравнительно короткий срок своего существования Музей посетило более двухсот тысяч человек. О нем знают во многих странах мира. С введением в штаты Музея научных сотрудников в 1996 г., в Музее организована и начинает набирать темп научная работа. Разработаны научная концепция развития Музея, перспективный и годовой планы научной работы. Определены цели, задачи и основные направления научной работы, а также проблемы, которые решаются в каждом направлении.
Нельзя не заметить роль Музея в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, молодых воинов, в оказании консультационной и другой помощи слушателям и курсантам военно-учебных заведений сотрудникам конструкторских бюро и другим организациям.
Из года в год постоянно растет популярность музея и число его посетителей.
Свыше 40-50% посетителей – дети самых разных возрастов, воспитания, темперамента, стремящихся куда-либо забраться, повиснуть на длинном стволе самоходки.
Всё это хорошо, но уже 2002 и весна 2003 г. заставили сотрудников Музея задуматься о своих возможностях.
В мае 2003 г. Музей обеспечивает мероприятия Центрального административного округа г. Москвы по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи. В течение недели Музей посетило более 6 000 человек. Музей свою задачу выполнил, достиг своих предельных возможностей – начиная с 2003 г., три года подряд число проведенных экскурсий составляет 1 347.
Сегодня на проведение экскурсий привлекаются следующие работники:
Барабаш О.А., Беднарский И.В., Брязгунов С.В., Воротников В.В., Егорова И.А., Кладов С.И., Кобяков А.Л., Маркелов Б.М., Мухитдинова Л.Н., Мухин Ю.П., Озеров Б.Н., Стабровская Е.Г., Сусляк Т.А., Томашевская А.М., Феоктистова О.В., Тимошенко А.И.
Растет популярность Музея – растет число посетителей. Очень много задается вопросов. Для подготовки экскурсоводов и повышения их квалифика-ции разработаны тематический план и программа практических занятий по предметной области коллекции Музея.
Несоответствие организационно-штатной структуры Музея стоящим задачам, нехватка полезных площадей для развертывания новых экспозиций и весьма плотная компоновка коллекции по павильонам не позволяют и препятствуют дальнейшему развитию и совершенствованию Музея, а научную работу оставило на зачаточном уровне.
Естественно, что у Музея есть еще много нерешенных проблем. Музей о них знает, но штатные проблемы так и остаются главным тормозом развития и сохранения основного фонда.
Сегодня вниманию гостей предлагается одна из богатейших в мире коллекций мирового танкостроения.
В Музее собрано и бережно сохранено свыше 300 образцов бронетанкового вооружения и техники 14-и государств. Здесь можно ознакомиться с танками и бронемашинами Великобритании и Франции, Канады и США, Германии и Италии, Японии и Китая, Венгрии и Польши, Чехословакии и Швеции, Югославии.
В семи павильонах размещено порядка 90 танков от легчайших (3-5 т) до сверхтяжелых (180 т), около 40 самоходных артиллерийских установок (САУ) с калибром орудий от 42 до 600 мм, 30 бронеавтомобилей, боевых машин пехоты и боевых машин десанта, 50 колесных, полугусеничных и гусеничных бронетранспортеров, 12 разведывательных машин и машин боевого управления, более десятка машин технического обеспечения, гусеничные торпеды и другая техника.
Самый большой раздел Музея посвящен Советской бронетанковой технике, насчитывающей около 130 образцов. Среди них танки, прошедшие испытания войной, серийные и опытные образцы, а также машины, не состоявшие на вооружении и не применявшиеся в боях.
Здесь можно увидеть полномасштабный макет в металле Первого Российского танка «Борец за свободу товарищ Ленин», изготовленного умельцами мастерских Института к открытию музея. Сам танк вышел из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 г. Постройка танков в то время было огромным событием, и каждый танк (а их было выпущено всего 15) имел имя собственное. 80-летие создания Первого Российского танка отмечалось в 2000 г. Его прототипом послужил лёгкий французский танк «Рено» FT-17 выпуска 1917 г (прототип можно увидеть в павильоне №7).
