на руси хоронили под порогом

Зов Крови. Записки скифской девушки

Враг мой равен. Полноправен. Чей скорей вскипит бокал?Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал.

Древности и детские захоронения

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Обрядовость перешла с времен еще дохристианских, своеобразная выжимка из старых поверий на новый лад.

«Считают, что у Д. н.нет подлинной души, а только «пара», как у животных, нет и пола. Названия ребенка, не прошедшего через обряд крещения, отождествляют его с человеком иной веры»

«Некрещеного ребенка нельзя целовать, кормить грудью, выносить из дома, показывать чужим, В доме до крещения постоянно должен гореть свет, чтобы ребенка не подменили (пол., укр., болг.), не переменили пол. Он в большей мере принадлежит миру предков, из которого он пришел, чем миру людей, что и объясняет двойственность представлений о таком младенце: он уязвим для сглаза, нападения нечистой силы, подмены, и т. п., но в то же время сербы полагают, что демоны не «ударят своего» и поэтому некрещеный ребенок якобы быстрее растет.»

«Хоронят Д. н. на поле, у реки, у перекрестка дорог, так как он ассоциируется с крестом. На могилы Д, н. (и самоубийц) прохожие бросают ветки (пол., Хелм). Их хоронили также и под домом, сараем, клуней, в саду (Левобережная Украина, курск., орлов.). В Семберии (Босния) их хоронят в саду или под окном, часто без гроба. На могиле не ставят обычного креста (пол., серб., полес.), а только связанные крестом палочки (полес.) или простой столб (серб.), сажают яблоню. Кресты в их память ставят у перекрестков.»

«Чтобы умершие Д. н. перешли в класс обычных покойников, вост. славяне принимают целый ряд мер. На св. Маккавеев в течение семи лет мать брызгает на могилу святой водой, тогда ребенок становится крещеным (Прикарпатье). Поминают Д, н. в Тёмную, т. е. Страстную среду, съедая на пороге опреснок, или на Троицкой неделе в четверг, раздавая детям и старухам кашу (брян.). Некрещеный попадает к нечистому, но его можно освободить, раздав детям 40 крестиков и 40 поясков (костром.) или беременным женщинам ткани на 40 рубашек и 40 крестиков (смолен.) и пять раз послав на Афон просьбу помолиться о нем. С Афона присылают листок с житием святого, именем которого и нужно наречь такого ребенка (нижегород., Саратов.). На могилу, из которой доносится плач, приносят булочки (волын.), землю с могилы носят в церковь, чтобы ее окрестили (брян.), затем приносят ее назад (гомел.).»

Кратко говоря, можно сказать, что был некий обряд, позднее передавший свои функции обряду крещения, после которого ребенок «обретал душу» и мог уже быть похоронен обычно.

Помимо всего были и элементы практичного отношения:

«Если некрещеного или мертворожденного ребенка, похороненного под порогом, окрестить в семь дней (месяцев или лет), ему можно приказать стать «клобуком», который будет приносить хозяевам богатство (пол. мазуры).»

Если учесть статистику смертности среди детей в то и до не такого уж далеко прошлого, то сталкиваться с этими обычаями и верованиями приходилось достаточно часто, в следующий раз попытаюсь собрать основные мотивы фольклорных страшилок на тему заложных детей.

Источник

Почему ничего нельзя передавать через порог?

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

С таким местом в доме, как порог, связано много странных примет. Объяснить их с помощью обычной логики или практической целесообразности невозможно.

Через порог нельзя здороваться, передавать разные вещи. Гостеприимные хозяйки сразу же скажут гостю: «Не стой на пороге, проходи в дом!» С чем связано такое предвзятое отношение к порогу, можно понять, только познакомившись с традициями наших далеких предков.

Что происходило у древних славян за порогом

Традиции, связанные с порогом, сформировались более полутора тысяч лет назад, когда предки современных жителей России еще были язычниками. Ни о каких кладбищах и похоронах в современном смысле слова тогда даже не думали. Когда уходил к праотцам очередной родственник, глубоко скорбящая семья не торопилась с ним расстаться. Тело покойного сжигали, а прах просто закапывали под порогом жилища (а в еще более древние времена останки родных хоронили прямо в доме).

Этот обычай связан с верой в то, что находящийся за порогом родного дома мир крайне враждебен и населен злыми силами. Славяне-язычники считали неправильным бросать прах своего родственника «на растерзание» этих нечистых духов. Закопав его под порогом, они как бы оставляли усопшего в пределах защищенного круга. За это живые обитатели дома могли рассчитывать на определенную «благодарность» со стороны покойного.

Из этой очень распространенной традиции понятно, что древние славяне не боялись своих усопших любимых. У них не было того брезгливо-суеверного страха, который испытывают по отношению к телам покойных людей современные россияне, белорусы или украинцы. Напротив, в древнейшие времена язычники считали, что прах предков защищает дом и все семейство от бед, злых духов и болезней.

Почему нельзя передавать какие-то вещи (или деньги) через порог

Древние славяне не только рассчитывали за защиту своих усопших родственнков, но и стремились обеспечить им спокойный отдых после смерти. Прах предков нельзя было тревожить пустой болтовней, приветствиями или иными действиями, производимыми на пороге. По этой причине с посторонними общались на улице, а дорогих гостей сразу же просили пройти в комнаты или помещение, где готовилась пища.

У порога живые старались не задерживаться, чтобы понапрасну не беспокоить почивших родных. Язычники верили, что умерший человек как бы ушел на вечный покой. За свою долгую и зачастую, связанную с множеством тягот жизнь он вполне заслуживал этот отдых. Недаром слово «почивший» напрямую связано с глаголом «почивать», что значит «спать», «отдыхать». Наши предки очень уважительно относились к этому законному праву каждого человека отдохнуть после смерти еще и потому, что сами рассчитывали на такое же бережное отношение к себе.

Эта традиция стала уходить в прошлое после принятия христианства. Усопших перестали сжигать и закапывать под порогом и начали хоронить по церковному обычаю на освященной кладбищенской земле. Но традиция не передавать через порог вещи сохранилась до сих пор как отголосок древнейших обычаев наших предков.

Источник

7 странных обычаев на Руси: свальный грех, обряд мертвеца и другие

На Руси соблюдали такие обычаи, от которых сейчас становится не по себе. А за некоторые можно легко получить уголовный срок.

Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.

Снохачество

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.

Свальный грех

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу.

Гаски

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Б. Ольшанский “Терем царевны Зимы”

Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.

Перепекание

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.

Пугание беременных

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.

Солонование

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.

Обряд мертвеца

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кого древние славяне хоронили лицом вниз, а кого в избушках на курьих ножках

Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain

Курганы и похоронные избы

Самым известным погребальным обрядом считается обряд курганного захоронения, когда знатного воина, вождя или героя хоронили в глубокой могиле со скруглёнными краями, которую ориентировали по оси юго-восток — северо-запад, сверху делали накат из брёвен, а потом насыпали курган от трёх до шести метров.

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

Но простых людей хоронили в обычных могилах, весьма напоминающих современные, с той лишь разницей, что тело покойника могли положить на бок или придать ему скрюченное положение. Кладбища устраивали на возвышенных местах: в центре располагались могилы знати, а по краям хоронили людей попроще.

Недаром у славян в сказочной избушке на курьих ножках жила «Баба-яга, костяная нога, нос в потолок, а нога — из угла в угол». Скорее всего, это было описание могилы, а нога «из угла в угол» была самой длинной костью в теле человека — бедренной, которая редко сгорала в огне. Именно поэтому сказочная хозяйка избы была подслеповата и никогда не покидала своего жилища.

Соумершие и «дети-берегини»

на руси хоронили под порогом. Смотреть фото на руси хоронили под порогом. Смотреть картинку на руси хоронили под порогом. Картинка про на руси хоронили под порогом. Фото на руси хоронили под порогом

В древнеславянских племенах была широко распространена вера в то, что душе умершего, чтобы достичь страны мёртвых, нужен особый «проводник» — соумерший. Археолог Борис Рыбаков даже считал, что слово «смерд» ведёт своё происхождение именно от такого соумершего человека.

Иногда для того, чтобы покойник достиг Нижнего мира, в жертву приносили собаку или даже волка. Но более известны случаи, когда вместе со знатным вождём на погребальном костре сжигали его вдову — подобное происходило с согласия женщины. Чаще на тот свет в качестве соумерших отправлялись рабыни, а в том случае, если хоронили князя или полководца, их сопровождали молодые холостые воины, иногда целыми отрядами.

Но бывали и жертвы другого рода: волхвам и пожилым знатным людям мужского пола в могилу клали убитого подростка или ребёнка — мальчика. Например, в найденных археологами на горе Богит у реки Збруч в Тернополе могилах волхвов —подложенные соплеменниками убитые двухгодовалые дети.

Неизвестный автор XII века на полях труда «Об идолах» Григория Богослова сделал такую пометку: «Они. идолищам поганым молятся и младенци знаменуютъ мертви и берегинями их называютъ». К несчастью, в дохристианской Руси детей до семи лет почти не хоронили на кладбищах, поскольку считалось, что до подобной почести они «не доросли». Поэтому их закапывали недалеко от дома, а иногда и под домом. Отголосок этой традиции был жив вплоть до середины XX века, когда колхозницы в деревнях хоронили умерших младенцев в огородах.

Хуже всего после смерти приходилось тем, кого подозревали в колдовстве или наведении порчи на соплеменников.

Источник

Верования и приметы связанные с умершим

В русской фольклорной традиции мир мертвых понимается как параллельный миру живых. На кладбищах еще и сегодня можно увидеть выстроенные на могилах небольшие домики, в которых якобы живет душа покойного.

Чтобы душа могла напиться

Практически повсеместно в день смерти в доме покойника ставят в комнате, в которой он умер, часто на подоконник, стакан с водой, для того, чтобы душа его могла напиться. Стакан этот стоит до 40 дней (вода меняется ежедневно), так как душа умершего находится в доме до шести недель.

«Пока покойник находится в доме, его не оставляют одного. Родственники приглашают к усопшему читальщицу (обычно пожилую женщину), в обязанности которой входит читать Евангелие и псалтырь. Приглашенные старушки здесь же служат панихиду. «

Вплоть до настоящего времени существует множество магических средств для того, чтобы не бояться покойника. Чаще всего советуют подержать его за руки и за ноги в знак того, что вы не желаете ему ничего дурного и хотите быть с ним в мире.

«Когда умершему шьют саван, то следует шить его редко, что называется на живую нитку, и иглой не к себе, так как до сего дня существует поверье, что в противном случае весь дом вымрет.»

«Руки покойника складывают на груди таким образом, чтобы правая лежала поверх левой. Если тело умершего не успевает окоченеть, то руки, не удержавшись в таком положении, могут раскрыться. В таком случае говорят, что мертвый хочет еще кого-то из родных прибрать с собой.»

«Плохой приметой считалось и считается, если у покойника открываются глаза. Раньше говорили, что он еще кого-то выглядывает или проститься с кем-то еще хочет. Глаза в таких случаях закрывают тряпочкой или кладут сверху мелкие монеты.»

После того как для покойника сделают гроб, оставшиеся при этом обрезки, стружки и щепу тщательно собирают и кладут в гроб вместе с покойником или же зарывают в землю. В некоторых областях названные предметы тотчас же по окончании работы сжигают.

Согласно народным представлениям, мертвые точно так же нуждаются в еде, одежде и тепле. В деревнях (а отчасти и в городах) и в настоящее время в гроб кладут сменную пару белья или даже еще один костюм.

Обычно похороны (за исключением каких-либо экстремальных ситуаций) назначаются на третий день. Причем повсеместно считается, что покойника надо похоронить до обеда.

В деревнях до 30-х годов XX века гроб с покойником носили на домотканых холстах, теперь же носят на длинных полотенцах. Родным нельзя нести покойника, чтобы не подумали, что они рады его смерти.

Похоронная процессия, как правило, останавливается на перекрестках и у церкви. Сено, на котором лежал на лавке (или столе) покойник, а иногда и всю постель, берут с собой и сжигают у реки или за деревней.

Практически повсеместно считается, что мертвец все слышит и видит до тех пор, пока его не опустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует.

Когда тело зароют, провожавшие покойника садятся на могилу и едят принесенную с собой пищу. Затем, уходя, берут с собой землю с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, раньше открывали заслонку и смотрели в печь, а землю клали в рукомойник и затем умывались.

После похорон повсеместно устраиваются поминки. Поминальными или родительскими днями считаются вторник на второй неделе после Пасхи (Радуница), суббота перед Троицей (Духовская суббота) и суббота между 1 и 8 ноября (Дмитриевская суббота).

Помимо установленных поминальных дней вплоть до настоящего времени соблюдается традиция поминать покойника на 9-й, 20-й и 40-й день после кончины, а также на полгода и год. А дальше – «по жалости».

Поминальный обряд, как правило, состоит из посещения могилы покойного и поминального обеда, на который приглашаются его друзья и родственники.

«На помин души ни денег, ни продуктов жалеть нельзя. Считается, что «покойник у порога не стоит, но свое берет. «Покойник ждет помину тридцать лет!» По истечении же этого срока может и жестоко отомстить особо забывчивым.»

Поминать усопшего надо непременно до обеда и ни в коем случае вечером, а тем более после захода солнца.

Где хоронить самоубийц

Особыми местами для погребения самоубийц были всякого рода границы полей и земельных наделов. Хоронили их также в лесах и на болотах. По народным поверьям все эти места являлись сосредоточением всей нечистой силы: полевиков, леших, болотников. А так как самоубийцы никогда не пользовались уважением у живых, то считалось уместнее всего закапывать их в вотчине нечисти. Одним из наиболее популярных мест для погребения самоубийц считали и провалы под землей, потому что оттуда им уж никак было не выбраться.

Порог – граница между домом и миром злых духов

«Существовало поверье, что духи покойников сидят у своих тел или даже на пороге, и не одни, а в обществе гостей, прибывших с кладбища. Именно из этого поверья вытекает весь порядок обращения с порогом. «

Кстати, ввиду близкого соседства с умершими, порог служил алтарем для проведения всевозможных обрядов: свадебных, погребальных, по поводу рождения детей. А также был местом многих колдовских действий.

Порог играл также очень значительную и немаловажную роль в суевериях, касающихся детей. Возвращаясь с крещения, кума переносила младенца через кожух, расстеленный на пороге, чтобы обеспечить ему теплую и удобную жизнь. Когда ребенок начинал ходить, нужно было следить, чтобы, переступая порог в первый раз, он не был босым, иначе вырастет из него оборванец и нищий.

Широко распространенным древнеславянским обычаем было и остается по сей день постукивание гробом о порог, чтобы умерший навсегда попрощался со своим домом, семьей и бренной жизнью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *