набережная черной речки 51 история дома
Интересные дореволюционные здания на набережной Чёрной речки
Дача Салтыковой, ул. Академика Крылова, 4 (Санкт-Петербург).
Архитекторы: Садовников П. С., Боссе Г. Э.
Годы постройки: 1837–1847. Пожалуй, это здание в стиле неоготики самое красивое в районе Чёрной речки.
Доходный дом Д. И. Поршнева, Санкт-Петербург, набережная Чёрной речки, 51, литера А. Владелец дома — Дмитрий Иванович Поршнев, потомственный почетный гражданин, гласный Санкт-Петербургской городской думы, староста церкви Николая Чудотворца. Архитектор Меер Давидович Розензон, 1902 год постройки. На архитектурный стиль скорей всего повлияли творения архитектора П. Ю. Сюзора Кирочная улица, 32-34 и Пантелеймоновская улица (ныне улица Пестеля), 13-15.
Бывший доходный дом Пелагеи Ивановны Поршневой, Санкт-Петербург, набережная Чёрной речки, 49. 1906 год постройки, инженер Мануил Александрович Цейль.
Этот дом когда-то имел башенку.
Ещё один доходный дом Поршневой находится рядом, набережная Чёрной речки, 47. Тот же архитектор: инженер-техник М. А. Цейль. О Поршневых известно, что у них было несколько кирпичных заводов в нынешней Ленинградской и Ивановской областях.
Распоряжением КГИОП от 21 мая 2020 года эти 3 дома включены в единый государственный реестр качестве объектов культурного наследия регионального значения.
Бывший завод лаков и красок Ю. Фридлендер, Санкт-Петербург, набережная Чёрной речки, 25. С 1934 года Ленинградский завод художественных красок, с 2004 года Завод художественных красок «Невская Палитра». На цокольном этаже фирменный магазин «Художник».
На фасаде сохранились два кованых старинных флагодержателя.
В 1900 году из Англии был приглашён технолог Юлиус Фридлендер с целью организации в Санкт-Петербурге фабрики по производству масляных красок. Он организовал небольшой лакокрасочный завод. Предприятие Предприятие было весьма успешным, выполняя как государственные, так и частные заказы.
В 1934 году, по инициативе работников Третьяковской галереи, на базе фабрики распоряжением правительства был образован «Ленинградский завод художественных красок». (В соответствии с приказом Г. К. Орджоникидзе, который был подписан 26 декабря 1934 года, Ленинградский завод художественных красок Всероссийского Объединения Лакокрасочной промышленности вошёл в число действующих заводов). Его задачей стало производство художественных материалов, не уступающих по качеству лучшим мировым аналогам. Результатом многолетнего развития завода стало создание уникального производственного комплекса, которым в настоящее время является «Завод художественных красок».
«Завод художественных красок» является постоянным участником крупнейшей международной выставки товаров для живописи и творчества во Франкфурте-на-Майне, Германия.
Бывшая Чернореченская пожарная часть (с 1904 по 1991 год). Санкт-Петербург, набережная Чёрной речки, 17. В настоящее время шиномонтажная мастерская.
Бывший завод наждачных изделий Н. Н. Струка, Санкт-Петербург, Красногвардейский переулок, 23 (набережная Черной речки, 7х). С 1934 года абразивный завод «Ильич».
Завод Струка, дореволюционная реклама.
Завод «Ильич» в годы Советского Союза.
В последние годы территория бывшего абразивного завода используется в качестве технопарка — собственник сдаёт помещения в аренду под офисы и небольшие производства. Бонус:
Скульптурная композиция «Пушкин ушёл», Санкт-Петербург, между домами № 1 и 3 по улице Савушкина, открыта 6 июня 2016 года (в день рождения поэта).
Центром композиции является кованая скамья, на которой висит плащ Пушкина, лежит его цилиндр, открытая книга и перо — создаётся ощущение, что поэт только что отдыхал на скамье в тени деревьев, встал и ушёл. Позади скамьи размещён гранитный валун, на полированной стороне которого выгравирован отрывок из стихотворения «19 октября 1825»: «Я жду тебя, мой запоздалый друг — приди; огнём волшебного рассказа сердечные преданья оживи; Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви».
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Дома Поршневых на набережной Черной речки отнесены к региональным памятникам
Распоряжениями председателя КГИОП Сергея Макарова выявленные объекты культурного наследия «Дом П.И. Поршневой» (наб. Черной речки, 49, на углу со Старобельской улицей) и «Дом Д.И. Поршнева» (наб. Черной речки, 51), включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объектов культурного наследия регионального значения.
Кирпич с клеймом «Поршнев» высоко ценился в Петербурге. За свои труды на пользу отечественной промышленности И.П. Поршнев был награжден правами почетного гражданина.
Поршневым принадлежало несколько участков на набережной Черной речки: № 45 – И.П. Поршневу, его жене П.И. Поршневой, их детям Дмитрию Ивановичу, Марии Ивановне и Агриппине Ивановне; Участки № 47, № 49, № 51 и № 53 принадлежали П.И. Поршневой: в доме № 47 находилась сапожная мастерская, № 49 был арендован под огород, № 51 сдавался под выпас коров, а на участке № 53 располагался дом, в котором помещались принадлежавшие разным владельцам ренсковый погреб, мясная и мелочная лавка, богадельня.
С начала 1900-х план участка на набережной Черной речки постепенно меняется. Предположительно в 1902 году были снесены все ранее существовавшие здесь постройки.
Пятиэтажный дом на участке под № 49 построен в 1906 году по проекту инженера-техника Мануила Александровича Цейля одновременно с домом № 47.
9 октября 1906 года Пелагея Ивановна Поршнева оформляет доверенность на сына Дмитрия Ивановича, дающую ему право управлять, заведовать и распоряжаться всем ее движимым и недвижимым имуществом. При этом, по данным справочника «Весь Петербург» на 1907-1908 годы владелицей участков 45, 47, 49 остается П.И. Поршнева.
В 1908 году имущество заложено в Санкт‑Петербургском Городском Кредитном Обществе, а 5 ноября 1909 года нотариусом Санкт‑Петербургского Окружного суда передано «во владение Выборгской ч., Новодеревенского уч., по наб. Черной р. № 49 Потомственного Почетного Гражданина Арона Яковлевича Гутмана С.-Петербургского купца и Лейб-Гирша Зустановича Райбштейна». В 1910 году имущество перешло во владение потомственных дворянок Антонины Федоровны и Наталии Федоровны Анненковых.
В книге Уголовный розыск Петроград-Ленинград-Петербург упоминается: «Первый в России питомник служебно-розыскного собаководства появился в Петербурге в 1909 году на Черной речке, 49».
Ввиду отсутствия серьезных перепланировок и перестроек, здание сохранило объемно-пространственное и планировочное решение. Архитектурно-художественное решение также сохранилось без каких-либо существенных изменений, за исключением купола-ротонды с круглой верхней беседкой, по видимости, разрушенного еще в годы Великой Отечественной войны.
Сохранилась комплексная отделка интерьеров: покрытие пола площадок парадной лестницы и вестибюля метлахской плиткой с рисунком, штукатурные тяги и профилированные рамы штукатурных филенок и зеркал, витражное оконное заполнение, конструкция лестниц и лестничные ограждения, сводчатые перекрытия объемов лестниц, а также декоративно-художественная комплексная отделка в квартирах, в том числе, с изразцовыми печами.
Сейчас здание используется как жилой многоквартирный дом.
Владельцем участка под № 51 в 1902 году числится Поршнев Дмитрий Иванович, потомственный почетный гражданин, гласный Санкт‑Петербургской городской думы, староста церкви Николая Чудотворца.
В 1902 году техником-архитектором из Дрезденского Королевского политехникума Меером Давидовичем Розензоном разработан проект постройки пятиэтажного каменного лицевого дома, который был осуществлен с небольшими изменениями в декоре фасада.
В советские годы в здании располагалась Механическая фабрика-прачечная № 11. В 1981 году проведен капитальный ремонт. Сейчас здание используется как жилой многоквартирный дом.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Чёрная речка — одна из тех рек Петербурга, которые не входят в состав дельты Невы. Это приток Большой Невки, расположенный в Приморском районе. Берега её застраивались преимущественно в советское время. В Ленинграде Чёрная речка и Новая Деревня считались одним из лучших районов города, хотя на тот момент и улицы были более тихими.
Для того, чтобы было более понятно, где что расположено, прилагаю фрагмент карты.
Как ни странно, но прогулку по Чёрной речке лучше начать с устья и идти «против течения». На фото — место впадения Чёрной речки в Большую Невку. Через Чёрную речку перекинут Головинский мост.
Русло реки заворачивает
Вправо отходит Красногвардейский переулок. Кирпичное здание на углу — абразивный завод «Ильич». Памятник самому Ильичу на фотографии виден между деревьями.
Промышленное здание в центре кадра — завод художественных красок. Санкт-Петербургские краски, в советское время считавшиеся лучшими во всей стране (хотя бы со слов моего дедушки), производятся здесь. В подвальном помещении жёлтого двухэтажного дома слева от завода располагается художественный магазин, где эти же краски продаются.
Пешеходный Строгановский мост
На другом берегу — Военно-морская академия (главным фасадом она выходит на Ушаковскую набережную).
Доходный дом П. И. Поршневой на углу Чёрной речки и Старобельской улицы построен в 1906-1907 годах по проекту М. А. Цейля. С недавнего времени является памятником архитектуры.
Ещё один дореволюционный модерновый дом — доходный дом Д. И. Поршнева, построенный по проекту М. Д. Розензона в 1902 году. Тоже памятник архитектуры. Впечатляет высоченная арка и надстроенная над ней мансарда, увенчанная декоративным балконом.
Самое старое здание на Чёрной речке — дача князя Салтыкова, построенная в 1840-е годы с применением готических мотивов.
Ворота усадьбы уже давно не используются по назначению.
Общий вид на дачу Салтыковых.
Сейчас уже трудно подумать, что когда-то усадьба находилась в окружении тихого зелёного парка и была доминирующей постройкой. Времена меняются.
А между тем, усадьба фигурирует в кадре советского фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон».
Слева сейчас расположен вестибюль станции метро «Чёрная речка», открытой в ноябре 1982 года.
Подземный зал станции
Участок Чёрной речки между улицами Савушкина и Школьной по правому берегу и Торжковской улицей и Ланским шоссе по левому — самый оживлённый.
Вид на улицу Савушкина
Правый берег застраивался раньше и располагает типовыми поздними сталинками конца пятидесятых.
Левый же берег застраивался в шестидесятые. Хрущёвками.
Своеобразные ворота Школьной улицы — два симметричных дома постройки примерно 1958 года, у которых над пятым этажом надстроены мансарды для художественных мастерских.
Их же вид в ночное время
В створе Коломяжского проспекта сперва через железнодорожные пути, а затем через Чёрную речку переброшен Коломяжский виадук. На данный момент он построен лишь наполовину.
Здесь проходит железнодорожная ветка Ланская-Сестрорецк-Белоостров. И в непосредственной близости от Чёрной речки на ней расположена станция Новая Деревня. На фото — вид на пути с виадука.
Пассажирское здание доживает последние дни.
За железной дорогой находится ещё одно место, придающее известность Чёрной речке — место дуэли Пушкина с Дантесом. Именно по причине его близости к Чёрной речке памятник Александр-Сергеичу стоит на станции метро
Возвращаемся к Чёрной речке. В её верхнем течении находится самый глухой участок. Впрочем и само верхнее течение представляет собой довольно жалкое зрелище. Вода обильно загрязнена мусором (под виадуком поставлена запруда для мусора). С постройкой виадука этот участок был несколько облагорожен, в частности, сделаны гранитные берега.
А также, в качестве одного из съездов с виадука построен новый мост в створе Карельского переулка.
Вид на Карельский переулок
А вот дальше — самый грязный участок реки. Обилие мусора здесь таково, что при бросании камушка в реку он падает как на твёрдую поверхность.
Здесь находится железнодорожный мост через Чёрную речку.
Вид в сторону станции
Пешеходный мост, ведущий из жилого квартала к проходной Северного завода
Дома Поршневых на набережной Чёрной речки признали памятниками
Дома Поршневых на набережной Чёрной речки признали памятниками
В Приморском районе города жилые здания включили в список объектов культурного наследия.
В четверг, 28 мая, стало известно, что два дома Поршневых на набережной Чёрной речки в Петербурге причислили к региональным памятникам. Соответствующее распоряжение подписал глава КГИОП Сергей Макаров, сообщили «Форпосту» в ведомстве.
Речь идёт о владениях Пелагеи и Ивана Поршневых. Глава семьи происходил из крестьян Олонецкой губернии, он был обувщиком, но позже увлёкся кирпичным делом. Владел двумя кирпичными заводами в Шлиссельбургском уезде.
Семье принадлежало несколько участков на набережной Чёрной речки, в том числе дома №№49 и 51. Именно их включили в список объектов культурного наследия регионального значения.
Здания сохранили свой архитектурно-художественный облик без каких-либо серьёзных изменений. Сейчас они используются как многоквартирные жилые дома.
Напомним, в апреле КГИОП отказался признавать памятником культуры станцию метро «Площадь Ленина». Заявку о включении её в перечень исторических объектов рассматривали в течение пяти месяцев.
Набережная черной речки 51 история дома
И да, действительно, Вы правы, с верхних пяти этажей торца дома через крыши домов по Матроса Железняка виден сквер на месте дуэли Пушкина.
Александр, да жили. В 32 й квартире. 61 дома. Вот:
Известный композитор взывает о помощи: придя в редакцию «НВ», он рассказал, что родная дочь разлучила его с горячо любимой женой – народной артисткой России Марией Пахоменко
В редакцию он приехал на такси. Причем сделав большой круг: являясь многолетним читателем «НВ», Александр Наумович как-то не обратил внимания на то, что полтора года назад редакция переехала с Большой Морской на Каменноостровский…
Показать полностью.
Помня о том, как в феврале Мария Пахоменко, страдающая болезнью Альцгеймера (потеря памяти), заблудилась в родном городе, автор этих строк первым делом поинтересовался:
– Как здоровье Марии Леонидовны?
– Прочтите вот это, и вы узнаете…
Текст, набранный на компьютере, был озаглавлен: «Жиголо, или Как умирает народная артистка России Мария Пахоменко».
Вопрос публикации подобных обращений – не простой, часто требующий предварительных разбирательств, объяснил я Александру Наумовичу.
– Смотрите, не опоздать бы, – возразил он…
Конечно же, «НВ» и меня лично не мог не волновать вопрос безопасности композитора: если серьезные угрозы в адрес Колкера, о которых помимо прочего написал композитор, поступали ранее, то не будут ли они исполнены после публикации?
– Произойдет это до публикации или после, для меня не так уж и важно. Тем более что мне почти 80 лет, – только и сказал Александр Наумович.
Так что же заставило известного композитора обратиться в «НВ».
