музей пермской открытки истории
Музей истории пермской открытки
Музей истории пермской открытки запись закреплена
Музей истории пермской открытки запись закреплена
Музей истории пермской открытки запись закреплена
Топовое Чтиво
Коллекция которой больше нет
Вы видели как плачет здоровый и сильный мужик, работающий на заводе? И плачет по, казалось бы, пустяку. Я расскажу вам как это бывает.
С детства я увлекался склеиваемыми моделями военной техники. Знаете как это бывает? Сначала ты в возрасте десяти лет, вместе с отцом собираешь простейшую модель подводной лодки.
Показать полностью. Просто модель, просто клеишь, даже без окрашивания. И она ставится на подставочке в книжный шкаф, где и стоит, ни кем не тронутая, многие годы. Потом ты уже самостоятельно собираешь модель самолёта. И тебя цепляет. Следующая модель уже окрашивается. Криво, не теми красками, но своими руками. Это уже твоё. Дальше покупаются специальные краски, потом ты уже собираешь не чисто модель, а целую диораму, с техникой, солдатами, деревьями и травой.
Но на это уходит слишком много денег и для коллекционирования ты решаешь остановиться на простых цельноотлитых фигурках. И вот, тебе шестнадцать лет, а ты свободное время и деньги тратишь не на девчонок и пиво, а на фигурки и краски. У тебя их уже около пятидесяти. Все они стоят в шкафу, за стеклом. И никто их не трогает. Даже немногие друзья, что заглядывают к тебе в гости, не рискуют прикасаться к коллекции. Каждая фигурка в ней любовно раскрашена твоими руками. Выделены мельчайшие детали, ты сидел с увеличительным стеклом и иголками, зубочистками, а порой и кошачьими усами, выводил тончайшие линии. Иногда кажется, что в следующий миг фигурка оживёт. Лучник пустит стрелу, кентавр взбрыкнёт задними копытами, а пират крикнет: «Тысяча чертей, где мой ром?»
Но тебе мало, ты ищешь новые фигурки. Порой находишь ограниченные выпуски и тогда для тебя наступает миг истинного блаженства. Ты совершенствуешь мастерство окраски, находишь новые методы. Ищешь редкие краски. Дышишь токсичными испарениями от тюбиков, произведённых в Китае. Родные и близкие не мешают тебе. Пусть балуется, уж лучше дома с солдатиками возиться, чем в подворотне водку пить. Тем более, что ты занимаешься не только этим, читаешь исторические исследования, изучаешь военную форму разных лет и родов войск. Особенности вооружения и амуниции в разные эпохи.
К восемнадцати годам твоя коллекция насчитывает уже около сотни экспонатов. Они уже заняли всё свободное место за стеклянными дверцами в шкафу. Но когда ты уже собрался приобретать второй шкаф, тебе неожиданно приходит повестка из военкомата. И ты прощаешься со своей коллекцией на целых два года. Этот период проходит тяжело. Но, когда подходит твой дембель, ты везёшь из большого города не сувениры родным и друзьям, а полный рюкзак красок, кистей и детских игрушечных солдатиков. Все деньги, что были заработаны тобой на рисовании дембельских альбомов, каких-то шабашках и прочих полулегальных заработках ты спустил на это. Но ты счастлив.
Тебе двадцать три. За плечами армия и пять лет работы на заводе. Днём ты работаешь, ворочая руками тяжеленные листы металла, а вечерами, этими же руками выводишь тончайшие линии на очередной фигурке. И тебе хорошо. Твоя коллекция растёт. В ней уже больше ста пятидесяти фигурок. Есть очень редкие, которых было выпущено всего по сто штук. Сегодня ты приобрёл одну из таких. Ты идёшь с работы в предвкушении создания нового экспоната. Воображение рисует цвета одежды, детали амуниции и место в шкафу, где будет стоять этот весьма достойный экземпляр.
Хлопок дверью, ты уходишь. Ты не можешь находиться там, где погибла любовно созданная тобой коллекция. Ты идёшь и покупаешь коньяк. Выпиваешь его на скамейке во дворе. Это потом будут объяснения: «Он же ребёнок.» » Мы не подумали.» » Да что тебе жалко?» «Взрослый же мужик, а в игрушки играешь.» Это потом будут попытки загладить свою вину деньгами. Это потом ты швырнёшь эти пять тысяч в лицо родне и посоветуешь им подавиться, а лучше прикупить своему проглоту что-нибудь покалорийнее пластика. А сейчас тебе необходимо помянуть сто пятьдесят человек. Каждый из них обладал своим характером. У каждого была своя история. Каждый был твоим другом. Это потом ты узнаешь, что трое выжили в этом кошмаре. Сейчас ты хоронишь в своём сознании их всех.
Потом выжившие лучник, пират и эльф займут свои места, в закрывающейся на замок коробке из оргстекла. А погибшая коллекция будет вечно жить в твоей памяти. А сейчас слёзы и коньяк.
Чудо пермской открытки
Как новогодние поздравления стали настоящим искусством
25 декабря 2020 г.
Сергей Данилов
Новый год — один из самых ярких праздников, который с удовольствием и размахом отмечают в нашей стране. В недалёком прошлом, в советское время, Новый год тоже был особенным и самым долгожданным праздником, к которому начинали готовиться задолго до его наступления. Настоящая сказка среди будней — так эти праздничные дни воспринимались и воспринимаются многими.
Характерными признаками сказочности Нового года в СССР являлись открытки. Представители старшего и среднего поколения помнят, как покупали на почте или в киосках «Союзпечать» целые стопки этих душевных, тёплых и по-домашнему добрых новогодних открыток. Тщательно обдумывались поздравительные тексты; для этой цели в отдельную записную книжечку в течение года собирались рифмованные строки и красивые слова. Поздравительные открытки десятками отправлялись близким и далёким родственникам, друзьям и знакомым.
Вехи истории
В большинстве семей их собирали, а если открыток накапливалось слишком много, долгими зимними вечерами мастерили из них поделки — оригинальные вазочки и шкатулки. Теперь же старые открытки — всего лишь образцы праздничного советского дизайна, навевающие приятные и тёплые воспоминания из юности и детства.
Первую советскую новогоднюю открытку напечатали в издательстве «Изогиз» в 1939 году. К сожалению, до широких масс она не дошла. Основным сюжетом довоенных открыток были кремлёвские звёзды и куранты. Во время Великой Отечественной войны выпуск открыток «С Новым годом!» не прекратился, просто их роль изменилась: они стали средством для поддержки бойцов и находящихся в тылу граждан. Выпускались открытки с надписями «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» или «С Новым годом! К новым победам!». Те, кто находился в тылу, получали открытки «Новогодний привет с фронта!» или «С новыми производственными победами! С Новым годом!».
В 1950-х годах в Советском Союзе наладили массовое производство поздравительных открыток. Огромными тиражами новогодние открытки по рисункам лучших советских художников печатали издательства «Изогиз» и «Гознак». И хотя все открытки проходили цензуру, их ассортимент быстро расширялся: возвращались почтовые карточки со сказочными сюжетами, с самолётами или поездами, новостройками, изображениями других достижений прогресса и результатов труда страны. Неизменным спросом пользовались открытки с животными и пейзажами. Недостаток качества печати и яркости искупался оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.
Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1960-х годах. В шестидесятых Дед Мороз уже не ехал на тройке, а летел на космической ракете. В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей. Часто встречается сюжет, на котором огромная стройка, многоквартирные высотки для «счастливых советских семей». В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодёжь в спортивной одежде на лыжных прогулках или отдыхающая на природе в лесу. Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой.
На рубеже 1960—1970-х годов на открытках появляется чудо научно-технического прогресса — телевизор, и уже с его голубого экрана в дома советских граждан приходит Дед Мороз. В середине 1970-х он уже приезжает на электропоезде или прилетает на самолёте. Немало открыток было посвящено теме космоса. В эти годы выпускалось самое большое количество новогодних открыток с символами государственной власти: красной звездой, красным флагом, серпом и молотом, Московским Кремлём и Спасской башней в композиции с ёлками или ветками. Любимыми открытками детворы были те, на которых изображались полюбившиеся герои мультфильмов.
К Олимпиаде 1980 года выпускается открытка, где главным персонажем становится олимпийский мишка. В 1980-е годы в моду входит фотооткрытка. На фото — новогодние сказочные сюжеты с Дедом Морозом, лесными животными, а также еловые ветви с игрушками, серпантином и горящими свечками, бокалами шампанского. Используются предметы традиционных промыслов — хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами гжели.
В середине 1980-х годов, во время антиалкогольной кампании, с открыток исчезают бокалы с шампанским.
В начале 1990-х годов снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом», как созданные современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток.
Пермский стиль
На фоне всего многообразия художественных образов с новогодних открыток выделяются и пермские открытки — самобытное явление с историей, которая ещё ожидает своего внимательного исследователя.
О явлении пермской художественной новогодней открытки «Пятница» поговорила с основателем Музея истории пермской открытки, коллекционером и исследователем Сергеем Филатовым.
Встреча произошла «на полях» Антикварного салона на «Пермской ярмарке», где Музей истории пермской открытки представил новогоднюю экспозицию открыток и приглашений пермских издательств.
— Сергей Владимирович, когда появилось такое явление, как пермская открытка, в частности новогодняя?
— Если говорить о новогодних открытках, то в Перми они появились со времени создания иллюстрированной открытки. Первая открытка с изображением Перми появилась в 1900 году. В этом же году созданы открытки с новогодними поздравлениями.
Классические новогодние образы пермской художественной открытки создавали художники пермского «Гознака», которые начали разрабатывать открытки в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Сначала открытки рисовали на краснокамском «Гознаке». Затем «Гознак» переехал в Пермь, и здесь работа продолжилась.
Параллельно с открытками стали появляться приглашения на новогодние праздники — так же красиво нарисованные и хорошо изданные.
Вопрос пермской новогодней открытки был слабо изучен долгие годы. Я начал заниматься этим вопросом в прошлом году, нашёл сведения обо всех художниках пермского «Гознака». Когда-то их имена были засекречены, а сейчас они готовы встречаться, проводить автограф-сессии и общаться. Художники с удовольствием рассказывают о своих открытках, об образах, которые к ним приходили.
Художники вспоминают, как в советский период власти заказывали открытки. Была определённая специфика — к каждому празднику заказывалось две открытки: одна идеологическая, а одна — на вкус художника. И по две открытки к каждому празднику в году утверждали.
— Какой могла быть новогодняя идеологическая открытка?
— Достаточно было изображения Кремля, кремлёвских курантов, красных звёзд. Это уже идеология. Мне удалось встретиться с некоторыми пермскими художниками, пообщаться с ними, записать воспоминания. Собран материал, коллекция открыток, и, надеюсь, в следующем году удастся издать каталог, который станет большим подспорьем для коллекционеров, занимающихся пермской тематикой.
— Широко известен художник, автор советских новогодних открыток Владимир Зарубин, который прославился своими мультяшными зверятами. Есть ли в Перми художники подобной величины или же стиля?
— Я бы не выделил отдельно кого-то из пермских художников — все они большие мастера и профессионалы. Каждый из них достоин внимания как коллекционеров, так и просто любителей качественного рисунка. Все они рисовали открытки к праздникам, у всех есть багаж интересных работ. Кстати, многие открытки Зарубина издавались на пермском «Гознаке». Пермские художники были знакомы с его творчеством и в какой-то мере равнялись на него.
— Пермская открытка связана сугубо с Пермской фабрикой «Гознака»?
— Нет, есть, конечно, и издания «Пермского фотоколлектива», типографии №1 и типографии №2, издательства «Звезда». У издательства были свои художники, которые тоже запомнились многим своими работами. Не всё, что нарисовано, было издано. Большие фонды хранятся сейчас в Пермском государственном архиве социально-политической истории. А что издано — очень ценится коллекционерами.
— Каков был средний тираж новогодних открыток?
— Пермские гознаковские открытки имели очень небольшой тираж — от 50 тыс. до 150 тыс. экземпляров. Небольшой по сравнению с московскими, тиражи которых колебались в среднем от 2 млн до 5 млн экземпляров.
— Где ещё на территории СССР были крупные полиграфические центры, славящиеся своими открытками?
— Славились своими изданиями полиграфкомбинаты Калинина (Тверь), Киева, Кишинёва, городов Прибалтики. Стоит отметить, что в Перми много открыток печаталось на языках союзных республик — всех пятнадцати. Помимо этого, у нас печатались лотерейные билеты на всех языках союзных республик. И не только печатались, но и рисовались пермскими художниками. Все тексты прописывались ими от руки.
— Проработана ли краеведческая тематика в пермской открытке советских времён? Есть ли исследования, посвящённые пермской открытке?
— К сожалению, исследований изданий советского периода пока нет. Коллекции разрознены. Часть попала в государственные архивы, часть находится в частных собраниях. К сожалению, повторюсь, материал всё ещё не исследован. Хочу начать с гознаковских изданий, собрать их каталог. Потом видовые открытки описывать, добраться и до других издательств. Помимо «Гознака» и «Звезды» открытки выпускали типографии №1 и №2, в 1950-е годы работал «Фотоколлектив». Всё это можно будет собрать и описать.
— Недавно увидел новость о том, что в Перми начали делать репринтные издания советских открыток. Как вы к этому относитесь?
— Если с точки зрения популяризации открытки как предмета, то положительно. Как коллекционер — отрицательно. Бывают такие виды печати, при которых оригинал трудно отличить от репринта. Если издатель честно отмечает, что это репринт, — это нормальное явление.
— Появление интернета сильно сказалось на популярности открытки. Что сейчас может привлечь коллекционера среди выходящих из печати изданий?
— Действительно, количество выпускаемых открыток сильно сократилось. Сейчас интересная для коллекционера ниша — корпоративные открытки. Для того чтобы ими заниматься, нужно понимать, что и где выходит, что и где издаётся. Сейчас очень много интернет-площадок, где что-то продаётся, но нужно понимать, где и что искать. В Перми всего пара человек занимается корпоративной тематикой. К сожалению, уникальные открытки, которые имеют корпоративное происхождение, часто непросто добыть. Это колоссальный труд для коллекционера — отследить, найти и получить для коллекции новые материалы.
Весточка для любимых
Свидетели эпох
Экспозиция создана на основе частной коллекции пермяка, председателя правления городского общества филателистов Сергея Филатова. Более 15 лет он занимается филокартией (так называется коллекционирование открыток), последние пять лет его внимание приковано к карточкам с видами Перми.
Город в открытках
По официальной версии, первые открытки в мире выпустили в 1870 году, во время франко-прусской войны, так как у солдат появилась необходимость посылать родным весточки. Поэтому, если учесть тогдашнюю скорость освоения новейших технологий, Пермь можно считать весьма передовым городом. Не прошло и 30 лет, как в Швеции были напечатаны первые открытки с видами Перми. Одной из первых стала открытка с изображением дома купца Мешкова. Излюбленными сюжетами становились набережная Камы, пароходы, плывущие по реке, особняки пермских купцов и богатых горожан.
Одним из самых популярных видов открыток стали почтовые сообщения-бабочки. Те же городские пейзажи, но помещенные на крылья насекомого, выглядели весьма оригинально. В 1903 году для Перми было сделано две версии таких открыток, и они представлены в экспозиции.
Таких сохранилось, конечно, очень мало. Но в коллекции Филатова их около десятка.
По словам Сергея, это придает коллекционной единице дополнительную ценность, поскольку она уже исторический документ, отображение эпохи.
Пиво как стимул к увлечению
Кстати, увлечение коллекционированием настигло Сергея Филатова еще в подростковом возрасте, когда после суровой социалистической действительности в нашу жизнь ворвались яркие краски импорта и рекламы. Все, что было «не таким», хотелось собирать, складывать и хранить.
Сергей начал с пивных алюминиевых банок.
Свою первую выставку он организовал в 2009 году в музее поселка Ильинский Пермского края. А спустя некоторое время коллекция уже экспонировалась в Московской государственной исторической библиотеке.
Тогда же на пермской выставке «Антикварный салон» Филатова выбрали председателем городского общества филателистов. Так он стал единственным в стране председателем общества собирателей марок, являясь при этом филокартистом, то есть собирателем открыток.