н а макаров история земли плесецкой
Н а макаров история земли плесецкой
ПООНЕЖЬЕ — НАЧАЛО ЗЕМЛИ ПЛЕСЕЦКОЙ.
(из книги «Земля Плесецкая. Годы, события, люди. Архангельск. Правда Севера, 2002 г.)
Первые люди пришли на берега реки Онеги, Кенозера после отступления ледника.
Усилиями известных археологов М.Е.Фосс, А.А.Куратова, А.Я.Мартынова, Ф.А.Михайловского и др. были исследованы стоянки древних людей II—I тысячелетия до н. э. Особенно значительный вклад внесла в изучение первобытной археологии Поонежья, Кенозера Мария Евгеньевна Фосс (1899—1955). Руководимыми ею экспедициями были исследованы и раскопаны стоянки древнего человека эпохи палеолита: Бережная Дуброва, Вершинине, Филиппов ручей и другие.
Нельзя не согласиться с исследователем С.Забелло, который на основании тщательного изучения результатов экспедиции Академии архитектуры СССР считал, что «наиболее правильным предположение следующей трассы Новгородского водного пути в Заволочье: река Волхов — Ладожское озеро — река Свирь — Онежское озеро — река Водла — ее приток река Мышьи Черевы — волок (6 верст) — озеро Волоцкое — река Волошева — Почозеро — река Поча — Кенозеро — река Кена — река Онега — по реке Онеге спускались вниз к Белому морю или через Ямецкий волок у деревни Нижние Маркомусы (Плешковская) переходили на реку Емцу, по которой спускались вниз по течению в Северную Двину».
Снаряжение дальних торговых походов было по карману лишь богатым новгородцам и монастырям, которые стали на Севере крупными землевладельцами.
Известно, что в XV веке Кенозеро входило в обширные владения новгородской боярыни Настасьи Ивановны, жены Григорьева. Усть-Моша оказалась в руках боярина Богдана Есипова. Отсюда и названия деревень Усть-Мошской волости — Боярская, Богдановская. А также «дер. Есиповская на реке на Ектышке» — в волости «Нижней Бор на Плесе по реке по Онеге».
С XI века территория, по которой проходил водный путь, то есть Почозеро, Кенозеро, река Кена, среднее течение реки Онеги (ныне западная и юго-западная часть Плесецкого района. — Н.М.), была краем оживленной экономической жизни, бурной торговли, в том числе обмена и сбыта продукции местных промыслов.
Именно в XI—XV веках вдоль Новгородского водного пути, в первую очередь на волоках, новгородские переселенцы основывали первые русские поселения: деревни, которые постепенно складывались в волости. Именно на этом пути, среди погостов — первых административных центров Древней Руси, упомянутых в Уставе новгородского князя Святослава 1137 года — назван и погост Усть-Моша.
Новгородский водный путь продолжал использоваться в качестве важной транспортной магистрали и после присоединения Новгорода к Московскому государству, вплоть до второй половины XVI века.
В конце XV века Среднее Поонежье входило административно в т. н. Онежскую землю. К началу XVI века в границах нынешних Каргопольского, Коношского, Няндомского, Онежского и Плесецкого районов сложился Каргопольский уезд. В это же время завершился, в основном, и процесс формирования волостей: по реке Онеге расположилось 25 волостей, по берегам рек Кены, Моши, Волошки, Кожи — еще 14 волостей. На Кенозере и на реке Кене сложилось 3 волости: Кенозерская, Кенорецкая и Плесская.
К середине XVI века наряду со Средним Поонежьем в состав Каргопольского уезда входили земли по верхнему и среднему течению рек Емцы и Мехреньги.с притоками. И это сохранялось до второй половины XVIII века.
Самая крупная из волостей была Усть-Мошская, которая и была центром стана.
В 1565 году Каргопольский уезд был включен Иваном IV Грозным в опричнину. После упразднения опричнины, с 1572 года, Каргопольщина находилась в ведении Четверного приказа, а с начала XVII века — в ведении приказа Новгородской чети. С этого времени уездом стал управлять назначаемый царем воевода.
В 1708 году Каргопольский уезд вошел в состав Ингерманландской губернии (с 1710 года — Санкт-Петербургской).
В 1727 году Каргопольский уезд вошел в состав Белозерской провинции Новгородской губернии.
В 1776 году Турчасовский стан Каргопольского уезда был преобразован в самостоятельный Онежский уезд и отошел к Архангельской губернии, в т.ч. Наволоцкая, Кирилловская, Савинская, Посадная волости. Тогда же Мехреньгский стан отошел к Холмогорскому уезду Архангельской губернии.
Значительная часть нынешнего Плесецкого района оставалась в составе Каргопольского уезда.
В 1785 году Бережнодубровская, Кенозерская, Красновская, Плесская, Почозерская и Устьмошская волости вошли в состав вновь образованного Пудожского уезда Олонецкого наместничества. Губернатором наместничества Екатериной II был назначен Г.Р.Державин, который в «Поденной записке. » характеризовал Поонежье «довольством рыбы. обильными по оным пашнями и покосами и расставленными в приятном и частом положении деревнями многие славные реки в России превосходит». Еще больший интерес представляет следующая оценка Гавриилом Романовичем жителей Поонежья: «Поселяне трудолюбивы и неубоги. Пашни их могут почесться лучшими всех других уездов, они ласковы, но корыстолюбивы».
При Павле I в связи с ликвидацией Олонецкой губернии и Пудожского уезда вышеперечисленные волости вновь вошли в Каргопольский уезд. Тогда же отменялась волость как единица административного деления. Волости заменили более крупные образования — вотчины: в Каргопольском уезде их было создано 6, которые в свою очередь делились на 60 приходов. Ничего общего эти приходы с церковными не имели, а территориально в большинстве совпадали с прежними волостями.
9 сентября 1801 года при Александре I по указу Сената вновь были восстановлены Олонецкая губерния и Пудожский уезд в ее составе. Произошло искусственное разделение исторически сложившихся волостей Прионежья. Деревни, расположенные на левом берегу Кенозера, рек Кены и Онеги вошли в состав Пудожского уезда, всё правобережье осталось в Каргопольском уезде. Такое положение без изменений просуществовало до 1919 года.
В течение XIX века дважды были проведены административно- территориальные реформы. В 30-е годы уезд стали вновь называть округой, вводилось деление на станы, а вотчины были переименованы в волости с разделением на сотни.
В 1836 году в Каргопольской округе было 7 волостей и 49 сотен.
В 1858 году по указу Александра II было введено следующее административное деление: уезд — стан — волость — сельское общество.
В 1866 году Каргопольский уезд состоял из 3 станов и 15 волостей. К 1873 году число волостей выросло до 17, к 1887-му — до 23, а в 1911 году их стало 24. К началу 1919 года число волостей увеличилось до 45.
Н.А. МАКАРОВ, КАК УЧЁНЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОМОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА И ПАТРИОТ РОССИИ
Н.А. МАКАРОВ, КАК УЧЁНЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОМОРСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
И ПАТРИОТ РОССИИ
С 1981 г. Н.А. Макаров находился на партийной работе, с 1985 г. возглавлял отдел народного образования Плесецкого райисполкома. В 1990 г. был избран секретарём Плесецкого райкома КПСС. Вместе с тем все эти годы Николай Александрович активно занимался краеведением.
Как историку, Николаю Александровичу свойственна широта и энциклопедичность научного кругозора, неутомимость поиска новых тем. Успешно закончив аспирантуру Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1994), Н.А. Макаров защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Общественнополитическая деятельность Н.В. Чайковского: опыт научной биографии».
Значительной и фундаментальной работой учёного-историка явилась книга Н.А. Макарова «Поморский университет: история в лицах», посвященная 75-летию университета. В книге 117 документальных очерков.
Значительную часть работ историка-архивиста Н.А. Макарова составляют публикации с Плесецкой тематикой. В совокупности они составляют своеобразный «летописный» свод об истории земли Плесецкой, земли Архангельской, земли Российской.
Результатом буквально подвижнического труда стало издание в 2004 г. энциклопедического словаря «Плесецкий район Архангельской области», который стал лауреатом I Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая родина» в рамках Международной книжной ярмарки в Москве в марте 2005 г. в номинации «Люди нашего края».
В 2007 г. в свет вышла книга учёного-историка «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья». Важнейшим достоинством монографии является то, что она основывается на анализе широкого круга разнообразных опубликованных и архивных источников, значительная часть которых впервые вводится автором в научный оборот.
10-11 октября 2019 года состоятся III Макаровские историко-краеведческие, ставшие уже популярными, чтения. Необходимо хранить память о Макарове Николае Александровне, почетном жителе Плесецка, ученом-историке, краеведе, педагоге и просто замечательном человеке и семьянине, который отдал все свои знания, умения и душу истории родного края. Желаем всем с той же самоотдачей и с таким же усердием плодотворно трудиться на благо Плесецкого района, как это делал Н.А. МАКАРОВ.
Н а макаров история земли плесецкой
Использование творческих элементов (Можно взять любое другое стихотворение, выбрав его из дополнительной литературы).
Гимн Плесецкого района.
Плесецкий край, наш северный район,
С тобой навек мы связаны с судьбой,
Леса и горы, реки и поля –
Любимая Плесецкая земля.
Наш отчий край, промышленный район,
Здесь самый лучший первый космодром,
Здесь недра все богатствами полны,
Мы щит и меч прославленной страны.
Список литературы по данной теме:
1. Земля Плесецкая. Родина в наследство. Архангельский печатный двор, 2005.
2. Макаров Н. А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. Архангельск, 2002.
3. Суханов Н. П. Плесецкий район – щит и меч России. Стихи. Вып. 2, Плесецк, 2008.
1. Архиепископ Афанасий и религиозно-культурное пространство Нижнего подвинья (конец 17-20 вв.) / сост. Л. Д. Попова, В. Н. Булатов. Архангельск, 2008. С. 63-78.
2. Коваль Р. Русскому «соколу» // Северный рабочий. 2005. 10 сент. С. 1-2 (фото).
3. Косопалова И. Школу эту знают все // Архангельская лесная газета. 2001. 29 июня-5 июля. №25(35). С.1;5.
4. Смирнова Т. Совсем другое дело // Плесецкие новости. 2005. 22 окт. С.1-2 (фото).
5. Химыныч О. Первая должность – рокада // Двина. 2008. №1(29). С. 15-20.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Обозерский
7. http://www.arhnet.info/maps/obozersky
Щукозеро (Большие Озерки).
Село это находится на берегу озер Белое и Щукозеро, в 25 км от станция Обозерская. Со всех сторон Щукозерье окружено многокилометровым лесом, в котором множество лесных озер, болот, речек и ручьев. 8 деревень расположенных компактно по берегам каскада из 6 озер, славившихся обилием щук, откуда и пошло название местности. В окрестностях деревень Щукозерье и Верховской имеются периодически исчезающие озера Большое Сухое, Суходорожное, Чачьеозеро.
Щукозеро стало заселяться новгородскими крестьянами еще в конце 15 – начало 16 века. По легенде в 16 веке преподобный Антоний Сийский с двумя сотоварищами-иноками Александром и Иоакимом пришли с реки Онеги на землю Щукозерскую, что расположена на Северо-Западе нынешнего Плесецкого района, и построил здесь часовню. Как сказано в житии Антония Сийского «прожив там около четырех лет, в 1513 году по озерам и реке Шелесо спустились они на землю Савинскую».
В 17 веке при озере Щукозеро находился Щукозерский приход – Яковлевская волость, Холмогорский уезд. Приходские церкви: в деревне Никитинская деревянная шатровая холодная Преображенская церковь 1683 года постройки (за ремонт этой церкви стал известен крестьянин Н. С. Зобов) и одноглавая деревянная теплая шатровая церковь во имя Владимирской иконы Божией матери в деревне Анисимовская (1795).
Во второй половине 19 века селом Щукозеро (или Большие Озерки) называли 8 деревень: Андрияновская (Данилово), Анисимовская (Ершово), Кондратовская (Север), Леонтьевская, Михалевская, Никитинская (Евтифьево), Осташевская и Скомороховская (Денисово).
В начале 20 века здесь располагался сельдекоптиловский завод вологодского купца Вальнева. Сельдь и навагу привозили из Онеги, на заводе работало до 100 сезонных рабочих. В 1913 году население Щукозерье состояло около 500 человек.
В Гражданскую войну, в августе 1918 года, январе и марте 1919 года, в районе Щукозеро шли ожесточенные бои. В память об этом на братской могиле красноармейцев и партизан сохранился памятник. В 1930 году создается колхоз «Новый путь».
1.Архиепископ Афанасий и религиозно-культурное пространство Нижнего подвинья (конец 17-20 вв)/ сост. Л. Д. Попова, В. Н. Булатов. Архангельск, 2008. С. 63-78.
2.Баданин Р. В. Щукозерье: Историко-краеведческий очерк. Архангельск, 2005.
3.Макаров Н. А. Плесецкий район Архангельской области: энциклопедический словарь. Архвнгельск, 2004.
4.Санников Л. С надеждой на возрождение//Правда Севера, 2005, 7 окт. С. 5.
5. Тимофеев Г. Щукозерский приход//Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып.1. Архангельск, 1894. С. 367-368.
6.http://ktmz.boom.ru/library/region/arh29/etc/peshkom.html
1.Ипатов Л. Ф. Караси, караси… Книга-фотоальбом с комментариями автора. Архангельск, 2004.
2.Калинина М. Дойников С. А корни где-то далеко… // Плесецкие новости, 2007, 15 мая. С. 3.
3.Копытов В. Память как компас // Плесецкие новости, 2007, №56, 22 мая. С.3.
4.Макаров Н. А. Плесецкий район Архангельской области: энциклопедический словарь. Архангельск, 2004.
5.Семьина Н. Теперь Самсон фонтанирует в северной глуши // Правда Севера, 2003, 26 авг. С.1,3.
6.Студенов И. И. Новоселов А. П. Студенова М. А. О статусе бассейна реки Емцы // Геодинамика и геоэкология: материалы международной конференции. Архангельск, 1999. С. 350-352.
Поселок городского типа, находится в 246 км к югу от г. Архангельска, в 34 км к северу от Плесецка. Расположен на правом берегу реки Емцы, при впадении ее в реку Шелексу.
Савинская сторона имеет очень древнюю и поучительную историю. Еще в 1513 году здесь поселился будущий основатель Сийского монастыря инок Антоний. Он смиренно попросил у местных жителей разрешения построить монастырь во имя Господа. Антоний поставил часовню, а затем у Черного порога построил церковь во имя святителя Николая Чудотворца и образовал «Николаевский Шелецкий монастырь». Местные жители не были против монастыря, но не хотели уступать ему часть своей земли. Сколотили они плот и предложили монаху поискать место для монастыря где-нибудь еще. Антоний ответил: «Жить вам ни серо, ни бело; ни голо, ни богато». Как известно, нашел он более прекрасное место и более добрых людей. Там и построил знаменитый Сийский монастырь.
Село Савинское упоминается как «волостка Шелекса на реке на Емце» в 1556 году. Состояла она из 10 деревень.
В 17 веке шелековские крестьяне прославились борьбой за угодья с монахами Ямецкой пустыни.
В 18 веке село Савинское Шелековского прихода Онежского уезда украсилось великолепным по красоте деревянным храмовым ансамблем. На месте обветшавшей Никольской церкви, построенной Антонием Сийским, был воздвигнут изумительный шатровый с одной главкой деревянный храм Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня, освященная в 1709 году. В 1754 году была возведена величественная кубоватая, однокупольная с четырехскатной крышей деревянная холодная Сретенская церковь с приделом св. Николая Чудотворца. Храм был продолговатой формы, в виде корабля. В 1909 году решением императорской археологической комиссии церковь была разобрана – из-за ветхости. В конце 18 века в Савинскую волость входило 12 деревень.
1.Булгакова М. Молитва – разговор наш с Богом // Плесецкие новости, 1999, 12 октября. Псевд.: М.Гушина.
2.Огорков А. История земли Савинской// Плесецкие новости, 2001, 11 августа.
3.Православные русские обители: Полн. ил. описание всех православных рус. монастырей в Российской империи и на Афоне: Репр.изд.: СПб.,1910. СПб., 1994. С.60.
4.Макаров Н. А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. Архангельск, 2002.
5.Макаров Н. А. Плесецкий район Архангельской области: энциклопедический словарь. Архвнгельск, 2004.
6.Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 84, 589.
7.Харитонов Н.Н. Онежская трилогия. Кн.2: Плесецкий альбом, монография. 2004.
8.http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/wor..
9.http://vos.1september.ru/2002/19/9.htm
Располагается на низком берегу реки Онеги, примерно в 200 километрах выше города Онеги. На окраине поселка высоко над рекой стоит уникальная деревянная церковь. История Пустыньки очень древняя. В результате археологических исследований обнаружена стоянка первобытного человека II-I тысячелетия до н.э. В первом тысячелетии нашей эры эти места были заселены – «чудью заволочской». Через эти места, вероятно, уже в эпоху новгородской колонизации Севера, в XI- XIII веках проходил Емецкий волок. Лодки переволакивались через водораздел к верховьям реки Емцы и по ней спускались вниз по течению. Основанная на Емецком волоку пустынь (время основания не известно, возможно – во второй половине 15 века, изначально это был мужской монастырь) наладила мосты и гати, за проезд по ним получала дорожный сбор. Существует придание, что через эти места в начале 16 века проходил Антоний Сийский, он написал здесь икону Благовещения Пресвятой Богородицы и подарил ее этой обители. В смутное время, в 1616 году, монастырь подвергался нападению польско-литовских захватчиков, в 1621-1622 крестьяне соседних волостей захватывают владения монастыря, все это приводит к его разорению. 31 июня 1648 года монастырь получает жалованную грамоту царя Алексея Михайловича. В 1719 году возводится двухпрестольная церковь Благовещения – это единственный сохранившийся образец клетской церкви с бочковидной кровлей. В 40-е годы 18 века монастырек приписывают к Егломской пустыни, а затем к Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю. В 1764 году монастырь упразднен и обращен в Ямецкий приход. В 1896 году, благодаря Параскеве Игнатьевне Вяткиной, учреждена Ямецкая женская община, в 1910 году женская община преобразована в монастырь. В 1920 году монастырь закрыт, а на его месте сохранилась деревня Пустынька. С 30-х годов 20 века здесь возник поселок Пустынского лесопункта Побережного леспромхоза. Потом здесь появился Пустыньский психоневрологический интернат, закрылся он в 90-е годы 20 века. После его закрытия деревня стала умирать.
1.Гунн Г. П. Каргополье–Онега. М., 1989.
2.Макаров Н. А. Благовещенский монастырь // Плесецкие новости, 2002, 12 фев. С. 3.
3.Макаров Н. А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. Архангельск, 2002. С. 73-78.
4.Пащенко Е. В. Женские монастыри Архангельской губернии (17-20 века). Архангельск, 1999. С. 134-135.
5.Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С. 71.
6.Ульянов А. И. Монастыри Онеги. Онега, 2002. С. 81-96.
7.http://www.isles.ru/spots/pustynka.html
Расположено в 67 километрах к северо-востоку от Плесецка. Названа в честь первых жителей – семьи Тарасовых.
История села древняя. В 1556 году в сошном письме упоминается, что в «Тарасов погост» входит 32 деревни: Новоселовская, Даншинская, Игнатовская, Самсоновская и др. В 16 веке в волости был самостоятельный церковный приход. В результате пожара 1800 года сгорели две церкви 18 века: Рождества Христова и Иоанна Предтечи. В 1810 году было завершено строительство новой Христо-Рождественской церкви. В Тарасовском приходе в 1893 году насчитывалось 15 деревень.
В годы Гражданской войны в районе Тарасово шли ожесточенные бои, после окончания Гражданской войны, с весны 1920 года в Тарасово размещался сельский Совет. 23 августа 1930 года был создан первый колхоз – имени А. С. Ляшкова. В 1933 году церковь была упразднена и передана сельсовету «для культурных целей», а через некоторое время ее разобрали на кирпич. 486 жителей села отдали жизнь, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны.
В селе сохранился обелиск на братской могиле красных партизан Гражданской войны, установленный в 1969 году. Золотыми буквами в его летопись вписаны имена знаменитых земляков: конструктора космических аппаратов А.С. Горшкова, ветерана Великой Отечественной войны, участника парада Победы М.Л. Лопатина, чемпиона мира по рукопашному бою В.В. Харитонова.
На 2002 год в селе насчитывалось 302 человека, при этом в Тарасово можно попасть только по специальным пропускам, действует «закрытая система Мирного».
1.Архиепископ Афанасий и религиозно-культурное пространство Нижнего подвинья (конец 17-20 вв)/ сост. Л. Д. Попова, В. Н. Булатов. Архангельск, 2008. С. 78-86.
2.Макаров Н. А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. Архангельск, 2002. С. 106-110.
3.Нифантов А. Тарасовский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып.1. Архангельск, 1894. С. 355-357.
4.Сиземская Ж. Тарасово с трех сторон // Правда Северо-запада. 2004. 11 февраля. С. 11.
5.Туралькина В. Попробовать – значит понять // Плесецкие новости, 2007, 3 нояб. С.2.
6.http://myarh.ru/news/misc/2005/07/16/25330/YUbilejj_sela_Tar..
Н.А. МАКАРОВ, КАК УЧЁНЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОМОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА И ПАТРИОТ РОССИИ
Н.А. МАКАРОВ, КАК УЧЁНЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОМОРСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
И ПАТРИОТ РОССИИ
С 1981 г. Н.А. Макаров находился на партийной работе, с 1985 г. возглавлял отдел народного образования Плесецкого райисполкома. В 1990 г. был избран секретарём Плесецкого райкома КПСС. Вместе с тем все эти годы Николай Александрович активно занимался краеведением.
Как историку, Николаю Александровичу свойственна широта и энциклопедичность научного кругозора, неутомимость поиска новых тем. Успешно закончив аспирантуру Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1994), Н.А. Макаров защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Общественнополитическая деятельность Н.В. Чайковского: опыт научной биографии».
Значительной и фундаментальной работой учёного-историка явилась книга Н.А. Макарова «Поморский университет: история в лицах», посвященная 75-летию университета. В книге 117 документальных очерков.
Значительную часть работ историка-архивиста Н.А. Макарова составляют публикации с Плесецкой тематикой. В совокупности они составляют своеобразный «летописный» свод об истории земли Плесецкой, земли Архангельской, земли Российской.
Результатом буквально подвижнического труда стало издание в 2004 г. энциклопедического словаря «Плесецкий район Архангельской области», который стал лауреатом I Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая родина» в рамках Международной книжной ярмарки в Москве в марте 2005 г. в номинации «Люди нашего края».
В 2007 г. в свет вышла книга учёного-историка «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья». Важнейшим достоинством монографии является то, что она основывается на анализе широкого круга разнообразных опубликованных и архивных источников, значительная часть которых впервые вводится автором в научный оборот.
10-11 октября 2019 года состоятся III Макаровские историко-краеведческие, ставшие уже популярными, чтения. Необходимо хранить память о Макарове Николае Александровне, почетном жителе Плесецка, ученом-историке, краеведе, педагоге и просто замечательном человеке и семьянине, который отдал все свои знания, умения и душу истории родного края. Желаем всем с той же самоотдачей и с таким же усердием плодотворно трудиться на благо Плесецкого района, как это делал Н.А. МАКАРОВ.