на что делится история

Исторические эпохи по порядку

Содержание статьи

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Что такое исторические эпохи, и в каком порядке они расположены? По какому принципу выстраивалась именно такая хронология? Какие признаки характерны для каждой из эпох, и почему тот или иной вид искусства, технологий развивался в определенный промежуток времени? Современные историки готовы дать ответы на все эти вопросы.

Что такое историческая эпоха

Эпоха в истории – это временной промежуток. Его длительность определяется событиями, характерными признаками, особенностями развития промышленности, искусства, человечества в целом.

Само слово-определение «эпоха» имеет греческие, а точнее – древнегреческие корни, переводится буквально как «значимый момент». Не все исторические периоды стали эпохами. К примеру, в тот или иной промежуток времени не происходило никаких значительных событий, и они остались в так называемом безвременьи.

В качестве примера можно привести литературные факты. Своеобразными эпохальными событиями можно назвать появление в литературе таких произведений, как «Война и мир» или «Тихий Дон».

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Критериями периодизации исторических процессов стали общественные формации и формации в искусстве. На их основании были выделены:

И если рассматривать эти временные периоды через «призму» событий, особенности развития искусства, литературы, промышленности, то можно разобраться детально в том, что такое исторические эпохи.

Каждый из перечисленных временных промежутков развития человечества можно разделить на дополнительные эпохи, для которых характерны те или иные события. Яркий тому пример – эпоха древнего мира. Именно в этот промежуток истории человек сделал колоссальный рывок в освоении недр земли, введении пусть и самых простых, но инноваций в свою жизнь.

Древний мир как эпоха в развитии человечества

Эпоху Древнего мира многие исторические источники позиционируют, как Доисторическое время, включающее в себя первобытные период развития человечества и Древний мир. Временной промежуток делят на несколько эпох:

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э. до 6 000 лет до н.э.) отмечена не только достижениями человека, но и природным явлением – окончился последний ледниковый период и повысился уровень мирового океана. Люди начали образовывать первые сообщества – родовые общины, усовершенствовали каменные орудия и расширили область их использования.

Эпоха неолита в период Древнего мира не имеет четких временных границ. Но именно на этом этапе своего развития человек перешел от собирательства к производству, обнаружил железо, изучил его свойства и научился применять его в быту, на охоте и других областях жизни.

На последних этапах эпохи Древний мир у человека появилась письменность, зародились империи и государства, где началось разделение на высшее и низшее сословие. На фоне освоения новых земель разгорались войны, ставшие своеобразным толчком к инновациям в развитии промышленности и военного дела.

Средневековье и его значение в истории человечества

Средневековье стало первой яркой вехой в истории развития человечества. Для этой эпохи характерны значимые события и кардинальные изменения в искусстве, промышленности. Историки считают именно этот временной период началом зарождения цивилизации в Европе.

В начале эпохи широко развивалась аграрная сфера, но на основе феодализма. Государственный строй стран уже представлял собой некую систему, в которую входили

Во второй половине Средневековья началась ускоренная эволюция человеческого сообщества, появились денежные отношения и товарное производство, то есть образовались мануфактуры, выпускающие определенный вид товара.

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Обществом фактически правила религия. Сообщества этого плана оказывали огромное влияние и на государственный строй, и на производство. Началась эпоха в эпохе, когда церковь стремилась не просто поделить с государством сферы влияния на общество, а взять все бразды правления в свои руки. Религия тормозила развитие науки, боясь, что новые знания станут причиной, своеобразным катализатором к ее падению.

Новое время в истории

Эпоха Нового времени (с 1480 по 1790 года нашей эры) в истории человечества интересна тем, что в нее не все народности и страны вступили одновременно. В этот период огромное влияние на весь мир в целом оказывала Европа и европейские государства. Для эпохи характерно зарождение гражданского общества, разработка законов и законодательной базы в целом, ее принятие обществом.