Рядом стоит первый серийный танк Ленинградского завода «Большевик» МС-1 или Т-18 выпуска 1927 г. Прототипом для его создания послужил итальянский легкий танк «Фиат-3000». Боевое крещение эти машины получили в 1929 г. во время конфликта на Китайской Восточной Железной Дороге. В Музее сохранился и работоспособный экземпляр этого танка. Он традиционно открывает Парад в День танкистов (второе воскресение сентября).
Между павильонами на рельсах стоит мотоброневагон «Стремительный». Активный участник обороны Ленинграда. Он своими обводами и формой скорее похож на подводную лодку. Скрытый броней мощный танковый двигатель позволяют ему развивать скорость порядка 120 км/ч. Три орудийные башни, 16 пулеметов. Но это лишь только мотоброневагон, а полновесный бронепоезд это 600 – 700- метровая сцепка бронеплощадок с орудиями, минометами, реактивными установками «Катюша», автоматическими зенитными пушками, пулеметными установками, бронированный паровоз с тендером, несколько контрольных платформ с запасными рельсами и шпалами и т.д. Своеобразный сухопутный линкор! Вопреки бытовавшему мнению, что бронепоезда отжили свой век в годы Гражданской войны, в Великую Отечественную войну 1941-45 гг. на стальных магистралях сражалось более 500 бронепоездов,… в том числе и зенитные бронепоезда, часть которых защищала Москву. Некоторые бронепоезда дошли до Одера… В музей после многолетних обещаний так и не поставлен.
Возле мотоброневагона развернута экспозиция с его описанием и техническими характеристиками, «Боевой путь мотоброневагона МБВ-2», фотографии его командного состава.
В отдельных павильонах размещены танки предвоенного периода, которые разрабатывались на основании изучения и обобщения опыта проектирования лучших английских, французских и американских образцов, а также на основе разработки отечественной концепции развития танкостроения путем проб и ошибок.
К ним относятся танки БТ-2, БТ-5 (быстроходный колесно-гусеничный танк), двухбашенные и однобашенныео легкие танки Т-26. Они были самыми массовыми советскими танками перед Великой Отечественной войной.
Это о них пелось в песне:
«Броня крепка, и танки наши быстры.
И наши люди мужеством полны…»
50-и тонный знаменитый пятибашенный тяжелый танк Т-35. В 30-е годы на военных парадах он олицетворял броневую мощь Рабоче-крестьянской Красной армии.
Танки военного времени продемонстрировали всему миру преимущества отечественной школы танкостроения.
Лучший в мире танк второй мировой войны Т-34, Т-34-85, которых Нижний Тагил в конце 1942 г. выпускал с конвейера каждые 30 минут! И кто выпускал, собирал? Как не вспомнить четверостишие Калинкина М.:
И сегодня танк Т-34, даже спустя 66, лет радует глаз своими стремительными формами, совершеннейшими обводами броневых плит. И никто из зарубежных гостей Музея даже представить себе не мог, что эти грозные машины собраны неокрепшими руками подростков, слабыми молодыми женщинами и заскорузлыми рабочими руками стариков.
Нас часто посещают ветераны ВОВ
В последствии один американский журналист так отозвался о создателе лучшего среднего танка второй мировой войны – Т-34: «Если оценивать, кто внес наибольший вклад в победу союзников во второй мировой войне, то наряду с именами Рузвельта, Черчилля и Сталина следует назвать имя конструктора русского танка Т-34».
Тяжелые танки КВ, ИС-2, ИС-3; тяжелая СУ-152, которая была создана за 25 суток! Практика мирового танкостроения таких примеров не имела.
Танки послевоенного времени разработаны на базе накопленного опыта за годы войны, научно-технического задела по опытным боевым машинам, их системам и узлам, с учетом критического анализа боевых свойств отечественных танков, танков наших союзников и противников. Это танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-10 и ПТ-76, бронетехника «крылатой пехоты» или, как её называет зарубежная пресса, «русские алюминиевые танки». Они известны всему миру по локальным конфликтам после второй мировой войны. Уникальные образцы опытных тяжелых танков объект 277, объект 279, объект 770 созданы в 1957 году. Ничем подобным зарубежные танкостроители ответить так и не смогли. А по их вооружению не смогли достигнуть и до сегодняшнего дня – лучший американский танк «Абрамс» сегодня вооружен 120 мм немецкой пушкой «Рейнметалл». Сегодня. Где-то в 2015 году американцы планируют, если получится, установить на танк 140 мм пушку. А у нас еще в 1957 году объекте 770 и танк ИС-7 имели 130 мм пушки. Мало этого, на объекте 770 уже тогда было отработано и испытано 152 мм орудие!
Танк Т-72 стал не просто самым массовым танком, но и целой эпохой отечественного и мирового танкостроения. На сегодняшний день во многих локальных войнах танк Т-72 подтвердил статус одного из лучших танков и почти четверть века доминирует в армиях многих стран мира. Много других машин, составляющих коллекцию довоенного, военного и послевоенного времени.
Имеющаяся в Музее зарубежная бронетанковая техника, как правило, производилась серийно и состояла на вооружении войсковых формирований.
Наиболее представительная и самая крупная в мире германская коллекция. Под неё отведен целый павильон. Только простое перечисление некоторых из имеющихся экспонатов, а среди них и сохранившиеся в единственном экземпляре в мире, дают полное представление о мощи бронированного кулака вермахта, обрушившегося на Советский Союз и страны Европы.
Это легкие и средние танки. Тяжелые танки «Пантера», «Тигр», «Королевский тигр», тяжелый истребитель танков «Фердинанд» (в мире сохранилось всего два), который по замыслу конструктора, прикрываясь своей 200 миллиметровой лобовой броней, и находясь вне досягаемости танковых и противотанковых пушек, мог по выбору уничтожать бронированные цели. 128 мм самоходная артиллерийская установка «Ягдтигр» на базе «Королевского тигра». Здесь можно увидеть уникальные образцы, которые остались в мире в единственном экземпляре: знаменитый 180-и тонный сверхтяжелый танк «Маус», для доставки которого к переднему краю даже сегодня во всем мире нет технических средств. 600-мм самоходное орудие «Адам». Именно «Адам» ранним утром 22 июня 1941 г. снарядами весом 2 тонны 200 кг обстреливал Брестскую крепость… Или такая экзотика, как полугусеничный мотоцикл, гусеничные торпеды, управляемые по радио или по проводам…, 39-и тонный трехколесный противоминный тральщик, машина наблюдателей (танк «Шар»)..
Коллекция английской и американской техники: МК-IV один из первых английских танков, «Тетрарх», «Матильда», «Валентайн», «Черчилль-крокодил», «Кромвель», «Центурионы»; тяжелые «Конкеррор»(по межмузейному обмену на тяжелый танк ИС-3 с королевским Бовингтонским музеем) и «Чифтен»; «Стюарт», «Чаффи», «Уокер-Бульдог», «Генерал Ли», «Шерманы» и т.д.
Самая крупная в мире коллекция японских танков второй мировой войны. С 1931 по 1945 г. Япония изготовила 6600 различных танков и более 150 всех видов САУ (полевые самоходные установки, гаубицы и мортиры калибра 75, 105, 150 и 300 мм). Танки Японии отличалась малыми габаритами и весом, удовлетворительной подвижностью и неплохой проходимостью. В качестве силовой установки большая часть их оснащалась двухтактными дизелями с воздушным охлаждением. Они имели слабые бронирование, ослабленное множеством лючков и собранное на каркасе с помощью заклепок, и вооружение. Это исключало их использование как противотанковых средств против танков Советского Союза, США и Англии.
Источники музейных поступлений разнообразны. Часть танков была закуплена Советским Союзом за рубежом в период становления отечественного танкостроения. Некоторые образцы сохранились с времен поставки вооружения Англией и США по ленд-лизу. Значительное количество военной техники является трофеями Красной (Советской) Армии периода гражданской войны и иностранной интервенции, а также периода второй мировой войны. Трофеи локальных войн в Корее, Вьетнаме, на Кубе, на Ближнем и Среднем Востоке, переданные СССР этими странами, а также танки переданные в дар Музею.
Коллекция Музея это не груда мертвого металла, в каждую боевую машину вложена душа конструктора, творческий труд тысяч людей, надежды и чаяния экипажей и их судьбы. Судьба каждого танка, как и у людей, может быть сложной, трагичной, грустной, трогательной…Из болот извлекается бронетехника времен войны, реставрируется и отдельные образцы, участники кровопролитных боев, снова в строю, приобретают вторую жизнь спустя 60 лет… Некоторые из них можно увидеть на параде в День танкистов.
Свято соблюдаются традиции Музея – по каждому новому экспонату дважды проводятся презентации, обычно приуроченные к праздникам День Защитника Отечества, Победы, День танкистов. Это дни наибольшего наплыва посетителей, когда в павильонах протолкнуться невозможно. Вдоль алей развернута торговля сувенирной продукцией, справочной литературой, моделями бронетанковой техники мира, работают буфеты и армейские походные кухни. Везде толпы праздничного люда. У каждого свой живой интерес.
По легкому танку Т-70, который приобрел сегодня вторую жизнь, трудно представить, что эта машина участвовала в кровопролитных боях в годы войны и 60 лет пролежала на 6 метровой глубине в болоте под Великими Луками. Танк создан с применением автомобильных узлов и агрегатов, установлены два автомобильных двигателя ГАЗ-203 мощностью 85 л.с. каждый. Принят на вооружение в 1942 году. В отличие от своих предшественников на нем установлена 45-мм пушка, усилено бронирование. Корпус танка сварной из катанных броневых листов толщиной до 45мм. На базе Т-70 в сентябре 1942 года создан модифицированный вариант танка с усиленной ходовой частью – Т-70М.
Начиная с 2004 г, Музеем совместно с военно-историческими клубами проводятся демонстрации фрагментов боя под Москвой, под Курском и др., приуроченных к соответствующим датам и праздникам (День Защитника Отечества, День Победы, День танкистов). Непременные участники этих мероприятий историческая бронетехника – пушечный бронеавтомобиль БА-6, БТР-40; танки Т-70, Т-34 «Снайпер», Т-34-85, СУ-100, тяжелый танк ИС-3; немецкий легкий танк Pz.38(t) чешского производства, легкий истребитель танков «Хетцер», самый массовый немецкий средний танк Pz.IV Ausf.G, БТР ОТ-810 «Xаномак», 37-и мм немецкая противотанковая пушка Pak 35/36 и др.
В павильоне № 2 при входе развернута экспозиция боеприпасов танкового вооружения от 57 мм и до 152 мм выстрелов, в том числе и различных управляемых ракет (к сожалению, нет ни одного 130 мм выстрела).
В вестибюле административного здания оформлена экспозиция автоматического танкового вооружения от пулеметов калибра 7,62 мм, 12,7 мм, 14,5 мм и до автоматического гранатомета. По всем музейным фондам в любое время можно получить справку у старшего хранителя фондов Ягодкиной Т.М..
За последние три года значительно обогатился библиотечный фонд мемуарной, специальной справочной литературой по тематике Музея. Хранитель этого богатства – библиотекарь Томашевская А.М, которая сегодня переезжает в новое помещение библиотеки.
Музей принимает активное участие в различных выездных выставочно-презентационных мероприятиях своими экспозициями в Кремле и военно-историческими ходовыми экспонатами в Тушино, в различных выставочных комплексах, на Бородинском поле и др. Экспозиция Музея в этих мероприятиях получает самую высокую оценку.
К каждому военно-историческому событию, особенно к юбилейным, в Музее оформляются стенды отображением динамики событий в виде фотографий их живых участников. К ним относятся стенды, посвященные юбилеям выдающихся Главных конструкторов отечественного танкостроения – Кошкину М.И., Морозову А.А., Котину Ж.Я., Карцеву Л.Н.. К стати, Карцев Л.Н. был в Музее на своем юбилее. Очень интересная встреча у его боевых машин. Он был растроган, когда увидел, что на стенде в его честь с фотографиями и теплыми словами, фоном служит копия синьки с его подписью. Выдающимся полководцам-танкистам, военачальникам: маршалам бронетанковых войск Катукову М.Е. и Полубоярову П.П., Главным маршалам бронетанковых войск Ротмистрову П.А. и Бабаджаняну А.Х..
Появились дополнительно к личному составу Ценральной испытательной базы новые помощники по наведению общественного порядка, порядка на территории, по уборке снега в лице десантников 45 полка и курсантов училища имени Петра Великого.
В 2005 году между первым и вторым павильонами установили два танка свободного доступа, по которым с огромным удовольствием лазают и взрослые и дети, тем более что можно забраться в танк и вылезти через нижний люк.
С начала 2006 г. изготовили таблички с тактико-техническими характеристиками для коллекции павильонов № 3, 4 и 5. Непосредственный исполнитель их в рукописном виде скрупулезно отрабатывал старший научный сотрудник кандидат технических наук Маркелов Б.М..
Электронную версию отрабатывали сообща. Прекрасно справилась с этой работой Мухитдинова Л.Н.. Правда, были и товарищи, которые считали, что это не их профиль!? Полноцветную электронную версию уже для заказа на изготовление отрабатывал музейный дизайнер Куранов С.П.. Разработали стенд посвященный 100 летию со дня рождения Героя Советского Союза Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна А.Х.. Подготовлена оригинальная экспозиция «Развитие бронетанковой техники и вооружения в истории воинской символики, формы одежды и геральдики Сухопутных Войск Российской Федерации». Исполнители научный сотрудник Стабровская Е.Г., библиотекарь Томашевская А.М., художник-оформитель Пантелеева О.А. и старший хранитель фондов. Ягодкина. Т.М
Несколько слов о животном мире Музея. Музей расположен рядом с лесным массивом, и зимой на аллеях и полянах полно заячьих следов, первые снегири. Синички, прыгающие у ног работников Музея и выпрашивающие семечки подсолнуха, пара сорок. Возле КПП № 5 можно встретить белку, иногда с маленьким бельчонком.
Павильоны №№ 1, 2 и 7 облюбовала семейка ласк, которые зимой, беленькие, охотятся на полевок возле павильонов, ныряя в снег, а летом, в темно-коричневых шубках, в конце рабочего дня иногда устраивают игры в павильоне № 1.
К южному входу в гости на огромную ель прилетает большой пестрый филин, вызывая переполох и возмущение стаи галок. В летнее время на газонах, к большому возмущению и беспокойству начальства, возникают конусы земли – норок кротов.
Сотрудники Музея, опираясь на свой опыт участия в проведении научно-исследовательских и испытательных работ, стремятся довести до посетителей правду, – какая она есть – о войне, о бронетанковой технике и её применении на полях сражений. У посетителей Музея возникает на эти темы много вопросов, в которых слышится озабоченность их судьбой Родины.
Методологическую базу для экскурсоводов закладывали ветераны-испытатели Полигона (Института) полковники Выгодский С.Ю., Вараксин Ю.Н., Разумов В.М., Дорогин С.В., Михайловский Н.Г. и другие. Их дело продолжают ветераны-испытатели кандидаты технических наук полковники. Маркелов Б.М, Мухин Ю.П., Озеров Б.Н.. Свой богатый исследовательский опыт они стараются передать молодым экскурсоводам, совершенствовать навыки работы с различными категориями посетителей Музея. На живых примерах показывают героизм нашего народа на фронте и в тылу, прививают чувство гордости за свою Родину, за свой народ, приверженность национальным традициям и патриотизму.
Слева направо генерал-майор Владимир Иванович Федота,
депутат Госдумы Любовь Константиновна Слиска и
экскурсовод, полковник в отставке Борис Николаевич Озеров
Советом ветеранов бронепоездов Великой Отечественной войны;
-Калининой Л.И – полковником в отставке, испытателем танка Т-40, ремонтником танков на фронтах войны;
-Ветеранами Великой Отечественной войны. Это особые люди, и с каждым годом их остается меньше, а с ними уходит их опыт, частицы нашей истории. Многие из них и сегодня в своем сознании остались там, в этой страшной войне, где прошли их лучшие молодые годы.
Частый и всегда желанный гость музея «Леди танковых войск» полковник в отставке Калинина Л.И.
Людмила Ивановна Калинина
Низкий поклон Вам, дорогие Ветераны;
-бойцами и командирами СОБРа и Спецназа – участниками войны в Афганистане, в Чечне и другими, которые дают блестящую оценку боевым свойствам танков при выполнении специальных операций
Для каждого мероприятия отрабатывались и согласовывались документы: замысел, план, сценарий и дикторский текст.
Сегодня здесь работают научные сотрудники и опытные экскурсоводы Мухин Ю.П., Маркелов Б.М., Стабровская Е.Г., Брязгунов С.В., Кладов С.И., Сусляк Т.А., Томашевская А.М., Егорова И.А. и другие. Они интересно расскажут Вам об истории отечественного и зарубежного танкостроения, об известных конструкторах – Михаиле Кошкине, Жозефе Котине, Фердинанде Порше, Николае Астрове, Александре Морозове, Леониде Карцеве, Валерии Венедиктове, Павле Исакове, Николае Духове, Иване Трашутине, Борисе Егорове, Леониде Голенце и многих других.
За последние годы ежегодный поток посетителей составил 70 000-76 000 человек, в том числе свыше 500 гостей из 40 стран Дальнего зарубежья. Здесь за относительно короткое время можно ознакомиться с частицей опыта Мирового танкостроения, увидеть всё бережно сохраненное грозное великолепие военно-технического, исторического и драгоценного культурного наследия народов России. Это не груда мёртвого металла. Сколько души, творчества и ума вложено в эти создания! В них воплощены мечты, чаяния, надежды, муки творчества, радость и труд тысяч людей… и о каждом можно поведать интереснейшие истории, иногда грустные, поучительные, радостные и неожиданно трогательные, судьбы…всё, как у людей.
В своей деятельности Музей поддерживает связи с музеями и другими учреждениями культуры России и зарубежных стран, с творческими союзами, туристическими компаниями, средствами массовой информации, общественными организациями. Музей оказывает практическую помощь предприятиям, учреждениям, учебным заведениям и другим организациям в воспитании любви к нашей Родине и её Вооруженным силам. На базе музея неоднократно проводились сборы и занятия Академии Генерального штаба, Военных академий, работников оборонных отраслей промышленности, различных экспертных групп, курсов повышения квалификации, Академий МЧС, МВД, военных кафедр высших учебных заведений. В своей деятельности Музей постоянно взаимодействует с администрацией Московской области, руководством Одинцовского района и города Кубинка. Самые тесные и теплые взаимоотношения Музей имеет с командованием Института и с соседними воинскими частями. Все это приносит свои плоды.
Музей пользуется большой популярностью не только в России, но и в странах Ближнего и Дальнего зарубежья.
Вы покидаете Кубинку, но нам хотелось, чтобы на прощание Вы унесли с собой ещё одну легенду.
Морозная зима Подмосковья 1941 года, Кубинка, военный городок, подвал жилого дома № 5, где размещался командный пункт командующего Можайским оборонительным районом генерала Говорова Л.А.. Немцы всего в каких-нибудь 5-6 километрах.
В этом подвале московские артисты, прибывшие на фронт с концертом, впервые исполняют песню на стихи А.Сурикова, музыку К.Листова:
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой…
И пошла песня по фронтовым землянкам и блиндажам, по теплушкам воинских эшелонов, по госпиталям, по всей, утонувшей в снегах зимы 1941 г., стране…
В статье использованы материалы из книги:
«75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники»/ 38 НИИИ МО РФ / МЕГАЛИОН, 2006