муж в древней руси 4 буквы
И бе он яко тела великого мужъ, такъ и разума многа,
и мужъ чистого и воистину святаго жителства, и
Священных Писаний последователь, и ревнитель
по Бозе, и во отрудехъ духовныхъ многъ
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583)
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)
2) Применение термина в церковно-славянском языке
а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 113-115; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=113
Мужъ (У через УК (оу), форма графики У = евр. АИН); мюжъ (через Юс большой (также оу); человек, свободный, именитый, почтенный.
* В примерах представленных И.И. Срезневским часто применяется форма «моужъ» и сочетания: именитый, почтенный человек, большие мужи, вячшие мужи, лучшии мужи, старейшии мужи, и др. Эти формы очевидно указывают на процесс выделения из княжеской дружины должностных лиц (специалистов): в военном деле (воеводы), дипломатии (послы), административных деятелей, судебных чиновников, а также специалистов в области торгово-экономических отношениях (купцов и налоговиков).
б) См. также Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 300-302 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
в) Национальный корпус русского языка
* Сказание о Довмонте (1325-1350)
Боголюбивый же князь Тимофей не стерп; дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем и сь его дружиною, противо имъ вполчився.
Мужъ мудръ; мудрым и смысльным другъ, а несмысленым; Богъ.
г) Повесть временных лет; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
* Под 862 г. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
* Под 907 г. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю.
* Под 912 г. Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими.
3) Обобщение и вывод
а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать церковнославянский термин «мужъ» с социальной действительностью средневековых восточноевропейских государств.
Муж в феодальном государстве деятель на каком-либо общественном поприще, чаще всего это общий титул служилого дворянства.
б) Библейский образ (выделение знати)
Числа 1:16: «Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».
Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшены и надзиратели его. ».
Притчи 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».
Числа 1:5: «И сия имена мужей, иже станут с вами. ».
Притчи 28:2: «За грехи нечестивых судове востають: мужъ же хитрый оугаситъ я»
в) У нас «вырисовывается» образ «мужа», в первую очередь это человек обладающий выдающимися личными качествами и способностями в какой-либо области деятельности или в нескольких смежных областях.
* Мужчин оценивают внешне по физической форме (виду), сильный физически человек всегда имеет преимущество перед физически неразвитым, тщедушим, в силу того, что он может выполнять тяжелую физическую работу лучше и быстрее. В средние века, где каждый мужчина в поселении нес военную обязанность, этот показатель был часто решающим.
* Кроме физических данных для управляющих коллективом людей нужен также и сильный дух (психические качества): быстрый, широкий и глубокий ум, память, способности к обучению. Люди отличаются друг от друга по: направленности (добро, зло), способностям (овладение специальностью), темпераменту (скорость протекания псих. процессов), характеру (дисциплина, решительность, воля).
Мы приходим к выводу, что термин «мужъ» состоящий из 4 знаков, необходимо должен содержать в себе понятие СИЛА. Мужчина по сравнению с другими группами общества: дети, женщины, старики — обладает более высокими физическими и психическими качествами, в связи со своей (природой определенной) деятельностью: война, охота, земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.
Итак, мужъ, мужчина = СИЛА.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — МУЖЪ = М+УЖЪ = М+УЗЪ.
а) Автор нашел ряд логических и лексических соответствий, когда русская быква Ж при транслитерации библейских терминов заменяла в термине букву иврита З (заин).
* ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
* ЖЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
* ЖУТЬ = ивр. Ж(З)У+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса.
Мы помним, что в древних текстах в слове «мУжъ» написание русской буквы У- УК (ОУ) = еврейской букве АИН (А, О, У, Е).
МУЖЪ = М+УЖЪ = М + УЗЪ = ивр. М от, из, из-за + АЗ (аин, заин) сила, сильный, жестокий, грозный, дерзкий, наглый, грубый, свирепый; т. е. СИЛЬНЫЙ (главная характеристика мужчины).
Формы
ОЗ сила, крепость, величие, слава.
АЗАЗ быть сильным, преобладать, не покорятся.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.;
См. стронг иврита АЗ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5794.html
* Пояснение транслитерации. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буква Аин (0 звука);, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил.
** Произношение еврейской буквы АИН утеряно, озвучивался знак огласовки — А,О, У, Е. На русский язык в слове «мУжъ» буква Аин была передана как У.
в) Библейский образ
Судей: И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее (АЗ) льва».
Исаиа 19:4: «И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый (АЗ) царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф».
Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, а также пояснения исследователей по транслитерации еврейских библейских терминов на русский язык, мы нашли содержание необъясненного церковнославянского термина МУЖЪ = быть сильным.
Муж в древней руси 4 буквы
Древнерусское слово «моужь» происходит из праславянского *mọžь и родственно старославянскому моужь («муж, мужчина, супруг»).
В историографии XX века существовала точка зрения, согласно которой Мужи в Древней Руси называли исключительно представителей социальной элиты или даже только дружинников (Б.Д. Греков, С.В. Юшков, К. Цернак и другие). Однако слово «Мужи» чаще всего не носило терминологического характера и обозначало просто людей мужского пола, мужчин вне зависимости от их социального статуса. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в источниках это наименование используется как по отношению к знатным людям, так и по отношению к рядовому населению.
Одновременно употребление слова «Мужи» могло иметь социальное значение. Слово «Мужи» в сочетании с эпитетом обычно употреблялось для характеристики представителей элиты. В начальном летописании «нарочитыми» и «лучшими» Мужами названа знать древлян. Впрочем, первое определение, по всей видимости, носит литературный характер и представляет собой перевод греческих эпитетов, чаще всего ἐπίσημος («выдающийся, замечательный, видный»).
Словосочетания «вячьшии (большии, добрии, стар¬ишии и тому подобные) моужи», как правило, в Древней Руси применялись для характеристики привилегированной части свободного населения, прежде всего бояр. В предании о юноше-кожемяке (в «Повести временных лет» 992 года) рассказывается о том, как киевский князь Владимир Святославич «створил» совершившего подвиг в войне с печенегами героя и его отца «великими» Мужами, то есть, вероятно, сделал их своими приближёнными, включил в дружину.
В Сказании о чудесах святых Романа и Давида (христианские имена святых князей Бориса и Глеба) говорится о том, что в 1113 году после смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киев приглашали Владимира Всеволодовича Мономаха «вси людие, паче же большии и нарочитии» Мужи (под ними понимается элитарная категория населения Киева, определявшая позицию остальных киевлян).
И бѣ он яко тѣла великого мужъ, такъ и разума многа,
и мужъ чистого и воистину святаго жителства, и
Священных Писаний послѣдователь, и ревнитель
по Бозе, и во отрудѣхъ духовныхъ многъ
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583)
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)
2) Применение термина в церковно-славянском языке
а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 113-115; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=113
б) См. также Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 300-302 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
в) Национальный корпус русского языка
* Сказание о Довмонте (1325-1350)
Боголюбивый же князь Тимофей не стерпѣ дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем и сь его дружиною, противо имъ вполчився.
Мужъ мудръ― мудрым и смысльным другъ, а несмысленым― Богъ.
* Под 862 г. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
* Под 907 г. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю.
* Под 912 г. Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими.
3) Обобщение и вывод
а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать церковнославянский термин «мужъ» с социальной действительностью средневековых восточноевропейских государств.
Муж в феодальном государстве деятель на каком-либо общественном поприще, чаще всего это общий титул служилого дворянства.
б) Библейский образ (выделение знати)
Числа 1:16: «Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».
Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его. ».
Притчи 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».
* Церковнославянская Библия
Числа 1:5: «И сия имена мужей, иже станут с вами. ».
Притчи 28:2: «За грехи нечестивых судове востають: мужъ же хитрый оугаситъ я»
в) У нас «вырисовывается» образ «мужа» в первую очередь это человек обладающий выдающимися личными качествами и способностями в какой-либо области деятельности или в нескольких смежных областях.
* Мужчин оценивают внешне по физической форме (виду), сильный физически человек всегда имеет преимущество перед физически неразвитым, тщедушим, в силу того, что он может выполнять тяжелую физическую работу лучше и быстрее. В средние века, где каждый мужчина в поселении нес военную обязанность, этот показатель был часто решающим.
* Кроме физических данных для управляющих коллективом людей нужен также и сильный дух (психические качества): быстрый, широкий и глубокий ум, память, способности к обучению. Люди отличаются друг от друга по: направленности (добро, зло), способностям (овладение специальностью), темпераменту (скорость протекания псих. процессов), характеру (дисциплина, решительность, воля).
Мы приходим к выводу, что термин «мужъ» состоящий из 4 знаков, необходимо должен содержать в себе понятие СИЛА. Мужчина по сравнению с другими группами общества: дети, женщины, старики — обладает более высокими физическими и психическими качествами, в связи со своей (природой определенной) деятельностью: война, охота, земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — МУЖЪ = М+УЖЪ = М+УЗЪ.
а) Автор нашел ряд логических и лексических соответствий, когда русская буква Ж при транслитерации библейских терминов заменяла в термине букву иврита З (заин).
* ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
* ЖЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
* ЖУТЬ = Ж(З)У+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса.
Мы помним, что в древних текстах в слове «мУжъ» графическое написание русской буквы У- УК (ОУ) = графике еврейской букве АИН (А, О, У, Е).
Общий вид
МУЖЪ = М+УЖЪ = М + УЗЪ = ивр. М от, из, из-за + АЗ (аин + заин) עַז сила, сильный, жестокий, грозный, дерзкий, наглый, грубый, свирепый; т. е. СИЛЬНЫЙ (главная характеристика мужчины).
Формы
ОЗ עֹז сила, крепость, величие, слава.
АЗАЗ עָזַז быть сильным, преобладать, не покорятся.
МОЖ = МОЗ = ивр. МАОЗ מָוֹעז крепость, оплот; источник см. стронг иврита 4581 МАОЗ; https://biblehub.com/hebrew/strongs_4581.htm
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43VGlvMlhvSWc/view
* Пояснение транслитерации. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буква Аин ע, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил.
** Произношение еврейской буквы АИН утеряно, озвучивался знак огласовки — А,О, У, Е. На русский язык в слове «мУжъ» буква Аин была передана как У.
в) Библейский образ
* Судей: И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее (АЗ) льва».
* Исаиа 19:4: «И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый (АЗ) царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф».
Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, а также пояснения исследователей по транслитерации еврейских библейских терминов на русский язык (XIX-XX вв.), мы нашли содержание не объясненного церковнославянского термина МУЖЪ = быть сильным.
Кишинев, 21.10.2019 г.
Уникальный (так показывает машина) рабочий материал для научных работ.