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

В этот временной период зарождается философия, позволяющая объяснить хронологию и принцип развития человечества, производства и других сфер с точки зрения рациональности. Кроме этого, начинается становление капиталистического строя, причем на основе гражданского права и законодательства, появляются первые мировые сообщества. И, как ни странно, на этом фоне появляется отчужденность между некоторыми государствами или их группами, основанная на принципах

В эпоху нового времени мир начинает делиться на капиталистический и социалистический лагери, формируются военные блоки, дестабилизирующие мир и отношения меду странами.

Несмотря на все негативные характеристики Нового времени, именно в эту эпоху стартует развитие экономики и промышленности, происходят значимые изменения в искусстве, литературе, вводятся в использование новые технологии.

Эпоха Новейшего времени в истории человечества

Эпоха Новейшего времени, согласно большинству исторических источников и трудов, начинается в 1918 году. Она является самой противоречивой и самой переломной одновременно. Колониальные империи начинают распадаться, вспыхивают революции, происходят значимые изменения и в правовом, и в общественном плане, интеграция религиозных направлений и сообществ.

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Несмотря на то, что в этот исторический период происходили и происходят большое количество военных столкновений и экономических кризисов, стремительно развивается промышленность, вводятся все новые и новые инновационные технологии, а во многих отраслях происходят стремительные технологические прорывы.

Меняется и искусство, появляются его новые направления, на передний план выходит авангардизм, необычные музыкальные направления, в литературе появляются новые веяния.

Историки считают, что для потомков наиболее интересной эпохой будет именно Новейшее время в истории человечества. Насколько длинна и значима будет эта эпоха, судить будут те, кому выпадет на долю ее анализ и подведение итогов сделанного.

Источник

Как делится история? Основные этапы

История делится на две основные ветви: предыстория и история. Они, в свою очередь, подразделяются на этапы: эпохи камня и металлов, соответствующие предыстории; и древний, средний, современный и современный периоды, соответствующие истории.

Предыстория несет ответственность за изучение всех этих фактов до изобретения письменности. Он разделен на две стадии: каменный век (включает палеолитический, мезолитический и неолитический периоды) и век металлов (образованный медным веком, бронзовым веком и железным веком).

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

История изучает все события, которые произошли от изобретения письма до настоящего времени. Он делится на четыре этапа: древний век, средневековье, современность и современность.

Далее каждая из веток истории будет детализирована:

предыстория

Ветвь истории, которая отвечает за изучение стадии от появления человека до появления письменности.

Предыстория делится на каменный век и металл век.

1- Каменный век

Каменный век охватывает период между 250000 и 3000 годами. C., приблизительно.

Он называется «каменный век», потому что на этой стадии человек использовал камень для ежедневного использования. Он состоит из палеолита, мезолита и неолита.

— палеолитический

Палеолит включает период с 250000 до 10000 лет. C. Он делится на нижний, средний и верхний палеолит.

В этот период человек был кочевым. Он переехал в поисках пищи, чтобы выжить. Также для него было характерно построение простых инструментов (из камня).

— мезолит

Это переходный период между палеолитом и неолитом. Во время мезолита человек должен был изменить свои методы выживания, для чего они начали приручать животных, чтобы охотиться с большей легкостью.

— неолит

Также называется период полированного камня или нового камня. Он охватывает период между примерно 5000 а. С и 3000 а. С.

Это характеризовалось появлением сельского хозяйства и домашнего скота, который заставил их стать сидячими. Не было необходимости перемещаться из одного места в другое в поисках пищи, потому что они могли сажать и выращивать то, что им нужно..

2- Возраст металлов

Век металла был назван историческим периодом, в течение которого человек начал использовать металлы в повседневной жизни..

Большинство историков утверждают, что это началось незадолго до 5000 года до нашей эры. C. и это привело к появлению письменности. Однако это не означает, что человек отказывается от использования металлов..

Он состоит из медного века, бронзового века и железного века.

— Медный век

На этой стадии сидячий человек начинает использовать медь, золото и серебро для создания инструментов для улучшения сельского хозяйства и охоты..

— Бронзовый век

Он возникает, когда человек обнаруживает, что благодаря сплаву меди с оловом получается бронза (более стойкий металл, чем медь).

В этом веке появляется появление первой политической власти. Также наблюдается, как социальная организация отличалась от предыдущих периодов и стала замечать социальное неравенство.

Бронзовый век распространился по большей части территории мира. Однако, это было ограничено пустыней Сахара, препятствующей ее глобальному расширению.

— Железный век

Этот период характеризуется использованием железа для реализации своей посуды. Вы начинаете использовать железо, потому что это был металл, который был в изобилии (намного больше, чем медь и бронза).

Первые признаки разделения социальных классов не наблюдается. Эта стадия распространилась по всему миру, достигнув пустыни Сахара.

история

Он делится на четыре этапа: старость, средний возраст, современный век и современный век

1- Древний век

Древний век начинается с появления письменности и заканчивается падением Западной Римской империи в 47 году нашей эры. С.

За это время возникли первые цивилизации: месопотамская, финикийская, персидская, ивритская, египетская, греческая и римская..

2- Средневековье

Средневековье охватывает изучение исторических событий с пятого века до пятнадцатого века.

Он начинается с падения Западной Римской империи и заканчивается открытием американского континента (некоторые историки отмечают, что он заканчивается падением Византии).

Он характеризовался упадком римского гражданства и реализацией теоцентрической идеологии христианской и мусульманской идеологии..

В экономическом аспекте стали использовать модель феодального производства, согласно которой король давал протяженность земель (феодальных владений) дворянам и воинам..

Это, в свою очередь, позволяло крестьянам жить там с условием, что они их производят, они были переданы им.

Средним возрастом правили как короли, так и духовенство, поскольку именно они установили, что можно или нельзя делать.

3- Современная эпоха

Современная эпоха начинается с открытия Америки (1492 г.) и заканчивается Французской революцией (1789 г.).

В этот период европейский континент претерпел большие экономические, социальные и политические изменения. Он характеризовался тем, что придавал антропоцентрическое значение жизни человека (больше внимания уделялось искусству, литературе и научным исследованиям).

Кроме того, возникло так называемое «Современное государство», которое состояло в сосредоточении власти на короле, и для достижения этого было необходимо вести переговоры с феодалами, чтобы отказаться от их индивидуальных прав (в некоторых случаях велись войны за получение земель).

Впоследствии возникла политическая власть под названием абсолютная монархия.

4- Современный век

Современная эпоха начинается с Французской революции 1789 года и продолжается до сегодняшнего дня..

Этот этап истории характеризуется своими научными открытиями, такими как: пароход, электрическая батарея, телефон, электрическая лампочка, самолет, мобильный телефон и другие..

Это этап истории, на котором сегодня живут. По этой причине каждый день они добавляют больше трансцендентных событий в жизнь человека..

Источник

Периодизация истории. Проблемы, периоды, источники.

Периодизация всемирной истории

Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме. Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира. С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу. Проще говоря, это систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества).

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация Новейшей истории
Периодизация Нового времени

Подходы к периодизации истории

Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.

Формационный

Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества – ​формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-­экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая должна была наступить после «всеобщего наступления коммунизма». Однако, после распада СССР и падения коммунистических режимов формационный подход претерпел ряд изменений, теперь формации в нём считают несколько иначе – коммунистическая формация исключена, капиталистическую формацию называют Новым временем, а после него идёт Новейшее время.

Цивилизационный

Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — ​цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — ​многозначный термин, его можно понимать по-разному:
• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — ​синоним культурного развития);
• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

20 интересных фактов о материках

на что делится история. Смотреть фото на что делится история. Смотреть картинку на что делится история. Картинка про на что делится история. Фото на что делится история

Что изучает география

Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Разные ученые насчитывают различное количество локальных цивилизаций, традиционно их принято выделять несколько десятков. Локальные цивилизации занимали и занимают большие культурные регионы с несколькими государствами. Важную роль в формировании цивилизаций сыграли религии (такие как христианство, ислам и др.).
Цивилизационный подход делает упор на изучение специфики локальных цивилизаций, подчеркивая многообразие форм исторического процесса. Это своеобразная многоцветная картина, где все элементы дополняют друг друга. Вместе с тем изучение цивилизаций также не дает нам исчерпывающего ответа на вопрос о закономерностях развития всего человеческого общества. Поэтому многие историки ­считают цивилизационный и формационный подходы не взаимо­исключающими, а скорее дополняющими друг друга.

Основные периоды истории

Доисторический

Начался он в эпоху палеолита, около 2 млн лет назад, когда древние люди стояли ещё на гораздо более низкой ступени развития. Несмотря на определённые достижения палеолита, развитие в доисторический период шло очень медленно. Этот период начал сменяться другим, античным, или рабовладельческим, примерно 5 тысяч лет назад, когда по планете уже вовсю шагала неолитическая революция, а на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зарождались первые цивилизации Древнего мира. Доисторический период характеризуется основными занятиями людей – охотой и собирательством. Однако, в переходный период (то есть перед зарождением Античности) охота и собирательство начали постепенно сменяться земледелием и скотоводством, а структура общества начала усложняться. Были изобретены первые языки общения, религия и различные ремёсла.

Античный

Античность продлилась с начала III тысячелетия до н. э. и закончилась во второй половине V века нашей эры. Это была эпоха первых могучих государств, таких, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция. В античности обычно выделяют следующие периоды:

Характеристика античного периода: активное развитие искусств, поэзии, науки. Появились театры, была изобретена демократия. Также появились первые представления о правах человека.

Средневековый

Продлились Средние века около тысячи лет, с V по XV век. Средневековье началось после падения Римской империи, которое погрузило Европу в тёмный и мрачный период истории, когда очаги цивилизации практически угасли. А закончилось оно в эпоху Великих географических открытий, которые раздвинули для человечества границы известного мира и позволили взглянуть на него по-новому. Средневековый феодализм делится на три основных периода:

Основные характерные черты Средневековья – феодальный строй, значительное влияние Церкви на общество и вообще на всё на свете, абсолютная монархия, инквизиция, подавляющая все ростки инакомыслия.

Источник

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

1) про­цесс раз­ви­тия при­ро­ды и че­ло­ве­че­ст­ва;

2) нау­ка, изу­чаю­щая про­шлое, кон­крет­ные про­яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти ис­то­рич. про­цес­са, раз­ви­тие об­ще­ст­ва и дея­тель­ность лю­дей во всём её мно­го­об­ра­зии.

Воз­ник­но­ве­ние и ста­нов­ле­ние ис­то­ри­че­ской нау­ки

История воз­ник­ла как осо­бый литературный жанр в глу­бо­кой древ­но­сти из ми­фо­ло­гических пред­став­ле­ний, при­об­рет­ших фор­му ле­ген­дар­но-эпических ска­за­ний, и лишь по­сте­пен­но, на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий, при­об­ре­та­ла чер­ты нау­ки. Пред­став­ле­ния о еди­ном про­стран­ст­ве истории, од­но­на­прав­лен­ном ли­ней­ном не­об­ра­ти­мом вре­ме­ни, вос­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от пер­во­го «за­ве­та» Бо­га к по­сле­дую­щим впер­вые поя­ви­лись в Биб­лии с са­мо­го на­ча­ла её фор­ми­ро­ва­ния во 2-й половине II-го тысячелетия до н. э. При­мер­но столь же древ­няя ис­то­рическая тра­ди­ция су­ще­ст­ву­ет в Ки­тае, а так­же в Древ­нем Егип­те, Ме­со­по­та­мии и др. древ­ней­ших оча­гах ци­ви­ли­за­ции.

