на чем основана периодизация всемирной истории медицины

Периодизация истории медицины.

Изучается история медицины в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории, т.е. по следующим разделам:

1. Первобытное общество (около 2 млн. лет назад ― 4-е тысячелетие до н.э).

2. Древний мир (5-е тысячелетие до н.э. ― середина 1-го тысячелетия н.э.).

3. Средние века (476 год ― середина XVII в.).

4. Новое время (середина XVII ― начало XX вв.).

5. Новейшее время (1918 год ― начало XXI в.).

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

К концу X века христианство стало официальной религией Киевского государства. Борьба насаждавшегося сверху христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением их друг к другу. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На месте языческих мольбищ строились храмы и монастыри, вместо идолов и кумиров ставились иконы, свойства языческих ботов передавались христианским святым, тексты заговоров переделывались на христианский манер. Христианство не смогло сразу вытравить существовавшую у славян религию природы. По существу оно не опровергало языческих богов, а ниспровергало их: весь мир «духов», которыми славянин населял природу, христианство объявило «нечистой силой», «демонами». Так древний анимизм превратился в народную демонологию.

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины.

Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства. Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.

В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действп-1ельности в духе стихийного материализма.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за ‘византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.

Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.

Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары уничтожили много ценных источников.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию. Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.

Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя» (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано:

Источник

Назовите разделы истории медицины

+1. Общая история медицины

–2. Конкретная история медицины

+3. Частная история медицины

–4. Конфиденциальная история медицины

–5. Всеобъемлющая история медицины

–6. Примитивная история медицины

Что изучает общая история медицины?

+1. Закономерности и отличительные черты развития медицины

+2. Влияние знаменитых ученых на эволюцию медицинских знаний

–3. Возникновение и развитие узких медицинских дисциплин и специальностей

+4. Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения

–5. Деятельность выдающихся ученых в какой-то узкой научной области

–6. Только наиболее актуальные проблемы современного здравоохранения

Что изучает частная история медицины?

+1. Возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин

–2. Закономерности и особенности развития медицины в целом

–3. Определяющие научные направления, важнейшие открытия и достижения

–4. Влияние знаменитых ученых на эволюцию медицинских знаний

+5. Деятельность выдающихся ученых в каждой области медицины

–6. Только наиболее актуальные проблемы современного здравоохранения

5. Фармация и медицина РФ имеет…

–1. Исключительно национальный характер, ее создавали только этнические русские

+2. Интернациональный характер, ее создавали представители разных национальностей

–3. Исключительно национальный характер, лица других национальностей не допускались к медицинской практике и научной деятельности

–4. Исключительно интернациональный характер, ее создавали иностранные медики и фармацевты

–5. Межконтинентальный характер: ее создавали представители всех континентов

–6. Традиционный характер, т.к. базируется на традиционных для России философских системах

Назовите выдающихся ученных и врачей, которые родились в России

+1. Николай Склифосовский

+3. Святослав Фёдоров

+5. Зиновий Баркаган

На чем основана периодизация всемирной истории медицины?

+1. На современной периодизации всемирной истории

–2. На принятой в медицинской науке классификации болезней

+3. В основу положена смена социально-экономических формаций

–4. На жизнеописаниях выдающихся деятелей медицины

–5. На алфавитном перечне наиболее известных врачей и ученых

–6. В основу положена классификация методов лечения

Сколько периодов включает всемирная история медицины и фармации?

–5. Каждое столетие – это новый период всемирной истории

Какой эпохе соответствуют характеристики: первобытнообщинный строй; эмпирические знания; само- и взаимопомощь, формирующаяся медицина; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия; культовое врачевание?

+3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: рабовладение; влияние мифологии и религии; жреческая медицина; формирование традиционной, профессиональной и государственной медицины; народная медицина?

–3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: феодализм; влияние христианства и ислама; народная медицина; профессиональная, монастырская медицина; зарождение научной медицины и фармации?

–3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: капитализм; влияние материализма и естествознания, медицина научная, профессиональная, государственная; сохраняются народная и традиционная медицина?

–3. Первобытное общество

Какой эпохе соответствуют характеристики: капитализм и социализм; влияние научно-технической революции, научность, техногенность, интернациональность и международное сотрудничество; различные формы организации; сохраняются народная и традиционная медицина?

–3. Первобытное общество

14. Средства и приемы лечения, которые являются результатом многовекового опыта народа; они передавались устно из поколения в поколение – это …

–1. Научная медицина

–2. Клиническая фармакология

+3. Народная медицина

–4. Традиционная медицина

–5. Клиническая медицина

–6. Профилактическая медицина

15. Совокупность средств и приемов врачевания, основу которых составляет стройная религиозно-философская концепция – это…

–1. Научная медицина

–2. Клиническая медицина

–3. Народная медицина

+4. Традиционная медицина

–5. Медицинская философия

–6. Философская гигиена

Назовите основные черты традиционной медицины

+1. Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция

–2. Экспериментальное подтверждение теорий и гипотез

+3. Стабильность и постоянство на протяжении столетий

+5. Наибольшая эффективность и жизнеспособность на исторической родине

–6. Основу составляет научный эксперимент

Назовите основные черты научной медицины

+1. Создание научно- (экспериментально-) обоснованных концепций

–2. Стабильность и постоянство на протяжении столетий

–3. Основу составляет самобытная религиозно-философская концепция

+4. Основу составляет научный эксперимент, который должен подтверждать все философские идеи, эмпирические знания, гипотезы, теории

+5. Принадлежит всей человеческой цивилизации

–6. Наибольшая эффективность и жизнеспособность на родине ученого

Какие существуют группы источников изучения истории медицины?

+1. Этнографические источники

–2. Минеральные источники

+3. Письменные источники

+4. Материальные источники

+5. Фото-, видео-, аудиодокументы

–6. Рукодельные источники

19. Назовите примеры этнографических источников изучения истории медицины

20. Назовите примеры фольклорных источников изучения истории медицины

К какой группе исторических источников можно отнести монеты, медали, значки, амулеты, талисманы, иконы и т.п.?

–1. Этнографические источники

–2. Устные (фольклорные) источники

–3. Письменные источники

+4. Материальные источники

–5. Минеральные источники

–6. Классические источники

К какой группе исторических источников можно отнести папирусы; глиняные таблички с клинописью; религиозные книги; государственные законы и т.п.?

–1. Этнографические источники

–2. Устные источники

+3. Письменные источники

–4. Магнитные носители информации

–5. Фольклорные источники

–6. Минеральные источники

Каким термином английский лорд Б.Мойниган обозначил врачей, которые помимо медицины проявили себя в политике, технике, литературе, искусстве и других сферах?

–1. Медицинские альтруисты

–2. Альтернативные врачи

–3. Параллельные медики

Назовите наиболее известные общие эмблемы медицины

Что такое анк (таукрест)?

+1. Один из наиболее древних медицинских символов

–2. Профессиональный псевдоним Н.Пирогова

+3. Символ древнеегипетского бога-врачевателя Имхотепа

–4. Сосуд для лекарств в Древней Индии

–5. Средство для обезболивания во время операции

–6. Храм-больница в древней Греции

Какую область медицины символизирует птица пеликан?

ТЕМА 3. Медицина в первобытном обществе. Народная медицина

Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведения

+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки

–2. Труды ученых, живших в эту эпоху

+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа

–4. Папирусы, мумии фараонов

+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие

–6. Компьютерные диски, созданные врачевателями эпохи

Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствоведения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?

Что изучает палеопатология?

+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека

–2. Профессиональную патологию

–3. Патологические изменения из-за негативного воздействия природных факторов

–4. Патологические изменения древних лекарственных растений

–5. Патологию беременности у женщин первобытных племен

Источник

Периодизация истории медицины.Исторический источник, определение, классификация.

Изучается история медицины в соответствии с принятой в современной исторической науке периодизацией всемирной истории, т.е. по следующим разделам:

1. Первобытное общество (около 2 млн. лет назад ― 4-е тысячелетие до н.э).

2. Древний мир (5-е тысячелетие до н.э. ― середина 1-го тысячелетия н.э.).

3. Средние века (476 год ― середина XVII в.).

4. Новое время (середина XVII ― начало XX вв.).

5. Новейшее время (1918 год ― начало XXI в.).

Общая периодизация медицины Беларуси:

• Медицина Древнебелорусских государств.

• Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

• Медицина Беларуси в составе Российской империи.

• Медицина Республики Беларусь.

Предметом изучения истории медицины является исторический источник, содержащий информацию о медицинских знаниях и умениях: письменные, вещественные, устные, лингвистические, этнографические, кино–, фото–, фонодокументы, электронные носители информации. Вы можете получить навыки работы с письменными первоисточниками, изучая труды ученых и врачей, историко-медицинские документы, выполняя факультативно студенческую научную работу на основе опубликованных (работа в библиотеке) и архивных (работа в архиве) материалов с последующим выступлением на научно–практических конференциях и опубликованием собственных научных трудов.

Исторический источник — это всякий памятник прошлого, отражающий реальные события и дошедший до нас.

Источники изучения медицины первобытного общества.

Первобытная история является бесписьменным периодом. Сведения о медицине первобытнообщинного строя получены из различных источников. К ним относятся:

— данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

— данные палеопатологии. Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Сформировалась около 100 лет назад. До возникновения палеопатологии считали, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации.

— данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития народы, раньше овладевшие письменностью, оставили многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, не имевших письменности.

— данные этнографии. Применение сравнительного метода в апополитейных (т.е. доклассовых) первобытных обществах и синполитейных первобытных обществах (т.е. первобытных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обществами, современных изучавшим их ученым) дает более полное представление о различных сторонах общественного развития в прошлом. Изучение пережитков, которые ярко проявляются в обрядах.

3. Возникновение медицины в сообществах первобытных людей до образования родовой общины.

История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2 млн. лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.). Первобытнообщинный строй универсален, через него прошли все народы нашей планеты. Здесь складывались предпосылки для последующего развития: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, художественная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки.

Различают три периода в развитии первобытного врачевания:

― врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление обобщение эмпирических (чувственное, опытное познание) знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

― врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

― врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины).

Предмедицина — это совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей.

Отдельные приемы лечения некоторых заболеваний и травм животными, в том числе домашними (собаками, кошками и др.), свидетельствуют о древнейшем происхождении реакции животного на болезненные состояния и травмы. Непосредственные предки людей, которые стояли на самой высокой ступени эволюционной лестницы, надо полагать, владели этими приемами лучше животных. На ранних стадиях первобытного общества эти навыки были закреплены и дополнены новыми. Навыки возникли из непосредственной практики человека.Формирующаяся медицина — соответствует формирующемуся обществу. По мере становления человеческого общества происходило и становление медицины.Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн. лет назад до 300—200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300—200 тыс. лет назад — 40—35 тыс. лет назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни.Ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных. Следовательно, в этот период происходило накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.Из всех отраслей медицинских знаний раньше всех других были освоены человеком гигиенические знания. Уже на самых первых ступенях развития человека наряду с заботой о питании, забота о здоровье была одной из жизненно важных задач человека и человеческого общества (организация жилищ, добывание огня, поддержание его в очаге). На этом этапе истории еще не было погребений, а это значит, что еще не было связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.Древнейшие люди проявляли заботу о больных сородичах. Находки Ю.Дюбуа на о. Ява, обнаружившего бедренную кость питекантроп с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз), подтверждают этот вывод.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они целенаправленно занимались коллективным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников.Захоронения умерших проводили вдали от жилищ. Эти захоронения обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (на территории Украины), в палеолитических пещерных стоянках Шанидара (на территории Ирака). Появление захоронений умерших свидетельствует о развитии у древних людей (палеоантропов) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил.Это подтверждается также частыми находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоант­ропа, умершего в возрасте приблизительно 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещерных стоянках Шанидара обнаружено девять скелетов тяжелобольных древних людей, живших в период 70—44 тыс. лет назад.Археологические и палеопатологические исследования предоставили первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, алтей из семейства мальвовых, растение из семейства лилейных и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *