н дупак актер биография
Герой театра: как Николай Дупак отпраздновал вековой юбилей
5 октября в Московском Доме кино прошел грандиозный торжественный вечер: исполнилось 100 лет Николаю Дупаку, знаменитому директору Театра на Таганке, а также актеру, режиссеру, организатору культурных проектов. И, конечно же, фронтовику. Оказать почести этому незаурядному человеку пришли государственные деятели и представители столичных театров; телеграммы со словами признательности и уважения были получены от президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, мэра столицы Сергея Собянина и еще сотен поклонников Николая Дупака. «Известия» побывали на мероприятии и тоже поздравили легенду театральной Москвы.
«Мы с вами еще почудим!»
Посетить юбилей мог любой желающий, и совершенно бесплатно. Нужно было только заранее записаться на сайте Союза кинематографистов. Однако гости на празднике были не случайные, а те, кто любит и чтит Николая Лукьяновича. Среди них оказалось много людей в очень солидном возрасте, практически ровесников именинника. Но все-таки планку в 100 лет смог преодолеть только Дупак.
Правда, с его героической биографией это кажется вполне естественным. Таких людей, как Николай Дупак, трудности и сражения только закаляют, а всяческих боев на протяжении всей жизни у юбиляра было немало. Он уничтожал фашистов, возвращался на фронт раненым и контуженным, а в мирное время воевал с чиновничеством и бюрократами.
На сцене Дома кино стоит директорское кресло с наброшенным на спинку пиджаком. Рядом на столе — табличка с надписью «Вышел в зал». На полу — вазы с цветами, которым несть числа. Среди собравшихся в зале гостей — губернатор Приморского края Олег Кожемяко, российский политик генерал Владимир Шаманов, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, народные артисты России Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Лариса Лужина, Евгений Герасимов, худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз, директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер и многие другие.
Юбиляр появился под гром аплодисментов. Он был в инвалидном кресле: после перенесенной болезни Николаю Лукьяновичу тяжело передвигаться. Поздравления он принимал из зрительного зала.
Первыми на сцену поднялись актеры «Таганки» вместе с ее нынешним директором Ириной Апексимовой. Она припомнила Николаю Лукьяновичу его коронную фразу: «Ну, мы с вами еще почудим!» — выразив тем самым надежду на то, что легендарный директор еще не раз появится в стенах любимого театра.
Андрий уходит на войну
До того как Николай Дупак стал директорствовать в Театре на Таганке, он был актером. Совсем юным начал сниматься у Александра Довженко.
— 22 июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь», — рассказывал в интервью «Известиям» Николай Дупак. — К тому времени я уже полтора месяца был на съемках фильма Александра Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня, выпускника Ростовского театрального училища, которым руководил Юрий Завадский — будущий главный режиссер Театра Моссовета, утвердили на роль Андрия. Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа — Борис Андреев.
И сам Дупак попал на фронт практически со съемочной площадки.
Про геройские подвиги Николая Дупака говорил на вечере Александр Кибовский. Он преподнес в дар юбиляру его наградной лист — один из многочисленных. Но именно этот лист Кибовскому передали коллеги из Музея Победы. «Когда я прочел этот документ, то удивился, какой скромности этот человек», — сказал московский министр и стал зачитывать: «Имеет одну контузию в горло 2 августа 1942 года, ранение в левую ногу 10 января 1943 года, ранение в правую руку и правую ногу 10 февраля 1943 года. » А далее о том, как 3-й кавалерийский эскадрон под командованием товарища Дупака совершал подвиги и освободил украинский город Мерефа.
В том же 1943 году после последних ранений Николай Лукьянович приехал в Москву и поступил в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского (она потом стала Театром имени Станиславского), а затем 20 лет играл на этой сцене. Ему довелось поработать с Петром Глебовым, Евгением Урбанским, Евгением Леоновым. Там же вместе с ним выходил на сцену и Никита Михалков.
— Я могу похвастаться, что первым моим партнером в жизни на сцене театра был Николай Лукьянович, — поделился воспоминаниями Никита Михалков. — Я вспоминаю вас как доброго, отзывчивого, правильного человека, что для артиста редкость. Я с огромной радостью и восторгом хочу поздравить вас с юбилеем!
После войны жизнь также свела Николая Дупака с режиссером-фронтовиком Григорием Чухраем. Дупак снялся в трех его картинах, в том числе в фильме «Сорок первый». И вообще он довольно активно был задействован в кино.
Дело жизни
Директором театра у метро «Таганская», где он провел свои самые яркие годы, Николай Дупак стал в 1963 году. А в 1964-м выпускники Щукинского училища показали в театре свой спектакль «Добрый человек из Сезуана», поставленный режиссером и педагогом Юрием Петровичем Любимовым. Спектакль сразу стал легендой, идет он здесь и до сих пор. Любимов был приглашен на должность художественного руководителя. Дупак горячо отстаивал его кандидатуру и к тому же принял в труппу всех его студентов.
Именно при участии Дупака подведомственный ему театр — тогда он назывался Московским театром драмы и комедии — изменил свое название на то, которое теперь всем привычно. И у Театра на Таганке появилась эмблема — красный квадрат с черными буквами по периметру.
Очень скоро в театр пришел тогда еще никому не известный актер Владимир Высоцкий. Сначала он не произвел большого впечатления на Любимова. А потом играл все главные роли, включая Гамлета, и стал кумиром для каждого человека в большой стране.
— Я был мальчиком-студентом, но помню, как вы позвали в театр Любимова с компанией артистов, — сказал, обращаясь к Николаю Дупаку, Иосиф Райхельгауз. — А Высоцкий? Сейчас все говорят: «Высоцкий!» А он бродил по Москве без работы, изгнанный из Театра Пушкина, из Театра миниатюр. Вы его заметили, держали за руку и привели в Театр на Таганке. На вас чиновники кулаками стучали. Не давали в театре больше одного штатного режиссера держать. Но у вас в Театре на Таганке их было 12! И я был среди этих штатных режиссеров. Спасибо, любимый! Вы нас удержали и спасли. Вы — гений!
«Таганке» Николай Дупак отдал почти 27 лет своей жизни. Под его руководством было спроектировано и построено новое здание театра, ставшее в 1980-х одним из прогрессивных символов Москвы. А сам театр при непосредственном участии Николая Лукьяновича превратился в самую модную и передовую культурную точку столицы. На спектакли было сложно купить билеты, люди ночевали у театра, переписывали номерки, обозначавшие место в нескончаемой очереди. Вечерами здесь дежурила конная милиция, сдерживая порывы поклонников. А еще «Таганка» смогла более 30 раз выехать на гастроли за границу, в том числе в 13 капиталистических стран, что было в те советские времена большой редкостью.
Этим вечером еще многие друзья и коллеги Николая Дупака вспоминали со сцены о том, какой ценой достигался успех кумиров и кто стоял у них за спиной. Народный артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание «Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей жизни! Вы наш истинный герой!» — сказал Филиппенко.
Николай Дупак: биография, личная жизнь, фильмы с актером
Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Старшее поколение российских зрителей знают Николая Дупака по многочисленным эпизодическим ролям в любимых фильмах – «Вечный зов», «Бумбараш», «Интервенцияи», «Сорок первый» и многих других. Театралам он известен в качестве знаменитого директора легендарной «Таганки». Личная жизнь Николая Дупака находится под семью замками. О его жене и детях не известно ничего.
Семья Николая Дупака
Будущий директор театра на Таганке появился на свет 5 октября 1921 года в Украине. Его малой родиной является село Старобешево (Донецкая область).
В детстве биография Николая Дупака была связана с сильным голодом в Украине, из-за которого он даже мог умереть в трехлетнем возрасте. Его бабушка в то время занималась сбором маковых головок, чтобы хоть чем-то накормить внука.
На фото: Николай Дупак в фильме «Правда»
Однажды он подавился маковой коркой и чуть не задохнулся. Отец с мальчиком на руках побежал к местным докторам. Маленький Коля был весь синим. Он не мог дышать и упал в обморок. В больнице ребенку с помощью скальпеля разрезали трахею и извлекли их неё кусок маковки. Бывший директор «Таганки» до сих пор ходит со шрамом в районе горла.
Сын кулака
Детство мальчика прошло среди многочисленных родственников. Его отец был трудолюбивым человеком. Ему необходимо было заботиться о большой семье.
В империалистическую войну он находился на фронте, а после её окончания снова оказался в родной Виннице. Затем семья Дупака поселилась на Донбасс, где отец получил участок земли площадью 50 га. Их новым местом жительства стал хутор рядом со Старобешево, где родители Коли с утра до вечера сеяли, косили, жали, молотили и выполняли много другой работы.
На фото: Николай Дупак в молодости
Ближе к тридцатым годам семья владела крепким хозяйством со своим амбаром, фруктовым садом, мельницей и домашними животными и птицей – гусями, курами, лошадьми, коровами и т. д.
Биография Николая Дупака в тридцатые годы снова претерпела крутой поворот. В это время началось массовое раскулачивание. Домой к Дупакам пришел их бывший работник, которого отец Коли выгнал за пьянство. Сейчас он был важным человеком, верно служившим советской власти. Комиссар объявил сбор вещей. После чего семью Дупаков на подводе отвезли на железнодорожную станцию в Иловайске и погрузили в товарный вагон вместе с другими кулаками.
Семья Николая Дупака
Затем поезд двинулся в северном направлении. Их привезли в Коношу (Архангельская область) и поселили в огромный барак. Отец Дупака и другие мужчины работали на лесоповале. Они занимались заготовкой материалов для донецких шахтёров. Время было голодное. Бараки находились в окружении болот и лесов.
Возвращение на Донбасс
По прошествии года родственники кулаков, которых не тронула советская власть, имели право приехать за детьми до 12-летнего возраста. Так Коля оказался у дяди Кирилла в Старобешево. В это время жизнь Николая Дупака и его сестры Лизы снова была связана с Донбассом.
Первой из высылки домой приехала мать Коли, а отцу с помощью друзей удалось сбежать. Он прыгнул в вагон и спрятался в нём между бревен.
Самое интересное
Старший Дупак затем даже работал, но после доноса на него семья от греха подальше уехала из Донбасса и поселилась в Таганроге, где отец стал трубопрокатчиком на местном заводе, а его сын – школьником.
Биография Николая Дупака в Украине была связана со сталинским (ныне донецким) Домом народного творчества. Юный Коля был пионером. Однажды он с другими ребятами попал в театр им. Артема, где проходил Первый всесоюзный съезд ударников, в котором участвовали Паша Ангелина, Пётр Кривонос, Алексей Стаханов и другие передовики производства.
Дети рассказывали, что в будущем хотят стать врачами, комбайнёрами, шахтёрами, инженерами и т. д. Юный Коля в отличие от своих сверстников сказал, что собирается в артисты.
Однажды вместе со старшим братом Григорием он попал в сталинский парк культуры им. Постышева, где гастролировал московский театр Мейерхольда. Коле очень понравилось, как артисты играли на сцене. Теперь он точно знал, кем станет, когда вырастет.
Творческая биография Николая Дупака
Молодость будущего директора театра на Таганке прошла в драматическом кружке в таганрогском Дворце культуры. Режиссёру местной театральной труппы игра Коли на сцене понравилась. В это время он ставил «Тартюфа» и ему был нужен Дамис. В этом спектакле состоялся первый выход Дупака на профессиональную сцену.
На фото: Николай Дупак в фильме «Служили два товарища»
Затем 14-летний подросток начал играть в других постановках таганрогского театра и стал обладателем собственной трудовой книжки. Поскольку в течение 7 лет Коля получал школьное образование на украинском, то ему пришлось взяться за изучение русского языка, чтобы выступать на сцене без акцента.
Юрий Завадский
В 1935 году драматический театр Ростовской области под руководством великого режиссёра Юрия Завадского обосновался в новом здании. Играть сюда из советской столицы переехали знаменитые актеры Николай Мордвинов, Ростислав Плятт и Вера Марецкая.
Завадский проводил мастер-классы в других городах региона с целью организации своей школы-студии в Ростове-на-Дону. Побывав в Таганроге, режиссер заинтересовался талантливым юношей и пригласил его на учебу в свою студию. Биография Николая Дупака с этого момента полностью изменилась.
«Без вести пропавший»
До войны его партнершей по сцене была сама Книппер-Чехова. В ростовском театральном училище Коля занимался в течение трёх лет. Затем он стал студентом московской оперно-драматической студии, а позже учился в Киевском театральном институте.
Война
Когда фашисты напали на СССР, он в рядах добровольцев оказался на фронте. Затем его ждало Новочеркасское кавалерийское училище, из которого Дупак вышел младшим лейтенантом.
В марте 1942 года Николай попал в Седьмой кавалерийский корпус, который относился к Брянскому фронту. Здесь он получил звание гвардии лейтенанта.
Три раза Дупака ранили на фронте. Два раза он лежал в госпитале тяжело раненным и однажды контуженным. Сейчас он живёт с инвалидностью второй группы.
На фото: Николай Лукьянович в госпитале
Также у кавалериста в бою был убит верный друг – конь, неоднократно спасавший его от смерти.
У бывшего директора театра на Таганке есть боевые ордена и медали. Жена Николая Дупака могла бы им гордиться.
Директор «Таганки»
В 1944 году молодого актёра-фронтовика приняли в театр Станиславского, где его партнёрами по сцене были знаменитые Евгений Урбанский, Евгений Леонов и Евгений Весник. В 1963 году он ушёл из этого театра, а уже через год в качестве директора начал руководить знаменитой «Таганкой», знакомое всем театралам название которой также принадлежит ему.
Дупак даже занимался разработкой проекта и строительством нового здания своего театра. О нём упоминается в одной из песен Владимира Высоцкого, на многих фото с которым запечатлен директор «Таганки».
Сегодняшние директора театров являются коммерсантами, а во времена СССР они занимались как административными, так и творческими вопросами.
Директора связывали художника и власть. Они должны были быть ловкими, как эквилибристы, выдержанными, как снайперы, и спокойными, как укротители.
На фото: Николай Дупак с женой Раисой Михайловной
Жена Николая Дупака могла бы рассказать об этой стороне его жизни подробнее, но журналистам о ней ничего не известно.
Квартира Олега Даля
В течение года (с 1977 по 1978) Дупак в качестве директора руководил театром на Малой Бронной. Именно благодаря ему знаменитый советский актёр Олег Даль получил квартиру.
А началось это с того, что звезда советского театра и кино чуть не сорвал репетиционный процесс, явившись в театр с большим опозданием. Даль оказался в кабинете Дупака, где ему пришлось оправдываться по этому поводу. Выяснилось, что актёр проживает в Подмосковье с мамой и супругой.
Чтобы добраться до театра, ему приходится в течение двух часов ехать на общественном транспорте. Дупак решил помочь «выбить» знаменитому артисту квартиру, и ему это удалось. Семья Даля стала обладательницей просторной жилплощади на территории Смоленского бульвара.
На фото: Николай Лукьянович Дупак
Когда Дупак вышел на пенсию, то директор «Уголка Дурова» позвал его к себе в качестве официального советника. Жена Николая Дупака знает о неусидчивом характере своего мужа лучше других.
Карьера Николая Дупака в кино
В кино он впервые попал в 19-летнем возрасте. Знаменитый советский режиссер Александр Довженко накануне войны позвал его в свой фильм «Тарас Бульба», в котором Дупак должен был стать Андреем, но фашисты начали захватывать территорию Украины, и Николай вместе с режиссером, а также своими коллегами Петром Алейниковым и Борисом Андреевым добровольно стали участниками народного ополчения и оказались в Новограде-Волынском.
В 1944 году Довженко нашел Дупака и пригласил его в свой новый исторический фильм «Украина в огне», где Николай должен был стать танкистом. Но Сталину сценарная основа картины не понравилась, и Довженко не дали её снимать.
На фото: Дупак в фильме «Однажды ночью»
Впервые на большом экране Дупак появился в том же году, только в фильме «Однажды ночью», в котором он стал лейтенантом Саней Санниковым. Возможно, именно в это время на горизонте появилась будущая жена Николая Дупака.
Бывшего директора театра на Таганке коллеги считают скромным человеком. Сейчас он работает над своими мемуарами. Личная жизнь Николая Дупака для журналистов всегда была закрытой темой.
Николай Дупак
фотографии >>
биография
Дупак Николай Лукьянович
Актёр-эпизодник, знаменитый директор Театра на Таганке.
Заслуженный артист РСФСР (9.07.1980).
Заслуженный артист Украины (2012).
Учился в Ростовском училище при Театре Завадского, окончил Оперно-драматическую студию в Москве.
Окончил Киевский театральный институт и работал на Киевской киностудии перед началом войны.
Во время войны сражался в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе, был трижды ранен. Инвалид Отечественной войны 2-й группы.
В 1944-1963 годах — актёр и режиссёр Театра имени Станиславского.
В 1963-1977 годах — актёр и директор Театра на Таганке.
В 1977-1978 годах — директор Театра на Малой Бронной.
В 1978-1990 годах — актёр и директор Театра на Таганке.
Советник гендиректора театра «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам.
последнее обновление информации: 24.05.21
источники информации
публикации
Экс-директор Театра на Таганке Николай Дупак
Это сегодня директор театра – коммерсант. А при советской власти он решал и творческие, и административные вопросы, служил связующим звеном между властью и художником и был одновременно между ними как между молотом и наковальней. Николай Леонтьевич ДУПАК работал директором Театра на Таганке в 1963–1977 и 1978–1990 годах. Согласно легенде, честный коммунист Дупак был приставлен к вольнодумцу Любимову, но это, мягко говоря, не совсем так. В год 40-летия «Таганки» и в канун годовщины смерти Владимира Высоцкого бывший директор театра впервые согласился поведать прессе о делах давно минувших дней.
– Вы помните, как Высоцкий пришел на «Таганку»?
– Конечно. Можно сказать, я в его зачислении в труппу сыграл решающую роль. Вот Любимов выпустил книгу, которую назвал «Я», а я сейчас пишу воспоминания, которые хочу озаглавить «Мы». Расскажу в ней немало историй о «Таганке», которые до сих пор еще никому не известны. После прихода в театр Любимова с выпускниками его курса и дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» мы начали постепенно освежать труппу. Оставили кое-кого из «стариков», в частности, Ронинсона, игравшего в театре с середины 40-х, и каждый год принимали по два молодых актера, устраивая просмотры. Тая Додина, актриса «долюбимовского» набора, которая училась с Высоцким в Школе-студии МХАТ, в первый год существования Таганки часто ко мне подходила и канючила: «Ну возьмите Володю. Он актер замечательный, просто жизнь у человека не складывается. Поругался с главрежем в Театре Пушкина, потом ушел из Театра миниатюр…» «Ладно, – говорю, – пусть придет покажется». Высоцкий показал отрывок из горьковского рассказа «Челкаш». Мягко говоря, очень средненько. Но с собой принес гитару. И когда Юрий Петрович спросил, зачем ему инструмент, Володя спел пару песен, а на вопрос Любимова: «Чьи слова?» – ответил: «Мои!»
– Любимов утверждает, будто именно те песни решили судьбу Высоцкого, что он сразу понял, с кем имеет дело…
– На последующем обсуждении Любимов жестко высказался: «Парень талантливый, но зачем брать еще одного алкаша – у нас своих хватает!» Я возразил: «Давайте возьмем его на договор на три месяца! Что мы теряем?» И Высоцкий начал с маленького эпизода в «Добром человеке из Сезуана», а когда Любимов поставил второй спектакль, «Героя нашего времени», Володя там сыграл штабс-капитана, который, помните, подзуживает к дуэли Грушницкого: «Не бойся, все вздор на свете. Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка!» В этой ролишке Володя раскрылся, после чего Любимов его ввел в «Доброго человека. » на главную роль Летчика, которую он играл в очередь с Губенко. Так что изначально, так уж выходит, он обязан своей театральной судьбой Додиной, во вторую очередь мне и уж затем Любимову.
– До прихода Любимова вы были актером театра драмы и комедии на Таганке. А когда стали там директором, как-то влияли на репертуарную политику, на распределение ролей?
– Нет, это была прерогатива Любимова. Но один раз Высоцкий подошел ко мне и говорил: «Николай Лукьянович, я Гамлета хочу сыграть. Нельзя у нас поставить?». Юрий Петрович в то время в очередной раз пробивал «Живого» по повести Можаева «Из жизни Федора Кузькина» – свой самый любимый, потому что самый многострадальный спектакль. Ведь он его смог поставить уже после возвращения из эмиграции, и это было главным условием возвращения. И тогда, в 69-м, он ни о чем другом слышать не хотел. Меня же партийное начальство, курирующее театры, убеждало, что для начала нужно поставить что-нибудь из классики. Любимов предложил «Хроники» Шекспира, но тут они отказались, опасаясь политического подтекста. Прошло еще какое-то время, а потом на одном из заседании репертуарной комиссии нам официально заявили, что «Таганке» разрешается поставить любую пьесу Шекспира, кроме никому не известных «Хроник». И я сказал, что мы готовы поставить «Гамлета». Возражений не было. Выходим с заседания реперткома, а Любимов мне: «Какого черта мы с этим «Гамлетом» вылезли?! Кто играть-то его будет?». Я отвечаю: «Как кто – Высоцкий!». А он: «Ну, какой из Володи принц Гамлет. Вы представляете, что это за роль?». Я в ответ: «Юрий Петрович, давайте объявим конкурс. Кто на ваш взгляд у нас Гамлета сыграть может?». – «Ну, Филатов может. или Золотухин…». И конкурс действительно был объявлен. Любимов занимался с Филатовым, второй режиссер Глаголин с Золотухиным, а я – с Высоцким. Через месяц состоялся показ. И Высоцкий «вынес» всех…
– Кажется, Высоцкий вам за это в какой-то из песен спасибо сказал?
– Нет, все было совсем иначе. В «Гамлете», кому посчастливилось его видеть, был удивительный занавес, придуманный художником Давидом Боровским, – огромный, сплетенный из грубой пряжи, который мог двигаться во всех направлениях. Чтобы им управлять, потребовалась очень сложная и очень тяжелая конструкция над сценой. Любимов хотел, чтобы она была из стали, но я настоял, чтобы ее сделали из более легкого алюминия. На одной из репетиций конструкция обрушилась. Чудом никто из артистов не пострадал. Занавес вместе со всей его машинерией свалился на гроб, в котором выносили Офелию. К счастью, гроб этот был пустой. ЧП вошло в историю театра. И Володя, когда отмечалось 60-летие Любимова, сочинил песню, где рефреном повторялись слова: «Спасибо, что живой!», а один из куплетов звучал так:
«Быть иль не быть?» мы зря не помарали.
Конечно – быть, но только начеку.
Вы помните, конструкции упали?
Но живы все, спасибо Дупаку.
– Вскоре после этого, в 77-м, вам пришлось уйти из театра. С чем это было связано?
– Конфликт у меня с Любимовым произошел. Из-за Высоцкого, кстати…
– Не расскажете о нем?
– А зачем? Дело ведь прошлое.
– Но кто же тогда расскажет?
– Ладно. Высоцкий как-то ко мне подходит, мнется: «Николай Лукьянович, – говорит, – я Марине в комиссионке кулон присмотрел. Дорогой. А в театре, ты же знаешь, мне всего сто восемьдесят рублей в месяц платят. В общем, я договорился, дам несколько концертов для золотоискателей в Магадане. Кулон мне пока отложили. Отпусти, Христа ради». Володя страшно комплексовал из-за того, насколько он по сравнению с Мариной при всей своей популярности нищий. Потому он так много и концертов давал, чтобы не жить на ее счет. Отпустил я его в Магадан. И тут скандал: Любимов пригласил великого Жана Вилара на Высоцкого, а вместо него другой артист играет! «Как вы могли Высоцкого отпустить без моего согласия. » А я не мог его не отпустить. Знаете, ведь и познакомились-то Володя с Мариной после спектакля «Жизнь Галилея» в моем кабинете, а не в знаменитом Любимовском. И Марина жизнь Володе на двенадцать лет продлила. Я-то знаю, как хорошие жены на супругов влияют. Вы не представляете, какое влияние на Юрия Любимова оказывала Людмила Васильевна Целиковская! Причем не по-бабьи, властно и назойливо, влияла, а по-женски спокойно. Вы не представляете, как тогда это театру помогало.
– Помогали многие – и Константин Симонов, и Петр Капица, и молодые работники ЦК КПСС. Но скандалы сопутствовали театру на каждом шагу. И главной «головной болью» и для Любимова, и для вас был Высоцкий.
– Один случай расскажу. В Москве шел XXIII съезд партии, и делегаты решили посмотреть на Высоцкого, о котором уже вся страна шумела. Представьте ситуацию. В зале шестьсот делегатов съезда партии, со всей страны, а мне за пятнадцать минут до начала спектакля сообщают, что Володя не в форме. Иду в гримуборную, Высоцкий никакой. Спрашиваю: «Играть сможешь?». – «Галилея – нет». А необходимо заметить, что «Жизнь Галилея» начиналась с того, что главный герой стоит на голове и ведет философский спор со своим оппонентом. Я ему: «А что делегатам партсъезда сказать посоветуешь?». – «Ну, скажи, что я голос потерял». – «Соберись,– говорю, – выходи со мной на сцену. Я буду делегатам объяснять, что вот Высоцкий, но, к сожалению, он охрип, а ты только кивай. Только не упади в оркестровую яму». Мы вышли, сыграли этот спектакль. А через неделю в выходной день сыграли для делегатов отмененного «Галилея». Мне в тот день у себя в кабинете после спектакля пришлось «накрыть поляну» для членов Политбюро. Посидели, поговорили, выпили, я покаялся, поведал им, что на самом деле было. Высоцкий в тот вечер играл замечательно, решили шум не поднимать.
– А вам Высоцкий как директору чем-то помогал?
– А как же! Когда строилось новое здание театра, основная несущая балка, которую привезли два крана, не подошла по размерам. Это же трагедия была. Я попросил помочь Володю, который мог уже тогда, в конце 70-х, обратиться к кому угодно с чем угодно, и он поехал со мной на завод в город Видное. Дал там концерт. После встречи выходим – и видим огромный плакат: «Заказу театра на Таганке – зеленую улицу». И действительно быстро нам ту балку сделали. Другой случай. Новое здание «Таганки» сложено из уникального кирпича. Мы на гастролях в Швеции. Прием в зале ратуши. Рядом стройка. Валяются кирпичи. Я один подобрал, красивый кирпич был, взял его поиграть. Играл им, играл. и приехал этот кирпич со мной в Москву. В столице его и так крутят и эдак, а понять, из каких компонентов он сделан, никто не может. Поехали мы с Высоцким на Загорский кирпичный завод. Спел он там. И сразу после концерта в лаборатории этот кирпич для нас проанализировали: какой песок, какая глина, при какой температуре обжигался… И вынесли вердикт – глину надо из Эстонии везти. Восемнадцать вагонов. Высоцкий выступает в Министерстве путей сообщений – нам дают вагоны! И завод в Эстонии делает для «Таганки» кирпичи один в один с тем шведским. Поверьте, я могу еще два десятка подобных историй рассказать о том, как Высоцкий в буквальном смысле по кирпичику новое здание театра строил. Жаль, сыграть на новой сцене ему не довелось.
– Люди, по молодости не видевшие Высоцкого на сцене, бьются в догадках: почему от легендарных спектаклей «Таганки» остались куцые телеотрывки? Что, ЦК запрещало?
– Какое там ЦК! Телевидение к нам постоянно обращалось, умоляя сделать видеоверсии лучших спектаклей. Но Любимов запрещал. Категорически. На репетицию «Гамлета» я под свою ответственность провел двоих пареньков из ВГИКа с любительской видеокамерой. Второкурсников. Любимов увидел камеру, сморщился, но не выгнал: «Ну, студенты-практиканты, пусть поснимают…». Эти кадры и остались. Да еще болгары на гастролях сняли несколько сцен из «Гамлета». В общем, горького и печального в истории «Таганки», пожалуй, было не меньше, чем радостного. Лавров и роз нам очень мало досталось. У меня одних выговоров по партийной части было двадцать семь.