на заре туманной юности персонажи
Платонов «На заре туманной юности» — кто главные герои, чему учит рассказ?
Главной героиней рассказа «На заре туманной юности» является Ольга, которая предстает перед нами в образе 14-летней девочки-подростка, оставшейся без родителей, умерших от тифа. Девочке приходится учиться выживать в чудовищных условиях голода и отчуждения со стороны родственников. Здесь уже начинает формироваться стойкость ее характера, внутренняя сопротивляемость обстоятельствам. Она не пасует и не поддается панике, она ищет выхода (решения) из создавшейся ситуации. Приезд к тетке и неласковая встреча не позволяют девочке опустить руки. Она пробует попасть на учебу в университет, и хотя ей не хватает для этого лет и образования, она получает отклик в душах служащих канцелярии и попадет на курсы, где готовят агентов для ж/дороги. Т.е. зачатки целеустремленности мы уже наблюдем в характере героини.
Еще в рассказе можно выделить таких персонажей, как:
Какая главная мысль произведения?
Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен. Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.
«На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые. После похорон на протяжении нескольких дней девочка жила в пустом доме. Ольга старалась подражать маме – повторяла характерные для нее слова и действия. Это позволяло сироте воображать, «что мать ее еще жива в ней немного».
У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой. Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.
Утром Ольга оказалась в нужном городе. Красноармейцы дали ей на прощание половину хлеба и кусок сала. Адреса тети у девочки не было. Из-за этого Ольге пришлось спрашивать всех встречных, «у кого лица были добрее», где живет Татьяна Васильевна Благих. Поиски увенчались успехом только к вечеру. Оказалось, тетя живет вместе с мужем. Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота. Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера. В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.
Утром, когда дядя ушел на работу, тетка, думая, что Ольга спит, начала тихо жаловаться. Неожиданный приход племянницы ее не радовал. Ольга слышала жестокие слова тетки и после скудного завтрака покинула негостеприимный дом. Бродя по городу, девочка наткнулась на объявление о приеме в университет и решила отправиться туда, так как там предоставляли место в общежитии и стипендию. В канцелярии учебного заведения служащих она не застала, так как те ушли на обед. Зато встретила старика-сторожа, который сказал, что ее не примут «по малолетству и несознательности».
Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее. Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота. Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.
Через несколько месяцев после того, как Ольга начала учиться, в столовой перестали давать продукты. Кроме того, курсантам задержали стипендию. Впоследствии выяснилось, что виноваты в сложившейся ситуации «белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе», а также те, кто доверил им такую работу. Не поев несколько дней, Лиза заплакала. Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами. Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом. Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию. Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.
Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье. Однажды ночью Ольгу разбудили гудки паровоза с красноармейцами, у которого было оборвано 20-30 вагонов с хвоста. Рискуя жизнью, девушка спасла состав. Благодаря ее подвигу, удалось избежать смерти многих людей, находившихся в оторванных вагонах. Получив ранения головы и груди, Ольга долго болела, но в итоге все-таки сумела поправиться.
Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение
Произведение А.Платонова «На заре туманной юности» первоначально имело название «Ольга», но позже автор его переименовал.
Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.
Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.
Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.
Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.
Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.
Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.
Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.
После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.
Ольга является центральной фигурой повествования, вокруг которой выстраивается сюжетная линия. Автор не случайно выбрал такое наименование – «На заре туманной юности», ведь настоящая взрослая жизнь у Ольги еще впереди, но она уже готова к ней, пройдя множество испытаний. Она заслуживает счастья, так как умеет жить не только для себя, но и для других.
Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.
Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно — ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.
Вариант 2
В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.
Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.
Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.
Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.
Краткое содержание рассказа «На заре туманной юности» А. Платонова
Становление мировоззрения девочки-подростка в период революционных катаклизмов – основная тема Андрея Платонова в рассказе «На заре туманной юности». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «На заре туманной юности».
Впервые произведение было опубликовано с названием «Ольга» по имени главной героини, но позже переименовано. Нынешнее название – романтическая крылатая фраза, позаимствованная из стихотворения Алексея Кольцова «Разлука». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
Главной героиней рассказа «На заре туманной юности» является Ольга, которая предстает перед нами в образе 14-летней девочки-подростка, оставшейся без родителей, умерших от тифа. Девочке приходится учиться выживать в чудовищных условиях голода и отчуждения со стороны родственников.
Здесь уже начинает формироваться стойкость ее характера, внутренняя сопротивляемость обстоятельствам. Она не пасует и не поддается панике, она ищет выхода (решения) из создавшейся ситуации. Приезд к тетке и неласковая встреча не позволяют девочке опустить руки.
Другие персонажи:
Рассказ впечатляет и завораживает. Единственно, чего мне не хватило в нем — это соединений линий жизни Ольги и маленького Юшки, я бы предпочла, чтобы Ольга навсегда вошла в его жизнь в качестве мамы…
«На заре туманной юности» очень кратко
А. Платонов «На заре туманной юности» краткое содержание для читательского дневника:
Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить. Оставшись одна в пустом доме, она все перемыла и перестирала, как это делала мать.
Прожив так несколько дней, девочка затосковала. Она вспомнила слова матери о том, что в соседнем городе живет ее тетка, которая обязательно ее приютит.
Ольга пришла на станцию, чтобы ехать к тетке. Ее взяли с собой в эшелон красноармейцы, накормив и обогрев. Когда она приехала к тетке, которую звали Татьяна Васильевна, та долго не желала пускать ее в дом. Соседи, показавшие девочке дорогу к дому тети, сказали ей, что эта женщина не имеет детей, потому что они не хотят у нее рождаться.
Продержав девочку на пороге дома, Татьяна Васильевна вынуждена была ее пустить, потому что побоялась, что ее заставят отвечать за девочку, если с ней что-то случится. Утром тетка извела девочку попреками, поэтому Ольга ушла от нее, одна, в чужой город.
Она не растерялась, и, увидев объявление о наборе на железнодорожные курсы, устроилась в общежитии, стала учиться и получать стипендию, обрела новых друзей.
Одной из подруг девочки стала Лиза. Ольга чувствовала себя намного взрослее этой девушки и все время поддерживала ее. То, что Лиза часто плачет, казалось ей проявлением детскости и незрелости.
Еще одним важным человеком в ее жизни стал маленький мальчик Юшка. Он рано остался без матери, и девушка присматривает за ним, когда его отец на работе. Спасая поезд с красноармейцами, девушка, находясь при смерти, думает о нем.
Вывод:
Эта повесть учит простой, но крайне необходимой вещи – никогда не отчаиваться, не терять достоинства, даже если очень голодно, одиноко и страшно, даже если очень хочется есть. Если внутри есть стержень, и есть, во что верить, человек остается человеком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Короткий пересказ «На заре туманной юности»
Краткое содержание «На заре туманной юности» Платонов:
Ольга – сирота четырнадцати лет, главная героиня произведения. Во время Гражданской войны ее родители умерли. Из родственников у нее была одна тетка. Девочка видела ее два года назад, когда она приезжала к ним в гости из города. Тетка казалась ей богатой и доброй.
Некоторое время Оля жила одна в доме, но потом решила поехать к тетке как советовала ей мать еще при жизни. Девочка поехала на поезде с красноармейцами. Они накормили Олю, уложили спать на самое теплое и тихое место.
Утром красноармейцы дали ей с собой хлеба с салом. Девочка не знала адреса тетки, знала лишь, что ее зовут Благих Татьяна Васильевна. Оля искала ее, спрашивая у прохожих. Вечером девочка нашла дом тетки. Она жила там со своим мужем без детей.
Тетка не пустила домой племянницу, сказав, что помыла пол. Она велела ей ждать на улице. Девочка просидела на улице до вечера, а потом снова постучала в дом. Татьяна впустила девочку только переночевать. Утром Оля услышала, что тетка жалуется на приезд племянницы. Девочка поняла, что здесь ей не рады.
Ольга решила поступить в университет. Она увидела объявление, что студентам предоставляют жилье и стипендию. Но ей отказали, так как возраст был неподходящий. Тогда она устроилась на курсы железнодорожников.
Ей дали место в общежитии, платили стипендию, обеспечили первыми вещами. Оля нашла себе подругу Лизу. Это девочка пятнадцати лет, имела мать, которая вышла второй раз замуж и Лиза была для нее помеха.
Проучившись немного, девочки попали в трудное положение: кушать было нечего, стипендию не платили. Виной этому были белые офицеры, которые занимались курсами. Девочкам пришлось искать подработку. Оля нашла работу няней.
Она сидела с Юшкой, ему было полтора года, матери не было, только отец. Девочка очень привязалась к малышу. В скором времени стипендию стали платить. Необходимость в работе прошла, но Оля все равно навещала малыша.
После окончания курсов девушки поехали на практику, это была станция Серьга. С Ольгой произошел несчастный случай: она спасла состав с красноармейцами, получив ранения. Но она сумела справиться с болезнью и поправилась.
Какая главная мысль произведения?
Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен.
Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.
Сюжет «На заре туманной юности» по главам
«На заре туманной юности» Платонов краткое содержание:
Глава 1
Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые.
После похорон на протяжении нескольких дней девочка жила в пустом доме. Ольга старалась подражать маме – повторяла характерные для нее слова и действия. Это позволяло сироте воображать, «что мать ее еще жива в ней немного».
У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой.
Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.
Глава 2
Утром Ольга оказалась в нужном городе. Красноармейцы дали ей на прощание половину хлеба и кусок сала. Адреса тети у девочки не было. Из-за этого Ольге пришлось спрашивать всех встречных, «у кого лица были добрее», где живет Татьяна Васильевна Благих. Поиски увенчались успехом только к вечеру.
Оказалось, тетя живет вместе с мужем. Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота.
Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера. В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.
Глава 3
Утром, когда дядя ушел на работу, тетка, думая, что Ольга спит, начала тихо жаловаться. Неожиданный приход племянницы ее не радовал. Ольга слышала жестокие слова тетки и после скудного завтрака покинула негостеприимный дом.
Бродя по городу, девочка наткнулась на объявление о приеме в университет и решила отправиться туда, так как там предоставляли место в общежитии и стипендию. В канцелярии учебного заведения служащих она не застала, так как те ушли на обед. Зато встретила старика-сторожа, который сказал, что ее не примут «по малолетству и несознательности».
Глава 4
Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее.
Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота.
Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.
Глава 5
Через несколько месяцев после того, как Ольга начала учиться, в столовой перестали давать продукты. Кроме того, курсантам задержали стипендию. Впоследствии выяснилось, что виноваты в сложившейся ситуации «белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе», а также те, кто доверил им такую работу. Не поев несколько дней, Лиза заплакала.
Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами.
Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом.
Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию. Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.
Глава 6
Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье.
Однажды ночью Ольгу разбудили гудки паровоза с красноармейцами, у которого было оборвано 20–30 вагонов с хвоста. Рискуя жизнью, девушка спасла состав. Благодаря ее подвигу, удалось избежать смерти многих людей, находившихся в оторванных вагонах. Получив ранения головы и груди, Ольга долго болела, но в итоге все-таки сумела поправиться.
Заключение
В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.
Видео краткое содержание «На заре туманной юности»
В рассказе «На заре туманной юности» присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих.
Другая авторская особенность – эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.
Рассказ «На заре туманной юности» помогает понять читателю важные, но в то же время весьма простые вещи, которые крайне необходимы в жизни.
Главное в любой ситуации — никогда не отчаиваться, сохранять собственное лицо и свое достоинство. Как бы тяжело и плохо ни было самому человеку. Как бы он ни страдал душевно от потерь своих близких и физически от голода, страха и одиночества. Даже если не может думать больше ни о чем, кроме еды.
Главное — иметь внутри себя крепкий стержень. Верить, что человек всегда должен оставаться человеком. К таким результатам пришли герои из рассказа Платонова «На заре туманной юности».
Краткое содержание рассказа «На заре туманной юности» А. Платонова
Становление мировоззрения девочки-подростка в период революционных катаклизмов – основная тема Андрея Платонова в рассказе «На заре туманной юности». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «На заре туманной юности».
Впервые произведение было опубликовано с названием «Ольга» по имени главной героини, но позже переименовано. Нынешнее название – романтическая крылатая фраза, позаимствованная из стихотворения Алексея Кольцова «Разлука». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
Главной героиней рассказа «На заре туманной юности» является Ольга, которая предстает перед нами в образе 14-летней девочки-подростка, оставшейся без родителей, умерших от тифа. Девочке приходится учиться выживать в чудовищных условиях голода и отчуждения со стороны родственников.
Здесь уже начинает формироваться стойкость ее характера, внутренняя сопротивляемость обстоятельствам. Она не пасует и не поддается панике, она ищет выхода (решения) из создавшейся ситуации. Приезд к тетке и неласковая встреча не позволяют девочке опустить руки.
Другие персонажи:
Рассказ впечатляет и завораживает. Единственно, чего мне не хватило в нем — это соединений линий жизни Ольги и маленького Юшки, я бы предпочла, чтобы Ольга навсегда вошла в его жизнь в качестве мамы…
«На заре туманной юности» очень кратко
А. Платонов «На заре туманной юности» краткое содержание для читательского дневника:
Главная героиня произведения – девочка-подросток по имени Ольга. Действие происходит в голодное время Гражданской войны. У нее умерли родители, и она не знает, как дальше жить. Оставшись одна в пустом доме, она все перемыла и перестирала, как это делала мать.
Прожив так несколько дней, девочка затосковала. Она вспомнила слова матери о том, что в соседнем городе живет ее тетка, которая обязательно ее приютит.
Ольга пришла на станцию, чтобы ехать к тетке. Ее взяли с собой в эшелон красноармейцы, накормив и обогрев. Когда она приехала к тетке, которую звали Татьяна Васильевна, та долго не желала пускать ее в дом. Соседи, показавшие девочке дорогу к дому тети, сказали ей, что эта женщина не имеет детей, потому что они не хотят у нее рождаться.
Продержав девочку на пороге дома, Татьяна Васильевна вынуждена была ее пустить, потому что побоялась, что ее заставят отвечать за девочку, если с ней что-то случится. Утром тетка извела девочку попреками, поэтому Ольга ушла от нее, одна, в чужой город.
Она не растерялась, и, увидев объявление о наборе на железнодорожные курсы, устроилась в общежитии, стала учиться и получать стипендию, обрела новых друзей.
Одной из подруг девочки стала Лиза. Ольга чувствовала себя намного взрослее этой девушки и все время поддерживала ее. То, что Лиза часто плачет, казалось ей проявлением детскости и незрелости.
Еще одним важным человеком в ее жизни стал маленький мальчик Юшка. Он рано остался без матери, и девушка присматривает за ним, когда его отец на работе. Спасая поезд с красноармейцами, девушка, находясь при смерти, думает о нем.
Вывод:
Эта повесть учит простой, но крайне необходимой вещи – никогда не отчаиваться, не терять достоинства, даже если очень голодно, одиноко и страшно, даже если очень хочется есть. Если внутри есть стержень, и есть, во что верить, человек остается человеком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Короткий пересказ «На заре туманной юности»
Краткое содержание «На заре туманной юности» Платонов:
Ольга – сирота четырнадцати лет, главная героиня произведения. Во время Гражданской войны ее родители умерли. Из родственников у нее была одна тетка. Девочка видела ее два года назад, когда она приезжала к ним в гости из города. Тетка казалась ей богатой и доброй.
Некоторое время Оля жила одна в доме, но потом решила поехать к тетке как советовала ей мать еще при жизни. Девочка поехала на поезде с красноармейцами. Они накормили Олю, уложили спать на самое теплое и тихое место.
Утром красноармейцы дали ей с собой хлеба с салом. Девочка не знала адреса тетки, знала лишь, что ее зовут Благих Татьяна Васильевна. Оля искала ее, спрашивая у прохожих. Вечером девочка нашла дом тетки. Она жила там со своим мужем без детей.
Тетка не пустила домой племянницу, сказав, что помыла пол. Она велела ей ждать на улице. Девочка просидела на улице до вечера, а потом снова постучала в дом. Татьяна впустила девочку только переночевать. Утром Оля услышала, что тетка жалуется на приезд племянницы. Девочка поняла, что здесь ей не рады.
Ольга решила поступить в университет. Она увидела объявление, что студентам предоставляют жилье и стипендию. Но ей отказали, так как возраст был неподходящий. Тогда она устроилась на курсы железнодорожников.
Ей дали место в общежитии, платили стипендию, обеспечили первыми вещами. Оля нашла себе подругу Лизу. Это девочка пятнадцати лет, имела мать, которая вышла второй раз замуж и Лиза была для нее помеха.
Проучившись немного, девочки попали в трудное положение: кушать было нечего, стипендию не платили. Виной этому были белые офицеры, которые занимались курсами. Девочкам пришлось искать подработку. Оля нашла работу няней.
Она сидела с Юшкой, ему было полтора года, матери не было, только отец. Девочка очень привязалась к малышу. В скором времени стипендию стали платить. Необходимость в работе прошла, но Оля все равно навещала малыша.
После окончания курсов девушки поехали на практику, это была станция Серьга. С Ольгой произошел несчастный случай: она спасла состав с красноармейцами, получив ранения. Но она сумела справиться с болезнью и поправилась.
Какая главная мысль произведения?
Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен.
Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.
Сюжет «На заре туманной юности» по главам
«На заре туманной юности» Платонов краткое содержание:
Глава 1
Родители Ольги умерли от тифа во время Гражданской войны, когда девочке было 14 лет. Став сиротой, она осталась совсем одна в небольшом поселке при железнодорожной станции, где трудился ее отец. Похоронить родителей ей помогли соседи и знакомые.
После похорон на протяжении нескольких дней девочка жила в пустом доме. Ольга старалась подражать маме – повторяла характерные для нее слова и действия. Это позволяло сироте воображать, «что мать ее еще жива в ней немного».
У Ольгиной мамы была сестра, жившая в губернском городе на Волге. Девочка видела ее однажды, когда та пару лет назад приезжала погостить. Тогда тетя показалась Ольге доброй и богатой.
Перед смертью мать наказывала дочери ехать именно к тетке, которая могла приютить сироту. Девочка решила последовать маминому совету. На вокзале Ольга села в поезд, в котором ехали красноармейцы. Они накормили сироту, уложили на верхнее помостье, так как там было тише и теплее, да еще и накрыли двумя шинелями.
Глава 2
Утром Ольга оказалась в нужном городе. Красноармейцы дали ей на прощание половину хлеба и кусок сала. Адреса тети у девочки не было. Из-за этого Ольге пришлось спрашивать всех встречных, «у кого лица были добрее», где живет Татьяна Васильевна Благих. Поиски увенчались успехом только к вечеру.
Оказалось, тетя живет вместе с мужем. Детей у пары не было. В дом тетка Ольгу не пустила, сославшись на то, что только сделала уборку, вымыла полы. На дворе она девочке тоже сидеть запретила, отправив за ворота.
Ольга прождала на улице, пока ее позовут в дом, до позднего вечера. В итоге к ней так никто и не вышел. Пришлось снова стучаться. На второй раз тетка с неохотой впустила племянницу и позволила остаться на ночлег.
Глава 3
Утром, когда дядя ушел на работу, тетка, думая, что Ольга спит, начала тихо жаловаться. Неожиданный приход племянницы ее не радовал. Ольга слышала жестокие слова тетки и после скудного завтрака покинула негостеприимный дом.
Бродя по городу, девочка наткнулась на объявление о приеме в университет и решила отправиться туда, так как там предоставляли место в общежитии и стипендию. В канцелярии учебного заведения служащих она не застала, так как те ушли на обед. Зато встретила старика-сторожа, который сказал, что ее не примут «по малолетству и несознательности».
Глава 4
Вернувшиеся из столовой служащие канцелярии помогли Ольге. Ее устроили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов и дали место в общежитии. Чуть позже девочке выплатили стипендию за полмесяца вперед и обеспечили необходимым минимумом вещей – нитками, верхней курткой, башмаками и так далее.
Девочка начала привыкать к новой жизни – она понимала, что дорога и любима, ведь ей дали крышу над головой и кормили. Несмотря на это, Ольга все еще тосковала по умершим родителям. Ее соседкой по комнате была 15-летняя Лиза, наполовину сирота.
Отец умер, а мать вновь вышла замуж и перестала заботиться о ребенке. Лиза рассказала Ольге, что всеми благами они обязаны Ленину, который любит их и никогда не тронет, ведь именно они будущие люди, они будут коммунизмом, без них всем станет плохо.
Глава 5
Через несколько месяцев после того, как Ольга начала учиться, в столовой перестали давать продукты. Кроме того, курсантам задержали стипендию. Впоследствии выяснилось, что виноваты в сложившейся ситуации «белые офицеры, служившие в губпродкоме и финотделе», а также те, кто доверил им такую работу. Не поев несколько дней, Лиза заплакала.
Ольга решила пропускать пока уроки, чтобы добыть для себя и подруги пропитание. При этом девочки договорились, что Лиза продолжит ходить на учебу. Сначала было тяжело. Ольга пыталась помогать людям по хозяйству за деньги и еду, но из экономии практически все справлялись сами.
Однажды девочке пришлось пойти к тетке за помощью. Та приняла племянницу, накормила и пожаловалась на свою жизнь – оказалось, муж начал ей изменять. Через некоторое время Ольга нашла постоянную работу – стала нянькой у полуторагодовалого мальчика Юшки, рано потерявшего мать и оставшегося с отцом.
Ребенок девочке очень нравился. В няньках она просидела ровно месяц. Потом надобность в работе отпала, так как снова начали платить стипендию. Несмотря на это, Ольга почти каждый день навещала Юшку.
Глава 6
Через три года подруги окончили курсы и их вместе отправили проходить практику на железнодорожной линии, расположенной на маленькой станции Серьга. Когда практические занятия почти подошли к концу, случилось несчастье.
Однажды ночью Ольгу разбудили гудки паровоза с красноармейцами, у которого было оборвано 20–30 вагонов с хвоста. Рискуя жизнью, девушка спасла состав. Благодаря ее подвигу, удалось избежать смерти многих людей, находившихся в оторванных вагонах. Получив ранения головы и груди, Ольга долго болела, но в итоге все-таки сумела поправиться.
Заключение
В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.
Видео краткое содержание «На заре туманной юности»
В рассказе «На заре туманной юности» присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих.
Другая авторская особенность – эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.
Читайте также: А. Приставкин «Золотая рыбка» Краткое Содержание Рассказа.
Рассказ «На заре туманной юности» помогает понять читателю важные, но в то же время весьма простые вещи, которые крайне необходимы в жизни.
Главное в любой ситуации — никогда не отчаиваться, сохранять собственное лицо и свое достоинство. Как бы тяжело и плохо ни было самому человеку. Как бы он ни страдал душевно от потерь своих близких и физически от голода, страха и одиночества. Даже если не может думать больше ни о чем, кроме еды.
Главное — иметь внутри себя крепкий стержень. Верить, что человек всегда должен оставаться человеком. К таким результатам пришли герои из рассказа Платонова «На заре туманной юности».