музыка 3 класс былина о садко и морском царе 3 класс музыка
Конспект урока музыки в 3 классе на тему «Былина о Садко и Морском царе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок музыки в 3 классе
На тему: Былина о Садко и Морском царе.
Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал;
регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе; развитие умения передавать характер музыки через движения рук;
коммуникативные: работать в паре, группе, принимать мнение различное от своей точки зрения;
Личностные: иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.
Оборудование: художественный ряд из картин И.К. Айвазовского; портрет Н.А. Римского-Корсакова; презентация «Океан – море синее»; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.
Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.
1. Организационный момент.
— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!». Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)
— Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).
— Что изобразил художник на этих картинах? ( Море.)
— Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)
— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)
— А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.
— Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.
— У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.
— Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».
— Тема нашего урока: «Былина о Садко и Морском царе».
— На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.
— Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)
— В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.
— Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)
— Былина – от слова быль, было когда-то.
— Каких вы знаете былинных героев? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
— Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).
3. Открытие новых знаний
— Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.
— Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)
— Вступление в опере – это образ моря.
Прослушивание вступления к опере Садко».
— Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)
Море волнуется — три! ( Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Замерли )
5. Закрепление знаний.
— Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? (показывает)
– Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
— Молодцы. Вы справились с заданием.
— Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.
Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.
— Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее ».
— Достигли ли мы намеченных целей?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что на уроке тебе понравилось больше всего?
— Что наиболее запомнилось?
— Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
7. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.
Конспект урока по музыке для 3 класса по теме урока: Былина о Садко и Морском царе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по музыке для 3 класса по теме урока: Былина о Садко и Морском царе
Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал;
регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе; развитие умения передавать характер музыки через движения рук;
коммуникативные: работать в паре, группе, принимать мнение различное от своей точки зрения;
Личностные: иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.
Оборудование: художественный ряд из картин И.К. Айвазовского; портрет Н.А. Римского-Корсакова; презентация «Океан – море синее»; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.
Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.
1. Организационный момент.
Пение с движением «Утром рано» (приветствие)
Утром рано мы проснулись (потягиваются)
Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)
До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!». Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)
— Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).
— Что изобразил художник на этих картинах? ( Море.)
— Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)
— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)
— А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.
— Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.
— У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.
— Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».
— Тема нашего урока: «Былина о Садко и Морском царе».
— На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.
— Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)
— В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.
— Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)
— Былина – от слова быль, было когда-то.
— Каких вы знаете былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
— Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).
3. Открытие новых знаний
— Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.
— Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)
— Вступление в опере – это образ моря.
Прослушивание вступления к опере Садко».
— Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Замерли)
5. Закрепление знаний.
— Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? (показывает)
– Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
— Молодцы. Вы справились с заданием.
— Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.
Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Вопросы для закрепления:
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Кто такой композитор?
-Кто такой исполнитель?
— Кто такой слушатель?
— Кто может быть исполнителем?
-Кто может быть слушателем?
-А композитор может быть слушателем?
— Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее».
— Достигли ли мы намеченных целей?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что на уроке тебе понравилось больше всего?
— Что наиболее запомнилось?
— Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
7. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по музыке в 3 классе на тему: «Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: « Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе »
Подготовил: учитель музыки Скугарева Г.Н.
МБОУ «Гимназия № 1 имени
г. Белогорск, Республика Крым
Урок музыки в 3-В классе
Тема урока: Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе
Цель: слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации. Узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, содействовать развитию умений сравнивать былины с песнями в народном стиле.
Предметные : выразительно исполнять мелодию былины «Былина о Добрыне», узнавать народные мелодии в творчестве композиторов
Личностные : проявляют познавательный интерес к музыкальным занятием
Регулятивные : выполняют музыкально-творческие задание
Познавательные: взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств
Коммуникативные : воспитание готовности общества и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного (хорового) пения
Тип урока: изучение нового материала
Орг анизационный м омент
Введение в тему урока. Учитель читает стихотворение
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились.
Скажите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (примерные ответы учащихся: о русской музыке, о русских народных музыкальных инструментах и т. п.)
Дети перечисляют названия русских народных музыкальных инструментов встречающихся в стихотворении
Самым древним жанром русских народных песен являются былины, им более 1000 лет.
Давайте сейчас мысленно перенесемся в далекое прошлое… Горит лучина, вокруг стола сидит огромная семья, на столе нехитрое угощение, за стенами воет вьюга, в дальнем углу сидит человек и очень медленно, плавно поет о героях своей родины. Кто же они, богатыри, главные герои русского эпоса, былины?
Демонстрация репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»
1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
2.Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).
3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатый).
5.На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (Только сила, ум и доброта вместе).
Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше.… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины.
Давайте посмотрим, как представил гусляра художник. Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».
Обсуждение репродукции
Как бы вы назвали эту картину?
Нравится вам картина или нет?
Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.
Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?
Учитель подводит итог ответам детей.
Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян»
— о ком поется в песне?
— какая по характеру музыку?
— между кем передается диалог? (между воином и его матерью)
При разучивании желательно придерживаться цепного дыхания.
Я играю на гармошке, громко хлопаем в ладошки
Головой слегка качаем, руки вверх мы поднимаем
Наши ножки топ-топ-топ
Наши ручки хлоп-хлоп-хлоп
Ручки вниз мы опускаем, отдыхаем, отдыхаем
Слушание: Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Что нового услышали в песне «Садко»?
Какую форму изобрел композитор для передачи народных черт этих песен?
Как оркестр подчеркивал народные истоки этих песен, хора?
На каком инструменте играл Садко?
Тест для проверки знаний.
Вставьте пропущенные слова.
Прием «Выберите правильный ответ.
рассказ о реально происходивших событиях
полный вымысел, о котором рассказывают в стихах
героическая песнь, составленная на основе реального факта, но обросшая фантазией авторов
2) Когда появились былины?
Киевским князем
Новгородским купцом
Могучим богатырем
Давайте подумаем… (ответьте на вопрос)
1. Какие способности нужно было иметь человеку для того, чтобы быть сказителем-б а яном? Как вы считаете?
2. Какие общие черты на иллюстрациях вы заметили у русского сказителя Бояна и гусляра Садко?
9. Рефлексия. Что вызвало затруднения? Чем Вам запомнилось больше всего наше занятие? Как Вы думаете, как вы работали на уроке? Что нового Вы узнали за время нашего урока?
Урок музыки «Былина о садко и морском царе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по музыке
Учитель Дадоева Э.Ш.
Дата 03.12.20. Класс 3.Б № Урока13
Тема: Былина о Садко и Морском царе.
Оборудование презентация «Океан – море синее»; аудиозапись музыкальных отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.
Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.
2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)
— Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).
— Что изобразил художник на этих картинах? (Море.)
— Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)
— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)
— А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.
— Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.
— У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.
— Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».
— Тема нашего урока: «Былина о Садко и Морском царе».
— На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.
— Основная часть урока(Новый материал
Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)
— В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.
— Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)
— Былина – от слова быль, было когда-то.
— Каких вы знаете былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
— Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).
3. Открытие новых знаний
— Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.
— Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)
— Вступление в опере – это образ моря.
Прослушивание вступления к опере Садко».
— Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Замерли)
1. 5. Первичное усвоение новых знаний
.— Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? (показывает)
– Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
— Молодцы. Вы справились с заданием.
— Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.
Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.
— Закрепление изученного материала
Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее».
Достигли ли мы намеченных целей?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что на уроке тебе понравилось больше всего?
— Что наиболее запомнилось?
— Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
7. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок музыки «Музыка утра»
Сценарий развлечения «На встречу с Олимпией»
Конспект мастер класса «Интерактивные игры»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «МУЗЫКА И ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ»
Сценарий отчетного концерта 2018г.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5270725 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.