н м галковский самбо биография
Н м галковский самбо биография
История/History запись закреплена
Выдающийся советский спортсмен и тренер, мастер рукопашного боя, герой Великой Отечественной войны Галковский Николай Михайлович.
Николай родился 19 декабря 1911 года в семье рабочего Макеевского металлургического завода. Окончил 5 классов начальной школы. В 14 лет пошел работать на тот же завод, где работал его отец, впоследствии став бригадиром ударной комсомольской бригады котельщиков. В 16 лет начал заниматься в спортивной секции при предприятии. Успехи Николая были столь впечатляющие, что через год его направляют на учебу в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры в Москве.
В конце 1937 года он провел в Ленинграде первый в стране сбор по новому виду борьбы, а в 1938 году пишет знаменитое «Наставление по рукопашному бою 1938 года», ставшее во многом основой для всех последующих и своего рода шедевром жанра.
Следующим этапом его карьеры стало возвращение к преподавательской деятельности. На этот раз в Академии Генерального штаба. В запас он был уволен в звании подполковника.
Помимо знаменитого Наставления является автором и соавтором книг: «Вольная борьба» 1940 года, «Борьба классическая и вольная» 1952 года, «Спортивная борьба» 1968 года.
Николай Михайлович Галковский скончался в 1992 году.
Самбо — боевое искусство, отработанное на советских хулиганах
Борьба самбо появилась, когда первый русский, получивший черный пояс по дзюдо, начал отрабатывать свои навыки на чистопрудненских хулиганах. Поразительная, странная и местами дикая история советского боевого стиля продолжается до сих пор.
Ощепков, Спиридонов и Харлампиев — отцы-основатели
Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это — советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили три отца-основателя этого стиля.
Первый из них — Виктор Афанасиевич Спиридонов, создатель системы «самоз», прикладной борьбы и рукопашного боя, применявшегося советской милицией и войсками НКВД. Самоз изначально задумывался как закрытый, ведомственный стиль и был создан на основе модного в те времена в Европе японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата.
Основной целью самоза была подготовка милиционеров, диверсантов и контрразведчиков. Подготовка включала в себя изучение приемов, направленных на быстрое обезоруживание и обездвиживание противника. Много внимания уделялось болевым и удушающим приемам в стойке, а также работе против вооруженного противника. Все это понятно: милиционер, вяжущий преступника, или разведчик, берущий «языка», борется не за очки.
Самоз преподавался внутри закрытых школ и не был рассчитан на широкие слои населения, так как в его арсенал входили травмирующие и калечащие техники, которые до автоматизма нарабатывались уже непосредственно при задержаниях и боестолкновениях. Распространение этой системы среди обычных граждан посчитали слишком опасным.
Именно эта закрытость сейчас сыграла злую шутку, ведь многие представители современного российского «булшитто» старательно пытаются подмазаться к секретному ведомственному самозу.
Ощепков и дзюдо
Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков, родился на каторге от осужденной вдовы еще до революции. Однако через некоторое время судьба улыбнулась будущему титану борьбы, и в 1907 году его отправили в русскую семинарию в Японии. Туда набирали мальчиков-сирот, чтобы сделать из них знатоков японской истории и культуры, а заодно и разведчиков. Незадолго до этого закончилась русско-японская война, и сведения об этом опасном соседе были крайне важны.
Кроме целого комплекса дисциплин в семинарии преподавались и основы дзюдо, переживавшего свой расцвет в Японии. Ощепков с удовольствием тренировался и, став лучшим учеником, получил шанс оказаться приглашенным на занятия в знаменитую школу дзюдо «Кодокан» к самому Дзигоро Кано, основателю этой борьбы.
К чести японского учителя, он оценил стойкость и дисциплинированность Ощепкова и не стал обращать внимание на национальные различия. Именно он рассказал ему о секрете, зная который можно было попасть в Кодокан. Дело в том, что перед претендентами на зачисление выступал сам Дзигоро Кано, который разводил многочасовые речи о морали, вежливости, правилах приличия и прочих, совершенно неинтересных для молодых парней вещах.
Естественно, большинство претендентов уже через несколько минут теряли интерес к словам Кано и начинали отвлекаться, зевать или потягиваться. Именно за этим строго следили стоящие за их спиной тренера Кодокан. И лишь внимательного и почтительного юношу, который все время, не шелохнувшись, с уважением слушал пожилого сенсея, принимали в школу. Так туда попал и Ощепков.
Надо сказать, что тренировки тогда были намного суровей нынешних, и из всех, кто попал в школу вместе с Василием Сергеевичем, остался только один он. Да и японцы, после войны с враждебностью относившиеся к русскому, часто превращали обычные спарринги в настоящие бои, и Ощепкову пришлось очень непросто. Но, тем не менее, он первым из русских получил черный пояс по дзюдо, и третьим из европейцев второй дан.
После революции и гражданской войны Ощепков работал сначала во Владивостоке, устраивая показательные выступления и соревнования по дзюдо. После своего переезда в Москву он сумел заинтересовать высшее руководство страны борьбой, а в 1929 году начал преподавать ее в Государственном центральном институте физической культуры.
Сохранилась забавная история о том, как он привлек внимание первых людей страны. Ученик Ощепкова, Н.М. Галковский, рассказывает, что однажды секретарь командарма Тухачевского зашел в его кабинет и увидел, что командарм направил револьвер на крепкого, лысого гражданина, однако тот ловким приемом обезоружив шефа, бросил того на пол. Секретарь уже думал броситься на помощь начальнику, и только окрик Тухачевского остановил его. Оказывается, это сам военачальник, неплохо владевший навыками борьбы, попросил Ощепкова продемонстрировать на нем приемы дзюдо.
Именно с работой Ощепкова в Инфизкульте связана еще одна веха в появлении самбо. Дело в том, что учиться туда приезжали крепкие ребята со всех концов многонациональной советской страны, многие из которых неплохо владели своими, национальными видами борьбы.
Ощепков любил познавать новое и часто боролся с учениками, расспрашивая их о потенциально полезных приемах. Их он впоследствии добавлял в свою систему. Так, в будущем самбо появились элементы грузинской чидаобы, татарского и башкирского куреш, молдавской трынты, армянского коха, а также еще нескольких систем борьбы народов Советского Союза. Позже его ученики уже специально ездили по СССР, привозя мастеру фотографии приемов национальных видов борьбы. Конечно, Ощепков дополнял свою систему не только приемами борцов национальных республик. Также он активно впитывал умения классической и вольной борьбы.
Нужно сказать, что в те времена на улицах расплодилось множество хулиганов, и Ощепкову не раз приходилось успокаивать распоясавшихся люмпенов. Его жена в своих воспоминаниях рассказывала о том, как Василий Сергеевич однажды вырубил негодяя, который шел по улице и всем, попадавшим ему на встречу, бил в лицо.
Позже Ощепков с учениками организовал «чистопрудную практику». Дело в том, что в те времена на Чистопрудном бульваре в Москве вечером постоянно терлись хулиганы, пристававшие к прохожим и избивавшие тех, кто пытался их урезонить. Именно туда чуть ли не каждый вечер отправлялся Ощепков с учениками, чтобы устроить местным бузотерам показательную порку, избивая и разгоняя злостных нарушителей спокойствия. Будущим самбистам приходилось драться против преступников, вооруженных ножами, кастетами и палками, набирая, таким образом, бесценный опыт.
После трагической гибели В.С. Ощепкова в тюрьме в 1937 году, инициативу подхватил его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев, превратив борьбу вольного стиля дзюу-до (это не ошибка, именно так тогда это и произносилось) Ощепкова в то самбо, которое мы теперь знаем. Хотя официально советская борьба вольного стиля стала называться так только в 1947.
Современное самбо
Сейчас самбо — динамично развивающаяся система «борьбы в куртках», где разрешены броски в стойке, а также болевые на ноги и на руки в партере. Удушающие здесь, к слову, запрещены. Это было сделано еще на заре возникновения и популяризации самбо, так как в массы решили нести более мягкую и менее травматичную версию борьбы.
Однако для любителей пожестче в конце 90-х появилось боевое самбо — смесь ударных техник и борьбы, где разрешены добивания, удары руками и ногами, удары головой, удушения и прочие прелести нынешнего MMA. Практически, это и есть MMA, поэтому соревнования по боевому самбо выглядят так брутально.
Самбисты в MMA
Утверждение о том, что боевое самбо — это MMA «в куртке», полностью подтверждается нашими борцами, отлично проявляющими себя в смешанных единоборствах.
Самый очевидный пример — Федор Емельяненко, знаменитый «Последний Император», крушивший всех во времена японского «Прайда», и ставший символом ММА в России, сделав этот спорт столь популярным у нас. Кстати, 13 октября этого года он будет биться в Беллатор с любителем «трэштока» Чейлом Сонненом.
Также можно вспомнить Виталия Минакова, бывшего чемпиона в тяжелом весе все того же Беллатора. Ждем, когда он вернется в промоушен и получит обратно свой пояс.
Нельзя забывать и о первопроходце ММА из России, Олеге Тактарове, который бился в UFC, когда оно еще не было мейнстримом. В свое время он даже завоевывал пояс чемпиона.
Ну, и естественно, говоря о бойцах самбо в ММА, невозможно не упомянуть нынешнего чемпиона UFC в легком весе Хабиба «Орла» Нурмагомедова. Американской публике он, прежде всего, запомнился своей белой папахой и надписью на футболке «если бы самбо было легким, оно называлось бы джиу-джицу».
Недавно UFC анонсировало супербой между Хабибом и Конором Макгрегором за пояс в легкой весовой категории. Если никто опять не слетит с боя, что раньше бывало не раз, 6 октября этого года мы увидим противостояние настоящих титанов.
Самбо в уличной драке
Насколько самбо применимо в уличной драке? Главное преимущество этой борьбы заключается в том, что в ней есть множество приемов, как в стойке, так и в партере. Воткнуть противника головой в асфальт для профессионального самбиста — раз плюнуть, ведь он прошел все круги спаррингов и соревнований. А умение бороться в куртке для нашей климатической зоны трудно переоценить.
Как чекисты убили основоположника самбо Василия Ощепкова
10 октября 1937 года из-за отсутствия медикаментов и медпомощи скончался в 46-й камере Бутырской тюрьмы Василий Ощепков (р. 1893), один из основателей борьбы самбо.
«Я, истинный русский патриот, хотя и воспитанный в японской школе. Но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию. Я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года».
Василий Сергеевич Ощепков — родоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо. После передачи в 1905 году Южного Сахалина японцам по Портсмутскому миру оставшийся в 1904 году полным сиротой в русской части Сахалина, Василий, наиболее вероятно, благодаря старому знакомству с учеником духовной семинарии в Токио Трофимом Юркевичем, вернувшимся на каникулы в Александровский пост, тоже попал в поле зрения Русской духовной миссии в Японии. Он был отправлен опекунами на учёбу на остров Хонсю в Японии с оплатой за счёт сдачи в наём принадлежавшей ему унаследованной от отца недвижимости. Сергий (патриарх Московский) преподавал в женском духовном училище Киото (в православной миссии в Японии было 6 духовных училищ) и в духовной семинарии. Поэтому в РПЦ сложилось ошибочное мнение, что в Киото и во время учёбы Ощепкова в Японии была семинария, где вначале учился Ощепков, перекочевавшее в ряд книг и большинство сайтов об Ощепкове. Но, как и Трофим Юркевич, Ощепков с самого начала обучения в Японии был в семинарии в Токио при православной миссии, организованной будущим святым Николаем Японским.
В сентябре 1907 г. 14-летний Вася Ощепков попадает в духовную семинарию в Токио. Руководил семинарией Архиепископ Японский, Преосвященный Николай. Семинария – любимое детище архиепископа — представляло собой необычное учебное заведение: учились там и русские и японцы, а возраст учащихся от 14 до 60 лет. Учебная программа могла, пожалуй, потягаться и с современными вузами. Семинаристов обучали по полной программе японской гимназии: география, история Японии и Дальнего Востока, литература и теория словесности, грамматика, чтение писем и перевод газетных статей, написание сочинений, и иероглифическая каллиграфия японской и китайской литературы. Да плюс к этому богословские дисциплины, русский язык, литература, всеобщая история. Василий учился на совесть, по всем этим предметам в его свидетельстве об окончании семинария от 23 июня 1913 г. стоят лишь завидные, хотя и несколько непривычные для нас оценки – «отлично хорошо — 5» и «очень хорошо — 4». Семинария дала Василию отличное образование, помогла стать по-настоящему интеллигентным человеком в добрых старых русских традициях. В семинарии, как и в Японских школах, преподавались основы борьбы дзюдо, созданным знаменитым педагогом Дзигоро Кано.
Сообразительный и ловкий ученик, быстро постигавший технику дзюдо, понравился преподавателю и тот оказал ему одну немаловажную услугу. Один из лучших учеников Ощепкова Н.М. Галковский рассказывал, что раз в год проводился отбор лучших для обучения в знаменитом центре дзюдо Кодокан, и учитель под большим секретом сообщил приглянувшемуся ему русскому пареньку необычный принцип этого отбора.
По окончании семинарии в Токио он мог стать священнослужителем. В семинарии преподавалось дзюдо, и по рекомендации тренера как лучший дзюдоист семинарии 29 октября 1911 года Василий был допущен к вступительным испытаниям и принят в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано. В отличие от принятого в Кодокан одновременно с ним его друга Трофима Попилева и других, не выдержавших тягот обучения, он прошёл полный курс обучения собственно борьбе и в год окончания семинарии 15 июня 1913 года Ощепков за шесть месяцев получил также первую степень инструктора по обучению дзю-до — сёдан (первый дан). В октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. Следует отметить, что в то время в дзюдо было не 10 данов, как сейчас, а только 5.
В 1914 г. во Владивостоке открывает первую секцию дзюдо в России, которая просуществовала до 20-ого года. Занятия проводились во Владивостокском обществе «Спорт» в одноэтажном, но обширном кирпичном доме № 21 на Корабельно-набережной улице. В кружке занималось около 50 человек, преимущественно учащаяся молодежь. Сюда приходили тренироваться и японцы, проживающие в городе.
В 1915 г. Василий Сергеевич проводит первую международную встречу по дзюдо Россия-Япония, в 1917 г. вторую, на которую прибыли из Японии во главе со своим преподавателем господином Хидетоси Томабеци, экскурсанты-воспитанники японского высшего коммерческого училища г. Отару. В этом же году 4 октября Василию Сергеевичу присваивают второй дан.
Долгое время был разведчиком добывая в Японии важные сведения для СССР. В 1926 году ему приказывают вместе с женой немедленно выезжать в Советский Союз. Так безвременно, но вовсе не по его вине, закончилась уже налаженная и дававшая результаты разведывательная работа. В течение 6 долгих лет он постоянно жил под угрозой репрессии японских, теперь же перед ним впервые, но слишком отчетливо замаячила угроза «родных», советских репрессий. До глубины души оскорбленный Василий старается доказать свою добросовестность и полную лживость обвинений. «Я командирован нашей армией на опасную и важную для Родины работу. На эту работу может встать человек, прежде всего, глубоко любящий свою Родину и ненавидящий вечного и хитрого врага России. Я, истинный русский патриот, хотя и воспитанный в японской школе. Но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию. Я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года».
Бесспорно, что дзюдо оставалось дорогим Ощепковскому сердцу, он вновь приступил к своему любимому делу, став преподавателем во Владивостокском клубе физкультуры. В спортивном клубе с ним работает П.Н. Азанчевский, специалист английского и французского бокса (сават). В январе 1927 г. Ощепков подготавливает первых инструкторов: В.Г. Кузовлев, который в последствие вел работу в Ленинграде, Ф.И. Жамков, ответственный работник Центрального совета «Динамо», руководящий прикладными видами спорта. Из Владивостока Василий Сергеевич выезжает в Новосибирск на должность переводчика 7-ого отделения Штаба округа. Для сотрудников Штаба и местного общества «Динамо» он организовал секции по самозащите. Но если служба теперь не доставляла ему особых хлопот, то в личной жизни надвинулось большое несчастье. Мария Григорьевна тяжело заболела туберкулезом легких. Расходы на врачей и лекарства требовали все больших денег, и имеющегося заработка на это уже не стало хватать. Да и усилия местных врачей не давали никакого результата. Состояние здоровья Марии заметно ухудшалось. Василий старался добиться перевода в Москву или Ленинград, где можно было обеспечить более действенную лечебную помощь и иметь более высокий оклад. В сентябре 1929 г. его как специалиста по рукопашному бою приглашают для работы в Москву. Однако случилось это слишком поздно: жену, скончавшуюся, не дожив до 22 лет, он уже похоронил на одном из Новосибирских кладбищ.
В Москве Василий Сергеевич встретил овдовевшую, как и он сам, женщину, Анну Ивановну. Два этих уже не молодых, много переживших человека, создали добрую благополучную семью. Дочь Анны Ивановны, Дина Николаевна, вспоминала о доброжелательном отчиме, который относился к ней, как к родной дочери. Ощепков, живший в общежитии при Центральном Доме Красной Армии, перебрался к жене на Страстную, ныне Пушкинскую, площадь. В последствие Ощепков получил комнату в коммунальной квартире дома №6 по Дегтярному переулку. Работа продвигалась весьма успешно, и можно только удивляться той активнейшей деятельности, которую развернул Василий Сергеевич не только в столице, но и по всему Союзу. Его интересовало не только дзюдо, которым он владел в совершенстве, но и другие средства физического воспитания (акробатика, гимнастика), а изучению боевого спорта, такие как английский бокс, французский бокс (сават), французская борьба (классическая, а сейчас греко-римская), вольно-американская (вольная) уделял особое внимание. Ощепков, работая в ЦДК, а затем в Московском институте физкультуры воспитывает не только способных спортсменов, но и увлеченных своим делом умелых инструкторов: Валентин Сидоров, А.М. Рубанчик, Н.М. Галковский, Н. Гладков, А.А. Харлампиев, а также Р.А. Школьников, основоположник самбо на Украине.
В Ленинграде, не отставая от москвичей, трудилась целая группа квалифицированных специалистов. Ученик Василия Сергеевича еще с Владивостокских времен В.Г. Кузовлев, его ученик А.М. Ларионов и воспитанники Ощепкова разных лет – И.В. Васильев, С.В. Дашкевич и др.
После начала 7 июля 1937 года японо-китайской войны, которое правильно было понято в Кремле как начало второй мировой войны, но исход которой стратегами Кремля предсказывался как быстрое присоединение Китая к Японии с нападением их объединённых сил с помощью изменников родины, правотроцкистских элементов и членов их семей старше 15 лет на СССР, последовала истерия НКВД в отношении членов семей изменников родины и правотроцкистских элементов и особенно всех, имеющих отношение к Китаю и Японии. В частности, 20 сентября 1937 года Наркомом внутренних дел Н.Ежовым подписан приказ о харбинцах, объявивший всех бывших харбинцев (25 тысяч человек) достаточно изобличёнными для предъявления им всем обвинения в шпионаже агентами японской разведки, так как утверждалось, что подавляющее большинство их действительно является японскими шпионами, а в первую очередь подлежали аресту работавшие когда-либо в японских фирмах.
Сменовеховец, «харбинец», реэмигрант, японский шпион, бывший жандарм Василий Ощепков был обречен в любом случае, по любому из пяти возможных пунктов обвинения. Ощепков умер в камере Бутырской тюрьмы 10 октября — по официальной версии, от сердечного приступа, без использования пыток. Заключённые стояли в камерах, где не хватало не просто свежего, а никакого воздуха, куда ещё пускали горячий пар, и от удушья умирали и совершенно здоровые люди, а не то что больной стенокардией стокилограммовый великан. Он обратился к врачу, стенокардию признали, но в нормальную, не переполненную камеру его не перевели.
На первом же допросе всем обещали сохранить жизнь, которой угрожала нехватка воздуха в камерах, при признании вины, но большинство было расстреляно. Трофим Степанович Юркевич был арестован по приказу «о харбинцах» в конце марта 1938 года. 25 марта он «сознался» на допросе, что в 1929 году был завербован «агентом японской разведки» Василием Ощепковым. Через два дня изменил показания, спас этим жену и дочь Ощепкова, но сам расстрелян на Бутовском полигоне 10 июля 1938 года.
В ГЦОЛИФКе, где внедрялись восточные единоборства, были расстреляны почти все руководители, включая ректора.
Еще 8 октября, за два дня до смерти Ощепкова, дзюудо было исключено из учебных планов института, а все преподаватели во главе с Ощепковым отправлены в отпуск с последующим увольнением с 1 ноября 1937 года. Правда, Николай Галковский вскоре вернулся и продолжил подготовку бойцов-рукопашников. Но в 1937 году дзюу-до и дзюу-до вольного стиля как система, вышедшая из капиталистической Японии, были исключены из учебных планов институтов и техникумов физкультуры, почему ученики Ощепкова внедрили её новые названия — вместо «дзюудо вольного стиля» В.С. Ощепкова — просто «борьба вольного стиля» и предложенное В.А. Спиридоновым название «самбо», включили в систему самбо некоторые приёмы из книг В.А. Спиридонова, а о японской дзю-до и дзюу-до вольного стиля Ощепкова в своих работах даже не упоминали.
В 1957 году, благодаря стараниям вдовы Ощепкова, Анны Ивановны, он был реабилитирован за отсутствие в его действиях состава преступления.
(отсюда)
Н м галковский самбо биография
Не застрелим, так забьем! Как рукопашный бой и самбо помогли одержать великую победу
supersidr
2375 дней назад
6 комментариев
Blood&Sweat рассказывает о том, как навыки самбо и рукопашного боя помогали бойцам Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Опасный вид спорта
Спорт, который мы сейчас называем самбо, зародился в СССР в 20-е годы. Открыл его для нашей страны Василий Сергеевич Ощепков. Жизненные перипетии привели к тому, что мальчишка, родившийся в ссылке на Южном Сахалине, оказался на территории Японии, где стал учиться в семинарии. В перспективе он должен был стать священником, но у Бога были другие планы.
Ученики семинарии имели право заниматься дзюдо, и этот спорт прочно вошел в жизнь Ощепкова. Он стал первым европейцем, который закончил институт Кодокан, что по мнению спортивных экспертов невозможно для белого европейца, а вот для русского мужика Василия стало возможным.
После Японии Василий Сергеевич служил в царской контрразведке во время Первой мировой войны, а затем стал сотрудником советской разведки. Партия заинтересовалась дзюдо после того, как на одном из заседаний Ощепков продемонстрировал свои умения. Он оставаясь безоружным раскидывал нападавших на него красноармейцев, которые были вооружены палками и подручными предметами.
Однако это искусство оказалось опасно не только для соперников Ощепкова, но и для него самого, ибо в итоге он угодил под каток сталинских репрессий. Его обвинили в шпионаже в пользу Японии, и в 1937 году он был арестован, а затем и скончался в тюрьме. После этого слово дзюдо попало под запрет, последователи Ощепкова боялись говорить, что они его ученики, и имели реальные проблемы с властью.
Так, однажды Виктор Афанасьевич Спиридонов и Виктор Павлович Волков не поделили печатные материалы по системе борьбы вольного стиля. В итоге Спиридонов пожаловался на Волкова и обвинил его в плагиате. Дело разбирала серьезная комиссия с людьми из НКВД. Волкову грозила участь Ощепкова, но все сложилось по-другому. В комиссию позвали ученика Ощепкова Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Он сказал комиссии, что работы обоих авторов выполнены из рук вон плохо и требуют доработки.
В итоге комиссия вырулила вердикт: авторы должны свои работы делать тщательнее. Примечательно, что на заседании не раз всплывало имя Ощепкова. Волков потел и боялся сказать, что в своей книге использовал наработки врага народа, но члены комиссии как-то сами вспоминали Ощепкова и даже называли его товарищем.
Волкову повезло, Спиридонов смирился, а в следующих брошюрах по борьбе в одежде вычеркивалось имя Ощепкова и слово дзюдо. Тем более что была непростая ситуация с Японией, и перенимание боевого искусства врага не приветствовалось. К счастью, высшие политические чины после войны с Финляндией поняли, что этот спорт не нужно забрасывать, и Харлампиев стал его развивать и пропагандировать. В 1938 году был издан государственный указ о развитии борьбы в одежде, и вскоре проведен всесоюзный сбор, а уже в 1939 году состоялся всесоюзный чемпионат по борьбе вольного стиля.
Нужно сказать, что первооткрыватели самбо не задумываясь стали помогать стране после начала войны. Виктор Волков преподавал борьбу в Московской партизанской школе спецназовцам, которые под видом партизан забрасывались в тыл немцам, а позже он и сам стал воевать в тылу захватчиков. По его словам, приемы самбо не раз спасали жизнь ему и его товарищам. Виктор Спиридонов же преподавал самбо спецподразделениям в Туле, на переднем краю обороны в непростой 41-й год. По слухам, он скончался прямо на ковре во время одной из тренировок. Анатолий Харлампиев ушел на фронт добровольцем и закончил войну на Дальнем Востоке, где тренировался с пленными японцами, которые таскали с собой татами.
Забиваемся отделение на отделение
Вернемся в предвоенную Москву. В ней жил великий русский боксер и актер Константин Васильевич Градополов. Он был бойцом и теоретиком, и руководство страны попросило его разработать пособие боевого бокса для бойцов Красной Армии.
Сам боксер понимал, что не может быть какого-то отдельного боевого бокса, как, например, в самбо есть раздел боевое самбо. Боксер попытался разработать теорию рукопашной схватки, когда безоружный боец дерется против вооруженного оппонента, но в целом его приемы вызвали критику, так как были далеки от реальности.
Но Градополов все-таки оставил след в подготовке бойцов. Он ввел тренировки по групповому боксу. На этих тренировках бойцы делились на две команды по 10 человек и начинали схватку друг с другом. Поединок продолжался максимум 10 минут, дрались на площадке 15 на 15, и если боец выходил за ее пределы, то выбывал из боя. Использовали приемы только бокса, и можно было нападать нескольким бойцам на одного человека. Такие тренировки должны были адаптировать спортсменов к экстремальности рукопашной схватки, научить думать не только о себе, но и о товарище.
Широкого применения групповой бокс не получил, война выставила другие требования, и бойцов стали учить борьбе вольного стиля. Но в гарнизонах Дальнего Востока подобные рубки продолжались до конца войны.
Стоит сказать, что групповой бокс имел народные корни: в царские времена были распространены кулачные бои стенка на стенку, и Градополов успел их застать и даже поучаствовать. Советская власть такие дела не поддерживала. В новое время подобные бои есть в среде футбольных хулиганов, которые бьются стенка на стенку на чистых руках. Фанаты, кстати, в своих журналах пишут, что следуют традициям кулачных боев прошлого, более того, несколько лет назад кулачные бои стали мелькать и на масленичных гуляниях в разных частях нашей страны.
Борьба для реального боя
Весомый вклад во внедрение борьбы вольного стиля и рукопашного боя в ряды армии внесли два ученика Василия Ощепкова. Это Николай Михайлович Галковский и Борис Аркадьевич Сагателян. Первый разработал систему НПРБ-38 (Наставление по подготовке к рукопашному бою), а второй издал пособие под названием “Приемы боя невооруженного с вооруженным” (обезоруживание нападающего с револьвером, винтовкой, кинжалом).
Выносливость и сила самбистов играли важную роль в бою. Николай Галковский вспоминал, что на фронте его не раз выручала его сила. Он был начальником санитарного поезда, практически единственный мужчина в женском коллективе. В критических ситуациях он в одиночку грузил десятки раненых в поезд.
Первопроходец самбо на Украине Роман Александрович Школьников уверял, что немцы испытывали невероятные трудности с ним и его учениками в боях под Киевом. В одном интервью Школьников рассказал, что его подопечный, самбист Иван Михайлов так пугал немцев, что они кричали: “Гросс Иван! Гросс Иван!” (большой Иван).
В целом спортсменам на фронте было легче. Великий боксер Николай Королев подтверждал, что спортивная подготовка помогла ему выбраться из многих передряг, где простой человек не справился бы. Королев, например дважды выносил с поля боя Героя Советского Союза, полковника Д.Н. Медведева.
Мастер спорта СССР по самбо Леонид Голев на фронте получил звание Герой Советского Союза. Голев был наводчиком 45-миллиметрового орудия истребительно-противотанковой батареи.
При форсировании Днепра был убит командир его расчета. Голев взял командование расчетом на себя, и под его руководством была отбита вражеская атака. После этого он уничтожил 5 танков, 1 САУ «Фердинанд», 3 пулеметные огневые точки и около 50 солдат и офицеров противника. В этом бою Голев был тяжело ранен и в бессознательном состоянии отправлен в госпиталь, где ему вручили почетную награду. В пермском крае помнят и чтят своего героя. В Перми в его честь названа улица в Дзержинском районе, и в память о нем проводится всероссийский турнир по самбо.
Также стоит отметить Ивана Гладкова и Ивана Васильева, которые обучали рукопашному бою десантников. Васильев в 1943 году выпустил пособие по рукопашному бою, которое разошлось массовым тиражом.
Что дали самбо и рукопашный бой советским солдатам? Статистика показывает, что в 80% случаях рукопашных схваток инициаторами выступали именно наши солдаты. Ну а немецкие солдаты писали с Восточного фронта: «Кто не дрался с русскими в рукопашной схватке, тот не видел настоящую войну».
Наш спорт
Хотим поздравить читателей сайта Blood&Sweat с праздником Великой Победы. Передавайте поздравления вашим родным и близким. Фанаты ММА проживающие на территории бывшего СССР должны понимать, что у нас есть свои традиции силы, отваги и мужества, и мы не имеем права этого забывать.
Радует, что современные бойцы не забывают свои корни и кроме спорта пропагандируют патриотизм. Их примеру должен следовать каждый, кто уважает единоборства. Не воспринимайте 9 мая, как очередной выходной. Купите красные гвоздики и сходите к Вечному огню в вашем городе, чтобы возложить цветы в память обо всех погибших на этой войне. Или поздравьте ветеранов, которых осталось очень мало. С праздником вас, дорогие читатели!