Сбли­же­ние истории с др. нау­ка­ми, ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов, раз­ра­бо­тан­ных эти­ми нау­ка­ми, даль­ней­шая диф­фе­рен­циа­ция ис­сле­до­ва­ний су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­ли ис­сле­до­ва­тель­ский ар­се­нал ис­то­ри­ка, но в то же вре­мя соз­да­ли уг­ро­зу рас­ще­п­ле­ния тра­диционного пред­ме­та ис­то­рической нау­ки, пре­вра­ще­ния её са­мой в под­от­рас­ли др. на­ук. Си­туа­ция усу­губ­ля­ет­ся на­рас­таю­щи­ми про­цес­са­ми в об­щественном соз­на­нии, всё бо­лее ув­ле­чён­ном па­ра­диг­ма­ми по­стмо­дер­низ­ма, с его без­гра­нич­ным ре­ля­ти­виз­мом, при­зна­ни­ем со­су­ще­ст­во­ва­ния на­уч­но­го и па­ра­на­уч­но­го зна­ния, сти­ра­ни­ем гра­ней ме­ж­ду стро­гим ис­сле­до­ва­ни­ем и сен­са­ци­он­ны­ми «от­кры­тия­ми», пред­ло­жен­ны­ми пуб­ли­ке людь­ми, не об­ла­даю­щи­ми про­фес­сио­наль­ны­ми зна­ния­ми и уме­ни­ем. Ре­шить все эти про­бле­мы ис­то­рическая нау­ка в со­стоя­нии на пу­ти раз­ви­тия собственной ме­то­до­ло­гической ба­зы, уг­луб­лён­но­го изу­че­ния ис­точ­ни­ков и по­пу­ля­ри­за­ции ре­зуль­та­тов серь­ёз­ных на­учных ис­сле­до­ва­ний.

Струк­ту­ра ис­то­ри­че­ской нау­ки

Ис­то­рическая нау­ка име­ет внутреннюю спе­циа­ли­за­цию, ори­ен­ти­ро­ван­ную на изу­че­ние кон­крет­ных про­яв­ле­ний че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (во­енная история, эко­но­мическая история, ис­то­рии куль­ту­ры, ре­ли­гии, ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки, ин­тел­лек­ту­аль­ная история, ис­то­рия-био­гра­фия и т. д.) или отдельных пе­рио­дов че­ло­ве­че­ской истории (ме­дие­ви­сти­ка, история Древ­не­го ми­ра или Но­во­го вре­ме­ни и т. д.), на изу­че­ние истории стран и на­ро­дов.

Функ­ции ис­то­ри­че­ской нау­ки

Как лю­бой нау­ке, истории свой­ст­вен­на по­зна­ва­тель­ная функ­ция. Ис­то­рическая нау­ка по­зво­ля­ет луч­ше по­нять свя­зи ме­ж­ду яв­ле­ния­ми, тен­ден­ции из­ме­не­ний, оп­ре­де­лить ме­сто че­ло­ве­ка или со­об­ще­ст­ва в по­сто­ян­но ме­няю­щей­ся кар­ти­не бы­тия, вы­явить ор­га­ническое един­ст­во про­шло­го, на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го. Об­ще­ст­во тре­бу­ет от ис­то­ри­ка су­ж­де­ний и вы­во­дов, ко­то­рые по­мог­ли бы из­бе­жать по­вто­ре­ния со­вер­шён­ных в про­шлом оши­бок («уро­ки ис­то­рии»). В то же вре­мя ис­то­рик, как и че­ло­век, за­ня­тый лю­бым др. ин­тел­лек­ту­аль­ным тру­дом, изу­ча­ет свой пред­мет не толь­ко ра­ди дос­ти­же­ния кон­крет­ной прак­тической це­ли, но так­же ру­ко­во­дству­ет­ся не имею­щим гра­ниц про­фес­сио­наль­ным по­зна­ва­тель­ным ин­те­ре­сом.

Важ­ней­шее ме­сто за­ни­ма­ет об­ра­зо­ва­тель­ная функ­ция. Она за­клю­ча­ет­ся в разъ­яс­не­нии ис­то­ри­ка­ми об­ще­ст­ву су­ти по­знан­ных им яв­ле­ний, ис­то­рических пу­тей, прой­ден­ных на­ро­да­ми и го­су­дар­ст­ва­ми, при­чин ус­пе­хов и не­удач на этих пу­тях. Близ­ко к об­ра­зо­ва­тель­ной на­хо­дит­ся вос­пи­та­тель­ная функ­ция истории, за­ро­див­шая­ся ещё в Древ­нем ми­ре, где боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось «вос­пи­та­нию гра­ж­да­ни­на» на ис­то­рических при­ме­рах гражданской доб­ро­де­те­ли. В истории ви­дят си­лу, ут­вер­ж­даю­щую в соз­на­нии лю­дей так­же нравственные и ре­лигиозные доб­ро­де­те­ли. Историю при­ня­то рас­смат­ри­вать и как дей­ст­вен­ное сред­ст­во в вос­пи­та­нии пат­рио­тических чувств, де­фи­цит ко­то­рых чре­ват национальными ка­та­ст­ро­фа­ми. Об­ще­ст­во при­зна­ёт и про­гно­сти­че­скую функ­цию ис­то­рической нау­ки. Есть учё­ные, ко­то­рые при­да­ют са­мо­сто­ятельное зна­че­ние эс­те­ти­че­ской функ­ции ис­то­рической нау­ки, ко­то­рую они рас­смат­ри­ва­ют как ос­но­ву и мо­тив для син­те­за тео­ре­тического и эс­те­тического ос­вое­ния ми­ра.

Со­став­ные эле­мен­ты ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния

Сре­ди ме­то­дов ис­то­рической нау­ки наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ский ме­тод. Он по­зво­ля­ет вы­яв­лять тен­ден­ции ис­то­рического про­цес­са, фор­ми­ру­ет на­учную ба­зу его пе­рио­ди­за­ции, ука­зы­ва­ет на об­щее и осо­бен­ное в истории, да­ёт воз­мож­ность пре­одо­леть пё­ст­рую обо­лоч­ку яв­ле­ний и про­ник­нуть в их сущ­ность. Срав­ни­тель­но-ис­то­рический ме­тод пред­по­ла­га­ет ти­по­ло­ги­за­цию ис­то­рических яв­ле­ний, по­зво­ляю­щую от­де­лить их сущ­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки от вто­рич­ных, не­обя­за­тель­ных. Ти­по­ло­ги­за­ция яв­ля­ет­ся убе­ди­тель­ной на­учной аль­тер­на­ти­вой прак­ти­ке пря­мых ана­ло­гий, ко­то­рая до­пус­ка­ет сво­бод­ное срав­не­ние раз­лич­ных по са­мой сво­ей при­ро­де, но внеш­не схо­жих яв­ле­ний и ве­дёт к оп­ро­мет­чи­вым вы­во­дам. Раз­ви­тие срав­ни­тель­но-ис­то­рического ме­то­да спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию ис­то­риз­ма (в рус­ле ко­то­ро­го все яв­ле­ния про­шло­го и история в це­лом рас­смат­ри­ва­ют­ся как не­кий про­цесс раз­ви­тия, под­чёр­ки­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная не­вос­про­из­во­ди­мость су­ще­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик ис­то­рических эпох, не­смот­ря на их ка­жу­щую­ся иден­тич­ность), при­шед­ше­го на сме­ну про­ви­ден­циа­лиз­му (кон­цеп­ции Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния), рас­про­стра­нён­но­му в ан­тич­ном и средневековом об­ще­ст­ве и со­хра­нив­ше­му­ся в мо­ди­фи­ци­ро­ван­ном ви­де в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя.

Сбли­же­ние с со­цио­ло­ги­ей по­зво­ли­ло ис­то­ри­кам ак­тив­но при­ме­нять ме­то­ди­ки, прак­ти­куе­мые в со­цио­ло­гических ис­сле­до­ва­ни­ях. Так, из со­цио­ло­гии в историю при­шёл кон­тент-ана­лиз. Ак­тив­но ис­поль­зу­ет со­цио­ло­гические ме­то­ды так­же ген­дер­ная история, вы­де­лив­шая­ся в по­след­ние го­ды в са­мо­сто­ятельное на­прав­ле­ние ис­то­рической нау­ки. По­доб­ным же об­ра­зом из прак­ти­ки ис­поль­зо­ва­ния но­вых ме­то­дов вы­рос­ли та­кие на­прав­ле­ния и шко­лы ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний, как про­по­со­гра­фия, раз­вив­шая­ся из ис­то­ри­ко-био­гра­фических ис­сле­до­ва­ний, мик­ро­ис­то­рия, со­сре­до­то­чив­шая­ся на изу­че­нии «ка­пил­ля­ров» ис­то­рии, и др.

И в за­ру­беж­ной, и в отечественной ис­то­рической нау­ке по­сто­ян­но по­яв­ля­ют­ся но­вые ме­то­ды, что свя­за­но с по­треб­но­стя­ми са­мой нау­ки и с за­им­ст­во­ва­ния­ми из смеж­ных дис­ци­п­лин (со­цио­ло­гии, эт­но­ло­гии, де­мо­гра­фии, куль­ту­ро­ло­гии и др.). Со­вер­шен­ст­ву­ет­ся ка­те­го­ри­аль­но-по­ня­тий­ный ап­па­рат ис­то­рической нау­ки. Опыт ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний по­след­них сто­ле­тий по­ка­зал, что на­зван­ные и иные ме­то­ды по­зво­ля­ют бо­лее или ме­нее точ­но опи­сать и объ­яс­нить отдельные сто­ро­ны ис­то­рического про­цес­са, дать ключ к ре­ше­нию кон­крет­ных ис­сле­до­ва­тель­ских за­дач, но не мо­гут пре­тен­до­вать на уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Обыч­но в ис­то­рических ис­сле­до­ва­нии при­ме­ня­ет­ся со­че­та­ние различных ме­то­дов, что по­зво­ля­ет ис­то­ри­ку мак­си­маль­но рас­ши­рить спектр ре­шае­мых на­учных за­дач.

Ме­то­до­ло­гия истории на­хо­дит­ся в тес­ной свя­зи с раз­ви­ти­ем ис­сле­до­ва­тель­ских ме­то­дик, ко­то­рые, хо­тя и слу­жат кон­крет­ным ин­ст­ру­мен­та­ри­ем спе­циа­ли­ста, ока­зы­ва­ют оп­ре­де­лён­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние ме­то­до­ло­гической ба­зы истории как нау­ки.

Ис­то­ри­че­ская нау­ка и смысл ис­то­рии

Мыс­ли­те­ли раз­ных эпох не раз за­да­ва­лись во­про­сом о смыс­ле истории. Наи­бо­лее дав­ним по вре­ме­ни и со­хра­нив­шим не­ма­ло при­вер­жен­цев до на­ших дней нуж­но счи­тать по­ни­ма­ние истории как осу­ще­ст­в­ле­ние Бо­же­ст­вен­но­го про­мыс­ла. Про­све­ти­те­ли по­пы­та­лись объ­яс­нить со­дер­жа­ние и смысл ис­то­рического про­цес­са как раз­ви­тие ра­зу­ма и на­ук. Г. В. Ф. Ге­гель и его по­сле­до­ва­те­ли вер­ну­лись к те­лео­ло­гическому обос­но­ва­нию су­ти истории, об­лёк­ши сам про­цесс в диа­лек­тические фор­мы.

Ис­то­ри­ки-по­зи­ти­ви­сты фак­ти­че­ски сня­ли про­бле­му смыс­ла истории, со­сре­до­то­чив­шись на вы­яс­не­нии при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей ме­ж­ду отдельными яв­ле­ния­ми и со­бы­тия­ми и ос­та­вив её на ус­мот­ре­ние тре­ти­ро­вав­ших­ся ими фи­ло­со­фов. Но­вая по­пыт­ка ра­цио­на­ли­сти­че­ски объ­яс­нить смысл истории бы­ла пред­при­ня­та мар­ксис­та­ми, ко­то­рые, осу­див Ге­ге­ля за те­лео­ло­гическое ви­де­ние истории, в ито­ге воз­ве­ли соб­ст­вен­ную те­лео­ло­гическую кон­ст­рук­цию, но уже без Бо­га или ге­ге­лев­ской «аб­со­лют­ной идеи». В XX веке ис­то­рическая нау­ка в сво­их по­строе­ни­ях всё бо­лее оп­ре­де­лён­но ста­но­ви­лась на путь ре­ля­ти­виз­ма, ко­то­рый в кон­це кон­цов при­вёл к по­стмо­дер­низ­му, про­воз­гла­сив­ше­му при­ем­ле­мы­ми все объ­яс­не­ния. По­сти­же­ние смыс­ла истории не яв­ля­ет­ся ис­клю­чительной пре­ро­га­ти­вой ис­то­ри­ков. Оно яв­ля­ет­ся главной за­да­чей фи­ло­со­фии ис­то­рии, в ре­ше­нии ко­то­рой ис­то­ри­ки уча­ст­ву­ют вме­сте с фи­ло­со­фа­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми др. от­рас­лей об­ще­ст­воз­на­ния.

Изу­че­ние ис­то­рии

На За­па­де та­ко­го ро­да об­ра­зо­ва­ния тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ют, как пра­ви­ло, при уни­вер­си­те­тах; в на­шей стра­не ут­вер­ди­лась прак­ти­ка изу­че­ния ис­то­рии (как и др. на­ук) в сис­те­ме Ака­де­мии на­ук. Ве­ду­щие ин­сти­ту­ты РАН (Институт все­об­щей ис­то­рии, Институт российской ис­то­рии, Институт ар­хео­ло­гии, Институт эт­но­ло­гии и ан­тро­по­логии, Институт вос­то­ко­ве­де­ния, Институт сла­вя­но­ве­де­ния и др.) сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ис­то­рической нау­ки в СССР и РФ.

Важ­ную функ­цию вы­пол­ня­ют пе­рио­дические ис­то­рические из­да­ния, ак­туа­ли­зи­рую­щие ис­то­рио­гра­фические изы­ска­ния («Во­про­сы ис­то­рии», «Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия», «Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия», «Сла­вя­но­ве­де­ние», «Ар­хео­ло­гия», «Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние», «Вос­то­ко­ве­де­ние», «Вест­ник Древ­ней ис­то­рии» и др.). Не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бе раз­ви­тие ис­то­рической нау­ки без сис­те­мы ар­хи­вов, су­ще­ст­вую­щей в на­шей стра­не и за ру­бе­жом. Су­ще­ст­вен­ный вклад в на­ко­п­ле­ние, хра­не­ние и об­ра­бот­ку ис­то­рических па­мят­ни­ков вно­сят ис­то­ри­че­ские му­зеи. Раз­ви­тие ис­то­рической нау­ки в Но­вей­шее вре­мя по­тре­бо­ва­ло объ­е­ди­не­ния уси­лий ис­то­ри­ков на меж­ду­народном уров­не. Ус­пеш­но функ­цио­ни­ру­ют Ме­ж­ду­народный ко­ми­тет ис­то­рических на­ук (МКИН) и др. ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щие ис­то­ри­ков раз­ных стран.

Иллюстрация:

Тру­ды по все­об­щей ис­то­рии. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *