на какие два этапа можно разделить историю школьных проектов и реформ екатерининской эпохи
Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи
Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.
По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772). Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др. Профессор Московского университета Ф.Г. Дилътей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей («рабские» или «дядские» школы).
В проекте «государственных гимназий» или «детских воспитательных академий», представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.
Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность. В 1782 г. Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ». В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). Согласно «Уставу. » 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений. Фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян. Из-за нехватки учителей, недостаточной государственной поддержки многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.
Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность. Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования.
По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772). Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др. Профессор Московского университета Ф.Г. Дилътей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей («рабские» или «дядские» школы).
В проекте «государственных гимназий» или «детских воспитательных академий», представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.
Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность. В 1782 г. Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ». В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). Согласно «Уставу. » 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений. Фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян. Из-за нехватки учителей, недостаточной государственной поддержки многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Педагогические проекты Екатерининской эпохи
В истории педагогических идей и проектов Екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции, на втором (с начала 1780-х гг.) — германского школьно-педагогического опыта.
В 1763 г. Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил несколько документов, прежде всего «Генеральный план воспитательного дома» (1764 г.) и «Краткое наставление. о воспитании детей», где при трактовке физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты воспитания идеальных дворян. Бецкой ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу. новое воспитание и, так сказать, новое порождение. Осудив результаты прежних реформ образования, он видел причины неудач в том, что их инициаторы заботились только об украшении и просвещении разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит. По суждениям Бецкого, корень всему злу и добру воспитание. Предлагалось поэтому сначала воспитать новую породу, или новых отцов и матерей. Утверждалось, что правильное воспитание возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общества и семьи, создании закрытых воспитательных училищ. Бецкой перечислял несколько добродетелей, о воспитании которых следовало заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезнование о бедных, знание правил семейной жизни, отвращение от всяких продерзостей, опрятность.
В 1760-х гг. были разработаны еще несколько проектов.
Профессор Московского университета Фридрих Генрих Дильтей составил план учреждения начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (рабские, или дядские, школы). Предусматривалось создать 2 дядские школы — в Москве и Петербурге, более 20 тривиальных школ для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.
В проекте, представленном Комиссией по учебной реформе, предусматривалось создание закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет до 18 лет «без различия звания» (исключая крепостных). Задумывались 4 типа гимназий: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. В гимназиях всех типов предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.
Несколько проектов подготовила Частная комиссия об училищах: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные учебные заведения — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков; по желанию родителей туда могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами назначались религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Они адресовались мальчикам и девочкам, В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев адресовались населению восточных окраин. Программы должны были быть аналогичны двум первым типам училищ. Учителями предлагалось делать представителей соответствующих конфессий, обучение вести на родном для иноверцев языке.
Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе приглушили крестьянское восстание, войны, которые вела России в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.
В 1782 г. Екатерина II назначила Комиссию по учреждению народных училищ. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в Уставе народным училищам Российской империи (1786 г.). В разработке документов активное участие принял сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав. » провозглашал воспитание как единое средство общественного блага. В нем утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства, чтобы семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили. Составители «Устава. » решили положительно чрезвычайно важный вопрос — о преподавании на природном, т.е. русском, языке.
Педагогические идеи и школьные проекты Екатерининского времени
В умах русского образованного общества во второй половине XVIII в. произошла «перегонка» различных и противоречивых влияний: сословной морали, религиозности, робкой идеализация древнерусской жизни, зачатков антикрепостнических настроений и рационализма Просвещения. Государственные мужи, ученые, педагоги приняли живое участие в обсуждении вопросов воспитания и обучения в рамках европейского Просвещения.
Постоянный интерес к проблемам воспитания и обучения проявляла Екатерина II. Вниманием императрицы пользовались идеи европейского Возрождения и Просвещения. Екатерина стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внимательно изучала «Мысли о воспитании» Дж. Локка, педагогические эссе М. Монтеня, труды Ф. Фенелоиа, Ж.-Ж. Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д. Дидро, который составил «План Университета для России». В 1770-е гг. Екатерина особо интересовалась педагогической деятельностью И. Б. Базедова.
Педагогические пристрастия Екатерины не были последовательными. Императрица, демонстрируя приверженность педагогическим идеям французского Просвещения, вместе с тем, как говорилось выше, резко осудила роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Когда требовалось выбирать между идеалами Просвещения и опасностью для трона, Екатерина не колебалась. Свидетельство этому – судьбы русских просветителей Н. Новикова и А. Радищева. Первый по подозрению в масонском заговоре против императрицы был брошей в Шлиссельбургскую крепость. Второй за то, что дерзнул публично осудить самодержавие, был отправлен в ссылку в Сибирь.
Ведущими научными центрами педагогической мысли оказались Московский университет и Петербургская Академия наук. Профессора Московского университета и Академии наук публиковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных реформ. Ими была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (русскому языку, математике, географии, естествознанию и пр.). В трудах Московского университета и Петербургской Академии наук «О пользе наук» А. Н. Поповского, «Слово о понятиях человеческих» Д. С. Аничкова, «О смысле слова “воспитание”» E. Р. Дашковой, «О воспитании» А. А. Прокопович-Антонского, «Историческое известие о нравственном воспитании» В. В. Крестинина, «О пользе нравоучения при воспитании юношества» Е. Б. Сырейщикова, «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» X. А. Чеботарева, «Слово о пользе нравственного просвещения» Μ. М. Снегирева поставлены вопросы нравственного, умственного и физического воспитания, подчеркнута целесообразность использования западного педагогического опыта и русских национальных педагогических традиций. Так, X. А. Чеботарев говорит о трех путях к «храму истинного учения»: систематичности образования («порядка учения»), наличии хороших учителей (искусных в том, чему учить других принимаются), чтении книг (при соблюдении определенных правил – начиная с краткой истории наук, изучения наилучшей литературы).
Своеобразным манифестом русской педагогики стал коллективный трактат профессоров Московского университета «Способ учения» (1771). В трактате сформулированы важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении. Авторы провозглашают идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, изучения и использования западной педагогики с соблюдением собственных традиций. Русские просветители, включившись в общеевропейскую полемику о воспитании, высказывали оригинальные суждения. В трактате прокламируется идея свободного развития личности. Авторы отвергли тезис о преимущественном «естественном воспитании» Ж.-Ж. Руссо и настаивали на приоритете общественного воспитания. Вместе с тем они нс разделяли и мнения К. Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожной роли наследственности в воспитании.
Заметный след в истории русского Просвещения оставили Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.
Журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744–1818) говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании. Он финансировал две частные школы, поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Свои педагогические взгляды просветитель изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина: «Дети наши должны образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами». Автором трактата определено несколько главных направлений воспитания: телесное (физическое), нравственное и умственное. Новиков проповедовал нравственное самосовершенствование, рассуждал о нравственности как «склонности делать добро», «искусстве сдерживать свои страсти в равновесии», считая, что этому «паче всего должно научать юношество». Подобное воспитание надлежит осуществлять «пастырям и учителям церковным» путем нравоучений и практических наставлений, писал Новиков.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802), подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с общественным переустройством на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал на гражданском воспитании, формировании «сынов отечества». Он требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным для дворян и крестьян.
Проекты Екатерининской эпохи
В 1763 г. Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и уставы, прежде всего Генеральный план воспитательного дома (1764) и Краткое наставление. о воспитании детей, где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания «новой породы» «идеальных дворян». Бецкой ставил цель «преодолеть суеверие веков, дать народу. новое воспитание и, так сказать, новое порождение». Осудив результаты прежних реформ образования, он видел причины неудач в том, что их инициаторы «заботились только об украшении и просвещении разума науками», забывая, что «тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит». По суждениям Бецкого, «корень всему злу и добру воспитание». Предлагалось воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей». Утверждалось, что правильное воспитание возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общества и семьи, создании закрытых «воспитательных училищ». Бецкой перечислял несколько добродетелей, о воспитании которых следовало заботиться прежде всего: страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, «соболезнование о бедных», знание правил семейной жизни, «отвращение от всяких продерзостей», опрятность.
Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.
В проекте государственных гимназий или детских воспитательных академий, представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6-летнего возраста до 18 лет «без различия звания» (ис-47
ключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.
Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. Частная комиссия об училищах-. 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы — низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Школы предназначались для мальчиков и девочек. В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев должно было посещать население восточных окраин. Программы планировались, аналогичные программам училищ двух первых типов. Предлагалось учителями делать представителей соответствующих конфессий; обучение вести на родном для «иноверцев» языке.
Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе притупили крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной реформе вновь приобрел актуальность.
В 1782 г. Екатерина назначила Комиссию по учреждению народных училищ. В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в Уставе народным училищам Российской империи (1786). В разработке документов активное участие принял сербохорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Вместе с ним трудились племянник Ломоносова М.Е. Головин (1756-1790), выпускник Петербургского университета Ф.В. Зуев (1754-1794), профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков (ум. 1790) и др.
«Устав» провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага. В документе утверждалось, что воспитание следует начинать с «малолетства», чтобы «семена нужных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили». Составители «Устава» положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке.