музей янтаря башня дона в калининграде история
Здание музея
Архитектура
Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего в фортификационной башне Дона, носящей имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого легиона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс. История комплекса связана также развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.
5 апреля 1843 г. был утвержден проект фортификационного укрепления Кенигсберга. Верхний пруд (немецкое название, сегодня мы говорим Верхнее озеро), самое слабое место в обороне, решено было прикрыть двумя круглыми башнями. Башни поставили на расстояние двойной дальности стрельбы орудий, что давало возможность простреливать поверхность озера перекрестным артиллерийским огнем. На западном берегу расположили башню Врангель, а на восточном – башню Дона.
Пруссия первой из европейских стран применила идеи Марка Рене Монталамбера (1713-1799), на практике оценив важность многоярусного артиллерийского огня, как мощного фактора обороны.
Башню строили с 1852 по 1853 год. В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы.
Подвалы предназначались для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Их анфиладное расположение, без внутренних перегородок, создавало удобства для маневров гарнизона при обороне.
Штукатурка не использована, т.к. обнаженный кирпич в условиях местного климата с частыми дождями, большой влажностью и мягкими зимами был прочнее и долговечнее, задавая при этом фасаду выразительную внешнюю красоту.
Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Имелся свой водозаборный колодец (по предположению Овсянова, вероятно, он находился на месте современного фонтана). Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.
К середине 19 в. в фортификационной архитектуре Кенигсберга некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, стали всего лишь ремаркой средневековой традиции. В первую очередь это касается зубчатой парапетной стенки. В башне Дона зубчатый парапет повторен дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, задающих выразительную абрисную линию всему зданию.
Стиль «кирпичной неоготики», характерный для кенигсбергской архитектуры середины 19 в., нашел проявление в крестовых сводах казематов башни и декоративном оформлении наружной стены.
Ажурный аркатурный пояс, проходит по всей окружности башни, составляя самый выразительный элемент декора. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновые перемычки, выполняющие и несущие, и декоративные функции. Альтернативная по направлению кладка ложится красивым декоративным узором.
Цоколь стены оформлен рустом, т.е. выложен из крупных булыжных камней различной формы, притесанных друг к другу и скрепленных цементным раствором.
Пространство между наружной стеной кордегардии и стеной противофильтрационной заветы всегда было заполнено водой.
Вода, видимо, поднималась до уровня рустованного камня и затекала свободно из Верхнего пруда.
Сегодня под мостиком поставлена бетонная дамба, перекрывающая доступ воды, т.к. цемент между рустом находится в плохом состоянии, нарушен дренаж, гидроизоляция. В результате вода под стенами башни однозначно приведет к «намоканию» здания.
Препятствием на пути противника становился искусственный ров, окружавший башню. Его глубина порядка 2-3 м.
История
До начала двадцатого века башня Дона, как и весь бастионный комплекс, находились в подчинении военному ведомству. До второй мировой войны в мирное время караул, заступавший на дежурство в башне, составлял порядка 15-20 человек и назначался из войск, стоявших в непосредственной близости.
Башня Дона и примыкающие к ней Росгартенские ворота также были причастны к туризму и экскурсиям. Как памятники истории и архитектуры, они были открыты для осмотра, а в сочетании с живописным ландшафтом Верхнего озера и лесным массивом на его берегу составляли великолепную зону отдыха. Здесь находились многочисленные прогулочные тропы, смотровые площадки, кафе, магазинчик сувениров и небольшое фотоателье. Вероятно, в этот период был построен горбатый мостик.
С началом второй мировой войны башни Врангель и Дона вновь становятся военными объектами.
Открываются ранее заложенные кирпичом амбразуры, налаживаются инженерные системы обеспечения, подвозятся и устанавливаются казематные пушки.
Бывший комендант крепости Кенигсберг Отто Ляш в своей книге «Так пал Кенигсберг» подчеркнул, что подобно внешним фортам, старые укрепления внутреннего кольца, использовались при обороне в качестве главных опорных пунктов.
Дополнительным препятствием для советских войск должны были стать различного рода заграждения: ежи, рогатки, проволочные заборы, спирали Бруно, спотыкачи, выставленные перед траншеей.
В первые послевоенные годы башня Дона не имела постоянных хозяев, временно используясь различными организациями для складирования тары и сыпучих материалов. Результатом стал закономерный процесс разрушения конструктивных элементов, коррозия раствора кладки от постоянной сырости, нарушение гидроизоляции, вентиляции, дренажа, растительность на покрытии, захламленность местности и водного рва. До 1969 г. в башне Дона размещался складской комплекс военторга № 540.
Работы по созданию Музея янтаря, начатые в 1972 г., предотвратили интенсивный процесс разрушения.
Музей янтаря, Калининград (башня «Дона»)
В плане башня представляет собой кольцо диаметром 34 метра и высотой 12 метров с внутренним двором и тремя ярусами-этажами, в том числе подземным.
В апреле 1945 года, во время штурма Кёнигсберга, гарнизон башни «Дона» сдался последним, тем самым ознаменовав окончание штурма города-крепости. 10 апреля на башню было водружено красное знамя Победы. А с 1979 года в стенах башни Дона располагается единственный в России музей Янтаря, собрание коллекций которого приобрело известность во многих странах мира.
Вид башни Дона (музея янтаря) со стороны Верхнего озера. Здесь несколько киосков с товарами из янтаря.
Музей Янтаря, Калининград
Создание музея янтаря в Калининграде было обусловлено следующими причинами:
— на территории Калининградской области, в поселке Янтарном, находился и находится до сих пор крупнейшее (из разведанных) в мире месторождение янтаря;
— в области действовал один из ведущих в стране центров художественной обработки янтаря;
— наличие коллекций натурального янтаря и изделий из него позволяло сформировать экспозицию музея.
В настоящее время музей янтаря состоит из:
— нескольких торговых точек с изделиями из янтаря, кассы, гардероба, туалетных комнат и служебных помещений.
Заходим в музей янтаря
Зайдя в ворота музея янтаря, попадаем в небольшой двор возле центрального входа.
Во дворе находятся несколько скульптур, в том числе: скульптура «Птица Гауя», созданная в ходе проведения Второго международного пленэра по художественной обработке металла 13-17 августа 2015 года и скульптура «Ловцы янтаря», созданная в ходе проведения Второго всероссийского пленэра по художественной обработке металла 12-14 сентября 2014 года.
Пройдя в центральный вход музея янтаря, попадаем в холл. Здесь касса, где можно приобрести билеты в музея, туалеты, гардероб и торговые витрины по продаже сувениров, украшений и прочих изделий из янтаря и с янтарем.
Посетить музей янтаря можно как в составе экскурсионной группы, так и совершив самостоятельный обход залов музея.
Скульптура «Пруссия» («Примирение»), 2013 год
В средние века ремесленники бродили по миру в поисках работы и обменивались мастерством со своими собратьями. Путешествуя по разным станам, они целенаправленно шли в центр города или деревни, чтобы найти там «железное дерево», служившее местом сбора и общения. Каждый вбитый в «дерево» гвоздь представлял какого-либо кузнеца, который особой меткой свидетельствовал, с одной стороны, о том, что он здесь проходил и жил, и, с другой, сообщал, что он жив. Это был своеобразный универсальный язык, которым мог воспользоваться любой человек. Вбитый в «железное дерево» гвоздь позволял указать возраст мастера и сообщал о его маршруте, чтобы его можно был найти. Такие, на первый взгляд, казалось бы простые сообщения были хорошо идентифицируемые.
Первый зал музея янтаря в Калининграде (постоянная экспозиция)
В расположенном на втором этаже башни Дона, первый зал музея янтаря с постоянной экспозицией, повествует о происхождении и истории янтаря, янтаре в культуре разных народностей, этапах сбора и обработки янтаря, составе и свойствах янтаря, янтарных изделиях советского и российского периодов, предметах культа, быта, украшениях и прочих изделий из янтаря, начиная от самых простеньких и заканчивая эксклюзивными.
В витринах представлены различные формы необработанного и обработанного янтаря, а также его цветовая гамма.
Янтарь по степени прозрачности: прозрачный, бастард, костяной и пенистый
Уникальный образец янтаря, весом 4 килограмма 280 граммов
Ещё один уникальный образец янтаря весом 3 килограмма
Украшения из янтаря древних народностей. Здесь же можно видеть предметы из металла. Ранее янтарь обменивали на другие вещи и породы, которых не было в данной местности.
Ларец. Копия. 1979 год. Местонахождение: Екатерининский дворец, г. Пушкин
Декоративная тарелка. Германия, 16 век
Шкатулка-несессер. Копия. 1978 год.
Настольное украшение в виде раковины. Копия. 1989 год
Ваза «Изобилие», 1954 год, Калининградский янтарный комбинат
Модель атомного ледокола «Ленин», 1960 год. Композиция выполнена из натурального янтаря в технике мозаики с использованием объемной резьбы. Льды, которые бороздит атомоход, были изготовлены из белых с голубым отливом кусочков янтаря, добытых во вскрышной породе. Янтарь со временем окислился и приобрел желтовато-коричневый оттенок.
Кружки, подсвечник, ложки, курительные и письменные принадлежности, украшения и т.д. Все изделия из янтаря.
Серийная продукция Калининградского янтарного комбината, 1950-1990-е годы
Изделия ведущих художников Калининградского янтарного комбината 1970-2006 годы
Фрагменты янтарной комнаты Екатерининского дворца. Копии.
Инструменты для обработки янтаря, использовавшиеся при воссоздании Янтарной комнаты (дар Александра Журавлёва).
Парадная фуражка работника горной промышленности. Начало 20-го века. Германия.
Сувенирная композиция «Вагончик с янтарем». Начало 20-го века. Восточная Пруссия.
Бюкебургские свадебные бусы. Германия. 19 век.
Изображения: незаконные раскопки рядом с Храброво, Калининградская область и ловцы янтаря в море. Ловля янтаря в Балтийском море, особенно после весенних штормов, и по сей день является единственной законным способом добычи янтаря жителями Калининградской области.
Станок для сверления отверстий в янтаре. Первая половина 20 века.
Обогатительно-сортировочная фабрика. Размыв «голубой земли» гидромониторами. Сортированный янтарь.
Шлифование мелкого янтаря
Витраж «Изготовитель чёток». Янтарь, стекло. В оформлении витража использованы спилы натурального балтийского янтаря.
Ежемесячно в данном зале музея янтаря выставляется «Экспонат месяца» из фонда музея.
Второй зал музея янтаря в Калининграде (зал временных выставок)
Третий зал музея янтаря в Калининграде (зал временных выставок)
Четвертый зал музея янтаря в Калининграде (постоянная экспозиция)
Вход с первого этажа.
Экспонат Каравелла «Санта-Мария», 2010 год, янтарь, дерево. Мастер Сергей Старовойтов, Калининград.
Часы «Кукушка», 2010 год, янтарь, золото, серебро, часовой механизм, дерево. Часы действующие, как и радио, представленное в данном зале. Мастера Константин и Наталья Домичковские, Калининград.
Композиция «Оркестр», 2009 год, янтарь, кость. Мастер Андрей Кавецкий, Калининград.
Пианино. Германия 1921 год. Дар семьи Антоновых.
Внутренний двор музея янтаря
Около десяти лет назад во внутреннем дворике появилась скульптура для фонтана, изготовленная Робертом Дербенцевым.
Скульптура «Баклан», 2010 год, сталь, ковка
Скульптура «Чудо-рыба», выполнена в ходе проведения Второго всероссийского пленэра по художественной обработке металла, 12-14 сентября 2015 года, сталь, ковка.
В музее янтаря, рядом с выходом во внутренний двор, можно видеть Бюст королевы Луизы (1776-1810 гг.). Копия, 2009 год.
Практическая информация
Месторасположение музея Янтаря в Калининграде: возле Верхнего озера, адрес: площадь Маршала Василевского, 1, Калининград.
Расстояние от центра Калининграда, которым условно считается площадь Победы, составляет где-то 1,5 км. Дойти пешком можно минут за 20-25.
Посещение музея Янтаря в Калининграде: возле экспонатов музея расположены инфо таблички, дополнительно можно приобрести аудиогид. Узнать часы работы музея, время проведения экскурсий и стоимость билетов можно на официальном сайте музея Янтаря. Билеты можно приобрести в кассах музея.
Официальный сайт музея Янтаря в Калининграде: ambermuseum
Что посетить рядом с музеем янтаря в Калининграде
Посетить район Марауненхоф можно самостоятельно или с экскурсий от калининградского гида:
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.