на первый взгляд все эти истории с подарками потерпевшим могут показаться частным случаем
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
. создавая русскую литературу каждый день.
Сам себе редактор
Сам себе редактор
РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ И ЕЁ УСТРАНЕНИЕ
СЛОВЕСНАЯ ОМОНИМИЯ И ЕЁ УСТРАНЕНИЕ
ОМОНИМЫ (от греческого “homos” – одинаковый и “onyma” – имя) – слова с разным лексическим и/или грамматическим значением, но с одинаковым (тождественным) написанием и/или произношением.
Имеется 9 видов омонимов. Рассмотрим 2 «крайних» случая – абсолютные и относительные.
1) Омонимы, имеющие разное лексическое (но одинаковое грамматическое) значение и тождественное написание и произношение. Это абсолютные омонимы. Например:
лук – а) растение, б) оружие;
бескровный – а) не имеющий крова, б) лишённый крови;
разить – а) ударять, б) издавать запах;
некогда – а) когда-то, б) нет свободного времени.
2) Омонимы, имеющие разное лексическое (но одинаковое грамматическое) значение и одинаковое написание, при нетождественном произношении. Это относительные омонимы. Например:
Орган – оргАн,
хлОпок – хлопОк,
дУхи – духИ.
Омонимы не образуют стилистических фигур и могут ввести в заблуждение читателя, если только словесное окружение не поможет разрушить омонию.
Очень часто омонимы используются для сочинения КАЛАМБУРОВ:
«Если бы я был скульптором, я бы вас высек».
«Многие переводчики не столько переводят статей, сколько переводят бумаги».
Наличие в предложении омонимов может помешать правильному восприятию содержания текста. В предложении из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
«Мы увидели на площади человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами» слово «коса» здесь может быть понято двояко: и как сплетённые волосы (в те времена солдаты носили парики), и как сельскохозяйственное орудие.
Благодаря контексту омонимы чаще всего воспринимаются однозначно. Однако в ряде случаев контекст не устраняет омонимию, и смысл предложения может быть понят двояко: «Старуха хранила деньги в банке» (банк-учреждение или банка-посуда?); «Между сёлами установили подводное сообщение» (сообщение при помощи подвод или сообщение под водой?).
Известный советский языковед А.Н. Гвоздев считал, что поскольку «омонимы дают основание смешивать разные по значению слова, то они представляют своеобразный ДЕФЕКТ ЯЗЫКА… Возникновение двусмыслицы при омонимичности двух слов – ошибка, довольно часто встречающаяся в речи». (Очерки по стилистике русского языка. М., 1952.)
Следует обратить ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ на формулировку А.В. Гвоздева, т.к. она приводит нас к пониманию более глубокой и широкой проблемы – ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТНОГО ТЕКСТА (КНИГИ).
Итак, что мы имеем:
1) Омонимию словесную (лексическую) – двусмысленное слово;
2) Омонимию синтаксическую – двусмысленное предложение (словосочетание);
3) И, вероятно, существует ОМОНИМИЯ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ – Т.Е. ДВУСМЫСЛЕННЫЙ ТЕКСТ ИЛИ ДАЖЕ ЦЕЛАЯ КНИГА.
Если бы я однажды не столкнулся с КНИГОЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕННОЙ ОМОНИМИЧЕСКИМ (ДВУСМЫСЛЕННЫМ) СТИЛЕМ, то возможно до сих пор считал бы данный случай гипотетическим. Но, увы! СПЕЦИАЛЬНО НАПИСАННЫЕ ДВУСМЫСЛЕННЫЕ КНИГИ СУЩЕСТВУЮТ – ЭТО ПЕЧАЛЬНЫЙ ФАКТ, ИБО ИХ ДЕФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕДАЁТСЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОМУ ЧИТАТЕЛЮ. Этот третий случай омонимии самый редкий, но очень опасный в духовном плане. Только не надо путать омонимичный (двусмысленный) стиль языка с эзоповым стилем, поскольку в эзоповом стиле хоть смысл и завуалирован, но он ВСЕГДА ОДИН и, как правило, положительный. А вот в двусмысленном стиле идея может даже лежать на поверхности, но смыслов у неё будет ОБЯЗАТЕЛЬНО ДВА (может и больше), и один из них обязательно будет негативным. Нельзя СЛУЖИТЬ ДВУМ ГОСПОДАМ СРАЗУ: значит один из смыслов всего лишь прикрытие, дымовая завеса. Уличить, поймать за руку, автора такого текста можно, если имеешь хорошее представление о предмете изложения…
Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка
1. Лексические нормы литературного языка.
2. Виды лексических ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, тавтология (повторение однокоренных слов), неоправданный повтор, плеоназм (лишнее слово), использование диалектизмов, просторечных, жаргонных слов и др.
3. Стилистически оправданные нарушения литературной нормы.
4. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов в речи.
1. Заполните таблицу «Лексические ошибки» своими примерами.
Виды лексически ошибок | Примеры |
1. Употребление слова в несвойственном ему значении | |
2. Нарушение лексической сочетаемости | |
3. Тавтология (употребление рядом однокоренных слов) | |
4. Неоправданный повтор одного и того же слова | |
5. Плеоназм (употребление лишнего слова) | |
6. Употребление слова иной стилевой окраски | |
7. Неудачное употребление эмоционального слова | |
8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений | |
9. Неоправданное употребление жаргонизмов, профессионализмов |
2. В чем ошибка?
I. 1. Афанасьев был закоренелым революционером. 2. Все единогласно подумали об оставленном товарище. 3. У нас много сообщников во всех научных центрах страны. 4. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма. 5. Продавец оказался круглым невежей в технике. 6. Нас ознакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 7. Старый астроном приходил в свою консерваторию раньше всех. 8. Хозяйка накормила путешественников сытым ужином. 9.Помещик был груб со своими придворными. 10. Он представил нам полную свободу.
II. 1. Вера в победу сыграла большое значение в битве. 2. Надо уделять заботу малышам. 3. Не придавайте внимания сплетням! 4. Наша фирма стремится повысить качество выпускаемых товаров и улучшить уровень обслуживания клиентов.
3. Устраните неоправданные повторы.
1. Я всегда включаю радио, когда передается эта замечательная передача. 2. Вскоре в городе подпольщики организовали подпольную организацию. 3. Я очень люблю лес и понимаю, что леса надо беречь, потому что лес – наше богатство.
4. Охарактеризовать фразеологические единицы:
сесть в лужу, гонять лодыря, возвести на пьедестал, ничтоже сумняшеся, ходить на задних лапках, ни кожи ни рожи, верста коломенская, бить баклуши.
5. Подобрать синонимический ряд к следующим фразеологизмам:
нужен как собаке пятая нога, бить баклуши, от горшка два вершка, дать дуба, глуп как пробка, с головой.
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 297.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 4-109.
Практическое занятие №4
Морфологические нормы
1. Нормы употребления имени существительного.
2. Нормы употребления имени прилагательного.
3. Нормы употребления имени числительного.
4. Нормы употребления глагола и глагольных форм.
5. Нормы употребления местоимений, предлогов, союзов, наречий.
1. Напишите данные словосочетания, употребив их в единственном числе.
Старинные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.
2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.
Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кондуктор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.
3. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.
· К 345 прибавить 157.
· Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).
· Деревня находится в 163 (километр) от города.
4. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 279-293.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 213-343.
3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.125-194.
Практическое занятие №5
Синтаксические нормы
1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: предложение и словосочетание.
2. Типы предложений.
3. Типы словосочетаний.
4. Синтаксические нормы в употреблении разных типов предложений: простых, осложненных, сложных.
1. Составьте пары предложений с составным именем сказуемым. В качестве именной части (в именительном и творительном падежах) используйте приводимые существительные. Объясните семантические и стилистические различия предложений.
Красавица, строитель, военный, неряха, коллекционер, старик, грамотей, лентяй, футболист, актер.
2. Объясните, с чем связана двусмысленность (а иногда и трехзначность) в следующих предложениях; проведите стилистическую правку текстов.
1. На портере были изображены Горький и Чехов в шляпе. 2. Вторично опубликована повесть В.П.Адриановой-Перетц в «Очерках по истории русской XVII в.». 3. Наблюдения над языком маленьких детей. 4. Особенно гневные протесты вызвали выступления посла в странах Азии. 5. Отъезд гостя из Сингапура. 6. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 7. Подобные факты объясняются безответственностью, некритическим отношением к недостаткам начальника грузового управления. На первый взгляд все эти истории с подарками учителям могут показаться частным случаем. 9. В древних документах подобного рода термин отсутствует. 10. На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна.
3. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях; внесите в них стилистическую правку.
1. В настоящее время на заводе идет подготовка к организации централизованной службы надежности, которая бы организовывала, руководила и контролировала весь комплекс мероприятий, постоянно проводимых на заводе для повышения надежности и долговечности выпускаемой им продукции. 2. Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. 3. Российские самолеты, которые совершают межконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду, произвели посадку в порту Дарвин, к которому приковано внимание каждой страны, где проходит маршрут полета. 4. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение финансовой дисциплины. 5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 293-296
2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.194-233.
Практическое занятие №6
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
. создавая русскую литературу каждый день.
Сам себе редактор
Сам себе редактор
РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ И ЕЁ УСТРАНЕНИЕ
СЛОВЕСНАЯ ОМОНИМИЯ И ЕЁ УСТРАНЕНИЕ
ОМОНИМЫ (от греческого “homos” – одинаковый и “onyma” – имя) – слова с разным лексическим и/или грамматическим значением, но с одинаковым (тождественным) написанием и/или произношением.
Имеется 9 видов омонимов. Рассмотрим 2 «крайних» случая – абсолютные и относительные.
1) Омонимы, имеющие разное лексическое (но одинаковое грамматическое) значение и тождественное написание и произношение. Это абсолютные омонимы. Например:
лук – а) растение, б) оружие;
бескровный – а) не имеющий крова, б) лишённый крови;
разить – а) ударять, б) издавать запах;
некогда – а) когда-то, б) нет свободного времени.
2) Омонимы, имеющие разное лексическое (но одинаковое грамматическое) значение и одинаковое написание, при нетождественном произношении. Это относительные омонимы. Например:
Орган – оргАн,
хлОпок – хлопОк,
дУхи – духИ.
Омонимы не образуют стилистических фигур и могут ввести в заблуждение читателя, если только словесное окружение не поможет разрушить омонию.
Очень часто омонимы используются для сочинения КАЛАМБУРОВ:
«Если бы я был скульптором, я бы вас высек».
«Многие переводчики не столько переводят статей, сколько переводят бумаги».
Наличие в предложении омонимов может помешать правильному восприятию содержания текста. В предложении из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
«Мы увидели на площади человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами» слово «коса» здесь может быть понято двояко: и как сплетённые волосы (в те времена солдаты носили парики), и как сельскохозяйственное орудие.
Благодаря контексту омонимы чаще всего воспринимаются однозначно. Однако в ряде случаев контекст не устраняет омонимию, и смысл предложения может быть понят двояко: «Старуха хранила деньги в банке» (банк-учреждение или банка-посуда?); «Между сёлами установили подводное сообщение» (сообщение при помощи подвод или сообщение под водой?).
Известный советский языковед А.Н. Гвоздев считал, что поскольку «омонимы дают основание смешивать разные по значению слова, то они представляют своеобразный ДЕФЕКТ ЯЗЫКА… Возникновение двусмыслицы при омонимичности двух слов – ошибка, довольно часто встречающаяся в речи». (Очерки по стилистике русского языка. М., 1952.)
Следует обратить ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ на формулировку А.В. Гвоздева, т.к. она приводит нас к пониманию более глубокой и широкой проблемы – ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТНОГО ТЕКСТА (КНИГИ).
Итак, что мы имеем:
1) Омонимию словесную (лексическую) – двусмысленное слово;
2) Омонимию синтаксическую – двусмысленное предложение (словосочетание);
3) И, вероятно, существует ОМОНИМИЯ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ – Т.Е. ДВУСМЫСЛЕННЫЙ ТЕКСТ ИЛИ ДАЖЕ ЦЕЛАЯ КНИГА.
Если бы я однажды не столкнулся с КНИГОЙ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕННОЙ ОМОНИМИЧЕСКИМ (ДВУСМЫСЛЕННЫМ) СТИЛЕМ, то возможно до сих пор считал бы данный случай гипотетическим. Но, увы! СПЕЦИАЛЬНО НАПИСАННЫЕ ДВУСМЫСЛЕННЫЕ КНИГИ СУЩЕСТВУЮТ – ЭТО ПЕЧАЛЬНЫЙ ФАКТ, ИБО ИХ ДЕФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕДАЁТСЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОМУ ЧИТАТЕЛЮ. Этот третий случай омонимии самый редкий, но очень опасный в духовном плане. Только не надо путать омонимичный (двусмысленный) стиль языка с эзоповым стилем, поскольку в эзоповом стиле хоть смысл и завуалирован, но он ВСЕГДА ОДИН и, как правило, положительный. А вот в двусмысленном стиле идея может даже лежать на поверхности, но смыслов у неё будет ОБЯЗАТЕЛЬНО ДВА (может и больше), и один из них обязательно будет негативным. Нельзя СЛУЖИТЬ ДВУМ ГОСПОДАМ СРАЗУ: значит один из смыслов всего лишь прикрытие, дымовая завеса. Уличить, поймать за руку, автора такого текста можно, если имеешь хорошее представление о предмете изложения…
Приложение 2
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1. Литературный язык и культура речи
Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный литературный язык».
Содержание и соотношение понятий «язык» и «речь».
Особенности литературного языка. Стили современного русского литературного языка.
Основные понятия культуры речи. Правильность, понятность, выразительность речи в разных сферах языкового существования. Вопрос о сложности. Вопрос о красоте языка.
Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Виды языковых норм. Историческая изменчивость и вариативность нормы. Кодификация литературной нормы.
Основные современные нормативные словари.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002.
Русский язык и культура речи / Под ред.. В.И. Максимова. М., 2002.
Практическое занятие № 2. Языковая норма. Виды норм
Орфоэпические и акцентологические нормы современного литературного языка.
Словообразовательные нормы русского языка.
Сад – сады – садовод; дом – дома – домовой; дело – дела – деловой. Какие наблюдения о качестве звуков [ a ], [ o ], [э] вне ударения вы можете сделать?
Прочтите слова, обращая внимание на качество гласного в безударной позиции:
а) Лес – леса, петь – певец, век – века, хлеб – хлеба, бег – бега, дело – дела, час – часы, пять – пяти, тянут – тяни, девять – девяносто, дети – детей, вещи – вещей, весел – веселит;
б) январь, янтарь, Япония, явление, объявление, заявление, язык, языки, площадь, память, десять, поясничный, стараясь;
в) жена, желать, цена, ценовой, цеха, шестнадцать, железо, жестокость, желудок, больше, шерстяной;
г) вода, окно, луком, столы, милость, уроки, поехал, новелла, досье.
Прочтите слова, обращая внимание, твердый или мягкий согласный произносится перед ударным гласным э в заимствованных словах:
а) декольте, шедевр, тенденция, протез, стенд, фонема, фонетика, эстетика;
б) гипотеза, консервы, галерея, контекст, квартет, дискотека, пионер, корректный.
Прочтите слова, обращая внимание на произнесение сочетаний согласных тч, дч, сш, зш, зж:
а) отчизна, отчет, отчаяние, зодчество, зодчий, заводчик, наводчик, переводчик, отчего;
б) бесшумно, без шапки, без шарфа, из шубы, из шерсти; в) сжигать, сжёг, позже, с женой, без жалобы, визжать, поезжай, разжевать.
Прочтите слова, обращая внимание на правильное произнесение сочетаний чн, чт: булочная, молочный, что, чтобы, Кузьминична, конечно, кое-что, ничто, яичный, марочный.
Перепишите слова в тетрадь и правильно расставьте ударения: языковой (барьер), языковая (колбаса), предложите, углубите, позвоните, завидно, красивее, безудержный, мельком, пиццерия, петля, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, принудить, приговор, клеить, вероисповедание, исподволь.
Интонационно разделите предложения на части, убедитесь в том, что смысл предложений меняется в зависимости от места границы:
Разрешить нельзя запретить.
Как поразили его слова брата.
Назначить нельзя отменить.
Как больно кольнули прямо в сердце ее признания Андрея.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002. С. 332–337.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка / 4-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2002. С. 152–190.
Практическое занятие № 3. Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка
Лексические нормы литературного языка.
Виды лексических ошибок: употребление слова в не свойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, тавтология (повторение однокоренных слов), неоправданный повтор, плеоназм (лишнее слово), использование диалектизмов, просторечных, жаргонных слов и др.
Стилистически оправданные нарушения литературной нормы.
Особенности употребления фразеологизмов в речи. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов в речи.
Заполните таблицу «Лексические ошибки» своими примерами.
Виды лексически ошибок
1. Употребление слова в несвойственном ему значении
2. Нарушение лексической сочетаемости
3. Тавтология (употребление рядом однокоренных слов)
4. Неоправданный повтор одного и того же слова
5. Плеоназм (употребление лишнего слова)
6. Употребление слова иной стилевой окраски
7. Неудачное употребление эмоционального слова
8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений
9. Неоправданное употребление жаргонизмов, профессионализмов
Устраните неоправданные повторы.
1. Я всегда включаю радио, когда передается эта замечательная передача.
2. Вскоре в городе подпольщики организовали подпольную организацию.
3. Я очень люблю лес и понимаю, что леса надо беречь, потому что лес – наше богатство.
Охарактеризуйте фразеологические единицы: сесть в лужу, гонять лодыря, возвести на пьедестал, ничтоже сумняшеся, ходить на задних лапках, ни кожи ни рожи, верста коломенская, бить баклуши.
Подберите синонимический ряд к следующим фразеологизмам: нужен как собаке пятая нога, бить баклуши, от горшка два вершка, дать дуба, глуп как пробка, с головой.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002. С. 297.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка / 4-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2002. С. 4–109.
Практическое занятие № 4. Морфологические нормы
Нормы употребления имени существительного.
Нормы употребления имени прилагательного.
Нормы употребления имени числительного.
Нормы употребления глагола и глагольных форм.
Нормы употребления местоимений, предлогов, союзов, наречий.
Напишите данные словосочетания, употребив их в единственном числе: с таринные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.
Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет : агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кондуктор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.
Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.
к 345 прибавить 157;
предложение принято 375 (голос) против 44 (голос);
деревня находится в 163 (километр) от города.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002. С. 279–293.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка / 4-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2002. С. 213–343.
Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002. С. 125–194.
Практическое занятие № 5. Синтаксические нормы
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: предложение и словосочетание.
Синтаксические нормы в употреблении разных типов предложений: простых, осложненных, сложных.
Составьте пары предложений с составным именем сказуемым. В качестве именной части (в именительном и творительном падежах) используйте приводимые существительные. Объясните семантические и стилистические различия предложений: красавица, строитель, военный, неряха, коллекционер, старик, грамотей, лентяй, футболист, актер.
Объясните, с чем связана двусмысленность (а иногда и трехзначность) в следующих предложениях; проведите стилистическую правку текстов. 1. На портере были изображены Горький и Чехов в шляпе. 2. Вторично опубликована повесть В.П. Адриановой-Перетц в «Очерках по истории русской XVII в.». 3. Наблюдения над языком маленьких детей. 4. Особенно гневные протесты вызвали выступления посла в странах Азии. 5. Отъезд гостя из Сингапура. 6. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 7. Подобные факты объясняются безответственностью, некритическим отношением к недостаткам начальника грузового управления. На первый взгляд все эти истории с подарками учителям могут показаться частным случаем. 9. В древних документах подобного рода термин отсутствует. 10. На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна.
Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях; внесите в них стилистическую правку. 1. В настоящее время на заводе идет подготовка к организации централизованной службы надежности, которая бы организовывала, руководила и контролировала весь комплекс мероприятий, постоянно проводимых на заводе для повышения надежности и долговечности выпускаемой им продукции. 2. Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. 3. Российские самолеты, которые совершают межконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду, произвели посадку в порту Дарвин, к которому приковано внимание каждой страны, где проходит маршрут полета. 4. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение финансовой дисциплины. 5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002. С. 293–296.
Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002. С. 194–233.
Практическое занятие № 6. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы