на руси был обычай хоронить мух клопов

Похороны мух

Один из самых необычных на Руси осенних крестьянских обрядов — обряд похорон мух. Обычно его проводили в день святого Симеона Столпника (Семена-летопроводца), отмечаемого 14 сентября (1-го числа по старому стилю). В некоторых губерниях его проводили в праздник урожая, день осеннего равноденствия Оспожники (21 сентября) или на Воздвижение (27 сентября). Иногда вместе с мухами хоронили тараканов.

В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.

Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал:
«Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».

Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали:

Дитятко мое, мушка,
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пора тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася. (Калужская губерния)

После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней:
Ай, на горе мы пиво варили,
Ладо моё, Ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все в круг соберёмся;
Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся!

К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф С. В. Максимов описал особенности этой традиции на севере России, в Вологодской области. Он утверждал, что главный смысл обряда — в смотринах, что устраивали девушки перед парнями, которые в это время выбирали себе невест, ведь приближалось время осенних свадеб.

Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».

Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир.

Источник

Чем на Руси гнали мух из избы при обычае похорон мух?

На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. Девушки делали из репы или морковки маленькие гробики, клали туда мух и выносили из избы. При этом кто-то должен был гнать оставшихся мух из избы. Чем? (Слово из 10 букв)

Похороны мух (тараканов, блох, клопов, вшей, комаров) — восточнославянский обряд проводного типа, совершаемый в период от дня Семёна Летопроводца (1/14. IX) до Покрова (1/14. X). Часто обряд похорон мух, комаров или тараканов принимал шуточный характер или пародировал поведение кого-либо из жителей села.

Осенины — это древний праздник у славян, символизирующий прощание с летом. Его праздновали практически на всей территории Руси трижды: на день Семёна-летопроводца 14 сентября (1 сент. по ст. стилю), 21 сентября — Оспожники — праздник урожая, день осеннего равноденствия, и 27 сентября — Воздвижение — лето двигается зиме навстречу Это ещё и праздник змей).

Похороны мух — обряд, который может быть проведён в любой из этих праздников. Древний смысл его связан с представлениями славян о связи насекомых и птиц (летающих) с душами умерших предков, которые весной прилетают и помогают в крестьянском нелёгком труде, а на зиму возвращаются в Подземный мир духов. Поэтому предание земле душ предков, олицетворённых в насекомых, сопровождалось торжественной церемонией и проводами.

Позднее этот обряд стали связывать с изгнанием из дома мух и других насекомых: блох, комаров, тараканов. Он относится к разряду «потешных» — шуточных, скоморошьих. Для похорон изготавливалась домовина-гробик, обычно из овощей или специально сплетённого лаптя. После выноса домовины из жилого помещения, полотенцами выгоняли в открытую дверь мух и приговаривали: «Муха по мухе летит мух хоронить». Соблюдались все традиции настоящего обряда похорон: оплакивание, закапывание, поминки.

Хоронили мух, пройдя по всей деревне, на пустыре. Участниками процессии были нарядно одетые девушки и молодые женщины — так что это были ещё и смотрины, где парни выбирали себе невест.

Источник

Поле чудес за 16 июля 2021 года – ответы на вопросы

Сегодняшний выпуск капитал-шоу Поле чудес посвящен насекомым. На календаре 16 июля 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.

Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!

Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых в Череповецком уезде?

Ответы Поле чудес 16.07.21. Вот задание на первый тур. В России в Череповецком уезде во время жатвы проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Хозяйка вязала маленький веничек, и дома обметала им стены, потолок, лавки. При этом приговаривая: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой». Закончив подметать веник выбрасывали в открытую дверь. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп, который назывался… Как? (Слово из 11 букв)

Последний сноп (пожинальник) жнут в полной тишине, дабы не встревожить «дух поля», который согласно поверью в это время вселяется прямо в него.

Ответ: Пожинальник (11 букв).

В чем принесли пчелиную матку из Афона Зосима и Савватий в Россию?

Ответы Поле чудес 16.07.21. Вот задание на второй тур. По преданию, святые Зосима и Савватий принесли из Афона пчелиную матку, пустили ее в Русскую землю и положили тем самым начало пчеловодству на Руси. В чем принесли первую пчелу святые Зосима и Савватий? (Слово из 11 букв)

В одной из молитв преподобному Зосиме подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха пчелиную матку и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству.

Ответ: Набалдашник (11 букв).

Чем на Руси гнали оставшихся мух из избы при обычае похорон мух?

Ответы Поле чудес 16.07.21. Вот задание на третий тур. На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. Девушки делали из репы или морковки маленькие гробики, клали туда мух и выносили из избы. При этом кто-то должен был гнать оставшихся мух из избы. Чем? (Слово из 10 букв)

При обычае похорон мух на Руси, во время выноса из избы маленьких гробиков из репы или моркови девушками, кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» (полотенцем) и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить», или: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».

Ответ: Рукотёрник (10 букв).

В Кирилловском уезде, если в чашку с чаем залетала муха, это обещало?

Ответы Поле чудес 16.07.21. Вот задание на финальный тур. В России в Кирилловском уезде считалось, что муравьи в доме – к богатству, много комаров – значит будет урожай ягод. А что обещала влетевшая в чашку с чаем муха? (Слово из 8 букв)

Попадание мух в еду всегда старались подать как хорошую примету. Видимо, чтобы человек, которому пришлось разделить свою порцию с насекомым, меньше расстраивался, а пищу не пришлось выбрасывать. Муха упала в кружку с чаем – ждите подарка. Обязательно материального, доброе пожелание и мудрый совет за гостинец не считаются.

Ответ: Гостинец (8 букв).

Ответы в Суперигре Поле чудес 16.07.2021

Как в народе называли святого Симеона Столпника?

Слово по горизонтали (12 букв). На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. Делали это осенью, в праздник Воздвижения, на Покров, а также в день Симеона Столпника. Как в народе называли этого Святого?

Ответ: Летопроводец (12 букв).

Как называется сладкая жидкость, выделяемая тлями?

Слово слева по вертикали (4 буквы). Как называется сладкая жидкость, выделяемая тлями, которая служит пищей муравьям?

Ответ: Падь (4 буквы).

Что в Китае символизирует муравей?

Слово по справа по вертикали (6 букв). В Китае муравей символизирует справедливость, праведность, добродетель и патриотизм. А что еще?

Ответ: Эгоизм (6 букв).

Победительница угадала главное слово по горизонтали.

Источник

На руси был обычай хоронить мух клопов

на руси был обычай хоронить мух клопов. Смотреть фото на руси был обычай хоронить мух клопов. Смотреть картинку на руси был обычай хоронить мух клопов. Картинка про на руси был обычай хоронить мух клопов. Фото на руси был обычай хоронить мух клопов

на руси был обычай хоронить мух клопов. Смотреть фото на руси был обычай хоронить мух клопов. Смотреть картинку на руси был обычай хоронить мух клопов. Картинка про на руси был обычай хоронить мух клопов. Фото на руси был обычай хоронить мух клопов

ПОКОН РОДА | Язычество | Древние славяне запись закреплена

Похороны мух- в Традиции, история и архаичные смыслы.
В традиционной культуре русских также известен обряд похорон мух и тараканов; муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. Писателем и этнографом С.В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван «потешным».

Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» или полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь». Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако «кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т.к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова». Максимов также пишет, что «обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье), и на Покров, и на некоторые другие праздники».

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября — свадебные недели.

В 1880 году собиратель русского фольклора Забылин так описывает исследуемый обряд: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов». Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:

А.Ф. Некрылова пишет о том, что уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

Современный этап изучения данного обряда зафиксирован в региональных этнографических изданиях, таких как: «Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Щацкий этнодиалектный словарь», «Календарные обряды и фольклор Устюженского района», «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года», «Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь». Первая книга знакомит читателей с обрядом похорон таракана в Щацком районе Рязанской области, следующие три — с похоронами мух в контексте обряда дожинок в трёх западных районах Вологодской области.

Следует отметить, что обряд похорон таракана, описанный в Шацком этнодиалектном словаре, мог содержать закапывание в землю или снег настоящего насекомого и был приурочен к осеннему заговенью на Филипповский пост, а мог «перекликаться с распространенными в других местах России святочными или масленичными сценками с «отпеванием покойника» или троицкими обрядами «похорон Костромы». Автор статьи «Таракана хоронить» И.А. Морозов пишет, что «обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии… Выпроваживание или символические похороны насекомых… приурочивались к первому сентября (Семёнов день). В Щацком районе мух могли выгонять из дома на осеннего Егорья».

Исследователь Ю.А. Кривощапова в статье «Домашние насекомые-паразиты в языке и фольклоре», описывает обряд похорон мух как ритуальное их изведение в форме имитации похорон. Ритуальное изведение характеризуется как интерактивный признак (свойство), «привнесённый в культурный портрет насекомых в результате активного взаимодействия человека с этими животными и переосмысления их действительных особенностей».

В энциклопедическом словаре «Славянская мифология» этнограф С.М. Толстая указывает: «Широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков и тараканов, клопов, вшей». Кроме того, составитель статьи даёт такое объяснение обряда: «Похороны животных — это магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер».

Вместе с тем этот обряд содержал в себе за внешне шутливой формой весьма архаическую семантику: жертвоприношение земле, похороны старого и рождение нового.

Источник

Чем на Руси гнали мух из избы при обычае похорон мух?

На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. При этом кто-то должен был гнать оставшихся мух из избы. Чем? 10 букв, Поле чудес, Третий тур. Сегодня у нас пятница 16 июля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Насекомые.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

Чем на Руси гнали оставшихся мух из избы при обычае похорон мух?

Вот задание на третий тур. На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. Девушки делали из репы или морковки маленькие гробики, клали туда мух и выносили из избы. При этом кто-то должен был гнать оставшихся мух из избы. Чем? (Слово из 10 букв)

Мухи – насекомые, входящие в отряд Двукрылые (Diptera). Первоначально мухами называли всех двукрылых насекомых (включая комаров). Положение мух в систематике двукрылых менялось по мере их изучения.

На голове располагаются сложно устроенные глаза, короткие трёхчлениковые усики (антенны) и ротовые органы лижущего, колюще-сосущего или режуще-сосущего типов.

В традиционной народной культуре образы многих насекомых связываются с представлениями человека о них, как о душах предков. Насекомые олицетворяли определённый образ в древних цивилизациях, с ними были связаны приметы, которые бытуют и в настоящее время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *