музыка и история связь
Влияние музыки на историю
Музыка способная творить чудеса. История может это подтвердить. Про music всегда слагали легенды и сказки. Так в одной из сказок, самый обычный парень, музыкант, играя на флейте, спас город от крыс. А еще толпа дворовых музыкантов из Бремена сумела обмануть целое государство.
Музыка действительно занимает не последнее место в истории. Она способна перевернуть ход событий, изменить их и внести что-то неожиданное, непредсказуемое. В одной из известных легенд рассказывается о том, как стая гусей спасла древний Рим. Гуси предупредили защитников вечного города о засаде врагов и спасли город. Но существуют другая версия этой легенды. Рим спасли вовсе не гуси, а деревенский мальчишка, который играл на свирели. Его музыка предотвратила разрушение города.
Еще один достоверный факт доказывает, что музыка никогда не стояла в стороне от истории. Это произошло в 1812 году, когда французы во главе с Наполеоном хотели завоевать Российскую империю. Оказывается, французское войско кроме крещенских морозов, боялось военных песен, которые пели русский народ. Именно песни о том, как красные девицы проливают слезы и ждут солдат, ушедших на войну, нагоняли дикий ужас и страх на чувствительных французов. Один генерал в своей записке к Наполеону выражал свой гнев по поводу того, что русские постоянно горланят эти песни и от них кровь стынет в жилах.
Великая Отечественная война – самая трагическая страница в русской истории. Именно музыка помогла победить и выдержать. Ведь песня сопровождала везде и повсюду русский народ. Она помогала, внушала надежду, невероятную силу, веру и желание победить, желание выжить и устоять. Музыка вместе с солдатами шла в бой, придавала им силы, уверенность, отвагу. Поэтому значение военных песен огромно. Не зря их сочиняли, пели, учили наизусть, передавали, хранили и оберегали.
Стоит отметить, что еще известный полководец А. В. Суворов говорил, что значение музыки в истории огромно. Именно она удваивает, утраивает войско, двигает им и приближает к долгожданной победе.
Презентация к уроку музыки на тему «Связь музыки с другими науками»
Описание разработки
С какими науками связана музыка.
Связь с физикой – звук.
Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.
В музыке звуки делят на 2 основных типа.
Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека.
Слушая ту или иную музыку человек испытывает разные эмоции. Например: слушая классику обычно успокаиваешься, расслабляешься, а слушая тяжёлый рок увеличивается раздражимость, напряжённость.
Содержимое разработки
Связь музыки с другими науками
С какими науками связана музыка
Связь с физикой – звук
В музыке звуки делят на 2 основных типа
Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека
Связь с биологией – разные процессы, проходящие в теле
Связь с математикой – точность
Пример мажорных и минорных трезвучий
Связь с историей – существование музыки
Связь с литературой – влияние на человека
Связь с изобразительным искусством – искусство
Взаимосвязь музыки с другими видами искусств.
При помощи данного материала можно понять, что музыка неразрывно связанна с различными видами искусств. и на некоторых примерах данной разработки очень легко можно построить интегрированный урок.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь музыки с другими видами искусств. »
Взаимосвязь музыки с другими видами искусства»
Известно, что многие романтики считали музыку самым романтическим из искусств и стремились приблизить другие виды искусства к музыке. Музыка понималась как язык человеческих чувств, как зеркало души. И поэтому все остальные искусства тоже трактовались в этом ключе. Проза, а тем более поэзия становились лирическими, превращались в «биографию чувств». Поэзия романтиков становится музыкальной. В ней усиливается ритмическое и интонационно- мелодическое начало. Г. Гейне писал, что поэтическим «…чувствам соответствует рифма, музыкальное значение которой особенно важно. Необычайные, яркие рифмы как бы содействуют более богатой инструментовке, которая призвана особенно выделять то, или иное чувство в убаюкивающем напеве, подобно тому, как нежные тона лесного рога внезапно прерываются трубными звуками». Так появился термин «инструментовка стиха», узаконенный в литературоведении.
Иллюстрацией такой инструментовки могут служить многие произведения поэтов-романтиков. Например, стихотворение « В путь» из поэтического цикла «Прекрасная мельничиха» немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Этот цикл был положен на музыку композитором Ф.Шубертом.
Впечатления движения, свободного, лёгкого течения передаётся не только смыслом слов, но и упругим, лёгким ритмом, повторами слов, рифмой.
С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.
Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова.
Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя.
Многие русские поэты, писатели, живописцы, обращаясь к теме дороги, воссоздавали образ русской тройки. Дорога, тройка, колокольчики воспеты в песнях ямщиков и в стихах Пушкина и Некрасова и других поэтов. П. Чайковский не раз обращался к этой теме. Среди его фортепианных пьес «Времена года» – поэтических картинок русской природы мы находим пьесу «На тройке» с эпиграфом из Некрасова:
«Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг.
Насыщенным драматизмом, передающим средствами музыки картины великих исторических битв, решающих судьбы целых народов. Превосходным примером являются оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Война и мир» Прокофьева. Или «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, где композитор применил ряд изобразительных приемов: мы слышим топот конницы, звон и лязг мечей, кованых доспехов. В основу характеристики русского войска композитор положил две татарские мелодии, а тему русской народной песни «Про татарский полон». Здесь татарское нашествие передано как бы через восприятие русского народа.
Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров.
Известно, что внутренние психологические стороны жизни человека отражаются через выражение. Так музыка прекрасно выражает чувства, эмоции, настроения, состояние, характер, волевое действие, безволие, кипучую энергию, бессилие и т.д.
Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше.
Теперь давайте посмотрим как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство.
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох.
Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах и кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с изображением музицирующих ангелов. В Эпоху Возрождения художники пишут картины, персонажи которых соучастники концертов. Например, «Сельский концерт» художника Джорджоне. В Эрмитаже экспонируется одна из лучших картин итальянского художника XVII в. Караваджо «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для современных живописцев. На полотнах Пикассо, например, можно часто увидеть отдельные фрагменты в разных ракурсах.
Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М.П. Мусорского и А.П. Бородина, созданные И.Е. Репиным и др.
Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.
Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. В фортепианном цикле «Карнавал» Р. Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н. Паганини, композитора Ф. Шопена. В XIX в. появляется особый жанр симфоническая картина. Замечательно изображает море в «Садко» Римский-Корсаков, фантастичны сказочные персонажи А.К. Лядова.
Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарьян (1880–1972) писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Особое явление у композиторов – цветной слух, при котором отдельные тона и тональности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами.
Цветным слухом обладали Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков. В поэме А.Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана специальная цветовая строка. По замыслу автора, исполнение поэмы должно было сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы.
Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э. Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.
Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.
Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композитора. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.
Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается.
Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.
Танец и его взаимосвязь с музыкой.
Таков вкратце итог размышлений о взаимодействии музыки с другими видами искусства, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. В этом диалоге с различными видами искусства музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.
Статья «Межпредметные связи на уроках истории.» История и музыка.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Использование ИКТ на уроках истории.
Учитель Калоева Т.С. МБОУ СОШ №46. г. Владикавказ
Необходимо отметить, что интеграция предполагает выполнение трех условий:
1) объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
2) в интегрируемых исследуемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
В. А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего ч еловека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества.
Интегрированный урок открывает возможности для разных категорий обучающихся, в зависимости от их способностей. Учащимся предлагаются различные методы получения и усвоения знаний: от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа изученной информации. Следовательно, в ходе участия в интегрированном занятии у детей развивается умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких предметов, формируется преемственность знаний, полученных учениками. Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося. Интегрированный урок продемонстрирует результативность, если будут реализованы следующие дидактические задачи:
— преподаватели при подготовке урока должны тесно взаимодействовать между собой;
— интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумевать межпредметные связи;
— в интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами.
при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;
педагог обязательно организует кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированного опережающего домашнего задания;
Цели интегрированных занятий: развитие устойчивого интереса к истории.
Учебно – воспитательные задачи:
А) Обобщение накопленных учащимися знаний по истории, обобщение формирование системы знаний о единстве мира, о месте человека в нем.
В) развитие практических и творческих умений учащихся.
Г) развитие чувства красоты, эстетического вкуса.
Поставленные цели и задачи реализуются через работу обучаемых с учебниками, дополнительными источниками информации, использование новых педагогических и информационных технологий. На интегрированных уроках и внеклассных мероприятиях значительное место занимают групповые, индивидуальные самостоятельные работы творческого и поискового характера, оформление докладов и рефератов, составление кроссвордов, викторин, таблиц и рисунков, а так же презентаций, что позволяет ребенку включиться в творческий процесс, проявить свои индивидуальные черты характера. На интегрированных уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств – показ слайдов, выполнение домашних заданий с помощь компьютера, кроме того, в практической работе легко можно избежать рутинности, если научить детей способам самостоятельного получения информации, приобретения и использования знаний с помощью компьютерных технологий .
Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ :
Интегрированные уроки побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей, развивают творческий потенциал самих учащихся.
форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;
интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи памяти школьников;
интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. В процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Их действие распространяется на интегрированные предметы и содействует формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, развитию познавательных интересов учащихся. Самая эффективная на наш взгляд в настоящее время, форма реализации межпредметных связей – интеграция, которая помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в полном объеме преподнести содержание дисциплин, а так же привлечь детей к предмету.
При изучении темы «Великая Отечественная война», можно использовать огромное количество музыкальных произведений. Но из-за нехватки времени на уроках истории необходимо очень тщательно отбирать музыкальные произведения. Очень сильное эмоциональное воздействие оказывает слушание эпизода нашествия из Симфонии № 7. Д.Шостаковича. Учащиеся узнают, что Шостакович до войны жил в Ленинграде, что свою Симфонию он написал осенью, а в начале зимы 1941г. на партитуре он сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Учащимся следует напомнить о том, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю, обрушились на наш народ, никогда ни с кем не хотевший воевать. Задача этой вступительной беседы – подготовить ребят к восприятию очень серьезной, напряженной музыки. Ребятам интересно узнать, что как только Шостакович закончил Седьмую Симфонию, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США через Африку, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. 19 июля 1942г. Симфония была исполнена в Нью- Йорке под управлением А.Тосканини, а в газетных отзывах прозвучала уверенность в победе советского народа. Вот цитаты из газет:
— «Какой дьявол может победить народ, способный создавать в такое тяжелое время музыку, подобную этой…»
-«…Симфония дает нам силу духа и надежду, что мир придет…».
В небольшой статье невозможно рассказать о всех музыкальных произведениях, которые помогают учителю в реализации учебных программ. И использовать можно не только произведения по военной теме.
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19века. М. 1964г.
М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин- История русской культуры. М. 1999г.
Т.В. Ильина-История искусства. М., 1989г.
Т.С.Гергиева – Русскаякультура и современность., 1999г.
Мы часто говорим, что музыка «качает», ощущая на себе ее физическое воздействие. Представления о музыке как средстве воздействия на мир существовали и в Древнем Китае, и в Античности. Изучаем, какое значение в создании мира приписывали древние философы звукам, как христианские богословы оценивали воздействие песнопений на душу, что нашли в музыке мистики и каким образом современные ученые объясняют все эти эффекты.
Вас пробирает озноб. Волосы встают дыбом. Сердце бьется быстрее или медленнее. Ритм дыхания изменяется вместе с пульсом, кости вибрируют, а внутренности содрогаются. Вам кажется, что рядом с вами находится нечто невидимое — но абсолютно реальное. Что это? Вы стали свидетелем проявления сверхъестественных сил или магия всё же существует? Нет, это лишь естественная физиологическая реакция на музыкальное произведение. В глубокой древности у разных народов рождались представления о чудесной власти музыки.
Конечно, самовнушение и психосоматические эффекты производили огромное впечатление на людей, которые не знали слов «самовнушение» и «психосоматика». Но идеи о мистической силе музыкального звука основаны не только на них. Есть здесь и чистая физиология.
Живой организм функционирует в ритме: бьется сердце, работают легкие, движутся конечности при ходьбе, и даже процессы, которые мы не замечаем, — активность нейронов, деление клеток — ритмичны. Внутренние ритмы тела эволюционно сформировались как реакция на природные, и поэтому наш организм непроизвольно откликается на внешний ритм. Ритм может побудить к действию или ввести в транс, придать бодрости или успокоить. Воздействуют на человека и тембры звука. Например, в ответ на звуки многих музыкальных инструментов у человека возникает автономная сенсорная меридиональная реакция (АСМР) — ощущение мурашек по коже и покалывания в затылке. Интенсивность такой реакции на разные инструменты не одинакова.
Арфа вызывает АСМР чаще, чем фортепиано, а ханги и глюкофоны — даже чаще, чем арфа.
Кроме того, на нас влияет частота звуковой волны: инфразвук, например, может быть смертельным. Но и вполне безопасные музыкальные звуки — супербасы — воздействуют на тело специфически: вибрирует не только барабанная перепонка, но и всё тело. Это может быть приятным или пугающим переживанием, но игнорировать его невозможно, мы непроизвольно на нем концентрируемся. Такая реакция тоже эволюционно обусловлена, ведь в природе сверхнизкие звуки означают опасность: грохот грома, вой бури, рык крупного зверя. Наконец, люди с развитым пространственным воображением способны воспринимать мелодию как трехмерный объект, который изменяется во времени. А такой объект неосознанно ассоциируется с чем-то живым. Неудивительно, что у людей возникла мысль о музыкальной магии. Сочетание эмоционального впечатления с ощущениями в теле поражало, но человек всегда пытался понять, что с ним происходит. Древнейшие представления о магии становились мифами, а философы осмысляли их и строили собственные теории.
У современного человека выработан своего рода иммунитет к психологическому и физиологическому воздействию музыки.
Телевидение, радио, собственные плейлисты в наушниках, динамики в общественных пространствах — музыка звучит вокруг нас постоянно, нам сложно остаться в тишине. Но даже несмотря на привычку к постоянному фоновому звучанию, музыка может производить сильное впечатление. В то время, когда формировались мифы, ситуация была совершенно иной: музыкальный звук был дефицитом, переживался острее и глубже. Потому и власть его была больше. Есть множество мифов о рождении музыки и музыкальных инструментов. А на что была способна музыка в представлении людей разных эпох и народов?
Платон, Орфей и Пифагор
У древнегреческих мифов о музыке есть любопытная особенность: многие из них рассказывают о богах — музыкантах и изобретателях. Первый авлос (двойную флейту) изготовила Афина. Главный греческий бог-музыкант — Аполлон. Символами творческого вдохновения стали музы. Но герои легенд о сверхъестественной власти музыки совсем не боги. Кифара Аполлона не творит чудес — больше того, он в одном из вариантов мифа проигрывает музыкальное состязание сатиру Марсию и жестоко мстит за это, сдирая с него кожу. Музы никого не поражают своим искусством.
Музыкой как магией владеют либо полуживотные-чудовища, либо люди.
В древнегреческом мифе музыка ведет к гибели: сирены заманивают моряков дивным пением и губят их. Но онв способна и вернуть к жизни. Полной властью музыкальной магии обладает смертный Орфей: когда погибла его жена Эвридика, он отправился за ней в мир мертвых, и чарам его искусства подчинились лодочник Харон, трехглавый пес Цербер и сам владыка подземного мира Аид. Орфей увел жену с собой, и не вина музыки в том, что Эвридика не добралась до мира живых. Легендарный певец Арион не нашел общий язык с людьми, но сумел зачаровать животных: когда моряки выбросили его за борт, дельфины вынесли Ариона на берег. В мифе о строителях Фив есть рассказ о другого рода власти мага-музыканта.
Фиванский царь Амфион применяет «музыкальный телекинез»: под звуки его песен камни сами движутся и складываются в городские стены. По некоторым упоминаниям, телекинезом владел и сам Орфей.
Когда мир начинают постигать философы, ситуация становится еще любопытней. Пифагор — персонаж скорее мифический. Среди высказываний, которые ему приписывают, большую часть составляют совершенно иррациональные рассуждения и запреты. Попытки его учеников постичь мироздание густо замешаны на мистике и магии — в том числе на музыкальной.
Пифагорейцы выдвинули идею, что музыка, управляющая чувствами, способна управлять и состоянием тела.
Гармония тела и гармония души неразделимы.
«Он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела».
Ямвлих о Пифагоре
Рождается величественный образ музыкальной Вселенной. Пифагор или кто-то из его последователей заметил, что музыкальные созвучия основаны на простых числовых отношениях. Не было сомнений в том, что и в основе Вселенной лежат такие же простые числа — а значит, Вселенная есть музыка. Согласно преданиям, лишь Пифагор был способен слышать высшие созвучия миропорядка. Таков был его божественный дар — или, возможно, плод неустанных упражнений и самосовершенствования. Он наблюдал за движением светил, идеально упорядоченным и организованным в соответствии с музыкальной гармонией, и слышал мелодии, которые пели мировые сферы.
Среди древнегреческих представлений о музыкальной магии было и еще одно — возможно, самое удивительное. Это свойство музыки никогда не рассматривалось как нечто магическое или божественное, доступное лишь величайшим и посвященным в тайны.
Эллины считали, что музыка способна управлять поведением — но не в том смысле, что некие тайные музыкальные приемы и мелодии могут подчинить волю человека.
«Про Пифагора среди прочего говорили, что он унял однажды спондеической мелодией, исполняемой флейтистом, ярость пьяного юноши из Тавромения, который ночью домогался своей любовницы перед воротами соперника и намеревался их поджечь. Юноша был возбужден и распален фригийским напевом флейты, который Пифагор остановил как можно скорее (он в поздний час занимался астрономией). Он убедил флейтиста перейти на спондеический ритм, благодаря чему юноша, сразу успокоившись, в пристойном виде отправился домой».
Ямвлих о Пифагоре
Заметим, что речь идет о самом обычном флейтисте. В спондеическом ритме и фригийском ладу тоже нет ничего особенного, они были знакомы всем. Спондей — стихотворная стопа, состоящая из двух долгих слогов; спондеическая мелодия звучала медленно и размеренно. Фригийский лад напоминает минор с «восточным» оттенком, в Древней Греции он считался особенно чувственным и экстатическим. В эпоху дорационального мышления никому не приходило в голову воспроизвести эксперимент.
По легенде, музыкант Терпандр остановил гражданскую войну в Спарте, пройдя по улицам города и исполняя надлежащие песни.
В рассуждениях философов нередко звучали сетования, что в моде слишком причудливая, разнообразная и изысканная музыка, от которой портятся нравы. Мудрецы призывали воспитывать юношество с помощью музыки суровой и мужественной, пристойной и благонравной, возвышенной и очищенной от нововведений. В идеальном государстве Платона система воспитания основывалась на музыке и гимнастике: прекрасная душа должна была обитать в прекрасном теле.
«В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».
Платон
Всем этим идеям суждена была долгая жизнь.
Закон и порядок
Загадкой остается поразительное сходство древнегреческих и древнекитайских представлений о музыкальной магии. Мистики более позднего времени были убеждены, что мудрецы обеих стран черпали идеи из каких-то «тайных знаний», возможно, египетских. Мысль о заимствовании напрашивается и без всякой криптоистории, но сведений о таком заимствовании (в любую сторону) нет. Китайский историограф Сыма Цянь утверждал, что музыка управляет поведением людей. Ее необходимо строго контролировать, потому что от положения дел в музыке напрямую зависит политическая обстановка в стране.
«Говорят, что когда мелодии од и гимнов упорядочены, народ прямодушен; когда разносятся звуки призывов к духам о помощи, служилые воодушевлены; когда же раздаются песни княжеств Чжэн и Вэй, люди склоняются к разврату».
Сыма Цянь, «Исторические записки»
Греческие философы предостерегали против нововведений и восхваляли простоту древних напевов. Точно так же и у китайцев: благородный человек и хороший правитель ничего не изобретает сам и не позволяет другим.
Идея о воспитании целого народа с помощью правильной музыки в точности совпадает с идеями Платона.
«Что касается музыки, то у мудрецов она рождала радость, с ее помощью они могли облагораживать сердца народа… Всякий раз, когда на человека воздействуют фальшивые звуки, на них отзываются мятежные чувства, а по мере того как чувства непокорности формируются, наступает разгул непристойной музыки. Когда же на человека воздействуют правильные звуки, на них откликаются чувства послушания, а по мере того как чувства покорности формируются, наступает подъем гармоничной музыки».
Сыма Цянь, «Исторические записки»
У пифагорейцев музыка смыкается с математикой, простые созвучия основаны на простых числовых отношениях. На похожих закономерностях основана китайская система «люй-люй». Ее двенадцать звуков выстроены с помощью единственного числового соотношения, один за другим. Сыма Цянь излагает конфуцианские представления о музыке. А вот даосы этих представлений не разделяли и считали, что музыка — путь к тому, чтобы распознать и прочувствовать внутреннюю гармонию, которая изначально есть в каждом. Сверхъестественной властью или какой-то особенной эффективностью музыка в даосской концепции не обладала.
Звук сотворяет мир
По величественности с пифагорейской музыкой сфер могут сравниться древнеиндийские представления. Согласно им, звук «ом» сотворяет Вселенную, основа Вселенной — звуковые вибрации. К постижению истины человек приближается с помощью мантр, а мантры обычно произносят или поют. В некоторых школах мантры рассматриваются как живые звуковые существа. Но было бы натяжкой считать, что в этих представлениях речь идет о музыке — всё же не всякий звук музыкален. Индийские религиозные представления говорят о звуке как таковом, а не о музыкальном искусстве.
В индийских мифах говорится о целой расе божественных музыкантов — гандхарвах, но чары их музыки проистекают из их искусства и дарований, а не из их сверхъестественной природы.
Но легенды о музыкальной магии в Индии тоже есть. Они связаны с рагами — это одновременно музыкальный жанр и система музыкального мышления (как если бы, скажем, термины «песня» и «мажор» означали одно и то же). Каждая рага соответствует определенному времени суток или времени года. Связь между ними настолько прочная, что работает в обе стороны. Несколько легенд о музыкальной магии связаны с именем средневекового индийского музыканта Тансена, придворного певца императора Акбара. Тансен мог музыкой успокаивать взбесившихся животных и заставлять цвести сады, а музыкальные инструменты в его присутствии играли сами. Но однажды Акбар пожелал видеть настоящее музыкальное волшебство и попросил Тансена исполнить рагу Дипак — рагу летней жары. Ее звучание разжигало пламя, которое могло охватить весь дворец и повредить слушателям. Из соображений безопасности Тансен привел с собой свою дочь и поручил ей запеть в надлежащий час рагу Мегха — рагу сезона дождей. Огонь действительно вспыхнул, но тотчас пролился дождь и погасил его. Нередко встречаются тексты о влиянии раг на чакры и через них на физическое состояние человека. Но это представления из сахаджа-йоги, а сахаджа появилась только во второй половине 20 века. Среди учений о йоге, кстати, есть еще одно любопытное замечание. В нада-йога-садхане («нада» здесь означает «звук», садхана — духовная практика) учатся воспринимать звуки как «соматическое ощущение гармонии. Когда звук мы уже не слышим, но ощущение, которое возникает при его восприятии, может быть описано как звук колокольчика или флейты».
Колокольчик и тростниковая флейта — инструменты, часто вызывающие приятную АСМР. Так что мистическая «соматическая гармония» оказывается абсолютно реальным физиологическим эффектом.
Рождение мистики
Размышляли о роли музыки и богословы. «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири», — призывал в псалмах царь Давид. Средневековые легенды повествуют о Рае, полном прекрасных звуков. Античная музыкальная теория не так уж сильно пострадала с наступлением Темных веков — и всё благодаря Церкви. Едва ли не вся интеллектуальная жизнь была сосредоточена в монастырях, где каждый день шли церковные службы — а их сопровождало пение. Монахи много размышляли о музыке, о ее устройстве и о том, какой она должна быть. Разумеется, ни о какой музыкальной магии речи не шло и не могло идти. Даже естественное для музыки свойство услаждать слух вызывало споры.
«Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, мы не радеем о правильном пути. Итак, что же он делает? К учениям примешивает приятность песнопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в пении».
Василий Великий, 4 век
Позже философ Боэций повторял вслед за Пифагором рассуждения о музыке Вселенной, которая находит отражение и в устройстве человеческого тела. Боэций говорил о трех родах музыки: музыке мира, музыке человеческой и музыке инструментов. Любопытно, что «человеческой музыкой» он называл само устройство организма человека: гармонию души и тела, живость разума и физическое здоровье. Музыку как искусство он именовал «музыкой инструментов». На пороге было время алхимиков и герметистов. Те, кто искал золото и философский камень, музыкой интересовались мало. Но иные, стремившиеся постичь тайны мироздания, размышляли о божественной музыке сфер и о том, как она связана с подлунным миром. «Что наверху, то и внизу», — учит «Изумрудная скрижаль». По легенде, частью клятвы розенкрейцеров были слова:
«Кто гласом уст или музыкального органа возжелает так петь, чтобы привлечь не те скалы Амфиона, но жемчуга и драгоценные камни, не диких зверей Орфея, но духов, не Плутона из Тартара, но могущественных князей мира, — тот да войдет в Братство».
Мистик Роберт Фладд спорил с Кеплером о гармоническом устройстве Вселенной. Иоганн Кеплер, оставшийся в истории как великий астроном, тоже был мистиком. И если по Фладду каждой мировой сфере соответствовал один звук (а все сферы от Земли до Эмпирея укладывались в диапазон двух октав), то по Кеплеру каждой планете были присущи два звука, и интервал между этими звуками увеличивался от сферы к сфере. Чтобы выяснить это, Кеплер замерял угловые скорости планет в афелии и перигелии.
«Земля поет ми, фа, ми: вы можете даже из этих звуков сделать вывод, что в нашем доме господствуют несчастья и голод».
Иоганн Кеплер
Ноты фа и ми складывались в мотив, который назывался «ламенто» («жалоба»). В эпоху барокко и позже этот мотив был символом скорби. Наряду с теориями мироустройства живы были и примитивные суеверия.
Афанасий Кирхер, автор трактата «Универсальная музургия» (17 век), строил различные механизмы, в том числе механический «компьютер» для сочинения музыки, и писал главным образом о воздействии музыки на чувства — но всё еще упоминал народное поверье, что танец тарантелла помогает от укуса тарантула.
Поэты и музыканты эпохи романтизма понимали «музыку мира» по-своему. Гармония Вселенной спустилась на землю, все звуки природы — пение птиц, шелест трав, журчание вод — сливались в единую симфонию живого мира. Это находило отражение в творчестве: естественную музыку жизни стремились отразить в музыке инструментальной. Но представления о магии здесь не было, лишь очарование искусства.
Россия: неповторимый Скрябин
Самые впечатляющие представления о музыкальной магии связаны с именем Александра Скрябина. Речь не о музыке планет по Кеплеру и Пифагору (величественной и прекрасной, но не имеющей связи с реальной жизнью). Композитор размышлял о могуществе музыки в самом прямом смысле. Его «Мистерия» должна была завершить существование Космоса и человечества в привычном облике — и возродить заново для более совершенного бытия.
Скрябин глубоко изучал философию, был знаком с трудами ведущих философов от античности до современности и тем не менее высоко оценивал работы Елены Блаватской. Его знакомые поражались этому.
«И я смотрел на него и думал: „Действительно, он научился лучшему в том, что он мыслит — через свое творчество. Ведь в самом деле, не жалкие же эти и нудные бредни Блаватской были его учителями и наставниками“».
Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
Сами мистические воззрения Скрябина довольно сложны, в них много говорится о высших силах и чудесных энергиях. Как он понимал именно музыкальную магию? Та же Блаватская о музыке пишет очень мало. Она повторяет древние представления о целительных возможностях музыки, верит в существование музыки сфер и сравнивает человеческий разум с музыкальным инструментом, на котором играют различные силы. Так что в скрябинской теории все рассуждения о музыке принадлежат самому Александру Николаевичу. Примечательно, что очень отвлеченные философские представления композитор воплощал в реальных мелодиях и гармониях.
«Порыв нарушает божественную гармонию и этим создает материал, на котором будет потом запечатлена божественная мысль… Первое усилие, первый порыв к освобождению есть первая ритмическая фигура времени».
А. Н. Скрябин
Идея этого «порыва», эмоциональной страсти или острого желания, которому одинаково подвержены и человек, и нечеловеческое, — ключевая в скрябинской музыкальной философии. Собственные музыкальные темы Скрябин делил на области «высшей утонченности» и «высшей грандиозности». Высшую утонченность нарушали темы порыва, полета, которые приводили к торжеству тем «грандиозности». Это был своего рода музыкальный сюжет, который прослеживается во многих его произведениях. У каждой такой философской области есть свои объективные звуковые признаки — тембры инструментов, фактура музыкальной ткани, аккордовые последовательности.
Скрябин говорил о музыке как о звуковом заклинании, которое может вызывать транс, экстаз, ощущение замедления времени.
И это тоже не было теоретизированием. Скрябин разрабатывал собственную музыкальную систему. В музыковедении есть понятие «скрябинская гармония» (термин «гармония» здесь означает именно систему, а не общее представление о благозвучии и стройности). В традиционной музыкальной гармонии чередуются состояния напряженности и покоя. Композитор стремился к тому, чтобы состояния напряженности переходили одно в другое, а сама напряженность ощущалась максимально остро. Эти состояния представляют собой реальные аккорды определенного строения, и «скрябинская гармония» производит своеобразный эффект (хотя бесконечное ожидание и отсутствие разрядки слушателя может не только вводить в транс, но и раздражать). Скрябин — один из немногих музыкальных мистиков, которые не только размышляли и исследовали, но и создавали новое. Когда он задумывал свою «Мистерию», то совершенно фантастические идеи перемежались у него с работой над реальной музыкальной системой, которая должна была обладать сверхъестественной властью.
Все жители Земли должны были сойтись в загадочной индийской долине, у озера, куда приходят махатмы и где стоит небывалый храм невозможной архитектуры. Семь дней танцев и шествий, музыки, света и ароматов «Мистерии» вели к «моменту Истины» и перерождению Вселенной.
Скрябин оставил наметки к «Предварительному действу» «Мистерии», а потом умер — внезапно и нелепо. С точки зрения мистика это выглядело так, будто высшие силы осадили дерзкого смертного, зашедшего слишком далеко. Но музыка и магическая философия музыки продолжали жить.
Магия науки
В 20 веке влияние музыки на тело и психику человека начали исследовать ученые и врачи. Бехтерев создал комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов еще в 1913 году. Позже музыкотерапия стала отдельной дисциплиной, одним из методов психотерапии. Ее использовали для анестезии, лечения некоторых заболеваний, реабилитации больных. Появились объективные данные о влиянии музыки на физиологию. Влияние музыки на здоровье отчасти реально и доказано, но подтвержденная эффективность слишком скромна. Она не поражает воображение. Вокруг нее строится множество более или менее наукоподобных теорий, начиная с теории психорезонанса и влияния музыки на подсознание и заканчивая «мудростью древних цивилизаций» и таинственными «вибрациями, очищающими пространство».
Есть и совершенно магические «каталоги», в которых звуку каждого конкретного инструмента приписывается благотворное влияние на определенный орган (например, для печени якобы полезна флейта, а для желудка — рояль).
В этих теориях крайне редко говорится о том, какая именно музыка производит конкретный эффект. Речь почему-то идет о музыке вообще, в лучшем случае о музыке классико-романтической эпохи. А ведь эмоциональное влияние музыки может зависеть не только от личного стиля композитора (или стиля его эпохи), но даже от структуры конкретного аккорда. Влияние музыки на эмоции и психику также вполне реально. Но и здесь есть мистические представления, например, мифами окружены понятия «креативность» и «состояние потока». Творческая работа и эффективная деятельность в состоянии увлеченности и вдохновения (то есть «потока») нормальны для человека, но не всегда можно «включить» их по желанию или усилием воли. Есть мнение, что музыка способна стимулировать эти состояния. Что ж, какие-то музыкальные композиции действительно могут служить триггерами, но это всегда субъективно, и универсальный ключ вряд ли существует.
Есть ли у музыки педагогический эффект? Вспоминаем пресловутое «Сегодня он играет джаз, а завтра…» Мифы о чудовищной опасности рок-музыки и погибели души тех, кто слушает, к примеру, группу Behemoth, живы и сейчас.
А вот образы абсолютного зла в музыке композиторов-академистов 20 века не вызывают такой острой реакции, хотя по сравнению со многими из них рок-композиции просто нежные колыбельные. Возможно, дело в репутации «классики», которая всё оправдывает, а может быть, академическая музыка просто мало известна большинству людей?
Музыкальная Вселенная?
«Звуковое послесвечение Большого взрыва» — отнюдь не мистическая концепция.
Многие космические явления, например реликтовое излучение, солнечные бури, волны внутри магнитного поля Юпитера, движение межзвездного газа, можно преобразовать в звук.
С древними представлениями о гармонии мира связаны и чисто магические современные идеи «гармонизации и очищения пространства». Согласно им, мир полон энергии, но течь она может правильно и неправильно. В некоторых концепциях эта энергия несет «послания», в других существуют еще вредные и полезные «вибрации». Известно представление о «биополях», которые могут быть ослабленными и искаженными. Убрать вредные вибрации и плохую энергию, исцелить биополе можно с помощью «правильной» музыки.
Примечательно, что такая правильная магическая музыка ничего не теряет в записи. Можно очищать пространство реальной «поющей чашей», но можно и включить запись на любом устройстве, и неважно, насколько качественные у него динамики. Кстати, большинство записей для гармонизации пространства содержат тембры, часто вызывающие АСМР. Музыка в стиле нью-эйдж, несмотря на название, не имеет отношения к оккультизму и используется разве что для релаксации. Но сами религиозные учения нью-эйдж нередко говорят о музыке.
В сахаджа-йоге, появившейся в 1970-х годах, семь нот соответствуют семи чакрам, есть свои роли и у минора с мажором. Это типичный синтез европейской и восточной мистики: в аутентичной индийской музыке нот не семь, и минора с мажором там тоже нет.
В последнее время популярными стали инструменты, вызывающие АСМР, — ханг, глюкофон, поющие чаши. И неудивительно: трудно сомневаться в существовании магии звука, если она ощущается физически. Вряд ли положение серьезно изменится в будущем. Предпосылок к этому нет. Но есть и плюсы: наряду с «магической психологией» музыки развивается и вполне реальная музыкотерапия, всё популярнее становятся просветительские лекции ученых.