мытники в древней руси это

Значение слова «мытарь»

мытники в древней руси это. Смотреть фото мытники в древней руси это. Смотреть картинку мытники в древней руси это. Картинка про мытники в древней руси это. Фото мытники в древней руси это

1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.

2. Ист. Сборщик мыта 2 в древней Руси.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МЫ’ТАРЬ, я, м. [см. мыт 2 ] (церк.-книжн. устар.). В славянских церковных текстах — название сборщика податей в Иудее, римской провинции; в евангелии употр., как типический образ притеснителя.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мы́тарь

1. религ. сборщик податей, откупщик в Иудее

2. старин. сборщик мыта в древней Руси

Делаем Карту слов лучше вместе

мытники в древней руси это. Смотреть фото мытники в древней руси это. Смотреть картинку мытники в древней руси это. Картинка про мытники в древней руси это. Фото мытники в древней руси этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сдвижной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «мытарь&raquo

Предложения со словом «мытарь&raquo

Цитаты из русской классики со словом «мытарь»

Сочетаемость слова «мытарь&raquo

Понятия со словом «мытарь»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «мытарь&raquo

Страх перед непомерными поборами королевских мытарей, постоянные неурожаи, бесчинства дворян и разбойничьих банд гнали людей прочь с насиженных мест.

Для истинных подвигов христианского благочестия надо с внешними добрыми делами фарисея соединять внутреннее смирение мытаря – дела первого со смиренномудрием второго.

Входить в святой храм всегда нужно с духовной радостью, со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Источник

МЫТНИК

Смотреть что такое «МЫТНИК» в других словарях:

МЫТНИК — (Pedicularis), род многолетних или реже одно и двулетних трав сем. норичниковых. Цветки в верхушечных колосовидных или кистевидных соцветиях. Ок. 600 видов, в Сев. полушарии, большинство в Гималаях и Китае, 1 вид в Юж. Америке; в СССР ок. 110… … Биологический энциклопедический словарь

мытник — сущ., кол во синонимов: 5 • вшивица (7) • пошлинник (3) • растение (4422) • … Словарь синонимов

Мытник — (Pedicularis) род растений семейства норичниковых. Многолетние, редко однолетние или двулетние полупаразитные травы с перисторассечёнными или перистораздельными листьями (нижние в розетке). Цветки неправильные, розово фиолетовые,… … Большая советская энциклопедия

МЫТНИК — мыт, многолетнее полупаразитное раст., с прямостоящим, сочным, сильно ветвистым стеблем и мелко изрезанными листьями. Цветки одиночные, пазушные, на коротких ножках, розовые, образующие на верхушках ветвей длинные облиственные кисти. Растет почти … Сельскохозяйственный словарь-справочник

Мытник — м. Многолетнее травянистое растение семейства норичниковых с прямым стеблем и мелкими изрезанными листьями. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мытник — мытник, мытники, мытника, мытников, мытнику, мытникам, мытник, мытники, мытником, мытниками, мытнике, мытниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

мытник — м ытник, а … Русский орфографический словарь

Мытник — Род 237. Pedicularis L … Флора Центрально-лесного государственного заповедника

Мытник — в Киевской Руси сборщик торговых пошлин … Краткий словарь историко-правовых терминов

Источник

Два человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей… Боже! Благодарю… что я не мытарь.
Мытарь…Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
От Луки 18:10, 11, 13

В княжествах Руси примерно в XI веке сформировались таможенные органы контролировавшие ввоз и вывоз товаров, в светских актах сбор пошлин называли общим термином «мыто, мытъ» (мыто сухое и водяное), а служащих именовали «мытарями» или «мытниками». Происхождение термина не определено, версии этимологов носят гипотетический характер.

По традиции, идущей с 1827 года флаг российской таможни – белый крест на зеленом фоне: «По высочайшему утвержденному фасаду главного строения Кронштадской Таможни, назначен на оном флаг. …Министр Финансов имеет счастье представить на Высочайшее усмотрение рисунок флага светло-зеленого с белым Андреевским крестом».
По настоянию генерал-адмирала Е.И.В. Константина Николаевича Романова флаг таможни с Андреевским крестом 1827 года был отменен в 1871 году. Великий князь считал, что Андреевский крест был исключительно принадлежностью военного флота; в России ввели новый таможенный символ, синее полотнище с национальным флагом в кантоне и скрещенными кадуцеями (жезлами) под ним.

Таким образом, первоначально небесное покровительство над Таможенной службой принадлежало святому Андрею Первозванному. Собственно в православии нет четко установленного положения; в католичестве, покровительство над таможенниками приписывают апостолу Матфею и Закхею.

1) Торговые отношения
См. подробно в ЕЭБЕ,
Благоприятное географическое положение на стыке континентов и удобные караванные пути обусловили участие Израиля в мировой торговле. 3 Царств 10:15: «сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников».

Первоначально таможенная система формировалась стихийно, главные принципы: защита местных производителей и получение из-за рубежа необходимых товаров и продуктов, которые в стране не производились. Таможенные пошлины развились из даров, которые купцы (мощные торговые организации) приносили местным правителям за покровительство, охрану караванов, путей, справедливое судейство и прочие необходимые мероприятия по защите имущества и жизни. Со временем сложились нормы торгового права и налогового обложения товаров, поступающих в страну из-за рубежа. С распространением иудеохристианства, многие нормы еврейского торгового права заимствуются племенным миром Европы.

* Ахмед ибн Фадлан (921/2 г.). Записка о путешествии на Волгу
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm

Наиболее распространены были сборы за въезд в царство или в город и проведения в них различных торговых операций; пошлины собирались в местах торговли, у городских застав (ворот), на переправах и важных дорогах. Каждое городское торгово-ремесленное сообщество защищало свой небольшой (по тем временам) рынок сбыта произведенных товаров и продуктов.

2) Существующая этимология

* Мыто. Корень – мытарь. Значение: устар. таможенная пошлина.
Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от общеслав. формы – вставка неизвестного автора) *mуtо, ср: др.-русск. мыто «пошлина, налог, награда», русск. мыто, укр. мито, болг. мито, хорв. mito; из др.-в.-нем. m;tа «пошлина» (взятка).

* Этимологический словарь Макса Фасмера

3) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

* Мыто, мытъ. 1. Плата, вознаграждение, мзда. XII в. 2. Пошлина за проезд и провоз товаров через установленные заставы (907); «не платити мыта», Радз. Лет. 3. Место сбора пошлин за проезд и провоз товаров. «А свободъ ти, ни мыт Новгородьской волости не ставити», Грам. Новг. и Псков., 1270; и т.д.

* Мытарь. 1. Сборщик податей, откупщик в древней Иудее…, «аки мытарь», Изб. Святос., 1076 г. 2. Сборщик налога, пошлины за проезд и провоз в древней Руси. (1399).

б) Национальный корпус русского языка

* Докончание вел. князя московского Василия Васильевича с вел. князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456): «А кто ся промытит, ино с воза промыты 6 алтын, а заповеди 6 алтын, колко бы возовъ ни было. А промыта то, кто обьедет мытъ. А проедет мытъ, а мытника оу завора не будет, ино промыты нетъ».

* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, т. 9 (1859): «Из Нарвы, Ижоры, Орешка и других порубежных мест нельзя проезжать извощикам в русские города, потому что берут с них большое мыто».

4) Обобщение и вывод

Все исследователи указывают, что термин возник в Иудее, применяется в греческом Новом Завете в форме «telonis» сборщик податей. От еврейского «корня» может вырасти….

Откуда в русских переводах Нового Завета появился термины «мытъ» и «мытарь» этимологи не объясняют. Для дешифровки понятия вероятно надо привлечь данные теологии и библеистики (научная дисциплина, изучающая библейскую литературу). Слова «мытъ» и «мытарь» могут быть образованы от различных терминов иврита, в любом языке есть омонимы, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

а) Мытъ, мыто, мытарь

Из библейских письменных источников ясно, что таможенная деятельность организовывалась в городах, крупных поселениях имеющих ремесленное производство и рынки сбыта для производимых товаров, а также находящихся на важных торговых путях. Доходы от пошлин шли первоначально в казну города, а затем переопределялись в системе власти, часть шла на содержание таможенного аппарата, благоустройство города и дорог.
Правитель города и совет горожан управляли налоговыми возможностями, исходя из военно-хозяйственных условий, разрешали или запрещали ввоз товара, уменьшали или увеличивали таможенные пошлины.

Организация древнерусского общества (города) строилась по библейским канонам, других идеологических доктрин регулирующих экономические и общественные отношения не было. Следовательно, в библейских текстах нам необходимо отыскать образ и термин служащего римской налоговой системы Иудеи, а затем сравнить его с анализируемыми понятиями.

* Апостол Левий Матфей, ивр. Mattithyahu or ивр. Mattay, «Дар Яхве»; автор Евангелия от Матфея. Известно только, что он был мытарем, сборщиком налогов; в католичестве считается покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.
* Закхей (ивр. ЗКИ — достойный, чистый), начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек; в православии почитается как святой, упоминается в Евангелии от Луки 19:2,5,8.

У нас «очередное совпадение», еврейское имя мытаря Матфея (от ивр. М.Т.Т., МАТТАТ дар, вознаграждение) идентично с древнерусским словом-понятием МЫТ (одни согласные буквы). Возможно, что образ Матфея-мытника послужил основой для образования этого понятия. Если наши имена, по мнению многих исследователей, заимствованы из библейской терминологии, то какие могут быть препятствия для образования специального налогового термина из еврейского слова-понятия М.Т.Т.

Вывод
Целесообразно рассмотреть имя Маттитиаху в связи библейской терминологией и образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

Имя Маттитиаху образовано от термина МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение; подавать (Иезекииль).

* МЫТЪ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать.

* МЫТНИК = МЫТН+ИК = М.Т.Н., МАТТАН (стронг 4976) подарки, подношение, дары.

* МЫТАРЬ = М.Т.Т.Т. + АРЬ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать +А (связка) + РЕА друг, товарищ, компаньон, попутчик (см. стронг 7453); т.е. вознаграждение за товарищескую услугу (содействие), или товарищеский подарок.

См. стронг иврита 4991, МАТТАТ

б) Вариант термина «мытарь»

МЫТАРЬ = ивр. МАТАРА стража, охранник.

См. стронг иврита 4307, МАТАР

в) Библейский образ

* Притчи 25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (МАТТАТ)».

* Екклесиаст 5:18: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТТАТ) Божий».

* 3 Царств 13:7: «И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок (МАТТАТ)».

Таким образом, рассматриваемые нами термины «мыто», «мытарь», «мытник» имеют прочную историко-лингвистическую, философскую, теологическую с библейской лексикой и образами. Оторвать русское слово-понятие от еврейского корня (образа и термина) невозможно, сразу же возникает несовместимость представлений, образная путаница в сознании, что мы и наблюдаем в бесплодных попытках этимологов объяснить русское слово.

Источник

Значение слова мытарь

Словарь Ушакова

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(Лк 18:10) — сборщик римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется «начальником мытарей». Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).

Православие. Словарь-справочник

сборщик мыта (налога, подати). Из- за воровства и притеснений мытари возбуждали общую ненависть у населения Палестины. Слова «мытарь» и «грешник» у древних евреев отождествлялись. Однако многие из мытарей не оставались глухи к Христовой проповеди. Один из мытарей был в числе апостолов (см. Мф. 10, 3; Лк. 5, 27).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

м’ытарь — сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского ( Мат.18:17 ). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними ( Мат.9:11 ), но одного из них избрал Своим Апостолом ( Мат.10:3 ). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство» — страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов».

Источник

Мытник в Древней Руси

Мытники как категория древнерусского населения

Многочисленные исторические факты позволяют историкам утверждать о тысячелетнем периоде существования таможенного дела в России. Необходимо напомнить, что ещё в период Киевской Руси взимался так называемый мыт. В фактических условиях следующего, удельного времени (двенадцатый – пятнадцатый века) русской государственности, содержание данных таможенных мероприятий являлось более предсказуемым и сопряжённым исключительно с экономическими интересами больших земельных собственников.

К примеру были введены новые виды таможенных пошлин. С начала тринадцатого века их реальное взимание реализовывалось уже не только с определения фактического количества, но и в полной зависимости от номинальной ценности взвешиваемых продуктов (при самом определении «весчий сбор»).

В данную систему входили определённые люди, так называемые мытники, которые и занимались осуществлением вышеописанных процедур. И хотя история не смогла сохранить до наших дней документальные подтверждения сбора мыта раннего периода государственности Киевской Руси, всё же существуют некоторые упоминания об этом в литературных источниках позднего времени.

Например, в договоре, который был заключён между Византией и князем Олегом льготы и таможенные сборы упоминаются в качестве давнего устоявшегося явления со своими нормами и порядками. «Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”.

Данное условие подтверждает славянский древний обычай, взимания торгового мыта за провоз различных товаров через заставы, а также пользование местом, которое отводилось для торга и за соблюдение порядка во время реализации торговли. Некоторые историки утверждают, что всем вышеперечисленным в Древней Руси и занимались мытныки, то есть, таможенники, которые наверняка являлись не бедными и уважаемыми среди купцов людьми, которые могли манипулировать процессом.

Именно к данным понятиям и восходят сохранившиеся до наших дней в славянских языках слова «мытчик» или «мытнык» (сборщик пошлин) или же мытница – фактическое место сбора таких пошлин.

Таким образом, финансовые обычаи и должности являлись неотъемлемой частью общей политики Древней Руси, а термин (должность) «мытнык» прошёл сквозь века не утратив своего изначального значения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *