музей янтаря в калининграде история здания
Музея янтаря Калининград: история и современная экспозиция
Единственный на территории России Музей янтаря, где можно полюбоваться загадочным камнем, находится в Калининграде. Посетители познакомятся там с научными исследованиями в 28 залах двухсотлетнего трехэтажного здания.
История создания
Образование музея в Калининграде было обусловлено сразу несколькими причинами. Именно на территории этого города обнаружено богатое месторождение янтаря. Здесь располагается единственный в России завод, где в промышленных масштабах ведутся работы по добыче и переработке этого камня.
Также в городе находится центр по его художественной обработке. Поэтому большое количество натуральной окаменевшей смолы позволило создать в городе Музей янтаря. Инициаторами открытия такой достопримечательности были партийные органы Калининграда.
Музей одного минерала открылся накануне 1980 года. Более чем за 35 лет экспозицию посмотрели практически 6 миллионов человек.
Изначально своей задачей это место видело систематизацию знаний, научных, исторических, искусствоведческих, об этом камне. Поэтому выставочные залы устроены таким образом, что можно увидеть связи янтаря с различными научными сферами: минералогия, геология, география, естествознание, история.
Здание музея
Музей располагается в башне, названной в честь фельдмаршала Дона. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года. Это сооружение входит в состав крепостного комплекса, который на сегодняшний день считается историческим памятником XIX века.
Башня была построена в 1853 году всего за несколько месяцев по одной из задумок архитектора Марка Монталамбера. Здание, круглое по своей форме, имеет 3 этажа, один из которых находится под землей. Высота сооружения 12 метров, а в диаметре оно составляет 32 метра.
При строительстве использовался обожжённый несколько раз красный кирпич. Стены не покрывались штукатуркой в связи с погодными условиями: частые дожди в этой области попросту бы испортили фасад здания, когда как стены из красного кирпича выглядят торжественно и красиво. «Кирпичная неоготика» воплотилась в полной мере в сводах башни и во внешней архитектуре.
Экспозиция
На сегодняшний день в музее хранится 9044 экспоната. Значительное количество из них составляют работы зарубежных мастеров. Здесь представлены изделия из Японии, США, Германии, Латвии, Италии.
Все экспонаты распределены в коллекциях (в скобках количество предметов):
В здании ведется издательская деятельность. За 11 лет оно опубликовало 40 книг с переводом на английский язык. Также для общего доступа тут открыта библиотека и центр коммуникаций.
На цокольном этаже помещена сувенирная лавка, где каждый гость сможет приобрести памятный камень. Ежегодно тут проводится конкурс «Алатырь» (так в старину называли янтарь) по лучшим ювелирным украшениям.
Для посетителей проводятся экскурсии, мастер-классы. Сюда приглашаются лекторы, исследователи и современные художники.
Как добраться до музея?
Музей янтаря находится в башне Дона в центре города Калининград. Адрес достопримечательности: площадь Маршала Василевского дом 1.
До башни можно доехать на общественном транспорте:
Часы посещения
Режим работы достопримечательности делится на два полугодия:
Стоимость билетов
В кассах здания можно приобрести билеты, как на постоянную экспозицию, так и на дополнительные выставки:
Также здесь действует система скидок для льготников. Каждое последнее воскресенье – свободный вход для студентов и школьников.
Музей янтаря – уникальная достопримечательность. В своих стенах он собрал множество интересных экспонатов, а также научных исследований, которые приоткрывают завесу тайны над таким интересным природным камнем, как янтарь.
Калининградский областной музей янтаря
К алининградский областной музей янтаря — единственный в России музей, представляющий многогранную красоту «солнечного камня», был открыт в 1979 году в центре Калининграда, в крепостной башне середины ХIХ века.
В его собрании около 15000 украшений и предметов быта из балтийского самоцвета от эпохи неолита (IV–II тыс. до н. э.) до наших дней, образцов янтаря, разных по цвету и прозрачности, в том числе второй по величине в мире и самый крупный в России «солнечный камень» весом 4 кг 280 грамм. Значительную часть коллекции составляют образцы янтаря с включениями фрагментов флоры и фауны, попавших в некогда вязкую смолу 50 миллионов лет назад.
Особую ценность среди экспонатов представляют уникальные произведения мастеров XVII века, переданные в дар музею Оружейной палатой Московского Кремля в 1978 году. Они дополнены научными реконструкциями старинных янтарных предметов, воссозданными фрагментами знаменитой Янтарной комнаты, подлинными изделиями XIX-начала ХХ веков, шедеврами нашего времени, созданными современными калининградскими и санкт-петербургскими художниками.
На постоянной выставке «Янтарный дом», переданной в дар музею президентом фонда «Развитие благотворительных программ» Е.Ю. Татузовым, представлена самая большая в мире янтарная мозаика «Русь» художника-реставратора высшей категории Александра Журавлева (1943-2009), который в течение 16 лет руководил работами по воссозданию знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца.
Отдельные экспозиционные комплексы посвящены Кенигсбергской государственной янтарной мануфактуре (1926-1945) и Калининградскому янтарному комбинату, работающему с 1947 года. Значительная часть экспозиции — изделия современных художников России, Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, США, Франции, Японии, в их числе — ювелирные украшения, мелкая пластика, эксклюзивные предметы обихода.
К услугам посетителей — экскурсии, мероприятия для семей с детьми, музейные занятия для школьников, лекции, мастер-классы, встречи с художниками. На первом этаже музея размещается сувенирная зона, где можно приобрести изделия из янтаря и полиграфическую продукцию.
Здание музея
Архитектура
Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего в фортификационной башне Дона, носящей имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого легиона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс. История комплекса связана также развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.
5 апреля 1843 г. был утвержден проект фортификационного укрепления Кенигсберга. Верхний пруд (немецкое название, сегодня мы говорим Верхнее озеро), самое слабое место в обороне, решено было прикрыть двумя круглыми башнями. Башни поставили на расстояние двойной дальности стрельбы орудий, что давало возможность простреливать поверхность озера перекрестным артиллерийским огнем. На западном берегу расположили башню Врангель, а на восточном – башню Дона.
Пруссия первой из европейских стран применила идеи Марка Рене Монталамбера (1713-1799), на практике оценив важность многоярусного артиллерийского огня, как мощного фактора обороны.
Башню строили с 1852 по 1853 год. В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы.
Подвалы предназначались для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Их анфиладное расположение, без внутренних перегородок, создавало удобства для маневров гарнизона при обороне.
Штукатурка не использована, т.к. обнаженный кирпич в условиях местного климата с частыми дождями, большой влажностью и мягкими зимами был прочнее и долговечнее, задавая при этом фасаду выразительную внешнюю красоту.
Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Имелся свой водозаборный колодец (по предположению Овсянова, вероятно, он находился на месте современного фонтана). Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.
К середине 19 в. в фортификационной архитектуре Кенигсберга некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, стали всего лишь ремаркой средневековой традиции. В первую очередь это касается зубчатой парапетной стенки. В башне Дона зубчатый парапет повторен дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, задающих выразительную абрисную линию всему зданию.
Стиль «кирпичной неоготики», характерный для кенигсбергской архитектуры середины 19 в., нашел проявление в крестовых сводах казематов башни и декоративном оформлении наружной стены.
Ажурный аркатурный пояс, проходит по всей окружности башни, составляя самый выразительный элемент декора. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновые перемычки, выполняющие и несущие, и декоративные функции. Альтернативная по направлению кладка ложится красивым декоративным узором.
Цоколь стены оформлен рустом, т.е. выложен из крупных булыжных камней различной формы, притесанных друг к другу и скрепленных цементным раствором.
Пространство между наружной стеной кордегардии и стеной противофильтрационной заветы всегда было заполнено водой.
Вода, видимо, поднималась до уровня рустованного камня и затекала свободно из Верхнего пруда.
Сегодня под мостиком поставлена бетонная дамба, перекрывающая доступ воды, т.к. цемент между рустом находится в плохом состоянии, нарушен дренаж, гидроизоляция. В результате вода под стенами башни однозначно приведет к «намоканию» здания.
Препятствием на пути противника становился искусственный ров, окружавший башню. Его глубина порядка 2-3 м.
История
До начала двадцатого века башня Дона, как и весь бастионный комплекс, находились в подчинении военному ведомству. До второй мировой войны в мирное время караул, заступавший на дежурство в башне, составлял порядка 15-20 человек и назначался из войск, стоявших в непосредственной близости.
Башня Дона и примыкающие к ней Росгартенские ворота также были причастны к туризму и экскурсиям. Как памятники истории и архитектуры, они были открыты для осмотра, а в сочетании с живописным ландшафтом Верхнего озера и лесным массивом на его берегу составляли великолепную зону отдыха. Здесь находились многочисленные прогулочные тропы, смотровые площадки, кафе, магазинчик сувениров и небольшое фотоателье. Вероятно, в этот период был построен горбатый мостик.
С началом второй мировой войны башни Врангель и Дона вновь становятся военными объектами.
Открываются ранее заложенные кирпичом амбразуры, налаживаются инженерные системы обеспечения, подвозятся и устанавливаются казематные пушки.
Бывший комендант крепости Кенигсберг Отто Ляш в своей книге «Так пал Кенигсберг» подчеркнул, что подобно внешним фортам, старые укрепления внутреннего кольца, использовались при обороне в качестве главных опорных пунктов.
Дополнительным препятствием для советских войск должны были стать различного рода заграждения: ежи, рогатки, проволочные заборы, спирали Бруно, спотыкачи, выставленные перед траншеей.
В первые послевоенные годы башня Дона не имела постоянных хозяев, временно используясь различными организациями для складирования тары и сыпучих материалов. Результатом стал закономерный процесс разрушения конструктивных элементов, коррозия раствора кладки от постоянной сырости, нарушение гидроизоляции, вентиляции, дренажа, растительность на покрытии, захламленность местности и водного рва. До 1969 г. в башне Дона размещался складской комплекс военторга № 540.
Работы по созданию Музея янтаря, начатые в 1972 г., предотвратили интенсивный процесс разрушения.
Музей янтаря в Калининграде — история застывшая в камне
Окаменевшая живица хвойных деревьев, которые произрастали на планете в незапамятные времена, превратилась в «солнечный камень» – янтарь. Этот минерал настолько удивителен, что персонально для него создан отдельный музей.
На сегодняшний день музей янтаря в Калининграде является уникальным для нашей страны. Располагается он в историческом здании в центре города. Экспозиция занимает более 1000 квадратных метров.
Здание
Здание, в котором расположился музей «солнечного» минерала, само по себе является уникальным. Расположено оно в живописном месте, на берегу озера. Здание является фортификационной башней, получившей название в честь генерала Дона. Этот полководец учувствовал в наполеоновских войнах и состоял на службе у российского императора.
Для укрепления обороны города в 1843 году на противоположных берегах озера было решено построить две башни, одна из которых получила имя генерала Дона. Окончить строительство удалось только через 10 лет. Высота башни – 12 метров, она имеет подземный этаж и два наземных. Сечение здания – правильный круг диаметром 34 метра.
Для постройки башни использовался особый сорт кирпича, обожженный по сложной технологии. Штукатурка и другие способы отделки не использовались, так как в местном климате именно обожженный кирпич обеспечивает лучшую сохранность зданий.
Башни сыграли определенную роль и во времена Великой Отечественной. После окончания войны баши долго использовались для складских нужд. Отсутствие должного ухода за зданиями привело к тому, что постройки стали разрушаться. Поэтому в начале 70-х была начата их реставрация, а потом в башне был открыт музей, посвященный янтарю.
Экспозиция
Уникальная экспозиция, располагается на всех этажах башни, делится на две части: естественнонаучную и ювелирную.
В естественнонаучном отделе можно увидеть разнообразные образцы минерала. Ведь двух одинаковых кусочков янтаря найти невозможно, камни отличаются по форме, цвету и прозрачности.
Нередко форма камня напоминает каплю или сосульку, так как смола, вытекая из стволов деревьев, застывала в процессе. В музее имеется камень в форме капли, диаметр которой более пяти сантиметров, но в мире известны и более крупные образцы.
Камни в виде полумесяцев, скорее всего, рождались в выемках и лунках дерева, так как на их поверхности часто видны отпечатки структуры древесины. Если смола застывала между створом и слоем коры, то образовывались довольно крупные наплывы. Некоторые образцы достигают веса более двух килограммов.
Наиболее крупные куски минерала рождались в том случае, если дерево получало повреждения, и смола стекала, накапливаясь в почве. Наиболее крупный известный образец, весом около девяти килограммов, хранится в Германии, калининградский музей янтаря располагает камнем весом чуть более четырех килограммов.
В зависимости от наличия и расположения микроскопических пустот определяется внешний вид камня. Различают непрозрачный, полупрозрачный и полностью прозрачный янтарь. Чем меньше в камне микропустот, тем большей прозрачностью он обладает. Янтарь поражает и необычайным разнообразием окраски.
В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые. Когда-то жучки и мухи по неосторожности попали в вязкую смолу и навсегда остались там. Подобные включения называются инклюзы, благодаря им, ученые имеют возможность изучать виды насекомых, обитавшие на поверхности земли миллионы лет назад.
Культурно-исторический раздел экспозиции посвящен декоративным поделкам из янтаря. Использовать этот относительно мягкий камень для изготовления украшений стали давно, еще во времена неолита.
Отдельная часть выставки представляет изделия государственной мануфактуре, работавшей в Кенигсберге в период между 1926 и 1945 годом. Впоследствии мануфактура была преобразована в янтарный комбинат, который начал работу в 1947 году уже в российском Калининграде.
Представлено в экспозиции и современное искусство – различные поделки из солнечного камня, выполненные художниками из разных стран мира.
Программы
Музей не просто демонстрирует свою экспозицию, но и ведет активную работу. Так, ежегодно на базе музейного комплекса проводятся мероприятия в режиме бьеннале. На этих мероприятиях проводятся выставки авторских изделий из янтаря, проводятся конкурсы ювелирного искусства.
Регулярно организуются конкурсы фотографий на заданные темы, естественно, связанные с янтарем. Фото участники могут присылать по электронной почте. Работы размещаются на сайте музея, а победитель определяется путем он-лайн голосования.
При музее работает лекторий, в котором желающие могут прослушать курс лекций о тонкостях ювелирного искусства, о янтаре и пр.
В музее разрабатывают и внедряются различные образовательно-просветительские программы.
Так, существуют специально организованные семейные посещения, во время которых посетители могут не только осмотреть экспонаты, но и принять участие в конкурсах, викторинах. Малышам предлагается поучаствовать в беспроигрышной лотерее, и получить шоколадный приз.
Для малышей дошкольного возраста проводятся познавательные занятия, во время которых дети в игровой форме получают первоначальные знанию об истории, биологии, геологии и естествознанию.
Аналогичные занятия, но уже в более серьезной форме проводятся для школьников. А для студентов в последнюю пятницу месяца работает специальная программа.
Полезная информация
Точный адрес музея – площадь маршала Василевского, дом 1. Данная площадь – одна из самых крупных транспортных развязок города, поэтому тут проходит множество автобусных маршрутов. Также, добраться до площади можно на маршрутных такси и трамваем маршрута №3.
Музей имеет следующий режим работы:
Выходным днем является понедельник, не работает музей и дни государственных праздников.
Для посещения постоянной экспозиции нужно будет приобрести билет. Полная стоимость составляет 200 рублей. Студенты и школьники приобретают льготные билеты по 100 и 80 рублей соответственно.
О Музее янтаря
Единственный в России Музей янтаря был открыт в 1979 году. Он расположен в центре Калининграда на берегу озера Верхнее в крепостной башне середины ХIХ века.
Башня была построена в 1853 году под руководством разработчика общего плана крепостных сооружений Кёнигсберга шефа инженерного корпуса Эрнста Людвига фон Астера и входила в систему городских оборонительных укреплений. Она носила имя прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, участника освободительной войны против наполеоновского нашествия. Здание является также памятником Второй мировой войны.
Музей янтаря – это музей одного минерала. Экспозиция расположена на трех этажах здания общей площадью около 1000 кв. метров. По содержанию она делится на естественно-научную и культурно-историческую части.
Янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, произраставших более 40 млн. лет назад на современной территории Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях дна Балтийского моря.
В естественно-научном разделе собрания представлены различные по весу, цветовой гамме, степени прозрачности образцы янтаря. В экспозиции находится самый крупный в России «солнечный камень»: его вес – 4 кг 280 г. Значительную часть коллекции составляют образцы янтаря с включениями остатков животных и растительных организмов, попавших десятки миллионов лет назад в некогда жидкую и вязкую смолу. Включения в балтийском янтаре представляют большой научный интерес благодаря своему разнообразию и превосходной сохранности. Они ценны для уточнения наших знаний о флоре и фауне, а также климатических условиях на Земле 40 – 45 млн. лет назад. На сегодняшний день коллекция Калининградского музея янтаря является главным российским национальным фондом инклюзов в балтийском янтаре.
В культурно-историческом разделе собраны украшения и предметы быта из янтаря от эпохи неолита (IV – II тыс. до н.э.) до наших дней. В Музее янтаря хранятся артефакты, обнаруженные на территории Калининградской области при раскопках памятников II-V вв. н.э. – времени интенсивных торговых контактов с Римской империей. На поселениях этого времени присутствует большое количество необработанного янтаря, предназначенного для продажи, а в погребениях, наряду с дорогими украшениями, часто находят одну-две янтарных бусины, которым, видимо, придавалось сакральное значение.
Утраченные янтарные изделия XVI века представлены научными реконструкциями, выполненными калининградскими художниками и специалистами реставрационной мастерской Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Особую ценность представляют уникальные произведения европейских мастеров XVII века, переданные в дар музею Оружейной палатой Московского Кремля в 1978 году. Они дополнены современными копиями старинных янтарных предметов, воссозданными фрагментами знаменитой, пропавшей во время Второй мировой войны Янтарной комнаты и подлинными изделиями XIX – начала ХХ века российских и европейских мастеров.
Отдельный экспозиционный комплекс посвящен Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре, работавшей с 1926 по 1945 год. С 1947 года начал свою деятельность Калининградский янтарный комбинат – единственное предприятие в мире с полным циклом добычи и переработки янтаря. Образцы его серийной и авторской продукции 1950 – 2000 гг. можно увидеть в выставочных залах.
На постоянной выставке «Янтарный дом», переданной в дар музею в 2013 году президентом санкт-петербургского фонда «Развитие благотворительных программ» Е.Ю. Татузовым, представлены произведения современных калининградских и санкт-петербургских мастеров. В том числе работы выдающегося художника и реставратора высшей категории Александра Журавлева (1943–2009), среди них – самая большая в мире янтарная мозаика «Русь». Этот автор в течение 16 лет руководил воссозданием знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Значительная часть экспозиции – это работы современных художников России, Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, США, Франции, Японии. В их числе ювелирные украшения, скульптура, объекты интерьера.
Музей сегодня – это одно из ярких культурных мест города. Его коллекция насчитывает около 16000 единиц хранения. Ежегодно музей посещает более 200 тысяч человек, проводится 1200 экскурсий, организуется более 30 выставок и проектов.
Одним из важных направлений работы музея является организация и проведение с 2004 года международной биеннале авторских изделий из янтаря «Алатырь» (старорусское название солнечного камня), а с 2012 года – всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства.
Музей ведет активную издательскую деятельность. За последние 11 лет издано более 40 книг. Все издания сопровождаются переводом на английский язык.
В музее работают библиотека, центр коммуникаций. К услугам посетителей – экскурсии, мероприятия для родителей с детьми, музейные занятия для школьников, лекции, мастер-классы, творческие встречи с художниками. На первом этаже музея размещается сувенирная зона, где можно приобрести изделия из янтаря калининградских мастеров и фирм-производителей, а также полиграфическую продукцию о Музее янтаря и Калининградской области.
В музее обеспечена доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для людей, передвигающихся на колясках, предусмотрена подъемная платформа, которая доставит их на второй этаж здания. Подъемник сконструирован с учетом технических возможностей музея и установлен в шахте центральной лестницы.
Дверные проемы оборудованы пороговыми пандусами.
Для спуска в цокольный этаж используется ступенькоход с интегрированным сиденьем (с индикатором подъема). Для облегчения подъема и спуска в инвалидной коляске по прилегающей территории музея возможно использование мобильного телескопического пандуса.
В помощь слабослышащим – специальное оборудование. Индукционные системы установлены в кассе, гардеробе, используется при ведении экскурсий.
Специальный проект «Музей в волшебной книге», реализованный на грант Президента Российской Федерации, позволяет демонстрировать трехмерные виртуальные копии тридцати уникальных музейных экспонатов в отдаленных от областного центра местах, в том числе детских образовательных и оздоровительных учреждениях, на выставках и презентациях.