на руси было многоженство
Многожёнство у славян: как это было
«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.
Если б я был славян
Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.
Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.
После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится. », «Аще имеет две жены водити. ».
Церковная осторожность
Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании».
Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.
В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.
Древнерусские Дон Жуаны
Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя.
Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».
Многоженство в Древней Руси. Мифы и реальность
На написание статьи подвигла публикация http://yitnaechani.livejournal.com/66445.html Многожёнство у древних славян со ссылкой на «Слово о князе Владимире» В. Руднева.
Попытался разобраться в вопросе, изучив доступные источники права древней Руси, труды историков, свидетельства средневековых авторов и фактические обстоятельства, сопутствующие Крещению Руси Владимиром и его «семейной жизни».
Окончательный выбор в вероисповедании, и отдание предпочтение христианства другим религиям Владимиром увязывают с женитьбой на дочери императора Византии христианке Анне, как первым морганистическим браком того времени- (уже в статусе православного). Владимир, ослепший от болезни, прозрел в момент совершения таинства Крещения в Корсунской купели. Владимир вскоре после крещения «упрошен был отпусть жен от себя, как обещал [ибо христианином стал], и отпустил Вышеслава, который родился от Оловы, княжны варяжской, в Новгород; Гориславу с Изяславом в Полоцк, ее же сына Ярослава в Ростов; Всеволода во Владимир; Предславу с сыном Святополком в Туров; Мальфрид с сыном Святославом в Овруч; Адиль с сыном Мстиславом во Тмутаракань, а Станислава в Смоленск; Анны царевны сына Бориса и Глеба при матери оставил, но Глебу назначил Муром, так как был еще у грудей тогда. Прочих жен и дочерей дал в жены ближним своим, не имущим жен, и запретил всякому. » (11).
Однако акцент на перемене от полигамного союза к моногамному браку в связи с принятием православной веры становится более интересным при сопоставлении с другими временными периодами и принятием православия и христианства другими народами.
В письме патриарха Фотия к новокрещенному (864 г.) князю Борису, Патриарх хвалит Бориса за его христианизаторские усилия и сравнивает варварского правителя с Константином Великим, но единственный реальный наказ, который он удосуживается дать, это проклятие многоженству. Photius, Epistulae at Amphilochia (см. прим. 92), p. 1—39. (12)
Интерес представляют еще две выдержки из указанной работы:
«…Византийцы смягчили свою прежде непреклонную позицию относительно многоженства, особенно знати. Вспомним, что крах кирилло–мефодневской миссии в Великой Моравии был вызван в значительной степени ригористичностью миссионеров именно в этом вопросе (см. с. 160). Видимо, греки многому научились у своих «латинских» соперников в Болгарии и Моравии».
«Патриарх Николай Мистик в его миссионерской политике учел опыт предшествующих неудач. Его письма о христианизации северокавказской Алании— замечательный документ. Патриарх учит своих посланцев снисходить к слабостям неофитов, в частности сквозь пальцы смотреть на многоженство знати».
Галицкий князь Ярослав Осмомысл (годы правления 1157-1187) любил некую Анастасию, и отдавал предпочтение ей и её сыну Олегу перед законными супругой и сыном. Партия недовольных бояр устроила в Галиче мятеж, схватила и сожгла живой Анастасию, а князя заставила дать клятву, что он будет жить в согласии с супругой. (14)
И. Н. Данилевский о короле Англии Генрихе VIII Тюдоре (1491- 1547) указывает следующее: «Он, как известно, тоже не отличался аскетизмом в этом вопросе. Решить же противоречия с ортодоксальной церковью он смог самым простым способом: Парламент провозгласил его единственным на Земле законным главой англиканской церкви. Кстати, запрет многоженства — не единственная из церковных заповедей, успешно нарушавшихся светскими правителями (и не только ими).» (16)
Лихачев Д.С. приводит такие сведения о последующих браках: «Грозному принадлежит ответ в споре о вере члену Общины чешских и моравских братьев Яну Роките, относящийся к 1570 г. Этот ответ, дошедший до нас в списках XVI в., нередко надписывается именем царя и, кроме того, имеет ряд внутренних признаков, по которым можно установить авторство Грозного. Но позднее произведение было сокращено, все признаки его принадлежности царю исключены из текста, и изложение его стало вестись от имени Парфения Уродивого. В отброшенной части ответа Грозный выступает против тех, кто женится после смерти жены. Ко времени своего спора с Яном Рокитой Грозный был уже женат три раза. В апреле 1572 г. собрался церковный собор, разрешивший Грозному жениться четвертый раз после смерти третьей жены, но наложил на него епитимию и указал, чтобы никто из «прочих человек от мирских царьского синглита и до простых» никак не дерзали на четвертый брак под угрозой «пригрозного» проклятия. В этих условиях выступать царю против многоженства было неудобно. Грозный любил распространять свои сочинения, и он убрал в своем «Ответе» всю ту часть, где он выступал против многоженства, а сам себя насмешливо назвал Парфением, то есть девственником». (19)
Анна Гаврилова в работе
«Язычество славянской свадьбы» приводит следующие исторические свидетельства:
У них имеется правильный брак, и каждому разрешается иметь только одну жену. Если жена у него помрет, он имеет право жениться вторично и даже в третий раз, но в четвертый раз уже ему не дают разрешения. Если же священник повенчает таких людей [не имеющих права жениться], то он лишается права совершать служение. Их священники, служащие у алтаря, должны непременно уже находиться в браке, и если у такого священника жена помрет, он уже не смеет жениться вновь, разве только он откажется от своего священнического сана, снимет свой головной убор и займется торговлею или другим промыслом. При женитьбах они также принимают в расчет степень кровного родства и не вступают в брак с близкими родственниками по крови, охотно избегают и браков со всякими свойственниками и даже не желают допустить, чтобы два брата женились на двух сестрах или чтобы вступали в брак лица, бывшие восприемниками при крещении того же дитяти. Они венчаются в открытых церквах с особыми церемониями и во время брака соблюдают такого рода обычаи» (Олеарий, 2003, гл. XL).
Данные иллюстрации А.Гавриловой и Лихачева Д.С. также позволяют отметить, что и в гораздо поздние исторические периоды, чем принятие православия князем Владимиром, и среди народов, принявших христианство, явление многоженства, как и у славян, сохранялось. Общепринятая позиция, что запрет же на многоженство связан с крещением славянских племён представляется спорной. Брак это общественный институт, где, несмотря на уклад, в зависимости от каждой конкретной жизненной ситуации форма брака и численный состав семьи разнятся.
Многоженство на Руси: поразительные факты истории
Наши далекие предки имели совершенно другие понятия о семейной жизни. Они в корне отличались от нынешних. Считается, что многоженство было прерогативой исламских государств и не имело ничего общего с семейными традициями славян. Но история хранит подтверждения существования самых разных моделей поведения наших предков. У язычников полигамия (многоженство) была обычным делом. Причем несколько жен имели не только князья и знать, но и обычные жители.
Как жили древние славяне
Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» описал жизнь вятичей и радимичей. У них была полная свобода в плане близких отношений. У мужчин было по 2-3 и больше жен. Киевские князья тоже довольствовались жизнь сразу с несколькими супругами:
Не только многоженством, но и несдержанностью удивляет дохристианская Русь. Так, князь Святослав, взявший в наложницы рабыню Малушу, которая родила Владимира. Он же, возмужав, не знал счета женщинам.
Многоженство и христианство
Принятие Русью христианства в 988 году принесло множество изменений. Но многоженство осталось. Нарождающаяся церковь на землях Руси всячески пыталась убедить людей в греховности союза, где есть большое число партнеров. Только один муж и одна жена — это приемлемо, говорили церковники. Но позиция христианской церкви была еще слишком слабой, чтобы диктовать свои условия. Чтобы не потерять прихожан, особого давления она не оказывала.
Служители церкви тщательно следили за тем, чтобы супруги не просто жили вместе, а проходили через обряд венчания. Основную задачу священники видели в том, чтобы мужчина получал благословение на союз лишь с одной женщиной. Изменения в коллективном сознании произошли не сразу, но постепенно сформировалось правильное отношение к семейной жизни.
Браки по похоти и нужде заключались в Сибири
В Сибири было много случаев близкородственных браков. Распространено было снохачество. Женатый мужчина не желал заводить любовницу, подвергаясь осуждению окружающих. Тогда он формально выдавал ее замуж за своего малолетнего сына и жил с ней. Грех отца автоматически переходил на сына, который был вынужден повторить его путь. Когда мальчик становился мужчиной, его жена старела. Церковные браки нельзя было расторгать и он, как и отец, заводил себе сожительницу.
Колонисты, которые жили в алтайских горных ущельях, не имели доступа к посторонним женщинам. Поэтому им ничего не оставалось, как заключать брак с ближайшими родственницами — племянницами или сестрами.
По причине половой распущенность в ХХ веке на территории Сибири началась эпидемия половых инфекций и сифилиса. Коренные народы Сибири были на грани вымирания.
Многоженство народов крайнего Севера и язычников уже никого не удивляет. При этом полигамные браки были нередкими и у крестьян. А. Мороз в своем сборнике «Мужчина в традиционной культуре» рассказал о многоженстве Русского Севера. Как пишет автор, в начале ХХ века этнографы говорили о крестьянах Архангельской области, которые женились на 2 и более женщинах. Так, это было привычным явлением в таких семьях:
Все женщины в такой семье жили под одной крышей и вместе работали по дому, занимались воспитанием детей и распределением обязанностей между собой. Как правило, интимные отношения глава семейства имел, обычно, только с самой молодой из жен.