на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих

Глава 19

«голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых.

«спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10.

«дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится.

«двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6.

«голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил.

«малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые.

«как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2.

«воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.

Жена Агнца, то есть Церковь, облеченная в виссон чистый и светлый, то есть праведность и святость, противопоставляется здесь скверной жене блуднице, антицеркви-Вавилону, облеченной в порфиру греха и мерзости.

«напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» – эти слова, как и многие другие в книге, адресованы гонимой Церкви. После описания в двух последних главах наказания зла и торжества правды Ангел через апостола Иоанна призывает Церковь к мужеству и терпению в испытаниях.

«сии суть истинные слова Божии» – слова о том, что в свое время зло будет наказано, добро восторжествует и сохранившие верность Христу получат вечную награду – эти слова есть несомненная истина.

Может быть, по причине значимости последнего откровения (о ниспровержении царства зла, о наступлении Царства Божия и браке Агнца) святой Иоанн хочет поклониться Ангелу, который его от этого удерживает. Из Ветхого Завета известны случаи поклонения ветхозаветных праведников являвшимся им Ангелам (ср. Дан. 8, 17 ). Но в данном случае Ангел воспрещает это Иоанну. Может быть, запрещение связано с изменившимся после пришествия Христа достоинством человека: если Бог, Владыка Ангелов, стал человеком, то и человек теперь возводится на новое несравненно высшее, по сравнению с Ветхим Заветом, достоинство.

Святой Андрей в этой связи также говорит, что из Ангельских слов мы усматриваем смирение святых Ангелов, которые не присваивают себе, подобно демонам, Божественную славу.

«ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» – Дух апостольской проповеди, свидетельство об Иисусе Христе – это Тот же Святой Дух, Которым и я даю тебе пророчество, а потому мое пророчество и твое свидетельство имеют равное достоинство.

Вообще следует сказать, что вопрос о поклонении Ангелам был очень актуален в I веке, ибо, как мы знаем из истории Церкви, среди христиан распространялись тогда ложные учения о служении Ангелам (ср. Кол 2, 18 ; Евр. 1 ).

Здесь говорится о Втором пришествии Христа.

«конь белый» – Христос приходит как Царь, чтобы открыть Свое Царство. У царей существовал обычай при вступлении на царство торжественно въезжать в свою столицу. Белый конь означает победу, Христос – Победитель.

Кроме того, Христос есть Жених Церкви, Жених верных Ему душ. Он приходит, чтобы взять Своих верных к Себе. Ибо обычно жениху при бракосочетании приходить в дом невесты, чтобы взять ее к себе.

«Верный и Истинный» – этим именем Христос назван в 3, 14.

«Верный» – Бог исполнит абсолютно все, что обещал в Писании через пророков и апостолов.

«Истинный» – см. комм. на 1, 5.

«очи у Него как пламень огненный» – сказано о Божием всеведении, которое все проникает и судит. Праведников этот пламень просвещает, а нераскаянных беззаконников попаляет. См. также комм. на 1, 14.

«на голове Его много диадим» – знак царской власти над творением, над всем бытием. В древности иногда цари имели короны по числу находившихся в их управлении областей.

«имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – имя здесь означает сущность Бога, и эта сущность непостижима ни для какого тварного существа. Святитель Григорий Палама говорит, что все имена, какими Священное Писание именует Создателя – такие, как Бог, Господь, Вседержитель и др., – а также все свойства, которые Ему приписываются, относятся только к энергиям Бога, к Его Благодати, тогда как сущность Божества превыше всех этих наименований и невыразима никаким словом.

«облечен в одежду, обагренную кровью» – согласно святому Андрею, одежда Бога Слова – это пречистая Его плоть, обагренная кровью на Голгофе.

Другие же считали, что эта черта означает Божиий суд и воздаяние грешникам и богоборцам.

Первое мнение представляется более правдоподобным, так как речь здесь идет пока только о явлении небесного воинства – событии, предшествующем сражению и воздаянию. О сражении же повествуется ниже, в стт. 19–21.

«имя Ему: Слово Божие» – то есть Логос, Сын Божий, вторая Ипостась Троицы. Речь идет здесь не о сущности, как выше, но об одном из Божественных имен.

Это сказано об Ангелах. О том, что Христос придет с Ангелами, говорится в Мф. 25, 31 ; Лк. 9, 26 ; 2Фес. 1, 7 и др.

Этот образ Мессии, Победителя и Судии, был показан и ветхозаветным пророкам. Так, о грядущем Христе пророк Исаия говорит, что «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» ( Ис 11, 4 ).

«из уст же Его исходит острый меч» – символ власти, суда и воздаяния. См. также комм. на 1, 16.

«пасет их жезлом железным» – Христу дана от Отца власть над всеми людьми: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» ( Пс. 2, 7–9 ).

«Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» – изображение Божия гнева, суда и воздаяния.

«Царь царей и Господь господствующих» – подобными именами называли Господа и ветхозаветные пророки ( Втор. 10, 17 ; Пс. 135, 2–3 ).

«стоящего на солнце» – солнце является центром и некоторой высшей точкой неба – может быть, поэтому и говорит отсюда Ангел птицам.

Существует, впрочем, и аллегорическое объяснение: под хищными птицами следует понимать бесов, бросающихся как на свою добычу на грешников. В пользу этого мнения как будто бы говорят слова «по средине неба», которые могут указывать на место между истинным небом и землей, низшее небо, где обитают демоны (комм. на 8, 13, ср. также Еф. 2, 2 ). Под «трупами» при таком толковании следует понимать умерщвленные грехом души людей.

Вероятнее всего, речь идет о том же воинстве, что и в 16, 16, то есть о собранном на месте Армагеддон (см. комм.).

Христос, предвечное Слово Божие, пребывает во всем творении, о Нем сказано: «Все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11, 36 ), и еще: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1, 17 ). Святитель Филарет Московский говорит, что Слово Божие есть адамантовый мост, на котором утверждается все творение – под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества. Поэтому во всем бытии нет такого места, где можно было бы от Него скрыться. При Его явлении в этом убедятся все без исключения люди, и реакция на пришествие Христа у каждого человека будет различной – она будет предопределена его жизнью: чем больше человек стремился к Богу, чем больше любил Бога, трудился, подвизался для Него, тем больше будет его радость о явлении Христа. И наоборот, те, кто избегал, не любил и не хотел Его при жизни, кто попирал Его заповеди, имел вражду по отношению к Нему, – будут испытывать душевные муки, страх, злобу, отчаяние.

Святые отцы говорят, что исполняющие заповеди Христа являются членами Его Тела: они действуют из Его воли и из Его разума. Напротив, те, кто попирает заповеди Божии, кто одержим страстями и грехом, являются членами врага-диавола и действуют из его воли и разума. И такие люди потенциально уже являются врагами Христа. Например, те, кто одержим гордостью, находятся в великой опасности стать врагами Бога. «Горе гордым! – говорит преподобный Исаия отшельник. – Потому что они суть на стороне отступника диавола». А ведь очень часто современный человек – это именно человек гордый.

Стоит также вспомнить слова апостола Павла: «Мудрование плотское – вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может» ( Рим. 8, 7 ). Согласно святым отцам, «мудрование плотское» есть образ мыслей, при котором человек всецело сосредоточен на земном преуспеянии, на удовлетворении телесных и душевных потребностей падшего естества. Плотское мудрование направляет людей действовать на земле так, как если бы они были вечны на ней. Такие люди, говорит апостол, находятся по отношению к Богу в состоянии вражды. И таких людей уже сегодня в мире абсолютное большинство. См. также комм. на 16, 14.

Таким образом, человечество конца времен (или огромная его часть), застигнутое пришествием Христа в диаволопоклонстве, в чудовищных беззакониях, в страшных взаимоистребительных войнах, человечество, которое добровольно отдало себя во власть демонов и находящееся под их сильнейшим воздействием, обезумевшее, осатаневшее, ставшее совершенно чуждым и враждебным Христу по своему состоянию, по своему внутреннему выбору, по всей своей жизни и деятельности, это человечество – в условиях изменяющихся в пришествие Христово категорий, при разрушении стихий ( 2Пет. 3, 10 ), воскресении мертвых ( 1Фес. 4, 15–17 ), изменении природы живых из плотской в духовную ( 1Кор. 15, 51–52 ), – увидев явившегося Господа и оказавшись с Ним лицом к Лицу, восстанет против Него и, предводительствуемое диаволом и антихристом, устремится на брань против Христа и небесного воинства. Впрочем, безумная эта брань, вероятнее всего, продлится лишь краткое мгновение, ибо творению невозможно воевать против Творца и богоборцы будут побеждены при самом начале брани, о чем и говорится в следующих стихах (см. также комм. на 16, 16).

«и все птицы напитались их трупами» – см. комм. на 19, 17–18.

Победа Христа над врагами была многократно предсказана пророками Ветхого Завета. Вот, например, слова псалмопевца: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих…»

Источник

Толкование на Откровение 19:16

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Откровение 19:16 / Откр 19:16

Андрей Кесарийский (ок. VII в.)

На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих

Наименование Царем царей показывает нераздельность Божественного воплощения, по которой Он, будучи Богом, пострадал плотью и будучи человеком, есть Царь царей, царствующих над страстями и Господь господ, при содействии Христа получивших достоинство и власть над грехом, и Господь тех, которые воцарятся с Ним в будущем веке.

Источник: Толкование на Апокалипсис.

Апрингий († сер. VI в.)

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»

Источник: Трактат на Откровение.

Экумений († X в.)

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»

Одежда иносказательно обозначает плоть Господа, наделенную разум­ной душой, согласно святым анге­лам, говорящим у Исайи: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? Оно сплошь покрыто истоптанным [виноградом] (Ис 63:2). А бедро обозначает рождение во плоти, ибо написано в книге Бытия: Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его (Быт 46:26). Стало быть, иносказание, предъявляя написание на одежде и бедре о том, что Еммануил — Царь всех, указывает, что Слово, объединившись по ипостаси с плотью, претерпев плотское рождение от Девы, ничуть не мень­ше пребывает Царем и Господом всех на небесах и на земле и не становится меньшим по достоинству из-за вочеловечения. Ибо Он и в таком образе был, есть и будет Бог.

Источник

Новое в блогах

«На одежде и на бедре Его написано Имя: Царь царей и Господь господствующих»

«Ты — эта золотая голова!»

«После тебя восстанет другое царство, ниже твоего»

«И еще третье царство медное, которое будет владычествовать над всею землею»

«А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать»

«Золотые, серебряные, и медные истуканы, которые могли символически представлять различные народы и их царей, были успешно разбиты железной монархией Рима».

«А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною»

«Не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною»

«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу»

«Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото» (Даниила 2:45). Не будет новой мировой империи! Господь сказал, что во дни тех царств, символически представленных ступнями из железа и глины — во дни сегодняшних европейских государств — Он установит Свое царство, которое положит конец всем земным царствам и будет стоять вечно. Следующим великим событием на сцене мировой истории станет Второе пришествие Христа, Который установит Свое царство, олицетворенное камнем, оторвавшимся от горы «без содействия рук». Это будет царство, основанное не человеческими руками, но могучей рукой Божьей, царство, которое наполнит всю землю! Тогда исполнится пророчество:

«Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков»

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Прошло уже более двадцати столетий с тех пор, как Сын Божий покинул землю. Но, уходя, Он сказал Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше. Я. приду опять»

«Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба».

«Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба».

«. Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать»

«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».

«Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого»

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»

«И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое. И всякий остров убежал, и гор не стало»

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие»

«. мы ожидаем Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его»

«На одежде и на бедре Его написано Имя: Царь царей и Господь господствующих»

«И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники, и сильные. скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

Но совсем иначе будут чувствовать себя в тот день праведники. Они с радостью поднимут взоры к небу и с благодарностью за свое спасение воскликнут: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!»

Источник

Новый Завет


Откровение святого Иоанна Богослова


Глава 19.

1 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!

2 Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.

3 И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

9 И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

20 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; 21 а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Следующая книга на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть картинку на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Картинка про на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих

Источник

На одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: В 24 словах и 72 главах

на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть картинку на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Картинка про на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-303-0267

Текст печатается по: Святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / Пер. с греч. Владимира Юрьева. М., 1911.

на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть картинку на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Картинка про на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих

Предисловие к современному изданию

на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Смотреть картинку на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Картинка про на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих. Фото на одежде и на бедре его написано имя царь царей и господь господствующих

Вниманию благочестивого читателя предлагается издание экзегетического трактата «Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в конце VI — начале VII веков. Данное произведение датируется предположительно первыми двумя десятилетиями VII века[1]. Ничего больше о самом св. Андрее нам не известно, так как церковные источники не сохранили о нем никаких сведений. Св. Андрей, упоминая о Иерусалиме, впрочем, ничего не говорит о захвате его врагами Византийской империи — персами в 614 по 627 год и арабами в 638 году. Следовательно, написание произведения предполагается либо до 614 года, либо между 627–638 годами[2].

Толкованием Апокалипсиса целиком занимались немногие церковные авторы. На христианском Востоке — Ориген, блж. Икумений, св. Андрей Кесарийский, Арефа Кесарийский, а также отдельные авторы, объяснявшие отдельные места из этой книги, следствием чего является относительная немногочисленность этих комментариев. Некоторые комментарии встречаются и на латинском Западе у таких авторов как св. Викторин Петавский, Тихоний, св. Кесарий Арелатский, Беда Достопочтенный и др. Во многом это связано с тем, что церковные писатели и экзегеты по смирению не чувствовали себя достойными толковать эту самую таинственную и загадочную книгу Нового Завета, содержащую в себе высочайшие эсхатологические пророческие видения грядущих событий, предшествующих концу мира: о Пришествии Христа, о судьбах Церкви и отдельного человека, Воскресении, Страшном Суде и Царстве будущего века. Ибо все это было открыто отчасти Самим Господом Иисусом Христом в Евангелиях, а также Духом Святым — Апостолам. При этом многое изложено в загадочных образах и символах, и для своего толкования требует такого же духовного пророческого дара. «Когда человек изучает Новый Завет и приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в иной мир. Эта книга вовсе не похожа на остальные книги Нового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, оно и чрезвычайно сложно для понимания современного человека и потому его часто оставляли без внимания…»[3] Поэтому в своем предисловии свт. Андрей сообщает, что принимается за изъяснение этой книги не по своей воле, но по долгим просьбам своих друзей и паствы. Стоит также отметить, что не всё, что встречается в Откровении св. Иоанна, св. Андрей истолковывает однозначно и ясно. Относительно некоторых эсхатологических предметов он предлагает различные толкования, а также признается в своем благом неведении относительно них, иначе ему пришлось бы стать «вторым Иоанном Богословом» или равным ему.

«Толкование же на Апокалипсис Андрея Кесарийского является общепринятым для византийской традиции. Его важность заключается не только в историческом значении, но также и в том, что Андрей использует комментарий Икумения»[4] — первого греческого комментатора всего текста «Апокалипсиса».

Произведение св. Андрея делится на 24 слова и 72 главы, что заключает в себе определенный числовой символизм. В Откровении упоминаются 24 старца, число которых помножается на 3 — в соответствии с тройственной структурой смыслов Священного Писания[5]: «тело», «душа» и «дух», введенной в христианскую теорию библейской герменевтики еще Оригеном в III веке и отражающей три основных смысла Священного Писания — буквальный, нравственный и догматический (или мистический). Структура «Толкования» состоит в последовательном, стих за стихом, приведении текста Апокалипсиса и следующем к ним комментариям самого св. Андрея.

Свт. Андрей Кесарийский при толковании прибегает и к комментариям предшествующих экзегетов «Апокалипсиса»: блж. Икумения, епископа Трикки во Фракии — жившего по некоторым предположениям в VI веке (которого он, правда, не называет по имени), Папия Иерапольского (70–155), св. Иустина Философа и Мученика (120–166), св. Иринея Лионского († 202), св. Ипполита Римского († 258), св. Мефодия Патарского († 312). Кроме того, он обращается и к иным святым отцам: св. Григорию Богослову, св. Епифанию Кипрскому, св. Кириллу Александрийскому, св. Дионисию Ареопагиту и некоторым другим.

«Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской распространилось и стало весьма популярным в разных странах. Основываясь на нем написал свое толкование на Апокалипсис Арефа, архиепископ Кесарии Каппадокийской, в IX веке. В X и XI веках толкование св. Андрея было переведено на грузинский, армянский и славянский языки. «В середине XIII века текст был переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем»[6] и получил широкое распространение на Руси. В XVII веке перевод на русский язык был сделан Лаврентием Зизанием и так переиздавался в XVIII веке. На более привычный нам и современный русский язык перевод был сделан в XIX веке М. С. Боголюбским и В. М. Юрьевым.

Текст «Толкования» в предлагаемой читателю книге издается по переводу В. М. Юрьева (М., 1911), который сам сверял свой перевод с предшествующим переводом М. С. Боголюбского (М., 1882). Кроме того, для нашего издания использовалась книга «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского» в издании Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря (М., 1901; переиздание: Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992). Помимо этого редактор снабдил текст указаниями страниц (колонок) издания греческого и латинского текстов «Толкования» в 106 томе «Патрологии» Ж. П. Миня и местами сверил текст перевода с греческим оригиналом. Также по возможности были определены цитаты различных святых отцов Церкви, встречающиеся в тексте св. Андрея[7]; указания на них даны в примечаниях в конце книги, среди прочих примечаний (в основном исторического характера), помогающих читателю лучше понять текст св. Андрея. Сам текст книги Откровения св. Иоанна Богослова, а также все новозаветные цитаты для доступности самому широкому кругу современных читателей приводятся не на церковнославянском языке, но на русском по Синодальному переводу. Цитаты из Ветхого Завета даны местами на церковнославянском, местами на русском языке.

Кроме того, редакция нашла возможным заменить некоторые устаревшие выражения и слова «Толкования» на новые — более понятные и привычные для широкого круга читателей.

Редакция надеется, что эта книга станет для отечественных читателей источником познания духовного света Христовой истины, а также весьма актуальной в контексте особого современного интереса к эсхатологической тематике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *