музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019

Наверное, так же описывают свои миры авторы фэнтези или альтернативной реальности, населяя их чудесными существами или меняя знакомые вещи до неузнаваемости. Возможно, так же чувствовали себя Николай Иванович Лобачевский, исследуя и описывая неэвклидову геометрию, или Алиса, попав в Зазеркалье.

Для нас, привыкших к электроинструментам и большим колонкам, симфоническим оркестрам и равномерной темперации, кажется далекой фантазией мир сольных исполнителей и небольших ансамблей, жильных струн и пифагорейского строя.

В этом мире даже знакомые слова меняют свои значения, как в Зазеркалье. Балладой, происходящей от староокситанского глагола «balar» (танцевать) называли сначала танцевальные песни. С тем же значением это слово перешло в старофранцузский и итальянский (в форме «ballata») языки. К началу XIV века баллада стала музыкальной и поэтической формой, в которых писали свои произведения Адам де ля Аль, Жано де Лескюрель и Гильом де Машо. Органистом же называли человека, сочиняющего органумы. Слово «тенор» обозначало не тембр, но нижний голос в многоголосии. А симфонией называли разновидность колесной лиры.

Но не только в экзотике дело. Глядя на готические соборы, слушая органумы Перотина (можно подставить другие примеры), понимаешь, что история искусства – это не только история приобретений, открытий и находок, но и история потерь. И что, возможно, важнее – это история вопросов и ответов на них. Почему ноты именно так выглядят? Почему они так называются? Должна их длительность быть краткой двум или трем? или больше? Зачем нужен жанр, в котором одновременно звучат 2–3–4 текста?

Ответы на эти вопросы иногда были поворотными точками в истории музыки. Порой существовало несколько дорог, и выбор был не очевиден. И если бы был сделан иной выбор в тот или иной момент, то вся история пошла бы иначе.

Человеку свойственно смотреть от себя, и тогда вся история превращается в предисловие к жизни его поколения. Прошлое в таком случае неподвижно, и самое ценное в нем – корни существующих сейчас вещей и явлений и экзотика: от динозавров до охоты на ведьм. Для живших тогда людей вокруг была современность, и они не знали ни своего будущего, ни того, что оно несет. Не знали, какой будет музыка будущего, они ее изменяли своим выбором, своими действиями. И эти действия зависели от того, что они видели и слышали вокруг. Мне было важным, чтобы читатели хотя бы немного почувствовали, в каком контексте жила музыка и жили музыканты Средневековья.

Эта книга – о выборе путей развития музыки, о людях, которые сделали этот выбор, и о тех вопросах, на которые они отвечали.

В Англии и Германии сильные дожди начались летом 1314 года и продолжились осенью. В октябре на реке Мура было утеряно 14 мостов. В Саксонии было смыто 450 деревень – люди, скот, дома.

В середине апреля следующего, 1315 года, дожди с грозами и иногда градом обрушились на всю Европу севернее Альп. В середине апреля дожди начались в Париже и на севере Франции, в начале мая – в Нижних Землях, 11 мая, на Пятидесятницу, – в Англии, а начиная с июня, были везде от Ирландии до Германии. Ветер и отсутствие солнца, постоянно закрытого тучами, привели к необычайно холодному лету. В октябре дожди все еще продолжались в Англии и Франции. В некоторых местах, по свидетельству летописцев, они шли с перерывом лишь на день или два 155 дней подряд.

Дома разрушались, шахты и каменоломни были закрыты, дороги непроходимы, мосты уничтожены: нельзя было ни сеять, ни собирать урожай. Начался голод.

1316 год был таким же, если не хуже. Дожди продолжались и в 1317 году, за ними пришла холодная зима 1317/18 годов. Английская хроника назвала эту зиму самой страшной за тысячелетие. А за холодом и дождями пришли штормы: что-то по описанию похожее на торнадо опустошило Нормандию в 1319 году, паводки приносили громадные разрушения во Фландрии в 1320 и 1322 годах.

Вода заполняла все. «Половодье было таким, как во времена Потопа», – писал летописец из Зальцбурга. Плодородный слой земли местами был смыт так, что на оставшихся землях могли вырастать только чахлые ростки. Но даже там, где плодородный слой оставался, на восстановление его требовалось несколько лет. Летописи Франции и Германии того времени часто упоминают о неслыханном бесплодии земли.

Летом 1314 в Богемии вспыхнула «pestis bovina» – чума крупного рогатого скота и распространилась как пожар, дойдя к зиме 1319/20 годов до Шотландии и Ирландии. Тогда же в Англии было потеряно 60 % поголовья скота. Во время всплесков чумы смертность доходила до 100 %, и лишь единицы животных выживали. Крестьяне не знали, как бороться с болезнью, ведь это была первая подобная эпидемия в Европе более чем за 300 лет, а у животных не было к этой напасти иммунитета.

Начался Великий голод 1315–1322 годов. В Ипре только за лето 1316 года умерли 3000 человек, что составляет примерно 10 % населения. В богатейшем Брюгге умерли тогда же 5 % жителей, несмотря на то что городу удалось закупить в Средиземноморье треть среднегодового потребления зерна. А в английском Винчестере, как сообщал летописец, умирали так часто, что не успевали хоронить.

Темное небо, голод, мор животных – все это слишком напоминало египетские казни. А тут еще и небесные знаки! В 1315 и 1316 годах во всей Европе была видна комета – признанный знак бедствий. В 1316 году шведы отмечали всплески алого цвета на небе, напоминающие брызги крови. В Англии эти же (или иные?) сполохи казались красным крестом из крови и символом грядущей погибели. 1 октября 1316 года было полное лунное затмение. В 1316 году на севере Франции, а в 1317 году на юге ее были землетрясения.

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Рис. 1. Изображение ада и голода в книге Апокалипсиса рукописной Библии для бедных (Biblia Pauperum), вышедшей в Эрфурте в годы Великого голода.

Сомнений в божественном наказании почти ни у кого не оставалось. Об этом говорят и хроники, и песни. Например, «Поэма о злых временах Эдуарда II», написанная на среднеанглийском в 1320-х годах. Осенью 1315 года парижские гильдии и религиозные братства устраивали процессии по городу, в которых босые люди шли и молили Бога о милости и пощаде. За пределы Италии стало распространяться движение флагеллантов – бичующихся: они публично бичевали себя кнутом во время процессий.

Современные музыковеды-медиевисты удивлялись, почему так мало музыкальных рукописей сохранилось со второго и третьего десятилетия XIV века? Может, они просто не дошли до нас? Или, возможно, цена на пергамент после эпидемии «pestis bovina» стала запредельной? Пропали заказчики и меценаты? Ждали ли все конца света?

Проливные дожди прекратились лишь через несколько лет, а последней повсеместно холодной зимой была зима 1321/22 годов. Впрочем, мягкий климат XII–XIII веков с тех пор уже не восстановился: в Шотландии прекратилось виноградарство и производство вин, Гренландия – Зеленая страна Высокого Средневековья – стала замерзать, чтобы стать знакомым нам ледяным островом. Последние останки лошадей в Гренландии датируются рубежом XIV–XV веков, а последнее упоминание о викингах датируется 1408 годом.

Южную Европу климатические изменения тоже не обошли стороной. Дожди обрушились на нее в 1327 и 1328 годах, и в 1329–1330 годах голод был распространен по всей Италии. Но все же ей досталось значительно меньше невзгод. Возможно, в этом заключается одна из причин культурного (в том числе музыкального) возвышения Италии в дальнейшем.

Источник

Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Это первая книга на русском языке, всецело направленная на рассмотрение феномена средневековой музыки и ориентированная на широкую аудиторию. Цель этой книги – не рассказать о вещах, которые могут быть интересны лишь профессиональным музыковедам или медиевистам; напротив, ее цель – рассмотреть историю европейской музыки в общекультурном, социальном и политическом ключе своего времени. Музыка всегда вплетается в основную канву развития человечества, в знакомые или незнакомые события, отражая и впитывая в себя дух истории. Таким образом, зная характерные особенности и свойства музыки, мы можем понять Средневековье, начать чувствовать, мыслить и переживать так, как делали это люди много веков назад.

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

С этой книгой читают

Отзывы 2

Интересная и замечательно информативная (особенно если учесть небольшой объём) книга. Мне понравилось, как подробно и ярко описана во введении атмосфера, царившая в Европе в то время, которое принято считать началом средневековья. Благодаря этому вниманию, уделяемому историческому контексту на протяжении всей книги, было легче воспринимать новую информацию, сложную в первую очередь из-за обилия незнакомых терминов. Натыкаться на очередной антифонарий не так больно, если есть возможность отступить на более-менее изведанную территорию с чумой и монастырями. Чего мне не хватило в этой книге, так это собственно музыки, хотя история возникновения и формирования нотной записи и характерных для тех веков жанров и инструментов в ней подробно описаны.

Интересная и замечательно информативная (особенно если учесть небольшой объём) книга. Мне понравилось, как подробно и ярко описана во введении атмосфера, царившая в Европе в то время, которое принято считать началом средневековья. Благодаря этому вниманию, уделяемому историческому контексту на протяжении всей книги, было легче воспринимать новую информацию, сложную в первую очередь из-за обилия незнакомых терминов. Натыкаться на очередной антифонарий не так больно, если есть возможность отступить на более-менее изведанную территорию с чумой и монастырями. Чего мне не хватило в этой книге, так это собственно музыки, хотя история возникновения и формирования нотной записи и характерных для тех веков жанров и инструментов в ней подробно описаны.

Начинание хорошее. Но вот что смущает – на нескольких страницах, которые я прочитала на Гуглбукс, есть досадные недоразумения. Например, автор мог бы нагуглить средневекых (очень ранних) картинок про лютню ( особенно их рук. Альфонса Мудрого), чтобы понять, что лютня с ранних пор была одним из основных инструментов.

И забавно, что в одном из интервью автор противопоставляет раннее и высокое средневековье! Это уже откровенная лажа. Раннее и называется высоким. Названия даются не по высоте зданий. В общем, Википедия (если не многочисленные другие вполне симпатичные книги) всем нам в помощь!

Начинание хорошее. Но вот что смущает – на нескольких страницах, которые я прочитала на Гуглбукс, есть досадные недоразумения. Например, автор мог бы нагуглить средневекых (очень ранних) картинок про лютню ( особенно их рук. Альфонса Мудрого), чтобы понять, что лютня с ранних пор была одним из основных инструментов.

И забавно, что в одном из интервью автор противопоставляет раннее и высокое средневековье! Это уже откровенная лажа. Раннее и называется высоким. Названия даются не по высоте зданий. В общем, Википедия (если не многочисленные другие вполне симпатичные книги) всем нам в помощь!

Оставьте отзыв

Напишите отзыв и получите 25 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес

Источник

Музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019

Наверное, так же описывают свои миры авторы фэнтези или альтернативной реальности, населяя их чудесными существами или меняя знакомые вещи до неузнаваемости. Возможно, так же чувствовали себя Николай Иванович Лобачевский, исследуя и описывая неэвклидову геометрию, или Алиса, попав в Зазеркалье.

Для нас, привыкших к электроинструментам и большим колонкам, симфоническим оркестрам и равномерной темперации, кажется далекой фантазией мир сольных исполнителей и небольших ансамблей, жильных струн и пифагорейского строя.

В этом мире даже знакомые слова меняют свои значения, как в Зазеркалье. Балладой, происходящей от староокситанского глагола «balar» (танцевать) называли сначала танцевальные песни. С тем же значением это слово перешло в старофранцузский и итальянский (в форме «ballata») языки. К началу XIV века баллада стала музыкальной и поэтической формой, в которых писали свои произведения Адам де ля Аль, Жано де Лескюрель и Гильом де Машо. Органистом же называли человека, сочиняющего органумы. Слово «тенор» обозначало не тембр, но нижний голос в многоголосии. А симфонией называли разновидность колесной лиры.

Но не только в экзотике дело. Глядя на готические соборы, слушая органумы Перотина (можно подставить другие примеры), понимаешь, что история искусства – это не только история приобретений, открытий и находок, но и история потерь. И что, возможно, важнее – это история вопросов и ответов на них. Почему ноты именно так выглядят? Почему они так называются? Должна их длительность быть краткой двум или трем? или больше? Зачем нужен жанр, в котором одновременно звучат 2–3–4 текста?

Ответы на эти вопросы иногда были поворотными точками в истории музыки. Порой существовало несколько дорог, и выбор был не очевиден. И если бы был сделан иной выбор в тот или иной момент, то вся история пошла бы иначе.

Человеку свойственно смотреть от себя, и тогда вся история превращается в предисловие к жизни его поколения. Прошлое в таком случае неподвижно, и самое ценное в нем – корни существующих сейчас вещей и явлений и экзотика: от динозавров до охоты на ведьм. Для живших тогда людей вокруг была современность, и они не знали ни своего будущего, ни того, что оно несет. Не знали, какой будет музыка будущего, они ее изменяли своим выбором, своими действиями. И эти действия зависели от того, что они видели и слышали вокруг. Мне было важным, чтобы читатели хотя бы немного почувствовали, в каком контексте жила музыка и жили музыканты Средневековья.

Эта книга – о выборе путей развития музыки, о людях, которые сделали этот выбор, и о тех вопросах, на которые они отвечали.

В Англии и Германии сильные дожди начались летом 1314 года и продолжились осенью. В октябре на реке Мура было утеряно 14 мостов. В Саксонии было смыто 450 деревень – люди, скот, дома.

В середине апреля следующего, 1315 года, дожди с грозами и иногда градом обрушились на всю Европу севернее Альп. В середине апреля дожди начались в Париже и на севере Франции, в начале мая – в Нижних Землях, 11 мая, на Пятидесятницу, – в Англии, а начиная с июня, были везде от Ирландии до Германии. Ветер и отсутствие солнца, постоянно закрытого тучами, привели к необычайно холодному лету. В октябре дожди все еще продолжались в Англии и Франции. В некоторых местах, по свидетельству летописцев, они шли с перерывом лишь на день или два 155 дней подряд.

Дома разрушались, шахты и каменоломни были закрыты, дороги непроходимы, мосты уничтожены: нельзя было ни сеять, ни собирать урожай. Начался голод.

1316 год был таким же, если не хуже. Дожди продолжались и в 1317 году, за ними пришла холодная зима 1317/18 годов. Английская хроника назвала эту зиму самой страшной за тысячелетие. А за холодом и дождями пришли штормы: что-то по описанию похожее на торнадо опустошило Нормандию в 1319 году, паводки приносили громадные разрушения во Фландрии в 1320 и 1322 годах.

Вода заполняла все. «Половодье было таким, как во времена Потопа», – писал летописец из Зальцбурга. Плодородный слой земли местами был смыт так, что на оставшихся землях могли вырастать только чахлые ростки. Но даже там, где плодородный слой оставался, на восстановление его требовалось несколько лет. Летописи Франции и Германии того времени часто упоминают о неслыханном бесплодии земли.

Летом 1314 в Богемии вспыхнула «pestis bovina» – чума крупного рогатого скота и распространилась как пожар, дойдя к зиме 1319/20 годов до Шотландии и Ирландии. Тогда же в Англии было потеряно 60 % поголовья скота. Во время всплесков чумы смертность доходила до 100 %, и лишь единицы животных выживали. Крестьяне не знали, как бороться с болезнью, ведь это была первая подобная эпидемия в Европе более чем за 300 лет, а у животных не было к этой напасти иммунитета.

Начался Великий голод 1315–1322 годов. В Ипре только за лето 1316 года умерли 3000 человек, что составляет примерно 10 % населения. В богатейшем Брюгге умерли тогда же 5 % жителей, несмотря на то что городу удалось закупить в Средиземноморье треть среднегодового потребления зерна. А в английском Винчестере, как сообщал летописец, умирали так часто, что не успевали хоронить.

Темное небо, голод, мор животных – все это слишком напоминало египетские казни. А тут еще и небесные знаки! В 1315 и 1316 годах во всей Европе была видна комета – признанный знак бедствий. В 1316 году шведы отмечали всплески алого цвета на небе, напоминающие брызги крови. В Англии эти же (или иные?) сполохи казались красным крестом из крови и символом грядущей погибели. 1 октября 1316 года было полное лунное затмение. В 1316 году на севере Франции, а в 1317 году на юге ее были землетрясения.

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Рис. 1. Изображение ада и голода в книге Апокалипсиса рукописной Библии для бедных (Biblia Pauperum), вышедшей в Эрфурте в годы Великого голода.

Сомнений в божественном наказании почти ни у кого не оставалось. Об этом говорят и хроники, и песни. Например, «Поэма о злых временах Эдуарда II», написанная на среднеанглийском в 1320-х годах. Осенью 1315 года парижские гильдии и религиозные братства устраивали процессии по городу, в которых босые люди шли и молили Бога о милости и пощаде. За пределы Италии стало распространяться движение флагеллантов – бичующихся: они публично бичевали себя кнутом во время процессий.

Современные музыковеды-медиевисты удивлялись, почему так мало музыкальных рукописей сохранилось со второго и третьего десятилетия XIV века? Может, они просто не дошли до нас? Или, возможно, цена на пергамент после эпидемии «pestis bovina» стала запредельной? Пропали заказчики и меценаты? Ждали ли все конца света?

Проливные дожди прекратились лишь через несколько лет, а последней повсеместно холодной зимой была зима 1321/22 годов. Впрочем, мягкий климат XII–XIII веков с тех пор уже не восстановился: в Шотландии прекратилось виноградарство и производство вин, Гренландия – Зеленая страна Высокого Средневековья – стала замерзать, чтобы стать знакомым нам ледяным островом. Последние останки лошадей в Гренландии датируются рубежом XIV–XV веков, а последнее упоминание о викингах датируется 1408 годом.

Южную Европу климатические изменения тоже не обошли стороной. Дожди обрушились на нее в 1327 и 1328 годах, и в 1329–1330 годах голод был распространен по всей Италии. Но все же ей досталось значительно меньше невзгод. Возможно, в этом заключается одна из причин культурного (в том числе музыкального) возвышения Италии в дальнейшем.

Источник

Рецензии на книгу « Музыкальная история средневековой Европы » Даниил Рябчиков

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Я получила 2-е издание (как и указывала в комментариях к заказу). По сравнению с предыдущим это издание дополнено: глоссарий, история исторически информированного исполнительства, рекомендованные записи к каждой главе. Плюс ещё цветные иллюстрации. На мой взгляд, книга написана доступным языком даже для не специалиста (в отличие, например, от «Исторического атласа Средневековой музыки», который без специальных знаний читать существенно сложнее).

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Очень интересная книга для любителей как музыки, так и медиевистики. Однако требует от читателя подготовки хотя бы на уровне музыкальной школы. Есть немало терминов, которые людям без музыкального образования не знакомы, так что приходится время от времени искать их значение.

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

фотографии первых страниц.

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Книга написана Данилом Рябчиковым, который является не только глубоким исследователем, но и замечательным музыкантом-практиком средневековой музыки. Он руководит несколькими ансамблями, в которых сам играет на средневековых щипковых инструментах, и на мой взгляд в нашей стране очень мало коллективов такого уровня в области исторического исполнительства в целом (не только средневековой музыки).

Область средневековой музыки очень не простая, в первую очередь потому, что очень удалена от нашего времени, и сохранилось мало информации и собственно самой записанной музыки, а там, где она записана не всегда понятно, как именно ее прочитать. И потому эта область исторического исполнительства становится чаще, чем ренессанс и особенно барокко, территорией, где применяются самые разнообразные «интуитивные» и свободные толкования материала, основанные зачастую на поверхностном знании культуры эпохи, на современном вульгарном представлении о средневековье, как о некоем смешении субкультуры «фэнтези», культа природы (которого не было в таком виде, как сейчас (да и скорее всего не было вообще до эпохи Ренессанса по крайней мере), в противопоставлении урбанизации), и абстрактном представлении об неких общих фольклорных традициях (своего рода безымянная world music, которая дает своременному городскому жителю некое ощущение укорененности. неизвестно, правда, в чем). Это удобно, но не верно.

Невозможно, конечно, однозначно сказать, какой была эта музыка «на самом деле» (да и что значит это беспокоящее нас «на самом деле»?), но однозначно то, что это была высокая и сложная культура, что это было искусство, которому много лет учились, что были ценители и знатоки этого искусства, и зачастую это были те же люди, которые знали и ценили Данте и Джотто, могли создавать и «читать» готическую архитектуру, вести теологические и философские диспуты.

Несмотря на то, что лекции в целом имеют характер вводный, в ненавязчивой и в то же время емкой форме дано большое количество фактической информации, к которой можно и возвращаться еще в последствии.

При этом, несмотря на общий личный характер подачи материала, вся информация подкрепляется ссылками на источники с цитатами, указанием дат и имен, что немаловажно для такой работы, особенно в наше время.
Замечательно с художественной точки зрения написано Введение, которое сразу вовлекает нас в контекст эпохи.

Источник

Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах

музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Смотреть картинку музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Картинка про музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание. Фото музыкальная история средневековой европы рябчиков второе издание

Это первая книга на русском языке, всецело направленная на рассмотрение феномена средневековой музыки и ориентированная на широкую аудиторию. Цель этой книги – не рассказать о вещах, которые могут быть интересны лишь профессиональным музыковедам или медиевистам; напротив, ее цель – рассмотреть историю европейской музыки в общекультурном, социальном и политическом ключе своего времени. Музыка всегда вплетается в основную канву развития человечества, в знакомые или незнакомые события, отражая и впитывая в себя дух истории. Таким образом, зная характерные особенности и свойства музыки, мы можем понять Средневековье, начать чувствовать, мыслить и переживать так, как делали это люди много веков назад.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыкальная история средневековой Европы. Девять лекций о рукописях, жанрах, именах и инструментах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019

Наверное, так же описывают свои миры авторы фэнтези или альтернативной реальности, населяя их чудесными существами или меняя знакомые вещи до неузнаваемости. Возможно, так же чувствовали себя Николай Иванович Лобачевский, исследуя и описывая неэвклидову геометрию, или Алиса, попав в Зазеркалье.

Для нас, привыкших к электроинструментам и большим колонкам, симфоническим оркестрам и равномерной темперации, кажется далекой фантазией мир сольных исполнителей и небольших ансамблей, жильных струн и пифагорейского строя.

В этом мире даже знакомые слова меняют свои значения, как в Зазеркалье. Балладой, происходящей от староокситанского глагола «balar» (танцевать) называли сначала танцевальные песни. С тем же значением это слово перешло в старофранцузский и итальянский (в форме «ballata») языки. К началу XIV века баллада стала музыкальной и поэтической формой, в которых писали свои произведения Адам де ля Аль, Жано де Лескюрель и Гильом де Машо. Органистом же называли человека, сочиняющего органумы. Слово «тенор» обозначало не тембр, но нижний голос в многоголосии. А симфонией называли разновидность колесной лиры.

Но не только в экзотике дело. Глядя на готические соборы, слушая органумы Перотина (можно подставить другие примеры), понимаешь, что история искусства — это не только история приобретений, открытий и находок, но и история потерь. И что, возможно, важнее — это история вопросов и ответов на них. Почему ноты именно так выглядят? Почему они так называются? Должна их длительность быть краткой двум или трем? или больше? Зачем нужен жанр, в котором одновременно звучат 2–3–4 текста?

Ответы на эти вопросы иногда были поворотными точками в истории музыки. Порой существовало несколько дорог, и выбор был не очевиден. И если бы был сделан иной выбор в тот или иной момент, то вся история пошла бы иначе.

Человеку свойственно смотреть от себя, и тогда вся история превращается в предисловие к жизни его поколения. Прошлое в таком случае неподвижно, и самое ценное в нем — корни существующих сейчас вещей и явлений и экзотика: от динозавров до охоты на ведьм. Для живших тогда людей вокруг была современность, и они не знали ни своего будущего, ни того, что оно несет. Не знали, какой будет музыка будущего, они ее изменяли своим выбором, своими действиями. И эти действия зависели от того, что они видели и слышали вокруг. Мне было важным, чтобы читатели хотя бы немного почувствовали, в каком контексте жила музыка и жили музыканты Средневековья.

Эта книга — о выборе путей развития музыки, о людях, которые сделали этот выбор, и о тех вопросах, на которые они отвечали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *