мужик на руси определение
Кого на Руси звали «мужиками»
Слово «мужик» считается одним из самых почетных в разговорном русском языке. Но стоит ли воспринимать его в комплиментарном смысле.
«Человечек»
Сельский труженик
Мужик как половой признак
Примерно в середине XVIII века термин «мужик» стали использовать в разных переписях населения и описях имущества. Вместо «душ мужского пола» для краткости и экономии бумаги многие конторские работники начали использовать термин «мужик». Такая же история, кстати, произошла и с «бабами». Сама по себе, вне контекста оппозиции к «бабам», слово «мужик» употреблялось очень редко.
Как «мужик» стал самодостаточным
Самодостаточным название «мужик» стало только в середине XIX веке. Именно в этот период, по мнению некоторых лингвистов, термин стали использовать в качестве самоназвания работники промышленных предприятий. Скорее всего, по началу термин «мужик» использовали, чтобы обозначить свое крестьянское происхождение. Со временем слово распространилось по всей пролетарской среде. Правда, рабочие заводов, которые были из мещанской среды, никогда себя «мужиками» не называли.
«Мужики» в тюрьме
Интересно, что в тюрьмах «блатные» называли в начале «мужиками» именно сельских жителей, которые попали в тюрьму. Со временем, уже после Великой Отечественной войны, мужиками стали называть всех отбывающих наказание заключенных, которые не относятся ни к «блатным», ни к «неприкасаемым».
«Мужик» как повод для гордости
Гордится статусом «мужика» уже стали после революции. Тогда это звание противопоставлялся терминам «барин», «буржуй», «ваше благородие» и прочее. «Неблагородное» происхождение открывало массу карьерных возможностей, поэтому «мужики» стали на какое-то время привилегированным классом. Быть им стало выгодно. Все идиомы, вроде «настоящий мужик», пришли именно из 1920-ых годов и были маркером принадлежности к классу рабочих и крестьян. Со временем заявлять о своем «мужицкой генетике» в отделах кадров или партийных ячейках надобность пропала, однако положительная нагрузка у слова «мужик» так и сохранилась.
Мужик на руси определение
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кого на Руси мужиками называли или как у нас мужей в мужиков да в мужчин перевернули.
Также впоследствии мужиками стали называть неотёсанных, необразованных, невежественных людей, неучей и невеж, да ещё рабов, крепостных, безправных людей или недолюдей, так как господа-угнетатели рабов и вообще всё простонародье и за людей-то никогда не считали, только за принадлежащие им ходячие и говорящие, а также вкалывающие на них живые одушевлённые вещи, орудия, разходное сырьё (материал), чернь, грязь.
Так ещё называли молодших вожеских (княжеских) прислужников, собирателей дани и налогов, т.е. людей передавших свой народ и продавшихся господам-угнетателям, чтобы помогать им угнетать народ.
Были ещё у этого слова и значения: сорвиголова и повеса, т.е. забияка, сумасброд, озорник и бездельник, захребетник.
Вот так господа мужей в мужиков, т.е. в незрелых отроков-подростков и неотёсанных, необразованных неучей и невеж перевернули, чтобы те мало знали и плохо соображали и не могли поднять мятеж против своих угнетателей. Недаром сейчас всё время говорят о незрелости (инфантильности) мужского населения, и это не спроста. Вот так наш язык отражает то, что творилось и творится сейчас в нашем обществе.
Мужи́к.
Корен. Приб. (суф.) уменьшит.-ласкат. выводное от «мужь». Соверем. значение объясняется тем, что не защищённых в правовом отношении людей приравнивали к невершиннолетним, маленьким; ср. и см. роб, отрок.
Словник Шанского.
Мужи́к.
В давнерусском языке это было уменьшительное от «мужь» («мужчина»). Начально оно примёнялось к малолетним мальчикам и значило: подросток, коий ещё не имеет права голоса на вече (да и в семье). Потом значение его распространилось на каждого неполноправного человека, на крепостного в первую очередь. Наконец, оно стало значить «селянин», «пашец» и жило с таким значением до самого переворота 1917 года: «Коль мужик не пропьёт урожаю, я того мужика почитаю…» (А. К. Толстой). Теперь оно если и употребляется, то лишь в просторечии — в значении «муж», «супруг», «мужчина», но с грубоватым оттенком.
Словник Успенского.
О́трок.
Слово «мужик» в наши дни если что значит, то, уж конечно, «рослый муж»; слово «отрок», хотя употребляется совсем редко, означает «подросток». А было время, когда их значение совпадало: «неправоспособный», «не имеющий права голоса». «Мужик» понималось тогда как «маленький муж», «несовершеннолетний мужчина». А «отрок» было сложено из приставки «от-» и корня «-рок», «речь», «реку» — «говорю». «Отрок» — отречённый, лишённый права голоса, ещё не доросший до участия в родовых и племенных советах (см. Мужик).
Словник Успенского.
Отрок
Молодший вожеский (княжеский) дружинник на Руси 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполнял отдельные поручения вожа (князя) по суду, забиранию налогов и т. п.
Энциклопедия «Отечество».
Любопытны замечания И. И. Железнова о смысловом родстве и смысловом различии созначных выражений «отрок» и «сорвиголова» в языке уральских вольников (казаков). Слово отрок «в понятии казаков, хотя и равносильно слову сорвиголова, но имеет от последнего некоторое и не малое даже отличие.
”Сорвиголова“ означает забияку балмошного, делающего всё очертя голову, без разсуждения — пройдёт ли ему проказа его даром, или заедет на шею, — без соображения, какое она проведёт впечатление на других, без страха, наконец, потерять свою славу. Но ”отрок“— человек тонкий. Он ничего не сделает наобум, не размыслив предварительно, что и как выйдет. Он знает, какую именно и над кем именно сшутить шутку. У него на первом месте не одно желание насолить кому или потешить ся. Нет, он также умно и тонко разсчитывает и на то, чтобы проказа его была вполне достойна казака, чтобы она одному кому показалась горькой и солёной, а другим доставила бы смех и некоторого рода удовольствие, чтобы, наконец, проказничая, не пропасть самому в общем мнении» (Железнов, Уральцы. 1888, 1, с. 5).
Заметка ранее не выпускалась. Схоронилась рукопись на отдельном листке. Печатается по рукописи — В. В. Виноградов. История слов, 2010.
Мужчина, женщина.
В говорах московского округа, как это отмечено В. И. Чернышёвым, «мужчина» обозначает мужика, крестьянина: «Пущай пользуется мущина, не чем багатай чилавек. (Р.). И в Харугине мущиной называется мужик, барина так не назовут. ”Он барин, мущи́най ево назвать, мужиком силичь, ни падабает“» (Чернышев, О народн. говорах, с. 131).
Статья ранее не выпускалась. Печатается по рукописи, схоронившейся в хоронилище (архиве) на 10 ветхих листках разного размера.
Почему слово «мужик» на Руси считалось оскорблением?
В одних уголках необъятной России использование слова «мужик» в отношении представителя сильного пола являлось комплиментом, а в других приравнивалось к оскорблению.
Причина, по которой некоторые народы и общественные группы не жаловали данное обращение, кроется в его филолого-социальных корнях. Образованное от корня «муж», означавшего «человек», оно при помощи уменьшительного суффикса «-ик-» превратилось в «человечка», понизив социальный статус называвшейся так личности.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Сергея Ожегова и Наталии Шведовой указано, что мужиком в России называли крестьянина, противопоставляя его горожанину.
«Толковый словарь русского языка» Дмитрия Ушакова, отмечает, что это слово использовали господа, обращаясь к стоящим на более низкой социальной ступеньке простолюдинам. Кроме того, пренебрежительным термином «мужик» именовались неотёсанные, грубые, неопрятные, невоспитанные деревенские мужчины.
Аналогичный смысл заложен в лексему «мужик» составителем «Нового толково-словообразовательного словаря русского языка», Татьяной Ефремовой, и редактором «Словаря синонимов и сходных по смыслу выражений», Н. Абрамовым.
В «Мёртвых душах» Николай Гоголь характеризует мужика как раба, обязанного, не получая ничего взамен, без устали работать на помещика.
Владимир Даль в своём знаменитом словаре указывал, что мужик – это мужчина из низшего непривилегированного сословия: тягловой, пахарь, хлебопашец, поселянин.
Исходя из смысловой нагрузки этого слова, похвала «настоящий мужик» выглядит как-то сомнительно, поскольку в реальности является усиленным оскорблением. Мужик – это ограниченный в чём-то, подневольный, неграмотный, неполноценный мужчина, под стать которому не женщина, а баба.
Изменение отношения к данному слову произошло после Великой Октябрьской революции, когда господа и простолюдины поменялись местами, и стало невероятно почётно называться мужиком и гордиться своим крестьянско-пролетарским происхождением.
Резко негативно к обращению мужик относились казаки, которые предпочитали, чтобы их называли мужчинами. Объясняется такое неприятие данного слова тем, что казаки всегда представляли собой свободное воинское сословие, которое во все времена стояло выше крестьянства.
Называя вольного казака мужиком, люди, не ведая того, унижали его достоинство, одним словом превращая свободолюбивого воина в закабалённого землепашца. Не случайно местный фольклор изобиловал поговорками на данную тему, например: « Мужик в лаптях, а казаки в лампасах».
Дабы не оскорбить этническое, историческое и социальное происхождение станичников нужно было употреблять в их адрес такие слова как «братцы», «служивый», «браты», «командир» или «мужчина». А к тем, кто мастерски владел джигитовкой, было применимо понятие джигит. Если при разговоре с казаками с уст случайно срывалось слово «мужик», следовало тут же извиниться за оплошность, чтобы не расстраивать собеседника.
Иногда старые станичники проверяли молодую казачью поросль, называя их невзначай мужиками, и если кто-то откликался, то проваливал экзамен на зрелость. А порой казаки намеренно звали сослуживца мужиком, если он совершил действия запятнавшие честь сословия.
Не приветствовали подобного обращения к себе жители Северокавказских республик, которые, живя бок о бок с казаками, переняли от них нелюбовь к подневольному слову «мужик».
В местах лишения свободы, где жизнь подчиняется не только регламенту исправительного учреждения, но внутреннему кодексу воров, «мужиками» называют касту, состоящую из заключённых, в обязанности которых входит работа.
Изначально «мужиками» именовались попавшие в тюрьму деревенские жители, но после Великой Отечественной войны «блатные» стали причислять к ним всех тех, кто попал за решётку впервые и, честно отматывая свой срок, ждал освобождения.
Эта самая многочисленная категория арестантов живёт обособленной жизнь, не нарушая воровских законов и не идя на сотрудничество с надзирателями.
источник
Мужик на руси определение
Древнерусское слово «моужь» происходит из праславянского *mọžь и родственно старославянскому моужь («муж, мужчина, супруг»).
В историографии XX века существовала точка зрения, согласно которой Мужи в Древней Руси называли исключительно представителей социальной элиты или даже только дружинников (Б.Д. Греков, С.В. Юшков, К. Цернак и другие). Однако слово «Мужи» чаще всего не носило терминологического характера и обозначало просто людей мужского пола, мужчин вне зависимости от их социального статуса. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в источниках это наименование используется как по отношению к знатным людям, так и по отношению к рядовому населению.
Одновременно употребление слова «Мужи» могло иметь социальное значение. Слово «Мужи» в сочетании с эпитетом обычно употреблялось для характеристики представителей элиты. В начальном летописании «нарочитыми» и «лучшими» Мужами названа знать древлян. Впрочем, первое определение, по всей видимости, носит литературный характер и представляет собой перевод греческих эпитетов, чаще всего ἐπίσημος («выдающийся, замечательный, видный»).
Словосочетания «вячьшии (большии, добрии, стар¬ишии и тому подобные) моужи», как правило, в Древней Руси применялись для характеристики привилегированной части свободного населения, прежде всего бояр. В предании о юноше-кожемяке (в «Повести временных лет» 992 года) рассказывается о том, как киевский князь Владимир Святославич «створил» совершившего подвиг в войне с печенегами героя и его отца «великими» Мужами, то есть, вероятно, сделал их своими приближёнными, включил в дружину.
В Сказании о чудесах святых Романа и Давида (христианские имена святых князей Бориса и Глеба) говорится о том, что в 1113 году после смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киев приглашали Владимира Всеволодовича Мономаха «вси людие, паче же большии и нарочитии» Мужи (под ними понимается элитарная категория населения Киева, определявшая позицию остальных киевлян).
И бе он яко тела великого мужъ, такъ и разума многа,
и мужъ чистого и воистину святаго жителства, и
Священных Писаний последователь, и ревнитель
по Бозе, и во отрудехъ духовныхъ многъ
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583)
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)
2) Применение термина в церковно-славянском языке
а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 113-115; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=113
Мужъ (У через УК (оу), форма графики У = евр. АИН); мюжъ (через Юс большой (также оу); человек, свободный, именитый, почтенный.
* В примерах представленных И.И. Срезневским часто применяется форма «моужъ» и сочетания: именитый, почтенный человек, большие мужи, вячшие мужи, лучшии мужи, старейшии мужи, и др. Эти формы очевидно указывают на процесс выделения из княжеской дружины должностных лиц (специалистов): в военном деле (воеводы), дипломатии (послы), административных деятелей, судебных чиновников, а также специалистов в области торгово-экономических отношениях (купцов и налоговиков).
б) См. также Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 300-302 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
в) Национальный корпус русского языка
* Сказание о Довмонте (1325-1350)
Боголюбивый же князь Тимофей не стерп; дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем и сь его дружиною, противо имъ вполчився.
Мужъ мудръ; мудрым и смысльным другъ, а несмысленым; Богъ.
г) Повесть временных лет; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
* Под 862 г. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
* Под 907 г. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю.
* Под 912 г. Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими.
3) Обобщение и вывод
а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать церковнославянский термин «мужъ» с социальной действительностью средневековых восточноевропейских государств.
Муж в феодальном государстве деятель на каком-либо общественном поприще, чаще всего это общий титул служилого дворянства.
б) Библейский образ (выделение знати)
Числа 1:16: «Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».
Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшены и надзиратели его. ».
Притчи 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».
Числа 1:5: «И сия имена мужей, иже станут с вами. ».
Притчи 28:2: «За грехи нечестивых судове востають: мужъ же хитрый оугаситъ я»
в) У нас «вырисовывается» образ «мужа», в первую очередь это человек обладающий выдающимися личными качествами и способностями в какой-либо области деятельности или в нескольких смежных областях.
* Мужчин оценивают внешне по физической форме (виду), сильный физически человек всегда имеет преимущество перед физически неразвитым, тщедушим, в силу того, что он может выполнять тяжелую физическую работу лучше и быстрее. В средние века, где каждый мужчина в поселении нес военную обязанность, этот показатель был часто решающим.
* Кроме физических данных для управляющих коллективом людей нужен также и сильный дух (психические качества): быстрый, широкий и глубокий ум, память, способности к обучению. Люди отличаются друг от друга по: направленности (добро, зло), способностям (овладение специальностью), темпераменту (скорость протекания псих. процессов), характеру (дисциплина, решительность, воля).
Мы приходим к выводу, что термин «мужъ» состоящий из 4 знаков, необходимо должен содержать в себе понятие СИЛА. Мужчина по сравнению с другими группами общества: дети, женщины, старики — обладает более высокими физическими и психическими качествами, в связи со своей (природой определенной) деятельностью: война, охота, земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.
Итак, мужъ, мужчина = СИЛА.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — МУЖЪ = М+УЖЪ = М+УЗЪ.
а) Автор нашел ряд логических и лексических соответствий, когда русская быква Ж при транслитерации библейских терминов заменяла в термине букву иврита З (заин).
* ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
* ЖЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
* ЖУТЬ = ивр. Ж(З)У+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса.
Мы помним, что в древних текстах в слове «мУжъ» написание русской буквы У- УК (ОУ) = еврейской букве АИН (А, О, У, Е).
МУЖЪ = М+УЖЪ = М + УЗЪ = ивр. М от, из, из-за + АЗ (аин, заин) сила, сильный, жестокий, грозный, дерзкий, наглый, грубый, свирепый; т. е. СИЛЬНЫЙ (главная характеристика мужчины).
Формы
ОЗ сила, крепость, величие, слава.
АЗАЗ быть сильным, преобладать, не покорятся.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.;
См. стронг иврита АЗ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5794.html
* Пояснение транслитерации. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буква Аин (0 звука);, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил.
** Произношение еврейской буквы АИН утеряно, озвучивался знак огласовки — А,О, У, Е. На русский язык в слове «мУжъ» буква Аин была передана как У.
в) Библейский образ
Судей: И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее (АЗ) льва».
Исаиа 19:4: «И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый (АЗ) царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф».
Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, а также пояснения исследователей по транслитерации еврейских библейских терминов на русский язык, мы нашли содержание необъясненного церковнославянского термина МУЖЪ = быть сильным.