мужская и женская одежда на руси для детей
«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста
Нина Мейлун
«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста
воспитатель группы № 12
Мейлун Нина Викентьевна
МБДОУ ЦРР № 25 «ПЧЕЛКА» г. Смоленск 2014г.
• Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя,орнаменте и отделке);
• Развивать эстетическое восприятие;
• Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.
Структура беседы:
• Рассказ воспитателя по теме;
• Дидактическая игра «Собери костюм»;
• Викторина «Русский костюм».
Рассказ воспитателя по теме:
Народный костюм
Рубаха
— часть русского традиционного костюма.
Косоворотка
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.
Мужские рубахи:
Косоворотки древних крестьян представляли собой конструкцию из двух полотнищ, которые покрывали спину и грудь и были соединены на плечах 4-угольными отрезами ткани. Все сословия носили рубахи одинакового покроя. Разница была лишь в качестве ткани.
Женские рубахи:
В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, древо Жизни, растительные узоры соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.
Детские рубахи:
Первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери. Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково: полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины. В 12 лет в понева для девочек и штаны-порты для мальчиков.
Головные уборы:
Картуз приближался по форме к фуражке, но не имел отличительных знаков, указывающих на принадлежность к тому или иному ведомству.
Сарафан:
Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.
В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом
правления Екатерины II.
Кокошник:
Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы.
Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству
Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Праздничную одежду хранили в сундуках.
В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
У русской народной одежды многовековая история.
Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:
• прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;
• преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;
• использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мех
• Рассматривание иллюстраций элементов русского народного костюма:
южнорусский поневный комплекс;
северорусский сарафанный комплекс;
(рубахи; поневы; головные уборы; обувь; верхняя одежда).
Дидактическая игра «Собери костюм»:
Цель: учить детей узнавать элементы русского народного костюма на таблицах и карточках игры;
Развивать наблюдательность, находчивость; эстетическое восприятие ; интерес к русской истории;
Обогащать словарь: сарафан, понева, кокошник, сорока,лапти, сапоги, онучи, душегрея, епанечка и. др
Викторина «Русский костюм»:
• Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги);
• Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги);
• Что надевали поверх рубахи в холодную погоду? (Кафтан, жилет, полушубок или шубу);
• Из чего делали пеленки для новорожденных? (Из одежды родителей т. к. считалось что она защитит от злых духов);
• В каком возрасте ребенку шили рубаху из нового холста? (3 года);
• Какие узоры использовались для украшения одежды на Руси (растительные, геометрические, символы солнца, оберегающие);
• Для чего шили рубахи – долгорукавки? (Для праздника);
• Можно ли было отличить богатого человека от бедного по одежде? (Только по качеству ткани и украшениям).
Литература:
Ф. М. Пармон Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества. Москва Ленпромбытиздат 1994 год.
Презентация «Как одевались люди на Руси» для детей старшего дошкольного возраста
Занятие-презентация по теме: «Как одевались люди на Руси»
Презентация используется при ознакомлении детей с бытом и традициями русского народа перед проведением экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба» и помогает более наглядно и доступно (и также с применением фольклорного материала) рассказать и показать детям как жили люди в России в прошлом.
1. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
2. Формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, русской старины;
3. Познакомить с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
4. Способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей.
2 слайд. Мы живем в городе Екатеринбурге. Это наш родной город.
3 слайд. Назван он был так в честь царицы Екатерины I.
4 слайд. Екатеринбург – это наша малая родина. У каждого человека есть своя малая родина – это город, поселок или деревня в котором он родился и живет.
5 слайд. В России живет много разных народов, но больше всего русских. Сегодня мы узнаем о том, как одевались русские люди много, много лет назад.
6 слайд. Человек начал носить одежду очень давно, но тогда она служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.
7 слайд. Раньше одежду шили из домотканного материала. А почему она так называлась? Что означает это слово? Ткань ткали дома на ткацком станке.
8 слайд. Посмотрите какую одежду шили из этой ткани. Я буду загадывать загадки а вы попробуйте угадать как назывались предметы одежды у людей в древней Руси.
9 слайд. Ворот вышит, а застежка сбоку подбородка. Всем наряд известен этот, как… (косоворотка).
10 слайд. Главными предметами мужской одежды были рубаха (косоворотка) и порты (портки, так назывались мужские штаны. Рубаху делали длинной и подпоясывали поясом или ремешком.
Пояса были простыми и нарядными (вышитыми). Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Ремешок».
12 слайд. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду. Например кафтан. Рукава у кафтанов делались гораздо длиннее рук.
13 слайд. При работе рукава собирали в складки или завязывали сзади, иначе трудно было что-либо делать. Отсюда и пошли эти поговорки. А как вы их понимаете? Работать «спустя рукава» и «засучив рукава»
14 слайд. Зимой тоже носили шубы.
15 слайд. Кто победнее, шили шубы из меха козы или козлиные (козьи, из меха волка – волчьи и из меха медведя – медвежьи.
16 слайд. У людей богатых и знатных шубы были из меха песца, лисы, белки, соболя. А как иначе можно назвать эти шубы?
17 слайд. В зимние холода и мужчины, и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщавые»(перчатки). От какого слова произошло слово «рукавицы» (от слова «рука»). Перстом раньше называли палец, значит слово перчатки произошло от слова «перст». Еще носили вязаные варежки, а чтобы они были теплее, их варили в кипятке. От слова «варить» и произошло слово варежки.
18 слайд. На ногах наши предки носили лапти, которые плели из лыка. Лыком называли тонкие полоски глубинных слоев коры молодых лиственных деревьев, в основном липы.
19 слайд. Эта часть костюма ни мужской кафтан. Носит красна девица длинный… (сарафан).
20 слайд. Основной одеждой женщины была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А в прохладное время, чтобы было теплее, надевали телогрею. Почему так называли эту одежду?
21 слайд. Как и теперь любили женщины украшения. Носили они кольца и бусы. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором в виде орнамента на вороте, рукавах, подоле. Пояс тоже украшали вышивкой.
Элементами вышивки были, традиционные для русского народа, солнце, жар-птица, растительный орнамент – они служили оберегом.
22 слайд. Но главным украшением был… кокошник.
Кокошник – это женский головной убор, который мог быть простым и нарядным – праздничным, украшенным драгоценными камнями, бисером, вышивкой.
23 слайд. В Древней Руси, одежду женщины шили сами. Простые люди одежду берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости
Я предлагаю посмотреть еще раз на красоту и простоту русского костюма и вспомнить все названия предметов мужской и женской одежды.
Данная презентация может быть использована с детьми старшего дошкольного возраста на занятии по познавательно-речевому развитию и в свободной деятельности при ознакомлении детей с бытом и традициями русского народа.
Русский народный костюм — история и особенности национального наряда для мужчин и женщин
Самобытные черты русского народного костюма отличаются в зависимости от региона, назначения, возраста и пола носящего, его социального статуса и богатства. Для всех видов характерны такие особенности, как большое количество верхней одежды, нарядность, богатство украшений и аксессуаров.
Общая характеристика
Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:
Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.
Женский костюм
Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.
Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:
Знатные женщины дома носили горничные рубахи — одежду с очень длинными и узкими рукавами, которые собирались в складки на руках. Они шились из шёлка ярких цветов — чаще всего красного. Их носили дома, но не надевали при гостях.
Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.
Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.
Мужская одежда
Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.
Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.
Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.
Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:
Знатные мужчины, как и женщины, имели домашние горничные рубахи. Они всегда делались из шёлка.
Головные уборы
Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:
Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:
Под головным убором или поверх него замужние женщины традиционно носили платок — убрус. Им было известно множество способов украсить его и сделать частью нарядного костюма.
Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.
Виды обуви
Обувь жители древней Руси плели из древесного лыка, а также шили из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежду, её богато украшали вышивкой и аксессуарами. Украшения на носках и каблуках нередко дополняли элементами из золота и серебра, жемчуга, драгоценных камней. Распространённые виды обуви:
В городах надевали сапоги и туфли. Каблуки на последних достигали 10 сантиметров в длину.
Стиль и цветовая гамма
Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:
Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.
Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.
Украшения и аксессуары
Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:
Русская народная одежда — важное достояние древней культуры. Её изучение помогло получить информацию о социальной жизни, быте, обычаях и традициях предков. Сейчас костюм является частью истории, но его элементы до сих пор используют в праздничных и повседневных нарядах.
Конспект ООД для детей подготовительной группы «История русской одежды»
Светлана Балабина
Конспект ООД для детей подготовительной группы «История русской одежды»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект ООД «История русской одежды»
(подготовительная группа)
Подготовила:
воспитатель первой категории
Балабина Светлана Александровна
Цель: Создание условий для расширения представлений у детей подготовительной группы о видах русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
• Способствовать расширению представлений детей о русском народном костюме;
• Содействовать возникновению познавательного интереса к традиционному русскому костюму.
• Содействовать развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
• Способствовать формированию художественного вкуса каждого ребёнка;
• Содействовать развитию декоративного творчества детей; умения создавать узоры на силуэтах русских костюмов.
Способы взаимодействия: игровая образовательная ситуация «Экскурсия в музей русских костюмов», презентация «История русских костюмов», рассказы детей об элементах русской одежды, рассматривание иллюстраций русских костюмов, динамическая пауза п/и «Ручеёк», пальчиковая гимнастика «Одежда», рефлексия, интерактивная игра – кроссворд «Угадай элемент русского костюма».
Средства взаимодействия: ИКТ – технологии (компьютер, экран, проектор, картинки с изображением русских костюмов, куклы в русской одежде, музыкальное сопровождение, простые и цветные карандаши, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки, силуэты русской одежды.
Предварительная работа: беседы о происхождении одежды изо льна, шерсти; рассматривание иллюстраций русских костюмов.
Ход ООД
Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
(ответы детей)
— Сегодня мы поговорим об одежде, зачем она нужна, какая она бывает, заглянем в ее историю. Ребята, а скажите, вам нравится одежда, которая на вас одета?
— А как вы думаете, зачем человеку необходима одежда?
— Правильно, для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога, насекомых.
А ведь давным-давно, когда на земле жили самые первые люди, вот такой одежды, как у вас, у них не было. Они делали одежду из растений и из шкур животных.
(На экране проецируется фото древних людей и их одежды)
О красоте они не думали, в основном одежду делали для того что бы прикрыть тело и чтобы было тепло.
А для того, чтобы узнать о том, какую одежду носили наши предки, мы совершим экскурсию в «Музей русской одежды». А мы с вами превратимся в экскурсоводов.
Несколько столетий назад одежду стали шить удобную, из тканей. Ее в основном шили дома, шили женщины для всех членов семьи. Одежда была не очень красивая, но прочная и крепкая, ее хватало на несколько поколений. То есть поносит платье мама, затем дочь, потом внучка. Вот какие прочные ткани раньше были. Эти ткани женщины делали тоже сами дома, на специальных установках.
А для того, чтобы узнать, какую одежду носили наши предки, мы совершим экскурсию в музей.
Рассказы детей об одежде
(На экране проецируется рубаха)
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
(На экране проецируются порты)
Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.
(На экране проецируются онучи и лапти)
Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
(На экране проецируется зипун)
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
(На экране проецируется кафтан)
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени.Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам.
Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков.
Сейчас мы с вами перейдём в женский зал.
(На экране проецируется сорочка)
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
(На экране проецируется сарафан)
Поверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились придвижении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
(На экране проецируется душегрея)
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые душегреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской.
(На экране проецируется понёва)
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.
(На экране проецируется платок и кокошник).
И завершал костюм головной убор.
Платки всегда славились своими яркими и красочными оттенками. Их носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода
В холодную погоду все без исключения надевали рукавицы
(На экране проецируются виды рукавиц)
Вот так одевались люди в Древней Руси.
В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем.
— Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть орнамент, которым украшали одежду наши предки. Посмотрите какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.
Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».
А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет?
— Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».
Для того, чтобы пополнить коллекцию экспонатов нашего музея, я предлагаю вам украсить силуэты народных костюмов.
Дети украшают силуэты красками, гуашью и цветными карандашами.
Молодцы, ребята! Красивые получились у вас наряды.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии?
(Ответы детей)
Мы узнали о том, как появилась одежда, какая она бывает. Попробуйте разгадать кроссворд, в котором использованы слова по теме «Русская одежда«.
На экране проецируется: Кроссворд «Русская одежда«.
1. Обувь, сплетённая из лыка или бересты
2. Женский головной убор, расшитый золотыми, серебряными нитями, драгоценными камнями.
3. Женская короткая одежда, чуть ниже талии, с рукавами или без рукавов на лямках.
4. Неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны.
5. Мужская одежда, которую носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом.
6. Женская распашная длинная одежда без рукавов, на лямках.
7. Мужская тёплая длинная одежда, расширявшаяся книзу.
8. Женский головной убор, который носили не только для красоты, но и для тепла.
Молодцы, ребята! Все слова вы угадали верно.
— А где сейчас используют эти костюмы? (Ответы)
— Правильно, в танцах, инсценировках русских народных сказках и т. д.
Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).
1. ООП МБДОУ «Детский сад № 53»
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Ёжик на полянке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 Приморского района Санкт-Петербурга конспект организованной.
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет) «Домашние животные» Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о домашних животных. Коррекционно-образовательные задачи: закрепить и уточнить.
Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы «Узоры татарстана» Цели: 1. Образовательные: • продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорам; • учить детей на силуэтах, составлять.
Конспект ООД «Наши родители таланты — настоящие музыканты» для детей подготовительной группы Мероприятие прошло в рамках «Недели заботливых родителей» и познавательно-исследовательского проекта «Звук-волшебник».[/b] Цель: Вовлечение.
Конспект ООД в подготовительной группе «История возникновения родного города Чебоксары» Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного.
Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы) ГБОУ СОШ№6 СПДС «Иволга» Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы).
Конспект занятия ООД по развитию речи для детей подготовительной группы «Русская печь» МБДОУ д/с № 31 «Малыш» Конспект ООД по развитию речи на тему «Русская печь» (для детей подготовительной группы).
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «История одежды» Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «История одежды» Авторы Кайтан И. М. Шлекис О. А. Продолжительность : октябрь.
Презентация для детей подготовительной группы «История района Строгино» Изумительный вид открывается со Строгинского моста, когда едешь из центра города в район Строгино. За спокойной гладью водного пространства.