музей военной истории карельского перешейка выборг
Музейные заметки. Народный музей народной войны
Мы продолжаем посещать музеи и выставки исторической тематики. На этот раз в наше поле зрения попал частный Военный музей Карельского перешейка в Выборге.
Автором этих строк является молодой человек с историческим образованием, — и подобное личное начало не случайно. Всё-таки не так часто встретишь «мальчика-историка», который бы не интересовался военной историей. Из-за отсутствия подобной любознательности мне всегда было непросто воспринимать военную тематику в музейном пространстве. Оружие и орудия, фронтовые предметы быта и фотографии, многочисленные фамилии и личные документы павших героев сливались в одну похожую картинку перед невнимательным взглядом…
Пусть читатель не сердится на подобное проявление критики в адрес военных музеев — безусловно, память о войнах XX века и о самой главной и самой народной войне важна. Но всё же музейная репрезентация военных лет нередко выглядит слишком стандартно. На этом фоне Военный музей Карельского перешейка в городе Выборге Ленинградской области выделяется в лучшую сторону. И вот почему.
Главной темой музея является советско-финская война
Его и найти-то трудно. Некоторые туристы, заезжающие в Выборг на денёк, даже не знают, что прямо в центре на Крепостной улице, почти напротив Преображенского собора в бывших зданиях Центральных казарм притаился целый музей. Его создатель, местный историк Баир Иринчеев, начал собирать коллекцию оружия и снаряжения времён Второй мировой ещё в студенческие годы в начале 2000‑х. Первым экспонатом был станок от ДОТ Ink6 Линии Маннергейма, а когда многочисленные шинели, каски, орудия и прочее уже не помещалось на его даче, было принято решение создать частный музей. Существует он с лета 2013 года.
О прежнем назначении территории музея напоминает забор с пропускным пунктом, а также некоторые элементы прежнего оформления вроде этого панно на стене КПП. С другой стороны, это лишь добавляет антураж
Экспозиция музея многослойна. Иногда она кажется многослойной в прямом смысле этого слова: различные темы буквально наслаиваются друг на друга в небольших комнатках прежних казарм и хозяйственных построек. Скажем, следуя за расставленными вдоль стен манекенами, можно изучать обмундирование, различные фронтовые и тыловые ситуации, в которых оказывались военные, элементы их быта. А параллельно можно читать инфографику на стенах совсем на другую тему или рассматривать стенды с фотографиями, документами и иными экспонатами.
Манекены почти что живые. Осталось лишь крикнуть: «В атаку!»
Насыщенность экспозиции объясняется скромным пространством. Но вряд ли вы уйдёте оттуда быстро — маленьким выборгский музей вам не покажется. Основное здание в основном рассказывает о советско-финской войне или же карельском участке Великой Отечественной, но, как уже сказано ранее, эта тема перемешивается со множеством других и не образует строгой хронологической логики. Так что ходить по музею можно в любой последовательности, по желанию долго рассматривая образцы оружия, книги или найденные на полях сражений находки. Из последних я бы выделил находки финских солдат, например, вырезанную деревянную статуэтку-пепельницу в виде медведя.
Большинство стен занимает отдельная экспозиция «Подвиг женщин на защите Отечества». Стоит сказать, что эта тема, хоть и кажется банальной, в музейном пространстве России редко выделяется. Здесь имеет смысл пройтись по всей инфографике экспозиции и убедиться, что примеры женской службы Родине на войне — не такая уж и редкость в нашей истории. А уж война 1941–1945 годов стала действительно народной: прекрасная половина человечества служила в рядах Красной Армии в числе 800 тысяч человек, из них 65 женщин стали Героями Советского Союза.
На экспозиции читаем слова генерала Владимира Говорова: «Женщины на войне олицетворяли собой на огневом рубеже великого противостояния добра и зла Родину-мать, Родину-невесту и в то же время — живой укор мужской половине человечества, чья историческая амбициозность извечно находит своё разрешение в кровопролитных войнах…»
Наконец, что может быть лучше интерактивности? Если только читать и смотреть, но нельзя потрогать, то разве это современный музей? В этом музее трогать можно. Почти всё открытое оружие и аккуратно повешенную на плечики одежду эпохи 1940‑х годов можно невозбранно примерять. Так что перед визитом в музей не забудьте позвать хорошего фотографа или зарядить свой смартфон: как говорят местные сотрудники, некоторые посетители могут увлечься и надолго задержаться в этом зале.
