музей современного искусства в нью йорке история
Нью-Йоркский музей современного искусства
Один из самых известных музеев Нью-Йорка, который проделал огромный путь от небольшой коллекции, взятой в аренду для показа на первой выставке, до самого крупного мирового музея, посвященного современному искусству. Фонды музея современного искусства (Museum of Modern Art, сокращенно MoMA) в наши дни весьма обширны и разнообразны и включают в себя не только художественные и скульптурные произведения, но и коллекцию предметов дизайна, богатейшее собрание фильмов и слайдов, библиотечную коллекцию и цифровой архив произведений искусства от начала 20 века до современности.
Историческая справка
Идея создания музея, в котором перед общественностью Нью-Йорка можно было бы представить лучшие образцы современного искусства, родилась в 1928 году в кругу трех подруг, почитательниц и покровительниц изобразительных искусств – Эбби Олдрич Рокфеллер, Лилли Пламер Блисс и Мэри Куинн Салливан. Для осуществления этой идеи требовалось найти подходящее выставочное пространство и источник финансирования музея, который нуждался в накоплении первоначальных коллекций. Муж Эбби Олдрич, Джон Дэвисон Рокфеллер-младший, влиятельнейший бизнесмен страны и известный меценат, к современному искусству относился, мягко говоря, отрицательно, поэтому подруги создали фонд по сбору средств для будущего музея. Им удалось привлечь внимание состоятельных горожан, в числе которых был и Энсон Гудиер, филантроп и коллекционер, бывший президент попечительского совета художественной галереи Олбрайт-Нокс.
Подруги, впечатленные авторитетом и опытом Гудиера, предложили ему стать первым президентом будущего музея, и вскоре он за собственный счет отправился в Европу, чтобы собрать коллекцию для первой экспозиции музея. В ноябре 1929 года Музей современного искусства впервые принял посетителей в 6 выставочных залах на одном из этажей здания Хекшера, в центре Манхэттена. Выставка состояла из 25 картин (Ван Гог, Сезанн, Гоген и прочие европейские постимпрессионисты), в основном взятых в аренду из частных европейских коллекций, а также из скромного собственного собрания музея – 8 гравюр и рисунков, которые преподнес в дар Пол Джозеф Сакс накануне открытия музея. Первая выставка длилась около месяца и успела принять свыше 47 тысяч посетителей. Спустя пару лет Музей современного искусства перебрался в более просторные помещения, арендуемые на Западной 53-й улице.
Первый директор и куратор музея, Альфред Гамильтон Барр-младший принимал активное участие в расширении коллекций и популяризации самого музея. Уже в первый год существования Музей современного искусства провел 10 небольших выставок, в которых ньюйоркцы могли увидеть полотна известных живописцев Парижа, картины Пикассо и работы представителей немецкой художественной школы Баухаус. В 1937 году музей занял несколько залов и подвальных галерей в здании Рокфеллер-центра. В это же время начинается компания по сбору средств на строительство собственного здания для музея. В мае 1939 года состоялось официальное открытие нового постоянного дома для Нью-Йоркского музея современного искусства на 53-й улице. Значительную роль в получении средств на строительство здания сыграл сын Эбби Олдрич Рокфеллер, Нельсон Рокфеллер, который сменил Энсона Гудиера на посту президента МоМА.
В 1948 году Музей современного искусства и Метрополитен-музей заключили соглашение, по которому МоМА будет постепенно продавать Метрополитену из своих коллекций картины художников, хранимые в музее свыше 10 лет, чтобы термин «современное искусство» соответствовал своему значению и в фондах не накапливались работы прошлых десятилетий. Таким образом в Метрополитен-музей попало немало ценных экспонатов, но в 1952 году Музей современного искусства отменил соглашение и с этого момента стал накапливать постоянную коллекцию. В 1953 году к основному музейному зданию было добавлено крыло, а также во дворе музея был открыт сад скульптур Эбби Олдрич Рокфеллер, который создал архитектор Филипп Джонсон. За последние четыре десятка лет Музей современного искусства значительно увеличил свои выставочные пространства и пережил несколько реконструкций и обновлений. В наши дни на подходе открытие нового здания, которое в 2014 году для музея спроектировал известный французский архитектор Жан Нувель.
Архитектура здания
Здание, которое уже много лет является основным домом для Музея современного искусства, строилось около двух лет и было торжественно открыто 10 мая 1939 года. Авторами проекта были Филипп Гудвин и Эдвард Дурелл Стоун, архитекторы-модернисты, а земельный участок был получен благодаря Джону Дэвисону Рокфеллеру-младшему, который пошел на уступки своей жене Эбби и выделил для музея землю рядом со зданием Рокфеллер-центр. В 1958 году после пожара, из-за которого пришлось временно эвакуировать часть коллекций, был проведен ремонт здания, но более глобальные изменения в архитектуре строения начались уже в 1980-х годах. В 1983 году музей почти в два раза увеличил выставочную площадь, обрел лекционную аудиторию, рестораны и магазины, благодаря строительству многоярусной башни, примыкающей к основному зданию. Архитектором этой пристройки был архитектор из Аргентины Сезар Пелли.
В конце 90-х годов возник вопрос о новом расширении музея, в связи с чем был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции Музея современного искусства, победителем которого оказался японский архитектор Ёсио Танигучи. Строительные и реконструкционные работы начались в 2002 году и продолжались два года, на время которых музей нашел временное пристанище в здании бывшей фабрики скобяных изделий в Лонг-Айленд-Сити в районе Квинса. Часть коллекций в этот период успешно гастролировала по миру и выставлялась в различных известных музеях. В сентябре 2004 года музей вновь открылся для посетителей в обновленном здании, которое было почти вдвое больше прежнего. Остекленные переходы связывают основное здание с новой 6-этажной галереей Пегги и Дэвида Рокфелерр, где теперь находится главное выставочное пространство с высокими потолками и естественным освещением. В корпусе Льюиса и Дороти Кулман расположены учебные центры, аудитории для конференций и семинаров, обновленная библиотека и музейный архив.
Экспозиции
После открытия обновленного здания, основные экспозиции Музея современного искусства были расположены поэтажно и упорядочены по хронологии – чем выше этаж, тем старше экспонаты, которые здесь представлены. Поэтому свою экскурсию логичнее начинать с верхнего этажа галереи, проходя по этажам, как по этапам развития искусства 20 и 21 века. На 6-м этаже музея проводятся тематические временные выставки и различные культурные мероприятия. Начиная с 5-го этажа, музей экспонирует свою постоянную коллекцию, которая в полном объеме насчитывает свыше 150 тысяч предметов искусства. На 5-м этаже находятся самые ранние (по дате создания) картины из музейной коллекции. Здесь хорошо представлены постимпрессионисты, а также художественные стили первой половины 20 века. Большое внимание уделено творчеству Пикассо, ведь музей обладает одной из лучших в мире коллекций работ этого мастера. Помимо картин Пикассо на 5-м этаже можно увидеть полотна Гогена, Кандинского, Сезанна, Ван Гога, Малевича, Дюшана, Магрита и др.
На лестничном пролете между 5-м и 4-м этажами расположена первая версия известного творения Матисса – картина «Танец». Экспозиции 4-го этажа посвящены художественным направлениям в живописи и скульптуре 1940-70-х годов. На этом этаже очень много работ абстракционистов, минималистов, экспрессионистов, а также творений представителей поп-арт движения, в числе которых работы Энди Уорхолла, Марка Ротко, Эдварда Руша и других. Экспозиция, посвященная проявлениям современного искусства в архитектуре, расположена на 3-ем этаже. Экспонатами этих выставок являются чертежи, рисунки, макеты, фотографии и другие материалы, связанные с архитектурой и дизайном. Большой интерес у посетителей вызывает выставка, в которой можно увидеть мебель, созданную такими архитектурными гениями, как Гауди или Райт. Творения искусства наших современников расположены в выставочных пространствах 2-го этажа. Экспозиции здесь часто меняются и состоят не только из картин и скульптур, но и из фигурных инсталляций, образных арт-объектов и других непривычных проявлений самого современного искусства.
В теплую погоду многие посетители не упускают возможности пройтись по Саду скульптур, где можно не только отдохнуть от шума большого города в зеленом уголке, но и встретить работы всемирно известных авторов. Вход в Сад скульптур на первом этаже, недалеко от скульптуры Бальзака авторства Родена. В двух подземных этажах здания располагаются кинотеатры, где проходят сеансы фильмов из обширной коллекции Музея современного искусства. Вход на любой сеанс свободный, цена просмотра уже включена в стоимость входного билета в музей. Коллекция фильмов насчитывает около 25 тысяч самых разных произведений художественного, документального и научно-популярного жанров и заслуженно считается наилучшим музейным архивом мирового киноискусства.
Посещение
Время работы музея: ежедневно – с 10:30 до 17:30, по пятницам до 20:00.
Адрес музея: 11 Западная 53-я улица, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10019;
филиал музея МоМА PS1: 22-25 Джексон Авеню, Лонг Айленд Сити, Нью-Йорк 11101
Музей современного искусства MoMA: гид Афиши
Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) — один из самых первых и представительных музеев этого направления в мире. Этот музей послужил примером для многих подобных в разных странах.
Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) во многом является лучшим и первым. Первый в мире большой и централизованный музей актуального искусства занимает третье место по посещаемости в США и входит в ТОП-20 самых популярных музеев мира. Афиша представляет гид по одному из лучших музеев Нью-Йорка.
Музей MoMA располагается в средней части Манхэттена, между Пятой и Шестой авеню. Основанный в далеком 1929 году, этот музей стал первым в мире большим и настоящим домом для актуальной живописи, скульптуры и других современных жанров. MoMA одним своим существованием и успехом среди зрителей доказал, что такое искусство может быть интересным и востребованным, положив начало традиции открывать огромные центры современного искусства по всему миру.
Музей MoMA: история возникновения
Музей в своем первоначальном варианте располагался в нескольких относительно небольших помещениях офисного здания. Большую роль на этапе появления и первоначального развития музея сыграла не безызвестная семья Рокфеллеров. Именно благодаря своей тесной, почти родственной, связи с этим влиятельным семейством, музей сегодня располагается в непосредственной близости к Рокфеллер-центру.
Строительство современного здания музея было начато в 1939 году, а позднее, уже в 50-х годах перестроено и реконструировано в новом, «интернациональном» стиле. В 1947 году MoMA заключил договор с Метрополитен музеем, по условиям которого произведения из коллекции современного искусства со временем должны передаваться в коллекцию МЕТ. Однако, уже через 6 лет договор был расторгнут в связи с тем, что по этим условиям MoMA рисковал очень быстро потерять огромную часть своей коллекции. История трансформации музея на этом не закончилась. В 2000-х годах выставочные площади увеличились в несколько раз, а популярность музея неумолимо росла.
MoMA сегодня
Сегодня коллекция музея может похвастаться такими шедеврами актуальной живописи как «Танец» Матисса, «Постоянство памяти» Дали, «Звездная ночь» Ван Гога и многими другими. Своим современным оформлением, а также архитектурными и дизайнерскими решениями музей обязан архитектору Филипу Джонсону, лауреату Прицкеровской премии, великому ценителю красоты и простоты. Для всех туристов и жителей города MoMA уже давно стал любимым местом. В музее всегда можно увидеть что-то необычное и интересное, расширить свой кругозор, а порой и изменить мировоззрение.
Путешествие по MoMA
Все музеи современного искусства представляют из себя простые с виду, но сложные изнутри, архитектурные новшества. Как и в случае с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке, знакомство с MoMA лучше начинать с верхних этажей и постепенно спускаться вниз. Самые верхние ярусы музея традиционно представляют временные выставки, которые регулярно сменяют друг друга. Там Вы найдете представителей современного искусства из разных школ, стран и течений. Спускаясь ниже, на 5 этаже представлены не менее богатые коллекции скульптуры и живописи. Там находятся работы уже признанных постимпрессионистов. Например, неподражаемого мастера кисти — Поля Сезанна. На этом же этаже можно познакомиться поближе в работами Руссо, Гогена, Кандинского, Лисицкого, Миро и других непревзойденных мастеров, а также уникальных личностей.
Спускаясь на четвертый этаж Вы обязательно заметите знаменитую на весь мир скульптуру Матисса «Танец». Эта работа во многом определила развитие творчества художника и его мировую популярность. Четвертый этаж представляет и огромную коллекцию искусства периода 40-70хх годов. Здесь живут и цветут такие жанры и направления как поп-арт, минимализм, экспрессионизм и многие другие.
Третий этаж МоМА посвящен искусству в архитектуре, здесь представлены рисунки, макеты, фотографии, а так же мебель самых удивительных архитекторов мира — Гауди, Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта.
На втором этаже располагается еще одно большое крыло временных выставок. Там представляются работы мастеров, которые живут вместе с нами в современности.
Интересные факты:
MoMA уже давно стал культовым местом не только для Нью-Йорка, но и для всего мира. Если по каким-то невиданным причинам Вы до сих пор еще отказываете себе в удовольствии познакомиться с ним — настала пора прекратить эту традицию.
Читайте Афишу — будьте в эпицентре событий!
Музей современного искусства в Нью-Йорке
Музей современного искусства в Нью-Йорке является одним из первых музеев современного искусства в мире. Сейчас этот музей, расположившийся на Манхеттене, пользуется заслуженной славой и весьма популярен у посетителей. А ведь вплоть до открытия музея идею открытия подобного заведения считали самой амбициозной и дерзкой идеей современности. Однако, спустя десятилетия его организация уже служит образцом для создания множества других известных собраний произведений современного искусства.
История музея
Музей современного искусства в Нью-Йорке был основан в 1928 году при поддержке династии Рокфеллеров. Первых посетителей музей принял в 1929, а экспозиция его размещалась в шести залах обычного офисного здания. С тех пор музей значительно изменился, ведь ему пришлось пережить шесть масштабных архитектурных перестроек. На свое сегодняшнее место Музей современного искусства в Нью-Йорке переехал в 1938 году. Его коллекция, насчитывает огромное количество экспонатов и постоянно пополняется. Следует заметить, что в коллекциях музея находятся только произведения искусства, созданные не ранее 1880 года. В 2004 году у музея появилось новое здание, построенное по проекту японского архитектора Йоси Танигути, которое и само можно считать шедевром современного дизайна и архитектуры.
Музей современного искусства в Нью-Йорке
Экспозиции музея
Экспозиции в музее расположены так, что начинать знакомство с выставками целесообразнее с верхних этажей. На самом верхнем этаже – шестом, проводятся специализированные выставки, ознакомившись с которыми стоит опуститься на пятый этаж. Здесь экскурсантов ожидает знакомство с коллекциями скульптуры и живописи 1880-1940 годов. Коллекция открывается полотнами Сезанна и других художников, творивших в стиле постимпрессионизма. Далее представлены работы разнообразных течений изобразительного искусства, которых в представленном промежутке времени было предостаточно. В Музее современного искусства хранятся работы Гогена, Руссо, Модильяни, Лисицкого, Родченко, Кандинского, Миро, Дюшана, Боччони и многих других. Здесь же находятся и совершенные шедевры, такие как «Звездная ночь» Ван Гога, «Белое на белом» Малевича, «Постоянство памяти» Дали. По утверждению специалистов, самое лучшее собрание шедевров Пабло Пикассо находится именно в Музее современного искусства Нью-Йорка. Произведения художников-сюрреалстов закрывают экспозицию пятого этажа.
Тем, кого интересует возможность разглядеть с разных ракурсов первоначальный вариант знаменитый «Танец» Матисса, лучше опускаться на четвертый этаж по лестничному маршу, а не лифтом. Экспозиция четвертого этажа представлена произведениями живописи и скульптуры 40-70-х годов двадцатого века. На данный временной период пришелся расцвет экспрессионизма, минимализма и поп-арта. Здесь представлены работы Уорхола, Ротко, Поллока, Ньюманна, Де Куинга.
Практически все работы этих художников знаковые для своей эпохи, а некоторые и вовсе получили скандальную известность. Для посетителей будет интересным то факт, что многие американские художники родились в Старом Свете, таблички рядом с фамилиями живописцев сообщают, к примеру, что Ротко родился в России, а Де Куинг – в Голландии.
Третий этаж музея будет особенно интересен ценителям современной архитектуры и дизайна, ведь здесь собрана удивительная коллекция этих образцов. Загадочная лампа, причудливой формы кресло, странного вида оконная решетка и множество других знакомых предметов, которые приняли совершенно незнакомые формы по велению знаменитых дизайнеров и архитекторов. Здесь представлены работы Гауди, Ван дер Роэ, Ллойда Райта, Ле Корбюзье. На этом же этаже посетители могут ознакомиться и с коллекцией рисунков и фотографии.
На втором этаже Музей современного искусства предлагает своим посетителям ознакомиться с работами печатной графики и галереей самого что ни на есть современного искусства – здесь демонстрируются полотна художников-современников. Есть в экспозиции и работы еще одного американца с русскими корнями – Ильи Кабакова. На первом этаже экскурсанты смогут прогуляться по саду скульптур. В теплые дни это, пожалуй, самая желанная часть музея.
При входе расположена скульптура Бальзака из бронзы, работы Родена. Также в саду можно увидеть «Козу» Пикассо и работу Гимара, стилизованную под вход в парижское метро. В двух подвальных этажах музея расположены кинотеатры, посещение которых включено в стоимость входного билета в музей. Афиши здесь отсутствуют, поэтому какой именно фильм посмотрит посетитель остается загадкой. Фильм может быть самого разнообразного жанра: и историческая киноэпопея, и документальный фильм из какой-нибудь японской экспериментальной студии.
При музее работает ресторан «The Modern», а также сувенирная лавка, в которой можно порадовать себя всякой забавной мелочью на долгую память о посещении музея. Впрочем, настоящие ценители могут приобрести и настоящие художественные произведения художников и дизайнеров современного времени.
В наши дни Музей современного искусства в Нью-Йорке посещают больше двух с половиной миллионов человек в год. Не за горами столетний юбилей музея, и его популярность говорит о том, что ему отлично удается балансировка на тонкой грани между представлением интересов авангарда и предпочтениями широкой общественности.
Нью-Йоркский музей современного искусства
Объект: MoMA, Нью-Йоркский музей современного искусства
расположение: 11 West 53rd Street, между Пятой и
Шестой авеню
заказчик: MoMA
архитектура: Taniguchi Associates. Y. Taniguchi (руководитель), B. Aamoth (главный архитектор проекта), P. Hahn, K. Ogawa, T. Tomuro, J. Imamura
архитектура/разработка проекта:
Kohn Pederson Fox, Нью-Йорк. S. Rustow, (руководитель), T. Holzmann
консультант заказчика и организатор архитектурного конкурса:
Cooper Robertson & Partners, Нью-Йорк
генподрядчик: AMEC, Нью-Йорк
представитель заказчика: Turner Construction Company, Нью-Йорк
архитектор двух книжных магазинов: R. Gluckman, Gluckman Mayner Architects, Нью-Йорк
архитектор ресторана (The Modern), бара (The Bar) на 2-м этаже
и кафе на 5-м этаже: Bentel and Bentel, Нью-Йорк
архитектор лаборатории по сохранению произведений искусства:
Alspector Anderson Architects
ландшафтный дизайн: Zion Breen Richardson and Associates,
Имлайстаун, Нью-Джерси
Идеи реорганизации и расширения музея витали в воздухе с начала 90-х годов прошлого века. Залы не справлялись с демонстрацией непрерывно растущей коллекции. Среди различных идей развития рассматривались и предложения о переезде музея на новое, более открытое место.
В 1995 году музей возглавил энергичный директор Гленн Лаури (Glenn Lowry). На следующий год на продажу были выставлены сразу несколько прилегающих к музею зданий. Вопрос об экспансии решился сам собой. В 1997 году начался поиск архитектора. Члены совета директоров на частном реактивном самолете в течение одной недели посетили самые интересные из недавно построенных музеев в Америке, Европе и Азии. Вернувшись в Нью-Йорк, они составили длинный список, в который вошли десятки выдающихся мировых зодчих. Затем определилась десятка лучших и позже – тройка финалистов: Йошио Танигучи, Бернар Чуми, а также Херцог и де Мерон.
Почему же выбор пал на малоизвестного архитектора, который, хоть и создал целый ряд достойных музеев и других общественных зданий в Токио, Нагано, Хиросиме и Киото, все же ничего не построил за пределами родной Японии? Вернемся в 1997 год. Именно тогда миру явился Музей Гуггенхайма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. Это экстравагантное здание многими критиками было сразу возведено в ранг самых выдающихся за весь многоликий ХХ век. Оно сигнализировало о начале глобальной истерии по созданию уникальных музеев-аттракционов, призванных привлечь туристов и подстегнуть местную экономику.
МоМА же подобной задачи перед собой не ставил. Со сложившейся 75-летней репутацией и самой богатой в мире коллекцией модернистского искусства он и без архитектурных изысков держал в руках все козыри. Музею нужно было функциональное и, главное, модернистское здание. Поиск его автора не случайно привел совет директоров в Японию.
Как известно, традиционная архитектура этой страны во многом легла в основу модернизма. Оказавшись же в Японии, нельзя было не заметить, что именно Танигучи, убежденный модернист с гарвардским образованием, обладает в этой стране репутацией музейного архитектора. Тем не менее, новый МоМА получился весьма осторожным и компромиссным. Но по прошествии двух лет после окончания строительства берусь утверждать, что это самое увлекательное и эффектное здание, построенное в Нью-Йорке со времен волшебной спирали Музея Гуггенхайма. Только в отличие от музея Райта новый МоМА обладает более сложным и многоплановым пространством.
Любой городской проект можно рассматривать как проявление позиции по отношению к урбанистическому контексту. Новое здание музея настолько естественно вливается в свой квартал, что его можно и вовсе не заметить. Оно совершенно не регистрируется, растворяясь в своих и соседних стеклянных сетчатых фасадах, больше отражая то, что происходит вокруг, нежели анонсируя себя.
Примечательно, что на одном квартале вдоль 53-й Стрит сложился настоящий анклав высокой архитектуры. Так, к востоку от здания Танигучи в линейку выстроились несколько предыдущих «экспансий» музея, построенных по проектам Филипа Гудвина и Эдварда Дарелла Стоуна (1939), Филипа Джонсона (1964) и Сезара Пелли (1984). С западной стороны творение Танигучи граничит с Музеем народного искусства по проекту Тода Уильямса и Билли Тсиен. А прямо через дорогу расположены два разделенных скульптурным парком небоскреба – американская штаб-квартира корпорации Deutsche Bank по проекту Кевина Роша и штаб-квартира корпорации CBS Эро Сааринена.
Столь высокая концентрация произведений известных зодчих, тем не менее, образует весьма однородную городскую ткань из близких по духу геометрических объемов со схожей палитрой фасадов. Тем эффектнее оказывается впечатление от интерьера нового музея, в котором архитектору удалось превзойти самые смелые ожидания. Аскетичный входной павильон, вымощенный зеленоватым сланцем и накрытый плоским белым потолком, ведет к точке, которую легко можно принять за кульминационную (на самом деле таких точек в музее много).
Многообразие пространственных эффектов многих застает врасплох. Ведь все здесь достигнуто лишь при помощи, казалось бы, предсказуемой ортогональной геометрии. Хотя еще великий архитектор Борромини, непревзойденный мастер барокко, утверждал, что прямой угол – враг хорошей архитектуры. А экстравагантная Заха Хадид, первая в истории женщина-архитектор, награждённая Притцкеровской премией объясняет свое пристрастие к неортогональной архитектуре еще более убедительно: «Существует 360 градусов, так почему же я должна пользоваться только одним?» Однако у Танигучи своя логика. Он создал множество динамичных диагоналей, но все они скрыты и ощутимы только в движении.
Миновав три четверти пути сквозного коридора между 53-й и параллельной ей 54-й Стрит, вы вдруг оказываетесь в распахнутом и залитом естественным светом пространстве, границы которого весьма условны и неопределенны. Стены и пролеты начинают разъезжаться, увлекая взгляд по диагонали – к скульптурному саду, над которым свесили свои шапки узнаваемые манхэттенские высотки.
Оказавшись на этом этапном пятачке, многие посетители не успевают заметить, как встретивший их на входе низкий потолок, подобно перевернутой отвесной скале, вдруг вылетает вверх на 36 м, превращаясь в стеклянный скайлайт. Отсюда очень эффектно просматриваются стенные проемы, подвесные мостики и зависшие в воздухе безопорные перекрытия. В полной мере с грандиозностью пространства сталкиваешься, поднявшись на второй этаж, где центральное место выделено под просторный четырехэтажный атриум с близкими к кубу пропорциями.
Новые галереи расположены вокруг атриума, который, в противовес скульптурному саду, вытянутому вдоль оси запад-восток, образует организующую вертикальную ось музея. Галереи разбросаны без всякой
видимой последовательности, их осмотр возможен в любом порядке, что существенно отличается от линейной организации коллекции в старом МоМА. Прогуливаясь по залам музея, посетители словно парят в параллельных мирах, рассекая многослойное пространство, которое прямо на глазах разворачивается и расслаивается в завораживающем архитектурном перфомансе.
Главная концепция музея просматривается четко. Это город в миниатюре, а точнее – Манхэттен, с его устремленными ввысь стеклянными параллелепипедами, строго выстроенными вокруг прямоугольника Центрального парка. Здесь чувствуешь себя как на улицах Манхэттена с присущей им головокружительной сменой масштабов и перспектив. Здание «дышит» легко и свободно, и чем выше поднимаешься, тем увлекательнее и насыщеннее становятся впечатления.
Архитектура действительно ускользает, растворяясь в отточенных до совершенства деталях. Белые, как молоко, стены не касаются полов и потолков, и кажется, будто скользящие мимо друг друга выставочные пространства парят в воздухе. Даже колонны расставлены здесь, как декоративные вазы. Облаченные в нежную белую штукатурку с тонкими зазорами над полом и под потолком, они весьма успешно создают впечатление, будто вообще ничего не держат и при необходимости могут перемещаться, как арт-инсталляции. Мое любимое место в новом комплексе – скульптурный сад, воспроизведение построенного в 1953 году по проекту Филипа Джонсона. Это сердце музея, которое пришлось заменить на новое. Во время строительства сад был полностью разобран. Теперь он немного длиннее и шире прежнего. Но все его элементы, включая отражающий водоем с мостиком, карликовые березки и несколько десятков скульптур, заняли прежние места.
Как и раньше, от 54-й Стрит сад отгораживает лишь невысокий забор, а с трех других сторон он окружен уже совсем другими, полностью трансформированными зданиями. С юга сад обрамляют галереи и новый ресторан The Modern. С востока – образовательный и исследовательский центр с библиотекой, архивом и лекционным залом, построенными на месте особняка Рокфеллеров. С запада виднеется новое 16-этажное здание для офисов музея, а перед ним расположились несколько этажей галерей и кафе на пятом этаже, над террасой которого эффектно парит козырек. Подобный трюк Танигучи уже применял в своих японских музеях, но в МоМА такой козырек смотрится особенно интересно. Здесь он завершает стеклянную гладь, отражающую не только корпуса музея, но и столпившиеся по соседству высотки.
Другая новинка сада – по-новому представленный 52-этажный жилой небоскреб Museum Tower. Раньше здания как бы и не существовало. Его основание окружали помещения музея. Теперь же его строгий объем занимает центральное место в комплексе, главенствуя над садом и подчеркивая свое истинно нью-йоркское вертикальное измерение.
Новый МоМА настолько редуцирован в деталях, что у посетителей музея может возникнуть подозрение, будто эта почти эфемерная архитектура далась Танигучи легко и непринужденно. На самом же деле, чтобы создалось такое впечатление, были предприняты воистину героические усилия целой команды профессионалов.
Когда Танигучи выиграл конкурс, его первой реакцией было переехать со своим небольшим ателье в Нью-Йорк. Однако совет директоров посчитал, что для разработки проекта было бы продуктивнее пригласить нью-йоркского архитектора, знакомого с местными материалами, кодами и методами строительства. Со своей стороны Танигучи поставил условие, что таким архитектором должен стать прежде всего талантливый дизайнер, а не «технарь».
В июле 1999 года разработка чертежей и ведение строительства нового музея были поручены известной архитектурной компании Kohn Pederson Fox (KPF). Возглавить операцию по трансформации проекта Танигучи в реальность компания пригласила архитектора Стивена Рустова, обладающего уникальным опытом планирования и ведения строительства крупных музейных комплексов, включая такие известные, как модернизация Лувра в Париже и строительство Музея искусств в Иерусалиме, оба по проектам Йо Мин Пея.
Пять лет архитектор из токийского ателье Танигучи провел в нью-йоркском офисе KPF, а восемь сотрудников KPF переехали на это время в Японию. В разгар проекта над разработкой чертежей в KPF трудились 25 архитекторов. Рустов, отвечавший за всю интерьерную планировку и деталировку, возглавил проект в тандеме с Томасом Холцманном, на которого была возложена ответственность за экстерьерные работы, включая реставрацию всех прежних фасадов музея вдоль 53-й Стрит.
Рустов и Холцманн курсировали между офисами Танигучи и KPF, а также строй-площадкой музея в головокружительном режиме – десять дней в Нью-Йорке, десять дней в Токио. Сам же Танигучи бывал в Нью-Йорке лишь по несколько раз в год. Поэтому не будет преувеличением предположить, что никто не знает проект нового МоМА так детально, как Рустов. С ним я и встретился в офисе компании KPF на 57-й Стрит, всего в трех кварталах
от МоМА.
По словам Рустова, ему достался практически концептуальный конкурсный проект Танигучи, и многое в нем просто не могло быть учтено. Он провел огромную работу в тесном сотрудничестве с заказчиком и архитектором, не только разрабатывая самые мелкие детали, но и заново планируя расположение всех служб музея. МоМА представляет собой очень сложный механизм, и поэтому в лице заказчика выступали три
группы экспертов: совет директоров, кураторская группа и специально образованный строительный отдел, куда вошли архитекторы, инженеры и представители администрации музея. Однако безусловным лидером со стороны заказчика был директор музея Гленн Лаури. Он лично участвовал во многих обсуждениях и с самого начала был доступен для Рустова и его команды.
Рустов очень увлеченно рассказал о здании, которое не перестает дарить сюрпризы даже ему: «На первый взгляд может показаться, что приемы Танигучи базируются на привычном синтаксисе и знакомых модернистских ходах. Однако вас постоянно сопровождают тонкости и непредвиденные противоречия, создающие пространственные ситуации значительно сложнее и запутаннее, чем может усмотреть неподготовленный посетитель. Вы сталкиваетесь с архитектурой, которая сконцентрирована на чистых чувственных эффектах, способных создать настоящую свободу возвышенного спокойствия – минималистское барокко».
Здесь стоит пояснить, что степень проникновения в архитектуру Танигучи зависит от внимания и информированности посетителя. С одной стороны, МоМА является безусловно минималистским зданием, где практически отсутствуют детали. Но с другой стороны, эти детали бесконечно изысканны и точны. Их почти полное отсутствие – результат неимоверных усилий, которые по сложности можно сравнить с архитектурой барокко. Однако это барокко, вывернутое наизнанку.
Сложное и замысловатое спрятано внутрь и открывается лишь тем, кто настроен на активное сопереживание пространства. Во всем этом есть некоторое противоречие. Архитектура Танигучи стремится отойти на второй план, предоставив первый Его Величеству Изобразительному Искусству. Однако на самом деле такая архитектура требует повышенного к себе внимания. Происходит постоянное растяжение и сжатие восприятия. Того же архитектор добивается игрой с отражающими, прозрачными и полупрозрачными стеклянными оболочками фасадов.
Ваш взгляд все время находится в разных измерениях и не задерживается долго на одном месте. «Независимо от того, стекло ли это, металл, дерево или штукатурка, каждая поверхность стены, пола или потолка скомпонована как идеальная изолированная поверхность и детализована так, чтобы нельзя было почувствовать настоящую толщину материала. Практически нет таких мест, где поверхность стены заворачивала бы за угол», – уточняет Рустов. То есть углов у здания Танигучи нет вовсе. Они лишь обозначены пространственно, но все поверхности стремятся побороть материальность и скорее напоминают не касающиеся друг друга парящие экраны, чем стены. Я бы назвал такую архитектуру косметической. Она застилает тонким слоем структурные части здания, обогащая наше восприятие пространства многочисленными зазорами, обрамлениями, проемами и смещениями, тем самым размывая грани и бесконечно усложняя простые, на первый взгляд, объемы.
Я часто бываю в МоМА. Это одно из немногих зданий, которое раскрывается постепенно, и каждый следующий визит приносит больше удовольствия, чем знакомство. Мое очередное недавнее посещение музея в сопровождении Питера Рида (Peter Reed), старшего заместителя директора МоМА по кураторской деятельности, предоставило еще одну возможность взглянуть на удивительные помещения глазами человека, который почти ежедневно проводит здесь многие часы. Он не только лучше других знает каждый уголок музея, но и часто наблюдает за реакцией посетителей.
«Как по-вашему, почему люди идут в МоМА – из-за новой архитектуры или увидеть выставленные здесь шедевры?» – спрашиваю я. «Боюсь вас огорчить, но люди приходят сюда в первую очередь посмотреть на искусство. Однако, попав в музей, они заинтересовываются и самим зданием. Оно столь легко уживается с искусством, что многие не замечают его вовсе.
Для кураторов же здание очень удобно. Нам легко в нем работать, и мы практически ничем не ограничены при планировании любых выставок, как временных, так и постоянных. Мне кажется, что искусство здесь выходит на первый план, причем музей спланирован таким удивительным образом, что у посетителей постоянно возникает чувство любопытства».
Больше всего Риду нравится переходить по мостику третьего этажа, ведущему в зал дизайна с западной стороны скульптурного сада. Отсюда очень эффектно просматривается большая часть музея и города. Он видит весь «музей как сцену, на которой постоянно разворачивается действо изучения и наслаждения, эстетического восприятия мира». Проходя по коридору вдоль южной стороны сада, Рид с особым волнением указывает на едва заметную линию, где сходятся старое и новое здания музея. А мимо проходят посетители, не обращая внимания на его увлекательный рассказ. Для них MoMA – единое пространство. Мы подходим еще к одному излюбленному месту куратора – отреставрированной элегантной лестнице под названием «Баухаус» 1939 года постройки, соединяющей второй и третий этажи.
Это единственное место в музее, где можно встретить плавно изогнутую линию, напоминающую край крышки рояля. Здесь почти никого нет, и пройти по такой грациозной лестнице в полной тишине под раскачивающимися лопастями скульптурного мобиля Александра Колдера – одно из самых сильных впечатлений от музея.
Нет, архитектура, об исчезновении которой рассуждал Танигучи, на самом деле никуда не исчезает. Он просто притупил нашу способность ее воспринимать, сумел достичь очень тактичного и сбалансированного чередования акцентов то на архитектуру, то на искусство. Он сравнивает атмосферу своего музея с традиционной церемонией чаепития, в которой чашка очень проста по форме и цвету. Но стоит наполнить ее чаем, как она тут же трансформируется – температура, цвет, запах наделяют ее новыми качествами.