«Жиголо, или Как умирает народная артистка России Мария Пахоменко»
«Жиголо (он же гражданин Израиля Александр Беляев) нашел в интернете себе невесту – нашу дочь Наталию Пахоменко. И не важно, что Наташе 53 года, а ему 55 лет. Интернетная «любовь» Беляева «запылала» ярким огнем. Мгновенно созрел дерзкий план: пообещав Наташе замужество, прикинув, что родители будущей невесты Мария Пахоменко и композитор Александр Колкер – люди известные, а стало быть, зажиточные, новоиспеченный жених кинулся в Санкт-Петербург. Невесте он представился ученым-генетиком с мировой известностью и пообещал (все на словах): жениться на ней в Праге или в Вене, свозить ее в Париж, Лондон, Мадрид, Рим, Пекин, Нью-Йорк и т. д., подарить шикарное авто. Но, дескать, это все потом. А что же сейчас? Сейчас гражданин Израиля влез без всякого на то разрешения в квартиру № 32 в доме № 61 по набережной Черной речки, где проживают наша внучка и дочь, и вот уже полгода не знает никаких забот. Он забрал в свое пользование скромный автомобильчик дочери Mikro Nissan, безбедно и с отличным аппетитом жил все лето на нашей даче в Усть-Нарве вместе с «невестой» (любовь!). Чтобы было «привольнее отдыхать», да еще с таким «перспективным» женихом, моя дочь (преподаватель Университета культуры) выгнала меня с дачи, предварительно обчистив мои карманы – ведь скоро у жениха день рождения! Сопротивляться? Но мне же почти 80 лет, а несколько лет тому назад в мой дом пришла страшная, неизлечимая болезнь. Пахоменко Мария Леонидовна… является инвалидом I группы и наблюдается в СПб ГУЗ «Психоневрологический диспансер № 4» в связи с болезнью Альцгеймера. (Низко кланяемся заботливым, высококвалифицированным врачам, особенно Елене Юрьевне Андреевой и главврачу ГУЗ № 4 Марине Владимировне Романовской. Если бы Мария Леонидовна Пахоменко не имела возможности постоянно наблюдаться и лечиться у них, то она не дожила бы до этих дней.) В 2008 году я перенес тяжелую операцию на сердце, которую блистательно сделал профессор Михаил Леонидович Гордеев.
Моя профессия позволяла несколько лет находиться рядом с любимой, но больной женой, взяв на себя все домашние заботы: стирка, продукты, готовка питания, уборка квартиры (мы прожили в законном браке с моей Машенькой 54 года). Мы не расставались ни на секунду. Жители нашего района приветливо улыбались, завидев нашу парочку. Отдав дочери и внучке 3-комнатную квартиру, мы с женой прожили всю жизнь в кооперативной однокомнатной квартире (17 кв. м), зато рядом с дочерью и внучкой.
Теперь о главном. Жиголо с нашей дочерью, все еще невестой, задумали и осуществили коварный план: они буквально выкрали у меня жену, благо их 3-комнатная квартира позволяла поставить кушетку! И сколько я ни старался вернуть Машеньку к себе – ничего не вышло. Смертельно больная Мария Пахоменко остается в квартире № 32 с дочерью и новым «родственником». Остается без лекарств, без воздуха, без необходимого питания. Наконец, без моей заботы. С 9 утра до позднего вечера она одна находится в квартире, и прорваться к ней я не могу. Жиголо даже пригрозил мне расправой, если я пойду к дверям ЕГО кв. № 32. Я вызвал наряд полиции, но они отказали мне в просьбе вернуть жену. Дескать, это не их дело. Я вызвал две бригады «скорой помощи» – кардиологов и психиатров. Они осмотрели Марию. Сообщили мне (меня к жене не пустили), что М. Пахоменко весит сейчас 38 кг и в какой из квартир она закончит свой жизненный путь, в 30-й с мужем или в 32-й с дочерью, – это не так уж и важно… Сколько я их ни умолял… Жену мне не вернули. Чтобы не вернуть Машеньку ко мне в кв. № 30, где она опять смогла бы наблюдаться врачами и получать необходимые лекарства, Жиголо с невестой «объяснили» и полиции, и врачам «скорой помощи», что я избиваю до смерти свою жену и даже сломал ей 7 ребер. Но ни одного документа, подтверждающего их клевету, они врачам предъявить не смогли… (…) Я обращаюсь к губернатору Петербурга господину Георгию Полтавченко, прошу вас: помогите прекратить произвол. Ленинградцы! Помогите мне вернуть мою жену! Мою Машеньку! (Обращение к ленинградцам приписано рукой. – Прим. ред.).
Кто же еще может помочь композитору? Конечно, декан эстрадного факультета Виктор Лебедев, у которого работает Наталия Пахоменко. Ведь мы с ним дружны много, много лет, и он своим авторитетом может поставить на место педагога, клевещущего на отца и содержащего тяжело больную мать вместе с жиголо и собакой.
Заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин Карелии композитор Александр Колкер».
Текст письма приведен с незначительными сокращениями, стилистика сохранена