А вот и команда «В атаку!»
Отдельное здание занимает диорама «На той войне незнаменитой». Как правило, под диорамой подразумевается полукруглая картина с элементами дополняющей её экспозиции. Здесь диорама — это полноценная реконструкция линии фронта в натуральную величину. Солдаты-манекены сидят в окопах, стреляют и идут в атаку. Большинство показанных сцен основаны на реальных фактах, о чём вам расскажут наградные листы с описанием подвигов. Диорама была открыта совсем недавно, в апреле 2018 года — можно сказать, музей расширяется прямо на наших глазах.
Ещё в одном здании можно найти танк, который снимался в фильме «28 панфиловцев». Вообще этот ангар посвящён тематике кино: по его стенам развешаны фотографии современного Выборга, совмещённые с кадрами исторических кинолент, которые здесь снимали.
В описании музея часто используется слово «народный»: «народный музей», «народная диорама». Действительно, всё здесь созданное было сделано не рукой государства, а группами энтузиастов, частных лиц. В результате мы имеем не самый стандартный, но весьма любопытный и душевный музей, который, находясь в провинциальном райцентре Выборге, привлекает внимание туристов со всей России. Может, так и стоит поступать с историей народной войны.
Военный музей Карельского перешейка расположен по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, Крепостная улица, 26. Подробности о часах работы можно узнать на официальном сайте музея.
Выборг. Частный военный музей Карельского Перешейка. Прогулка по городу.
Это небольшой частный музей, созданный настоящими энтузиастами военной истории. В первую очередь конечно его директором, Баиром Иринчеевым ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%91%D0%B0%D0%B8%D1%80_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 ). Человек действительно любит это дело и довольно немало делает для заполнения белых страниц конфликта СССР и Финляндии. При этом зная язык и регулярно бывая в Финляндии, даже одно время проживая, имеет там соответственно тоже хорошие связи и потому историю изучает с обеих сторон конфликта, что как понимаете тоже довольно важно.
Самого Баира в Выборге не было и кроме того оказалось, что летом музей работал только по выходным, однако проблемы это не составило. На дверях даже специальная табличка висит. Если уж люди приехали издалека, то можно позвонить кому-то из его соратников по музейно-исторической работе, кто проживает постоянно в Выборге и договориться что бы с ключами подъехал.
Как видите, тут ещё особая атмосфера добавилась, мы были единственными посетителями музея, ради которых его и открыли в этот день. 🙂
Забавное расположение рядом с домом секты иеговистов. 🙂
Вот это двухэтажное здание и есть музей. Когда он открыт на нём вывешена копия Знамени Победы.
По соседству тоже симпатичный старый дом.
Дверь в музей сразу настраивает на нужный лад.
Не меньшим образом настраивает даже пепельница у входа, сделанная из снаряда. 🙂
Внутри помещение не слишком большое, всё-таки аренда в центре города удовольствие не из дешёвых, но экспонатами заставлено довольно богато.
Главная фишка, как я выше и говорил, экспонаты можно трогать руками, брать в руки, при желании фотографироваться с ними.
Вот здесь уже начинается обещанная мной в прошлой части тема пропагандистских листовок и плакатов.
Особенно с этим богато на втором этаже музея.
Вещи и награды финских бойцов.
А вот эта табличка с историей. Она была установлена на братском кладбище, но в 2005 году исчезла.
Для возвращения был поднят клич в интернете, собраны подписи и деньги.
Не последнюю роль тут сыграли как раз владелец и работники данного музея.
http://www.msk.kp.ru/daily/26062/2970844/
Книги памяти погибших. Финская и российская.
Возвращаемся к теме плакатов и листовок, созданных пропагандой во время войны.
Некоторые пытаются говорить, что те же антисемитские мотивы дескать выдавали в пропаганде только немцы, а финны чуть ли не белые и пушистые во всём. Это не совсем так, как видим.
А это уже пример советское пропаганды на финском. С намёком, что пока финны воюют на стороне Гитлера в СССР, там германские нацисты в тылу потешаются с финскими женщинами.
Манекен, демонстрирующий переноску раненых и два пулемёта.
Западная газета со статьёй и о начале финской войны.
Как я выше говорил, некоторые экспонаты можно брать в руки и с ними фотографироваться.
Это серьёзно отличает музей от обычных, государственных.
Абсолютно заслуженные музеем дипломы.
А ещё там даже пива при желании попить можно. 🙂 Не детям, конечно. 🙂
Музеем я не разочарован.
Идём гулять по Выборгу дальше, осматривая его узкие мощёные улочки центра. Выглядит конечно абсолютно по европейски. Центр достаточно небольшой, так что обойти его не сложно.
К сожалению так печально выглядит то, что осталось от старинного кафедрального собора.
Финнский памятник погибшим.
Выборгский дворик у дома. Особенно мне вот этот игрушечный ку-клус-клановец нравится. 🙂 Может конечно фигурка обозначает что-то другое, но больно похоже.
Купеческий дом. Говорят древнейшее средневековое здание в городе. Только крыша из металлочерепицы довольно новая, остальное же аж чуть ли не с 14 века.
А дальше идёт последний сохранившийся бастион «рогатой» крепости, бастион панцерлакс. Наверху его находится здание музея Эрмитаж-Выборг. А вдоль бастиона наверху стоят в ряд скульптуры. Скульптуры хороши, прям музей под открытым небом.
Вот оно всё вместе, так как оно вместе и находится, бастион, здание музея на нём и статуи вдоль.
Ещё видок на выборгскую улицу, вода вдалеке, это мы удаляемся от бастиона.
А это табличка на доме, где останавливался Ленин.
Ну что же, между тем время идёт к вечеру, а до Питера ещё ехать и ехать, ночевать то там. За день и так осмотрели прилично, так что на этом пока с Выборгом конкретно всё.
Впечатления в целом положительные. Если у кого визы нет, можно так сказать североевропейский город увидеть средневековый не выезжая из страны. 🙂 Однако посетив ряд городов западной и восточной Европы, хочу всё-таки пожелать Выборгу, особенно по краям как-то побольше ремонта и реставрации что ли. Не везде выглядит настолько ухоженно, как хотелось бы. И с навигацией, как и в парке Монрепо не очень. В туристических городах везде указатели, не заблудишься, тут же всё гораздо сложнее для туриста-новичка без сопровождения.
С Выборгом всё. А в следующей части у нас будет Шлиссельбург и крепость Орешек.
Музей «зимней» войны открыт в Выборге
Для грозных огнеметных танков, на самом деле достаточно уязвимых из-за легкой брони и слабого двигателя, «зимняя» война стала лебединой песнью. На Великой Отечественной практически все они были потеряны в самом начале и больше не применялись. Фото автора
Название ей дала строчка из произведения Александра Твардовского «На той войне незнаменитой», в котором были и такие щемящие строки: «Из записной потертой книжки // Две строчки о бойце-парнишке, // Что был в сороковом году // Убит в Финляндии на льду. // Лежало как-то неумело // По-детски маленькое тело. ».
По его словам, вопрос о создании музея «зимней» войны витал в воздухе очень давно. В советское время она была неизвестной, забытой, в эпоху перестройки ее стали считать позорной. И то и другое было не вполне справедливо. Хотелось восстановить правду.
Пять лет назад Иринчеев взял в аренду помещение в центре Выборга и открыл музей. Помогали волонтеры: вокруг Баира давно уже сложился круг увлеченных единомышленников, готовых трудиться ради идеи и общего дела.
Поход по диораме начинается с осмотра позиций противника. В окопе, сделанном согласно финским наставлениям по полевым работам 1930-х годов, сидит усталый боец с автоматом «Суоми», неподалеку на узенькой лодке-волокуше тащат в тыл раненого.
Вот советский огнеметный танк, выпуская смертоносную струю, атакует вражеские позиции.
Мы идем дальше по «полю боя» и попадаем на советские позиции. Заглядываем в маленькую землянку.
— Да, и реагируют очень доброжелательно, ведь мы же стараемся показать события с обеих сторон. Они относятся с пониманием: у каждого кто-то из предков воевал или даже погиб во время Второй мировой. Да, некоторым жаль потерянного Карельского перешейка, где жили и похоронены их предки, но такова история..
Материал был опубликован в газете под № 117 (6226) от 03.07.2018 под заголовком «Выйти на поле боя».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6226) от 03.07.2018.