н а короткова биография
Мастер-класс «Технологии Н. А. Коротковой как средство индивидуализации образования в детском саду»
Анжелика Гаврюшкина
Мастер-класс «Технологии Н. А. Коротковой как средство индивидуализации образования в детском саду»
Согласно стандарту дошкольного образования, принцип индивидуализации является одним из основных при построении образовательного процесса в детском саду.
Индивидуализация образования основана на том, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок является не просто «прямым наследником» (то есть про-должателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно воспроизводить, а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать.
В образовательном процессе, таким образом, происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация).
Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.
Как организовать образовательный процесс с учетом этих позиций? Как сделать ребенка субъектом образования, творцом?
Авторский подход к построению образовательного процесса был предложен Надеждой Александровной Коротковой.
В соответствии с ее концепцией, совместную образовательную деятельность взрослому следует строить на содержаниях, интересных детям. Поэтому каждый из развивающих типов работы мы, используя методику Н. А. Коротковой, включаем («упаковываем») в смысловые поля, которые служат своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» (социализация) и интересами детей (индивидуализация). Эти смысловые поля условно называют культурно-смысловыми контекстами – «упаковками» (по Н. А. Коротковой). Они и являются основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми.
В нашей практике мы использовали различные культурно-смысловые контексты, предлагаемые Н. А. Коротковой:
изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
создание произведений для собственной художественной галереи;
создание коллекций и макетов;
изготовление украшений, сувениров;
изготовление предметов для собственного театра.
Сегодня мы рассмотрим опыт создания Книги.
По этой «упаковке»мы хотели бы представить вашему вниманию организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: придумывание сказки по заданному сюжету с использованием мнемотехники.
Целью данной деятельности является развитие речи и воображения через использование сказок. Мы использовали технологию Н. А. Коротковой, для того чтобы ребенок в процессе работы смог создать осязаемую вещь – свой личный продукт в виде книги.
Работу по созданию Книги можно разделить на несколько этапов:
1 этап. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
Отправным моментом могут быть реальные события,происходящие в данный период: яркие природные явления и общественные события; внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих интерес и активность; воображаемые события, происходящие в художественном произведении и др.
В нашем случае, ребята сами подсказали нам идею создания Книги «Инопланетные истории»: это происходило в преддверии Дня Космонавтики, когда мы знакомились с планетами, их особенностями, фантазировали на тему,есть ли жизнь на других планетах: «Интересно, а какие они могут быть, эти существа?. чем любят заниматься?. а давайте, соединим наши сказки в одну общую Книгу».
2 этап. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу решения возникших вопросов, проблем. Планирование предстоящей работы.
Обсуждение проходит за «круглым столом», вокруг ключевого предметного материала.
На этом этапе педагог раскрывает детям особенности создания книг разных видов, знакомит с историей книги, способами ее оформления.
Мы с ребятами собрались все вместе и стали придумывать то, что будет хорошо,если самим создать собственную Книгу: «а давайте у нас будут необычные герои. такие, каких еще не придумали. а придумаем мы их сами. и жить они у нас будут на придуманных планетах. у нас получится самая необыкновенная история!». А для того чтобы ребенок смог выразить себя, мы решили, что каждый делает свою собственную страничку, а потом мы соберем все сказки вместе, и у нас получится одна общая Книга, а назовем мы ее «Инопланетные истории».
И, хотя, на этом этапе ведущую роль играет взрослый, важно приветствовать любые проявления активности, самостоятельность со стороны ребенка. Например, принимать все варианты оформления, каждое из которых необходимо оценить положительно. В нашем случае, это проявилось особенно ярко, потому что каждый ребенок смог выразить свою индивидуальность в изображении своего собственного персонажа и создании собственной истории.
Достижению этой цели способствует следующий порядок работы:
Выбор темы книги (совместно со взрослым)
Выбор материалов (совместно со взрослым)
Изготовление книги, (совместно со взрослым)
Создание и оформление Книги включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений, индивидуальности ребенка, используется для введения представления о создании; связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, а также может иметь выход на создание собственной библиотеки группы.
Сначала мы придумывали персонажей для своей сказки, обсуждали, как их можно изобразить, а затем придумывали истории о том, на какой планете они живут, чем любят заниматься, чем питаются.
Затем каждый ребенок придумал свою историю, а мы совместно с родителями ее записали и оформили нашу общую Книгу.
Обязательным этапом работы над Книгой была ее презентация.
Итак, целью для дошкольника должно быть создание личного индивидуального продукта – осязаемой вещи, а это именно то, что нам удалось сделать, ведь, помимо создания Книги, мы отсканировали работы детей и создали персонажей нашего группового театра, которые дети затем с удовольствием используют в своей режиссерской игре.
Мастерская
Сегодня в рамках нашего мастер-класса мы предлагаем вам создать собственную страницу нашей общей Книги. Поскольку время нашего общения сокращено, тему мы задаем сразу. Это будет Книга про кошек, ведь совсем недавно, 1 марта, мы отмечали Всероссийский День кошек. Кошки – это совершенно непредсказуемый персонаж, поэтому ваши страницы будут неповторимы, где появятся истории, непохожие одна на другую.
Работа предполагается для каждого ребенка, но т. к. время у нас ограничено, мы предлагаем трем желающим по листу – будущей странице Книги. Каждому из вас предлагается одинаковый набор персонажей для создания истории про кошек. Вам нужно создать собственную сказку или рассказ о кошках, можно записать его кратко, при помощи символов, а потом вы представите свое произведение нашему вниманию.
Мы видим, что при одинаковых начальных условиях получаются совершенно разные рассказы, где каждый из рассказчиков воплотил свое видение, отразил свое личное понимание темы.
Можно сделать вывод, что мы, педагоги обязаны, прежде всего, удовлетворить потребность ребенка в созидании. Чтобы почувствовать себя созидателем, ему нужно видеть плоды своего труда в форме конкретной вещи, которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома.
Спасибо за внимание!
Реализация принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной деятельности Мое сообщение посвящено важнейшей проблеме – реализации принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной.
Театрализованная деятельность в детском саду как средство связной и выразительной речи «Театрализованная деятельность в детском саду как средство связной и выразительной речи». (слайд 1) Театр – это волшебный край, в котором.
«Мой любимый город». Конспект образовательной деятельности по технологии Н. А. Коротковой с использованием ИКТ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №39» Конспект НОД по развитию речи.
Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи: • Дать определение.
Музыка в детском саду как средство формирования человека и патриота Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей в детском саду Известно, что творческие возможности человека могут раскрыться в различных видах деятельности. Психологи и педагоги отмечают в своих научных.
Организация сюжетной игры в детском саду во второй младшей группе по Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой 1 слайд Организация игры во второй младшей группе по Н. Я. Михайленко. Н. А. Коротковой. 2 слайд К трем годам у детей складывается условное.
Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.
Татьяна Зайцева
Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.
Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.
Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии.под исследовательской деятельностью понимается: 1) активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, по мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.
Н. А. Короткова предлагает стимулировать познавательную деятельность ребенка с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам,позволяющим им занять поисково-исследовательскую позицию:
1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2) коллекционирование (классификационная работа);
3) путешествие по карте;
4) путешествие по «реке времени».
Развивающие функции:
-развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
-освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;
-перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
-развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
-расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. «Исследования-путешествия» инициируются педагогом, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой. Педагогу необходимо развивать у дошкольников способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, учить концентрировать свои мыслительные возможности в образе слов на одном предмете, помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном событии новые, неожиданные возможности.
Таким образом, в процесс познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста можно ввести любое содержание, входящее в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций (камней, марок, вкладышей и т. п.). Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи,по преимуществу это:
— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);
— коллекционирование (классификация) — освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);
— путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
— путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему,на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).
Так, темы, связанные с неживой природой и частично с рукотворным миром (касающиеся изобретенных человеком инструментов, приборов и пр., наиболее целесообразно задавать в контексте «опыты» (где ребенок может сам активно поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами).
Таким образом, используя технологию Н. А. Коротковой,
дети через познавательно-исследовательскую деятельность всех смысловых контекстов, которые предлагает автор, постигают устройства вещей,
связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Школа-фокусников» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Школа-фокусников» Цель: Уточнить представление детей о.
Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп» автор: Осипова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 16 «Петушок»» Тип.
Познавательно-развлекательное занятие о зиме Познавательно – развлекательное занятие «Проказы Зимы» (Занятие проведено для двух средних групп, одна из которых группа для детей с ОНР).
Познавательно-творческий проект «Моя мама» 2-я младшая группа №3 «КАПИТОШКИ» Подготовила: воспитатель Юхманкова Ирина Николаевна НОЯБРЬ 2016 г. г. Москва Вид проекта: групповой.
Проект-познавательно игровой Тот, кто с солнышком встаёт, Делает зарядку, Чистит зубы по утрам И играет в прятки,- Тот спортивный человек, И вполне весёлый. Постарайся.
Трудовая деятельность дошкольников в природе через исследовательскую деятельность Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.
Советский разведчик раскрывал планы Гитлера и казнил предателей. За что его не любили руководители КГБ?
«Лента.ру» продолжает цикл статей о советских разведчиках, оказавшихся в центре самых важных событий мировой истории. В прошлой статье речь шла о знаменитом разведчике Павле Судоплатове, которого за глаза называли волкодавом Сталина. Сегодня мы расскажем об Александре Короткове, которого по праву считали виртуозом нелегальной разведки. Он сообщил о дате нападения Германии на СССР прямо из столицы Третьего рейха, а в годы войны выслеживал и ликвидировал врагов СССР в Европе. Именно Короткову в мае 1945 было поручено следить за тем, чтобы подписание Акта о капитуляции Германии прошло без сюрпризов. Но все изменилось, когда талантливый разведчик оказался в немилости у главы КГБ.
Март 1938 года, Париж. Поздним вечером неприметный мужчина идет по темным городским улочкам в квартиру, где ему назначена встреча. Его зовут Георгий Агабеков, он — бывший советский агент в Иране, бросивший службу и сбежавший во Францию. Но это было бы не самой большой проблемой. Хуже всего, что предатель выпустил книгу, в которой раскрыл данные о работе советской разведки в Иране. После этого отношения Ирана и СССР ухудшились, а многие из советских агентов были арестованы и казнены.
Но «Жулик» — такой псевдоним был у Агабекова — после циничного демарша даже не думал затаиться и лечь на дно. В тот вечер он спешил на встречу, чтобы договориться о сделке по контрабанде бриллиантов, жемчуга и драгоценных металлов. «Жулик» добрался до нужной квартиры и постучал — дверь не открыли. Тогда он аккуратно толкнул ее: оказалось не заперто. Но как только визитер проскользнул в квартиру, в его грудь вонзился нож: «встреча» была операцией по ликвидации Агабекова, которую умело спланировал и провел молодой советский разведчик-нелегал Александр Коротков.
Александр Коротков родился 22 ноября 1909 года в Москве. Отца, Михаила, который трудился сотрудником отделения Русско-азиатского банка в китайском городе Кульджа, мальчик не знал — еще до его рождения супруги расстались и беременная мать Александра перебралась в Россию вместе с дочерью Ниной.
Старший брат Александра, Павел, воспитывался сестрой отца, которая также жила в Москве. Несмотря на то что мальчики росли в разных семьях, с раннего детства они были очень дружны.
В годы революции семья оказалась на грани нищеты: чтобы сын не умер от голода, мать была вынуждена временно отдать Александра в детский дом. Вскоре финансовое положение Коротковых немного выровнялось — Анна устроилась на должность секретаря-машинистки и забрала сына.
Будущий разведчик был прилежным школьником, увлекался электротехникой и грезил об учебе в МГУ. Однако, видя, как в стремлении прокормить семью выбивается из сил его мать, после школы Коротков пошел работать. Он выбрал профессию электромонтера, поступив учеником к одному из мастеров. Отдушиной для будущего разведчика был спорт — вместе со старшим братом Павлом Александр играл в футбол.
Лифт в разведку
Но куда больше футбола Короткова привлекал большой теннис, который сыграл в его жизни судьбоносную роль. Посещая матчи спортивного общества «Динамо», он часто подавал мячи и был спарринг-партнером у завсегдатаев клуба. В один из дней ловкого парня заприметил помощник заместителя председателя Объединенного государственного политуправления (ОГПУ) Вениамин Герсон.
Стадион «Динамо» (Москва)
Бывалый чекист, который в свое время был личным секретарем основателя ВЧК Феликса Дзержинского, сразу же разглядел в молодом человеке потенциал. Благодаря протекции Герсона осенью 1928 года Коротков попал на Лубянку — правда, в качестве лифтера-электромеханика.
В 1929 году он получил место делопроизводителя в Иностранном отделе (ИНО ОГПУ) и занимался распределением газет и секретной корреспонденции среди сотрудников.
Еще через год Александра повысили до помощника оперуполномоченного ИНО. Чтобы проверить способности новичка, Короткову поручили проанализировать деятельность немецкого «Общества содействия промышленным предприятиям» (GEFU), чье представительство находилось в Москве.
Здание КГБ СССР на Лубянке
Фото: Малышев Николай / ТАСС
В кратчайшие сроки, изучив предоставленные ему документы, Александр сделал вывод — предназначенное для помощи советским промпредприятиям «Общество» использовалось немцами для внедрения на территорию СССР своих шпионов.
Но начальство впечатлили проницательность и аналитические способности Александра. Через некоторое время Короткова начали готовить для работы за границей — в составе группы разведчиков «Экспресс» в Париже. Первым делом Александр взялся за изучение иностранных языков: школьных знаний для такого ответственного дела было явно недостаточно.
«Длинный» в Париже
Во Францию, где Короткову предстояло для прикрытия стать вольнослушателем Сорбонны и одновременно учиться в школе радиоинженеров, он должен был отправиться под видом австрийца с чехословацкими корнями. Тонкости немецкого языка разведчик постигал при помощи уроженца Гамбурга — члена Коминтерна.
Тот, помимо прочего, познакомил ученика с ненормативной лексикой и акцентировал его внимание на традициях и особенностях поведения своих земляков. Позже Александр научился немецким манерам, например, не класть в карман пиджака расческу и застегивать его только на одну среднюю пуговицу.
А преподаватель французского приносил на занятия грампластинки с записями песен, благодаря которым Александр не только пополнял свой словарный запас, но и прилежно оттачивал произношение. Помогала разведчику учить языки и переводчица ИНО Мария Вильковыская.
Короткова и Вильковыскую связывали не только деловые отношения — вскоре после знакомства начался роман, а позже сыграли свадьбу. К слову, брак, в котором у Короткова родились две дочери, распался после войны. Новой спутницей разведчика стала бывшая переводчица советской военной администрации в Берлине Ирина Басова, подарившая Александру еще одну дочь.
Там Александр обзавелся паспортом на имя чехословака Карла Рошецкого и в течение трех месяцев продолжал практиковаться в немецком языке. Приехав в Париж, он поступил в распоряжение резидента НКВД Александра Орлова, впоследствии печально прославившегося бегством в США.
По заданию руководства, Коротков успешно завербовал одного из сотрудников 2-го бюро управления французского Генштаба. Помимо этого он держал связь с информаторами из Швейцарии и Германии, куда часто выезжал, пользуясь другими паспортами.
Под «колпаком»
В редкие минуты отдыха Александр посещал спортивные мероприятия: в 1934 году он присутствовал на матче Рабочей спартакиады, где в составе сборной Москвы играл его брат Павел. Видеться с родственником ему было категорически запрещено.
Семья Коротковых даже не подозревала о том, чем на самом деле занимается Александр — чтобы оставаться неузнанным, разведчик специально не брился несколько дней и купил билет на самый последний ряд одного из секторов стадиона.
О возможном провале Коротков тут же сообщил Орлову — после непродолжительных переговоров с Центром, было принято решение вернуть разведчика в СССР. Впрочем, через год Коротков снова отправился за рубеж.
«Тело запихнули в чемодан»
После успешного выполнения поставленной перед ним задачи, Коротков снова был переброшен во Францию. На этот раз, помимо работы с информаторами, разведчик вошел в группу, занимавшуюся поиском и устранением предателей и врагов СССР. Одной из целей ликвидаторов стал бывший сотрудник НКВД и резидент ИНО ОГПУ в Иране Георгий Агабеков (псевдоним «Жулик»).
Будучи советским резидентом в Константинополе, в 1930 году Агабеков бежал в Бельгию, потом перебрался во Францию, где из-под его пера вышла разоблачающая иранское звено советской разведки книга «OGPU: The Russian Secret Terror» («ОГПУ: Русский Тайный Террор»).
Поступок предателя повлек за собой аресты и казни агентов СССР в странах Ближнего Востока и существенно осложнил советско-иранские отношения. При этом Агабеков практически не скрывался — в марте 1938 года группе Короткова удалось выйти на его след и заинтересовать деловым предложением.
Еще одной мишенью ликвидаторов был соратник и секретарь революционера Льва Троцкого Рудольф Клемент. В 1938 году он находился во Франции, где руководил Международным секретариатом Троцкого и готовил отчет о расследовании убийств ряда троцкистов.
Готовя отчет, Клемент вплотную подобрался к внедренному в окружение Троцкого сотруднику НКВД Марку Збровскому, чем и подписал себе смертный приговор. Обезглавленное тело пропавшего в начале июля 1938 года Клемента было обнаружено на берегу реки Сена — его опознали по шрамам на руках. Упоминая эти эпизоды в письме к Берии, Коротков подчеркнул, что «выполнял самую черную, неприятную и опасную работу».
«Сам я не продавался»
За свои труды в Германии и Франции Коротков был награжден орденом Красной Звезды и повышен в должности — он стал заместителем начальника 1-го отделения внешней разведки. В конце 1938 года Коротков вернулся в Москву — там разведчик узнал, что в марте за участие в контрреволюционной террористической организации был арестован Вениамин Герсон.
Несмотря на то, что Александра не коснулись «ежовские чистки», в шаге от репрессий он оказался в начале 1939 года. Новый нарком СССР Лаврентий Берия на совещании сотрудников внешней разведки обвинил Короткова в сговоре с сотрудниками гестапо и уволил из органов.
Однако Александр не собирался сдаваться — отправил Берии письмо, где подробно описал годы своей службы и попросил пересмотреть решение об увольнении.
Я считал, что шел на полезное для партии дело, и потому ни минуты не колебался подвергнуть себя риску поплатиться за это каторгой или виселицей. А то что это в случае провала было бы именно так, у меня есть все основания думать. (. ) Я не продавался, и у меня не было ни намерений, ни желаний, ни причин для этого
Разведчик сильно рисковал — вызвав гнев наркома, он мог бы оказаться в тюремных застенках и получить смертный приговор. Но, к счастью для Короткова, вышло иначе. Изучив послание, нарком пригласил Александра к себе на прием — разведчика ждала тяжелая для него беседа, после которой он получил разрешение вернуться к работе.
«Выступление против СССР является решенным вопросом»
Перед началом Великой Отечественной войны Коротков, побывавший перед этим в командировках в Дании и Норвегии, вновь оказался в Германии, где официально получил должность в советском посольстве. Важнейшим этапом работы разведчика, получившего псевдоним «Степанов», стало восстановление связи с десятью «спящими» агентами.
Оба информатора стали участниками группы «Красная капелла», куратором которой был назначен Коротков, и знали разведчика под именем Александр Эрберг.
В частности, благодаря Шульце-Бойзену Коротков узнал и доложил в Центр, что работающий в Москве военно-воздушный атташе США является шпионом Гитлера. В конце марта 1941 года, получив сообщение от Харнака, Коротков поспешил связаться напрямую с Берией — в своей записке разведчик сообщил о том, что Германия активно готовит нападение на Советский Союз.
Упомянутый источник [Харнак] недавно заявил, что выступление против Советского Союза является решенным вопросом. Насколько мне известно, по линии военных соседей от одного их агента поступили сведения, которые чуть ли не буква в букву совпадают с данными «Корсиканца» о том, что немцы планируют выступить в мае против СССР и отторгнуть территорию западнее линии Ленинград — Одесса… Гитлер заявил, что скоро Советский Союз может стать слишком сильным
Однако нарком проигнорировал тревожные вести, которые продолжали поступать вплоть до 19 июня 1941 года: последнее сообщение, в очередной раз проигнорированное руководством СССР, поступило от ценного агента Короткова — сотрудника гестапо Вилли Лемана («Брайтенбах»).
Из рук Лемана Коротков также получил копию доклада начальника Главного управления имперской безопасности Рейнгарда Гейдриха «О советской подрывной деятельности против Германии». Вилли посвятил разведчика в подробности тайной реорганизации фашистских спецслужб — на основе этих данных Коротков откорректировал и максимально обезопасил деятельность своих подчиненных.
Свой среди чужих
22 июня, в день начала войны, здание советского посольства в Берлине было заблокировано — выходить в город всем сотрудникам было строго запрещено. Коротков сумел договориться с начальником охраны: за денежное вознаграждение тот дважды выпускал разведчика якобы для встречи с возлюбленной.
Здание посольства СССР в Берлине
Фото: Посольство России в Германии
Рискуя жизнью, Александр успел встретиться с девушкой-агентом, через которую передал Шульце-Бойзену и Харнаку крупную сумму денег, радиопередатчик и инструкции по шифровке для дальнейшей работы. В Москве Коротков оказался в июле 1941 года — он добрался до СССР транзитом через несколько стран. Александру присвоили звание капитана и назначили начальником 1-го отдела 1-го управления НКВД.
Благодаря безупречному знанию немецкого языка Александр без труда выдавал себя за пленного немца. Его подсаживали к захваченным немецким офицерам, и разведчик, втираясь в доверие, аккуратно выведывал у них важную информацию. Вместе со знаменитым разведчиком Павлом Судоплатовым Короткову удалось предотвратить покушение на двух генералов антигитлеровской организации «Союз немецких офицеров».
1943 год выдался для Короткова богатым на события — в начале года под видом советского дипкурьера ему предстояли ответственные командировки в Афганистан. В Кабуле разведчик принимал участие в разгроме группы фашистских агентов, которые планировали совершить государственный переворот и втянуть страну в войну против Советского Союза.
В ноябре, в преддверии переговоров Сталина, Рузвельта и Черчилля, Александр выехал в Тегеран. Имея достоверные сведения о том, что фашисты готовят покушение на лидеров стран антигитлеровской коалиции, Коротков возглавил опергруппу и успешно координировал работу служб безопасности участников встречи.
Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль на встрече в Тегеране (Иран) 7 декабря 1943 года
Находясь в Иране, Александр успел организовать отбытие через Болгарию в Германию нескольких агентов — до пункта назначения в итоге добрались двое из них. Один из информаторов устроился на завод разработчика реактивных истребителей Ме.262 авиаконструктора Вилли Мессершмитта. Второй обосновался в городе Пенемюнде и сумел занять должность на предприятии создателя немецких ракет Вернера фон Брауна.
За спиной фельдмаршала
Через два года Короткову опять предстояло возглавить службу безопасности — на этот раз немецкой делегации, которая прибыла в город Карлсхорст для подписания безоговорочной капитуляции Германии. Перед командировкой он получил грозное напутствие от заместителя Народного комиссара внутренних дел СССР Ивана Серова.
Если ее [делегации] глава фельдмаршал Кейтель выкинет какой-либо номер или откажется поставить свою подпись, ответишь головой. Во время контактов с ним постарайся прощупать его настроения и не пропустить мимо ушей важные сведения, которые, возможно, он обронит
С заданием Коротков справился — постоянно находился рядом с начальником штаба Верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем. А в момент, когда тот ставил свою подпись под актом, Александр стоял прямо за его спиной. С Карлсхортом были связаны и послевоенные годы службы разведчика — для прикрытия резидент-нелегал числился заместителем советника советской военной администрации города.
8 мая 1945 года. Карлсхорст, Берлин. Маршал Георгий Жуков подписывает Акт о капитуляции Германии. За спиной Жукова стоит полковник НКВД Александр Коротков
По заданию Центра Александр начал искать агентов, снабжавших его секретными данными до и во время войны, чтобы, по возможности, восстановить все контакты.
Ему удалось найти информатора, действовавшего под псевдонимом «Друг» — в свое время тот трудился военным атташе Германии в Шанхае. Также Александр вышел на связь с агентом, работавшим в штабе фельдмаршала Вильгельма Листа. А вот членов «Красной капеллы» Шульце-Бойзена и Харнака в живых не оказалось — они были арестованы и повешены.
Такая же судьба постигла и Лемана: печальную весть о том, что агента расстреляли гестаповцы, Александр узнал во время визита в дом вдовы Вилли, Маргарет. Занимался Коротков и поиском двух «власовцев» — Василия Малышкина и Георгия Жиленкова, следы которых затерялись после окончания войны.
Александр сумел выяснить, что оба предателя попали в плен к американцам и находятся в лагере под городом Мангеймом. Малышкина и Жиленкова тайно обменяли на находящегося в руках СССР гитлеровского гросс-адмирала Эриха Редера, приговорили к смертной казни и повесили во дворе тюрьмы Лефортово.
«Мог расположить к себе любого собеседника»
В Москву Коротков вернулся в 1946 году. Став главой нелегального управления внешней разведки, он лично готовил к отъезду в США знаменитых разведчиков Вильяма Фишера, известного на весь мир под именем Рудольф Абель, и Конона Молодого. Кроме этого Александр курировал деятельность супругов-разведчиков Леонтины и Морриса Коэнов.
Сам он нередко выезжал в страны, где работали его подопечные, встречался с нелегалами и как мог поддерживал их добрыми словами и советами. В январе 1956 года Короткову присвоили звание генерал-майора КГБ.
К этому времени он стал абсолютным рекордсменом среди разведчиков по количеству государственных наград: в копилке Александра были знак «Почетный чекист», шесть орденов Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Ленина и два ордена Красной Звезды.
8 мая 1945 года. Карлсхорст, Берлин. Подписание Акта о капитуляции Германии. За спиной генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля полковник НКВД СССР Александр Коротков
Вскоре Коротков выяснил, что при оборудовании его рабочего кабинета в люстре было установлено подслушивающее устройство — важную информацию Александру сообщил работающий в органах контрразведки Западной Германии советский агент Хайнц Фельфе («Курт»).
Во время своей работы в Германии Коротков установил контакт с министром госбезопасности ГДР Эрихом Мильке и начальником службы внешней разведки Маркусом Вольфом.
Многих подчиненных Короткова связывали с ним не только деловые, но и приятельские отношения — Александр часто приглашал разведчиков в гости, ездил с ними на рыбалку и ходил в театр. Он спокойно воспринимал конструктивную критику деятельности службы внешней разведки и прислушивался к советам по улучшению ее работы. Коротков обладал уникальной способностью вызывать симпатию и доверие тех, с кем ему довелось пообщаться.
На меня произвели большое впечатление его [Короткова] простота в общении, располагающая к откровенности манера вести беседу, юмор. И, как мне показалось, когда бы он захотел, мог расположить к себе любого собеседника
«Ему был уготован слишком короткий век»
Однако несмотря на доброжелательный характер и высокий профессионализм, у Короткова были свои недоброжелатели — одним из них оказался сменивший Серова на посту председателя КГБ Александр Шелепин.
Перед возведением Берлинской стены в 1961 году разведчик высказал опасение, что на территории ФРГ начнут возникать новые профашистские организации. Шелепин был категорически не согласен с таким заключением и пригрозил Короткову увольнением из органов.
Коротков не сидел сложа руки и всеми имеющимися в его распоряжении средствами старался донести свою позицию до руководства страны. При этом он отдавал себе отчет в том, что позиции Шелепина намного сильней, и был практически уверен, что тот добьется своего. Но неожиданно незадолго до совещания Коротков узнал, что большинство членов ЦК намерены поддержать его.
Узнал об этом и председатель КГБ и, понимая, что ситуация складывается не в его пользу, решил не выступать с заготовленным докладом. Победа над оппонентом стоила Короткову огромной нервной нагрузки — пытаясь справиться с охватившей его тревогой, Александр решил снять напряжение за игрой в теннис и отправился на ставший родным стадион «Динамо».
Этому матчу суждено было стать последним в жизни Александра — нагнувшись в очередной раз за мячом, он потерял сознание. В срочном порядке Короткова доставили в больницу, но спасти разведчика врачи не смогли. 51-летний Коротков скончался от разрыва аорты. С воинскими почестями его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Саша [Коротков] — это прежде всего личность, и личность незаурядная. По большому счету, это истинный труженик разведки, оставивший в ней заметный след. Как жаль, что ему был уготован слишком короткий век, который он прошел, не щадя себя